Каталог :: Право

Контрольная: ФСБ

                    Система федеральных органов безопасности.                    
Одним из основных элементов системы безопаснос­ти Российской Федерации
являются федеральные орга­ны безопасности (ст.ст. 8, 12 Закона о
безопасности).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об органах федеральной службы
безопасности в Россий­ской Федерации" от 3 апреля 1995 г.
[1] органы федераль­ной службы безопасности (ФСБ) являются составной частью
сил обеспечения безопасности Российской Фе­дерации и в пределах предоставленных
им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и госу­дарства.
Руководство деятельностью органов федераль­ной службы безопасности осуществляют
Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.
Правовую основу деятельности органов федеральной службы безопасности
составляют Конституция Россий­ской Федерации, Федеральный закон "Об органах
фе­деральной службы безопасности в Российской Федера­ции", другие федеральные
законы и иные нормативные правовые акты. Деятельность органов федеральной
службы безопасности осуществляется также в соответствии с международными
договорами Российской Фе­дерации (ст. 4 Федерального закона об органах ФСБ).
Деятельность органов Федеральной службы безопас­ности осуществляется на
основе принципов законнос­ти, уважения и соблюдения прав и свобод человека и
гражданина, гуманизма, единства системы органов фе­деральной службы
безопасности и централизации уп­равления ими, конспирации, сочетания гласных
и не­гласных методов и средств деятельности (ст. 5 Феде­рального закона об
органах ФСБ).
Специфика деятельности органов ФСБ обусловлена необходимостью применения ими
специальных мето­дов и средств для решения возложенных на них обязан­ностей,
что в свою очередь неизбежно связано с опре­деленным ограничением прав и
свобод человека и граж­данина, которое в соответствии с ч. 3 ст. 55
Конститу­ции допускается только федеральным законом и в той мере, в какой это
необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности,
обеспечения обороноспособности и безопасности государства.
Согласно ст. 2 Федерального закона об органах ФСБ эти органы представляют
собой единую централизован­ную систему, в которую входят:
Федеральная служба безопасности Российской Фе­дерации;
управления (отделы) Федеральной службы безопас­ности Российской Федерации по
отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы
безопасности);
управления (отделы) Федеральной службы безопас­ности Российской Федерации в
Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках и иных воинских
фор­мированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в
войсках).
Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся
в прямом подчине­нии Федеральной службы безопасности России. Органы
федеральной службы безопасности в своем подчинении имеют предприятия, учебные
заведения, научно-иссле­довательские, экспертные и военно-медицинские
уч­реждения и подразделения, военно-строительные под­разделения, центры
специальной подготовки, а также подразделения специального назначения.
Создание органов федеральной службы безопаснос­ти, не предусмотренных
Федеральным законом об ор­ганах федеральной службы безопасности, не
допуска­ется.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона об органах ФСБ структура и
организация деятельности федеральной службы безопасности определяются
Поло­жением о Федеральной службе безопасности Россий­ской Федерации,
утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 1995 г.
[2]. На основа­нии этих актов Федеральная служба безопасности Рос­сийской
Федерации (ФСБ России) является федераль­ным органом исполнительной власти,
осуществляю­щим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере
обеспечения безопасности Россий­ской Федерации и непосредственно реализующим
ос­новные направления деятельности органов федераль­ной службы безопасности
(ст. 1 Положения о ФСБ).
Система органов ФСБ состоит из трех звеньев: Фе­деральная служба безопасности
Российской Федера­ции, территориальные органы безопасности по регио­нам и
субъектам Российской Федерации и приравнен­ные к ним органы безопасности в
войсках, территори­альные органы безопасности по иным административ­но-
территориальным образованиям и приравненные к ним органы безопасности в
войсках.
Федеральная служба безопасности России является юридическим лицом, имеет
действительное и условное наименования, эмблему, печать с изображением
Госу­дарственного герба Российской Федерации и со своим наименованием,
соответствующие печати, штампы, счета, в том числе валютные, в учреждениях
банков (ст. 6 Положения о ФСБ).
Федеральная служба безопасности Российской Фе­дерации создает территориальные
органы безопасности и органы безопасности в войсках, осуществляет
руко­водство ими и организует их деятельность, издает в пределах своих
полномочий нормативные акты и непо­средственно реализует основные направления
деятель­ности органов федеральной службы безопасности (ч. 2 ст. 6
Федерального закона об органах ФСБ, ст. 5 Поло­жения о ФСБ). ФСБ Российской
Федерации в качестве федерального органа исполнительной власти наделяет­ся
правом осуществления своих полномочий создавать свои территориальные органы и
назначать соответству­ющих должностных лиц. Однако, в отличие от боль­шинства
других федеральных органов исполнительной власти, ФСБ выступает не только как
орган управления, осуществляющий руководство подчиненными органа­ми, но и
орган, непосредственно реализующий основ­ные направления своей деятельности.
Федеральную службу безопасности Российской Фе­дерации возглавляет Директор на
правах федерального министра, назначаемый на должность и освобождаемый от
должности Президентом Российской Федерации (ч. 4 ст. 3 Закона об органах ФСБ,
ст. 9 Положения о ФСБ). Должности Директора ФСБ Российской Феде­рации
соответствует воинское звание генерал армии (ч. 4 ст. 3 Закона об органах ФСБ
в Российской Феде­рации).
На Директора ФСБ России возлагается руководство органами федеральной службы
безопасности и органи­зация их деятельности, информирование Президента
Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их
поручениям федераль­ных органов государственной власти, а также органов
государственной власти субъектов Российской Федера­ции об угрозах
безопасности Российской Федерации (ст. 7 Положения о ФСБ).
В соответствии со ст. 10 Положения о ФСБ в ФСБ Российской Федерации
образуется коллегия в составе Директора ФСБ России (председатель коллегии),
пер­вого заместителя директора и заместителей директора по должности, а также
руководящих работников орга­нов федеральной службы безопасности. Члены
колле­гии, кроме лиц, входящих в ее состав, утверждаются Президентом
Российской Федерации.
Коллегия ФСБ России на своих заседаниях рассмат­ривает важнейшие вопросы
деятельности органов феде­ральной службы безопасности и принимает по ним
решения. Решения коллегии ФСБ России принимаются большинством голосов ее
членов и оформляются при­казами ФСБ России.
Структура центрального аппарата ФСБ состоит из департаментов, управлений и
других подразделений. В частности, имеются: департамент контрразведки,
де­партамент по борьбе с терроризмом, департамент ана­лиза, прогноза и
стратегического планирования, депар­тамент по организационно-кадровой работе,
департа­мент обеспечения деятельности, управление разработки и пресечения
деятельности преступных организаций, следственное управление, оперативно-
поисковое уп­равление, управление оперативно-технических меро-
приятии, управление собственной безопасности, управ­ление делами,
следственный изолятор, научно-исследо­вательский центр.
Департаменты и управления возглавляют заместите­ли Директора Федеральной службы
безопасности Рос­сийской Федерации[3].
Звеном системы федеральных органов безопасности являются управления (отделы)
ФСБ России в субъектах Российской Федерации и приравненные к ним управ­ления
(отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных воинских
формирова­ниях, а также в их органах управления.
Данные органы безопасности создаются ФСБ Рос­сии и находятся в ее прямом
подчинении, позволяющем исключить непосредственное влияние на их
деятель­ность со стороны органов государственной власти субъ­ектов Российской
Федерации, проводить единую госу­дарственную политику в сфере обеспечения
безопас­ности России. В субъектах Российской Федерации не допускается
создание органов государственной власти, на которые бы возлагались
обязанности, права и функ­ции органов федеральной службы безопасности вне
зависимости от того, какое наименование будут иметь такие государственные
органы. Это обусловлено тем, что п. "м" ст. 71 Конституции относит решение
вопро­сов безопасности к исключительному ведению Россий­ской Федерации, тем
самым подчеркивая, что ни один орган государственной власти субъекта
Российской Фе­дерации не вправе непосредственно вмешиваться в де­ятельность
органов федеральной службы безопасности, осуществляемую в сфере обеспечения
безопасности, и тем более создавать государственные органы с анало­гичными
функциями.
Исходя из социально-политических и экономичес­ких условий развития того или
иного региона Россий­ской Федерации, особенностей сложившейся в нем
оперативной обстановки, в необходимых случаях ФСБ Российской Федерации
правомочна создавать органы федеральной службы безопасности в отдельных
регио­нах (ст. 2 Федерального закона об органах ФСБ). Они решают возложенные
на органы ФСБ обязанности на территории нескольких субъектов Российской
Федера­ции, например созданы региональные управления — Управление ФСБ по
Москве и Московской области, Управление ФСБ по Санкт-Петербургу и
Ленинград­ской области. Помимо территориальных органов без­опасности, органов
безопасности в войсках в зависи­мости от складывающейся оперативной и
криминоген­ной обстановки в регионах могут создаваться и дейст­вовать
региональные подразделения специального на­значения (п. "о" ст. 13 Закона об
органах ФСБ). На территории России созданы 12 филиалов Антитерро­ристического
центра ФСБ, выполняющих специальные операции по борьбе с терроризмом и иными
тяжкими преступлениями.
Руководители управлений (отделов) ФСБ по регио­нам и субъектам Российской
Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Президен­том
Российской Федерации по представлению Дирек­тора ФСБ.
Низовым звеном системы органов Федеральной службы безопасности Российской
Федерации являются отделы и отделения ФСБ в административно-террито­риальных
единицах. Их начальники назначаются на должность и освобождаются от должности
Директором ФСБ Российской Федерации.
Основные направления деятельности органов феде­ральной службы безопасности
сформулированы в ст. 8 Федерального закона об органах ФСБ в Российской
Федерации и ст. 7 Положения о ФСБ Российской Фе­дерации.
Деятельность органов федеральной службы безопас­ности осуществляется по
следующим основным направ­лениям: контрразведывательная деятельность; борьба
с преступностью; разведывательная деятельность. Для до­кументирования
деятельности органов ФСБ и ее резуль­татов могут использоваться
информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, другие
тех­нические и иные средства. Деятельность органов ФСБ, применяемые ими
методы и средства не должны при­чинять ущерба жизни и здоровью людей и
наносить вред окружающей среде.
Контрразведывательная деятельность — это деятель­ность органов федеральной
службы безопасности в пре­делах своих полномочий по выявлению,
предупрежде­нию, пресечению разведывательной и иной деятельнос­ти специальных
служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц,
направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации (ст. 9
Федерального закона об органах ФСБ).
Основаниями для осуществления органами ФСБ контрразведывательной деятельности
являются:
а) наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности
специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных
лиц, на­правленной на нанесение ущерба безопасности Россий­ской Федерации
(контрразведывательный поиск);
б) необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную
тайну;
в) необходимость изучения (проверки) лиц, оказы­вающих или оказавших
содействие органам ФСБ на конфиденциальной основе;
г) необходимость обеспечения собственной безопас­ности.
Перечень оснований для осуществления контрразве­дывательной деятельности
является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральны­ми
законами. В процессе контрразведывательной дея­тельности органы ФСБ могут
использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых
определяется условиями этой деятельности. Сведения об организации, о тактике,
методах и средствах осу­ществления контрразведывательной деятельности
со­ставляют государственную тайну.
Органы федеральной службы безопасности в соот­ветствии с российским
законодательством осуществля­ют оперативно-розыскные мероприятия по
выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической
деятельности, организованной пре­ступности, коррупции, незаконного оборота
оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступ­лений, дознание
и предварительное следствие по кото­рым отнесены законом к их ведению, а
также по выяв­лению, предупреждению, пресечению и раскрытию де­ятельности
незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и
общественных объ­единений, ставящих своей целью насильственное изме­нение
конституционного строя Российской Федерации. На органы ФСБ федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами могут возлагаться и другие
задачи в сфере борьбы с преступностью.
Деятельность органов федеральной службы безопас­ности в сфере борьбы с
преступностью осуществляется
в соответствии с Законом Российской Федерации "Об оперативно-розыскной
деятельности в Российской Фе­дерации", уголовным и уголовно-процессуальным
зако­нодательством Российской Федерации, а также Феде­ральным законом об
органах ФСБ в Российской Феде­рации (ст. 10).
В связи с тем, что данным Федеральным законом борьба с преступностью выделена
в качестве самостоя­тельного направления деятельности, появилась
необхо­димость в создании специализированных подразделе­ний по борьбе с
преступностью.
В соответствии со ст. 11 названного Федерального закона разведывательная
деятельность осуществляется органами федеральной службы безопасности в
пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки
Российской Федерации в целях по­лучения информации об угрозах безопасности
Россий­ской Федерации. Это положение Закона не означает, что органы ФСБ не
вправе осуществлять данную дея­тельность самостоятельно. Разведывательная
деятель­ность органов ФСБ осуществляется совместно с орга­нами внешней
разведки, если каким-либо образом пересекаются сферы их деятельности. Порядок
и усло­вия взаимодействия органов ФСБ и внешней разведки Российской Федерации
устанавливаются соответствую­щим соглашением или совместными нормативными
актами.
В ч. 3 ст. 11 Федерального закона об органах ФСБ устанавливается, что
проведение разведывательных ме­роприятий, а также порядок использования
негласных методов и средств при осуществлении разведыватель­ной деятельности
определяются нормативными актами ФСБ Российской Федерации. Из этого следует,
что органы ФСБ имеют право самостоятельно проводить разведывательные
мероприятия, а также определять перечень таких мероприятий и устанавливать
порядок их проведения. Федеральный закон не ограничивает проведение органами
ФСБ разведывательной деятель­ности территорией Российской Федерации, а также
не запрещается применение ими методов и средств разве­дывательной
деятельности в отношении лиц в связи с их принадлежностью к конкретному
гражданству.
Сведения об организации, методах и средствах осу­ществления разведывательной
деятельности составляют государственную тайну.
               Полномочия органов федеральной службы безопасности.               
Федеральным законом об органах федеральной службы безопасности на эти органы
возложены следую­щие обязанности:
информировать Президента Российской Федерации, Председателя Правительства
Российской Федерации и по их поручениям федеральные органы государствен­ной
власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации
об угрозах безопас­ности Российской Федерации;
выявлять, предупреждать, пресекать разведыватель­ную и иную деятельность
специальных служб и органи­заций иностранных государств, а также отдельных
лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Рос­сийской Федерации;
добывать разведывательную информацию в интере­сах обеспечения безопасности
Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и
оборонного потенциала;
выявлять, предупреждать и пресекать преступления, дознание и предварительное
следствие по которым от­несены законодательством Российской Федерации к
ведению органов федеральной службы безопасности;
осуществлять розыск лиц, совершивших указанные пре­ступления или
подозреваемых в их совершении;
выявлять, предупреждать и пресекать акты терро­ризма;
разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными
органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и
наркоти­ческих средств, контрабандой, деятельностью незакон­ных вооруженных
формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений,
ставящих своей целью насильственное изменение конституцион­ного строя
Российской Федерации;
обеспечивать в пределах своих полномочий безопас­ность в Вооруженных Силах
Российской Федерации, Пограничных войсках Российской Федерации, внут­ренних
войсках Министерства внутренних дел Россий­ской Федерации, войсках
Федерального агентства пра­вительственной связи и информации при Президенте
Российской Федерации, Железнодорожных войсках Российской Федерации, Войсках
гражданской обороны Российской Федерации, иных воинских формировани­ях и в их
органах управления, а также в органах внут­ренних дел, федеральных органах
налоговой полиции, федеральных органах правительственной связи и ин­формации,
таможенных органах Российской Федера­ции;
обеспечивать в пределах своих полномочий безопас­ность объектов оборонного
комплекса, атомной энер­гетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных
городов и промышленных центров, других стратегичес­ких объектов, а также
безопасность в сфере космичес­ких исследований, приоритетных научных
разработок;
обеспечивать в пределах своих полномочий безопас­ность федеральных органов
государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской
Федерации;
участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих
государственную тайну, осу­ществлять контроль за обеспечением сохранности
све­дений, составляющих государственную тайну в государ­ственных органах,
воинских формированиях, на пред­приятиях, в учреждениях и организациях
независимо от форм собственности; в установленном порядке осу­ществлять меры,
связанные с допуском граждан к све­дениям, составляющим государственную
тайну;
проводить во взаимосвязи со Службой внешней раз­ведки Российской Федерации
мероприятия по обеспе­чению безопасности учреждений и граждан Российской
Федерации за ее пределами;
осуществлять в пределах своих полномочий и во взаимодействии с Пограничными
войсками Россий­ской Федерации меры по обеспечению охраны государ­ственной
границы Российской Федерации;
обеспечивать во взаимодействии с органами внут­ренних дел безопасность
представительств иностран­ных государств на территории Российской Федерации;
участвовать в пределах своих полномочий совместно с другими государственными
органами в обеспечении безопасности проводимых на территории Российской
Федерации общественно-политических, религиозных и иных массовых мероприятий;
осуществлять регистрацию и централизованный учет радиоданных и радиоизлучений
передающих радио­электронных средств; выявлять на территории Россий­ской
Федерации радиоизлучения передающих радио­электронных средств, работа которых
представляет уг­розу безопасности Российской Федерации, а также ра-
диоизлучения передающих радиоэлектронных средств, используемых в
противоправных целях;
участвовать в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации в
решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и
выхода из него, въезда на территорию Российской Федерации и выезда за ее
пределы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без
гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без
гражданства на территории Российской Федерации;
поддерживать мобилизационную готовность органов федеральной службы безопасности;
осуществлять подготовку кадров для органов феде­ральной службы безопасности,
их переподготовку и повышение их квалификации (ст. 12 Федерального за­кона об
органах ФСБ).
Органы федеральной службы безопасности имеют право:
устанавливать на конфиденциальной основе отно­шения сотрудничества с лицами,
давшими на это согла­сие;
осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению,
пресечению и рас­крытию шпионажа, террористической деятельности,
организованной преступности, коррупции, незаконно­го оборота оружия и
наркотических средств, контрабан­ды и других преступлений, дознание и
предварительное следствие по которым отнесено законодательством Рос­сийской
Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также по
выявлению, предуп­реждению, пресечению и раскрытию деятельности не­законных
вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных
объединений, ставящих своей целью насильственное изменение кон­ституционного
строя Российской Федерации;
осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных
государств, проводящие разведывательную и иную деятельность, направленную на
нанесение ущерба безопасности Российской Феде­рации, а также в преступные
группы;
осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях,
отнесенных законодательст­вом Российской Федерации к ведению органов
феде­ральной службы безопасности; иметь и использовать в соответствии с
законодательством Российской Федера­ции следственные изоляторы;
осуществлять шифровальные работы в органах фе­деральной службы безопасности,
а также контроль за соблюдением режима секретности при обращении с
шифровальной информацией в шифровальных подраз­делениях государственных
органов, предприятий, уч­реждений и организаций независимо от форм
собствен­ности (за исключением учреждений Российской Феде­рации, находящихся
за ее пределами);
использовать в служебных целях средства связи, принадлежащие государственным
предприятиям, уч­реждениям и организациям, а в неотложных случаях —
негосударственным предприятиям, учреждениям и ор­ганизациям, а также
общественным объединениям и гражданам Российской Федерации;
использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства,
принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм
соб­ственности или общественным объединениям (за ис­ключением транспортных
средств, которые законода­тельством Российской Федерации освобождены от
та­кого использования), для предотвращения преступле­ний, преследования и
задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении,
доставления граждан, нуждающихся в срочной меди­цинской помощи, в лечебные
учреждения, а также для проезда к месту происшествия. По требованию
владель­цев транспортных средств органы федеральной службы безопасности в
установленном законом порядке возме­щают им расходы либо причиненный ущерб;
беспрепятственно входить в жилые и иные принад­лежащие гражданам помещения,
на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения
пред­приятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности в
случае, если имеются достаточ­ные данные полагать, что там совершается или
совер­шено преступление, дознание и предварительное след­ствие по которому
отнесены законодательством Рос­сийской Федерации к ведению органов
федеральной службы безопасности, а также в случае преследования лиц,
подозреваемых в совершении указанных преступ­лений, если промедление может
поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан. Обо всех таких случаях
вхождения в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения органы федеральной
службы безопасности уведомляют прокурора в течение 24 часов;
проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность,
если имеются достаточ­ные основания подозревать их в совершении
преступ­ления;
осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения,
связанные с попытка­ми проникновения и проникновением на специально
охраняемые территории особорежимных объектов, за­крытых административно-
территориальных образова­ний и иных охраняемых объектов, а также проверять у
этих лиц документы, удостоверяющие их личность, получать от них объяснения,
осуществлять их личный досмотр, досмотр и изъятие их вещей и документов;
вносить в государственные органы, администрации предприятий, учреждений и
организаций независимо от форм собственности, а также в общественные
объеди­нения обязательные для исполнения представления об устранении причин и
условий, способствующих реали­зации угроз безопасности Российской Федерации,
со­вершению преступлений, дознание и предварительное следствие по которым
отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной
службы безопасности;
получать безвозмездно от государственных органов, предприятий, учреждений и
организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для
выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности
обязанностей, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен
спе­циальный порядок получения информации;
создавать в установленном законодательством Рос­сийской Федерации порядке
предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для
выпол­нения обязанностей, возложенных на органы федераль­ной службы
безопасности, и обеспечения деятельности указанных органов;
создавать подразделения специального назначения для выполнения обязанностей,
возложенных на органы федеральной службы безопасности;
проводить криминалистические и другие экспертизы и исследования;
осуществлять внешние сношения со специальными службами и правоохранительными
органами иностран­ных государств, обмениваться с ними на взаимной основе
оперативной информацией, специальными тех­ническими и иными средствами в
пределах полномочий
органов федеральной службы безопасности и порядке, установленном нормативными
актами Федеральной службы безопасности Российской Федерации; заклю­чать в
установленном порядке и в пределах своих пол­номочий международные договоры
Российской Феде­рации;
направлять официальных представителей органов федеральной службы безопасности
в иностранные госу­дарства по согласованию со специальными службами или с
правоохранительными органами этих государств в целях повышения эффективности
борьбы с преступ­лениями международного характера;
осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности, в том числе по
предотвращению проник­новения специальных служб и организаций иностран­ных
государств, преступных групп и отдельных лиц с использованием технических
средств к защищаемым органам федеральной службы безопасности сведениям,
составляющим государственную тайну;
разрешать сотрудникам органов федеральной служ­бы безопасности хранение и
ношение табельного ору­жия и специальных средств;
использовать в целях зашифровки личности сотруд­ников органов федеральной
службы безопасности, ве­домственной принадлежности их подразделений,
поме­щений и транспортных средств документы других ми­нистерств, ведомств,
предприятий, учреждений и орга­низаций;
проводить научные исследования проблем безопас­ности Российской Федерации;
оказывать содействие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от
форм собственности в разработке мер по защите коммерческой тайны;
осуществлять на компенсационной или безвозмезд­ной основе подготовку кадров
для специальных служб иностранных государств, служб безопасности
предпри­ятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, если
это не противоречит принципам деятельности органов федеральной службы
безопас­ности.
Использование органами федеральной службы без­опасности предоставленных им прав
для выполнения обязанностей, не предусмотренных федеральными за­конами, не
допускается (ст. 13 Федерального закона об органах ФСБ).
В соответствии со ст. 15 Федерального закона об органах ФСБ органы
федеральной службы безопаснос­ти осуществляют свою деятельность во
взаимодействии с федеральными органами государственной власти, ор­ганами
государственной власти субъектов Российской Федерации, предприятиями,
учреждениями и организа­циями независимо от форм собственности.
Органы федеральной службы безопасности могут использовать возможности других
сил обеспечения без­опасности Российской Федерации в установленном
фе­деральными законами порядке. Главным образом это касается органов
внутренних дел, внешней разведки, Федеральной пограничной службы,
Федерального агентства правительственной связи и информации, фе­деральных
органов государственной охраны, налоговой полиции, таможенной службы.
Контроль за деятельностью органов федеральной службы безопасности
осуществляют Президент Россий­ской Федерации, Федеральное Собрание Российской
Федерации, Правительство Российской Федерации и судебные органы в пределах
полномочий, определяе­мых Конституцией Российской Федерации, федераль­ными
конституционными законами и федеральными законами (ст. 23 Федерального закона
об органах ФСБ).
Надзор за исполнением органами федеральной службы безопасности законов
Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор Российской Фе­дерации
и уполномоченные им прокуроры.
Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам федеральной службы
безопасности содействие на конфиденциальной основе, а также об организации,
тактике, методах и средствах осуществления деятель­ности органов федеральной
службы безопасности в предмет прокурорского надзора не входят (ст. 24
Феде­рального закона об органах ФСБ).
                               Литература.                               
1.        Правоохранительные органы Российской Федерации : Учебник. / Под
ред. Ю.И.Скуратова, В.М.Семенова.-М.:Юрид. лит., 1998.-228с.
2.        Судебная и правоохранительная системы. Сборник нормативных актов.-
М. Проспект, 1997,344с.
3.        Судоустройство  и правоохранительные органы в Российской Федерации.
/ Под ред. В.И.Швецова.- Проспект,1997.-376с.
     
[1] Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 15. Ст. 1269. [2] Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 26. Ст. 2453. [3] Указ Президента Российской Федерации от 22 мая 1997 г. "О структуре Федеральной службы безопасности Российской Федера­ции"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №21. Ст. 2468.