Каталог :: Право

Контрольная: Милиция

        Правовые основы деятельности милиции. Задачи, решаемые милицией.        
Организация и деятельность милиции регулируются Законом РСФСР от 18 апреля 1991
г. "О милиции"[1], в соответствии с
которым милиция в России представляет собой систему государственных органов
исполнитель­ной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы
граждан, собственность, интересы об­щества и государства от преступных и иных
противо­правных посягательств и наделенных правом примене­ния мер принуждения.
Милиция входит в систему Ми­нистерства внутренних дел Российской Федерации.
     Милиция решает следующие задачи:
обеспечение личной безопасности граждан;
предупреждение и пресечение преступлений и адми­нистративных правонарушений;
раскрытие преступлений;
охраны общественного порядка и обеспечения об­щественной безопасности;
оказание помощи в пределах, установленных зако­ном, гражданам, должностным
лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объеди­нениям в
осуществлении их законных прав и интересов. Иные задачи на милицию могут быть
возложены только законом.
Милиция строится и действует в соответствии с принципами законности,
гуманизма, уважения прав человека, гласности, решая свои задачи во
взаимодей­ствии с другими государственными органами, общест­венными
объединениями, трудовыми коллективами и гражданами.
Милиция в России делится на криминальную и милицию общественной безопасности
(местную мили­цию). В своей деятельности милиция подчиняется Ми­нистерству
внутренних дел России и министерствам внутренних дел республик в составе
Российской Феде­рации, а милиция общественной безопасности (мест­ная) еще и
соответствующим местным представитель­ным органам и местной администрации.
Министр внутренних дел России осуществляет руко­водство всей милицией
Российской Федерации. Руко­водство милицией в республиках в составе
Российской Федерации возложено на министров, назначаемых на должность высшими
органами власти республик по согласованию с Министром внутренних дел России.
В краях, областях, автономной области, автономных округах, в городах Москве и
Санкт-Петербурге мили­цией руководят начальники управлений (главных
уп­равлений) внутренних дел, назначаемые Министром внутренних дел по
согласованию с соответствующими органами власти.
В районах, городах, районов (городов) милицией руководят начальники отделов
(управлений) внутрен­них дел органов исполнительной власти районов
(горо­дов), назначаемые министрами внутренних дел респуб­лик в составе
России, начальниками управлений краев, областей, автономной области,
автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга по согласованию с
органами исполнительной власти районов (городов).
На железнодорожном, водном и воздушном транс­порте организована и действует
транспортная милиция, руководство которой осуществляют начальники
соот­ветствующих управлений и отделов внутренних дел на транспорте МВД
России.
Правовой основой деятельности всей российской милиции является Конституция
Российской Федера­ции, Закон "О милиции", другие законы и правовые акты
Российской Федерации, республик в составе Рос­сийской Федерации, акты местных
органов власти и управления.
Перед криминальной милицией стоят задачи: предуп­реждения, пресечения и
раскрытия преступлений по делам, производство предварительного следствия по
которым обязательно, а также организации и осущест­вления розыска лиц,
скрывающихся от органов дозна­ния, следствия и суда, уклоняющихся от
исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях,
предусмотренных законом.
Криминальная милиция состоит из оперативно-ро­зыскных, следственных, научно-
технических подразде­лений, необходимых для решения ее задач и оказания
помощи милиции общественной безопасности. Опера­тивно-розыскные службы в
соответствии со специали­зацией подразделяются на уголовный розыск, отделы
борьбы с организованной преступностью, экономичес­кими преступлениями,
наркобизнесом и др.
Численность криминальной милиции устанавлива­ется Правительством Российской
Федерации, которое также определяет порядок создания и ликвидации
под­разделений криминальной милиции.
Начальники криминальной милиции республик в составе России, краев, областей,
автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петер­бурга
назначаются на должность и освобождаются от нее Министром внутренних дел
Российской Федерации и являются по должности заместителями соответствую­щих
министров внутренних дел республик и начальни­ков управлений внутренних дел.
Начальники крими­нальной милиции районов (городов) назначаются на должность и
освобождаются от нее министрами внут­ренних дел республик в составе
Российской Федерации, начальниками краевых, областных и иных управлений и
являются по должности заместителями начальников соответствующих отделов
внутренних дел.
     Местная милиция (милиция общественной безопас­ности), созданная Указом
Президента Российской Фе­дерации от 12 февраля 1993 г., обеспечивает личную
безопасность граждан, охрану общественного порядка и общественной безопасности,
предупреждает и пресе­кает преступления и административные правонаруше­ния,
раскрывает преступления, по делам о которых производство предварительного
следствия необязатель­но, а также оказывает помощь гражданам, должност­ным
лицам, предприятиям, учреждениям, организаци­ям и общественным объединениям.
В состав местной милиции входят дежурные части, подразделения патрульно-
постовой службы, отряды ми­лиции особого назначения (ОМОН), подразделения
го­сударственной автомобильной инспекции, охраны объектов по договорам,
изоляторы для временного содер­жания задержанных и заключенных под стражу
лиц, конвойная служба, служба дознания и другие подразде­ления, а также
участковые инспектора милиции.
Местная милиция содержится за счет бюджетов рес­публик в составе Российской
Федерации и местных бюджетов, отдельные ее подразделения могут содер­жаться
за счет республиканского бюджета Российской Федерации. Численность милиции
определяется в зави­симости от порядка финансирования ее подразделений
Правительством Российской Федерации или органами исполнительной власти
субъектов Российской Федера­ции либо органами местного самоуправления.
Начальники милиции общественной безопасности районов (городов), краев,
областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных
округов, республик в составе Российской Федерации утверждаются в должности и
освобождаются от нее местными органами исполнительной власти и
прави­тельством республик в составе Российской Федерации по представлению
начальников соответствующих орга­нов внутренних дел и министров внутренних
дел рес­публик и являются по должности их заместителями.
                            Служба в милиции.                            
     Служба в милиции регулируется Положением о служ­бе в органах внутренних
дел. Согласно Положению сотрудником милиции считается лицо, занимающее
должность в милиции, которому в установленном по­рядке присвоено звание.
Сотрудникам милиции в под­тверждение их полномочий выдаются служебное
удос­товерение и жетон установленного образца. Им полага­ется единая форма
одежды установленного образца. Сотрудник милиции имеет право на постоянное
хране­ние и ношение табельного огнестрельного оружия и специальных средств
только после прохождения соот­ветствующей подготовки.
На службу в милицию принимаются граждане Рос­сийской Федерации не моложе 18 и
не старше 35 лет, имеющие образование не ниже среднего, способные по своим
личным и деловым качествам, физической под­готовке и состоянию здоровья
выполнять возложенные на них обязанности. Не допускаются к работе в мили­ции
граждане, имеющие либо имевшие судимость.
Лица, принимаемые на работу в милицию, обяза­тельно проходят специальную
подготовку и переподго­товку. Профессиональные кадры готовятся в высших и
средних учебных заведениях системы МВД. Замещение
вакантных должностей в милиции осуществляется путем заключения индивидуальных
контрактов. Воен­нообязанные, принятые на службу в милицию, снима­ются с
воинского учета и состоят на учете в МВД Российской Федерации. Сотрудники
милиции прини­мают присягу.
В Законе о милиции установлены служебные обязан­ности и права сотрудника
милиции, порядок подготов­ки и прохождения службы, оплата труда, гарантии
пра­вовой и социальной защиты, финансовое и материаль­но-техническое
обеспечение.
В милиции не допускается создание и деятельность политических партий и
организаций. Сотрудникам ми­лиции запрещается заниматься любыми видами
пред­принимательской деятельности, работать по совмести­тельству на
предприятиях, в учреждениях и организа­циях, за исключением творческой,
научной и препода­вательской деятельности.
Закон установил недопустимость какого-либо вме­шательства в деятельность
сотрудников милиции с пра­вом обжалования их действий в установленном
поряд­ке. Контроль за деятельностью милиции осуществляют Министр внутренних
дел Российской Федерации, ми­нистры внутренних дел республик в составе
Российской Федерации и иные вышестоящие органы милиции. Надзор за законностью
деятельности милиции возло­жен на Генерального прокурора Российской Федерации
и подчиненных ему прокуроров.
                           Обязанности милиции.                           
     Обязанности милиции в соответствии с поставленны­ми перед ней задачами
заключаются в следующем:
предотвращение и пресечение преступлений и адми­нистративных правонарушений,
а также устранение об­стоятельств, способствующих их совершению;
оказание помощи гражданам, пострадавшим от пре­ступлений, административных
правонарушений и не­счастных случаев, находящимся в беспомощном или ином
состоянии, опасном для их здоровья и жизни;
принятие и регистрация заявлений, сообщений и иной поступающей информации о
преступлениях, ад­министративных правонарушениях и событиях, угрожа­ющих
личной и общественной безопасности, своевре­менное принятие мер,
предусмотренных законом;
выявление и раскрытие преступлений;
возбуждение уголовных дел, производство дознания и осуществление неотложных
следственных действий;
проведение предварительного следствия;
розыск лиц, совершивших преступления, скрываю­щихся от органов дознания,
следствия и суда, уклоня­ющихся от исполнения уголовного наказания, без вести
пропавших и в иных случаях, предусмотренных законо­дательством, а также
розыск похищенного имущества;
осуществление производства по делам об админи­стративных правонарушениях;
обеспечение правопорядка в общественных местах;
регулирование дорожного движения, контроль за соблюдением правил, нормативов
и стандартов в сфере безопасности движения, производство регистрации и учет
автотранспортных средств, а также выдача удосто­верений на право управления
ими;
выдача разрешений на приобретение, хранение, но­шение и перевозку
огнестрельного оружия, боеприпа­сов, взрывчатых материалов;
охрану на основе договоров с собственниками при­надлежащего им имущества,
инспектирование подраз­делениями охраны предприятий, учреждений и
органи­заций;
проведение экспертизы по уголовным делам и адми­нистративным правонарушениям,
а также научно-тех­нических исследований по материалам оперативно-ро­зыскной
деятельности;
принятие при авариях, катастрофах, пожарах, сти­хийных бедствиях и других
чрезвычайных событиях неотложных мер по спасению людей и оказанию им
медицинской помощи, а также по охране имущества, оставшегося без присмотра;
участие в обеспечении правового режима чрезвычай­ного или военного положения
при введении его в Российской Федерации или в отдельных местностях, а также в
проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии;
исполнение постановлений судов и письменных по­ручений прокуроров,
следователей о приводе лиц, ук­лоняющихся от явки по вызову, о заключении под
стражу, производстве розыскных, следственных дейст­вий, а также оказание им
содействия в производстве отдельных процессуальных действий;
исполнение постановлений и определений судей и судов об административном аресте;
охрана, конвоирование и содержание задержанных лиц, заключенных под стражу;
контроль за соблюдением гражданами и должност­ными лицами правил паспортной
системы, а также за
соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных
для них правил въезда (вы­езда), пребывания и транзитного проезда через
терри­торию Российской Федерации;
контроль в пределах своей компетенции за соблюде­нием лицами, освободившимися
из мест лишения сво­боды, установленных для них ограничений, а также за
поведением лиц, в отношении которых исполнение приговора отсрочено;
выдача в соответствии с законодательством разреше­ния на создание
негосударственных детективных служб, контроль за соблюдением ими положений о
деятельнос­ти этих служб;
принятие неотложных мер по обеспечению сохран­ности бесхозного имущества и
кладов до передачи их в ведение соответствующих государственных органов и
должностных лиц;
обеспечение сохранности найденных и сданных в милицию документов, вещей,
ценностей и другого иму­щества, принятие мер по их возврату законным
владель­цам либо по реализации в установленном порядке;
осуществление привода в учреждения здравоохране­ния по их представлениям
уклоняющихся от явки лиц, которые страдают хроническим алкоголизмом,
нарко­манией, венерическими заболеваниями или заражены вирусом СПИДа;
помощь народным депутатам, должностным лицам, а также представителям
общественных организаций в осуществлении их законной деятельности, если им
ока­зывается противодействие или угрожает опасность;
принятие предусмотренных законом мер по охране потерпевших, свидетелей и
других участников уголов­ного процесса, а также членов их семей и близких,
если здоровье, жизнь или имущество данных лиц находятся в опасности.
                   Милиция обладает рядом прав.                   
     Милиция обладает рядом прав, к числу которых отно­сятся:
требовать от граждан и должностных лиц прекраще­ния преступления или
административного правонару­шения, а также действий, препятствующих
осуществле­нию полномочий милиции, законной деятельности представителей
государственных органов, учреждений и общественных организаций;
проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность,
если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления,
административного правонарушения;
вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в
производстве милиции;
подвергать приводу в случаях, предусмотренных зако­нодательством, граждан и
должностных лиц, уклоняю­щихся без уважительных причин от явки по вызову;
получать от граждан и должностных лиц необходи­мые объяснения, сведения,
справки, документы и копии с них;
составлять протоколы об административных право­нарушениях, осуществлять
административное задержа­ние и применять другие предусмотренные законода-
гельством меры;
производить в предусмотренных законом случаях уголовно-процессуальные действия;
задерживать и содержать под стражей в соответствии с законом лиц,
подозреваемых в совершении преступ­ления, а также лиц, в отношении которых
мерой пре­сечения избрано заключение под стражу;
задерживать и содержать в милиции лиц, уклоняю­щихся от исполнения уголовного
наказания и админи­стративного ареста, для последующей передачи их
со­ответствующим органам и учреждениям;
задерживать и доставлять в специальные учреждения лиц, уклоняющихся от
прохождения назначенных им принудительных мер медицинского и воспитательного
характера;
задерживать и доставлять в приемники-распредели­тели лиц в случаях и в
порядке, предусмотренных
законом;
доставлять в медицинские учреждения либо в дежур­ные части милиции и
содержать в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в
состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или
ориентироваться в окружающей об­становке, а находящихся в жилище — по
письменному заявлению граждан;
задерживать военнослужащих, подозреваемых в со­вершении преступления или
административного право­нарушения, до передачи их военным патрулям;
вносить в государственные органы, на предприятия, в учреждения, организации и
общественные объедине­ния представления об устранении обстоятельств,
спо­собствующих совершению преступлений;
осуществлять предусмотренный законодательством учет лиц, предметов и фактов,
а равно использование данных этих учетов в своей деятельности;
производить регистрацию, фотографирование, зву­козапись, кино- и видеосъемку,
дактилоскопирование лиц, заключенных под стражу, задержанных по подо­зрению в
совершении преступления, обвиняемых в со­вершении преступлений, подвергнутых
административ­ному аресту, а также лиц, подозреваемых в совершении
административного правонарушения при невозмож­ности установления их личности;
осуществлять в соответствии с законодательством оперативно-розыскные
мероприятия;
принимать предусмотренные законом меры по кон­тролю за лицами, освобожденными
из мест лишения свободы, осужденными к лишению свободы, в отноше­нии которых
исполнение приговора отсрочено;
входить беспрепятственно в жилые и иные помеще­ния граждан, на их земельные
участки, на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организа­ций и
осматривать их при преследовании лиц, подозре­ваемых в совершении
преступлений, а также для обес­печения личной безопасности граждан и
общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях,
эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспоряд­ках;
проводить освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступления
или административного правонарушения, для определения наличия в организме
алкоголя или наркотических средств, если это необхо­димо для подтверждения
или опровержения факта пра­вонарушения;
производить оцепление (блокирование) участков местности при ликвидации
последствий стихийных бед­ствий, аварий, катастроф, проведения карантинных
ме­роприятий при эпидемиях, пресечении массовых бес­порядков и групповых
действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий и организаций, а
также при розыске совершивших побег осужденных и лиц, заключенных под стражу,
преследовании лиц, подозре­ваемых в совершении преступлений;
производить досмотр ручной клади и багажа пасса­жиров гражданских воздушных
судов, а при необходи­мости — и личный досмотр граждан;
временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах
и дорогах, а также не допускать граждан на отдельные участки местности и
объекты, обязывать их остаться там или покинуть их в целях защиты здоровья,
жизни и имущества граждан, проведения следственных и розыскных действий;
запрещать эксплуатацию технически неисправных транспортных средств,
останавливать транспорт и про­верять документы на право пользования и
управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый
груз, отстранять от управления транспор­том лиц, находящихся в нетрезвом
состоянии, а также лиц, не имеющих документов на право управления и
пользования транспортными средствами;
осматривать места хранения и использования огне­стрельного оружия,
боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, а также объекты, где они
находятся; при нарушении давать обязательные для исполнения граж­данами и
должностными лицами предписания по их устранению; изымать указанные предметы,
запрещать деятельность соответствующих объектов, аннулировать выданные
разрешения и применять другие меры, пред­усмотренные законом;
при нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную,
предпринимательскую и торговую деятельность, входить беспрепятственно в
по­мещения предприятий, учреждений, организаций неза­висимо от форм
собственности, производить с участием собственника осмотр производственных,
складских, торговых, служебных помещений и транспортных средств, изымать
необходимые документы и денежные средства, образцы сырья и товаров,
прекращать кредит­ные и финансовые операции, опечатывать кассы и помещения;
проводить контрольные закупки; требовать обязательных проверок,
инвентаризаций и ревизий фи­нансово-хозяйственной деятельности; получать от
должностных лиц сведения и объяснения по фактам нарушения законодательства;
аннулировать разрешения на деятельность негосу­дарственных детективных служб
при выявлении нару­шений установленных правил и применять другие
пред­усмотренные законом меры;
изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а
также вещи, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота,
находя­щиеся у граждан без специального разрешения; хранить бесхозное
имущество и в установленном порядке раз­решать вопрос о его дальнейшей
принадлежности;
использовать транспортные средства предприятий, учреждений, организаций,
общественных объединений или граждан для поездки к месту стихийного бедствия
и другие полномочия.
                               Литература.                               
1.        Правоохранительные органы Российской Федерации : Учебник. / Под
ред. Ю.И.Скуратова, В.М.Семенова.-М.:Юрид. лит., 1998.-228с.
2.        Судебная и правоохранительная системы. Сборник нормативных актов.-
М. Проспект, 1997,344с.
3.        Судоустройство  и правоохранительные органы в Российской Федерации.
/ Под ред. В.И.Швецова.- Проспект,1997.-376с.
     
[1] Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 32. Ст. 1231; Собрание законодательства Рос­сийской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2964.