Каталог :: Право

Реферат: Международное гуманитарное право

                               Содержание:                               
           1. Понятие и источники международного гуманитарного права.           
2. Права человека: понятие, классификация и стандарты в международном праве.
3. Система межгосударственного сотрудничества в области прав человека.
Список использованной литературы.
1.     Понятие и источники международного гуманитарного права.
Нормы международного права, регулирующие сотрудничество по гума­нитарным
вопросам (наука, культура, образование, обмен информацией, кон­такты между
людьми) образуют отрасль международного гуманитарного права. Существует две
основные подотрасли отрасли международного гуманитарного права: гуманитарное
право в мирное время и гуманитарное право в период во­оруженных конфликтов.
Иногда под международным гуманитарным правом по­нимается лишь нормы,
регламентирующие гуманизацию отношений в период во­оруженных конфликтов. Так
или иначе, но в центре международного гуманитар­ного права находятся права
человека. Не случайно, что в документах Организа­ции Объединенных Наций
зафиксировано непреложная цель развития челове­ческой цивилизации: “Жизнь
людей полноценна только тогда, когда ее озаряют права человека”.
В период до второй мировой войны международное сотрудничество в целях защиты
прав человека не имело широкого размаха. В этих целях было разрабо­тано и
принято лишь несколько международно-правовых актов. Среди них прежде всего
необходимо отметить договоры и конвенции о борьбе с рабством и
рабо­торговлей, в защиту прав религиозных и национальных меньшинств.
Качественно новая фаза деятельности международного сообщества в обес­печении
уважения прав человека началась после победы над фашизмом во второй мировой
войне.
Итоги второй мировой войны наложили отпечаток на все послевоенное развитие и,
в частности, определили основные направления деятельности ООН. В Уставе этой
организации было установлено, что одной из ее задач является осу­ществление
международного сотрудничества “в поощрении и развитии уважения к правам
человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и
религии” (ст.1).
Всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех, как
подчеркивается в ст. 55 Устава, является одной из основных предпосылок для
“создания условия стабильности и благополучия, необходимых для мирных и
дружественных отношений между народами, основанных на уважении принципа
равноправия и самоопределения народов”.
Устав ООН, не конкретизируя понятие прав человека, тем не менее содер­жит
несколько принципов, в определенной мере этому способствующих. Так, в Уставе
ООН говорится о равноправии наций, равноправии мужчин и женщин, достоинстве и
ценности человеческой жизни (т.е. праве на жизнь), недопустимости
дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии (т.е. свободе совести,
убеждений и т.п.). Другими словами, общедемократический характер Устава
предполагает и подразумевает в качестве важнейшего правового условия
совре­менных международных отношений принцип уважения прав человека.
Основными источниками международного гуманитарного права являются
многочисленные многосторонние универсальные договоры - конвенции по правам
человека, которые могут быть как обязательными, так и рекомендательными
до­кументами. Большинство из созданы в правовой среде, образующейся в рамках
универсальной деятельности ООН. Закрепленные в них нормы носят довольно
обобщенных характер, а сами конвенции стали частью международного общего
права. Конкретная регламентация и осуществление прав человека относятся к
об­ласти внутренней компетенции государств и реализуется посредством
внутреннего законодательства. Именно поэтому допускаемые по конвенциям
ограничения имеют в разных странах разный объем и содержание, в результате
чего объем и содержание осуществляемых прав становится относительными.
Рекомендательный характер имеют резолюции международных организа­ций и прежде
всего - непосредственно резолюции ООН. К ним относятся Всеоб­щая декларация
прав человека 1948 г., Декларация о ликвидации всех форм нетер­пимости и
дискриминации на основе религии и убеждений 1981 г., Декларация о правах лиц,
принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым
меньшинствам 1992 г. и другие документы. Морально-политический авторитет
многих из резолюций очень высок, и государства с ними считаются, хотя
формально они не налагают на них юридических обязательств. Так, напри­мер,
довольно широко распространено мнение, что положения Всеобщей декла­рации
прав человека превратились в международный обычай.
Резолюции могут служить основой для разработки международных догово­ров в
области прав человека. Так, Декларация о защите всех лиц от пыток и дру­гих
жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и нака­зания
1975 г. была использована при разработке Конвенции против пыток и дру­гих
жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания
1984 г.
Другая часть документов в области прав человека - международные дого­воры,
которые имеют обязывающий характер для их участников. В их числе -
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.,
Международные пакты о правах человека и т.д. Эти договоры закрепляют
стандарты в области прав человека. Главные международно-правовые акты о
правах человека (обязывающие и рекомендательные) делятся на три основные
группы:
1. Международная хартия прав человека - универсальные документы в об­ласти
прав человека:  Всеобщая декларация прав человека 1948 г.,  Международный
Пакт об экономических, социальных и культурных пра­вах 1966 г.  с
Факультативным Протоколом 1986 г.,  Международный Пакт о гражданских и
политических правах 1966 г. с Фа­культативными Протоколами 1976 и 1992 гг.,
2. Акты о борьбе с массовыми нарушениями прав человека:  Конвенция
относительно рабства 1926 г. (с изм. 1953 г.),  Конвенция о принудительном
или обязательном труде 1930 г.,  Конвенция о предупреждении преступлений
геноцида и наказании за него 1948 г., Декларация о предоставлении
независимости колониальным странам и народам 1960 г., Международная конвенция
о ликвидации всех форм расовой дискрими­на­ции 1965 г.,  Международная
конвенция о пресечении преступления апартеида и нака­зании за него 1973 г.,
Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных и
унижающих достоинство видов обращения и наказания 1975 г.,  Конвенция против
пыток и других жестоких, бесчеловечных или уни­жающих достоинство видов
обращения и наказания 1984 г.
3. Акты о защите прав отдельных категорий индивидов:  Устав Управления
Верховного Комиссара ООН по делам беженцев 1950 г., Конвенция о статусе
беженцев 1951 г. и Протокол к ней 1966 г., Конвенция о политических правах
женщин 1952 г., Конвенция о статусе апатридов 1954 г., Конвенция о
гражданстве замужней женщины 1957 г., Декларация прав ребенка 1959 г.,
Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г., Декларация о территориальном
убежище 1967 г., Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных
обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г. ,Конвенция о
ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенция о
правах ребенка 1989 г., Международная конвенция о защите прав трудящихся-
мигрантов и членов их семей 1990 г. и др.
К региональным актам защиты прав человека относятся Европейская кон­венция
прав и основных свобод человека, подписанная в Риме в ноябре 1950 г.,
Американская декларация прав и обязанностей человека, принятая в Боготе в
марте 1948 г., Американская конвенция прав человека, подписанная в ноябре
1969 г., Африканская хартия прав человека и народов, принятая совещанием глав
госу­дарств и правительств стран-членов ОАЕ 28 июня 1981 г. в Найроби. Как
правило, они носят более конкретный характер, чем универсальные конвенции.
Так, напри­мер, Римская конвенция, касающаяся гражданских и политических
прав, устана­вливает больше оснований для ограничения прав человека, чем
Международные пакты. Что касается американских конвенций, то они в общих
чертах повторяют Римскую конвенцию.
Несколько своеобразный характер имеют документы в области прав чело­века,
принимаемые в рамках общеевропейского процесса под эгидой ОБСЕ. В
За­ключительном акте СБСЕ раскрыто содержание принципа уважения прав
чело­века применительно к взаимоотношениям участников процесса. В рамках этой
организации родился термин “человеческое измерение”, который означает
ком­плекс вопросов в сфере взаимоотношений участников ОБСЕ, связанных с
правами человека. Особо следует отметить документы, принятые на Конференции
ОБСЕ по человеческому измерению, проходившей в три этапа: в Париже в 1989 г.,
в Ко­пенгагене в 1990 г., в Москве в 1991 г. Документы ОБСЕ (Европейская
конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство
обращения или наказания и др.) носят политиче­ский характер и не являются
источниками международного права. Их положения часто именуют
договоренностями. Поскольку руководители госу­дарств-участни­ков ОБСЕ
неоднократно заявляли о том, что данные договорен­ности подлежат безусловному
претворению в жизнь, они имеют и юридический оттенок. Такие заявления можно
рассматривать как односторонние обязательства международно-правового
характера. Положения этих документов можно считать региональными стандартами
в области прав человека.
В рамках Содружества Независимых Государств параллельно с другими
до­кументами, регламентирующими существование этой международной структуры,
была принята также Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и
основных свободах человека 1995 г., в которой нашли отражение международно-
правовые стандарты в области прав человека.
2.     Права человека: понятие, классификация и стандарты в международном праве.
Термин “права человека” появился в международной политической лек­сике после
американской войны за независимость и Великой французской револю­ции. В
Декларации независимости США, Декларации прав человека и гражданина и других
документах того времени говорилось о правах человека и гражданина. В
современных международно-правовых актах, и в первую очередь, в Уставе ООН, о
правах гражданина уже не говориться.
В современных условиях международно-правовое значение прав человека возросло
несоизмеримо, поскольку большинство демократических государств признают в
качестве основополагающего принципа примат прав человека над всеми остальными
сферами взаимных обязанностей государства и общества.
Подавляющее количество прав человека носят универсальный международ­ный
характер, однако существуют права человека. которые связаны с националь­ным
гражданством (например, политические).
Устав ООН содержит положения о правах человека и основных свободах. В общем
понимании эти термины - однотипные явления. И право, и свобода -
гаран­тированная законом мера возможного поведения лица или группы лиц.
Разница заключается в том, что порядок реализации права в той или иной
степени регла­ментируется, а свободу иногда рассматривают как область
человеческого поведе­ния, в которую государство обязуется не вмешивается.
В международно-правовых документах традиционно сохраняется классифи­кация
прав человека в соответствии с их содержанием. В этой связи выделяют:
1. Гражданские права: - право на жизнь; - право на неприкосновенность
личности; - свобода личности; - свобода передвижения; - равенство перед
судом; - право на презумпцию невиновности, пока виновность не будет доказана;
- право на безопасность личности; - право на свободу от произвольного ареста,
задержания или изгнания; - право на гласное с соблюдением всех требований
справедливости рассмот­рение дела независимым и беспристрастным судом; -
право на свободу о  произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь,
произвольного посягательства на неприкосновенность жилища и тайну
корреспонденции; - право на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного и
унижающего человеческое достоинство обращения и наказания; - право на свободу
совести, мысли и религии и другие.
2. Политические права: - право на участие в управлении своей страной; - право
на равный доступ к государственной службе в своей стране; - право на свободу
убеждений и свободное выражение их; - право на свободу мирных ассоциаций и
собраний и другие.
3. Экономические права: - право на владение имуществом; - право на право
народа свободно распоряжаться своими естественными ре­сурсами и другие.
4. Социальные права: - право на труд и свободный выбор профессии; - право на
равную оплату за равный труд; - право свободно создавать профессиональные
союзы; - право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение,
обеспечи­вающее достойное человека существование; - право на вступление в
брак и создание семьи; - право на защиту материнства и детства; - право на
отдых и досуг; - право на жизненный уровень, необходимый для поддержания
здоровья и благосостояния (включая пищу, одежду, жилище и медицинский уход);
- право на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни,
инва­лидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств
к су­ществованию по не зависящим от человека обстоятельствам и другие.
5. Культурные права: - право на защиту моральных интересов, являющихся
результатом научных, литературных или художественных трудов автора; - право
на образование; - право на участие в культурной жизни; - право на пользование
результатами научного прогресса и их практиче­ского применения и другие.
Весьма широкое распространение получила классификация прав человека в
соответствии с хронологическими критериями, которая получила в междуна­родно-
юридической литературе название “концепции трех поколений прав чело­века”. В
соответствии с ней права человека делятся на три основные группы:
1. Первое поколение - гражданские и политические права, осознание и
де­кларация которых начинается с периода Великой Французской революции.
2. Второе поколение - социально-экономические и культурные права, кото­рые
нашли отражение в международно-правовых актах сразу после второй миро­вой
войны (Всеобщая декларация прав человека) после разворачивания процессов
демократизации, выхода на историческую сцену еще в первой половине XX в.
ши­роких слоев народных масс и успехов социалистических движений, а также
соци­альных преобразований в СССР.
3. Третье поколение - право на мир, право на здоровую жизненную среду, право
на развитие, право на разоружение - с 60-х гг. XX в. после массового
осво­бождения от колониальной зависимости народов Африки, Азии и Латинской
Америки, а также формирования новой мировой силы - совокупности
разви­вающихся государств. Третье поколение прав человека тесно связано также
с осо­знанием человечеством своих глобальных  проблем, которые ставят под
сомнение само выживание планетарной цивилизации.
Еще одной общепринятой классификацией прав человека является деление их на
коллективные права (права народов) - право на самоопределение, право на
профсоюзы, право на развитие и т.д.; индивидуальные права (права личности) .
Исторически существовало большое количество концепций прав человека:
религиозная, естественная, позитивная и т.д. В настоящее время постепенно на
основе общего международного права формируется универсальная концепция
межгосударственного сотрудничества в области прав человека. Ее костяк
состав­ляют важнейшие уже признанные принципы международного гуманитарного
права:
* Принцип неделимости прав человека, означающий невозможность
проти­вопоставления какой-либо группы прав человека другой, понимание прав
чело­века как единого комплекса, системы взаимосвязанных элементов, в которой
су­ществует своя иерархия прав человека (например, важнейшим правом
признается человеческое право на жизнь).
* Дуалистическое понимание принципа уважения прав человека: с одной стороны
как одного из основополагающих и главных в системе основных принци­пов
международного права; с другой стороны - как один из элементов системы
основных принципов международного права, теснейшим образом взаимосвязан­ных
друг с другом, что не позволяет чрезмерно гипертрофировать роль одного из
них. Так, например, никакие ссылки на необходимость защиты прав человека не
могут оправдать попыток нарушить такие принципы, как уважение
государствен­ного суверенитета, невмешательство во внутренние дела другого
государства и т.д.
* Несмотря на то, что вопрос о взаимоотношениях государства и граждан -
проблема внутригосударственной компетенции и внутреннего права,
междуна­родное право признает в качестве руководящего правила недопустимость
такой модели регулирования отношений между любым государством и его
населения, которое означает произвол и насилие. Именно поэтому существует три
возмож­ные направления регулирования подобной ситуации: обсуждение
международ­ными органами вопросов, касающихся индивидуальных нарушений прав
человека в соответствии с доброй волей заинтересованных государств на основе
междуна­родного договора; рассмотрение вопросов нарушений прав человека на
междуна­родном уровне на внедоговорной основе, даже без согласия
заинтересованного государства (правда здесь не существует четко разработанных
механизмов и кри­териев); рассмотрение в международных органах частных жалоб
на нарушение прав человека. Тенденция на рассмотрение прав человека как
области, которая не является исключительно внутригосударственной сферой
регулирования особенно заметно проявляется в рамках общеевропейского
процесса. Так, в документе Мо­сковского совещания Конференции по
человеческому измерению 1991 г. подчер­кивалось, что “вопросы, касающиеся
прав человека, основных свобод, демокра­тии и верховенства закона, носят
международный характер, поскольку соблюде­ние этих прав и свобод составляет
одну из основ международного правопорядка”. В этом же документе государств-
участники заявили, что “обязательства, принятые ими в области человеческого
измерения СБСЕ, являются вопросами, представ­ляющими непосредственный и
законный интерес для всех государств-участников, и не относятся к числу
исключительно внутренних дел соответствующего госу­дарства”.
* Область уважения прав человека в международном праве понимается как
деидеологизированная и деполитизированная сфера, в которой недопустимо
ис­пользовать полемику идеологий, руководствоваться политическими интересами,
ради которых подчас допускается искажение действительной ситуации внутри
от­дельных государств с уважением прав человека.
Как видно из вышесказанного одним из основополагающих принципов концепции
межгосударственного сотрудничества вообще и по гуманитарным во­просам в
частности составляет принцип уважения прав человека. Его нормативное
содержание составляет обязательство государств уважать  и соблюдать эти права
без какой-либо дискриминации в отношении всех лиц, которые находятся в сфере
их юрисдикции, то есть на которых распространяется их власть.
Международно-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принцип
уважения прав человека частно называют международными стандартами в области
прав человека. Это обязательства не только предоставлять лицам, нахо­дящимся
под их юрисдикцией, какие-либо определенные права и свободы, но и не посягать
на такие права и свободы (например, не допускать расовой. националь­ной и
другой дискриминации, применения пыток и т.д.). Стандарты могут быть
универсальными, то есть признанными во всем мире, и региональными.
Регио­нальные стандарты, имея особенности, вытекающие из традиций, уровня
развития какой-либо группы стран, могут идти дальше универсальных, быть более
широ­кими, конкретными (см. выше - стандарты в рамках общеевропейского
процесса). В некоторых случаях допускаются те или иные ограничения прав и
свобод, о которых идет речь в отдельных стандартах. Так, в ряде положений
Междуна­родного пакта о гражданских и политических правах (например, ст.4)
предусмат­ривается, что соответствующие права и свободы могут быть
подвергнуты только таким ограничениям, которые установлены законом и
необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка,
здоровья или нравствен­ности населения, т.е. в таких случаях, когда речь идет
о потенциально возможном наступлении такой ситуации, когда права человека
будут нарушаться и ущем­ляться в несоизмеримо больших размерах.
Международно-правовые стандарты обычно закрепляются в различного рода
документах, как являющихся источниками международного права (см. выше), так и
носящих морально-политический характер.
3.     Система межгосударственного сотрудничества в области прав человека.
Отдельные вопросы межгосударственного сотрудничества затрагивались в практике
международных отношений еще в XVIII в. - например, веротерпимость в
определенных границах. После первой мировой войны были заключены ряд
до­говоров о меньшинствах.
Только с созданием ООН началось широкомасштабное межгосударственное
сотрудничество в области прав человека, которое в своем развитии проходит два
основных этапа:
На первом этапе (с 1945 г.- до начала 80-х гг.) происходило накопление
международно-правовых стандартов в области прав человека. Второй этап (с
на­чала 80-х гг. до настоящего времени) этот процесс не ликвидировал
полностью, однако интенсивность его существенно снизилась и сместилась на
региональный уровень. Сущностью и настоятельной необходимостью второго этапа
является поиск повышения эффективности уже накопленных стандартов. Внимание
между­народного сообщества все больше начинает сосредотачиваться на создании
меж­дународных контрольных механизмов, имеющих целью обеспечить осуществление
соответствующих стандартов, на разработке международных процедур,
способ­ствующих достижению этих целей. Создание международных контрольных
меха­низмов и процедур в области прав человека - стремление к институализации
меж­государственных отношений на этом участке.
Международные механизмы и процедура в области прав человека можно разделить
на две группы:
* консенсусные - основанные на общем согласии участников, преимуще­ственно
договорные (могут быть также не договорными, если документы. их
предусматривающие носят политический характер);
* неконсенсусные - созданные на основе резолюций международных органи­заций,
которые не предполагают единогласия.
Контрольные механизмы в области прав человека представляют собой определенные
организационные структуры (комитеты, рабочие группы, специаль­ные докладчики
и т.д.).
Чаще всего лица, входящие в состав того или иного контрольного меха­низма,
действуют в личном качестве, то есть не получают указаний от своих
пра­вительств и не отвечают перед ними за свою деятельность в составе этих
механиз­мов.
Международные контрольные механизмы в области прав человека могут быть
коллективными органами (комитеты, группы, и т.д.) и единоличными (специальные
докладчики). Коллективные органы принимают свои решения либо консенсусом,
либо большинством голосов. Юридическая природа их решений различна. Обычно
они не носят обязательного характера, выражая мнение соот­ветствующего органа
по рассматриваемому вопросу (включая рекомендации, об­щие или конкретные).
Реже они являются обязательными для заинтересованных сторон (решения
Европейского суда по правам человека). В конечном итоге все зависит от
мандата, которым наделен данный орган.
Международные контрольные механизмы в области прав человека бывают
универсальными и региональными.
Центральное место  в этой области занимает ООН в совокупности своих ор­ганов
и организаций. В компетенцию ООН, согласно ее Уставу, входит всесторон­нее
рассмотрение проблем в области прав человека.
Главная роль в этом деле принадлежит ГА ООН. Как устанавливает ст.13 Устава
ООН, ГА организует исследования и делает рекомендации в целях содей­ствия
международному сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры,
образования, здравоохранения и содействия осуществлению прав чело­века и
основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии. Боль­шая
часть вопросов по правам человека предварительно рассматривается Третьим
комитетом Ассамблеи (социальные, гуманитарные и культурные вопросы), кото­рый
готовит по ним проекты резолюций, принимаемые ГА в конце ее очередной сессии.
Она создает также вспомогательные органы по тем или иным проблемам в области
прав человека (например, Специальный комитет по деколонизации, Спе­циальный
комитет против апартеида и т.д.)
Наряду с ГА ответственность за выполнение функций ООН в области прав человека
несет ЭКОСОС. Он делает рекомендации в целях поощрения уважения и соблюдения
прав человека и основных свобод, подготавливает проекты конвен­ций, созывает
в соответствии с правилами Организации международные конфе­ренции (ст.62
Устава).
Основная работа ЭКОСОС в этой области осуществляется с помощью его
вспомогательных органов. В соответствии со ст.68 Устава ООН Совет в 1946 г.
создал две функциональные комиссии:
1). Комиссия по правам человека состоит из представителей 53 государств,
избираемых ЭКОСОС. Она собирается на ежегодные сессии, принимает
большин­ством голосов решения по вопросам прав человека. Комиссия внесла
большой вклад в разработку Международных пактов и других международных
договоров в области прав человека. Вспомогательным органом Комиссии по правам
человека является созданная в 1947 г. Подкомиссия по предотвращению
дискриминации и защите меньшинств. Она состоит из 26 человек, отобранных
Комиссией и рабо­тающих в Подкомиссии в личном качестве экспертов.
Подкомиссия собирается ежегодно на сессию. Одна из ее важнейших задач -
проведение исследований и подготовка рекомендаций о предотвращении
дискриминации любого рода в от­ношении прав и свобод, а также защите лиц,
относящихся к расовым, националь­ным, религиозным, языковым меньшинствам.
Помимо всего прочего ЭКОСОС уполномочил Комиссию учреждать специальные
рабочие группы экспертов - по отдельным вопросам или по конкретным странам.
Впервые такая группа была уч­реждена в 1967 г. Наряду с этим в Подкомиссии
имеется институт Специальных докладчиков (Специальный докладчик по торговле
детьми, Специальный доклад­чик по современным формам расизма, ксенофобии и
др.
2).Комиссия по правам женщин подготавливает рекомендации и доклады для ЭКОСОС
по вопросу о защите прав женщин в политической, экономической, гражданской и
социальной областях и в области образования.
В рамках Секретариата ООН создан еще один орган - Центр ООН по пра­вам
человека (штаб-квартира - в Женеве). В его функции входит координирование
деятельности специальных органов по защите прав человека в рамках всей
си­стемы ООН. Центр возглавляется заместителем Генерального секретаря ООН,
ко­торый с 1993 г. получил официальный специальный статус Верховного
Комиссара ООН по правам человека. Первым эту должность занял в начале 1994 г.
Хосе Ай­яла Лассо. Центр по правам человека - постоянно действующий орган,
который в качестве одной из важнейших целей для себя поставил увеличение
потока обмена информацией по проблемам прав человека. Именно для этого
Верховный Комис­сар установил в Женеве “линию прямой связи по вопросам прав
человека”, дей­ствующую в течение 24 часов в сутки. Номер факса линии прямой
связи в Женеве (Швейцария): (41) (22) 917-0092. Кроме того, в Женеве
создается база данных в об­ласти прав человека.
Существует также ряд органов, юридически независимых от ООН и других
международных организаций, которые созданы многосторонними конвенциями по
правам человека с целью контроля за осуществлением участниками их положе­ний.
* Комитет по правам человека (состоит из 18 экспертов в личном качестве)
создан на основании ст.28 Международного пакта о гражданских и политических
правах. Он рассматривает предоставляемые государствами-участниками Пакта
доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в нем.
* Большую работу проводит Комитет по ликвидации расовой дискримина­ции
(состоит из 18 экспертов в личном качестве), созданный на основании ст.8
Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.
Государства-участники Конвенции представляют на рассмотрение Комитета доклады
о принятых законодательных, судебных, административных и других ме­рах, с
помощью которых реализуются положения конвенции.
* Комитет против пыток (состоит из 10 экспертов) предусмотрен Конвен­цией
против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоин­ство
видов обращения и наказания 1984 г.
* Комитет по правам ребенка (состоит из 10 экспертов) предусмотрен
Кон­венцией о правах ребенка 1989 г.
Иногда один и тот же орган является одновременно и плодом соответ­ствующего
международного договора в области прав человека, и инициативой международной
организации. Так, например, в 1985 г. ЭКОСОС учредил Комитет по
экономическим, социальным и культурным правам, состоящий из 18 экспертов,
избираемых им из числа кандидатов, представленных участниками Пакта об
эко­номических, социальных и культурных правах 1966 г.
Сходная ситуация возникла при учреждении Группы трех - контрольного механизма
за осуществлением Международной конвенции о пресечении преступ­лений
апартеида и наказании за него 1973 г. Согласно Конвенции Группа назнача­ется
ежегодно Председателем Комиссии по правам человека из числа членов Ко­миссии,
которые являются также представителями государств-участников Кон­венции.
Из региональных контрольных механизмов в области прав человека прежде всего
необходимо отметить Европейскую комиссию по правам человека и Евро­пейский
суд по правам человека, созданный в соответствии с положениями Евро­пейской
конвенции прав и основных свобод человека 1950 г. (ст.19). Положитель­ным в
ней является то, что эти органы полномочны рассматривать вопросы по жалобам
отдельных физических лиц о нарушениях прав человека. Однако в Ко­миссию
отдельные лица могут обращаться только в том случае, если государство-
участник, которое затрагивается жалобой, признало компетенцию Комиссии по ее
разрешению. Жалобы частных лиц на это государство не рассматриваются, если не
соблюден ряд условий и, в частности, правило исчерпание всех внутренних
средств правовой защиты. За 25 лет своей работы в Комиссию поступило около 8
тыс. жалоб и лишь менее чем в 50 случаях она решила, что жалобу следует
обсуж­дать. Индивидуальное обращение в Евросуд по правам человека
осуществляется только с разрешения Комиссии по правам человека. В то же время
государства-участники могут обращаться в Комиссию с жалобами на невыполнение
другими участниками положений Конвенций без всяких условий.
В рамках ОАГ действует Межамериканская комиссия по правам человека, однако ее
деятельность практически незаметна.
Международные контрольные процедуры в области прав человека - поря­док и
методы изучения соответствующей информации и реагирования на резуль­таты
такого изучения. В рамках одного и того же контрольного механизма могут
использоваться разные процедуры. Основными принципами контрольных проце­дур
являются:
- гласность;
- объективное установление фактов;
- участие общественности в защите прав человека;
- основанием деятельности является международный договор;
- осуществление только международными органами.
Международные процедуры в области прав человека по методам и источни­кам
сбора информации можно разделить на следующие категории:
* рассмотрение докладов государств о выполнении ими своих обязательств в этой
области, по результатам которых ежегодно составляются доклады Гене­ральному
Секретарю ООН;
* рассмотрение претензий государств друг к другу по поводу нарушения
обязательств в данной области;
* рассмотрение в политическом, административном, квазисудебном или су­дебном
порядке жалоб и сообщений отдельных лиц, групп или неправительствен­ных
организаций на нарушения их прав государствами;
* изучение (расследование, исследование) ситуаций, связанных с
предпола­гаемыми или установленными нарушениями прав человека;
* политическая процедура дачи рекомендаций органам государства, исклю­чение
из международной организации, применение других политических санкций в случае
массового нарушения прав человека каким-либо государством.
В настоящее время международные контрольные механизмы и процедуры в области
прав человека не всегда справляются со стоящими перед ними задачами. Они
иногда дублируют друг друга, приводят к принятию необъективных решений и т.д.
Поэтому на первый план в настоящее время выдвигается задача их
рациона­лизировать и усовершенствовать.
                    Список использованной литературы:                    
1. Броунли Я. Международное право. М., 1996
2. Лукашук И.И. Международное право. В 2 т. - М., 2000
3. Международное право. Под ред. Игнатенко Г.В. М., Высшая школа, 1995
4. Международное право. Под  ред. Тучкина Г.И. М., Юридическая литература, 1994
5. Ушаков Н.А. Международное право. Учебник. – М.: Юрист, 2000
6. Энциклопедический юридический словарь. - М., 1997