Каталог :: Право

Реферат: Защита прав субъектов финансовых правоотношений

                                 Реферат                                 
        по теме: «Защита прав субъектов финансовых правоотношений»        
     Работу выполнил:
                                     студент                                     
                                   факультета                                   
                           «ЭКОНОМИКА И ПРАВО»                           
                                  по предмету:                                  
                      «Финансовое законодательство»                      
     План:
1.   Понятие субъектов финансового права;
2.   Порядок защиты прав и законных интересов участников финансовых
общественных отношений;
3.   Административный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений;
4.   Судебный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений;
5.   Роль Конституционного суда в защите прав субъектов финансовых
правоотношений;
6.   Литература.
     1.Понятие субъектов финансового права;
Участники финансовых правоотношений именуются субъектами финансового права.
Финансовое правоотношение устанавливается между физическими и юридическими
лицами. Поэтому в качестве субъектов гражданских правоотношений могут
выступать отдельные индивиды, определенные коллективы людей и в конце концов
само государство. Кстати следует добавить, что в финансовых правоотношениях
могут быть завязаны как внутренние физические и юридические лица (резиденты),
так и иностранные (нерезиденты) в качестве субъектов финансовых. Их статус
определяется законом.
Государство – как субъект финансового права выступает в качестве сборщика
налогов и других обязательных платежей, в качестве кредитора или другого
источника финансирования и т.д. Также следует отметить наличие не
индивидуальных и индивидуальных субъектов финансовых правоотношений. Не
индивидуальные субъекты финансового права – это организации. Они являются
субъектами финансового права в области государственного и банковского
кредита, налогообложения, страхования и т.д. Индивидуальные субъекты
финансового права – это граждане. Их права и обязанности связаны главным
образом с налоговыми и другими обязательственными платежами, поступающими в
распоряжение государства. Законодательство устанавливает в качестве основных
условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода,
повышающий установленный необлагаемый минимум, или определенного имущества,
подлежащего налогообложению. Граждане могут вступать в финансовые
правоотношения и по другим поводам – в связи с участием в самообложении, в
государственных денежно-вещевых лотереях, в области государственного и
банковского кредита, государственного страхования. Что касается иностранных
лиц без гражданства, то законодательство определяет, в каких случаях они
являются субъектами финансовых правоотношений.
     2.Порядок защиты прав и законных интересов участников финансовых общественных
отношений;
Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и
обеспечение прав субъектов финансового права. В этих целях широко применяется
метод убеждения в различных формах, прежде всего в проведении разъяснительных
работ. В результате большей частью субъектов они выполняются добровольно. В
случае нарушения установленных в области образования, распределения и
использования государственных и местных денежных фондов правил вводится в
действие метод принуждения в различных его проявлениях (применение санкций,
запретительных мер и др.). Важно, чтобы в соотношении этих методов
противоречивость принадлежала методу убеждения; такая последовательность
свойственна высокому уровню правосознания, к которому область финансов в
условиях перехода к рыночным отношениям предъявляет повышенные требования.
Вместе с тем, еры государственного принуждения являются неотъемлемым
элементом механизма правового регулирования финансовых отношений, как и любых
других общественных отношений. Следовательно, использование мер
государственного принуждения необходимо и в случаях возникновения
потребностей в защите либо в восстановлении нарушенных прав и законных
интересов субъектов финансового права. Это относится ко всем видам субъектов
– государству, административно-территориальным образованьям, гражданам,
государственным и местным органам власти, предприятиям, организациям,
учреждениям.
Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых
правоотношениях, применяется административный и судебный порядок, что в
настоящее время является общим правовым правилом. Естественно, что содержание
их в области финансовых правоотношений имеет свои особенности.
Следует заметить, что до 90-х годов преобладал административный порядок
защиты прав субъектов финансового права. Судебный порядок применялся в
основном при защите интересов государства в целях взыскания налогов, не
внесенных в установленные сроки. Гражданин же свои права защищал в
административном порядке.
Латвийское законодательство с тех пор расширило сферу применения судебного
порядка применительно ко всем субъектам финансового права. При этом в
финансовых отношениях действуют оба названных порядка защиты прав, а
разрешение дела в административном порядке не исключает возможности
обращаться при не удовлетворяющем исходе в суд или арбитраж.
     3.Административный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений;
Административный порядок защиты действует главным образом в случае применения
мер государственного принуждения, связанного с защитой прав в области
финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам,
предприятиям, организациям, учреждениям. Широкая сфера его применения в этом
случае вызвана необходимостью оперативных действий в области финансов. Однако
он по прежнему предусмотрен и в случаях защиты прав граждан в этих отношениях
при возможности их обращения в суд.
В различных финансовых отношениях административный порядок защиты прав имеет
свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при
внесении решения соответствующими государственными органами (помимо судебного
разбирательства). Например, при защите прав государства на получение
налоговых платежей – бесспорный порядок взыскания их с предприятий,
организаций, учреждений по распоряжению органов государственной налоговой
службы при не внесении платежей в срок; тот же порядок взыскания платежей, не
внесенных в государственные внебюджетные фонды, и целевых субвенций,
выделяемых в нижестоящие бюджеты или внебюджетные фонды вышестоящими органами
при нарушении условий использования на основании решений этих органов и т.д.
В денежно-кредитной сфере Банк Латвии в целях защиты интересов клиентов в
одностороннем порядке вправе повысить нормы обязательных резервов
коммерческих банков, депонируемых в нем.
В свою очередь, субъекты, к которым применены меры, вытекающие из
рассмотренного порядка, в целях защиты своих прав и законных интересов
вправе, во-первых, обжаловать действия соответствующих государственных
органов также в административном порядке по подчиненности и, во-вторых,
обратиться в суд или арбитраж. Оба порядка защиты прав указанных субъектов в
области финансовых отношений могут быть использованы и в других случаях их
нарушения.
     4.Судебный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений;
В финансовом законодательстве последнее время особое внимание уделяется праву
на судебную защиту. Так по законодательству Латвии представительным и
исполнительным органам власти и органам местного самоуправления гарантируется
судебная защита этих прав – они могут обратиться в районные и окружные суда.
Закреплено также право Банка Латвии обращаться в суды с исками о признании
недействительными актов государственной власти и органов местных
самоуправлений.
В финансовых правоотношениях государства с участием граждан также действует
административный и судебный порядки защиты прав и законных интересов обеих
сторон. При этом усилена ориентация на использование судебного порядка
который имеет конституционную основу. По Конституции Латвии, в разделе о
правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована судебная защита
прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной
власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть
обжалованы в суд. Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства
правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными
договорами ЛР обращаться в международные органы по защите прав.
На основании законодательства Латвии можно обжаловать  решения суда. К таким
действиям (решениям) отнесены единоличные и коллегиальные действия (решения).
Помимо всего вышесказанного в законодательных актах, регулирующих финансовую
деятельность государства, могут особо закрепляться полномочия граждан по
обжалованию в суд принятых в данной сфере решений государственных органов.
Однако граждане по своему выбору могут обратиться за защитой их прав не в
суд, а к вышестоящему органу или должностному лицу, то есть использовать
административный порядок защиты.
Судебный порядок применяется и при защите финансовых интересов и прав
гражданства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов,
финансовых санкций и т.д.).
Важной стороной защиты прав в финансовых отношениях с государством является
установление в законодательстве гарантий возмещения ущерба гражданам и
юридическим лицам, причиненного незаконными действиями государственных
органов и их должностных лиц. Так, суммы налогов и других обязательных
платежей, неправильно взысканные государственными налоговыми инспекциями,
подлежат возврату, а причиненный налогоплательщикам вследствие ненадлежащего
осуществления обязанностей ущерб – возмещению. Эта норма имеет
конституционную основу.
     5. Роль Конституционного суда в защите прав субъектов финансовых правоотношений 
Ролью Конституционного суда в защите прав субъектов финансовых правоотношений
выступает судебный контроль за соблюдением конституционных прав, т.к.
содержание законов, регулирующих нашу жизнь не должны идти в разрез с
конституцией. У нас в Латвии Конституционный суд был создан и начал свою
работу с 1996 года, в функции которого входит контроль за соблюдением
Конституционных норм.
Следует отметить, что в период посттоталитарных реформ конституционные суды
начали учреждаться в странах Восточной Европы. В СССР времен перестройки
Комитет конституционного надзора был скорее одной из модифицированных
имитаций государственно-правовых форм, чем реальным гарантом конституционных
прав и свобод. Напротив, Конституционный суд Российской Федерации,
учрежденный в 1991 г., уже в одном из первых постановлений продемонстрировал
свои возможности в деле защиты конституционных прав и свобод, в частности, он
признал законодательство и обыкновение правоприменительной практики,
ограничивающее право граждан на судебную защиту по делам о восстановлении на
работе, не соответствующими Конституции". Однако пока еще не представляется
возможным делать какие-либо выводы о практике этого суда как в России так и в
Латвии.
     6. Литература.
1.   Финасовое право» учебник под редакцией Н.И. Химичевой, М.: издательство
БЕК, 95 г.
2.   “Финансовое право” А.А. Жданов., М. 1995 г.
3.   «Финансовое право» Грачева Е.Ю. Москва, «Новый юрист», 1998 г.
4.   «Финансовое и банковское право» Словарь – справочник, Москва 1998 год
5.   «Хозяйственное прав» О.Лукашина Рига, 1997 года
6.   «Конституционный суд – его история и практика» Москва,1996 год