Каталог :: Право

Курсовая: Конституционные основы стран – членов СНГ

Содержание
Введение
1. История создания СНГ
2. Характеристика СНГ как межгосударственного Союза независимых государств
3. Конституционные основы стран – членов СНГ
3.1. Конституционные основы государства Украина
3.2. Конституционные основы государства Беларусь
3.3. Конституционные основы государства Казахстан
3.4. Конституционные основы государства Узбекистан
Заключение
Список используемой литературы
                                    Введение                                    
Содружеству Независимых Государств скоро пятнадцать лет. Наше
обществоведение, приходится констатировать, подошло к этой дате с весьма
скромными результатами. Мало сказать, что общество до сих не имеет ни одного
исследования по конституционному праву государств, входящих в СНГ,
изложенному последовательно, систематически и сколько-нибудь полно, - не
проделано даже предварительной работы в этом направлении, не было попыток
консолидировать хотя бы фактографический массив по теме, воедино не собраны
основополагающие документы Содружества. Сегодня поэтому не только массовое
сознание, но и политическое сообщество, пресса и даже эксперты не располагают
сколько-нибудь общезначимой картиной этих пятнадцати лет.
Между тем, в практике стран-членов СНГ накапливается коллективный опыт
конституционализма. Все эти страны творчески использовали и используют опыт
конституционных реформ в России. В то же время Конституция Российской
Федерации от 12 декабря 1993 г. аккумулирует в себе все лучшее, что есть в
практике конституционного развития государств-членов Содружества и западных
демократий.
Темпы и масштабы социально-политических преобразований в странах СНГ
обусловливают возрастание роли конституционного регулирования. Об этом
свидетельствует динамичный процесс обновления конституционного
законодательства.
В конституционных реформах стран СНГ отражается коренная модификация
общественного строя. В новых конституциях этих государств воплощены
общепризнанные в мировом сообществе демократические принципы. Им присущи
черты, отражающие как историческое прошлое, так и специфические особенности
современного периода развития.
Имплементация общепризнанных принципов и норм международного права и общего
права СНГ в национальное законодательство выражает прогрессивные
интеграционные тенденции в праве.
Разработка и совершенствование конституционного законодательства в странах
СНГ представляет собой одну из актуальных проблем развития демократии, права
и укрепления законности. В конституции фокусируются научные аспекты
государствоведения. Конституционная теория и законодательство оказывают
положительное влияние на все стороны социальной жизни.
Конституция выступает ядром, фундаментом правовой системы государства, ее
главным нормативным источником. Она служит средством целенаправленного
воздействия на общественные отношения, важнейшим условием обеспечения
согласованности всех звеньев политической системы, гарантией режима
законности и правопорядка.
Если до развала Союза ССР конституции союзных республик находились в середине
правовой иерархической лестницы (над ними возвышались Конституция СССР и
союзное законодательство), то прекращение существования СССР, обретение
бывшими союзными республиками независимости, государственного суверенитета
поставило вопрос по-иному. В конституционных реформах новых государств
ближнего зарубежья отражаются масштабные общественные преобразования,
происходящие в странах СНГ, социальные процессы, связанные с
совершенствованием государственно-политической организации общества в период
утверждения суверенитета, преобразованием экономики в рыночную, повышением
эффективности регулирования прав человека и гражданина.
Конституционные реформы в государствах Содружества, как отмечается
Межпарламентской Ассамблеей СНГ, отражают коренные экономические,
политические и национальные преобразования, происходящие в Содружестве. Они
создают прочную нормативную базу конституционных изменений и юридически
обеспечивают их необходимость, стимулируют процессы реформирования в странах
СНГ.
Конституционные реформы способствуют утверждению авторитета конституции и
эффективности ее норм. Межпарламентская Ассамблея признала целесообразным
организацию периодического обмена опытом и информацией между государствами-
участниками Содружества по вопросам осуществления конституционных реформ.
Конституционные реформы в странах СНГ не ограничиваются косметическим
"ремонтом" действующих основных законов, а серьезно обновляют их содержание и
структуру. В то же время все конституции государств-участников Содружества
объединяет общий концептуальный подход. В них воплощаются общепризнанные в
мировом сообществе принципы признания человека высшей ценностью,
народовластия, разделения властей, правового государства, верховенства права
и закона, идеологического плюрализма, множественности форм собственности.
Конституции отражают светский и социальный характер государственной власти.
Новые конституции в странах СНГ поднимают на более высокий уровень
демократию, создают прочные гарантии государственного единства, политической
стабильности, реального осуществления конституционных прав, свобод и
обязанностей граждан, их социальной защищенности. Конституции закрепляют
суверенитет народа; основы конституционного строя; 'основные права, свободы и
обязанности человека и гражданина; механизм осуществления власти; местное
самоуправление. Конституция — это первое необходимое условие правового
государства, основанного на господстве права, отрицании произвола власти и
бесправия подвластных.
Целью написания данной курсовой работы была попытка несколько
систематизировать информацию о конституционных реформах в странах СНГ и на
примере нескольких государств, являющихся членами СНГ, показать основы их
конституционального строя. В рамках достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
1. Оценить эволюционный процесс развития СНГ с момента его образования;
2. Рассмотреть механизм регулирования межгосударственных отношений в СНГ и
положение каждого члена СНГ в содружестве.
3. На примере нескольких государств СНГ описать основы их конституционального
строя, пользуясь Конституциями данных государств.
                             1. История создания СНГ                             
8 декабря 1991 года в Вискулях, небольшой резиденции белорусского
правительства в заповеднике "Беловежская пуща", был создан документ, который
кардинальным образом изменил расстановку сил на политической карте мира.
Встреча произошла по инициативе избранного Президентом Украины Кравчуком
тайно от Горбачева, который встретился с Ельциным и предложил встретиться им
с Председателем Президиума Верховного Совета Белоруссии С.И.Шушкевичем для
решения судьбы СССР. Он же предложил для конспирации собраться в Белоруссии.
Официальным поводом для прикрытия этой встречи был обмен ратификационными
грамотами соглашений России и Украины с Белоруссией. Этот документ -
Соглашение о прекращении существования Советского Союза (СССР) и создании
Содружества Независимых Государств (СНГ). Его подписали председатель
Верховного совета Республики Беларусь Станислав Шушкевич, президент
Российской Федерации Борис Ельцин и президент Украины Леонид Кравчук. Таким
образом, была поставлена точка в истории Союза Советских Социалистических
Республик и вписана первая строка в биографию СНГ. В преамбуле соглашения
говорится: "Республика Беларусь, Российская Федерация и Украина как
государства, учредившие в 1922 году Союз ССР., констатируют, что Союз ССР как
субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое
существование". Далее в документе провозглашались принципы создания
Содружества Независимых Государств.            Соглашение объявлялось
открытым для присоединения к нему всех республик бывшего Советского Союза, а
также иных государств, разделяющих цели и принципы этого документа. Страны на
другом краю бывшего Советского Союза Казахстан, Узбекистан, Киргизия,
Туркменистан и Таджикистан обсуждали проект создания конфедерации
центральноазиатских государств, как ответ на беловежское соглашение.
Совершенно реально на постсоветском пространстве могли возникнуть два союза –
славянский и тюркский. В конце – концов, азиатские лидеры поддержали позицию
президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и решили не допускать развала
СССР по оси Европа - Азия. Но было поставлено условие, что среднеазиатские
республики войдут в состав СНГ на правах учредителей, а не в роли
присоединившихся. В результате 21 декабря 1991 года в Алма-Ате (Казахстан)
руководители Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии,
Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины (всех бывших
советских республик кроме трех стран Прибалтики и Грузии) подписали
Декларацию о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).
В декабре 1993 г. к Содружеству присоединилась Грузия. В 1993 г. был принят
Устав СНГ, согласно которому страны – члены Содружества Независимых
Государств суверенны и равноправны, являются самостоятельными субъектами
международного права. В 1994 г. Секретариат ООН зарегистрировал Устав СНГ как
многостороннее международное соглашение.
   2. Характеристика СНГ как межгосударственного Союза независимых государств   
В отличие от Союза ССР Содружество Независимых Государств не является единым
государством и не обладает наднациональными полномочиями. Это региональное
сообщество, межгосударственный союз бывших республик СССР, в рамках которого
каждое государство сохраняет свой государственный суверенитет и полную
международную правосубъектность.
Отношения государств в Содружестве строятся на базе общепризнанных принципов
и норм международного права, хельсинкского Заключительного акта, документов
СБСЕ, Устава и других актов СНГ. Наряду с международно-правовыми актами,
которые лежат в основе межгосударственных отношений в рамках Содружества, и
актами СНГ правовой базой этих отношений являются двусторонние и
многосторонние соглашения в различных сферах взаимоотношений стран-членов
СНГ. При этом соглашения, заключенные в рамках СНГ, согласно его Уставу,
должны соответствовать целям и принципам Содружества и обязательствам стран-
членов СНГ, содействовать сотрудничеству и развитию связей между органами
государства, общественными объединениями и экономическими структурами
Содружества.
СНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов. Страны СНГ
являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права,
членами мирового сообщества.
Отношения в рамках СНГ строятся на основе максимального учета позиций каждого
государства. Такое партнерство стран СНГ — это долговременная стратегия,
вытекающая из исторических, культурных взаимосвязей, экономической
необходимости и национальных интересов. Содружество служит развитию отношений
добрососедства, международного согласия, доверия, взаимопонимания и
взаимовыгодного сотрудничества между государствами-членами.
В поле зрения Содружества широкий спектр политических, экономических, военных
и гуманитарных проблем, имеющих важное значение для укрепления Содружества и
продвижения его по пути интеграции.
Все страны-члены СНГ являются правопреемниками прав и обязанностей бывшего Союза
ССР.[1]
В первый период существования Содружество Независимых Государств
рассматривалось, главным образом, как механизм цивилизованного развода бывших
союзных республик и раздела имущества СССР, как способ плавного перехода от
советской империи к независимому существованию суверенных национальных
государств. Сейчас, когда спадает эйфория национально-государственной
обособленности, сильнее проявляется стремление к развитию экономического и
политического взаимодействия. В то же время предложение о трансформации СНГ в
более тесное образование — Евразийский союз, с общим парламентом, единым
гражданством, совместными вооруженными силами, тесной экономической
координацией не находит поддержки в странах-членах СНГ. Содружество еще не
реализовало свой собственный потенциал.
Одна из целей СНГ — сотрудничество в политической, экономической,
экологической, гуманитарной, культурной и иных областях. Главный приоритет
стран СНГ — взаимовыгодное экономическое сотрудничество, прямые связи
предприятий, их непосредственное взаимодействие. В рамках СНГ осуществляется
координация экономического сотрудничества, сбалансированное экономическое и
социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического
пространства, межгосударственная кооперация и интеграция.
Развитие СНГ отвечает жизненным интересам Российской Федерации, а отношения с
государствами СНГ важный фактор включения России в мировые политические и
экономические структуры. Приоритетность отношений с государствами-участниками
СНГ в политике Российской федерации определяется, прежде всего, тем, что:
-        на территории СНГ сосредоточены главные жизненные интересы России в
области экономики, обороны, безопасности, защиты прав россиян, обеспечение
которых составляет основу национальной безопасности страны;
-        эффективное сотрудничество с государствами СНГ является фактором,
противостоящим центробежным стремлениям в самой России.
[2]
Страны СНГ ставят своей задачей обеспечение основных прав и свобод человека в
соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права,
документами Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и Уставом СНГ
от 22 января 1993 г., свободное общение, контакты и передвижении граждан
государств-членов в Содружестве.[3]
Сотрудничество независимых государств основано на началах суверенного
равенства всех членов СНГ. Страны СНГ являются самостоятельными и
равноправными объектами международного права. В то же время в рамках СНГ
формируется общая позиция по ключевым международным вопросам, осуществляются
совместные внешнеполитические инициативы, обеспечение международного мира и
безопасности.
Важнейшими принципами международных взаимоотношений в рамках Содружества
являются:
1.      уважение суверенитета государств-членов, неотъемлемого права народов
на самоопределение и права распоряжаться своей судьбой без вмешательства
извне;
2.      нерушимость государственных границ, признание существующих границ и
отказ от противоправных территориальных притязаний;
3.      территориальная целостность государств и отказ от любых действий,
направленных на расчленение чужой территории;
4.      неприменение силы или угрозы силой против политической независимости
государства-члена;
5.      разрешение споров мирными средствами, чтобы не подвергать угрозе
международный мир, безопасность и справедливость;
6.      верховенство международного права в межгосударственных отношениях;
7.      невмешательство во внутренние и внешние дела друг друга;
8.      обеспечение прав человека и основных свобод для всех без различия
расы, этнической принадлежности, языка, религии, политических и иных
убеждений;
9.      добросовестное выполнение принятых на себя обязательств по документам
Содружества, включая Устав СНГ;
10. учет интересов друг друга и Содружества в целом, оказание на основе
взаимного согласия помощи во всех областях взаимоотношений;
11. объединение усилий и оказание поддержки друг другу в целях создания
мирных условий жизни народов стран-членов Содружества, обеспечение их
политического, экономического и социального прогресса;
12. развитие взаимовыгодного экономического и научно-технического
сотрудничества, расширение интеграционных процессов;
13. духовное единение народов стран-членов СНГ, которое основывается на
уважении их самобытности; сотрудничество в сохранении культурных ценностей и
культурного облика.
Одна из главных целей СНГ — военно-политическое сотрудничество, объединение
усилий для предотвращения и урегулирования вооруженных конфликтов, сокращение
вооружений и военных расходов, ликвидация ядерного и других видов оружия
массового уничтожения, достижение всеобщего и полного разоружения, создание
коллективных миротворческих сил, осуществление совместных мер по охране
внешних границ государств Содружества.
По взаимному согласию стран СНГ, в соответствии с Уставом СНГ, к их
совместному ведению отнесены:
-        обеспечение основных прав и свобод человека;
-        координация внешнеполитической деятельности;
-        сотрудничество в формировании и развитии общего экономического
пространства, общеевропейского и евразийского рынков, систем транспорта и
связи, таможенной политики;
-        охрана здоровья населения и окружающей среды;
-        вопросы социальной и миграционной политики;
-        борьба с организованной преступностью;
-        сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.
Перечень предметов совместной деятельности может быть расширен по взаимному
согласию государств-членов.
В сфере совместной деятельности страны Содружества образуют общие
координирующие институты.
В составе Содружества различаются государства-учредители и государства-члены.
Государствами-членами являются государства, которые приняли на себя уставные
обязательства в течение года после его принятия. Государствами-учредителями
являются государства, подписавшие и ратифицировавшие Соглашение о создании
СНГ от 8 декабря 1991 г., и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 г.
к моменту принятия Устава СНГ.
Членом Содружества может стать любое государство, которое разделяет цели и
принципы СНГ и принимает на себя обязательства, содержащиеся в его Уставе.
Присоединение к СНГ — не односторонний акт. Для юридического оформления
членства в СНГ требуется согласие всех стран-членов СНГ.
В рамках СНГ допускается ассоциированное членство. Для присоединения к
Содружеству на правах ассоциированного члена требуется решение Совета глав
государств — высшего органа Содружества. Форма участия ассоциированного члена
в СНГ определяется соглашением об ассоциированном членстве.
Членство в СНГ свободное. Все страны-члены Содружества имеют право на
сецессию, то есть на свободный выход в одностороннем порядке из его состава.
Однако при этом требуется соблюдение определенных процедур, в частности,
письменное уведомление депозитария (хранителя) Устава СНГ (Правительство
Республики Беларусь) за 12 месяцев до выхода.
Обязательства, добровольно взятые на себя государством-участником с
подписанием Устава СНГ, подлежат полному выполнению.
Членство в СНГ налагает на государства определенные обязательства.
Систематические нарушения государством Устава СНГ, своих обязательств по
соглашениям в рамках СНГ либо решений органов Содружества должны
рассматриваться Советом глав государств. В соответствии с нормами
международного права к таким государствам могут применяться определенные меры
воздействия.
Страны СНГ сотрудничают в различных сферах: государственно-политической,
социально-экономической, научной, культурной, экологической, правовой,
внешнеполитической и др.
В экономической, социальной и правовой сферах целями Содружества являются:
-        формирование общего экономического пространства на базе рыночных
отношений и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы;
-        координация социальной политики, разработка совместных социальных
программ и мер по снижения социальной напряженности в связи с проведением
экономических реформ;
-        развитие систем транспорта и связи, а также энергетических систем;
-        координация кредитно-финансовой политики;
-        развитие торгово-экономических связей государств-членов;
-        поощрение и взаимная защита инвестиций;
-        стандартизация и сертификация промышленной продукции и товаров;
-        правовая охрана интеллектуальной собственности;
-        развитие общего информационного пространства;
-        природоохранительные мероприятия, оказание взаимной помощи и
ликвидации последствий экологических катастроф и других чрезвычайных
ситуаций;
-        осуществление совместных проектов и программ в области науки и
техники, образования, здравоохранения, культуры и спорта.
Решения, принимаемые органами СНГ, очерчивают общие рамки совместных
намерений, однако не всегда могут быть реализованы всеми государствами-
участниками немедленно.
СНГ не претендует на унификацию правовых систем стран-членов. Задачи СНГ —
содействие построению демократических правовых режимов в странах-участниках,
сотрудничество в сфере правовых отношений, соблюдение прав и свобод человека
и гражданина, разработка правовых механизмов урегулирования разногласий в
рамках Содружества.
Страны-члены СНГ сотрудничают в области права, в частности, путем заключения
двусторонних и многосторонних договоров об оказании правовой помощи и
способствуют сближению национального законодательства. В случае противоречий
между нормами национального законодательства стран СНГ, регулирующего
отношения в сферах совместной деятельности, проводятся консультации и
переговоры с целью выработки предложений для устранения этих противоречий.
Одним из направлений сотрудничества является создание информационно-правового
обеспечения органов власти стран-членов СНГ. В странах Содружества создаются
национальные автоматизированные системы информационно-правового обеспечения и
правореализационной деятельности, правового образования и воспитания.
[4]
Создание системы информационно-правового обеспечения в рамках СНГ предполагает:
-        повышение правосознания и правовой культуры работников органов
государственной власти на основе знания действующей международной и
национальной правовой базы;
-        укрепление связи органов государственной власти с населением через
средства массовой информации с использованием информационно-правовой системы
в целях дальнейшей демократизации общества и институтов государственного
управления;
-        анализ и социальный мониторинг действующего законодательства на
предмет своевременного выявления в нем противоречий;
-        координация и упорядочение информационно-правовых потоков на
международном и национальном уровнях, как по вертикали, так и по горизонтали.
Такая система обеспечивает:
-        создание надежного механизма обмена правовой информацией с другими
странами-членами СНГ, правовой анализ межгосударственных актов государств
Содружества и национальных законодательных актов, разработку рекомендаций по
их совершенствованию;
-        комплексный анализ правовой базы межгосударственных актов стран СНГ
и национальных законодательных актов;
-        разработку предложений по предотвращению и устранению юридических
коллизий в процессе сотрудничества стран-членов СНГ;
-        прогнозирование и моделирование международного и нормотворческого
процессов стран СНГ;
-        экспертную оценку процессов реализации межгосударственных договоров
в рамках СНГ;
-        разработку правовых информационных технологий и методик.
Несмотря на трудности становления, СНГ идет по пути развития и углубления
интеграционных процессов на новых демократических началах. Его страны-
участники постепенно приходят к осознанию необходимости сохранения единого
экономического пространства, единой внешней политики и внешнеэкономических
отношений, унификации правового регулирования, единства обороны.
Все органы СНГ имеют исключительно консультативные и координационные функции.
В СНГ создаются:
1) Совет глав государств-участников Содружества;
2) Межпарламентская Ассамблея;
3) Совет глав правительств;
4) Совет министров иностранных дел (СМИД);
5) Совет министров внутренних дел;
6) Координационно-консультативный комитет государств-участников;
7) Экономический союз;
8) Экономический суд;
9) Совет министров обороны государств-участников;
10) Штаб по координации военного сотрудничества госуда рств-участников;
11) Совет командующих Пограничными войсками государств-участников;
12) Комиссия по правам человека;
13) органы отраслевого сотрудничества.
Высшим органом СНГ, является Совет глав государств. В нем на высшем уровне
представлены все государства-члены. Членами Совета глав государств являются
Президенты республик.
Совет глав государств обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с
деятельностью государств-членов в сфере их общих интересов. В соответствии с
Уставом СНГ он собирается на заседания два раза в год. Внеочередные заседания
Совета глав государств могут созываться по инициативе одного из государств-
членов Содружества.
Решения Совета глав государств принимаются с общего согласия, консенсусом.
Любое государство может заявить о своей незаинтересованности в рассмотрении
того или иного вопроса.
Порядок работы Совета глав государств регулируется Правилами процедуры. Главы
государств на заседаниях Совета председательствуют поочередно в порядке
русского алфавита названий государств-членов Содружества.
Совет глав государств, в случае необходимости, создает рабочие и
вспомогательные, органы, как на постоянной, так и временной основе. Эти
органы формируются из представителей стран-членов СНГ. К заседаниям Совета
глав государств привлекаются эксперты и консультанты.
В качестве межгосударственного органа инструмента консолидации
межпарламентских действий стран-участников Содружества учреждена
Межпарламентская Ассамблея (МПА). Членами Межпарламентской Ассамблеи являются
12 государств-членов Содружества. Если Европарламент избирается в странах
Европейского Союза и как все парламенты мира принимает нормативные акты,
обязательные для национальных парламентов Европейского Союза и его граждан,
то Межпарламентская Ассамблея СНГ состоит из парламентских делегаций стран
СНГ, состав которых обновляется к каждому заседанию МПА, Совета Ассамблеи,
постоянных и временных комиссий, вспомогательных органов и Секретариата
Совета МПА. Межпарламентская Ассамблея принимает исключительно
рекомендательные акты. Предложения о формировании Межпарламентской Ассамблеи
прямыми выборами граждан стран СНГ не получило поддержки.
Рабочим языком Содружества является русский. Депозитарием избран город Минск.
Расходы на финансирование органов Содружества распределяются на основе
долевого участия государств-членов и устанавливаются в соответствии со
специальными соглашениями о бюджетах органов Содружества.
Устав СНГ влечет юридические последствия для государств-членов через год
после его ратификации национальными парламентами и сдачи на хранение
депозитарию своих ратификационных грамот.
Каждое из государств-членов может предложить поправки к Уставу. Они
принимаются Советом глав государств и вступают в силу после их ратификации
всеми государствами-членами Содружества.
Страны-учредители СНГ могут при ратификации Устава сделать оговорки и
заявления по отдельным разделам.
СНГ имеет реальную перспективу стать одним из самых влиятельных
интеграционных объединений в Евразии и во всем мире.
Важным этапом развития интеграционных процессов в рамках СНГ является создание
Сообщества Суверенных Государств, т. е. нового интеграционного образования
между Россией и Белоруссией на основе Договора от 2 апреля 1996 г., и
заключение Договора между Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном и Россией об
углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996
г[5].
Договор между Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном и Россией заключен с
целью создания в будущем Сообщества интеграционных государств. Для достижения
целей Договора созданы органы управления интеграцией: Межгосударственный
Совет, Интеграционный комитет и Межпарламентский комитет.
Межгосударственный Совет является высшим органом управления интеграцией. В
нем представлены главы государств, главы правительств, министры иностранных
дел, а также председатель Интеграционного комитета с правом совещательного
голоса. Межгосударственный Совет возглавляется председателем, избираемым из
числа глав государств Сторон сроком на один год на ротационной основе.
Межгосударственный Совет разрабатывает стратегию сотрудничества, определяет
его основные этапы, принимает соответствующие решения и контролирует ход их
исполнения, утверждает положения об органах управления интеграцией и порядке
их финансирования. Расходы на содержание органов управления интеграцией
финансируются Сторонами в фиксированных размерах и направляются исключительно
на эти цели.
Политические события, происходящие в связи с развалом Союза ССР и
образованием суверенных национальных государств на месте бывших союзных
республик, влияют на корректировку учебных программ вузов России. С 1994 г. в
Московской государственной юридической академии. Международном политико-
юридическом институте (ныне — Первом Московском Юридическом Институте) и
некоторых других высших юридических учебных заведениях введено преподавание
новой учебной дисциплины — "Конституционное право зарубежных стран СНГ'. Это
обязывает студентов обратиться к изучению нормативных правовых актов,
принятых как в рамках Содружества, двусторонних договоров и соглашений между
отдельными странами-членами СНГ, с одной стороны, так и национальных
конституционно-правовых актов, с другой. В первую очередь внимание должно
быть привлечено к изучению основного источника национальной правовой системы
— конституциям государств-участников Содружества.
В практике стран-членов СНГ накапливается коллективный опыт
конституционализма. Все эти страны творчески использовали и используют опыт
конституционных реформ в России. В то же время Конституция Российской
Федерации от 12 декабря 1993 г. аккумулирует в себе все лучшее, что есть в
практике конституционного развития государств-членов Содружества и западных
демократий.
Темпы и масштабы социально-политических преобразований в странах СНГ
обусловливают возрастание роли конституционного регулирования. Об этом
свидетельствует динамичный процесс обновления конституционного
законодательства. Во всех государствах Содружества уже действуют новые
конституции. Это конституции: Азербайджана от 13 ноября 1995 г.; Армении от 5
июля 1995 г.; Беларуси от 24 ноября 1996 г.; Грузии от 24 августа 1995 г.;
Казахстана от 30 августа 1995 г.; Кыргызстана от 5 мая 1993 г. с изменениями
от 10 января 1995 г; Молдовы от 29 июля 1994 г.; России от 12 декабря 1993
г.; Таджикистана от 6 ноября 1994 г.; Туркменистана от 18 мая 1992 г. с
изменениями от 27 декабря 1995 г.; Узбекистана от 8 декабря 1992 г. с
изменениями и дополнениями от 28 декабря 1993 г.; Украины от 12 июля 1996 г.
В Беларуси и Казахстане за годы перестройки принято по две конституции (1994-
1996; 1992-1995 г.г.).
Конституционные реформы проводятся также в республиках в составе государств
СНГ. Новые конституции приняты в Абхазии (26 ноября 1994 г.), Каракалпакстане
(9 апреля 1993 г.), в большинстве республик в составе Российской федерации и
др.
Создание конституционно-правовой системы — закономерный процесс становления
суверенной национальной государственности .
В конституционных реформах стран СНГ отражается коренная модификация
общественного строя. В новых конституциях этих государств воплощены
общепризнанные в мировом сообществе демократические принципы. Им присущи
черты, отражающие как историческое прошлое, так и специфические особенности
современного периода развития.
Конституции государств СНГ закрепляют демократический, правовой, светский
характер государства. Социальный характер государства означает, что
социальная политика служит человеку, направлена на создание условий,
обеспечивающих его достойную жизнь и свободное развитие. Государство берет на
себя обязательства социального характера. Оно охраняет труд и здоровье людей;
гарантирует минимальный размер оплаты труда; обеспечивает поддержку семьи,
материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей, создает систему
социальных служб. Гарантируется социальное обеспечение за счет государства в
старости, в случае болезни и утраты трудоспособности, потери кормильца,
безработицы. Поощряется деятельность, способствующая экологическому
благополучию, укреплению здоровья граждан. В социальном государстве
воспитание, образование, наука и культура свободны и пользуются
покровительством государства.
Одно из центральных мест в новых конституциях занимает проблема
собственности. Большинство конституций признает и защищает частную,
государственную, муниципальную и иные формы собственности (коллективная,
арендная, кооперативная, акционерная, смешанная с участием иностранного
капитала). Этим новые конституции отличаются от действовавших в советский
период, когда закреплялась незыблемость социалистической собственности и
социалистической системы хозяйства.
                  3. Конституционные основы стран – членов СНГ                  
                 3.1. Конституционные основы государства Украина                 
Система главных принципов, составляющих основы конституционного строя
Украины, закрепляется в гл. 1 Конституции Украины. Некоторые из этих
принципов Конституция только декларирует, и их содержание раскрывается
нормами других частей Конституции, а также иным законодательством Украины.
Некоторые же принципы Конституция детально раскрывает, определяя их
содержание. Принципы, составляющие основы конституционного строя,
взаимосвязаны и тесно переплетены между собой, нередко регулируя одно и то же
в более широком или более конкретном смысле. Именно поэтому основы
конституционного строя необходимо рассматривать как систему, а не набор
отдельных характеристик украинского государства.
В соответствии с главой 1 Конституции Украины, Украина есть суверенное и
независимое, демократическое, социальное, правовое государство. Суверенитет
Украины распространяется на всю ее территорию. Украина является унитарным
государством. Территория Украины в пределах существующей границы целостна и
не прикосновенна.
Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и
безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью.
Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность
деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою
деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является
главной обязанностью государства.
В Украине существует единое гражданство. Основания приобретения и прекращения
гражданства Украины определяются законом.
Украина является республикой. Носителем суверенитета и единственным
источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть
непосредственно и через органы государственной власти и органы местного
самоуправления. Право определять и изменять конституционный строй в Украине
принадлежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством,
его органами или должностными лицами. Никто не может узурпировать
государственную власть.
Государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на
законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной,
исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных
Конституцией пределах и в соответствии с законом Украины.
Единственным органом законодательной власти в Украине является парламент —
Верховная Рада Украины. Конституционный состав Верховной Рады Украины —
четыреста пятьдесят народных депутатов Украины, которые избираются на основе
всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования
сроком на четыре года.
Народным депутатом Украины может быть гражданин Украины, достигший на день
выборов двадцати одного года, имеющий право голоса и проживающий в Украине в
течение последних пяти лет. Не может быть избран в Верховную Раду Украины
гражданин, имеющий судимость за совершение умышленного преступления, если эта
судимость не погашена и не снята в установленном законом порядке.
Полномочия народных депутатов Украины определяются Конституцией и законами
Украины.
Президент Украины является главой государства       и выступает от имени
государства. Президент Украины является гарантом государственного
суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции
Украины, прав и свобод человека и гражданина. Президент Украины избирается
гражданами Украины на основе всеобщего, равного и прямого избирательного
права путем тайного голосования сроком на пять лет.
Президентом Украины может быть избран гражданин Украины, достигший тридцати
пяти лет, имеющий право голоса, проживающий в Украине в течение десяти послед
них перед днем выборов лет и владеющий государственным языком.
Правосудие в Украине осуществляется исключительно судами. Делегирование
функций судов, а также присвоение этих функции другими органами или
должностными лица ми не допускаются. Юрисдикция судов распространяется на все
правоотношения, возникающие в государстве. Судопроизводство осуществляется
Конституционным Судом Украины и судами общей юрисдикции.
Прокуратура Украины составляет единую систему, на которую возлагаются:
1) поддержание государственного обвинения в суде;
2) представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях,
определенных законом;
3) надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-
розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие;
4) надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным
делам, а также при приме нении иных мер принудительного характера, связанных
с ограничением личной свободы граждан
В Украине признается и гарантируется местное самоуправление.
В Украине признается и действует принцип верховенства права.
Конституция Украины имеет высшую юридическую силу. Законы и иные нормативно-
правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны
соответствовать ей.
Нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия. Обращение в суд
для защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина
непосредственно на основании Конституции Украины гарантируется.
Государственным языком в Украине является украинский язык. Государство
обеспечивает всестороннее развитие и функционирование украинского языка во
всех сферах общественной жизни на всей территории Украины. В Украине
гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других
языков национальных меньшинств Украины. Государство способствует изучению
языков международного общения. Применения языков в Украине гарантируется
Конституцией Украины и определяется законом.
Земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и иные природные ресурсы,
находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее
континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются
объектами права собственности Украинского народа. От имени Украинского народа
права собственника осуществляют органы государственной власти и органы
местного само управления в пределах, определенных настоящей Конституцией.
Каждый гражданин имеет право пользоваться природными объектами права
собственности народа в соответствии с законом. Собственность обязывает.
Собственность не должна использоваться во вред человеку и обществу.
Государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности и
хозяйствования, социальную направленность экономики. Все субъекты права
собственности равны перед законом.
Общественная жизнь в Украине основывается на принципах политического,
экономического и идеологического многообразия.
Никакая идеология не может признаваться государством как обязательная.
Цензура запрещена.
Государство гарантирует свободу политической деятельности, не запрещенной
Конституцией и законами Украины
Конституция Украины состоит из 15 разделов:
Раздел 1 Общие положения.
Раздел 2 Права, свободы и обязанности человека и гражданина
Раздел 3 Выборы, референдум
Раздел 4 Верховная Рада Украины
Раздел 5 Президент Украины
Раздел 6 Кабинет министров Украины. Другие органы государственной власти
Раздел 7 Прокуратура
Раздел 8 Правосудие
Раздел 9 Территориальное устройство Украины
Раздел 10 Автономная Республика Крым
Раздел 11 Местное самоуправление
Раздел 12 Конституционный суд Украины.
Раздел 13 Внесение изменений в Конституцию Украины
Раздел 14  Заключительные положения
Раздел 15 Переходные положения.
Конституция Украины не может быть изменена, если изменения предусматривают
упразднение либо ограничение прав и свобод человека и гражданина или если они
направлены на ликвидацию независимости либо на нарушение территориальной
целостности Украины. Конституция Украины не может быть изменена в условиях
военного или чрезвычайного положения. Законопроект о внесении изменений в
Конституцию Украины, который рассматривался Верховной Радой Украины, и закон
не был принят, может быть представлен в Верховную Раду Украины не ранее чем
через год со дня принятия решения по этому законопроекту.
Верховная Рада Украины в течение срока своих полномочий не может дважды изменять
одни и те же положения Конституции Украины. Законопроект о внесении изменений в
Конституцию Украины рассматривается Верховной Радой Украины при наличии
заключения Конституционного Суда Украины о соответствии законопроекта
требованиям статей 157 и 158 на стоящей Конституции
[6].
                3.2. Конституционные основы государства Беларусь                
Система главных принципов, составляющих основы конституционного строя
Беларуси, закрепляется в гл. 1 Конституции Беларуси. Некоторые из этих
принципов Конституция только декларирует, и их содержание раскрывается
нормами других частей Конституции, а также иным законодательством Беларуси.
Некоторые же принципы Конституция детально раскрывает, определяя их
содержание. Принципы, составляющие основы конституционного строя,
взаимосвязаны и тесно переплетены между собой, нередко регулируя одно и то же
в более широком или более конкретном смысле. Именно поэтому основы
конституционного строя необходимо рассматривать как систему, а не набор
отдельных характеристик беларусского государства.
В соответствии с главой 1 Конституции Беларуси, Республика Беларусь —
унитарное демократическое социальное правовое государство. Республика
Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории,
самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. Республика
Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность,
конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.
Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей
ценностью и целью общества и государства. Государство ответственно перед
гражданином за создание условий для свободного и достойного развития
личности. Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное
исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.
Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия
политических институтов, идеологий и мнений. Идеология политических партий,
религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может
устанавливаться в качестве обязательной для граждан
Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе
разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные
органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между
собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом
Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.
Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных
направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в
отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент
принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной
безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и
экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов
государственной власти, осуществляет посредничество между органами
государственной власти, государством и обществом. Президент обладает
неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.
Парламент — Национальное собрание является представительным и законодательным
органом Республики Беларусь. Парламент состоит из двух палат — Палаты
представителей и Сената.
Состав Палаты представителей — 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты
представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего,
равного, свободного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Сенат является палатой территориального представительства. В Сенат входят по
девять сенаторов от каждой области и города Минска. По шесть сенаторов от
каждой области и города Минска избираются тайным голосованием на заседаниях
депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города
Минска. Одна треть сенаторов назначается Президентом Республики Беларусь.
Лица, ранее занимавшие должность Президента, являются сенаторами пожизненно,
если они не откажутся от этого.
В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права.
Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах
Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые
акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке
противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы.
Территория Республики Беларусь является естественным условием существования и
пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния
и суверенитета Республики Беларусь. Территория Беларуси едина и неотчуждаема.
Территория делится на области, районы, города и иные административно-
территориальные единицы. Административно-территориальное деление государства
определяется законом.
Государственным языком в Республике Беларусь является белорусский язык.
Русский язык имеет равный статус с белорусским.
Гражданину Республики Беларусь гарантируются защита и покровительство
государства, как на территории Беларуси, так и за ее пределами. Никто не
может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить
гражданство. Гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному
государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики
Беларусь. Приобретение и утрата гражданства осуществляются в соответствии с
законом.
Собственность может быть государственной и частной.
Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и
иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и
равные условия для развития всех форм собственности. Государство способствует
развитию кооперации во всех ее формах и видах. Государство гарантирует всем
равные возможности свободного использования способностей и имущества для
предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах
человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и
частной экономической деятельности в социальных целях.
Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства.
Законом могут быть определены и другие объекты, которые находятся только в
собственности государства, либо установлен особый порядок перехода их в
частную собственность, а также закреплено исключительное право государства на
осуществление отдельных видов деятельности.
Государство гарантирует право трудящихся принимать участие в управлении
предприятиями, организациями и учреждениями в целях повышения эффективности
их работы, участия в распределении прибыли (дохода) и улучшения социально-
экономического уровня жизни трудящихся.
Конституция Беларуси состоит из 9 разделов:
Раздел 1 Основы конституционного строя
Раздел 2 Личность, общество, государство
Раздел 3 Избирательная система, референдум
Раздел 4 Президент, парламент, правительство, суд
Раздел 5 Местное управление и самоуправление
Раздел 6 Прокуратура. Государственный «контрольный комитет»
Раздел 7 Финансово-кредитная система Республики Беларусь
Раздел 8 Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения
Раздел 9 Заключительные и переходные положения
Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные
акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с
Конституцией Республики Беларусь. В случае расхождения закона, декрета или
указа с Конституцией действует Конституция. В случае расхождения декрета или
указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на
издание декрета или указа были предоставлены законом.
Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами
парламента по инициативе Президента или не менее 150 тысяч граждан Республики
Беларусь, обладающих избирательным правом. Закон об изменении и дополнении
Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений парламентом с
промежутком не менее трех месяцев.
Изменения и дополнения Конституции не производятся в период чрезвычайного
положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты
представителей.
Конституция, законы о внесении в нее изменений и дополнений, о введении в
действие Конституции и указанных законов, акты о толковании Конституции
считаются принятыми, если за них проголосовало не менее трех четвертей от
полного состава каждой из палат парламента.
Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум.
Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается
принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки
для голосования.
Разделы I, II, IV, VIII Конституции, если они приняты путем референдума, не
могут быть пересмотрены парламентом.[7]
                3.3. Конституционные основы государства Казахстан                
Система главных принципов, составляющих основы конституционного строя
Казахстана, закрепляется в гл. 1 Конституции Казахстана. Некоторые из этих
принципов Конституция только декларирует, и их содержание раскрывается
нормами других частей Конституции, а также иным законодательством Казахстана.
Некоторые же принципы Конституция детально раскрывает, определяя их
содержание. Принципы, составляющие основы конституционного строя,
взаимосвязаны и тесно переплетены между собой, нередко регулируя одно и то же
в более широком или более конкретном смысле. Именно поэтому основы
конституционного строя необходимо рассматривать как систему, а не набор
отдельных характеристик казахстанского государства.
В соответствии с главой 1 Конституции Казахстана, Республика Казахстан
утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным
государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права
и свободы. Основополагающими принципами деятельности Республики являются:
общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на
благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных
вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование
на республиканском референдуме или в Парламенте.
Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой
правления.
Суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию. Государство
обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей
территории. Административно-территориальное устройство Республики,
местонахождение и статус ее столицы определяются законом.
Единственным источником государственной власти является народ. Народ
осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и
свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти
государственным органам. Никто не может присваивать власть в Республике
Казахстан. Присвоение власти преследуется по закону. Право выступать от имени
народа и государства принадлежит Президенту, а также Парламенту Республики в
пределах его конституционных полномочий. Правительство Республики и иные
государственные органы выступают от имени государства в пределах
делегированных им полномочий. Государственная власть в Республике едина,
осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее
разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и
взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и
противовесов.
Действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции,
соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных
договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений
Конституционного Совета и Верховного Суда Республики. Конституция имеет
высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики.
В Республике Казахстан признаются идеологическое и политическое многообразие.
Не допускается слияние общественных и государственных институтов, создание в
государственных органах организаций политических партий. Общественные
объединения равны перед законом. Не допускается незаконное вмешательство
государства в дела общественных объединений и общественных объединений в дела
государства, возложение на общественные объединения функций государственных
органов, государственное финансирование общественных объединений.
В Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная
и частная собственность. Собственность обязывает, пользование ею должно
одновременно служить общественному благу. Субъекты и объекты собственности,
объем и пределы осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты
определяются законом.
Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы
находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в
частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных
законом.
В Республике Казахстан государственным является казахский язык. В
государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с
казахским официально употребляется русский язык. Государство заботится о
создании условий для изучения и развития языков народа Казахстана.
Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим
должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней
политики государства, и представляющим Казахстан внутри страны и в
международных отношениях. Президент Республики — символ и гарант единства
народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод
человека и гражданина. Президент Республики обеспечивает согласованное
функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов
власти перед народом. Президент Республики Казахстан избирается в
соответствии с конституционным законом совершеннолетними гражданами
Республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при
тайном голосовании сроком на пять лет.
Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом
Республики, осуществляющим законодательные функции. Срок полномочий
Парламента — четыре года. Полномочия Парламента начинаются с момента открытия
его первой сессии и заканчиваются с началом работы первой сессии Парламента
нового созыва. Полномочия Парламента могут быть прекращены досрочно в случаях
и порядке, предусмотренных Конституцией. Организация и деятельность
Парламента, правовое положение его депутатов определяются конституционным
законом. Парламент состоит из двух Палат: Сената и Мажилиса, действующих на
постоянной основе.
Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города
республиканского значения и столицы Республики Казахстан на совместном
заседании депутатов всех представительных органов, соответственно области,
города республиканского значения и столицы Республики. Семь депутатов Сената
назначаются Президентом Республики на срок полномочий Парламента.
Мажилис состоит из шестидесяти семи депутатов, избираемых по одномандатным
территориальным избирательным округам, образуемым с учетом административно-
территориального деления Республики и с примерно равной численностью
избирателей. Депутат Парламента не может быть одновременно членом обеих
Палат.
Правительство осуществляет исполнительную власть Республики Казахстан,
возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их
деятельностью.
Конституция Казахстана состоит из 9 разделов:
Раздел 1 Общие положения
Раздел 2 Человек и гражданин
Раздел 3 Президент
Раздел 4 Парламент
Раздел 5 Правительство
Раздел 6 Конституционный совет
Раздел 7 Суды и правосудие
Раздел 8 Местное государственное управление и самоуправление
Раздел 9 Заключительные и переходные положения
Изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан могут быть внесены
республиканским референдумом, проводимым по решению Президента Республики,
принятым им по собственной инициативе, предложению Парламента или
Правительства. Проект изменений и дополнений в Конституцию не выносится на
республиканский референдум, если Президент решит передать его на рассмотрение
Парламента. Решение Парламента принимается в этом случае в порядке,
установленном Конституцией. Установленные Конституцией унитарность и
территориальная целостность государства, форма правления Республики не могут
быть изменены.
Конституционные законы должны быть приняты в течение года со дня вступления
Конституции в силу. Если законы, названные в Конституции конституционными,
или акты, имеющие силу таковых, были приняты к моменту вступления ее в силу,
то они приводятся в соответствие с Конституцией и считаются конституционными
законами Республики Казахстан. Иные названные в Конституции законы должны
быть приняты в порядке и сроки, определяемые Парламентом, но не позднее двух
лет со дня вступления Конституции в силу.
Указы Президента Республики, изданные в течение срока осуществления им
дополнительных полномочий в соответствии с Законом Республики Казахстан от 10
декабря 1993 года "О временном делегировании Президенту Республики Казахстан
и главам местных администраций дополнительных полномочий" и имеющие силу
закона, могут быть изменены, дополнены или отменены лишь в порядке,
предусмотренном для изменения, дополнения или отмены законов Республики.
Указы Президента Республики, изданные в течение срока осуществления им
дополнительных полномочий, по вопросам, предусмотренным пунктами 12-15, 18 и
20 статьи 64 Конституции Республики Казахстан, принятой 28 января 1993 года,
не подлежат утверждению Парламентом Республики.
Действующее на момент вступления в силу Конституции законодательство Республики
Казахстан применяется в части, не противоречащей ей, и в течение двух лет со
дня принятия Конституции должно быть приведено в соответствие с нею
[8].
               3.4. Конституционные основы государства Узбекистан               
Система главных принципов, составляющих основы конституционного строя
Узбекистана, закрепляется в гл. 1 Конституции Узбекистана. Некоторые из этих
принципов Конституция только декларирует, и их содержание раскрывается
нормами других частей Конституции, а также иным законодательством
Узбекистана. Некоторые же принципы Конституция детально раскрывает, определяя
их содержание. Принципы, составляющие основы конституционного строя,
взаимосвязаны и тесно переплетены между собой, нередко регулируя одно и то же
в более широком или более конкретном смысле. Именно поэтому основы
конституционного строя необходимо рассматривать как систему, а не набор
отдельных характеристик узбекского государства.
В соответствии с главой 1 Конституции Узбекистана, Узбекистан — суверенная
демократическая республика. Государство выражает волю народа, служит его
интересам. Государственные органы и должностные лица ответственны перед
обществом и гражданами. Республика Узбекистан определяет национально-
государственное и административно-территориальное устройство, систему органов
государственной власти и управления, проводит свою внутреннюю и внешнюю
политику. Государственная граница и территория Узбекистана неприкосновенны и
неделимы.
Государственным языком Республики Узбекистан является узбекский язык.
Республика Узбекистан обеспечивает уважительное отношение к языкам, обычаям и
традициям наций и народностей, проживающих на ее территории, создание условий
для их развития.
Народ является единственным источником государственной власти.
Государственная власть в Республике Узбекистан осуществляется в интересах
народа и исключительно органами, уполномоченными на то Конституцией
Республики Узбекистан и законодательством, принятым на ее основе. Присвоение
полномочий государственной власти, приостановление или прекращение
деятельности органов власти в не предусмотренном Конституцией порядке,
создание новых и параллельных структур власти являются антиконституционными и
влекут ответственность по закону.
Наиболее важные вопросы общественной и государственной жизни выносятся на
обсуждение народа, ставятся на всеобщее голосование (референдум). Порядок
проведения референдума определяется законом. Довыборы депутатов Меджлиса
взамен выбывших в этот период не проводятся.
От имени народа Узбекистана могут выступать только избранные им Олий Мажлис и
Президент республики. Никакая часть общества, политическая партия,
общественное объединение, движение или отдельное лицо не могут выступать от
имени народа Узбекистана.
Система государственной власти Республики Узбекистан основывается на принципе
разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
В Республике Узбекистан общественная жизнь развивается на основе многообразия
политических институтов, идеологий и мнений. Никакая идеология не может
устанавливаться в качестве государственной.
Демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах,
согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода,
честь, достоинство и другие неотъемлемые права.
Государство строит свою деятельность на принципах социальной справедливости и
законности в интересах благосостояния человека и общества.
В Республике Узбекистан признается безусловное верховенство Конституции и
законов Республики Узбекистан. Государство, его органы, должностные лица,
общественные объединения, граждане действуют в соответствии с Конституцией и
законами.
Республика Узбекистан является полноправным субъектом международных
отношений. Ее внешняя политика исходит из принципов суверенного равенства
государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного
урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела других государств и
иных общепризнанных принципов и норм международного права.
Республика может заключать союзы, входить в содружества и другие
международные образования, а также выходить из них, исходя из высших
интересов государства, народа, его благосостояния и безопасности.
Все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны
перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии,
социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения.
Льготы могут быть установлены только законом и должны соответствовать
принципам социальной справедливости.
В Республике Узбекистан устанавливается единое для всей территории республики
гражданство. Гражданство Республики Узбекистан является равным для всех
независимо от оснований его приобретения. Гражданин Республики Каракалпакстан
является одновременно гражданином Республики Узбекистан. Основания и порядок
приобретения и утраты гражданства устанавливаются законом.
Основу экономики Узбекистана, направленной на развитие рыночных отношений,
составляет собственность в ее различных формах. Государство гарантирует
свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда с учетом
приоритетности прав потребителя, равноправие и правовую защиту всех форм
собственности.
Частная собственность наряду с другими формами собственности неприкосновенна
и защищается государством. Собственник может быть лишен ее только в случаях и
в порядке, предусмотренных законом.
Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир и другие природные ресурсы
являются общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию и
охраняются государством.
Республика Узбекистан состоит из областей, районов, городов, поселков,
кишлаков, аулов, а также Республики Каракалпакстан. Суверенная Республика
Каракалпакстан входит в состав Республики Узбекистан. Суверенитет Республики
Каракалпакстан охраняется Республикой Узбекистан. Республика Каракалпакстан
имеет свою Конституцию. Конституция Республики Каракалпакстан не может
противоречить Конституции Республики Узбекистан.
Высшим государственным представительным органом является Олий Мажлис
Республики Узбекистан, осуществляющий законодательную власть. Олий Мажлис
Республики Узбекистан состоит из депу-. татов, избираемых по территориальным
избирательным округам на многопартийной основе сроком на пять лет. Правом
быть избранным в Олий Мажлис Республики Узбекистан обладают граждане
Республики Узбекистан, достигшие ко дню выборов 25 лет.
Требования, предъявляемые к кандидатам в депутаты, определяются законом.
Право законодательной инициативы в Олий Мажлисе Республики Узбекистан
принадлежит Президенту Республики Узбекистан, Республике Каракалпакстан в
лице ее высшего органа государственной власти, депутатам Олий Мажлиса
Республики Узбекистан, Кабинету Министров Республики Узбекистан,
Конституционному суду, Верховному суду. Генеральному прокурору Республики
Узбекистан.
Президент Республики Узбекистан является главой государства и исполнительной
власти в Республике Узбекистан. Президент Республики Узбекистан является
одновременно Председателем Кабинета Министров. Президентом Республики
Узбекистан может быть избран гражданин Республики Узбекистан не моложе
тридцати пяти лет, свободно владеющий государственным языком, постоянно
проживающий на территории Узбекистана не менее 10 лет непосредственно перед
выборами. Одно и то же лицо не может быть Президентом Республики Узбекистан
более двух сроков подряд. Президент Республики Узбекистан избирается
гражданами Республики Узбекистан на основе всеобщего, равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Порядок
выборов Президента определяется законом Республики Узбекистан.
Представительными органами власти в областях, районах и городах (кроме
городов районного подчинения, а также районов, входящих в состав городов)
являются Советы народных депутатов, возглавляемые хокимами, которые, исходя
из интересов государства и граждан, решают вопросы, отнесенные к их
компетенции.
Судебная система в Республике Узбекистан состоит из Конституционного суда
Республики Узбекистан, Верховного суда Республики Узбекистан, Высшего
хозяйственного суда Республики Узбекистан, Верховного Суда Республики
Каракалпакстан, Хозяйственного суда Республики Каракалпакстан, избираемых
сроком на пять лет, областных, Ташкентского городского, районных, городских и
хозяйственных судов, назначаемых на этот же срок. Организация и порядок
деятельности судов определяются законом. Создание чрезвычайных судов не
допускается.
Конституция Узбекистана состоит из 6 разделов:
Раздел 1 Общие принципы
Раздел 2 Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина
Раздел 3 Общество и личность
Раздел 4 Административно-территориальное и государственное устройство
Раздел 5 Организация государственной власти
Раздел 6 Порядок изменения конституции
Изменения в Конституцию Республики Узбекистан вносятся законами, принятыми
большинством, не менее чем двумя третями от общего числа депутатов Олий Мажлиса
республики. Олий Мажлис Республики Узбекистан может принять закон об изменениях
и поправках к Конституции в течение шести месяцев после внесения
соответствующего предложения с учетом его широкого обсуждения. Если Олий
Мажлис, Республики Узбекистан отклонил предложение об изменении Конституции,
оно может быть возобновлено не ранее чем через год.
[9]
                                   Заключение                                   
Ближайшие перспективы СНГ естественным образом вытекают из нынешнего состояния
Содружества. «Сегодня Содружество Независимых Государств по своей сути, –
отмечается в литературе, - это политический клуб, позволяющий сблизить и
согласовать интересы государств – участников, в гораздо меньшей степени –
оборонный альянс, и совсем в небольшой – эффективное экономическое сообщество»
[10] – оценка, может быть, теоретически не вполне точная, но верно
констатирующая по крайней мере тенденции, действующие в СНГ. Очевидно, что и
перспективы Содружества следует анализировать по каждому из этих трех
компонентов – политическому, военно-политическому и экономическому.
Как политическое объединение, главной несущей конструкцией которого являются
периодические встречи глав государств, правительств и других высших органов
Содружества, СНГ за прошедшие десять лет вполне продемонстрировал свою
стабильность. Есть все основания полагать, что этот «политический клуб» и
впредь будет сохранять свое значение, регулируя общий контур отношений в СНГ,
разрешая те или иные возникающие здесь проблемы и определяя наиболее общие
задачи и направления дальнейшего развития Содружества. В прошлом на этом
уровне не раз возникали самые различные проблемы и противоречия, подспудные и
явные, - нет сомнений в том, что они будут возникать и впредь. При всем этом
маловероятно, что в политическом контуре СНГ могут произойти сколько-нибудь
серьезные негативные изменения. При том уровне политической дисциплины, что
установилась в СНГ, где ничто никого ни к чему не обязывает, у государства –
члена Содружества должны быть какие-то совершенно особые мотивы, чтобы
покинуть Содружество: до сих пор на это не пошла даже столь «проблемная»
страна СНГ, как Грузия, хотя здесь уже несколько лет созываются комиссии,
призванные «рассмотреть целесообразность пребывания республики в СНГ».
Можно полагать, что стабилизировался и контур военно-политических отношений в
СНГ. В 1999 г. из Договора о коллективной безопасности вышли три государства
– Узбекистан, Азербайджан, Грузия, не удовлетворенные сложившейся системой
военного сотрудничества, - оставшееся ядро ДКБ продемонстрировало не только
высокий уровень внутренней солидарности, но и способность решать более
сложные задачи военно-политического взаимодействия. Специалисты не исключают
вероятности того, что со временем к ДКБ присоединятся не только покинувшие
его государств, но и Украина и Молдовы. В любом случае сегодня, судя по всей
совокупности фактов, нет причин для сколько-нибудь серьезных военно-
политических кризисов внутри СНГ, - напротив, все указывает на то, что,
скажем, в области борьбы с международным терроризмом участники Содружества
будут все теснее контактировать друг с другом.
Наиболее серьезные проблемы СНГ – экономические. Здесь есть все основания
прогнозировать дальнейшее усиление «национального эгоизма» и взаимной
конкурентности постсоветских экономик. В долгосрочной перспективе этот фактор
может серьезнейшим образом дестабилизировать Содружество, но это уже вопрос
«футурологии», а не истории СНГ.
                         Список используемой литературы                         
     Правовые источники:
1.                 Конституция Российской Федерации. – М.: Новая Волна, 1996.
2.                 Бюллетень международных договоров. 1994. № 1.
3.                 О Межпарламентской информационно-справочной службе
государств-участников СНГ: постановление Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ от 15 сентября 1992 г. //МПА государств-участников
СНГ. Информационный бюллетень. 1992. № 1. С.40
4.                 Протокол к Соглашению о создании Содружества Независимых
Государств, подписанному 8 декабря 1991 г. (1991)
5.                 Соглашение о создании Содружества Независимых Государств
(1991 г.)
6.                 Стратегический курс России с государствами-участниками
СНГ. Утвержден Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 940.
     Учебники и монографии:
7.                 Исингарин Н.. 10 лет СНГ. Проблемы, поиски, решения. –
СПб.: Паллада–медиа, 2001.
8.                 Моисеев Е.Г. Международно-правовые основы сотрудничества
стран СНГ. – М.: Юрист, 1997.
9.                 Моисеев Е.Г. Правовой статус СНГ. - М.: Юрист, 1995.
10.             Новые конституции стран СНГ и Балтии. Сборник документов.
Вып. 2. — М.: Манускрипт, 1997.
11.             Сравнительное конституционное право. - М.: Юрист,1996.
12.             Топорин Б.Н., Конституция РФ. Научно-практический
комментарий. - М.: Юристъ, 1997.
13.             Чиркин В.Е., Основы государственной власти. - М.: Юристъ, 2003.
14.             Чиркин В. Е. Основы конституционного права – М.,: Юрист, 1997
15.             Эбзеев Б.С., Конституция. Правовое государство.
Конституционный суд. - М.: Закон и Право, 1997.
     Статьи в периодических изданиях:
16.             Зиядуллаев Н. Союз независимых государств: дезинтеграция и
реинтеграция // Общество и экономика. - 1998., № 2
17.             Зиядуллаев Н. СНГ - современное состояние и перспективы //
Экономист. - 1998. ,№ 3.
18.             Об основных направлениях развития Содружества Независимых
Государств. Декларация глав-государств участников СНГ от 2 апреля 1999г..//
Российская газета. – 1999 г. – 3 апр.
19.             Тиммерманн Х. Процессы дезинтеграции и реорганизации СНГ //
Мировая экономика и международные отношения. - 1998.,  № 4
20.             Шумский Н. Формирование зоны свободной торговли государств
Содружества.// Вопросы экономики. – 1999,  № 12. – С. 90-101.
21.             Шумский Н.. Перспективы постсоветской интеграции и
Содружество Независимых Государств// Общество и экономика. – 2000, № 11 – 12.
– С.292 - 321.
.
     
[1] Решение Совета глав государств-участников СНГ от 20 марта 1992 г. [2] Стратегический курс России с государствами-участниками СНГ. Утвержден Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 940. [3] Бюллетень международных договоров. 1994. № 1. [4] О Межпарламентской информационно-справочной службе государств-участников СНГ: постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 15 сентября 1992 г. //МПА государств-участников СНГ. Информационный бюллетень. 1992. № 1. С.40 [5] “Российская газета”. 1996. 2 апреля. 25 [6] Новые конституции стран СНГ и Балтии. Сборник документов. Вып. 2. — М.: Манускрипт, 1997. [7] Новые конституции стран СНГ и Балтии. Сборник документов. Вып. 2. — М.: Манускрипт, 1997. [8] Новые конституции стран СНГ и Балтии. Сборник документов. Вып. 2. — М.: Манускрипт, 1997. [9] Новые конституции стран СНГ и Балтии. Сборник документов. Вып. 2. — М.: Манускрипт, 1997. [10] Шумский Н. Перспективы постсоветской интеграции и Содружество Независимых Государств// Общество и экономика. – 2000, № 11 – 12. – С.292.