Каталог :: Предпринимательство

Курсовая: Создание малого предприятия. Экономические и правовые основы

                     Федеральное агентство по образованию РФ                     
                     Ульяновский государственный университет                     
                          Институт экономики и бизнеса                          
                  Кафедра экономики и организации производства                  
     

Курсовая работа

по организации производства Тема: «Создание малого предприятия. Экономические и правовые основы» Выполнил: студент дневного отделения, ф-та управления ИЭиБ, гр ЭУ-41 Мелешин Александр Проверила: Смоловщикова Н.В. Ульяновск 2005 Оглавление Введение...............................3 1. Специфика малого бизнеса как особой формы организации бизнеса и его роль в экономике................................4 1.1. Сущность малого предприятия....................4 1.2.Роль малого бизнеса в экономике...................6 1.3.Проблемы и перспективы развития малого бизнеса............10 1.4. Проблемы становления малого бизнеса в России............12 2. Правовые основы деятельности малых предприятий............18 2.1.Правовые формы малого предприятия. Создание и ликвидация

малого бизнеса...........................18

2.2.. Государственная регистрация и управление предприятием.........24 2.3.Хозяйственная и иная деятельность предприятия............27 3. Бизнес-план по созданию малого предприятия..........29 3.1. Определение сферы деятельности и определение правового статуса

предприятия...........................28

3.2. Основные фонды и оборотные средства.................31

3.3. План по труду и персоналу.....................35

3.4. Расчёт себестоимости продукции и установление цен ..........37 3.5. Нахождение точки безубыточности и определение рентабельности

предприятия..........................41

Заключение................................45 Список использованной литературы....................46

ВВЕДЕНИЕ

Реформирование экономики России невозможно без развития и совершенствования различных форм хозяйствования, одна из них, наиболее серьёзная – малое предпринимательство. Считается, что малые экономические структуры имеют большое значение, с точки зрения создания рабочих мест и поддержания рынка. Именно поэтому тема выбранной работы имеет огромную актуальность в экономике нашей страны на сегодняшний день. Кроме того, малые предприятия рассматриваются в качестве символа производственной мобильности, рыночной гибкости и инновационной восприимчивости. Отсюда вытекает вполне естественный вывод о позитивной роли института малого предпринимательства, который необходимо поддерживать и развивать. Особое значение для малого предпринимательства, безусловно, имеет налоговая политика государства, которая призвана способствовать увеличению производства товаров и услуг и формированию на этой основе централизованных фондов финансовых ресурсов, прежде всего государственного бюджета. В рыночной экономике налоговая политика должна стимулировать эффективные формы хозяйствования, создавать условия для повышения уровня производства и его рентабельности. Целью данной работы является выявление роли малого бизнеса в предпринимательской деятельности и рассмотрение особенностей налогового обложения субъектов малого предпринимательства. В первой главе данной работы рассмотрены критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, роль малого бизнеса в предпринимательской деятельности разных стран. Вторая глава рассматривает правовые основы деятельности малых предприятий. Третья наглядно демонстрирует характеристику создаваемого предприятия технологию производства, обоснование производственной программы расчетами производственной мощности, рассказывает о методике расчета экономической эффективности создания малого предприятия, а так же, непосредственно туда включен сам расчет экономической эффективности. 1. Специфика малого бизнеса как особой формы организации бизнеса. Его роль в экономике 1.1. Сущность малого предприятия Как явствует из самого определения, «малый бизнес» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия. Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является: - численность персонала; - размер уставного капитала; - величина активов; - объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период. [3,cт.3-6] Приведу критерии отнесения предприятий к малому бизнесу, применяемые в странах с развитой рыночной экономикой. Итак. в Европейском сообществе с 1 января 1995 г. к малым предприятиям относятся те, которые не превышают следующих показателей: - количество занятых работников до 50 чел.; - годовой оборот менее 4 млн. ЭКЮ; - сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ. К средним предприятиям в ЕС относят те, которые не превышают: - количество занятых работников от 50 до 250 чел.; - годовой оборот менее 16 млн. ЭКЮ; - сумма баланса менее 8 млн. ЭКЮ. При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие Экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные. [12,cт.9] В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. 14 июня 1995 года был принят Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ. Под субъектами малого бизнеса стали пониматься коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период на превышает предельных уровней: в промышленности – 100 человек; в строительстве – 100 человек; на транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве – 60 человек; в научно технической сфере – 60 человек; в оптовой торговле – 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек. В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. [1,cт.3-5]

1.2.Роль малого бизнеса в экономике.

Во-первых, как уже отмечалось, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. Из приведенной таблицы1 абсолютно ясно, что малый бизнес во всех частных секторах экономики США доминирует по количеству созданных им рабочих мест. Относительная же значимость мелких фирм, значительно различается между профилями этих предприятий. [12,cт.10] Таблица1 Распределение малых предприятий по отраслям промышленности и количеству работающих в США в %.

Менее

25 человек

Менее

210 человек

Менее

220 человек

Менее

250 человек

Добывающая промышленность

52,4

67,1

80,5

91,5

Перерабатывающая промышленность

37

52,5

67,5

82,6

Оптовая торговля

50,3

71,5

86,9

96,4

Розничная торговля

64,9

81,5

91,1

97,2

Строительство

64,5

81,7

91,8

97,6

Коммерческие услуги

76,4

87,1

93,6

97,5

В среднем

66,7

81,2

89,3

96,3

Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. О том, что малые предприятия способны в больших масштабах обеспечивать работой незанятые трудовые ресурсы говорит то, что в США в мелких фирмах в 1990 году было сосредоточено 40%, а в Германии 49% всей рабочей силы. В этом заключается социальная роль предприятий мелкого предпринимательства. Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Исследование 500 значительных технологических нововведений и изобретений, зарегистрированных на протяжении последнего двадцатилетия в Германии и США, обнаружило важную роль небольших фирм даже в воплощении в жизнь существенных технологических нововведений. [12,cт.10-11] Таблица2 Доля технологических нововведений в США и Германии в 80-х годах в % мелкие средние крупные фирмы фирмы фирмы США 35% 15% 50% Германия 26% 11% 63% Успех малого бизнеса в этой области можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства. Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами. [12,cт.11,13] Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщённости все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования. Развитие специализации и кооперации вовлекает мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений. Фактически они теряют свою независимость и превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная статистика учитывает их как самостоятельные единицы. Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для хозяев монополистических объединений также мелкие субподрядчики удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Их производственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителей монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений, монополии (хозяева) рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на произвол судьбы. В последнее десятилетие во многих странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и кооперации производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиями. [13,cт.34-37] Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им. [3,cт.9] Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия, так как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы. [13,cт.38] Деятельность малых предприятий в менее развитых районах западноевропейских стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития. В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий. [12,cт.11-14]

1.3.Проблемы и перспективы развития малого бизнеса.

Малый бизнес существует давно. Многие страны развитого капитализма давно ощутили эффективность малых предприятий в экономике и научились решать многие проблемы связанные с фирмами, которые занимаются деятельностью в небольших масштабах. Экономика таких стран как Германия, США и других во многом основывается на малых предприятиях. Посмотрим, какие же развивается и действует малый бизнес в этих странах. Эффективность малых предприятий в Германии несколько выше, чем в США и в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того, 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства. Поэтому число малых предприятий растет. [12,cт.15] Наибольшее влияние на развитие мелкого предпринимательства оказывают следующие факторы: § в развитии инфраструктуры и средств связи произошел скачок; § повысился общеобразовательный уровень людей с одновременным накоплением опыта в крупных компаниях; § уменьшение габаритов, стоимости и упрощение использования информационных систем; § способствование малыми фирмами решению вопроса безработицы; § в создании малых предприятий дополнительным стимулом оказалось сокращение рабочей смены; § большая конкурентоспособность за счет меньших издержек, обусловленных отсутствием лишнего бюрократического аппарата, снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы; § расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприятиях. Но, конечно, малые предприятия как возникают, так и распадаются по многим причинам. Например, в Германии в1990 году более 14500 предприятий из числа малых потерпели крах, причем 40% из них просуществовали не более 5 лет. Доля банкротов среди предприятий малого бизнеса всегда выше, ибо, идя на риск, предприниматель решает сложную проблему конкурентоспособности выпускаемой продукции. Ведь начальная стоимость ставит основателей фирмы в невыгодное положение по сравнению с действующей фирмой. Новичку нужно в самом начале проводить свою работу при более высоких издержках, чем предпринимателю действующей фирмы. Поэтому начинающая фирма всегда имеет более высокую себестоимость продукции. Наиболее частые причины банкротства малых предприятий - это неудачи в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта. [3,cт.7] Но все же, несмотря ни на что, количество вновь создаваемых фирм превосходит число ликвидированных, что говорит об абсолютном увеличении числа предприятий малого и среднего бизнеса в экономике. Причем достаточно важно то, что часто малое предприятие обанкрочивается не полностью, а лишь выкупается более крупной фирмой или само становится таковой. Отсюда можно говорить о трех моделях развития мелкого предпринимательства: I. консервация масштабов деятельности с последующим сохранением статус-кво; II. медленное расширение деловой активности; III. быстрое развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем и в крупные компании. По данным опроса владельцев малых предприятий в Германии 55% не планируют расширение, 35% разрабатывают планы медленного устойчивого роста, и только 10% - быстрого развития за счет производства новой продукции или вступления на новые рынки, что говорит о стремлении к сохранению своего статус-кво, видимо удовлетворяющего своих владельцев. Большой плюс малых предприятий состоит в том, что многие из них оказались более приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные периоды для экономик Запада. Крупные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют на какие-либо колебания или изменения в экономике. Не случайно в политике правительств Германии, США и многих других развитых капиталистических стран помощь мелкому бизнесу занимает особое место. Мелкие предприятия стали своеобразным индикатором общего состояния дел в экономике. Небольшие предприятия наиболее чутко реагируют на изменение хозяйственной конъюнктуры, падение или повышение нормы прибыли в отраслях экономики. Волна разорений или образования новых компаний зарождается прежде всего в немонополизированном секторе и лишь позднее, набрав силу, докатывается до более крупных фирм, отражаясь на их деятельности. [3,cт.17]

1.4. Проблемы становления малого бизнеса в России.

Рассмотрев опыт Германии и США, я хотел бы перейти к вопросу о том, какие же условия необходимы для развития малого предпринимательства в нашей стране. Конечно же, наивно предполагать, что для страны таки масштабов малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во- первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность. [2,cт.89] Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ. В 1996 году в России проводилась массовая Программа по поддержке и становлению малого бизнеса. Это комплекс мер, выработанных правительством и поддерживаемых на всех уровнях. Общий объем финансирования Программы в 1996 году должен был составить 883,35 млрд. рублей. Основным источником финансирования Программы планировались 5 процентов средств, получаемых от приватизации объектов, находящихся в федеральной собственности, что составило 707 млрд. рублей. Основная часть средств для выполнения региональных инвестиционных программ и проектов должна была быть изыскана субъектами Российской Федерации, в том числе за счет внутренних резервов развивающихся финансовых институтов - фондов, компаний, банков и самих малых предприятий. Для выполнения Программы были привлечены также средства банков и международных финансовых организаций, финансовые ресурсы по линии технической и консультативной помощи. В качестве приоритетных защищенных статей расходования средств на реализацию мероприятий Программы выделялись: развитие инвестиционной деятельности в сфере малого предпринимательства, создание новых рабочих мест и формирование целостной инфраструктуры поддержки малых предприятий. Значительную часть всех расходов предполагалось направить на создание механизмов гарантий малым предприятиям, развитие лизинга, формирование и развитие инфраструктуры малого предпринимательства, поддержку наиболее эффективных видов производственной деятельности, научно-методическое и кадровое обеспечение Программы. [2,cт.100-102] В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег", быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения. [6,cт.5] Поэтому и не изживается в массовом сознании представление о предпринимательстве как о чем-то плохом, неприязненном, а о предпринимателе - как о спекулянте. Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность. Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной. В Москве, например, где раньше преобладали научно-технические кооперативы, теперь, по официальным данным, один такой кооператив приходится на несколько десятков торгово-закупочных. [13,cт.45] Высокие налоги, всё возрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание. [6,cт.5] Но главная причина сокращения числа малых предприятий - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы. Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства. Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в состоянии приступить к реальному производству продукции. Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ. [8,cт.67] Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение "убивает" в России малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей. Еще одной проблемой, не столько экономической, сколько административной является бюрократия нашего государственного аппарата. Эта проблема не обсуждается ни на каком уровне и ни одна программа не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в Российской Федерации. На уровне центрального правительства принимается огромное количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек, желающий заняться бизнесом должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местного самоуправления. Многих людей пугает именно это, когда те предпринимают первые шаги на пути к становлению своего предприятия. И много хороших идей гибнет именно в «коридорах власти», так и не получив «добро» на дальнейшее развитие. Естественно бюрократия тесно связана со взяточничеством. Поэтому государственные деятели в центре должны бороться с произволом в субъектах РФ, так как сами субъекты будут продолжать такую политику. Им выгодно это, потому что это способ губить на корню людей не угодных власти и, конечно, большой кусок в карман государственным чиновникам. [13,cт.145-149] К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий. По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях: ¨ нормативно-правовое; ¨ финансово-кредитное; ¨ обеспечение безопасности; ¨ информационно-техническое; ¨ организационное; ¨ кадровое и консультационное обеспечение; ¨ внешнеэкономическая деятельность. Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно- кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности. В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства. Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит. В наше время финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства почти сочетает оптимизацию налоговых льгот, развитие системы кредитования и создание благоприятного инвестиционного климата с участием специализированных фондов и других финансовых институтов. Сочетание мер прямой и косвенной поддержки должно способствовать формированию необходимого стартового капитала для вновь создаваемых, а также развитию существующих малых предприятий и преодолению негативной тенденции ухода этих предприятий от налогообложения. Должны быть сохранены установленные действующим законодательством налоговые льготы для субъектов малого предпринимательства. Надо упростить систему учета и отчетности субъектов малого предпринимательства в целях получения основной информации, необходимой для решения вопросов налогообложения. В ходе реализации программ предусматривается формирование гарантийного и лизингового фондов, способствующих в условиях повышенных рисков кредитованию и инвестированию в наиболее эффективные проекты и предприятия.

2. Правовые основы деятельности малых предприятий.

2.1.Правовые формы малых предприятий. Создание и ликвидация малого бизнеса. Государственной Думой 21 октября 1994 года была принята первая часть, 22 декабря 1995 года вторая и 1 ноября 2001 третья часть Гражданского кодекса РФ, определяющего все стороны экономической деятельности нашего общества. В первой его части в главе 1 «Юридические лица» говорится о том, что те юридические лица, которые являются коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных государственных и муниципальных предприятий. Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенными на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. В случаях, предусмотренных Кодексом, хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником. Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участникам) общества и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке. [10,cт.5,9] 1. ПОЛНОЕ ТОВАРИЩЕСТВО. Это коммерческая организация, участники которой (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними учредительным договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Прибыли и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном (уставном) капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором или иным соглашением участников. Не допускается соглашение об устранении кого-либо из участников товарищества от участия в прибылях или убытках. Фирменное наименование полного товарищества (согласно Кодексу) должно содержать либо имена (наименования) всех его участников, и слов «полное товарищество», либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и слов «полное товарищество». 2. ТОВАРИЩЕСТВО НА ВЕРЕ (КОММАНДИТНОЕ ТОВАРИЩЕСТВО) - это товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечающим по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельность товарищества в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в управлении товариществом и осуществлении им предпринимательской деятельности. На основе свидетельства об участии вкладчик (коммандитист) получает часть прибыли товарищества, причитающуюся на его долю в складочном (уставном капитале), в порядке, предусмотренном учредительным договором. Фирменное наименование товарищества на вере должно содержать либо имена всех полных товарищей и слова «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество», либо наименование не менее чем одного полного товарища с добавлением слов «и компания» и слов «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество». 3. ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ (ООО) - это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Высшим органом общества является общее собрание его участников. В ООО создается исполнительный орган (коллегиальный или единоличный), осуществляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию его участников. Единоличный орган управления может быть набран также и не из числа его участников. Участник ООО вправе продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале общества или ее часть одному или нескольким участникам данного общества. Отчуждение участником общества своей доли (ее части) третьим лицам допускается, если иное не предусмотрено уставом общества Фирменное название ООО должно содержать наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью». 4. ОБЩЕСТВО С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ - учреждается одним или несколькими лицами. Уставный капитал его разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества. Фирменное наименование общества с дополнительной ответственность должно содержать наименование общества и слова «с дополнительной ответственностью». 5. АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО - это общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Акционеры не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество (АО) может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Сведения об этом должны содержаться в уставе общества, быть зарегистрированы для всеобщего сведения. АО, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, называется открытым акционерным обществом (ОАО). Такое общество в праве проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу. АО, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом (ЗАО). Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо другим образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Число участников ЗАО не должно превышать числа, установленном Законом об АО. Высшим органом управления ОА является общее собрание его акционеров. В обществе с числом акционеров более пятидесяти создается совет директоров (наблюдательный совет). Исполнительный орган общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным. 6. ДОЧЕРНЕЕ ОБЩЕСТВО - это хозяйственное общество, когда другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества). Основное общество отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним по исполнению таких указаний. Участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещение основным обществом (товариществом) убытков, причиненных по его вине дочернему обществу. 7. ЗАВИСИМОЕ ОБЩЕСТВО признается таковым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более двадцати процентов голосующих акций АО или двадцати процентов уставного капитала ООО. 8. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ (АРТЕЛЬ) - это добровольное объединение граждан, созданное на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, выполнение работ, торговля и пр.), основанной на личном трудовом или ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. Законом может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Число членов кооператива должно быть не менее пяти. Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов. Исполнительными органами кооператива являются правление и (или) его председатель. Фирменное название кооператива должно содержать его наименование и слова «производственный кооператив» или «артель». 9. УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущества. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находятся соответственно в государственной или муниципальной собственности, и принадлежит такому предприятию на правах оперативного управления. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Органом управления унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. [10,cт.11-13] Нормативной базой для создания и ликвидации МП является закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", его глава IY. Предприятие может быть учреждено либо по решению собственника имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива государственного или муниципального предприятия в случаях и порядке, предусмотренном Законом. Предприятие может быть учреждено в результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации одного или нескольких структурных подразделений с сохранением за ними существующих обязательств перед предприятием. Предприятие может быть учреждено в результате принудительного разделения в соответствии с антимонопольным законодательством РФ. Учредительными документами предприятия являются устав предприятия, а также решение о его создании или договор учредителей. В уставе предприятия определяются организационно правовая форма предприятия, его название, адрес, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и образования фондов предприятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия. Устав предприятия утверждается его учредителем. На государственном и муниципальном предприятии, а также на предприятии смешанной формы собственности, в имуществе которого доля государства или местного Совета составляет более 50%, устав утверждается учредителем совместно с трудовым коллективом. Предприятие считается утвержденным и приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации. [13,cт.166] Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму). Ликвидация и реорганизация предприятия производится по решению собственника или органа, уполномоченного создавать такие предприятия, с согласия трудового коллектива либо по решению суда. Предприятия ликвидируются в случаях: - признания банкротом, - принятия решения о запрете деятельности предприятия из-за невыполнения условий, установленных законодательством РФ, если в предусмотренный решением срок не обеспечено соблюдение этих условий или не изменен вид деятельности, - признания судом недействительными учредительных документов и решения о создании предприятия, - по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами РФ и входящих в его состав республик. Ликвидация предприятия осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой собственником имущества предприятия или уполномоченным им органом, совместно с трудовым коллективом. По их решению ликвидация может проводиться самим предприятием в лице его органа управления. Ликвидация предприятия при банкротстве осуществляется в соответствии с законодательством РФ. [13,cт.169]

2.2.Государственная регистрация и управление предприятием. Государственная регистрация предприятия, независимо от его организационно- правовой формы, осуществляется местным Советом по месту учреждения предприятия. Данные государственной регистрации предприятия в месячный срок сообщаются Советом, зарегистрировавшим предприятие, в Министерство финансов РФ для включения в Государственный реестр. Деятельность незарегистрированного предприятия запрещается. Доходы, полученные от деятельности такого предприятия, взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет. Для регистрации предприятия учредитель представляет следующие документы: - заявление учредителя, - устав предприятия, - решение о создании предприятия или договор учредителей, - свидетельство об уплате государственной пошлины. Решение о регистрации или отказ в регистрации предприятия должно быть принято не позднее чем в месячный срок с момента выдачи заявления учредителя, устава, договора учредителей и свидетельства об уплате госпошлины. О регистрации предприятия держатель реестра объявляет в местной печати не позднее чем в недельный срок со дня регистрации. Отказ в государственной регистрации предприятия возможен в случае нарушения установленного Законом порядка создания предприятия, а также несоответствия учредительных документов требованиям законодательства РФ. Отказ в регистрации предприятия по другим мотивам является незаконным. О решении отказать в регистрации предприятия соответствующий орган обязан сообщить в 3-хдневный срок в письменной форме учредителю предприятия. Отказ в регистрации предприятия может быть обжалован в судебном порядке. Предприниматель может взыскать через суд убытки, нанесенные в результате незаконного отказа в регистрации предприятия. [13,cт.172] Управление предприятием осуществляется учредителем, являющимся высшим органом предприятия – юридического лица. (вариант: на случай, когда учредителей несколько - высшим органом управления предприятием и юридического лица является общее собрание учредителей, принимающие решения единогласно). При несогласии одного из учредителей он вправе выйти из предприятия и получить свою долю в денежном выражении по окончании операционного года ( возможны и другие варианты решения ). Вариант: для осуществления текущего руководства деятельностью предприятия учредителем назначается директор предприятия, действующий на основании и в пределах доверенности, выданной от имени предприятия его высшим органом. С приглашенным директором заключается контракт (трудовой договор). Директором может быть назначен один из учредителей. Учредитель, действуя в качестве руководителя предприятия, самостоятельно решает все вопросы деятельности предприятия. Он действует от имени предприятия без доверенности, представляет его во всех организациях и перед всеми лицами, распоряжается имуществом предприятия, совершает сделки и заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает счета в банках, утверждает структуру и штатное расписание предприятия , издает приказы и обязательные для всех работников указания. [2,cт.55] Трудовой коллектив предприятия, состоящий из всех лиц, участвующих своим трудом в его деятельности, исключая учредителей и директора, решает простым большинством голосов вопрос о заключении коллективного договора, и о содержании этого договора и вопросы, связанные с выкупом предприятия и согласия учредителя (учредителей). Должностные лица предприятия, включая заместителя руководителя предприятия, руководителей структурных подразделений, мастеров, старших мастеров и других линейных руководителей, назначаются на должность и освобождаются от должности директором предприятия (вариант: указать должность, назначение на которое производится с согласия высшего органа или самим высшим органом предприятия).

2.3.Хозяйственная и иная деятельность предприятия.

Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность, определяет перспективы развития. Учредитель или с его согласия директор предприятия самостоятельно в соответствии с законодательством о труде определяет порядок найма и увольнения работников, формы, систему и размеры оплаты труда, распорядок рабочего дня, сменность работы, порядок предоставления выходных дней и отпусков, их продолжительность. Предприятие в соответствии с действующим законодательством осуществляет социальное и обязательное медицинское и иное обязательное страхование. Предприятие обеспечивает работникам безопасные условия труда в соответствии с установленными правилами и нормами. Предприятия могут приобретать необходимые ему ресурсы реализовывать свою продукцию и услуги любым не противоречащим законодательству способом по не противоречащим законодательству ценам. Предприятие вправе открывать расчетный и другие счета в любом банке и осуществлять все виды расчетных, кредитных кассовых и иных операций. Предприятие может самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством РФ, входящих в нее республик и иметь валютный счет в соответствующем банке. [2,cт.67] Высший орган (вариант: директор) предприятия определяет перечень сведений, составляющих коммерческую тайну. Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет(чистая прибыль) поступает в полное его распоряжение. Направления использования чистой прибыли определяется учредителем. Часть чистой прибыли (вариант: часть чистой прибыли в размере, ежегодно определяемом учредителем после обсуждения с трудовым коллективом) передается в собственность членам трудового коллектива. Порядок распределения этой части чистой прибыли между работниками определяется положением, утвержденным советом предприятия (вариант: совместным решением учредителя и трудового коллектива). Переданная члену трудового коллектива часть прибыли подлежит выплате ему или может с согласия высшего органа предприятия образовать вклад работника в средства предприятия. На сумму вклада начисляются подлежащие ежегодной выплате проценты, размер которых определяется решением трудового коллектива(вариант: совета предприятия), утвержденным органом предприятия (вариант: Положением, утвержденным совместным решением трудового коллектива (или совета предприятия) и высшего органа предприятии). В случае прекращения трудовых отношений вклад и причитающиеся на него проценты подлежат выплате по окончании операционного года. [5,cт.91]

3. Бизнес-план по созданию малого предприятия.

3.1. Определение сферы деятельности и определение правового статуса предприятия. Перебрав множество возможных вариантов, я остановил свой выбор на производственном предприятии, конечным продуктом которого будут макаронные изделия и вермишель. Я решил открыть свое предприятие по ряду причин: Ø Во-первых, у меня имеется некоторое количество денег, которые я хотел бы вложить в свое собственное дело. Ø Во-вторых я получил очень выгодное предложение о партнерстве в создании моего предприятия от нескольких моих знакомых. Ø В-третьих, что также имеет большое значение, у меня есть огромное желание организовать свое дело и приобрести самостоятельность. Ø В-четвертых, из-за непрекращающейся инфляции и нестабильного экономического положения в нашей стране, я боюсь потерять свои сбережения, и поэтому решил вложить их в дело, способное приносить стабильный доход. К настоящему моменту я заключил несколько договоров о поставке макаронных изделий, которые будут производиться на моем предприятии. Поставки будут производиться в несколько продуктовых магазинов Центрального района нашего города, в несколько частных ресторанов, а в летний период и в ряд кафе, расположенных по всему городу. Рестораны пользуется большим спросом, в магазинах же торговля ведется постоянно. В настоящее время они вынуждены закупать подобную продукцию в Чердаклинском районе, тратя средства на доставку. Продукция, которая будет производиться на моем предприятии будет отличаться от конкурирующей высоким качеством. Макаронные изделия будут производиться профессиональными работниками по традиционной итальянской рецептуре с применением современных технологий. Стоит заметить, что недостатка в макаронных изделиях на сегодняшний день на нашем рынке нет. Но эти изделия являются продуктами первой необходимости и, соответственно, постоянного спроса. В нашем городе уже имеется несколько производителей подобной продукции. Но качество ее оставляет желать лучшего. Я же буду производить действительно качественную продукцию, и этим, надеюсь, завоюю свою нишу на рынке сбыта. Кроме того, проводя грамотную экономическую политику на своем предприятии, я надеюсь в будущем опустить уровень цен на свои изделия ниже уровня конкурентов и, тем самым, привлечь к своей продукции дополнительных покупателей. Организационно правовая форма моего предприятия – общество с ограниченной ответственностью. Участники этого общества несут ответственность по его обязательствам в пределах стоимости внесенного вклада. Т.е. в результате банкротства я понесу ответственность в сумме, которую я внес в уставный капитал (30.000 руб.), также как и мои партнеры. Я, также как и другие участники общества, не отвечаем по его обязательствам лично принадлежащим нам имуществом. Для государственной регистрации требуется представить: · заявления учредителей; · учредительный договор и устав; · свидетельство об уплате государственной пошлины. В учредительном договоре подробно регулируются взаимоотношения между участниками общества. В учредительных документах должны содержаться сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о составе участников, наименовании фирмы, месте ее нахождения, размере УК и прочее. Учредительные документы ООО имеют важное значение, так как законодательство регулирует эту ОПФ менее подробно, чем, например, АО, оставляя решение многих существенных вопросов на усмотрение участников общества. Стоимость всех процедур, необходимых для регистрации предприятия, составит стоимость нематериальных активов.

Нематериальные активы:

регистрация в администрации (администрация выдает свидетельство; для этого требуется предоставить устав) .........................680.00 открытие счета в банке ....................... 300.00 подписи у нотариуса ............................ 120.00 регистрация счета .......................... 300.00 регистрация в статистическом управлении (выдается письмо о регистрации, о присвоении кодов по виду деятельности, формы собственности, адресу и прочее) ........................................ 120.00 разработка учредительных документов (Устава, учредительного договора) в российской лиге адвокатов ............................ 350.00 заказ печати и штампа ..........................250.00 Итого: ...............................2.120.00 Таким образом, стоимость нематериальных активов составляет 2.120.000 руб.. Списание этой стоимости, т.е. амортизация нематериальных активов будет составлять 20%, то есть производиться в течение 5 лет : 2.120.00 : 5 = 424.000 руб. (годовая амортизация); 424.00 : 12 = 35.33 руб. (месячная амортизация). Уставной капитал - минимальный начальный капитал, необходимый для обеспечения нормального функционирования предприятия. Уставной капитал имеет постоянную величину, зафиксированную в учредительных документах, а его увеличение или уменьшение может быть произведено лишь путем внесения изменений в устав. Таким образом, уставной капитал – это сумма затрат, которые необходимы для того, чтобы предприятие начало работать. Таблица 3. Смета затрат.
Наименование затрат Сумма (руб.)
1. Регистрация предприятия2120.00
2. Балансовая стоимость макаронных линий67 000.00
3. Балансовая стоимость оборудования для производства вермишели 54 000.00
4. Сырье для макарон28 512.00
5. Сырье для вермишели21 120.00
6. Упаковочные пакеты150.00
6. МБП2 500.00
7. Аренда помещения7 000.00
Итого180 282.00
Таким образом, сумма затрат, необходимых для работы предприятия, равна 180 282.00руб Мои личные деньги равны 30 000.00 руб. Мне необходимы еще средства, чтобы выплатить сумму затрат, поэтому я привлекаю дополнительный капитал, который поступает со стороны 5 моих партнеров в размере 150 300.00 рублей. Уставный капитал ООО составит 180 300.00руб. Число учредителей ООО равно шести. Согласно уставу нашего ООО, прибыль должна будет распределяться пропорционально вкладу в уставной капитал, при этом учредители несут ответственность по обязательствам ООО только в сумме, внесенной в уставной капитал.

3.2. Основные фонды и оборотные средства.

Производственно-хозяйственная деятельность предприятия осуществляется в первую очередь за счет основных фондов. Основными фондами называются средства производства, вовлеченные в производственный цикл и сохраняющие при этом свою натурально-вещественную форму, и перенося свою стоимость на готовую продукцию частями, по мере изнашивания. Для моего предприятия необходимо оборудование для производства макаронных изделий и вермишели. Ø Оборудование для производства макаронных изделий. Покупная цена макаронных линий равна 65 400.00руб. Затраты на перевозку оборудования равны 700.00 руб. Затраты на строительно-монтажные работы равны 900.00 руб. Первоначальную (балансовую) стоимость оборудования можно рассчитать по формуле: Цп = Ц пр + Ц тр + Ц стр, где Цпр. – цена приобретения; Цтр – транспортные затраты, Цстр – затраты на установку оборудования. Таким образом, балансовая стоимость макаронных линий равна: Ц п = 65400.00 + 700.00 + 900.00 = 67000.00руб.. Первоначальная стоимость основных фондов определяет сумму затрат на создание этих основных фондов, кроме управленческих расходов. Она необходима для расчета амортизационных отчислений, налогов в бюджет, определения рентабельности использования основных фондов и прочее. Для расчета амортизационных отчислений в РФ используется равномерный метод, при котором стоимость основных фондов переносится на конечный продукт равными частями в течение амортизационного периода, при этом используется формула: Цп х На Зф = 100 , где Цп - балансовая стоимость основных фондов; На - норма амортизации. Амортизация для оборудования хлебопекарной, макаронной и кондитерской промышленности по установленным единым нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов равна 12%. Таким образом имеем: За = ( 67 000.00 · 12% : 100%) : 12 = 670.00 руб. (месячная амортизация.). В состав оборудования, необходимого для изготовления макарон и вермишели входит ряд необходимых средств: · сушильный шкаф, · машина для фасовки изделий (по 0,5 кг). Норма амортизации (12%) распространяется на весь комплект оборудования. За = ( 12.045.000 х 12% : 100%) : 12 = 12.450 руб. (месячная амортизация). Ø Оборудование для производства вермишели. Покупная цена оборудования равна 52 500.00руб. Цтр = 700.00руб. Цстр = 800руб. Балансовая стоимость равна: Цп = 52 500.00+700+800=54 000.00 руб. На = 12 %, За=(54000.00·12%:100%):12%=540руб.(месячная амортизация.) Характеристику основных фондов предприятия занесем в таблицу №1

Таблица 1. Характеристика О.Ф.

Макаронные линииОборудование для пр-ва вермишели
1. Покупная цена 65 400.00 (руб)52 500.00 (руб)
3. Балансовая стоимость 67 000.00(руб) 54 000.00(руб)
4. Норма амортизации 12 % 12 %
5. Месячная амортизация670.00 (руб)540.00 (руб)
Оборотные фонды - это предметы труда, которые целиком потребляются в однократном процессе производства, полностью изменяя при этом свою натуральную форму и перенося всю свою стоимость на готовый продукт. Стоимость оборотных фондов возмещается после каждого цикла производства. Оборотными фондами моего предприятия являются: Ø сырье, Ø МБП (малоценные и быстроизнашивающиеся предметы). Сырье. Ингредиентами для производства макарон и вермишели являются мука, яичный порошок и соль. На 1 кг изделия требуется 950г. муки высшего сорта, 30г. яичного порошка и 20 яйца. Объем производства макарон в месяц 3960кг. 3960 кг = 180 кг х 22, где 180 кг – производственная мощность оборудования в день, 22 – количество рабочих дней в месяц. Объем производства вермишели в месяц 3520кг. 3520 кг = 160 кг х 22 , где 160 кг – производственная мощность оборудования в день, 22 – количество рабочих дней в месяц. Затраты на сырье, необходимое для производства макарон, составляют: (4.5 руб. +1.6 руб. ) · 180 кг · 22 =28 512.00 руб, где: 4.50 р – цена 0.950кг. муки (в/с); 1.46 руб. – цена 0.03кг. яичного порошка; 0.04руб.- цена 0.02 кг. соли 180 кг – производство изделия в день; 22 - количество рабочих дней. Затраты на сырье, необходимое для производства вермишели, составляют: (4.50 руб. + 1.46 руб. + 0.04руб.)·160 кг ·22 = 21 120 руб., где 4.5 руб. – цена 0.950 кг муки (в/с), 1.46 руб. – цена 0.03кг яичного порошка; 0.04руб. – цена 0.02 кг. соли; 160 кг – производство изделия в день, 22 – количество рабочих дней. Таблица 2. Оборотные средства.
Макаронные изделияВермишель
1. Необходимое сырье

-мука (в/с),

-яичный порошок,

-соль;

2. Объем производства, в месяц 3960кг.3520кг
3. Затраты на сырье, в месяц28 512.00 руб.21 120.00 руб.
МБП : составляют значительную часть материальных ценностей, используемых на предприятии. На сегодняшний день к МБП относятся предметы стоимостью до 50 минимальных зарплат (т.е. до 4.174.500 руб.) На моем предприятии к МБП относятся:
Наименование Стоимость , руб.
Инвентарь300,00
Сейф1 100,00
Стол800,00
Стул 300,00
За каждый период времени включают суммы износа МБП. Исчислять износ каждого предмета ежемесячно и даже ежеквартально очень трудно. На сегодня расширен диапазон способов погашения стоимости МБП. Один из них, который я буду применять на своем предприятии, - начисление 100% износа (т.е. 2500.00руб) при передаче предметов в эксплуатацию. Следует отметить, что только износ спец. инструментов и спецприспособлений относится к прямым затратам производства. Износ всех остальных МБП принадлежит к косвенным затратам.

3.3. План по труду и персоналу.

Кадры или трудовые ресурсы - представляют собой совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. Это очень важный ресурс каждого предприятия, от качества и эффективности использования которого во многом зависят результаты деятельности предприятия и его конкурентоспособность. Все работники предприятия в зависимости от отношения к производственным процессам подразделяются на 2 группы: производственный персонал и непроизводственный. На моем предприятии к производственному персоналу относятся двое работников, к непроизводственному – бухгалтер и директор. ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ.
Должность

Кол-во

Должностей, чел.

Заработная

Плата, руб.

Директор 1 1200.00
Бухгалтер 1 600.00
Работник 1 704.00
Работник 1 528.00
Итого: 4 3032.00
Заработная плата – это вознаграждение, которое получает работник предприятия в зависимости от количества и качества затраченного им труда и результатов деятельности всего коллектива предприятия. Она является важным стимулом для работников предприятия, поскольку выполняет воспроизводственную и стимулирующую (мотивационную) функции Существуют две формы оплаты труда – «сдельная» и «повременная». На моем предприятии для производственного персонала используется простая повременная оплата труда с учетом часовых тарифных ставок. Для одного работника, который обслуживает макаронные линии ЧТС 3 = 4.00 руб, для другого, который обслуживает оборудование по производству вермишели ЧТС4 = 3.00 руб. используя формулу: Зп = ЧТС х · КОЧ, где: ЧТС – часовая тарифная ставка, КОЧ – количество отработанных часов; Таким образом, можно найти зарплату каждого производственного рабочего. Зп3 = 4,00 руб · 22 · 8 = 704.00 (руб) Зп4 = 3,00 руб · 22 · 8 = 528.00(руб). Для оплаты труда директора и бухгалтера используется штатно-окладная система оплаты труда, так как их рабочий день ненормируемый. Зп1 = 1200.00 руб Зп2 = 600.00 руб. Таким образом, сумма общей зарплаты предприятия в месяц = 3320.00 руб, входит в затраты предприятия. Помимо этой суммы в затраты предприятия входят обязательные отчисления по установленным законодательством нормам на социальные нужды: в пенсионный фонд 14 %; в органы государственного страхования 5,4 %; в фонд обязательного медицинского страхования 3 %; в фонд занятости 1,5 % итого : 23, 9 %. Такие нормы существуют на сегодняшний день в РФ, но они подвижны и ежегодно корректируются государством. 3320,00 руб х 23,9 % = 793,48 руб. – затраты на начисление по заработной плате. Зарплата каждого работника, указанная в штатном расписании является номинальной зарплатой. На руки же персонал предприятия получает реальную зарплату. Чтобы найти ее размер, нужно вычесть из номинальной 23,9%. Расчетно-платежная ведомость на выдачу заработной платы.
Ф И. О.Кол-во днейЗ/плата (начисленная)

Удержано

23 %

К выдаче, руб.

Кривошеев И.Е.221200.00286,8913,2
Иванов И.И.22600.00143,4456,6
Петров Б.А.22704.00168,26535,74
Сидоров В.С.22528.00126,19401,8

3.4. Расчёт себестоимости продукции и установление цен.

Себестоимость конечного продукта - это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также затрат на его производство и реализацию. Существует два основных подхода классификации затрат: по экономическим элементам; по калькуляционным статьям. По калькуляционным статьям, по способу включения затрат в себестоимость, они делятся на простые и косвенные. На себестоимость продукции переносятся затраты на аренду помещений (косвенные затраты). АРЕНДА. Для предприятия необходимо помещение площадью 100 кв метров: 55 кв м – для установки оборудования, 25 кв м – для хранения сырья и готовой продукции, 20 кв м – под офис. Арендные ставки составляют 70.00руб. за 1 кв м., включая затраты на воду. 70.00 х 100 = 7 000.00 (руб) в месяц. Электроэнергия : 1 кВт для производственных зданий стоит 1.31 руб; 300 кВт х 1.31 руб = 3930 (руб) в месяц.
ПеременныеСумма, (руб.)ПостоянныеСумма,(руб.)

Сырье:

а) макароны

б) вермишель

28 512,00

21 120,00

1. Аренда7 000
2. З/плата непроизводств персонала1 800
2. З/плата производственного персонала1 232,00

3. Начисления

на з/плату

683,00
4. Н МА36,00
3. Начисления на з/плату467,005. М Б П2 500.00

6. Амортизация: а)макар.линии

б)верм линии

670,00

540,00

4. Эл.энергия3 930,00
Итого :55261,0013 229,00
Переменные затраты – это затраты, которые изменяются пропорционально изменению объема выпуска продукции. Постоянные затраты - это затраты, которые не изменяются или меняются в незначительных размерах при изменении объема производства продукции.
П р я м ы еСумма ( руб.)КосвенныеСумма, (руб.)

1. Сырье:

а) макароны

б) вермишель

28 512.00

21 120.00

1. Аренда7 000.00
2.З/пл непроизводст. Персонала1 800.00
2. З/плата производственного персонала 1232,003. Начисл. на з/пл 683,00
4. Электроэнергия 1590,00
3. Начисления на з/плату467,005. НМА(амортиз) 36.00
6. МБП 2500.00
Итого:51331,00

7Амортизация:

а)макарон. линии б)оборуд. для верм.

670,00

540,00

Итого:14 819,00
Расчет себестоимости единицы каждого изделия я буду вести с помощью коэффициентов эквивалентности. Такой метод расчета себестоимости обычно применяют на предприятиях, имеющих один производственный цех, но несколько видов продукции, как в моем случае. Общие издержки составляют: 51 331,00 + 14 819,00 = 66 150,00 (руб) предприятие выпускает два вида изделий: макароны и вермишель.
Вид продукцииОбъем пр-ва, кг.Длительность пр-ного циклаКоэффициент приведенияПриведенный объем, кг.
1. Макароны396022дн х 8 ч = 176 1 3 960
2. Вермишель3 52022дн х 6 ч = 132 0,75 2 640
6 600
Себестоимость макарон: 66 150,00 руб : 6 600 кг = 10.00 руб. Себестоимость вермишели: 2 640 кг х 10.00 руб : 3 300 кг = 8.00 руб. Итак, себестоимость 1 кг. макарон = 10.00 руб, себестоимость 1 кг вермишели = 8.00 руб. В России переход к рынку предопределяет радикальные изменения в механизме ценообразования. Введенная в 1992 году система ценообразования базируется на ведущей роли свободных рыночных цен. Введение свободных цен без развитой рыночной инфраструктуры и в условиях монополизма предприятий-изготовителей продукции обусловило значительный рост цен на все виды продукции и услуги. Государственное регулирование цен сохранилось только на продукцию естественных монополий (железные дороги, электроэнергетика, связь, газ). В зависимости от экономической ситуации применяется индексация цен. Устанавливать цены на продукцию, произведенную на моем предприятии, я буду на основе анализа цен конкурентов. Изучение цен и товаров конкурентов – важнейший этап процесса ценообразования. Каждому предприятию необходимо знать цены конкурентов, качество товара конкурентов. Как я уже говорил, одно из достоинств моих изделий – высокое качество. Уже это должно привлечь покупателя, т.к. продукция, имеющаяся на рынке не отличается своим качеством. Но, так как я начинающий производитель, я должен привлечь покупателя еще и ценой, которая должна быть ниже, чем у конкурентов. Итак, на 1 кг макаронных изделий Цм = 14.00 руб, а так как упаковки с продукцией по 0,5 кг, то цена упаковки 7.00 руб. Цена 1 кг вермишели Цв = 12.00 руб, 0,5 кг - 6.00 руб. Таким образом, валовая выручка от продаж произведенных макарон в месяц: 14.00 руб х 3960 кг = 55 440.00 руб. Валовая выручка от продажи вермишели: 12.00 руб х 3 520 кг = 42 240.00 руб. Таким образом, цена каждого изделия будет находится в пределах между себестоимостью и ценами конкурентов. Таблица 4. Себестоимость, цена, выручка.(по каждому изделию).
Макаронные изделия, руб.Вермишель, руб.
1. Себестоимость 1 кг 10,00 8,00
2. Цена 1 кг. 14.00 12,00
3. Валовая выручка55 440,0042 240,00
ИТОГО: 97 680,00

3.5. Нахождение точки безубыточности и определение

рентабельности предприятия

Прибыль – основной источник финансовых ресурсов предприятия, связанный с получением валового дохода - превышение доходов от продажи товаров (услуг) над произведенными затратами. Прибыль является одним из обобщающих оценочных показателей деятельности предприятия. Она выполняет две важные функции: 1) характеризует конечные финансовые результаты, 2) является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие предприятия. Подсчитаем валовые затраты на производство каждого из видов продукции: Макаронные изделия: Валовая прибыль равна : 3960 кг. · 14.00 руб. = 55440руб. Таким образом, видно, что производство макаронных изделий является прибыльным и целевая прибыль ЦП равна: ВВ – ВН = 55440.00 – 39600 = 15 840.00 руб. Точка безубыточности равна 2 829 кг. Все, что производится больше – это прибыль, все что меньше – соответственно убытки. Вермишель: Валовая прибыль от производства вермишели равна: 3520кг. · 12.00руб. = 42 240руб. Производство вермишели также является прибыльным, при этом ЦП равна: ВВ – ВН = 42 240руб.- 28160руб. = 14 080руб. Точке безубыточности соответствует объем продукции в 2 347кг. Теперь можно увидеть, что производство макаронных изделий и вермишели в целом является прибыльным. Общий объем производства продукции составляет 7 480 кг. В точке безубыточности валовая выручка равна валовым издержкам. Этой точке соответствует объем производства 5 065 кг. Размер целевой прибыли (ЦП): ЦП = 97 680 – 66 150 = 31 530(руб). При анализе прибыли в первую очередь используются показатели рентабельности. Рентабельность – показатель эффективности единовременных и текущих затрат. В общем виде рентабельность определяется отношением прибыли к единовременным и текущим затратам, благодаря которым получена эта прибыль (рентабельность производства). R производства. R пр-ва = П : ВИ х 100 %. Для моего предприятия Rпр-ва составит: Rпр-ва = 31 530руб. : 66 150руб х 100 % = 47,7 %. R капитала (вложенного). Rвлож = П : УК х 100 %. Данный показатель представляет собой соотношение между вложенным в предприятие капиталом и его прибылью. Для моего предприятия, у которого П = 31 530руб, а УК = 180 282руб, Rвлож = 31 530руб : 180 282руб х 100 % = 17,5 %. R реализации. Rреал = П : ВВ х 100% Для моего предприятия ВВ (валовая выручка) равна 97 680руб, т.о. Rреал = 31 530руб : 97 680руб х 100 % = 32,3%. R продукции. Rп = Пп : Сп х 100 %. Показывает результативность текущих затрат. определяется отношением прибыли от реализации товарной продукции к себестоимости продукции. Для макарон: Сп = 10.00 руб; Пп = ( 55 440руб – 39 600руб) : 3 960 кг = 4,00 руб. Rп = 4,00руб. : 14,00руб. · 100 % = 28,6 %; Для вермишели: Сп = 8,00 руб. Пп = (42 240 – 28 160) : 3960 = 4,00 руб. Rп = 4 : 12 · 100 = 33,3%; Таблица 5. Показатели рентабельности.
Показатели Величина , %
1. Рентабельность производства47,7
2. Рентабельность капитала17,5
3. Рентабельность реализации32,3

4.Рентабельность продукции

а)макаронных изделий

б)вермишели

28,6

33,3

Таким образом, из приведенных выше расчетов можно заключить, что производство макаронных изделий и вермишели должно быть прибыльным. Валовая выручка от реализации составит 97 680 руб. Как известно, общее правило объявления банкротства гласит: «Фирма объявляет себя банкротом, если предполагаемый доход от реализации продукции будет меньше переменных издержек фирмы, и продолжает деятельность, если этот доход превышает переменные издержки». Моя предполагаемая валовая выручка покрывает переменные издержки, которые равны 52 921,00руб. в следующем месяце работы моего предприятия я хочу затратить 4 240руб, на расширение производства. На протяжение первого месяца работы производственные мощности моего предприятия задействованы не полностью. Т.к. производство продукции оказалось выгодным, я не хочу терять прибыль из-за простоя мощностей моего предприятия и, поэтому решил увеличить объем производства и вермишели и макарон до 4 000 кг. Цену вермишели я оставляю на прежнем уровне также, как и цену макарон. Кроме того, зная прибыль за первый месяц работы, я могу рассчитать цену наиболее распространенным методом – по средним издержкам, учитывая прибыль. Цена = С/с (себестоимость) + П (прибыль) Ц мак= 10,00руб + (15 840,00 руб. : 4 000 кг) =13,96 руб, где 10,00 руб – себестоимость 1 кг макарон, 3,96 руб - прибыль, которая приходится на 1 кг макарон. Прежняя цена, по которой я продавал макароны, была 14,00 руб. за 1 кг. Цверм= 8,00 + (14 080,00 : 4000) = 11,52 руб., где: 8,00руб – себестоимость 1 кг вермишели, 3.52 – прибыль на 1 кг. вермишели. Цена, по которой я подавал вермишель раньше, составляла 12,00руб. за 1 кг. Итак, подсчитав валовые издержки производства обоих видов продукции, которые увеличились на сумму затрат на сырье для вермишели и уменьшились на величину МБП, у меня остается порядка 27 300руб. Эти деньги я планирую вложить в образование фонда заработной платы, из которого собираюсь выплачивать премии, дополнительные выплаты работникам своего предприятия. В дальнейшем выручка моего предприятия должна составить около 106 500 руб, что превышает валовые издержки, и прибыль получается выше, чем в первом месяце. Таким образом, мое предприятие должно сохранить безубыточный график работ и, более того, даже увеличить свою целевую прибыль. А это в свою очередь даст возможность увеличить средства в развитие и расширение производства, внедрить новые более экономичные и производительные технологии, повысить качество продукции и освоить новые ее виды, одновременно проникая на новые рынки и упрочняя свое положение на уже завоеванных. Заключение. Как мы уже разобрались, реформирование экономики России невозможно без развития и совершенствования различных форм хозяйствования, и, главным образом, малого предпринимательства. На деле убедились, что малые экономические структуры имеют большое значение, с точки зрения создания рабочих мест и поддержания рынка. Именно поэтому я выбрал эту тему, так как она имеет огромную актуальность в экономике нашей страны на сегодняшний день. Кроме того, малые предприятия рассматриваются в качестве символа производственной мобильности, рыночной гибкости и инновационной восприимчивости. Целью данной работы является выявление роли малого бизнеса в предпринимательской деятельности и рассмотрение особенностей налогового обложения субъектов малого предпринимательства. В первой главе данной работы были рассмотрены критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, роль малого бизнеса в предпринимательской деятельности разных стран. Вторая глава рассматривала правовые основы деятельности малых предприятий. В третей я привел конкретную схему малого предприятия, технологию производства, обоснование производственной программы расчетами производственной мощности, рассказал о методике расчета экономической эффективности создания малого предприятия, а так же, непосредственно туда включен сам расчет экономической эффективности. Список использованной литературы 1. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации », принятый Госдумой 12 мая 1995 г., подписанный 14 июня 1995 года и вступивший в силу 20 июня. 2. Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием/ М.: Новый Логос, 2000.- 290 с. 3. Дедул А. «Малый бизнес России: Достижения, проблемы, перспективы»// Федеральная газета № 1-2 февраль 1998 г. 4. Журнал «Регион: политика, экономика, социология», 2002, № 3-4 5. Александр Иоффе. Только развитие предпринимательства обеспечит ускорение роста экономики / «Бизнес для всех» № 10, 2002 6. Черник Д.Г. «О малом предпринимательстве» //Налоговый вестник, 1998 г., №1 7. Шулятьева Н .А. Малый бизнес в условиях рынка. Ж. "Деньги и кредит", 1992, N 1 8. Кирсанов И. Российский бизнес на выживание / "Финансовая Россия" № 2, 2002 9. Воронов А.А. Малый бизнес – стратегический приоритет национальной конкурентоспособности России/ «Малое предприятие» №11, 2002. 10. Кожахметов, А. Богатство России – в хорошие руки / "Финансовая Россия" № 27, 2002 11. Рыбак О. Малый бизнес в большой статистике / "Экономическая газета" № 20, 2003 12. Квасюк В. Большая забота о малом бизнесе / "Российская газета" № 30, 2002 13. Новости Малого Бизнеса. Электронный журнал. Выпуск №44 от 02.11.98 14. Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство М. ИНФРА-М, 1998. – 320 с. 15. СПС Консультант ПЛЮС.