Каталог :: Предпринимательство

Реферат: Основы предпринимательской деятельности

                                СОДЕРЖАНИЕ                                
     Введение................................................................3
1.Сущность и цели предпринимательства..........................................4
     2. Организационно-правовые формы предприятий..........................7
     2.1 Индивидуальные частные предприятия..................................7
     2.2 Товарищества........................................................8
     2.3 Акционерное общество................................................9
     2.4 Государственные  предприятия.......................................12
     3. Приватизация в России...............................................16
     3.1 Этапы приватизации в России........................................17
     Заключение.............................................................21
     Список использованной литературы.......................................22
                                 Введение                                 
Тема предпринимательства интересна и очень важна для настоящего времени. Все
цивилизованные страны обязаны своим благополучием не командно-
административной, а рыночной системе хозяйства, мощным двигателем
экономического и социального развития которой является предпринимательство.
Как показывает мировой опыт, без свободы рыночной экономики, без
самодеятельного производителя, без предпринимательской активности никакое
процветание невозможно.
Отечественное предпринимательство имеет свою историю, которая была прервана
более чем на 70 лет. В посткоммунистической России новые формы хозяйственной
жизни еще только пробивают себе дорогу сквозь завалы и буреломы, оставленные
рухнувшей командно-административной экономикой. Как никогда ранее страна
нуждается в тех людях, которые, вобрав в себя лучшее из мировой и
отечественной практики, начали бы трудную, но плодотворную работу по созданию
действительно эффективной экономики.
Именно предпринимательство, которое ассоциируется с понятиями "динамизм",
"инициатива", "смелость", обращает в реальность многие интересные идеи,
способствует прогрессу.
Для выхода из кризиса и ускорения экономического роста, для преодоления
уравниловки и ее отрицательных социально-экономических последствий важно не
глушить предпринимательство, а создавать все благоприятные условия для его
функционирования и развития.
Переход к рыночной экономике, появление  большого разнообразия
организационно-правовых форм предприятий обусловили  потребность в новых
подходах к организации и технологии торговых процессов, широкому развитию
частной инициативы и предпринимательства.
1.     Сущность и цели предпринимательства
Предпринимательство – неотъемлемая часть хозяйственной деятельности
руководителей и специалистов предприятий. Коммерческих и финансовых
организаций. Однако до самого последнего времени эта важнейшая функция
управления экономикой очень слабо освещалась не только в российской, но и в
зарубежной литературе. Наука стороной обошла этот активный вид человеческой
деятельности, отдав его на откуп народному творчеству.
С целью оказать помощь предпринимателям американские специалисты Роберт
Хизрич и Майкл Питерс написали серию книг под общим названием
«Предпринимательство» - некоторое подобие учебника для начинающих. При этом,
как отмечают авторы, они столкнулись с отсутствием четкого определения этого
понятия.
Что такое предпринимательство? Изучив вопрос, начиная со средних веков,
Хизрич и Питерс пришли к выводу что «предпринимательство – это процесс
создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель – это
человек, который затрачивает на это все силы, и берет на себя весь. риск,
получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым». Подобное определение
с явной окраской романтизма вряд ли дает достаточно точное  представление о
предпринимательстве, особенно в России 90-х годов.
Главная задача всякого предпринимателя, которая заключается в получении дохода
на вложенный труд и капитал, - это житейская проза, а отнюдь не романтика.
[1]
В Законе Российской Федерации «О предприятии и предпринимательской
деятельности» отмечается, что «предпринимательская деятельность
(предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную
деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли».
Вероятно, справедливо, что этот закон не применяется по отношению к
юридическим лицам, гражданам и их объединениям, занимающимся деятельностью,
не преследующей цели получения прибыли.
Предпринимательская деятельность в этом Законе взаимосвязана с деятельностью
предприятия, вследствие чего «статус предпринимателя приобретают посредством
регистрации предприятия». Однако в Гражданском кодексе РФ предусматривается
индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического
лица, которая осуществляется в рамках общих правил предпринимательства,
регулирующих деятельность юридических лиц.    В современном мире
пред­приниматель — это человек, способный понять перспективу и потреб­ности
рынка и сочетать это понимание со знаниями в области управ­ления
производством и использованием производственных ресурсов в расчете на
получение дохода.
Открыть свое дело предприниматель может в любой сфере экономи­ки, приносящей
доход. Наиболее привлекательными из них, с точки зре­ния предпринимателя,
можно считать:
ü      производство;
ü      коммерцию;
ü      финансы;
ü      интеллектуальный комплекс.
Главное содержание предпринимательства в сфере производства заключается в
нахождении и формировании спроса на продукты (выполненную работу, оказанные
услуги) и удовлетворении его путем изготовления (создания) и продажи
продуктов (выполненных работ, оказанных услуг) в качестве товара.
Безразлично, сам ли предприниматель организует производство этих товарок или
выступает в качестве посредника между производителем и потребителем.
Отличает предпринимательскую деятельность от других некоммерческих структур,
- это прибыль, получаемая как разница доходами и затратами предпринимателя.
Предприниматель не обязательно должен быть собственником предприятия, поэтому
надо отличать доход предпринимателя от дохода собственника.
Дивиденд на акции, процент по депозитам, арендная плата за землю есть доход
на собственность. Но этот доход образуется только потому, что его выплачивает
предприниматель из своего дохода. Получив в свое распоряжение заимствованнную
собственность, предприниматель дейст­вует на рынке: организует выпуск новой
продукции, налаживает эффек­тивные коммерческие связи, пускает в оборот чужой
капитал, извлекает из этого прибыль для себя.
Собственник на рынке - фигура пассивная; предприниматель же, наоборот,
активный агент рынка, который формирует и развивает про­изводство, -
устанавливает рыночные связи.
Не каждый субъект рынка, в том числе бизнесмен, может быть назван в полной
мере предпринимателем. Таковым нельзя, к примеру, считать рантье, отдающего
капитал банку под проценты, или владельца фирмы, которая из года в год
производит один и тот же товар (предоставляет одни и те же услуги). Эти
субъекты осуществляют не предприниматель­ские, а репродуктивные функции, но в
обыденной жизни часто называ­ют предпринимателями всех, кто занят бизнесом.
В строгом смысле слова предпринимателями являются только дело­вые люди,
поведение которых на рынке отличается поисковым характе­ром. Поиск нового,
организация работы персонала предприятия, направ­ленная на выявление новых
возможностей для хозяйственной активнос­ти, освоение новых рынков, переход к
производству новых товаров и услуг - это и есть предпринимательская
деятельность.
Совершенно не обязательно, чтобы предприниматель лично занимал­ся всеми
проблемами предприятия. Выполнение отдельных задач может быть делегировано
другим лицам. Предприниматель должен быть источником и руководителем
творческой активности и предприимчивости работников предприятия.
Безусловно, следует отличать предпринимательство от менеджмента, а
предпринимателя от управляющего. Предприниматель самостоятельно действует на
свой страх и риск и под свою ответственность (в том числе имущественную).
Менеджером может быть наемный работник, органи­зующий реализацию задач,
поставленных предпринимателем. Он несет меньшую имущественную ответственность
за свои действия, чем владе­лец предприятия — предприниматель. Конечно, в
настоящее время, когда коммерческая деятельность по­лучила широкое
распространение, разделение на менеджмент и пред­принимательство в
значительной степени условно. Предприниматель не всегда является
собственником капитала, но почти всегда он ме­неджер в той или иной степени.
Фирмы, стремящиеся к развитию, все чаще используют предприни­мательский стиль
управления, который принимает форму предпринима­тельского менеджмента. Фирмы,
которые уделяют недостаточное вни­мание предпринимательству, теряют позиции
на рынке из-за недоста­точной гибкости управления и производства.
.
     

Предприниматель

Товары и услуги

Доход (интересы)

Развитие бизнеса

Престижные цели

Рис. .1. Цели предпринимательства Побеждает тот, кто быстро реагирует на запросы общества, расширя­ет участиена рынке за счет внедрения новых технологий и освоения на рынке за счет внедрения новых технологий и освоения производства пользующихся спросом товаров. Сегодня в мире крупного бизнеса крепнет убеждение, что рассчитывать на успех можно только в том случае, если чувствовать себя предпринимателем. Среди наиболее важных целей предпринимателя - производство товаров и услуг, доход, престиж, развитие бизнеса. Как показано на рис.1, все эти цели взаимосвязаны 2. Организационно-правовые формы предприятий Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы предприятия. Выбор формы за­висит частично отличных интересов и профессии предпринимателя, но в основном определяется объективными условиями: сфера деятельности; наличие денежных средств; достоинство тех или иных форм предприятий; состояние рынка. Форма предпринимательства — это система норм, определяющая внутренние отношения между партнерами по предприятию, с одной стороны, и отношения этого предприятия с другими предприятиями и государственными органами — с другой. Существуют следующие основные формы предпринимательства: [2] ü индивидуальные частные предприятия; ü товарищества; ü акционерные общества; ü государственные предприятия. 2.1 Индивидуальные частные предприятия Индивидуальное предпринимательство. Частное предпринимательство – предпринимательство частного лица, который ведет дело за свой счет, лично занимается управлением, самостоятельно принимает решения и несет неограниченную ответственность всем своим имуществом. Как правило сферами частного предпринимательства выступают: 1. Фермерство; 2. Местная розничная торговля; 3. Местная сфера услуг. Частное предпринимательство способствует развитию инициативы, деловой активности самостоятельности и независимости населения. Единоличное управление деятельностью обеспечивает быструю реакцию на изменение среды и гибкость в принятии решений. В качестве слабых сторон можно выделить: 1. Финансовая ограниченность (сложность в привлечении капитала, невозможность снижения издержек за счет крупных поставок) 2. Ограниченность человеческих способностей (нехватка времени и знаний для осуществления всех функций управления, что вызывает потребность в дорогостоящих консультациях; проблема использования выходных дней, больничных листов и отпусков) 3. Хозяйственная деятельность зависит от активности одного человека, что может вызвать затруднения в заключении долгосрочных сделок. Частное предпринимательство может осуществляться в следующих организационно- правовых формах: - Индивидуальная трудовая деятельность без образования юридического лица; - Общество с ограниченной ответственностью на праве единоличного владения. Партнерские формы предпринимательства. Партнерства – объединение усилий и средств индивидуальных предпринимателей, когда два или более лиц совместно занимаются предпринимательством в целях извлечения прибыли. В качестве партнерств можно рассматривать.
  1. Хозяйственные товарищества:
- полное товарищество; - товарищество на вере;
  1. Хозяйственные общества:
- общества с ограниченной ответственностью; - общества с дополнительной ответственностью; 3. Производственный кооператив 2.2 Товарищества Хозяйственные товарищества создаются в форме: ü полного товарищества; ü товарищества на вере (коммандитного товарищества). Полное товарищество. Полным товариществом признается объединение двух предпринима­телей (предприятий) и более. Создаваемое ими предприятие путем за­ключения договора предусматривает осуществление совместной пред­принимательской деятельности и полную (неограниченную) ответствен­ность принадлежащим имуществом пообязательствам товарищества. Представительство и действия от имени полного товарищества любо­го из его участников признаются деятельностью самого товарищества, если иное не предусмотрено учредительными документами товарищест­ва. Изменение состава участников полного товарищества влечет за собой его прекращение. Товарищество на вере (командитное товарищество) Товариществом на вере (или командитным, т. е. смешанным, товари­ществом) признается объединение, в котором в соответствии с учреди­тельным договором о создании товарищества один или несколько его действительных членов несут полную (неограниченную) ответствен носи, по обязательствам товарищества всем принадлежащим им имуществом, а остальные члены-вкладчики несут ответственность, связанную с де­ятельностью товарищества, в пределах принадлежащей им доли капита­ла товарищества, включая неоплаченную ими часть своего вклада. Смешанное товарищество, как и полное, может быть создано:[3] ü без учреждения нового юридического лица — в таком случае вклады участников товарищества отражаются на балансе одного из действитель­ных членов товарищества; ü с учреждением нового юридического лица и с обособленным иму­ществом — в таком случае вклады участников отражаются на балансе товарищества. Представительство и действия от имени полного или смешанного то­варищества любого из действительных его членов признаются деятель­ностью самого товарищества, если иное не предусмотрено учредитель­ными документами товарищества. Собственное наименование полного и командитного товариществ должно включать слова "полное (командитное) товарищество", фами­лию или название одного или нескольких действительных членов това­рищества. В случае если в наименовании полного товарищества указаны не все его участники, оно должно содержать слова "и компания" или иные слова, указывающие на наличие других участников. Для образования товарищества достаточно двух учредителей: один из них может быть директором, другой - главным бухгалтером с пра­вом подписи. Для регистрации товарищества нужны протокол учре­дительного собрания и учредительный договор. В протоколе фикси­руется согласие между сторонами о создании предприятия, определя­ется вид деятельности, название предприятия, устанавливается его адрес. В учредительном договоре определяются взносы сторон в ус­тавный капитал предприятия, распределение дохода и степень ответ­ственности договаривающихся сторон. Избирается руководство пред­приятия: директор, его заместители, главный бухгалтер. На основе протокола учредительного собрания и договора составляется устав предприятия по стандартному образцу, единому для всех форм и ви­дов предприятий и предпринимательства. 2.3 Акционерное общество Хозяйственные общества могут быть трех видов: общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью и акционерное общество. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли определенных размеров в соответствии с учредительными документами. В фирменном названии должны быть указаны слова «с ограниченной ответственностью». Это, означает, что учредители не отвечают по обязательствам общества и их риск потерь ограничивается только потерей имущества, переданного в виде вклада в уставный капитал. Законодательство рассматривает уставный капитал ООО в качестве минимального размера имущества, которое гарантирует интересы кредитора. Минимальный размер уставного капитала должен быть: 1) не менее 100 МРОТ; 2) может быть учтен взнос не только в виде денежных средств, но и в виде имущества, оцененного независимым экспертом; 3) не допускается освобождения учредителей от внесения вкладов; 4) на момент регистрации уставный капитал должен быть оплачен не менее чем на половину, оставшаяся часть должна быть оплачена в течение года. Если этого не произошло, то ООО должен уменьшить уставный капитал по фактическому размеру, либо заявить о ликвидации. 5) увеличение уставного капитала допускается только после внесения всей суммы. 6) Если стоимость чистых активов меньше 100 МРОТ, то ООО ликвидируется. ООО в отличие от хозяйственных товариществ может быть учреждено одним лицом или иметь одного участника. Высший орган ООО - собрание его участников. Исполнительный орган может быть коллективным или единоличным. Эта форма создается для осуществления деятельности сопряженной со значительным коммерческим риском как в малом, так и в крупном бизнесе. Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) регулируется по правилам деятельности ООО, но с определенными особенностями. Особенность ОДО заключается в том, что ответственность участников по его обязательствам не ограничивается размером первоначального вклада в уставный капитал, а участники несут субсидиарную ответственность (то есть право взыскания неполученного долга с другого обязанного лица, если первое лицо не может его внести) по его обязательствам в одинаковом для всех кратном размере к величине первоначального вклада. Кроме того, при банкротстве одного из участников ответственность по обязательствам распределяется между остальными членами общества. Особое место в системе организационно – правовых форм принадлежит акционерным обществам (АО). В соответствии с законом РФ «Об АО» (1995г.). АО признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное количество долей, каждая из которых выражена ценной бумагой (акцией), удовлетворяющей обязательственным правам участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Выделяют 2-е формы АО: открытое акционерное общество (ОАО) и закрытое акционерное общество (ЗАО). Открытое акционерное общество (ОАО). Для ОАО характерно наличие права проводить публичную подписку. Акционеры могут отчуждать акции без согласия других акционеров, число акционеров не ограничено, открытость общества гарантируется через ежегодные публикации отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков. Закрытое акционерное общество (ЗАО) не вправе проводить открытые подписки. Число акционеров должно быть менее 50, а если более, то общество преобразуется в открытое. Для ЗАО уставный капитал должен быть не менее 100 МРОТ. ОАО выпускает обыкновенные (простые) и привилегированные акции, которые отличаются по составу прав. Обыкновенные акции предоставляют ее собственнику право голоса на общем собрании, право на получение дивидендов, при ликвидации общества право на получение части имущества. Собственники привилегированных акций не имеют право голоса на общем собрании (за исключением случаев ликвидации и особо важных вопросов), но имеют возможность получать фиксированный дивиденд. Последнее время большое распространение получили конвертируемые привилегированные акции, собственники которых имеют право в обмен на привилегированные акции получить определенное количество обыкновенных акций. Уставом так же может быть предусмотрено, что невыплаченный или не полностью выплаченный дивиденд накапливается и выплачивается в последствии с помощью кумулятивных привилегированных акций. Значительным преимуществом АО по сравнению с другими формами является стабильность. Например, в полном товариществе выход одного участника может привести к прекращению товарищества в целом. Акционер, при выходе из АО, не требует никаких выплат, и капитал АО остается неизменным. Высшим органом управления АО является общественное собрание. В его компетенцию входит решение таких вопросов как внесение изменений и дополнений в устав АО, ликвидация общества, определение числа акционеров и акций, увеличение и уменьшение уставного капитала, утверждение годового отчета, баланса и др. Общее руководство осуществляет совет директоров (наблюдательный совет), а текущая деятельность осуществляется единоличным исполнительным органом. Одним из существенных недостатков АО является концентрация власти, в том числе и финансовой, что часто ведет к злоупотреблению Акционерное общество (АО) — форма предприятия, средства которо­го образуются за счет объединения капитала, выпуска и размещения ак­ций. Различие между обществом с ограниченной ответственностью и АО состоит главным образом в том, что в первом случае объединяются люди (предприниматели) для совместной работы, а во втором случае объеди­няется прежде всего капитал для его совместного использования. В обо­их случаях участники общества несут ответственность за результаты де­ятельности, ограниченную своими вкладами. АО создается на основе добровольного соглашения юридических и физических лиц (в том числе иностранных), которые объединяют свои капитал и ставят целью извлечение прибыли путем удовлетворения об­щественных потребностей в их продукции. Акционерное общество: ü является юридическим лицом; ü несет имущественную ответственность перед кредиторами; ü располагает имуществом, полностью обособленным от имущества отдельных акционеров; ü владеет наличным акционерным капиталом, разбитым на части (ак­ции). Предприятия акционерного типа получают следующие преимущества: ü способность привлекать дополнительные инвестиции путем выпуска акций; ü ограничение ответственности партнеров-акционеров стоимостью ак­ций при общем экономическом интересе; ü снижение предпринимательского риска; ü облегчение перехода капитальных средств из отрасли в отрасль. АО функционирует обычно бессрочно, если иное не предусмотрено его уставом. Передача доли собственности осуществляется посредством продажи акций (иногда в учредительных документах может указываться иной порядок). Появление дополнительных владельцев акции оговари­вается уставом. Функцию управления выполняет правление, которое сообща выби­рает исполнительные органы: директора, его заместителей, главного бух­галтера и др. Уставный капитал АО представляет собой определенную сумму денег, состоящую из взносов акционеров. Размер уставного капитала опреде­ляется учредителями общества исходя из потребностей в денежных и иных средствах для начала его деятельности. Общество несет ответст­венность перед кредиторами не только на величину уставного капитала, но и на стоимость всего имущества. Уставный капитал в момент учреждения общества должен состоять из оговоренного числа акций, кратного 10, с одинаковой номинальной сто­имостью. Обычно устанавливается нижняя граница уставного капитала, которая, например, в России середины 90-х гг. не могла быть менее 100 млн. руб. Вкладом участника общества могут быть денежные средства в рублях и иностранной валюте, а также здания, сооружения, оборудование и дру­гие материальные ценности, ценные бумаги, включая изобретения, па­тенты, права пользования землей, водой и другими материальными ре­сурсами. Стоимость имущества определяется общим собранием участ­ников. В обществе также создается резервный фонд, который должен быть не менее примерно 15% уставного капитала. Формирование резервного фонда осуществляется путем ежегодных отчислений до достижения фон­дом размера, указанного в учредительных документах. Размер ежегод­ных отчислений, как правило, не может быть менее 5% суммы чистой прибыли. Имущество АО может превосходить уставный капитал или быть рав­ным ему. Законодательные нормы часто предусматривают необходимость превышения стоимости имущества над уставным капиталом (в против­ном случае может быть ограничено распределение прибыли между акци­онерами). Если АО в данном году понесло финансовые убытки, привед­шие к уменьшению имущества, то в следующем году общество должно использовать часть прибыли для достижения указанного в уставе соот­ношения. Уставный капитал АО образуется через публичную подписку на акции или распределение акций среди учредителей. В первом случае образуется открытое АО, во втором случае — закры­тое. Акции открытого общества могут переходить от одного лица к дру­гому без согласия других акционеров. Акции закрытого общества распределяются среди его участииков. В настоящее время наибольшее рас­пространение получил второй вариант. Передача акций членов АО за­крытого типа другому лицу осуществляется только при согласи членов общества. Для образования АО законодательные акты большинства стран тре­буют оплаты не всего акционерного капитала, а только его части, но не менее 50%. Остальная часть капитальных средств может быть внесена через определенное время, например в течение года. Изменение устав­ного капитала может происходить в сторону как его увеличения, так и уменьшения. Увеличение уставного капитала достигается обычно выпус­ком новых акций или увеличением номинальной стоимости акций. Уменьшение уставного капитала происходит за счет снижения номиналь­ной стоимости акций или выкупа части акций у их владельцев с дальней­шим аннулированием. АО вправе создавать на территории Российской Федерации и за рубе­жом филиалы и представительства. Последние наделяются основными и оборотными средствами за счет имущества общества и учитываются на его отдельном балансе, а также на самостоятельном балансе филиалов. Руководители филиалов и представительств действуют на основании доверенности, полученной от АО. Управление акционерным обществом Органы управления акционерным обществом могут иметь 2- и 3-звенную структуру. Структура, состоящая из двух звеньев, включает в себя правление и общее собрание акционеров; 3-звенная структура дополни­тельно включает в себя наблюдательный совет. Общее собрание акционеров позволяет реализовать право управления членов АО, владеющих простыми акциями. Количество принадлежащих акционеру простых акций определяет и количество голосов на общем собрании. Собрание правомочно решать такие вопросы, как определе­ние генеральной линии развития общества, изменение устава, создание филиалов и дочерних предприятий, утверждение результатов деятельно­сти АО, избрание правления, определение размера дивидендов на каж­дую акцию. Правомочность общего собрания определяется в различных странах по-разному, но, как правило, простым большинством: 50% голосов плюс 1 акционер. Наиболее важные решения могут приниматься не простым большинством голосов, а, например, 3/4 голосов. Обычно собрание ак­ционеров созывается не реже одного раза в год. Правление (совет директоров, административный совет) осуществля­ет руководство текущей деятельностью общества и его представительст­во во внешних организациях. В компетенцию правления входят: ü заключение сделок; ü счетоводство, оперативное управление деятельностью; ü подготовка и реализация мероприятий по финансированию и креди­тованию; ü составление отчетов. Для административного руководства правлением выбирается один или несколько председателей (директоров), полномочия которых могут быть достаточно широкими. Наблюдательный совет является органом, контролирующим деятель­ность правления. В отдельных странах он выполняет часть функций, возложенных на общее собрание. Член наблюдательного совета не может од­новременно быть членом правления. На наблюдательный совет могут возлагаться функции назначения и смещения членов правления. Контроль за деятельностью исполнительной дирекции (директора) осуществляется ревизионной комиссией, создаваемой собранием акци­онеров. Члены дирекции или директор не могут быть членами ревизион­ной комиссии. Ревизионная комиссия проводит ревизии по поручению правления, по собственной инициативе либо по требованию акционе­ров, составляя заключения по годовым отчетам и балансам. Без заклю­чения ревизионной комиссии баланс общества утверждению собранием акционеров не подлежит. Внешняя проверка финансовой и хозяйственной деятельности об­щества в целом осуществляется финансовыми органами, аудиторски­ми службами, а в случае необходимости и другими государственными органами в пределах их компетенции. Прекращение деятельности общества происходит путем его реорга­низации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразо­вания) или ликвидации. При реорганизации общества вносятся необхо­димые изменения в учредительные документы и реестр государственной регистрации, а при ликвидации вносится соответствующая запись в ре­естр. Реорганизация общества влечет переход прав и обязанностей, при­надлежащих обществу, к его правопреемникам. При ликвидации общества назначается ликвидационная комиссия, к которой переходят полномочия по управлению делами общества. Име­ющиеся у общества денежные средства, включая выручку от продажи его имущества при ликвидации, направляются для: ü расчетов с бюджетом; ü оплаты труда работников общества; ü выплат кредиторам; ü выполнения обязательств перед держателями облигаций, выпущен­ных обществом. Остальная часть денежных средств распределяется ликвидационной комиссией между участниками общества в порядке, предусмотренном законодательными актами и учредительными документами. Имущество, переданное обществу участниками в пользование, возвращается в преж­ней форме. 2.4 Государственные предприятия Государственные и муниципальные предприятия — это такие про­изводственные (в широком смысле слова) образования, которые создаются государством и органами местного самоуправления, на­деляются ими необходимыми средствами и на коммерческих прин­ципах действуют в соответствии с теми целями и задачами, кото­рые для них определяют учредители.[4] Унитарный означает единый, не разделенный на части. Следо­вательно, государственное и муниципальное унитарное предпри­ятие — это такая создаваемая государством и органами местного самоуправления коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепленное за ней собственником иму­щество. Иными словами, это имущество не может быть распреде­лено по вкладам, долям, паям, в том числе между работниками предприятия. В унитарной форме могут создаваться только госу­дарственные и муниципальные предприятия. Имущество, которым наделяются такие предприятия, нахо­дится соответственно в государственной или муниципальной собственности, и принадлежит предприятиям на праве хозяйст­венного владения или оперативного управления. Органом уп­равления унитарного предприятия является руководитель, на­значаемый собственником (либо уполномоченным собственни­ком органом). Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия если иное не предусмотрено. В равной мере и предприятие такого типа не отвеча­ет по долгам собственника имущества. В составе государственных предприятий есть такие, которые, будучи образованными на баз федерального имущества, функцио­нируют в режиме оперативного управления этим имуществом. Та­кие предприятия называются федеральными "казенными" пред­приятиями. Российская Федерация несет субсидиарную ответст­венность по обязательствам казенного предприятия при недоста­точности его имущества. К возможным негативным сторонам государственных предприятий следует отнести: · отторжение производителя от собственности, ослабление мотивации к труду; · монополизацию экономики, ослабление конкуренции; · меньшую гибкость, невосприимчивость к запросам потреби­телей, медленную перестройку своего производства; · зависимость от ведомств в определении стратегии деятель­ности, выборе руководителя, определении направлений использо­вания прибыли. Опыт стран с рыночной экономикой позволяет утверждать, что государственные предприятия могут эффективно использоваться в системе государственного предпринимательства. Государственное предпринимательство довольно широко пред­ставлено в странах с рыночной экономикой, прежде всего в от­раслях, имеющих особо важное значение для экономики стра­ны, либо в отраслях, требующих больших капитальных вложе­ний и в которых частные и коллективные формы не могут обес­печить для себя достаточную норму прибыли для расширенного воспроизводства. Например, в Великобритании госсектор охва­тывает черную металлургию, добычу угля, средства связи, транс­порт, аэрокосмическую промышленность, снабжение электриче­ством, газом. В целом на госсектор приходится около 25% основ­ного капитала, 40% земли. В некоторых развитых странах госу­дарственные компании являются лидерами среди крупнейших промышленных фирм (например, "Рено" во Франции, "ИРИ", "ЭНИ" в Италии). Однако государственный бизнес выступает в этих странах в формах не ведомственных предприятий, а общест­венных ("публичных") корпораций либо смешанных акционер­ных обществ. Наиболее распространенной формой государственного пред­принимательства является публичная корпорация. Такие корпора­ции создаются по правительственным указам в форме АО, все акции которых принадлежат государству. Такие АО не входят в систему органов государственного управления, они лишь согла­совывают с ними планы своей деятельности и контролируются ими. Управляющие публичных корпораций назначаются государ­ством, однако ни они сами, ни остальной персонал не считаются государственными служащими. В случае необходимости публич­ная корпорация легко преобразуется в смешанное акционерное общество. Частногосударственное предпринимательство. Широкие возможности для участия государства в предприни­мательской деятельности открываются благодаря смешанным фор­мам, акции которых принадлежат и государству, и частным вклад­чикам, определяемых как частногосударственное предпринимательство. Его целью является реализация целей частного предпринимательства (т.е. максимизация прибыли) в направлениях и сферах хозяйственной деятельности, соответствующих целям государственного предпринимательства. В России одной из форм частногосударственного предпринимательства является финансово-промышленная группа (ФПГ) – как совокупность юридических лиц, действующих как основные или дочерние общества либо полностью объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора с целью технологической и экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов, направленных на повышение эффективности деятельности в болльших масштабах (повышение конкурентоспособности, научно-техническое развитие). [5] Участниками ФПГ выступают: 1. Производственные организации; 2. Банки и иные кредитные учреждения. Частногосударственное предпринимательство осуществляется в соответствии с нормами гражданского законодательства, как правило через создание АО или ООО. Такие смешанные компании обладают привелегиями, во-первых, по сравнению с частным предпринимательством: - предоставление субсидий и дотаций; - льготный режим получения импортных лицензий; - гарантированные поставки сырья и полуфабрикатов с других государственных предприятий по твердофиксированным ценам; - экспортные дотации; во- вторых, по сравнению с государственным: - обладают большими возможностями зхаемных средств; - диктат государственных ведомств в управлении нейтрализуется процедурой принятия решения квалифицированным в области рынка большинством. Производственные кооперативы. Это добровольное объединение граждан на основе их членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на личном трудовом и ином участии. Члены производственного кооператива по обязательствам кооператива несут субсидиарную ответственность в размерах и порядке, предусмотренным законодательством. Высшим органом управления является собрание членов ПК, управление текущей деятельностью осуществляется наблюдательным советом. Специфической ОПФ коммерческой организации государственного сектора являются государственные и муниципальные унитарные предприятия. В рамках такой формы выделяются унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления. Унитарные предприятия не являются собственниками закрепленного за ними имущества. В отношении этого имущества предприятия обладают ограниченным вещным правом (полного хозяйственного ведения, правом оперативного управления), поэтому имущество унитарного предприятия является неделимым. Наиболее часто встречающейся разновидностью являются унитарные предприятия, основанные на праве полного хозяйственного ведения. Такое предприятие не в праве продавать находящееся в его ведении имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог или другим способом распоряжения этим имуществом без согласия собственника. Уставный фонд составляет не менее 1000 МРОТ. Учредительным документом является устав. Руководитель предприятия назначается собственником, но на контрактной основе. Собственник имущества не несет ответственности по обязательствам предприятия за исключением случаев, когда действия собственника вызвали банкротство предприятия. Вторым видом унитарных предприятий являются предприятия, основанные на праве оперативного управления. На них распространяется бюджетное финансирование, но зато они имеют меньшую оперативную самостоятельность, так как работают по утвержденному плану. Необходимость таких предприятий вызвано спецификой отраслей: атомная энергетика, оборонная промышленность и т.д. Имущество принадлежит казенному предприятию на праве оперативного управления, то есть оно используется только с согласия собственника. Его деятельность осуществляется в соответствии с планом-заказом. Реализует произведенную продукцию казенное предприятие самостоятельно, но порядок распределения доходов определяется собственником имущества, и прибыль направляется только на финансирование тех предприятий, которые обеспечивают выполнение основного заказа. 3. Приватизация в России В экономической теории и практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации. Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц. Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, – инструментом государственного регулирования долговременного характера. [6] Непосредственными целями приватизации являются: 1) сокращение задолженности государственного сектора; 2) развитие рынка; 3) стимулирование предпринимательства; 4) формирование слоя мелких и средних собственников; 5) расширение индивидуальных свобод; 6) развитие народного капитализма; 7) ослабление профсоюзов. Достижение социальной справедливости, повышение экономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджета не выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде. Разгосударствление и приватизация могут осуществляться на основе: 1) бесплатной передачи собственности; 2) выкупа предприятий на льготных условиях; 3) продажи акций; 4) сдачи предприятий в аренду; 5) продажа мелких предприятий с аукциона по конкурсу и без него. Формы приватизации в развитых странах: 1) продажа предприятий непосредственно в частные руки; 2) выкуп акций государственных предприятий менеджерами; 3) продажа акций работникам предприятий; 4) распространения акций предприятия среди населения; 5) сдача государственных предприятий в аренду; 6) заключение контракта на управление предприятием. Продажа государственных предприятий в частные руки осуществляется путем организации аукционов и конкурсных торгов. Аукцион позволяет стать владельцем предприятия физическому или юридическому лицу, предложившему наибольшую цену. С помощью аукциона государственные предприятия приватизируются в относительно короткие сроки и с существенной финансовой прибылью для государства. В то же время аукционная торговля ограничивает число вероятных собственников, так как только действительно богатые лица могут позволить себе участвовать в аукционах. Владелец предприятия, купленного на аукционе, не ограничен никакими условиями со стороны государства, поэтому волен поступать со своей собственностью, как ему захочется (ликвидировать, перепрофилировать), не согласуясь с интересами общества. Преодолеть этот недостаток аукционных торгов можно с помощью конкурсных торгов. Конкурсные торги – это продажа государственной собственности частным лицам в соответствии с требованиями и условиями, выдвинутыми государством. Но проведение конкурсов увеличивает текущие расходы (содержание специальных комиссий), снижает доходы (более низкая цена приватизации) и требует более длительного времени. Принципы приватизации. Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое одновременно создает предпосылки для реализации других направлений реформы. Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки при переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к «неолиберальной». Обратный переход может сопровождаться процессом деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования. Основным принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ – «не навреди!»[7] Модели приватизации. Можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из них опирается на определенные доводы и аргументы. Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками – «ваучерами». Противники бесплатной модели приватизации выдвигают несколько существенных контраргументов. Во-первых, известно, что все доставшееся бесплатно не ценится людьми и соответственно мало шансов, что появятся собственники способные эффективно использовать собственность. Во-вторых, каким образом определить долю каждого в процессе раздела государственного имущества? И, в-третьих, каким образом оценить всю государственную собственность? Выдвигая эти аргументы они предлагают другую модель – платную приватизацию. Платная приватизация.В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса - продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета. Однако противники указывают, что у широких слоёв населения нет средств для выкупа государственной собственности. В целом денежная приватизация приведет к ещё большему расслоению общества и обострению проблемы социальной справедливости. 3.1 Этапы приватизации в России Можно выделить следующие этапы приватизации:[8] 1. Спонтанный приватизационный процесс (1987-1991гг) – некоторые попытки приватизации принимались ещё в СССР. Так, например, по реформе экономики, намеченной в 1987 году, предполагалось уменьшить число государственных предприятий до 30%, остальные должны были стать акционерными, арендными, кооперативными. 2. Массовая приватизация (1992-1994гг) 3. Постприватизационное перераспределение собственности (концентрация распыленных акций приватизированных предприятий с 1993г как наиболее общий процесс, залоговые аукционы 1995 г, "войны" олигархов в 1997г, переход от наиболее "диких" к легальным процедурным технологиям корпоративного контроля и перераспределения акционерного капитала с 1996г.). По другим критериям выделяют этапы ваучерной и денежной приватизации. Акционирование и ваучерная приватизация. В России задача быстрого ухода государства из сферы непосредственного управления предприятиями решалась с помощью их массового акционирования и ваучерной приватизации в 1992—1994 гг. В короткий срок была создана законодательная база приватизации, где были прописаны ее формы, методы, варианты льгот для всех категорий акционеров, коллективных и индивидуальных собственников. Российский ваучер был неименным, и на нем стоял денежный номинал, рассчитанный по балансовой стоимости совокупных госу­дарственных производственных фондов на 1 июля 1992 г. Это по­зволило без особых трудностей в короткие сроки консолидировать крупные пакеты ваучеров и производить масштабные ваучерные вложения на аукционах по продаже акций приватизированных предприятий. В первичном размещении акций большинства компаний прини­мали участие следующие группы инвесторов: работники и менедж­мент компаний (трудовые коллективы), крупные институциональные инвесторы (банки, инвестиционные фонды и компании, компа­нии-смежники), мелкие инвесторы (граждане и их объединения). Трудовые коллективы на ваучерном этапе получили беспреце­дентные по мировым мерам льготы, что объяснялось стремлением властей провести первичное закрепление прав собственности доста­точно быстрыми темпами и без крупных социальных конфликтов. Поэтому по итогам ваучерного этапа контроль над 75% приватизи­рованных компаний осуществляли внутренние акционеры, и таким образом был создан резерв для неизбежного дальнейшего перерас­пределения капитала. Пакеты трудовых коллективов быстро размы­вались, и уже через год после завершения ваучерной приватизации доля внутренних акционеров в капитале компаний существенно снизилась, а внешних—увеличилась почти вдвое. Крупные институциональные инвесторы проявляли интерес в основном к предприятиям топливно-энергетического комплекса, экс­портным предприятиям (черная и цветная металлургия), торговым компаниям. Большинство же приватизированных компаний, особен­но в обрабатывающих отраслях, стратегического инвестора не по­лучили. Банки, надеясь на крупные спекулятивные доходы, приоб­рели за ваучеры множество пакетов акций компаний, оказавшихся совершенно неконкурентоспособными и требовавших огромных ин­вестиций для рыночной реструктуризации. Однако на ваучерном этапе и некоторое время после него у коммерческих банков не было осмысленной инвестиционной стратегии, если не считать расхожего тезиса о необходимости диверсификации портфелей. Результаты ваучерного этапа оказались более скромными, чем ожидалось. Однако главное все же было достигнуто: в России началось формирование институциональных основ рыночной эконо­мики и наметились вполне определенные тенденции изменения со­циальной структуры на базе формирования частного сектора. К началу 1995 г. корпоративный сектор экономики насчитывал более 25 тыс. акционерных обществ (40 млн. акционеров), причем не менее 10% их акций принадлежали иностранным инвесторам. Уже в середине 1995 г. количество приватизированных предприятий превысило количество неприватизированных, составив соответствен­но 50,5 и 49,5% их общего числа. В 1995 г. весь негосударствен­ный сектор экономики произвел 70% ВВП России. Денежная приватизация. Ваучерную приватизацию, по замыслу, должен был сменить так называемый денежный этап, на котором акции приватизирован­ных предприятий продавались бы стандартными методами, за «жи­вые» деньги. Должен был заработать и фондовый рынок. Фор­мально этап денежной приватизации начался с 1995 г. и имел две основные цели: во-первых, пополнение государственного бюджета, во-вторых, инвестиционная поддержка приватизированных компа­ний. На денежном этапе продажа акций уже не могла быть мас­совой и единовременной. Пакеты должны были выставляться на денежные аукционы постепенно и равномерно, обеспечивая беспе­ребойные денежные поступления в бюджет и инвестиции в разви­тие компаний. Намеченная схема не смогла эффективно заработать, по крайней мере, по трем причинам. Во-первых, на заключительном этапе ваучерной приватизации в целях оживления затухавшего спроса были выставлены на торги и проданы пакеты акций наиболее привлекательных для инвесторов компаний. Во-вторых, у потенциальных инвесторов именно в это время появилась серьезная альтернатива для денежных вложе­ний—рынок государственных ценных бумаг В-третьих, из-за крайне низких темпов денежной приватизации на передний план выдвинулась задача поступлений в бюджет, оттеснив инвестицион­ную целевую составляющую. Итоги и перспективы приватизации. На первоначальном этапе рыночной трансформа­ции устойчиво преобладали мнения, что приватизация как массовая трансакция собственнических прав может быть проведена в сравни­тельно короткие сроки, быстро создаст критическую массу частных собственников и основу стабильного повышения эффективности эко­номики. Иллюзии рассеивались по мере той или иной степени реа­лизации приватизационных программ: на волне приватизации подъе­ма экономики не произошло. Нельзя, однако, полностью согласиться и с распространенным в России взглядом на приватизацию как на ошибочный курс властей, способствовавший развалу экономики. В мировой экономической истории не было еще прецедентов, когда на огромном геополитическом пространстве практически одно­временно и в столь короткие сроки были бы приведены в движе­ние фактически все государственные активы. Процесс такого разма­ха не мог пройти гладко, с абсолютно позитивным или близким к намеченному результатом. Проблемы были неизбежны и в основном могут быть сведены к следующему. Во-первых, несовершенство, неразвитость институтов собствен­ности в переходных экономиках, отсутствие механизмов самона­стройки и компенсации сторонних воздействий позволяют государ­ству в лице чиновничьей номенклатуры фактически сохранять пол­ностью или частично контроль над приватизированными активами. Права новых собственников плохо защищены. Юридическая смена собственности на государственные активы не обеспечивает новому собственнику полной уверенности в правах и не стимулирует по­этому рационального экономического поведения. Таким образом, в переходных экономиках (как, впрочем, и в любых других) прива­тизация выходит далеко за рамки чисто юридического процесса. А потому даже вполне добротная юридическая основа приватиза­ции—это очень важная, но всего лишь часть процесса изменения отношений собственности. Во-вторых, нет никаких гарантий, что вслед за юридическим изменением формы собственности на государственные активы из­менятся сами собой экономические отношения в распределении ре­сурсов. На самом деле регулирование ресурсной базы, как прави­ло, сохранялось в руках государства безотносительно к форме соб­ственности на активы. И необходимы большие дополнительные усилия, чтобы действительно разделить собственность и власть по­сле смены юридического статуса. В-третьих, в трансформирующихся экономиках переход прав собственности не ведет автоматически к изменению системы управления и контроля. Опыт всех стран свидетельствует о неиз­бежности конфликтов по вопросам профессионального управления и контроля между новым и старым менеджментом, внешними и внутренними инвесторами приватизированных компаний даже неза­висимо от их размеров. В 1995—1996 гг. не была достигнута главная, фискальная, цель приватизации—недовыполнение заданий по поступлениям в бюджет было огромным. Переломить на некоторое время негатив­ную тенденцию удалось с помощью новой для России (и нетипич­ной в мировой практике) схемы так называемых залоговых аук­ционов (осень—зима 1995 г.). В соответствии с этой схемой пра­вительство (госбюджет) получает от коммерческих банков кредит под залог федеральных пакетов акций наиболее привлекательных компаний. По акциям, предназначенным в залог, проведены тенде­ры, победителями которых были признаны банки, предложившие более крупные кредиты. Банки, выигравшие на залоговом аукцио­не, получили право управлять залоговыми пакетами в течение всего времени залога. По истечении этого времени (намеченный срок—1 сентября 1996 г.) в случае невозврата кредитов (а иначе и не могло быть при катастрофическом состоянии госбюджета) за­логодержатель получал право продать залоговые пакеты и пога­сить за счет выручки предоставленные правительству кредиты. С определенными оговорками залоговые схемы можно назвать специ­фическим методом приватизации—практически все залогодержате­ли предпочли не продавать свои пакеты. На залоговые аукционы были выставлены акции 12 компаний. Бюджет в общем итоге по­лучил от залоговых аукционов около 1 млрд. долл. Проведение аукционов сопровождалось множеством конфликтов между участвовавшими банками (их инвестиционными компания­ми), а после завершения аукционов возникли конфликты также ме­жду банками-залогодержателями и менеджментом компаний. Ме­неджмент стремился сохранить контроль, не допуская представите­лей банков в корпоративные органы управления, препятствуя от­крытию всей финансовой информации и тормозя тем самым нача­ло реструктуризации предприятий (таким, например, было противо­стояние «Норильского никеля» и ОНЭКСИМбанка). Залоговые аукционы были первой попыткой перевода крупных российских промышленных предприятий под частное управление. Но на их результативности сказался очевидный олигархический характер переходной экономики в России. Залоговые аукционы практически были закрытыми для большинства банков, создавая выгодные условия сделок только «для своих». Поэтому суммы за­лога и цена последующих продаж оказались, по различным оцен­кам, в 3—5 раз ниже того, что могло быть получено на откры­тых торгах. В 1997 г. вступил в силу новый закон «О приватизации госу­дарственного имущества и об основах приватизации муниципально­го имущества Российской Федерации». Закон делает основной ак­цент на приватизацию не предприятий (большая часть из них уже приватизирована), а имущественных долей государства. Набор ме­тодов приватизации расширен за счет продажи производных цен­ных бумаг. Сокращены и могут использоваться более гибко (вплоть до полной отмены) льготы трудовым коллективам. Важно, что стоимость имущественных комплексов определяется не только по балансовой стоимости, а совокупно—на основании уставного капитала, балансовой оценки и рыночной стоимости. Восстановле­но забытое понятие аренды с выкупом (по рыночной стоимости). С 1997 г. предусмотрен ряд новых подходов, призванных улуч­шить ситуацию прежде всего с бюджетными доходами от привати­зации. Учитывая низкую бюджетную эффективность предшество­вавших массовых продаж, новый порядок приватизации опирается на хорошо подготовленные немногочисленные крупные сделки. Предпродажная подготовка с привлечением независимого финансо­вого консультанта нацелена на получение максимальных поступле­ний в федеральный бюджет. Помимо продаж по индивидуальным проектам будут продаваться пакеты акций и недвижимость по стандартным схемам, на коммерческих конкурсах с инвестицион­ными и социальными условиями. Предусмотрено также продол­жить практику сдачи федерального имущества в аренду. Крупнейшими сделками в 1997—1998 гг стали продажи паке­тов акций компаний «Связьинвест», «Роснефть», ряда нефтяных компаний, выведенных для этого из запретительных списков. Планы приватизации компаний, условия конкурсов и аукционов по продаже крупных пакетов вновь стали предметом длительных острых конфликтов между потенциальными инвесторами, федераль­ными и региональными властями. Чтобы упорядочить процесс под­готовки и проведения приватизационных сделок, Мингосимущество РФ предусмотрело классификацию предприятий с той или иной степенью государственного участия и соответствующими ограниче­ниями в приватизации. Выделяется пять типов предприятий: Þ региональные и национальные естественные монополии, в ко­торых управление государственным пакетом осуществляет колле­гия представителей государства (РАО «Газпром», РАО «БЭС Рос­сии» и др.); Þ акционерные общества, доминирующие на отдельном рынке и подлежащие реструктуризации в интересах формирования конку­рентной среды. Такие общества контролируются путем закрепления в собственности государства контрольного пакета акций или «золо­той акции»; Þ акционерные общества, акции которых могут быть переданы в холдинги или другие объединения предприятий (в том числе фи­нансово-промышленные группы) с сохранением у государства «зо­лотой акции»; Þ акционерные общества, пакеты акций которых могут быть пе­реданы в управление субъектам федерации; Þ все остальные акционерные общества, акции которых могут быть проданы или выставлены на конкурсы по доверительному управлению. Заключение Для развития в России предпринимательства существенное значение имеет понимание того, что не любое новое дело является предпринимательством. Предпринимательство , в первую очередь, связано с эффективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения потребностей отдельных граждан и общества в целом. Основная функция предпринимательства в России должна состоять в том, чтобы производить, «доводить» до конкретных потребителей товары (услуги, работы) и получать за это материальное и моральное вознаграждение. Как писал В.И. Даль, предпринимать, значит, затевать, решиться исполнить какое-либо новое дело, приступить к совершению чего-либо значительного. Знание организационно-правовых форм бизнеса дает возможность предпринимателям успешно открывать и расширять собственное дело, принимать грамотные экономические и юридические решения. Без этих знаний в России невозможно построение цивилизованной системы предпринимательских отношений, которые, в свою очередь, являются основой экономического развития и процветания страны. Поэтому сейчас осуществляются постоянные преобразования и корректировки в этой области с целью создания упорядоченной системы функционирования и взаимоотношения различных фирм и предприятий. Список использованной литературы 1. Зайцев Н.Л., Экономика организации: Учебник. - М., 2000. 2. Кейлер В.А. Экономика предприятия: Курс лекций. – М., 2000. 3. Коробейников О.П., Хавин Д.В., Ноздрин В.В. Экономика предприятия. Учебное пособие. Нижний Новгород, 2003. 4. Мокий М.С., Скамай Л.Г., Трубочкина М. И. Экономика предприятия: Учебное пособие/ Под ред. М.Г. Лапусты – М., 2000. 5. Мочерный С.В., Некрасова В.В. Основы организации предпринимательской деятельности уч. для вузов М.: ПРИОР 2004. 6. Михаилушкин А.И., Шимко П.Д. Основы рыночной экономики С.-Пет.: Петропресса 1996. 7. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность Учебник М.: Дашков и К 2005. Предмет Основы экономики Тема Предпринимательство
[1]Зайцев Н.Л., Экономика организации: Учебник. - М., 2000. [2] Кейлер В.А. Экономика предприятия: Курс лекций. – М., 2000. [3] Михаилушкин А.И., Шимко П.Д. Основы рыночной экономики С.-Пет.: Петропресса 1996. [4]Мочерный С.В., Некрасова В.В. Основы организации предпринимательской деятельности уч. для вузов М.: ПРИОР 2004. [5] Мочерный С.В., Некрасова В.В. Основы организации предпринимательской деятельности уч. для вузов М.: ПРИОР 2004. [6] Мокий М.С., Скамай Л.Г., Трубочкина М. И. Экономика предприятия: Учебное пособие/ Под ред. М.Г. Лапусты – М., 2000. [7] Коробейников О.П., Хавин Д.В., Ноздрин В.В. Экономика предприятия. Учебное пособие. Нижний Новгород, 2003. [8] Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность Учебник М.: Дашков и К 2005.