Каталог :: Право

Курсовая: Защита авторских прав

Исходное положение  в защите прав автора: «Человек, его права и свободы являются
высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и
гражданина – обязанность государства»
                                                       Статья 22 Конституции РФ.
     

Введение.

Защита авторских прав принадлежит к числу наиболее сложных проблем, имеющих непреходящую научную и практическую значимость. В данной работе я попытаюсь осветить лишь некоторые вопросы авторского права. В основу работы положен анализ Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», новейшее законодательство[i] и работы как классиков гражданского (авторского) права, так и современных российских правоведов. До принятия Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» споры, связанные с созданием и использованием объектов авторского права, рассматривались, как правило, только в судах общей юрисдикции. Связано это было с тем, что старое законодательство - ГК РСФСР 1964 г. - не предусматривало наличия у автора исключительных прав на использование произведения и, следовательно, возможности передачи таких прав юридическому лицу. Авторы, в соответствии с Типовыми авторскими договорами, которые утверждались министерствами и ведомствами, самих авторских прав юридическим лицам не передавали, они только давали разрешения на использование произведений государственным издательствам, театрам, киностудиям и другим организациям. При этом советским законодательством фактически было легализовано интеллектуальное пиратство, то есть бездоговорное использование произведений практически во всех сферах. С принятием 9 июля 1993 г. Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" ситуация в России принципиально изменилась. В Законе появились положения, устанавливающие, что автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом (ст. 16). Использование произведений стало возможным не по разрешению автора, а только путем передачи прав на использование произведений пользователю (юридическому или физическому лицу- предпринимателю) по авторскому договору (ст. 30 Закона). Авторское право в объективном смысле – это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей. Под защитой же авторских прав мы будем понимать: «совокупность мер, направленных на восстановление и признание этих прав при их нарушении или оспаривании». Действующее законодательство содержит достаточно подробную регламентацию видов. Форм, средств и способов защиты авторских прав. К сожалению, не все возможности, заложенные в нормах права, реализуются на практике. ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ.

ФОРМЫ ЗАЩИТЫ.

Защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты. Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом инте­ресов. Различают две основные формы защиты: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспа­риваемых субъективных авторских и смежных прав. Суть ее выражается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправо­мерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, например, в суд, в третейский суд, в вышестоящий орган и т. п., которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения. В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяются общий и специальный порядки защиты нарушенных авторских и смежных прав. По общему правилу, защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в судебном порядке. Основная масса авторско-правовых споров рассматривается районными, городскими, об­ластными и иными судами общей компетенции. Если обоими участниками спорного правоотношения являются юридические лица, возникший между ними спор относится к подведомственности арбитражного суда. По согла­шению участников авторского правоотношения спор между ними может быть передан на разрешение третейского суда. В качестве средства судебной защиты авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов выступает иск, т. е. обращенное к суду требование об отправлении право­судия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения, с другой стороны. Судебный, или, как его еще называют, исковой порядок защиты применяется во всех случаях, кроме тех, которые прямо указаны в законе. По общему правилу, иск заявляется по месту нахождения ответчика (ст. 117 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР), однако по согла­шению сторон территориальная подсудность дела может быть изменена (ст. 120 Гражданско- процессуального кодекса РСФСР). На требования, вытекающие из нарушения личных неимущественных авторских прав, не распростра­няется действие исковой давности. Иски, связанные с нарушением иму­щественных прав и интересов, могут быть заявлены в течение трех лет со дня, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Теперь рассмотрим неюрисдикционную форму защиты авторских прав. Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам. Разуме­ется, в данном случае имеются в виду лишь законные средства защиты, которые следует отличать от произвольных самоуправных действий, запре­щенных законодательством. Типичным примером таких допускаемых за­коном средств самозащиты выступают в гражданском праве действия, совершаемые в порядке необходимой обороны и крайней необходимости. В рассматриваемой области спектр неюрисдикционных мер защиты доста­точно узок и по сути дела сводится к возможности отказа совершить определенные действия в интересах неисправного контрагента, например, отказаться от внесения в произведение изменений и дополнений, не предусмотренных авторским договором, либо к отказу от исполнения договора в целом, например, в случае его недействительности. Наибольшую практическую значимость и эффективность среди назван­ных форм и видов защиты имеет гражданско-правовая защита авторских и смежных прав, реализуемая в рамках юрисдикционной формы. Она обеспечивается применением предусмотренных законом способов защиты. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СПОСОБ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ

Общие положения

Еще раз обозначим, что под способами защиты авторских и смежных прав понимаются закреп­ленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушен­ных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя. Новое ав­торское законодательство предоставляет потерпевшим достаточно широкий спектр, способов защиты, ряд из которых предусмотрен законо­дательством впервые. Прежний ГК РСФСР в ст. 6 содержал следующий ряд способов защиты гражданских прав: -признание этих прав; -восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право; -присуждение к исполнению обязанности в натуре; -прекращение или изменение правоотношения; -взыскание с нарушителя убытков, а в случаях предусмотренных законодательством - неустойки (штраф, пени) и др. Перечень способов защиты гражданских прав по действующему ГК РФ существенно обогащен, что видно из текста ст. 12, согласно которой их защита осуществляется путем: -признания прав; -восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, создающих угрозу его нарушению; -признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий недействительности ничтожной сделки; -признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; -самозащиты права; -присуждения к исполнению обязанности в натуре; -возмещения убытков; -взыскания неустойки; -компенсации морального вреда; - прекращения или изменения правоотношения; -неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; - иными способами, предусмотренными законом. Если же следовать ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», то обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе требовать от нарушителя: -признания прав; -восстановления положения, существовавшего до нарушения права; -прекращения дейст­вий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению; -возме­щения убытков; -взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав; -выплаты компенсации в опре­деленных законом пределах. Указанные способы защиты не исчерпывают собой всех возможных мер, к которым может прибегнуть потерпевший для защиты своих авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов. Авторские и смежные права по своей природе являются субъективными гражданскими правами, и поэтому их защита может осуществляться с помощью всех тех способов, которые применяются для защиты субъектив­ных гражданских прав. В числе таких способов можно назвать требования о прекращении или изменении правоотношения, о признании недействи­тельным не соответствующего законодательству ненормативного акта ор­гана государственного управления или местного органа государственной власти, о возмещении морального вреда и некоторые другие. Следует учитывать, что помимо способов защиты авторских и смежных прав в их точном смысле действующее авторское законодательство предус­матривает возможность применения к нарушителям некоторых дополни­тельных санкций. Так, согласно п. 2 ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» помимо возмещения убытков, взыскания незаконного дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд или арбитражный суд за нарушение авторских или смежных прав взыскивает штраф в размере 10% от суммы, присужденной судом в пользу истца. При этом сумма штрафов направляется в установленном законодательством порядке в соответствующие бюджеты. Контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат обязательной конфискации по решению суда или судьи единолично, а также по решению арбитражного суда. Конфискован­ные контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе. Кроме того, суд или судья единолично, а также арбитражный суд могут вынести решение о конфискации матери­алов и оборудования, используемых для изготовления и воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм. Указанные санкции носят административный, а не гражданско-правовой характер и гражданско-правовыми способами защиты авторских и смежных прав в строгом смысле не являются. Однако их введение в авторское законодательство является абсолютно оправданной мерой, хотя и несколько запоздалой. Как правило, обладатель нарушенного авторского права может воспользоваться не любым, а вполне конкретным способом защиты своего права. Зачастую способ защиты нарушенного права либо прямо определен специальной нормой закона, либо вытекает из характера совер­шенного правонарушения. Так, например, если при опубликовании про­изведения искажено имя его автора, он может требовать лишь внесения соответствующих исправлений. Чаще, однако, обладателю авторского права предоставляется возможность определенного выбора среди потенциальных способов защиты. Например, в случае, когда в результате нарушения авторских или смежных прав потерпевшему причинены убытки, он вправе по своему усмотрению либо потребовать их возмещения в полном объеме, либо взыскать в свою пользу доход, полученный нарушителем вследствие нарушения авторских или смежных прав, либо потребовать выплаты ему компенсации в пределах, установленных законом. Наконец, завершая общую характеристику гражданско-правовых спо­собов защиты авторских и смежных прав, нельзя не отметить, что новым законодательством прямо предусмотрены специальные меры, направлен­ные на обеспечение исков по данной категории дел. Согласно ст. 50 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», суд или судья единолично, а также арбитражный суд могут вынести определение о запрещении ответ­чику либо лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторских или смежных прав, совершать определенные действия и (или) о наложении ареста и изъятии всех экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также материалов и оборудования, предназначенных для их изготовления и воспроизведения. Перечень действий, которые могут быть запрещены ответчику, включает изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт и иное пользование, а также транспортировку, хранение или владение с целью выпуска в гражданский оборот экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ. Законодательство России, как и многих других государств, наряду с мерами гражданско-правовой защиты авторских прав устанавливает уго­ловную ответственность за нарушение авторских и смежных прав. В соответствии с УК незаконное использование объектов автор­ского права, а равно присвоение авторства, если эти действия причинили крупный ущерб, признаются уголовным преступлением. Объектом данного преступления являются охраняемые законом авторские и смежные с ними права, как составная часть гарантированной ст. 44 Конституции РФ свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Конституция РФ предусматривает защиту законом интеллектуальной собственности. Статья 146 (а также 147) УК устанавливает такую защиту, выступающую важной гарантией указанных прав. Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит из: а) двух альтернативных деяний: незаконного использования объектов авторского права или смежных прав или присвоения авторства; б) крупного ущерба; в) причинной связи между указанными деяниями и ущербом. Состав данного преступления имеет материальный характер, т. е. сам факт совер­шения указанных выше действий еще не заключает в себе состава оконча­тельного преступления. Лишь при действительном причинении этими действиями крупного ущерба преступление считается совершенным. Поэ­тому противоправные действия, которые еще не привели к крупному ущербу, но могли его вызвать, образуют покушение на преступление. Те же действия, которые не привели и не могли привести к крупному ущербу, уголовным преступлением не признаются. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 146 УК РФ, характеризуется прямым умыслом или косвенным умыслом. Виновный осознает, что незаконно использует объекты авторского или смежных прав либо присваивает авторство, предвидит, что этим причинит крупный ущерб потерпевшему, и желает его причинить или сознательно его допускает, либо безразлично относится к его наступлению. Субъективная сторона рассматриваемого преступления помимо умысла характеризуется определенными мотивами и целями. Наиболее типичными мотивами его совершения являются корысть и честолюбие. Цели в большинстве случаев совпадают с мотивами, хотя иногда приобретают и самостоятельное значение. Так, плагиат может быть совершен с целью вступления в творческий союз, занятия определенной должности, защиты диссертации и т. п. Уголовную ответственность за нарушение авторских или смежных прав несут лица, достигшие 16 лет. Возбуждение и рассмотрение в суде дел о нарушении авторских прав имеет ряд важных процессуальных особенностей. Прежде всего они явля­ются делами так называемого частного обвинения, т.е. делами, которые возбуждаются не иначе, как по желанию потерпевшего. Правда, в исклю­чительных случаях, если дело о каком-либо преступлении имеет особое общественное значение или если потерпевший в силу беспомощного состояния, зависимости от обвиняемого или по иным причинам не в состоянии защитить свои права и законные интересы, прокурор вправе возбудить такое дело и при отсутствии жалобы потерпевшего. Для возбуж­дения дела потерпевший должен подать жалобу в суд, указав в ней, когда, кем и где совершено противоправное деяние, в чем конкретно оно выра­зилось и чем подтверждается просьба потерпевшего о привлечении нару­шителя к уголовной ответственности. Суд не вправе оставить без разрешения жалобу потерпевшего по мотивам малозначительности, отсут­ствия доказательств и т. п. Отказ в возбуждении уголовного дела по жалобе потерпевшего во всех случаях должен быть процессуально оформлен постановлением судьи и с изложением в нем мотивов принятого решения. Дела о нарушении авторских прав не подлежат прекращению в случае примирения потерпевшего и обвиняемого, что в целом не характерно для дел частного обвинения. Производство по этим делам ведется в общем порядке, т.е. с проведением предварительного расследования, которое производится органами прокуратуры. Если нарушение авторских прав совершено впервые, если характер деяния и данные о личности правонарушителя свидетельствуют об, возмож­ности его исправления и перевоспитания без применения уголовного наказания, суд может вынести определение о прекращении уголовного дела с передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда. В реальной жизни меры уголовной ответственности за нарушение авторских прав реализуются на практике крайне редко[ii]. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ОХРАНА ПРОИЗВЕДЕНИЙ РОССИЙСКИХ АВТОРОВ ЗА РУБЕЖОМ. По общему правилу, действие авторских прав на произведение ограничивается территорией того государства, в котором это произведение было создано. Это означает, что в других государствах произведение может быть свободно использовано без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения. Произведение, охраняемое на территории одного государства, получает охрану на территории другого государства, если между этими государствами заключен двухсторонний договор, или оба эти государства являются участниками многостороннего соглашения о взаимном признании и охране авторских прав. Таким образом, первый вопрос, который возникает при рассмотрении проблемы охраны произведений российских авторов за рубежом, заключается в выяснении того, связывают ли Россию и иностранное государство, на территории которого будет использоваться произведение, взаимные обязательства в области авторского права. Если таких обязательств не существует, определенные гарантии соблюдения авторских прав могут быть обеспечены лишь конкретным авторским договором. Однако, в случае обязанности перед автором будут нести только его контрагент по договору. Третьи лица, как правило, могут свободно использовать произведение, если только авторское законодательство соответствующей страны не гарантирует охрану всех без исключения произведений. Когда права российских авторов признаются на территории иностранного государства, объем субъективных прав авторов определяется не российским законодательством, а законами данного иностранного государства и правилами международных договоров. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1883 г. (в редакции 1971 г.), и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г. (в редакции 1971 г.) исходят из принципа национального режима, в соответствии с которым иностранным авторам – гражданам государств, которые участвуют в указанных Конвенциях, предоставляется такой же объем прав, какой признается за авторами – гражданами соответствующего государства. В разных странах объем и содержание этих прав не совпадают. Правда для стран, участвующих в Бернской или Всемирной конвенции (в редакции 1971 г.), эти различия не столь существенны, так как само участие государства в одной из этих Конвенций означает необходимость закрепления во внутреннем законодательстве определенного минимального уровня авторских прав. Охрана произведений российских авторов в странах ближнего зарубежья обеспечивается на основе Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24 сентября 1993 г. В соответствии с названным Соглашением государства – участники приняли на себя обязательство обеспечить на своих территориях выполнение международных обязательств, вытекающих из участия бывшего СССР во Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1952 г.), исходя из того, что дата вступления в силу указанной Конвенции для бывшего СССР (27 мая 1973 г.) является датой, с которой каждое государство – участник считает себя связанным ее положениями. В тех независимых государствах, которые присоединились к Бернской конвенции, охрана прав российских авторов обеспечивается этой Конвенцией.

Заключение

В настоящей работе исследованы лишь некоторые проблемы защиты авторских прав. Хочется надеяться, что нормальный рынок в России сложится и на «авторском направлении», а для этого России необходимо ориентироваться на нужды и потребности авторов, развитие интеллектуального потенциала общества. Дальнейшие перспективы работы в этом направлении – это «приведение механизма гражданско-правовой защиты в оптимальный режим, совершенствование гражданско- правовых способов защиты авторских прав, с учетом интеграции и тесного сотрудничества с мировым сообществом».

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Авторское право; Учеб. Пособие /Под ред. Э. П. Гаврилова. – М., 1999г. Богуславский М. М. Вопросы авторского права в международных отношениях. М., 1973г. Гаврилов Э. П. Комментарий Закона об авторском праве и смежных правах. М., (редакция) 1999г. Гаврилов Э. П. Защита авторских прав // Российская юстиция. 1994. № 10. С. 43. Сергеев А. П. Авторское право России. СПб., 1999г. Эрделевский А. М. Моральный вред и компенсация за страдания. М., 1997г.