Каталог :: Право

Контрольная: Международно-правовое регулирование патентных прав

Международно-правовое регулирование патентных прав

1.Общие положения

Патентные права — субъективные права на различного рода результаты интеллектуального творчества — технические и нетехнические, которым предоставляется специальная правовая охрана ввиду их важного значения для хозяйственной деятельности, производства и торговли. В доктрине эти права рассматриваются либо как право собственности на нематериальный объект по так называемой проприетарной концепции, либо как особый вид исключительных прав. Широкое распространение в международных соглашениях в отношении патентного права получил термин «промышленная собственность». Круг прав промышленной собственности определяется в п. 2 статьи 1 Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г.: «объектами охраны промышленной собственности являются патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции»[1]. Для характеристики прав промышленной собственности существенным представляется следующее. Промышленные права являются территориальными, то есть действуют, как правило, только в пределах государства, где они приобретены и/или используются. Основная часть прав промышленной собственности относится к правам исключительным; их обладателю предоставляется юридическая монополия на соответствующий объект: изобретение, полезную модель, промышленный образец, фирму, товарный знак и т.д. Применение объекта другими лицами без разрешения правомочного лица составляет правонарушение. Исключительность прав проявляется в том, что обладатель права может монопольно использовать охраняемый объект (позитивная сторона права) и запрещать всем третьим лицам, то есть «любому и каждому», применять охраняемый объект на территории данного государства без специально выданного им разрешения или лицензии (негативная сторона права). Возможность исключать, отстранять всех остальных лиц от использования объекта приобретает особую ценность и превалирующее значение в конкурентной борьбе. Многие права промышленной собственности имеют временный характер. Они действуют в пределах предусмотренного законом срока, по истечении которого могут как «общественное достояние» (res publicum) беспрепятственно и безвозмездно использоваться любым лицом. Вместе с тем некоторые права, в частности право на фирму, право на применение обозначения происхождения товара и право на защиту против недобросовестной конкуренции, не имеют таких ограничений действия во времени. Одни права промышленной собственности приобретаются в результате получения от государственного органа — патентного ведомства — специального охранного документа (патента на изобретение или промышленный образец, свидетельства о регистрации товарного знака и пр.), тогда как другие возникают в силу использования объекта в хозяйственном обороте (фирменного наименования, обозначения происхождения товара). Порядок приобретения, использования и защиты прав промышленной собственности регламентируется специальными национальными законами по охране отдельных объектов промышленной собственности, а также общими нормами гражданского права. Важная роль в регулировании прав промышленной собственности в международном обороте принадлежит международным соглашениям. 2. Международные соглашения об охране прав на изобретения, промышленные образцы и товарные знаки Как продолжатель Советского Союза Россия стала участницей Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г.[2] , Договора о патентной кооперации 1970 г., Мадридского соглашения о международной регистрации товарных знаков 1973 г., а также двусторонних договоров с рядом европейских стран, в частности с Францией «О взаимной охране и использовании прав промышленной собственности» 1970 г., с Австрией «О правовой охране промышленной собственности» 1981 г. Одним из первых международных соглашений европейских стран в сфере исключительных прав стала Парижская конвенция по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1183 года пересмотрена в Брюсселе 14 декабря 1900 г., в Вашингтоне 2 июня 1911 г., в Гааге 6 ноября 1925 г., в Лондоне 2 июня 1934 г., в Лиссабоне 31 октября 1958 г. и в Стокгольме 14 июля 1967 г. и изменена 2 октября 1979 г.) подписана СССР 12 октября 1976 года. Парижская конвенция является наиболее представительным договором по составу участников. В ней участвует 143 государства. Участники Конвенции образовали Международный союз по охране промышленной собственности (Парижский союз). К гражданам Союза приравниваются граждане не участвующих в нем стран, если они имеют на территории одной из стран Союза место жительства, «действительные или серьезные предприятия». Положения конвенции облегчают иностранным юридическим и физическим лицам из страны-участницы приобретение, использование и защиту промышленных прав в других странах-участницах. Конвенцией закрепляется, во-первых, ряд общих правовых принципов и положений, относящихся ко всем или нескольким объектам промышленной собственности и предоставляющих иностранцам особые правомочия в этой сфере, и, во-вторых, ряд специальных правил, относящихся к регулированию отношений по отдельным объектам промышленной собственности. К важнейшим общим принципам, закрепляемым конвенцией, относится предоставление в каждой стране иностранным лицам национального правового режима, то есть прав и обязанностей, применимых в сфере промышленной собственности к национальным лицам. Приравнивание иностранцев к собственным юридическим и физическим лицам исключает возможность предоставления им меньших прав или наложения на них дополнительных обязанностей. К общим правилам конвенции, касающимся изобретений, промышленных образцов и товарных знаков, относятся правила о конвенционном и выставочном приоритетах. Правило о конвенционном приоритете состоит в том, что лицо, подав в какой-либо стране — участнице конвенции правильно оформленную заявку на охранный документ на изобретение, промышленный образец или товарный знак, может в течение установленного конвенцией срока (конвенционного срока) подать аналогичную заявку в другой стране-участнице с требованием установления приоритета по первой заявке (конвенционного приоритета). Для патентов на изобретения конвенционный срок составляет 12 месяцев, а для промышленных образцов и товарных знаков — 6 месяцев. Приоритет конвенционной заявки определяется, таким образом, не по дате ее поступления в патентное ведомство второй страны, а по дате первоначальной заявки на этот объект в ведомство первой страны. В силу этого заявке не может быть противопоставлен по новизне факт опубликования или открытого использования объекта заявки самим заявителем или любым другим лицом, имевший место после подачи первоначальной заявки. Это позволяет заявителю в течение конвенционного срока оценить целесообразность приобретения правовой охраны в других странах, не опасаясь утраты первенства (приоритета), и подготовить заявочную документацию. Правило о выставочном приоритете состоит в том, что лицо, экспонировавшее объект на официальной или официально признанной выставке, вправе в течение срока, устанавливаемого национальным законом, подать в патентное ведомство заявку на получение охранного документа (патента на изобретение или промышленный образец или свидетельства о регистрации знака) с истребованием приоритета по дате экспонирования объекта на выставке. Сроки подачи такой заявки устанавливаются национальным законодательством стран-участниц (как правило, в пределах от 3 месяцев до 1 года) и исчисляются от разных лет — открытия или закрытия выставки, завоза объекта на выставку или начала экспонирования. Под официальной выставкой (ярмаркой, салоном и т.д.) имеется в виду организованная правительственными органами или функционирующая под их контролем. Однако на практике во всех странах положения о выставочном приоритете применяются судами и ведомствами лишь к случаям экспонирования объекта на выставке, действующей в данной стране, но не на иностранной выставке. За деликтные нарушения прав промышленной собственности нормами национального права предусматриваются сходные правовые санкции, а в ряде случаев они определяются международными соглашениями, например ст. 9а и 10а Парижской конвенции и др. К правонарушителям могут быть применены следующие санкции: q запрещение дальнейшего неправомерного использования объекта в хозяйственном обороте в любой форме и/или осуществления действий, которые способны привести к такому правонарушению, вплоть до уничтожения в некоторых случаях самих товаров; q возмещение обладателю промышленного права понесенного им ущерба в результате действий нарушителя. В соответствии с принципом полного возмещения подсчитываются положительный ущерб (расходы по обнаружению нарушения и пр.) и упущенная выгода (ввиду сокращения сбыта товаров, снижения цен реализации и пр.); q наложение штрафа за неисполнение вынесенногo судебного решения, осуществление акта недобросовестной конкуренции и т.д.; q публикация судебного решения для всеобщего сведения в газетах и журналах за счет правонарушителя. На товары, незаконно произведенные с применением технического решения третьего лица или незаконно снабженные товарными обозначениями, может быть наложен арест, когда они находятся на складах, в таможнях, портах и т.д. Это — предупредительная мера против их продажи и обеспечительная мера по иску владельца промышленного права. Договор о патентной кооперации 1970 г. призван упростить и удешевить национальную процедуру выдачи патента (свидетельства) на изобретение или полезную модель. В этих целях предусмотрена возможность подачи единой так называемой «международной заявки», в которой указываются все страны, где заявитель испрашивает охрану. Все стадии экспертизы по желанию заявителя проводятся централизованно (международный поиск, международная предварительная экспертиза и др.). Эти функции возлагаются на определенные патентные ведомства стран — участниц, обладающие необходимой материальной базой. В частности, российское патентное ведомство может выступать в качестве Международного поискового органа и органа международной предварительной экспертизы по международной заявке, поданной в соответствии с процедурой, установленной Договором. Тем самым исключается необходимость подачи заявки в каждое национальное ведомство, где заявитель заинтересован получить патент. Однако заключения уполномоченных ведомств являются предварительными. Окончательное решение по заявке с учетом полученных материалов (которые могут быть подвергнуты проверке) принимают национальные патентные ведомства, выдающие патенты. Существенным этапом европейской патентной интеграции стало принятие Европейской патентной конвенции 1973 г. (вступила в силу 1 июня 1978 г.), которая предусматривает выдачу единого европейского патента. В рамках Конвенции создано Европейское патентное ведомство в г. Мюнхене. Этот международный орган ведет всю работу, связанную с рассмотрением заявок на европейский патент и его выдачей. Патент действует во всех Договаривающихся странах (которые были указаны в заявке) как национальный. Споры с Европейским патентным ведомством по поводу выдачи патента, а также толкования правил Конвенции подсудны Суду Европейского сообщества. Споры, связанные с действительностью патента, нарушением прав патентообладателя и др., рассматриваются национальными судебными органами. Патент действует 20 лет со дня подачи заявки. Выдача европейского и национального патента на одно и то же изобретение не допускается. Основной международный договор в области охраны товарных знаков — Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 г. Советский Союз присоединился к Соглашению в 1976 г. Текст Мадридского соглашения неоднократно пересматривался, последние изменения внесены 28 сентября 1979 г. Принята также Инструкция к Мадридскому соглашению, детализирующая положения Соглашения. Позднее был, кроме того, принят Протокол к Мадридскому соглашению от 28 июня 1989 г., а Инструкция была признана общей к Мадридскому соглашению (Стокгольм) и Протоколу, вступившей в силу 1 января 1998 г. Страны — участницы Соглашения образуют специальный Союз по международной регистрации товарных знаков. Международная заявка должна отвечать требованиям, установленным Соглашением и Инструкцией. Она подается в Международное бюро через национальное ведомство по установленной форме на официальном бланке. Если Международное бюро считает, что международная заявка соответствует предъявляемым к ней требованиям, оно регистрирует знак в Международном реестре и уведомляет об этом все Договаривающиеся государства, указанные в заявке, а также национальное ведомство, представившее заявку, и направляет свидетельство о международной регистрации заявителю. Датой регистрации считается дата подачи заявки в стране происхождения, если Международное бюро получило заявку в течение двух месяцев, считая с даты подачи. В противном случае заявка регистрируется по дате ее получения Международным бюро. Зарегистрированные заявки публикуются в периодическом журнале, издаваемом Бюро. Срок действия международной регистрации — 20 лет с возможностью продления на последующие 20 лет. Международная регистрация снимает необходимость подачи заявки в каждой стране, где заявитель заинтересован в охране своего знака. Однако за национальными ведомствами сохраняется право контроля, включающего возможность отказа в предоставлении охраны, признания международного знака недействительным. Такой отказ допустим только на условиях, которые в соответствии с Парижской конвенцией применяются к знаку, заявленному для национальной регистрации. В случае признания зарегистрированного международного знака недействительным его владельцу должна быть своевременно предоставлена возможность защиты своих прав. Уведомление об отказе в предоставлении охраны согласно ст. 5 Соглашения должно относиться к одной международной регистрации и содержать дату и подпись ведомства, направляющего уведомление. Когда международная регистрация признается недействительной в указанной Договаривающейся Стороне (согласно ст. 5) и решение о признании регистрации недействительной не может быть более обжаловано, Ведомство Договаривающейся Стороны, чей компетентный орган вынес это решение, уведомляет об этом Международное бюро. Международное бюро вносит в международный реестр запись о признании международной регистрации недействительной. Перспективным шагом в развитии международного сотрудничества является принятие Россией в 1997 г. подготовленного в рамках ВОИС Договора о законах по товарным знакам 1994 г., подписанного Правительством РФ в Женеве 27 октября 1994 г. На территории РФ действуют также международные договоры, в которых ранее участвовал СССР. Законодательство РФ предусматривает соответствующие положения, необходимые для выполнения договорных обязательств. 9 сентября 1994 г. в Москве на заседании Межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной собственности, созданного в 1993 году девятью государствами СНГ, была подписана Евразийскую патентную конвенцию, которая вступила в силу 12 августа 1995 г. Ее участниками являются бывшие республики Советского Союза, территории которых ранее, до распада Союза, представляли единое патентное пространство, где действовало общее законодательство об охране изобретений. В этом особенности процесса создания Евразийской патентной конвенции. В нее вошли: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан и Украина. Конвенция относится только к изобретениям и «учреждает Евразийскую патентную систему», целью которой является выдача единого патента, действующего на территории всех стран — участниц Конвенции. Для выполнения административных задач, связанных с функционированием Евразийской патентной системы, и выдачи патентов создана Евразийская патентная организация, находящаяся в г. Москве. Официальным языком организации признан русский. Основными нормативными документами Евразийской системы, наряду с Конвенцией, являются: Патентная инструкция, Положение о пошлинах, Административная инструкция и Положение о евразийских патентных поверенных. Конвенция и Инструкция к ней не только определяют процедуру получения патента, но и содержат достаточно детальные материальные нормы, включая требования к патентоспособным изобретениям, правила о предоставлении приоритета (с отсылкой к ст. 8 Парижской конвенции), о правомочиях патентообладателя, определении объема правовой охраны, толковании формулы изобретения и др. Срок действия евразийского патента— 20 лет с даты подачи заявки. Евразийская патентная система не затрагивает национальные системы. Выбор патента (евразийского или только национального) предоставляется заявителю. Кроме того, имеются прямые отсылки к национальному законодательству, в частности, гражданско-правовая и иная ответственность за нарушение евразийского патента в каждом Договаривающемся государстве определяется его национальным законодательством. Разрешение споров о нарушении патента, действительности патента и осуществлении патентных прав отнесено к компетенции национальных судов (или других компетентных органов в данной стране). Решение, вынесенное национальным органом государства, имеет силу на его территории. Заявка на евразийский патент подается заявителями из стран-участниц через национальное патентное ведомство, если это предусмотрено законодательством этой страны. Заявка может быть также подана непосредственно в Евразийское ведомство. Если заявитель не имеет постоянного места жительства или постоянного места нахождения на территории какого-либо Договаривающегося государства, он должен быть представлен патентным поверенным, зарегистрированным в Евразийском ведомстве. Рассмотрение заявки и выдача патента осуществляются по системе отсроченной экспертизы. Патент выдается на основании положительного решения экспертизы, проведенной по существу заявленного изобретения, при условии уплаты пошлины за выдачу патента и его публикацию. Ведомство ведет Реестр евразийских патентов, в частности в него вносятся сведения о выданных патентах и обо всех изменениях его правового статуса, а также о выданных лицензиях. Пошлины за поддержание патента в силе после его выдачи уплачиваются ежегодно на дату, соответствующую дню подачи заявки. Для продолжения действия патента патентовладелец должен указать государства, в которых он намерен поддерживать действие патента, о чем следует уведомить Евразийское ведомство одновременно с уплатой пошлины. Пошлина уплачивается непосредственно Евразийскому ведомству за поддержание патента в силе в каждом указанном государстве. Интенсивное развитие европейской экономической интеграции идет по пути расширения обмена не только высокими технологиями, но и результатами интеллектуальной деятельности, охраняемыми патентным и авторским правом. Существенным элементом такого обмена становится интеллектуальный продукт, что оказывает определяющее влияние на дальнейшее развитие международного сотрудничества в области исключительных прав, которое утрачивает свою изолированность. Этот новый этап знаменуется Соглашением по торговым аспектам защиты прав интеллектуальной собственности (сокращенное наименование — ТРИПС — аббревиатура от начальных букв его английского названия). Оно входит в комплекс взаимосвязанных основных документов, составляющих Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) 1994 г. Отмечая особенности Соглашения, специалисты прежде всего указывают на то, что охрана исключительных прав в нем тесно увязана с многосторонними торговыми правами в рамках единой международной торговой организации. При этом одним из основных его принципов является соблюдение членами ВТО обязательств по многосторонним договорам об охране интеллектуальной собственности: Парижской конвенции, Бернской конвенции, Римской конвенции и Договора в отношении интегральных схем. Из основополагающих принципов следует также обратить внимание на обязательства участников Соглашения предоставить гражданам других государств — участников не только национальный режим, но и режим наибольшего благоприятствования. В отличие от других международных договоров в этой области Соглашение охватывает широкий круг объектов интеллектуальной собственности: авторские и смежные права, товарные знаки, географические наименования (особо выделяется охрана географических наименований для вин и крепких спиртных напитков), промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, конфиденциальная информация. Предусмотрены материальные нормы, обязывающие страны — участницы установить определенный уровень охраны этих объектов. Кроме того, что также является существенным новшеством, Соглашение содержит раздел, посвященный осуществлению исключительных прав. Он включает положения о гражданско- правовой и административной защите прав интеллектуальной собственности, а также особые требования в отношении пограничных мер — таможенных правил, предусматривающих меры по защите прав интеллектуальной собственности. 3.Патентование (правовая охрана) изобретений Основная часть изделий, поступающих на рынки, изготовляется с использованием изобретений. Изобретением в юридическом смысле является отвечающее предусмотренным в законе требованиям (условиям патентоспособности) техническое решение, признаваемое государством в качестве особого объекта охраны на основании специального документа — патента. Изобретение, будучи техническим решением, то есть идеальным объектом, воплощается в объектах техники и технологии. Изобретение — устройство, относящееся к конструкции изделий, реализуется в машинах, оборудовании и т.д.; изобретение- вещество, относящееся к вещественному составу, — в лекарствах, красителях, удобрениях и пр.; изобретения-способы, относящиеся к способам производства, — в технологии изготовления, хранения и перевозки изделий, передаче энергии, лечении людей и животных и т.д., и т.п. Изобретением считается также применение уже известных устройств, способов, веществ и штаммов по новому назначению. Устанавливаемая патентом юридическая монополия на изобретение обеспечивает его обладателю исключительную возможность и продавать патентованные товары и способы с особыми потребительскими качествами, то есть поддерживать экономическую монополию на объекты техники и технологии. Опираясь на патент, фирма-разработчик может не только возместить затраты на созданные изобретения, но и в силу своего монопольного положения на рынке получить прибыль, превышающую среднюю на данный вид товара. Патент, будучи одним из эффективных средств конкуренции, оказывает стимулирующее воздействие на научно-технический прогресс. Но в то же время, исключая беспрепятственное применение технических новшеств, патентная охрана в ряде случаев искусственно сдерживает, затормаживает его. О значении юридической охраны в современном производстве и торговле как факторе конкуренции свидетельствует действие более 3.5 млн. патентов только в 14 промышленно развитых странах. Документом, удостоверяющим квалификацию технической разработки как изобретения и закрепляющим за его обладателем исключительное право на изобретение, является патент. Документ выдается патентным ведомством по результатам экспертизы заявки на патент изобретателю или его правопреемнику. Основная часть патентов принадлежит организациям (обществам, компаниям), получающим право на подачу заявки на патент или же уступку им рабочими и служащими патента на изобретение, квалифицируемое по закону или договору найма как служебное изобретение. Фирмы также скупают «независимые» изобретения у создателей технических новшеств. Крупным обладателем портфеля патентов является государство в лице своих органов и организаций. По праву каждой из стран, исходящему, по существу, из универсальной концепции, техническое решение, юридически признаваемое изобретением, должно отвечать трем основным условиям патентоспособности. Но объем конкретных требований в рамках этих условий, «стандарт изобретения», в разных странах неодинаков. Во-первых, техническое решение должно быть новым, то есть неизвестным в технике до даты подачи заявки на патент по устанавливаемому законом кругу источников информации. К таким источникам относятся ранее опубликованные патентные материалы (патентные заявки и патенты), устные и письменные публикации (книги, журналы и иные печатные материалы, а также устные сообщения), факты открытого применения изобретения (продажа изделий, их экспонирование, технические испытания и пр.). Но все эти источники информации порочат новизну заявленного предложения или действительность уже выданного патента лишь в случае, если установлено, что они являются общедоступными, открытыми для всех третьих лиц и полностью раскрывают сущность технического решения, проверяемого на новизну. В подавляющем большинстве стран предъявляются требования абсолютной мировой новизны, когда учитываются все источники информации на дату признания первенства (приоритета), имевшие место как в данной стране, так и за границей. Лишь в отдельных странах принято правило локальной новизны, когда принимаются во внимание лишь источники информации, ставшие уже известными в данной стране на дату подачи заявки. Во-вторых, новизна должна быть существенной, то есть вносить изменения в саму сущность уже известных в технике решений. Это условие об определенном изобретательском уровне технического решения предъявляется в виде требования о воплощении в нем «изобретательской активности» (романо-германская система права) либо его «неочевидности» (англо-американская система права). Субъективным критерием оценки служит факт превышения в изобретении уровня знаний и опыта, доступных «среднему специалисту» в данной отрасли техники. Созданное на уровне такого специалиста техническое решение, очевидное для него из существующего состояния техники, рассматривается как результат обычной инженерной разработки, но не изобретение. В-третьих, изобретение должно быть пригодно к применению, позволяющему получить технический результат (эффект). Это требование «промышленной применимости» (ФРГ, Франция, Швейцария и др.) или «полезности» (англо-американское право) понимается как принципиальная возможность практической осуществимости решения. И только в некоторых случаях требуется получение конкретной пользы, удовлетворение практической потребности. Действие патента исключает для конкурентов беспрепятственное и безвозмездное применение изобретения в этой стране, патентование ими этого изобретения от своего имени в целях монополизации рынка, а также ввоз ими запатентованных экспортером изделий и технологии на данный рынок. С другой стороны, получение патента создает для экспортера юридическую основу продажи лицензий третьим лицам. Действие патента в пределах только территории выдавшего его государства имеет важные юридические последствия. Наличие в каждой из стран своего массива патентов обязывает экспортера предварительно проверять правомерность ввоза изделия или продажи лицензии (т.е. их «патентной чистоты») в каждую страну отдельно. Для патентного обеспечения экспорта необходимо патентование изобретения в каждой предполагаемой стране экспорта. В любой из стран, где патент не получен, конкуренты вправе беспрепятственно промышленно и коммерчески использовать чужое изобретение, вплоть до копирования изделия и технологии. И наконец, аналогичные патенты, полученные разработчиком на одно и то же изобретение в разных странах, юридически самостоятельны и не зависят друг от друга. Это означает, что изменение или прекращение действия одного национального патента не имеет значения для судьбы остальных, а против нарушителей патентов разных стран должны быть приняты самостоятельные меры защиты. Начиная с 70-х годов в соответствии с международными соглашениями были введены в практику также региональные патенты, действие которых распространяется по желанию заявителя на территорию нескольких стран: «европейский патент» и «патент Сообщества» — по положениям Мюнхенской конвенции о выдаче европейских патентов от 5 октября 1973 г. и Люксембургской конвенции о европейском патенте для Общего рынка от 15 декабря 1975 г. Патент обеспечивает временную юридическую монополию на изобретение. Номинальные сроки действия патента, предусмотренные законом, составляют от 15 до 20 лет (в США, Англии, ФРГ, Франции, Швейцарии — 20 лет). Однако ввиду морального устаревания изобретений реальные сроки действия патентов значительно сокращаются — в большинстве случаев до 5 — 10 лет — в результате формального отказа патентообладателей поддерживать их в силе, но чаще путем прекращения уплаты ими патентных пошлин. К обязанностям патентообладателя относятся уплата прогрессивно возрастающих по размерам пошлин и применение изобретения в течение трех-четырех лет с момента подачи заявки или выдачи патента под страхом принудительного лицензирования изобретения или аннулирования патента. Но достаточным признается «номинальное» применение, например публикация оферты на продажу лицензии, чем широко пользуются на практике. 4.Правовая охрана «ноу-хау» Во всех странах правовая охрана предоставляется не только изобретениям, но и сведениям (информации) об иных технических решениях. Эта информация получила наименование «ноу-хау», что представляет собой сокращение английского выражения «to know how to do it» («знать, как это делать»). Относимые к «ноу-хау» сведения, нередко определяемые в литературе как «знания и опыт», могут представлять собой не только техническую, но также организационную и коммерческую информацию, касающуюся организации и экономики производства, коммерческой деятельности, финансирования и т.д. Но основной массив «ноу-хау» составляют полезные технические и технологические сведения, применимые в производстве. К сфере их реализации относятся изготовление и использование машин, оборудования, материалов и пр., применение способов производства, строительства и т.п. Многие технические решения, квалифицируемые как «ноу- хау», отвечают признакам изобретения и являются патентоспособными, но не патентуются разработчиками в интересах сохранения их в секрете, ибо патентование неизбежно «раскрывает» сущность разработки и тем самым новое направление в решении технической задачи, которым конкуренты могут воспользоваться. Но в значительной своей части «ноу-хау» представляют собой непатентоспособные решения, что, однако, нисколько не умаляет их хозяйственной ценности. Информация, признаваемая как «ноу-хау», как правило, имеет секретный характер, составляет секрет производства, хранимый как производственная тайна разработчика. Коммерческая ценность ее как неизвестной третьим лицам информации состоит в технико-экономических преимуществах в производстве и конкуренции на рынке, которые она предоставляет обладателю. К «ноу-хау» относят также известную в принципе техническую или иную информацию, доступную неопределенному кругу лиц. Коммерческая ее ценность состоит прежде всего в том, что она облечена разработчиком в форму технической или технологической документации, готовой для непосредственного использования принимающей стороной. В договорной практике охрана «ноу-хау», как правило осуществляется на основе лицензионного соглашения и как объект сделки представляет собой полностью или частично секрет производства. Во всех системах права юридическая охрана предоставляется «ноу-хау» как исключительно секретной информации. Это требует от обладателя «ноу-хау» принятия надлежащих мер по ее секретному (конфиденциальному) промышленному и коммерческому использованию, в том числе включению в договор на передачу «ноу-хау» специального условия о конфиденциальном использовании информации принимающей стороной. Юридическая охрана «ноу-хау» характеризуется и рядом других особенностей, которые значительно усложняют защиту прав и интересов обладателя информации и существенно снижают эффективность обладателя информации и существенно снижают эффективность самой охраны. Технические решения, составляющие «ноу-хау», не являются объектом государственной регистрации и не пользуются защитой на основании какого- либо специального охранного документа, в частности патента. Характер «ноу-хау» как непатентованной информации затрудняет, в частности, установление самого содержания «ноу-хау» в качестве объекта охраны. Это придает особое значение точному и полному определению «ноу-хау» в тексте договора на передачу информации (во избежание споров о предмете договора). «Ноу-хау» не является объектом исключительного права. Любое физическое или юридическое лицо признается правомочным обладателем «ноу-хау», если самостоятельно, своим средствами его разработало либо добросовестно приобрело у другого лица. Ничто не мешает, в частности, двум или нескольким самостоятельным разработчикам на равных законных основаниях пользоваться и распоряжаться одним и тем же «ноу-хау». В современную эпоху научно- технического прогресса в связи с огромным расширением и интенсификацей научно-технических работ становятся обычными случаи, когда две или несколько фирм независимо друг от друга приходят к созданию идентичного технического решения. Каждому из таких добросовестных обладателей «ноу-хау» обеспечивается возможность использования разработки без каких-либо ограничений и юридической защиты ее как секрета производства. Ни в одной из стран не действуют специальные нормативные акты по охране «ноу-хау»: защита осуществляется на основании общих норм гражданского и/или уголовного права. Эти нормы применяются к лицам, нарушающим свои обязательства, вытекающие из закона или договора. Обладатель «ноу-хау» защищает свои права и интересы против действий контрагента, нарушившего договорное условие о конфиденциальном использовании информации, опираясь на общие нормы договорного права, в частности о возмещении убытков. Против такого контрагента, а также третьих лиц, недобросовестно действовавших при приобретении «ноу-хау» у контрагента, используются также нормы о борьбе с недобросовестной конкуренцией. Наконец, против лиц, похитивших информацию (промышленный шпионаж), и против служащих, раскрывших секреты производства, могут быть применены также нормы уголовного права. 5.Правовая охрана промышленных образцов Особым объектом охраны является внешний вид промышленного изделия, отвечающий предусмотренным в законе требованиям — промышленный (или художественный) образец (dessign). Юридически охраняемый внешний вид изделия может заключаться либо в особой его форме (объемный образец или модель), либо в рисунке на поверхности изделия (плоский образец или рисунок). В качестве промышленного образца в некоторых странах признается цвет изделия (Англия), но во многих странах не признается (США, ФРГ). Хозяйственно-экономическое назначение художественного оформления промышленных изделий состоит в совершенствовании их внешнего вида и за счет повышения таких потребительских качеств — в успешной реализации на рынке. Ввиду функции промышленного образца как элемента изделия, привлекающего покупателей, он обладает собственной ценностью, является средством конкуренции и ему обеспечивается специальная правовая защита. Промышленные образцы отличаются, несмотря на терминологическое сходство, от полезных моделей, именуемых также «общеполезными моделями» или «полезными образцами». Последние признаются правом ряда стран, в частности ФРГ, Италии, Японии, Испании и некоторых других. Полезные модели (modele d'utilite, Gebrauchsmuster), подобно изобретениям, представляют собой решение технической задачи. Но они относятся только к устройствам, и к ним не предъявляется требование о наличии изобретательского уровня. Поэтому свидетельства об их регистрации часто именуются «малыми патентами». В качестве промышленного образца охраняются только внешние, видимые в готовом изделии черты, составляющие особенности технического оформления, но не внутренние, конструктивные его особенности, относящиеся к воплощенному в изделии техническому решению. Образец обязательно должен обладать художественными достоинствами, или, по определению параграфа 171 патентного закона США, «служить для украшения», то есть своими чертами вызывать эстетический эффект, производить художественное впечатление. Если внешний вид изделия полностью и исключительно несет «техническую нагрузку», подчинен решению технической задачи, то есть функциональному назначению изделия, то ему не предоставляется охрана как промышленному образцу. Если же технические черты изделия и его художественные черты слиты воедино, неотделимы друг от друга и могут рассматриваться одновременно как изобретение и промышленный образец, то вопрос решается неодинаково. Например, по французскому праву объект не может охраняться как промышленный образец, на него возможно только установление охраны как изобретения, а по праву США возможен выбор одного из видов патентной охраны — в качестве изобретения или образца. Необходимым условием охраны промышленного образца является в одной группе стран новизна (США, Англия, Япония и др.), а в другой — оригинальность (ФРГ, Франция), но в некоторых законах говорится о двух этих признаках, в частности в английском и германском, хотя им придается неодинаковое значение. Под новизной образца понимается отсутствие идентичной или сходной модели либо рисунка, уже пользующегося юридической защитой. К обстоятельствам, порочащим новизну, относятся: предшествующая регистрация образца другим лицом или поданная заявка на регистрацию; публикация образца в открытой печати; открытое применение образца. В большинстве стран при этом имеется в виду мировая новизна. Кроме того, выдвигается требование, чтобы новизна была существенной (признак, сходный с «неочевидностью» изобретения). Под оригинальностью же понимается создание модели или рисунка автором самостоятельно, в результате творческой деятельности, что должно исключать сходство с известными образцами в такой мере, которая дает основание предполагать наличие заимствования. По всем системам права образец должен быть применим в промышленном изделии производственного или бытового назначения, выполненного промышленным способом. В системах национальных законодательств промышленные образцы занимают различное место. Отсутствует единое понимание сущности промышленного образца как объекта охраны, что определяет и различный подход к правовому регулированию. Используется два метода охраны образцов: a) патентно-правовой b) авторско-правовой. В одной группе стран (США, Англии, Японии, Италии и некоторых других) промышленные образцы рассматриваются преимущественно как объекты, близкие к изобретениям, продукт изобретательского творчества. На них распространяется действие общих патентных законов или же специальных законов, исходящих из принципов патентной охраны. Так, в США образцы охраняются по закону о патентах 1952 года. В Англии и некоторых других странах действуют специальные законы, но одновременно применяются и многие положения патентных законов. В другой группе стран (Франции, ФРГ, Швейцарии и др.) образцы рассматриваются преимущественно как объекты, обладающие художественными чертами, продукт художественного творчества. На них как на произведения изобразительного искусства распространяется действие норм авторского права. Так, в ФРГ их охрана осуществляется по нормам закона об авторском праве 1870 года и закона об авторском праве на рисунки и модели (закон о промышленных образцах от 11 января 1976 г.). Во Франции образцы охраняются на основании закона о рисунках и моделях от 14 июля 1909 г. и ряда других нормативных актов. Охрана образцов, независимо от принятой концепции их сущности, в принципе допускается в каждой стране в двух формах: a) по законодательству об авторском праве (как объекта авторского права) b) по законодательству о промышленных образцах (как объекта промышленной собственности). Если авторское право возникает в силу факта самого создания модели или рисунка, то право на них как на продукт изобретательской деятельности — в результате регистрации в ведомстве в качестве именно промышленного образца. Во всех странах действует система регистрации, при которой ведомство по результатам экспертизы выдает охранный документ — патент на промышленный образец. Право на образец имеет исключительный характер, но возможности и условия его защиты против нарушений определяются избранной владельцем образца системой защиты. И здесь важны два момента. В случае патентно-правовой охраны образца объем исключительных прав сходен с правами на патент, и возможности защиты здесь наиболее широкие. Она предоставляется против использования третьим лицом идентичного или сходногo образца, независимо оттого, создан нарушителем образец самостоятельно или скопирован с оригинального, то есть во всех случаях объективного совпадения существенных черт внешнего оформления изделий. В случае же авторско-правовой охраны образца защита менее широкая, так как она предоставляется лишь против актов копирования. заимствования нарушителем существенных черт ранее введенной в оборот модели или рисунка, а это обязательно предполагает субъективную его осведомленность об уже имеющемся в обороте оригинальном образце. Следовательно, при патентно-правовой системе охраны защита обеспечивается против применения третьим лицом любого сходного образца, а при авторско- правовой — только против использования образца как результата сознательного копирования или подражания. Поэтому при рассмотрении дел о нарушениях суд исходит в первом случае из презумпции вины нарушителя и тяжесть доказательства применения образца лежит на ответчике, а во втором случае истец должен доказать недобросовестность ответчика как лица, сознательно заимствовавшего его модель или рисунок. Второе важное отличие касается сроков действия охраны. При авторско-правовой охране на образец распространяются сроки авторского права, а при патентно-правовой они значительно короче: в США по выбору заявителя— 3.5 года, 7 или 14 лет; в Англии — 5 лет, в ФРГ от1 года до 3 лет с возможностью продления срока в обеих странах до 15 лет; в Швейцарии и Японии — 15 лет и т.д. Исключение составляет Франция — 5 лет с продлением срока затем на 20 и 25 лет, а всего на 50 лет. Конкретные правомочия владельца образца в промышленной и коммерческой сферах, основанные на патенте, аналогичны правам патента на изобретение. 6.Патентование (правовая охрана) товарных знаков и знаков обслуживания Товарный знак (trade mark) — это обозначение, проставляемое на товаре и/или его упаковке для выделения на рынке данного товара из массы аналогичных, позволяющее вместе с тем установить его изготовителя и/или продавца. Функциональное назначение товарного знака как обозначения — индивидуализация товара и его изготовителя или продавца. Хозяйственно-экономическое значение маркировки товаров состоит в своеобразном предоставлении «гарантии» их качества, высоких потребительских свойств со стороны предприятия, раскрывающего, идентифицирующего себя через данное обозначение как производителя или продавца (функция гарантийная), и одновременно в создании, выработке потребительского спроса через рекламу данного «марочного» товара (функция рекламная). Эти функции неразрывно связаны между собой, взаимно дополняя и переходя друг в друга. Хотя принцип обязательной маркировки товаров установлен лишь в отношении некоторых изделий, да и то не везде, на практике маркируется основная часть товаров. Это определяется ролью товарных знаков как эффективного конкурентного средства продвижения товаров. Практическое значение маркировки для предприятия соразмерно уже завоеванной им известности на рынке с помощью товарных знаков: чем выше реноме «марки» предприятия, тем значительнее ее роль в конкуренции. Товары же немаркированные, анонимные реализуются по сильно сниженным ценам. Специальные обозначения знаки обслуживания— применяются для индивидуализации услуг. Ими пользуются предприятия сервиса, в частности банковские и страховые общества, железнодорожные и авиационные компании, зрелищные предприятия и гостиницы и т.д. Правовой режим знаков обслуживания не отличается от товарных знаков, а их охрана осуществляется по тем же нормативным актам. Во всех странах охрана знаков осуществляется на основе специальных законов о товарных знаках. Имеется и ряд международных соглашений. В частности, Мадридское соглашение о международной регистрации товарных знаков от 14 апреля 1891 г. (участниками которого состоят 25 государств) учреждает процедуру подачи и экспертизы заявок на международный товарный знак. Заявка на регистрацию такого знака, прошедшая экспертизу в органе Мадридского союза в Швейцарии, рассылается по просьбе заявителя в несколько стран — участниц соглашения. В каждой из них обозначение приобретает статус охраняемого национального знака сроком на 20 лет, если государство не отказывает по своему закону в таком признании. Ниццкое соглашение о международной классификации изделий и услуг для регистрации знаков от 15 июня 1957 г. (участниками которого состоят 32 государства) для целей регистрации разделяет все изделия на 48 классов, а услуги — на 6 классов. Чтобы получить юридическую охрану в качестве товарного знака, обозначение должно соответствовать требованиям закона в отношении формы (или вида) и содержания. По форме обозначения могут быть словесными (реальные и вымышленные слова, рекламные лозунги, имена и фамилии, сочетания цифр и букв и т.д.), изобразительными (рисунки, виньетки, геометрические фигуры, цвет и т.д.), объемными (форма изделия или упаковки), а в некоторых странах — и звуковыми (позывные сигналы). Широко используются также комбинированные знаки — сочетание указанных элементов. Ряд требований предъявляется к содержанию товарных знаков. Обозначение должно обладать новизной, то есть не быть идентичным или сходным с товарными знаками, ранеевведенными в оборот. Новизна оценивается в отношении не всех вообще известных знаков, а примененных для товаров, принадлежащих по действующей в стране классификации к той же или близкой группы товаров (классу изделий), что и оцениваемый знак. Вместе с тем товарным знаком признается лишь обозначение, являющееся само по себе оригинальным, способным служить эффективным средством индивидуализации товара. Национальные законы и практика указывают признаки отсутствия в обозначении оригинальности. Не считаются оригинальными слова или изображения, лишенные каких-либо отличительных черт или выразительности, ставшие обычными для повседневного обихода, например, слово «люкс» и пр. К лишенным оригинальности относятся и слова, прочно вошедшие в технику или хозяйственный оборот в качестве определения самого изделия, ставшие родовыми обозначениями, например «вишневка», «экскаватор», «аспирин», «термос» и т.д. Не признается оригинальность за описательными товарными знаками, то есть такими, которые прямо указывают на товарные свойства изделий, определяя качество, цену и пр. Товарными знаками не могут быть обманные или ложные обозначения, способные вводить в заблуждение относительно места происхождения товара, его качества, производства и пр. И наконец, товарные знаки должны соответствовать международным соглашениям , в частности нормам Парижской конвенции, запрещающим применение геральдических обозначений государств, в частности гербов и флагов, и эмблем международных организаций, официальных клейм контроля и т.д.; знаки не должны нарушать «публичный порядок» и требования морали. Исключительное право на товарный знак предоставляет владельцу возможность его использовать на монопольных началах. К исключительным его правомочиям относятся следующие: использовать знак в маркировке товаров, проставляя его на изделиях и/или упаковке; вводить «марочные» изделия в оборот путем их продажи, предложения к продаже или в какой-либо иной форме, а также ввозить такие изделия на территорию страны действия его права на знак; пользоваться знаком в коммерческой деятельности как рекламным средством, помещая его в специальных рекламных материалах, письменных и устных, а также в коммерческих документах (счетах, спецификациях и пр.), фирменных наименованиях, вывесках и пр. В соответствии с так называемым принципом специализации исключительное право на знак действует в отношении не всех вообще товаров, а определенных их групп, относящихся к классам, обозначенным заявителем при регистрации, или сходных с ними. Исключительное право на знак не имеет, таким образом, абсолютного характера. Право на знак распространяется на территорию государства, где он зарегистрирован или признается охраняемым в силу применения. Вместе с тем особый порядок установления права и его действия применим к так называемым общеизвестным и мировым (всемирно известным) знакам. Согласно п.(b) ст. 6 Парижской конвенции, суд может предоставить защиту незарегистрированному в данной стране иностранному знаку как общеизвестному или мировому [3]. Таковыми признают знаки, получившие широкую известность на национальном или даже мировом рынке, например «Мерседес», «Кодак», «Кока- кола» и т.д. Третьим лицам запрещается применять такие знаки в отношении таких же изделий или сходных с ними, а в случае признания знака мировым — в отношении любых изделий. Право на знак действует в течение установленного в законе срока, составляющего обычно 10 — 20 лет (в США — 20 лет с даты регистрации, Англии — 7 лет с даты подачи заявки, Франции, России, ФРГ и Швейцарии — 10 лет с даты подачи заявки и т.д.). Но допускается перерегистрация знаков на новый срок неограниченное число раз, к чему широко прибегают на практике. Приобретение права не товарный знак ставится в зависимость от юридической регистрации знака или его фактического применения. Лицо, применившее первым знак при продаже товаров, в рекламе и пр., становится обладателем права. В этих странах действует и система регистрации знаков, но тогда ее осуществление рассматривается как факт, указывающий на начало применения обозначения (декларативный характер регистрации). Ввиду большого доказательственного значения регистрации как акта применения знака она широко используется. Лицо, доказавшее факт использования им обозначения до даты его регистрации другим лицом, признается судом правомочным владельцем знака, а регистрация, произведенная более поздним владельцем, подлежит аннулированию. Есть и система приобретения права, которую некоторые авторы именуют «смешанной». По англо-американскому праву регистрация знака в патентном ведомстве, не оспоренная в установленный законом срок (в США— 5 лет, в Англии — 7 лет), становится уже юридически неоспоримой, то есть закрепляет исключительное право на знак. Регистрация знаков во всех странах осуществляется путем подачи индивидуальной заявки в национальное патентное ведомство или международной заявки в Мадридский союз. По результатам экспертизы выдается охранный документ — свидетельство о регистрации. 7.Правовая охрана обозначений происхождения товаров К товарным обозначениям относятся обозначения происхождения товаров — указания на страну, район или местность, в которых товар промышленного или сельскохозяйственного производства был изготовлен или добыт. Эти указания проставляются на товарах и/или их упаковке, в том числе на этикетках, ярлыках и пр., и используются в рекламе, коммерческой и иной документации. Выполняя функцию «сертификата» высокого качества и особых свойств товаров, обозначения их происхождения — важный фактор расширения коммерческих продаж, средство повышения конкурентоспособности на рынке. В качестве таких обозначений п. 2 ст. 1 Парижской конвенции и ряд национальных законов называют «наименования места происхождения» и «указания происхождения товаров», а доктрина и практика считают их близкими, но не идентичными обозначениями. Наименования места происхождения товара (appelation of origin) географическое наименование района или местности, вошедшее в хозяйственный оборот в качестве наименования товара и указывающее на специфические его свойства и качества, обусловленные природными (почвенными, климатическими и иными естественно- природными) и/или этнографическими (методы и способы производства) факторами данного района или местности. Например, «коньяк» и «шампанское» — для вин, «золинген» и «шеффилд» — для стали, «рокфор» и «эмменталь» - для сыра, «воши» — для минеральной воды и т.д. Для признания объектом правовой охраны наименования должны отвечать двум условиям. Во-первых, указывать на район или местность, характерные природные и/или этнографические факторы которых обусловливают исключительно или преимущественно специфические качественные особенности и характерные признаки товара. Во-вторых, в силу длительности применения прочно внедриться в хозяйственный оборот в качестве определителя свойств и качеств товара, когда потребителя связывают представление о нем именно с местом происхождения. Указание происхождения товара (indication of source) — наименование страны либо района или местности происхождения товара, не сообщающие вообще или сообщающие в ограниченном объеме информацию об особых специфических качествах или свойствах товара, обусловленных особенностями производства или добычи товара в данной стране, районе или местности. Указание происхождения товара может использоваться, особенно когда оно определяет страну, для любого вида товаров, тогда как «наименование» — лишь для товара, качества которого обусловлены факторами, связанными с данным районом или местностью. Кроме того, указание происхождения товара может вообще не вызывать представлений о качествах товара, тогда как наименование места происхождения всегда указывает на его специфические достоинства, определяемые местом производства или добычи. Обозначениям происхождения товаров предоставляется правовая охрана в большинстве государств, в том числе во всех странах — участницах Парижской конвенции, признающей их объектом охраны. Для целей охраны в одной группе стран (Франции, Швейцарии и др.) действуют специальные законы, тогда как в другой группе стран (США, Англии, ФРГ и др.) специальные нормативные акты отсутствуют. Имеются и международные соглашения в этой области. Мадридское соглашение о санкциях за должные и неправильные обозначения происхождения изделий от 14 апреля 1891 г. специально предусматривает санкции за применение обозначений, способных ввести в заблуждение относительно происхождения товара. Лиссабонское соглашение о защите указаний места происхождения изделия и их международной регистрации от 31 октября 1958 г. учреждает механизм регистрации обозначений в органе Лиссабонского союза в Швейцарии. Действуют и двусторонние соглашения о взаимном предоставлении охраны обозначениям по спискам, включаемым в соглашение. Во всех странах в качестве дополнительного или основного средства охраны используются также: q законодательство по борьбе с недобросовестной конкуренцией - против актов применения ложных или неправильных обозначений происхождения товаров как средства нечестного происхождения товаров как средства нечестного конкурирования на рынке; q законодательство о товарных знаках, которое в ряде стран (ФРГ, Англии и др.) включает специальные положения о недопустимости применения в товарных знаках обманных обозначений относительно места происхождения товаров; q законодательство о торговле, содержащее в некоторых странах (например, бельгийский закон о коммерческой практике от 14 июля 1971 г. и др.) нормы о запрещении применения ложных и неправильных обозначений; q специальные акты по охране конкретных обозначений (например, французский закон от 26 июля 1925 г. о наименовании «рокфор»; закон ФРГ от 25 июля 1938 г. о наименовании «золинген» и т.д.). К санкциям против актов использования неправильных или ложных обозначений происхождения относятся судебные запреты на применение указаний, возмещение причиненных убытков, а согласно нормам международных соглашений — арест товаров при ввозе в страну и некоторые другие санкции вплоть до уничтожения товаров. Правовая защита обозначений характеризуется рядом особенностей. 1.В отличие от других объектов промышленной собственности, право на применение обозначений происхождения товаров принадлежит не какому-либо одному лицу на началах монополии, а всем лицам, осуществляющим хозяйственную деятельность в пределах соответствующего государства, района или местности. Соответственно всем этим лицам предоставляется и право на иск против актов незаконного применения обозначений. 2.Обозначения становятся объектом правовой охраны не в силу факта регистрации их в патентном ведомстве (даже в странах, где она имеется), а вследствие внедрения в хозяйственный оборот и приобретения известности на рынке. Осуществляемая в ряде стран регистрация имеет декларативный характер. 3.Защита обозначений предоставляется против всех форм их неправомерного применения третьими лицами в обороте — в маркировке товаров и их упаковке, в рекламе, при продаже товаров и пр. Они защищаются как самостоятельный объект в случае неправомерного их включения в товарные знаки и фирменные наименования. 4.Правовая защита предоставляется не только против актов незаконного применения неправомочными лицами подлинных обозначений происхождения товаров, но и сходных с ними, то есть таких, которые имитируют подлинные либо включают подлинные указания в комбинации с другими элементами, например словами «типа», «вида», «фасона»,«тип бургундскоговина»и т.д. 5.Защита предоставляется в отношении не только товаров определенного вида, но и сходных с ними. 6.Обозначения, которые приобрели значение родового определения, как, например, «брюссельские кружева», «кёльнская вода (одеколон)», «дижонская горчица» и т.п., лишаются юридической защиты. 8.Лицензионный договор и договор на передачу «ноу-хау» По лицензионному договору одна сторона (лицензиар, или лицензедатель), будучи обладателем исключительного права на изобретение, промышленный образец или товарный знак, предоставляет другой стороне (лицензиату, или лицензеполучателю) за вознаграждение специальное разрешение — лицензию на использование лицензируемого объекта на устанавливаемых в договоре условиях его эксплуатации. Ни в одной национальной системе права закон специально не регламентирует лицензионный договор как особый вид гражданской сделки. К отношениям сторон применяются поэтому общие нормы обязательственного права о заключении договора, его исполнении, ответственности и пр., а также выработанные судебной практикой правила определения прав и обязанностей сторон. Предметом сделки является обеспечение патентообладателем своему контрагенту юридической возможности промышленно и/или коммерчески использовать изобретение, сущность которого определена в патенте (специальной его части — патентном описании), а объектом сделки — юридически охраняемое техническое решение (изобретение), которое запатентовано или по крайней мере заявлено для патентования. Поэтому договор именуют контрактом на продажу патентной лицензии. Основная обязанность лицензиара состоит в предоставлении лицензиату юридической возможности применения изобретения в объеме прав, определяемых видом лицензии, и на устанавливаемых условиях его эксплуатации — хозяйственно-экономических, технических, коммерческих и юридических. В зависимости от характера обеспечиваемых по лицензии прав выделяют три вида договоров, в рамках которых осуществляется весь современный хозяйственный лицензионный оборот. (1) По договору простой (или неисключительной) лицензии лицензиар разрешает лицензиату использовать изобретение, сохраняя вместе с тем за собой право на его применение на той же территории и в тех же количественных объемах, что и лицензиат, а также право продавать аналогичные лицензии третьим лицам, но на условиях не лучших, чем первому лицензиату (чтобы не ставить их в лучшие конкурентные условия). (2) По договору исключительной лицензии лицензиар передает лицензиату исключительное право применения изобретения, отказываясь в пределах «исключительной территории» от его эксплуатации. При простой лицензии в договоре нередко оговаривается право лицензиата выдавать от своего имени лицензии (сублицензии) третьим лицам в объеме приобретенных им прав, а при исключительной лицензии такое право признается за ним ввиду самого исключительного характера эксплуатации изобретения. (3) По договору полной лицензии лицензиар предоставляет лицензиату исключительные права пользования изобретением без ограничительных условий по объемам применения технического решения. Экономически это эквивалентно продаже патента, но юридически отличается тем, что по истечении срока действия договора лицензиар полностью восстанавливается в монопольных правах патентообладателя. Сложности производственного освоения объекта и стремление лицензиата к сокращению его сроков, обусловливают включение в договор ряда условий о дополнительных обязанностях лицензиара. К ним относятся в первую очередь такие обязанности: — предоставить лицензиату подробную техническую и технологическую документацию, необходимую для начала немедленного практического освоения изобретения; — оказать лицензиату техническую помощь в налаживании производства по лицензии путем консультации на предприятии покупателя или продавца лицензии; — продавать машины, оборудование и сырье, необходимые лицензиату для организации производства по лицензии. Ответственность лицензиара за выполнение основных и дополнительных обязанностей расширяется договорным распределением между сторонами коммерческих рисков использования лицензии. Речь идет о предоставлении лицензиаром ряда гарантий лицензиату, поскольку суды не признают ответственности лицензиара за существование и использование патентных прав либо их практика в этом отношении является противоречивой и неустойчивой. К указанным договорным гарантиям лицензиара относятся: (1) гарантии существования и действительности патента как юридической основы лицензионного договора и поддержания юридической силы патента в период действия лицензии; (2) гарантия технико-экономических свойств изобретения, то есть определенных его эксплуатационных качеств и тем самым возможностей достижения лицензиатом предусматриваемых результатов от применения изобретения; (3) гарантия спокойного использования изобретения, то есть ненарушения лицензиатом патентных прав третьих лиц при применении лицензии и воздержания самого лицензиара от действий, способных помешать контрагенту в использовании лицензии. При отсутствии в договоре условия о распределении между сторонами обязанностей по защите против действий третьих лиц судебная практика в большинстве стран исходит из следующего правила: при исключительной лицензии обязанность принятия защитных мер возлагается на лицензиара, а при простой лицензии он к этому не обязан, но лицензиат вправе отказывается от договора в случае бездействия лицензиара. Вместе с тем на практике встречаются специальные договорные условия о предоставлении лицензиаром перечисленных гарантий, что снимает с него полностью или частично риски и ответственность. Основная обязанность лицензиата состоит в уплате лицензионного вознаграждения. Коммерческими положениями контракта определяются вид, размер и сроки выплаты вознаграждения, а иногда и уровень продажных цен на продукцию по лицензии. Используются две основные формы вознаграждения: q единовременная уплата всей стоимости лицензии q текущие отчисления от объема производства или продажи продукции в размере согласованных ставок (роялти). Нередко они комбинируются с другими формами оплаты, в частности первоначальным и/или гарантированным платежом определенных сумм. Лицензионные договоры на промышленный образец и на товарный знак во многом сходны с лицензионным договором на изобретение. Это относится к видам лицензий, ограничительным условиям пользования и т.д. Такие договоры часто заключаются одновременно с договором на изобретение и «ноу-хау», когда получающая сторона приобретает право изготовлять технические изделия в определенном дизайнерском оформлении и продавать их под известными на рынке товарными знаками лицензиара. Договор на передачу «ноу-хау» заключается как самостоятельный, но нередко он становится элементом более широкого соглашения, охватывающего также продажу машин и оборудования, проведение подрядных работ, предоставление лицензии на изобретение и т.д. Основные права и обязанности сторон договора сводятся к предоставлению владельцем «ноу-хау» технической информации в одной или нескольких определяемых в договоре формах. К таким объективированным формам информации как объекта договора относятся: — техническая и технологическая документация (чертежи, рабочие и монтажные схемы, спецификации, описания и инструкции по технологии, методики, формулы, рецепты и т.д.); — устная информация и показ, в процессе которых сообщаются технические сведения, передаются производственно-технический опыт и мастерство, навыки и приемы работы и т.п.; — технические объекты в виде образцов изделий (машин, приборов, оборудования и пр., ознакомление с которыми раскрывает технические решения, заложенные в объекте. Обязанности передающей стороны по договору формулируются в виде: (а) предоставления контрагенту «материальной основы» информации — документации и образцов изделий; (b) оказания принимающей стороне технической помощи в налаживании производства с применением «ноу-хау» путем командирования специалистов на предприятия контрагента и/или его специалистов на собственных предприятиях. Содержание договора на передачу «ноу-хау» строится по модели, близкой к лицензионному договору на изобретение (ввиду чего его часто именуют договором о беспатентной лицензии). Но этому договору свойственны и некоторые специфические условия. К ним относится, в частности, обязательство принимающей стороны не разглашать и не передавать третьим лицам полученную информацию без разрешения передающей стороны («условие о конфиденциальности»). Защита против недобросовестной конкуренции возникает на основании положений Парижской конвенции и национальных правовых нормах как одно из прав промышленной собственности. В юридико-техническом отношении институт борьбы с недобросовестной конкуренцией занимает в правовой системе различное положение. В одних государствах, например США, Японии и Канаде, нормы о борьбе с недобросовестной конкуренцией составляют часть антимонопольного законодательства, поскольку сама нечестная конкуренция рассматривается как один из элементов монопольной практики. В рамках законодательства по борьбе с монопольной практикой выделяются конкретные составы правонарушений, характеризуемые как недобросовестная конкуренция. В других государствах, в частности в странах Общего рынка, этот правовой институт является самостоятельной ветвью гражданско- и административно-правового регулирования, существующего наряду со специальным антимонопольным законодательством, именуемым здесь законодательством по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой. Недобросовестная конкуренция рассматривается как неправомерное действие, причиняющее ущерб, подлежащий возмещению по общим нормам деликтной ответственности. Судебная практика этих стран выработала понятие и определила отдельные виды действий как недобросовестную конкуренцию. В других же странах имеется специальное законодательство, начало которому положил германский закон о недобросовестной конкуренции от 7 июня 1909 г., и ныне действующий ныне в Германии (в редакции 1970 и 1975 годов). В специальных Швейцарии, Австрии, Испании, Скандинавских стран (единообразном законе), Греции и др., выдвигается общее определение недобросовестной конкуренции, в соответствии с которым и осуществляют квалификацию соответствующих актов. При этом в некоторых законах также указываются и отдельные конкретные ее виды. И наконец, в ряде стран, к числу которых относятся, например, Англия и Бельгия, борьба с недозволенной конкуренцией опирается на общие нормы гражданского и уголовного законодательства, но имеются одновременно и специальные положения о недобросовестной конкуренции в различных актах регулирующих гражданский оборот. Так, в Англии используются иски о смешении, клевете, нарушении доверия и др., но, кроме того, в ряде нормативных актов — законе о конкуренции 1980 года, законе о купле- продаже товаров 1979 года, законе о торговле на выставках и ярмарках 1973 года, законе о товарных знаках 1887 года и др. — выдвигается общее определение недобросовестной конкуренции и указывается ряд ее конкретных проявлений. Юридические и физические лица из стран — участниц Парижской конвенции могут требовать защиты против недобросовестной конкуренции по положениям ст.10 (b), в которой помимо общего ее определения приводится примерный перечень запрещаемых действий, квалифицируемых как такого рода конкуренция. Специальные правила содержатся в актах Европейского экономического сообщества, в частности в Римском договоре об учреждении ЕЭС (ст. Зf, 36 и 91). Право конкуренции и, как его часть, борьба с недобросовестной конкуренцией регулируются комплексом гражданских, административных и уголовных норм, которые применяются в разных странах в тех или иных сочетаниях. Недобросовестная конкуренция относится к весьма широким и юридически точно не характеризуемым понятиям. Основным оценочным критерием в определении недобросовестной конкуренции служит использование в деловой практике таких форм и методов предпринимательской деятельности, которые противоречат «доброй совести», «добрым нравам» или «честным обычаям», сложившимся в обороте. Основополагающим для такого критерия оценки является положение ст. 10 (b) Парижской конвенции, согласно которому «недобросовестной конкуренцией считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах»[4]. Некоторые конкурентные действия, характеризуемые как недобросовестные, определяются а примерном перечне Парижской конвенции, но в основном содержание различных форм (видов) недобросовестной конкуренции раскрывается в решениях судов и обобщениях гражданско-правовой доктрины. Выделяется несколько категорий актов конкурентной деятельности, наиболее часто признаваемых в разных странах правонарушениями. Недобросовестной конкуренцией считается прежде всего: (1) Определенный круг приемов и недозволенных способов использования промышленных прав других лиц с целью продвижения товаров или услуг на рынке. Имеется в виду деятельность, которая способна ввести контрагента по договору или массового потребителя в заблуждение, вызвать у них смешение с самим предприятием конкурента либо с его изделиями или услугами, лишив такого конкурента выгод монопольного использования объекта промышленной собственности. Недобросовестность проявляется здесь в стремлении нечестно, обманно использовать завоеванную другим предпринимателем репутацию на рынке. Такая деятельность может проявляться, в частности, в применении товарного знака, идентичного или сходного с охраняемым обозначением другого предпринимателя, либо в использовании фирменного наименования, тождественного или сходного с фирмой другого участника оборота, либо в ложном указании обозначения происхождения изделия, право на применение которого принадлежит определенному кругу продуцентов или торговцев, и т. д. Действие, способное ввести в заблуждение, может принять форму «рабского копирования» технической сущности или внешнего вида известных на рынке изделий, если даже формально-юридически предприниматель уже не пользуется защитой копируемого изобретения или промышленного образца. (2) Осуществление договорной или хозяйственной практики, считающейся одновременно монопольной и искусственно ограничивающей конкурентную деятельность других лиц (речь идет о навязывании контрагенту договорных условий, связывающих его в дальнейшей хозяйственной деятельности), или же такую практику, как проведение демпинга, организация бойкота, осуществление дискриминации в торговле, дезорганизация производства конкурента и т.д. (3) Действия, нарушающие личные права предпринимателя на имя, честь и репутацию. Имеется в виду дискредитация, или диффамация, то есть распространение ложных сведений о конкуренте, порочащих самого предпринимателя либо его товар или работу. (4) Действия, преследующие цель нечестного извлечения выгод различными коммерческими или некоммерческими средствами, например передачу третьему лицу конфиденциально полученной информации («ноу-хау»), сманивание и подкуп персонала конкурента для получения от него секретной информации, недобросовестную рекламу — сравнительную или обманную, — имеющую цель создать благоприятные условия для реализации товаров или услуг, проведение торговли с нарушением установленных правил, в частности несанкционированную распродажу товаров, продажу с объявленными скидками и премиями, не представляющим, по существу, имущественной ценности. Средством защиты против недобросовестной конкуренции служит иск о недобросовестной конкуренции, подаваемой обычно в суд совместно с другим иском или исками — о защите прав на тот или иной объект промышленной собственности, о применении общих гражданских санкций за деликт и пр. При рассмотрении споров суды исходят из предусмотренных законом специальных составов противоправных действий как недобросовестной конкуренции и/или из общих положений закона об ответственности за вред, причиненный противной «добрым нравам» конкурентной практикой. При этом недостаточно определенный, «каучуковый» характер указанных норм открывает широкие возможности в признании фактов правонарушений. К санкциям за недобросовестную конкуренцию относятся запрещение противоправных действий, возмещение убытков, признание недействительности заключенных договоров, а также административные штрафы и меры уголовного наказания.

Список использованной литературы

I. Нормативные правовые акты

1. Конвенция по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1183 года) подписана СССР 12 октября 1976 года (в ред.от 02.10.1979 г.)//Справочная правовая система КонсультантПлюс 2. Гражданский кодекс РФ.Часть I. от 30.11.1994 года № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994 года) в ред.от 23.12.2003 г.// Справочная правовая система Консультант Плюс 3. Гражданский кодекс РФ.Часть II. От 26.01.1996 года № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) ред.от 23.12.2003 г.// Справочная правовая система Консультант Плюс II. Учебная и методическая литература 1. Богуславский М.М. Международное частное право. Учебник. – 3-е изд., перераб.и доп. – М.: Юристъ, 1999. – 408 с. 2. Международное частное право.Учебник для вузов/Под ред.доктора юридических наук Н.И. Марышевой. – М.: Юридическая фирма «Контракт», «ИНФА-М», 2000.- 532 с. 3. Скаридов А.С. Международное частное право. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., Изд-во «Полиус», 1998. – 768 с.
[1] Конвенция по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1183 года) подписана СССР 12 октября 1976 года (в ред.от 02.10.1979 г.)//Справочная правовая система КонсультантПлюс [2] Конвенция по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1183 года) подписана СССР 12 октября 1976 года (в ред.от 02.10.1979 г.)//Справочная правовая система КонсультантПлюс [3] Конвенция по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1183 года) подписана СССР 12 октября 1976 года (в ред.от 02.10.1979 г.)//Справочная правовая система КонсультантПлюс [4] Конвенция по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1183 года) подписана СССР 12 октября 1976 года (в ред.от 02.10.1979 г.)//Справочная правовая система КонсультантПлюс