Каталог :: Право

Курсовая: Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

                        МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ                        
                              РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                              
                 УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ                 
                                Институт юстиции                                
           Кафедра правоохранительных органов и прокурорского надзора           
                                 КУРСОВАЯ РАБОТА                                 
                                    на тему:                                    
  ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА  
Выполнил: Шкляев А.М.,
группа 418 ИЮ
Руководитель: Красных  В.А.
                              Екатеринбург, 2005 г.                              
                                Оглавление                                
     Введение. 2
     Глава 1. Понятие и содержание прокурорского надзора
за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. 4
     §1. Предмет надзора. 4
     §2. Полномочия прокурора. 11
     Способы выявления правонарушений. 12
     Формы устранения правонарушений. 14
     Глава 2. Организация прокурорского надзора за
соблюдением прав и свобод человека и гражданина. 17
     §1. Работа прокурора с обращениями граждан. 17
     §2. Приоритетные направления прокурорского надзора
за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. 22
     Заключение. 24
     Список использованной литературы и нормативно-правовых актов.. 27
                   Введение                   
По своей сущности прокурорский надзор как специфический вид государственной
деятельности един. В соответствии с этим в едином прокурорском надзоре согласно 
п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре выделяют основные направления прокурорского
надзора, нашедшие дальнейшее правовое закрепление в гл. 1,2,3,4 разд. III, а
также в разд. IV (ст. 28, 36, 37) Закона о прокуратуре. Одним из таких
направлений является прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека
и гражданина.
Защита прав и свобод человека и гражданина является одной из наиболее важных
целей и задач прокурорского надзора.
Впервые направление «Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина»
было выделено в Законе о прокуратуре Российской Федерации в редакции от 17
ноября 1995 г. Это вызвано необходимостью усиления борьбы с участившими­ся
посягательствами на права и охраняемые законом интересы граждан. Однако, по
мнению А.Ф. Козлова, выделение такого направления не оправ­данно. Оно не может
осуществляться самостоятельно, обособ­ленно от других отраслей прокурорского
надзора, ибо как бы растворяется в них. Защита прав и свобод человека и
граж­данина реализуется во всех отраслях прокурорского надзора: и в общем
надзоре, и в надзоре за исполнением законов орга­нами дознания и
предварительного следствия, и в надзоре за законностью рассмотрения судами
уголовных и гражданских дел, и при осуществлении надзора за соблюдением
законности в местах ограничения и лишения свободы.
[1]
Против этого можно было бы возразить, сославшись на гл. 2 Закона о
прокуратуре Российской Федерации, в которой специ­ально регулируется надзор за
соблюдением прав и свобод человека и гражданина. И если есть специальная глава,
то должна существовать и самостоятельная отрасль прокурорского надзора. Но
такой вывод представляется формальным.
Во-первых, по данному закону прокуратура осуществляет надзор не за соблюдением
прав и свобод человека и граждани­на, а за исполнением законов (ст. 1).
При выявлении наруше­ний законности прокуроры должны не только их устранять, но
и восстанавливать нарушенные права и охраняемые законом интересы граждан и
других субъектов.
Таким образом, защита прав и свобод человека и граждани­на реализуется
прокурорами при осуществлении надзора за ис­полнением законов. Следовательно,
специальной отрасли по надзору за соблюдением прав и свобод человека и
гражданина не существует. Можно лишь говорить о специальной правоза­щитной
функции прокурорского надзора, которая реализуется во всех его отраслях.
Во-вторых, гл. 2 разд. III Закона о прокуратуре Российской Федерации, по
существу, дублирует гл. 1 того же раздела, по­священную первой отрасли
прокурорского надзора. В ней ука­зываются те же субъекты, за исполнением
законов которыми осуществляется надзор. В ст. 27 гл. 2 говорится, что
прокуроры используют предусмотренные ст. 22 закона полномочия, кото­рые
предоставлены им для осуществления общего надзора. Это еще раз подтверждает
отсутствие специальной отрасли по над­зору за соблюдением прав и свобод
человека и гражданина, ибо при наличии таковой были бы выделены и специальные
отрас­левые полномочия.
В наше время особенно актуально стал вопрос о защите прав и свобод человека и
гражданина как федеральными министерствами и ведомствами, представительными
(законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами,
так и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Защита прав и свобод человека и гражданина с помощью юридических средств –
задача огромной общественной и политической значимости. Решение этой задачи
требует больших и разноплановых усилий со стороны государства, многообразия
форм и методов его взаимодействия с гражданским обществом. Определенную роль
в этом процессе играют суды, но реально здесь есть огромное пространство и
для внесудебной, контрольной деятельности, и особенно – для органов
прокуратуры.
     Глава 1. Понятие и содержание прокурорского надзора
           за соблюдением прав и свобод человека и гражданина           
             §1. Предмет надзора             
Надзор за соблюдением прав и свобод че­ловека и гражданина органы прокуратуры
России осущест­вляют с давних пор, и прокуроры всегда де­лали упор на
осуществление надзора за исполнением законов, закрепляющих правовой статус
личности, способствуя тем са­мым реальному обеспечению предоставленных
гражданам Конституцией РФ прав и свобод (гл. 2, разд. I). Речь идет о за­щите
политических, трудовых, жилищных, экономических, экологических и иных прав и
свобод человека и гражданина.
Нарушение законности, как правило, представляют собой посягательства на чьи
либо субъективные права и охраняемые законом интересы. Поэтому в законе перед
прокуратурой поставлена цель защита прав и свобод человека и гражданина (п. 9
ст. 1). Борьба с наруше­ниями законности заключается не только в их
устранении, но и в восстановлении нарушенных прав и интересов. Защите
подлежат социально-экономические, политические и иные пра­ва и свободы
граждан независимо от их возраста, пола, социально­го, имущественного
положения, расовой или национальной при­надлежности, вероисповедания,
убеждений. Гражданин в правовом государстве защищается от любых посягательств
на его права и свободы безотносительно к тому, каким субъектом они совершены:
государственным органом, общественной организа­цией, должностным лицом или
другим гражданином. Защите подлежат также права и интересы лиц, не имеющих
российско­го гражданства.
В соответствии с Конституцией[2] граждане
Российской Феде­рации обладают широкими правами и свободами: правом на жизнь,
труд, образование, медицинское обслуживание, жилье; могут избирать и быть
избранными в различные органы государственной власти, местного самоуправления и
т. д. Но в ус­ловиях спада производства, экономического кризиса эти права
зачастую оказываются нереальными, нарушаются. Многие пред­приятия не работают
вообще или работают не на полную мощность. Растет безработица, рабочие и
служащие не получают заработную плату, пенсионеры — пенсию, повышаются цены на
продукты питания, товары народного потребления и т.д. На­пример, в
постановлении правительства одной из областей установлена платность всех видов
медицинских услуг. Многие пациенты из-за отсутствия или недостатка денежных
средств не в состоянии платить за лечение и вынуждены отказываться от него. По
существу, человек утрачивает право на жизнь. Это «нововведение» — грубейшее
нарушение ст. 41 Конституции РФ, в которой сказано, что медицинская помощь в
государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается
гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюдже­та, страховых
взносов и других поступлений.
Посягательства на права и свободы граждан происходят и вследствие национального
сепаратизма. Так, в конституциях ряда республик предпочтение отдается
титульным, «элитным» национальностям. Чаще ущемляется правовое положение
русскоязычного населения. Подобные установления содержатся в конституциях
республик Башкортостан (ст. 69), Коми (ст. 3), Бурятии (ст. 60).
[3] Это может привести к тому, что представители «элитной» национальности
будут иметь преимущества при приеме на работу, оставлении в должности,
повышении оплаты труда и т.д. Происходит нарушение принципа равенства граж­дан
независимо от национальной принадлежности, вероиспове­дания; подобные
предпочтения могут привести к раздорам, конфликтам, вооруженным столкновениям.
В ст. 2 Конституции РФ провозглашено: «Человек, его права и свободы
являются высшей ценностью». Признание, соблюде­ние и защита прав и свобод —
обязанность государства в лице прокуратуры, которая должна принимать
эффективные меры по обеспечению реальности последних. В Законе о прокуратуре
Российской Федерации (п. 2 ст. 1) обозначена еще одна цель: защита
охраняемых законом интересов общества и государства, от посягательств на
которые страдает экономика и иные сферы жизни общества, а значит и каждый
конкретный гражданин.
Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора
пронизывает всю многогранную де­ятельность прокурора. Какие бы действия ни
совершал про­курор, реализуя предоставленные ему полномочия, в какой бы отрасли
он ни осуществлял надзор — его в первую оче­редь интересует вопрос, соблюдаются
ли права и свободы человека и гражданина. И если они не соблюдаются, проку­рор
принимает предусмотренные законом меры к восста­новлению нарушенных прав и
свобод граждан. В связи с этим прокурорский надзор выступает одной из гарантий
ре­ального соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Он является
основным, важнейшим направлением проку­рорской деятельности на современном
этапе.[4]
Выделение рассматриваемого направления деятельности прокуратуры свидетельствует
о признании значительно возросшего в современной конкретно-исторической
ситуации правозащитного потенциала прокуратуры, о существенном усилении позиций
органов прокуратуры в механизме государ­ственной охраны прав и свобод человека
и гражданина. Вместе с тем следует отметить, что соблюдение прав и свобод
чело­века и гражданина определяет содержание предмета не только
рассматриваемого направления прокурорского надзора. Оно входит также в сферу
надзора за исполнением законов орга­нами, осуществляющими оперативно-розыскную
деятель­ность, дознание и предварительное следствие, надзора за ис­полнением
законов администрациями мест содержания задер­жанных и заключенных под стражу,
администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом
меры принудительного характера. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина
находится в центре внимания проку­роров также в ходе осуществления функции
уголовного пре­следования. Предметом надзора, определяемого ст. 26 
Феде­рального закона "О прокуратуре Российской Федерации", ох­ватывается только
соблюдение и только тех прав и свобод человека и гражданина, которые не
относятся к предмету дру­гих отраслей прокурорского надзора.
[5]
Многочисленные нарушения прав и свобод человека и гражданина, допускаемые в
последнее время, недостатки в работе судов (волокита) вследствие возросшего
количества рассматриваемых дел, недоступность для многих граждан услуг
адвокатов ввиду отсутствия средств и, следовательно, ослабление правовой
защищенности граждан подчеркивают необходимость совершенствования и
активизации проку­рорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и
гражданина.
     Предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и
гражданина определен в ст. 26 Закона о прокуратуре
[6]. Он включает в себя соблюдение прав и свобод человека и гражданина
федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными
феде­ральными органами исполнительной власти, представи­тельными
(законодательными) и исполнительными органа­ми субъектов РФ, органами местного
самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их
дол­жностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих
и некоммерческих организаций. Специфика этой отрасли прокурорского надзора
определяется сферой общественных отношений, связанных с правами и свободами
граждан.
Анализируя содержание названной статьи, нельзя не прийти к выводу о том, что
полномочия прокурора по над­зору за соблюдением прав и свобод человека и
гражданина распространяются на все органы и всех должностных лиц, независимо от
их подчиненности (подведомственности) и формы собственности, начиная с
федеральных министерств и ведомств, и закон в этом отношении не содержит
каких-либо ограничений. Иными словами, при поступлении сведе­ний о нарушении
прав и свобод человека и гражданина про­курор вправе провести проверку
или совершить иные надзорные действия в любом органе, на любом предприя­тии, в
учреждении и организации, а также в общественной организации или объединении.
Обеспечение прав и свобод человека и гражданина возложено Конституцией на все
без исключения органы. Из этого видно, какое значение законо­датель придает
соблюдению прав и свобод человека и граж­данина.
Как уже упоминалось, соблюдение прав и свобод человека и гражданина по
пра­вилам, установленным Конституцией Российской Федерации, исключает любое
ограничение прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной,
языковой или религиозной принадлежности (ст. 19). Ограничение прав и свобод
допус­кается только по основаниям и в случаях, предусмотренных законом. Об этом
прямо записано в ч. 3 ст. 55 Конституции, гласящей: "Права и свободы
человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той
мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства".[7]
Прокурорский надзор охватывает весь комплекс прав и свобод, установленных
Конституцией Российской Федерации. В теории конституционного права и
международно-правовой практике принято различать три группы прав и свобод
чело­века и гражданина.
К первой группе относятся личные права и свободы: право на
жизнь, право на охрану достоинства личности государст­вом, право на свободу и
личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и
семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на
непри­косновенность жилища и др. Соблюдение личных прав граж­дан имеет важное
значение для утверждения цивилизованных условий существования гражданского
общества, обеспечения гарантий государственно-правовой защищенности личности.
     Вторую группу образуют политические права и свободы граждан. С их
помощью обеспечивается участие граждан в политической жизни общества, влияние
граждан на формиро­вание важнейших государственно-правовых институтов стра­ны.
В группу политических прав и свобод входят: право на свободу мысли и слова,
свобода совести, право на объедине­ние, включая право создавать
профессиональные союзы для защиты своих интересов, право собираться мирно, без
оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пи­кетирование,
право участвовать в управлении делами государ­ства как непосредственно, так и
через своих представителей, избирательные права и др.
     Третью группу составляют социально-экономические права и свободы
человека и гражданина. С помощью данных прав и свобод обеспечивается социальная
защищенность че­ловека, достигается цель экономического самовыражения граждан,
их активного включения в процесс общественного производства. К числу
социально-экономических прав относятся: право на свободное использование своих
способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещен­ной
законом, экономической деятельности, право частной соб­ственности, включая
право частной собственности на землю, право свободно распоряжаться своими
способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на
социальное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую по­мощь и др.
Вместе с конституционными правами и свободами в пред­мет прокурорского
надзора входит соблюдение прав, установ­ленных федеральными законами, и
законами субъектов Рос­сийской Федерации. В достаточно большой совокупности
таких законов выделяются повышенной актуальностью соблю­дения регулируемых
ими прав и свобод граждан — федераль­ные законы: "О праве граждан Российской
Федерации на сво­боду передвижения, выбор места пребывания и жительства в
пределах Российской Федерации", "Об общественных объеди­нениях", "О
социальной защите граждан, подвергшихся воз­действию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О ветеранах" и др.
Формулировка предмета прокурорского надзора за соблю­дением прав и свобод
человека и гражданина указывает на то, что в сферу надзора входит соблюдение
прав и свобод, по крайней мере, трех категорий лиц: граждан России, граждан
России, имеющих также гражданство иностранного государства (двойное
гражданство), иностранных граждан и лиц без гражданства. Названные категории
лиц отличаются объемом предоставляемых им прав и свобод. В полном объеме ими
пользуются граждане России. Несколько меньшим выглядит диапазон прав лиц с
двойным гражданством, хотя наличие у гражданина Российской Федерации
гражданства иностранно­го государства, согласно ст. 62 Конституции
Российской Фе­дерации, не умаляет его прав и свобод и не освобождает от
обязанностей, вытекающих из российского гражданства. Ис­ключения из этого
правила могут быть только предусмотрены федеральным законом или международным
договором Российской Федерации. Такого рода исключения, например, предусмотрены
федеральными законами "О прокуратуре Рос­сийской Федерации", "Об основах
государственной службы Российской Федерации" и др. Иностранные граждане и лица
без гражданства практически пользуются правами и свободами наравне с
российскими гражданами за исключением некото­рых видов прав, которые могут
принадлежать гражданам Рос­сийской Федерации (например, право избирать и быть
из­бранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления,
право поступления на государственную службу).
[8]
Пределы надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
определяются по тем же правилам, что и пре­делы надзора за исполнением
законов (общего надзора).
Осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод чело­века и гражданина,
прокуроры исходят из их органической связи с деятельностью прокуратуры по
защите интересов го­сударства и общества.
Основная цель прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод
человека и гражданина — это достижение та­кого положения, когда эти права и
свободы реально соблю­даются всеми органами, должностными и иными лицами, когда
граждане уверены, что их права и интересы надежно защищены и что они в случае
нарушения этих прав и свобод могут рассчитывать на помощь соответствующих
государ­ственных органов, в том числе и органов прокуратуры.
     Задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и
гражданина определяются в приказах и указаниях Генерального
прокурора РФ, его заместителей и прокуроров субъектов федерации. Эти задачи в
значитель­ной мере совпадают с задачами, решаемыми прокурорами при
осуществлении надзора за исполнением законов.
Как известно, одна из главных целей прокуратуры — защита прав и свобод человека
и гражданина, а эти права и свободы закреплены не только в законах, но и в
указах Президента и по­становлениях Правительства РФ. Чтобы обеспечить
реальность данных актов, прокуроры должны надзирать за исполнением содержащихся
в них предписаний. А это значит, что они вправе надзирать за исполнением всех
подзаконных актов, поскольку именно в них регулируются права и свободы граждан.
Необхо­димость такого надзора обусловлена и другой целью, стоящей перед
прокуратурой, — защитой охраняемых законом интересов общества и государства.
Подзаконные акты, прежде всего указы Президента и постановления Правительства,
направлены именно на это, ибо принимаются в интересах общества и государства,
обеспечивая надлежащее правовое регулирование обществен­ных отношений.
[9]
Генеральный прокурор требует от всех прокуроров, что­бы надзор за соблюдением
прав и свобод человека и граж­данина находился в центре их постоянного
внимания и чтобы прокуроры остро реагировали на факты ущемления прав и свобод
личности. При этом предметом особой заботы прокуроров должно быть соблюдение
прав и свобод слабозащищенных категорий населения (инвалидов, престарелых,
де­тей, потерявших родителей и некоторых других).
Прокурорам особенно внимательно следует относиться к жалобам и заявлениям
граждан об ущемлении их прав и свобод, своевременно рассматривать и разрешать
подведом­ственные прокуратуре обращения граждан, принимая меры к
восстановлению нарушенных прав и свобод.
Надзорные мероприятия в первую очередь должны про­водиться в тех
государственных органах, на которые возло­жено осуществление контроля за
соблюдением прав и сво­бод человека и гражданина, так как от того, как
применяют эти органы и их должностные лица предоставленные им полномочия и
исполняют возложенные на них обязанности, во многом зависит состояние
обеспечения этих прав и сво­бод. Однако, осуществляя надзор за исполнением
законов этими органами, прокурор должен действовать строго в рамках
предоставленной ему компетенции, не допуская вмешательства в оперативно-
хозяйственную деятельность названных органов и не подменяя их.
Если установлен судебный порядок рассмотрения спо­ров, связанных с нарушением
прав и свобод человека и гражданина, прокурор, не подменяя суд, может
воспользо­ваться правом обращения с исками в суды в защиту интере­сов
граждан.
Прокурор должен быть особенно нетерпим к фактам проявления бездушия к гражданам
со стороны соответству­ющих органов и должностных лиц, к которым обратились
граждане с просьбой о защите своих прав и свобод, непри­нятия ими мер по
восстановлению нарушенных прав и сво­бод граждан.
[10]
Следует подчеркнуть, что одна из главнейших задач про­куратуры как федерального
правозащитного органа — это защита общественных и личных интересов. В
связи с этим прокуроры обязаны в первую очередь предпринимать такие действия и
меры, которые способствуют защите прав и сво­бод всех или многих граждан,
проживающих в стране или регионах. Речь должна идти о действиях,
предупреждаю­щих принятие или издание правовых актов представитель­ными и
исполнительными органами, которыми могут быть нарушены права и свободы всех или
многих граждан, о при­нятии мер к отмене подобных актов, о предъявлении исков
(заявлений) в суды в защиту интересов всех или многих граждан, проживающих в
регионе и т.д. К сожалению, возможности прокуратуры по защите общественных
пуб­личных интересов используются нередко далеко не полнос­тью.
     
     
           §2. Полномочия прокурора           
Осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод чело­века и гражданина, прокурор
в полную меру использует полномочия, применяемые им при осуществлении надзора
за исполнением законов, которые закреплены в ст. 22 Зако­на о
прокуратуре. При этом основным правовым средством выявления нарушений прав и
свобод граждан также являет­ся прокурорская проверка, проводимая при наличии
сведе­ний о нарушении законов.
Объем полномочий прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и
свобод человека и гражданина в оп­ределенной своей части идентичен
полномочиям прокурора по надзору за исполнением законов.
В соответствии со ст. 27 указанного Закона прокурор при осуществлении
возложенных на него функций по защите прав и свобод человека и гражданина 
кроме того:
ü  рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении
прав и свобод граждан. Работа с обращениями граждан занимает большое место в
деятельности прокуроров. Она подчинена исключительно решению задачи охраны прав
и свобод человека и гражданина. Рас­сматривая и разрешая обращения, прокурор
получает ин­формацию о состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина
и принимает предусмотренные законом меры к восстановлению нарушенных прав и
свобод. Рассмотрение жалобы прокурором не препятствует обращению гражданина в
суд по тому же вопросу. Порядок рассмотрения и разрешения обращений и приема
граждан в органах и учреждениях прокуратуры определяется соответствующей
Инструкцией[11];
ü  разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод. В связи с тем,
что многие граждане имеют слабое представление о порядке защиты своих прав и
свобод, про­куроры на личном приеме граждан, во время иных встреч с
трудящимися, через средства массовой информации разъяс­няют им, какими правами
и свободами они обладают и как их следует защищать, если они нарушаются.
Прокуроры знакомят граждан, в частности, с процедурой судебной за­щиты их прав
и свобод, с основаниями обращения в другие органы по защите прав и свобод, при
необходимости оказы­вают помощь инвалидам, престарелым и некоторым другим
категориям граждан в составлении исковых заявлений и иных документов,
представляемых в суды. Разъяснительная деятельность прокуроров пострадавшим
весьма разнообразна.
Конституцией Российской Федерации (ст. 46) каждому га­рантировано право судебной
защиты прав и свобод. Вместе с тем сохраняются и альтернативные способы защиты
нарушен­ных прав. Нередко прокуроры ограничиваются разъяснением гражданину
права обращения в суд. Это не всегда находит понимание у заявителя и, кроме
того, способно привести, вследствие факторов объективного и субъективного
характера, к затягиванию сроков разрешения спора по поводу нарушен­ного права
[12];
ü  принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод
человека и гражданина, привлече­нию к ответственности лиц, нарушивших закон, и
возмеще­нию причиненного ущерба слабозащищенным в социальном отношении
категориям граждан (при их согласии).
Прокурорский надзор это деятельность по наблюдению за строгим и точным
соблюдением законом, осуществляемая от имени государства специально
уполномоченными на то органа­ми прокуратуры. Она складывается из совокупности
связан­ных между собой различных действий, основную часть которых составляет
осуществление прокурором надзора за соблюдением законности, а также действия
самих правонарушителей, потерпевших, граждан, дающих информацию об известных
им нарушениях законности, и иные действия. По своему целевому назначению эта
деятельность может быть подразделена на две части: выявление нарушений
законности и реагирование на них.
   Способы выявления правонарушений   
Предупреждению нарушений прав и свобод человека и гражданина служит вся
надзорная и иная деятельность про­курора, а также проводимая им
предупредительно-профи­лактическая работа, выражающаяся в чтении лекций и
про­ведении бесед на правовые темы, в выступлениях в средствах массовой
информации, консультировании граж­дан и должностных лиц и в иных формах
доведения до масс требований законов. Своевременное выявление прокурором
нарушений законов и принятие им мер к их устранению пресекают противоправные
действия, препятствуют их распространению. Большую роль в предупреждении
наруше­ний прав и свобод граждан играет объявление должност­ным лицам
предостережения о недопустимости нарушения закона, если прокурор обладал
достоверными сведениями о готовящихся нарушениях.
Надзор за исполнением законов всегда начинается с провер­ки соблюдения
их различными субъектами. Проверка наибо­лее сложная и трудная часть
деятельности прокурора, ибо правонарушители часто тщательно и порой весьма
квалифици­рованно уничтожают следы своих противоправных деяний, скрываются
сами, угрожают лицам, располагающим соответст­вующими сведениями. По содержанию
проверка исполнения законов — своеобразный аналог расследования.
[13]
Деятельность по выявлению правонарушений обычно начи­нается со сбора
прокурором фактических данных о них. На основе исследования и осмысления
последних устанавливаются негативные, антисоциальные факты, в результате
правовой оцен­ки которых выявляются нарушения законности. Очень важно четко
определить все связанные с правонарушением правовые последствия: размер
причиненного вреда, характер ответствен­ности и т.д. Подлежат обязательному
выявлению виновные лица, потерпевшие, а также причины и условия,
способствовав­шие совершению данных нарушений законности.
Как сказано в ст. 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской
Федера­ции", при осуществлении возложенных на него функций про­курор использует
полномочия, предусмотренные ст. 22 ука­занного Закона. В связи с этим
следует иметь в виду, что для выявления нарушений прав человека и гражданина
так же, как в практике надзора за исполнением законов, прокуроры используют
предоставленные законом возможности беспрепятственно входить в помещения и
органы, указанные в п. 1 ст. 26 Федерального закона "О прокуратуре Российской
Федера­ции", иметь доступ к документам и материалам, проверять исполнение
законов в связи с поступившей в органы проку­ратуры информацией о фактах
нарушения закона, требовать от руководителей и других должностных лиц
представления необходимых документов, материалов, статистических и иных
сведений, выделения специалистов, проведения проверок и ревизий, вызова
должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
     
     
    Формы устранения правонарушений    
Не менее важна и вторая часть надзорной деятельности — реагирование на
нарушения законности и обусловившие их обстоятельства. Ни одно правонарушение
не должно оставать­ся без надлежащего воздействия со стороны прокуратуры.
Только при этом условии возможно реальное укрепление законности в нашем
государстве. Реагирование осуществляется двумя способами.
Первый — непосредственное устранение нарушений закон­ности самим прокурором.
Такой прием используется при осуществлении надзора за исполнением законов
органами до­знания и предварительного следствия. Выявив какое-либо
неза­конное постановление следователя или инспектора по дозна­нию, прокурор
своим постановлением отменяет его.
Второй способ реагирования — обращение прокурора к соответствующим
компетентным органам, должностным лицам с требованием о принятии необходимых
мер по устранению нарушений законности и сопутствующих им обстоятельств.
На­пример, признав незаконным постановление главы администра­ции района,
города, прокурор направляет ему протест с требо­ванием об отмене либо
изменении указанного акта. При этом очень важно обеспечить реальный результат
принимаемых мер. Данный способ — основная форма реагирования в надзорной
практике.
Между тем не всякое нарушение законности может быть устранено. Например, до
сих пор не изжиты случаи пропуска сроков рассмотрения жалоб, заявлений о
совершенных или го­товящихся преступлениях. Но реагирование на эти факты
обязательно. Оно может выражаться в привлечении виновных лиц к установленной
законом ответственности, предупреждении их о недопустимости подобных
нарушений в будущем.
Иногда в литературе выделяется и третья часть прокурор­ского надзора –
предупреждение правонарушений[14].
Действи­тельно, профилактическая функция свойственна прокурорскому надзору, и
прокуроры обязаны принимать действенные меры по предотвращению нарушений
законности, что нормализует процесс исполнения законов. Выраженная в них
государственная воля добровольно реализуется соответствующими субъектами.
Однако А.Ф. Козлов считает, что предупреждение правонарушений средствами
прокурорско­го надзора не образует отдельной части последнего и характер­но для
деятельности как по выявлению нарушений законности, так и реагированию на них. 
[15]
При проведении проверок исполнения законов причины и условия, способствующие
совершению правонарушений, вы­являются именно в целях профилактики других
нарушений за­конности. Даже при установлении одного правонарушения на­лицо
профилактическая функция, оказывающая сдерживающее влияние на поведение того
или иного субъекта, что особенно ярко проявляется во второй части
прокурорского надзора. При­нимая меры по устранению правонарушений и
сопутствующих им обстоятельств, прокурор тем самым предупреждает их
со­вершение в последующем.
Для устранения нарушений прав граждан, их причин и условий, восстановления
нарушенных прав, прокурор опро­тестовывает противоречащие закону правовые
акты, вносит представления, возбуждает уголовное дело или производство по
делам об административных правонарушениях, принимает меры к привлечению лиц,
нарушивших закон, к иным видам ответственности, освобождает своим
постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на
ос­новании решений несудебных органов. В целях предупрежде­ния нарушения прав
граждан прокурор объявляет должност­ным лицам предостережение о
недопустимости нарушения за­кона. В то же время необходимо обратить внимание
на то, что совпадая по форме с правами прокурора при осуществлении надзора за
исполнением законов, указанные полномочия различаются по содержанию решаемых
задач, что придает им очевидную специфику.
Наряду с названными полномочиями, имеющими сходст­во с полномочиями по
надзору за исполнением законов, при осуществлении надзора за соблюдением прав
и свобод чело­века и гражданина, прокурор наделен правами, свойственны­ми
только данному направлению деятельности органов про­куратуры, отражающими
особенности защиты средствами прокурорского надзора прав и свобод граждан.
В случаях причинения гражданам ущерба прокурор ста­вит вопрос перед виновными
должностными и иными лица­ми или органами о возмещении ущерба, при
необходимости обращается в суд с исками.
В тех случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина носит
характер административного правона­рушения, прокурор возбуждает
производство по делу об административном правонарушении или незамедлительно
передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или
должностному лицу, которые правомочны рассматривать дела об административных
правонарушени­ях соответствующих составов. Как видно, закон предостав­ляет
прокурору право выбора. Однако во всех случаях он должен проконтролировать,
вынесено ли постановление о привлечении виновных лиц к административной
ответственности и исполнено ли оно.
В случаях нарушения прав и свобод человека и гражда­нина, защищаемых в порядке
гражданского судопроизводства, прокурор предъявляет и поддерживает в судах
общей юрисдикции и ар­битражных судах иски в интересах пострадавших. Этим
правом прокурор пользуется, как правило, тогда, когда пост­радавший по своему
состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде
общей юрисдикции или арбитражном суде свои права и свободы. Прокурор
предъяв­ляет и поддерживает также иски в судах в тех случаях, ког­да нарушены
права и свободы значительного числа граждан либо когда нарушение приобрело
(получило) особое обще­ственное значение (общественный резонанс).
При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и
гражданина носит характер преступле­ния, прокурор возбуждает уголовное дело 
и принимает пре­дусмотренные законом меры к тому, чтобы лица, его совер­шившие,
были подвергнуты уголовному преследованию.
Особенностью организации прокурорского надзора за со­блюдением прав и свобод
человека и гражданина является необходимость широкого внедрения в деятельность
прокуро­ров принципа гласности. Если в других отраслях прокурор­ского
надзора известная закрытость находящихся в производ­стве прокуратуры дел и
материалов в большинстве случаев оправдана, то надзор за соблюдением прав и
свобод человека и гражданина фактически никаких оснований для ограниче­ния
принципа гласности не дает. Более того, он прямо заин­тересован в том, чтобы
результаты прокурорских проверок приобретали самую широкую огласку — от этого
существенно возрастает профилактический эффект проверок. Реализация принципа
гласности достигается привлечением к освещению результатов работы органов
прокуратуры средств массовой ин­формации, докладами прокуроров в трудовых
коллективах, участием в обсуждении коллегиальными органами актов про­курорского
реагирования и др.[16]
Таким образом, прокуроры наделены необходимыми полномочиями, позволяющими им
надежно отстаивать пра­ва и свободы человека и гражданина. Эти полномочия
рассчитаны на активное их применение прокурорами.
     Глава 2. Организация прокурорского надзора за
             соблюдением прав и свобод человека и гражданина             
  §1. Работа прокурора с обращениями граждан  
Закон о прокуратуре (ст. 10) обязывает прокуроров рассматривать и
разрешать заявления, жалобы и иные об­ращения граждан, содержащие сведения о
нарушениях законов. При этом подлежат рассмотрению и разрешению как письменные,
так и устные обращения, поступившие в прокуратуру.
Работа с обращениями граждан занимает значительное место в общем объеме работы
органов прокуратуры. Число жалоб и заявлений, поступающих в органы прокуратуры
в последние годы неизменно возрастает. Так, за период 1999—2001 гг. в органы
прокуратуры поступило почти 4 млн обращений (в 1999 г. — 1 251 509, в 2000 г. —
1 281 074, в 2001 г. — 1418 344).[17] 
Это говорит о том, что граждане Рос­сии широко используют предоставленное им 
ст. 33 Консти­туции РФ право личного обращения в государственные органы, в
том числе и в органы прокуратуры, призванные охранять права и свободы граждан.
Реализуя право на обращение, граждане добиваются восстановления нарушенных прав
и свобод, торжества добра над злом.
Право обращения граждан с жалобами и заявлениями, будучи одним из важнейших
социально-правовых институ­тов, активно используется прокурорами в качестве
одного из основных способов обеспечения законности, охраны прав и свобод
граждан, в определенной мере и охраны госу­дарственных интересов.
     Работая с обращениями граждан, т.е. рассматривая и разрешая их жалобы и
заявления, прокуроры и следователи получают ценную информацию:
ü  о нарушениях прав и свобод граждан, допускаемых в регионе;
ü  о преступлениях и других общественно опасных правонарушениях,
совершаемых как лицами, проживающими в регионе, так и другими лицами;
ü  об органах и должностных лицах, нарушивших права и свободы граждан и
совершивших иные правонарушения;
ü  об органах и должностных лицах, не выполняющих тре­бования
законодательства об обращениях граждан, т.е., иными словами, не принимающих
меры к удовлетворению жалоб и заявлений.
Не менее важным является и то, что в органы прокурату­ры поступает информация
от граждан о недостатках и нару­шениях в работе самой прокуратуры, в
частности:
ü  о процессуальных нарушениях, допускаемых следова­телями в ходе ведения
предварительного следствия по уго­ловным делам;
ü  о непринятии мер к привлечению к ответственности правонарушителей и к
устранению нарушений законов;
ü  о несогласии с ранее принятыми органами прокурату­ры решениями по
жалобам и обращениям;
ü  о недостойном, по мнению граждан, поведении работ­ников прокуратуры как
в процессе исполнения служебных обязанностей, так и в общественных местах (в
быту) и иная информация.
Названная информация, содержащаяся как в устных, так и в письменных
обращениях граждан, существенным обра­зом пополняет информационную базу
органов прокуратуры, что в свою очередь способствует, во-первых, организации
их работы на научной основе с учетом состояния законнос­ти, в том числе и
состояния соблюдения в регионе прав и свобод граждан, и, во-вторых, помогает
улучшению всей де­ятельности прокуратуры путем устранения недостатков и
упущений в работе.
Принимая посетителей, рассматривая и разрешая жало­бы и заявления граждан,
прокуроры и следователи имеют возможность изучать общественное мнение,
складывающе­еся у населения о прокуратуре в целом и об ее работниках в
отдельности, что само по себе имеет большое значение в плане
совершенствования деятельности прокуратуры.
Генеральный прокурор РФ в своем Приказе от 15 января 2003 г. № 3 «О введении в
действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах
и уч­реждениях прокуратуры Российской Федерации» требует от прокуроров всех
звеньев работу по рассмотрению и разре­шению обращений граждан подчинять
решению задач защиты прав и свобод человека, укреплению законности и
правопорядка и организовывать работу таким образом, чтобы каждое обращение
получало своевременное, объективное и окончательное разрешение той
прокуратурой, к компетен­ции которой относится решение вопроса. Генеральный
про­курор РФ обращает особое внимание на принятие исчерпывающих мер к
удовлетворению обоснованных обращений и пресечению нарушений законов, используя
в полном объе­ме полномочия прокурора, предусмотренные Законом о прокуратуре. 
[18]
Работу по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан и
приему посетителей организу­ет и контролирует прокурор
руководитель районной, областной и им равных прокуратур, а также начальники
структурных подразделений прокуратуры. Прокурор-руководитель обязан так
организовать работу, чтобы обеспечива­лось правильное и своевременное
рассмотрение и разреше­ние обращений граждан, проводилась тщательная проверка
содержащейся в них информации о нарушении законов, пол­ностью восстанавливались
нарушенные права и свободы граждан, привлекались к ответственности лица,
допустив­шие эти нарушения, устанавливались причины нарушений и принимались
меры к их устранению. Прокуроры-руководители систематически проверяют работу
прокуроров и следо­вателей по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных
обращений, принимают меры к оперативному устране­нию имеющихся недостатков,
регулярно обсуждают на засе­даниях коллегий, оперативных совещаниях состояние
этой работы, а в отдельных случаях и факты проявления опера­тивными работниками
недобросовестного отношения к это­му участку работы.
В составе Генеральной прокуратуры РФ имеется Управ­ление по рассмотрению
писем и приему граждан, а в проку­ратурах субъектов РФ — отделы, группы или
старшие по­мощники (помощники) по рассмотрению писем и приему граждан. На них
возложены непосредственная организация работы по рассмотрению и разрешению
обращений граждан, оказание помощи в этом начальникам структурных
подразделений прокуратуры, прокурорам районов и горо­дов, оперативным
работникам, а также осуществление контроля за исполнением приказов
Генерального прокурора РФ, регулирующих этот участок работы. Следует иметь в
виду, что рассмотрением и разрешением обращений в орга­нах прокуратуры
занимаются в той или иной мере все про­курорские работники и следователи.
В органах прокуратуры осуществляется личный прием граждан (посетителей)
в течение всего рабочего дня. Он организуется таким образом, чтобы гражданам
было извест­но, когда, где и кто из прокурорских работников принима­ет. В этих
целях в офисах прокуратур на видном месте вы­вешивается график приема
посетителей. Помимо этого прокурорские работники могут проводить прием
посетите­лей непосредственно на предприятиях, в учреждениях и в организациях. В
соответствии с требованиями Генерально­го прокурора РФ руководители прокуратур
обязаны прини­мать лично граждан не реже раза в неделю. О лицах,
принятых на личном приеме, делается соответствующая запись в книге приема
посетителей или книге личного приема, где отражается кроме сведений о
гражданине, обратившимся к прокурору, краткое содержание обращения и принятое
ре­шение.
Порядок рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, поступающих
в органы прокуратуры, определяется нормами действующего законодательства и
приказами Генерального прокурора РФ. В соответствии с действующей инструкцией в
каждой прокуратуре в доступном для заявителей месте устанавливается ящик «Для
обращений и заявлений». Все заявления и жалобы до передачи их на рассмотрение и
разрешение подлежат обязательной регистрации.
После регистрации все поступившие в орган прокурату­ры обращения
докладываются прокурору-руководителю, который определяет дальнейшую судьбу
заявления или жа­лобы. Прокурор обязан рассмотреть обращение и принять одно
из следующих решений: принять заявление или жало­бу к своему производству;
поручить ее рассмотрение конк­ретному оперативному работнику; передать на
разрешение в нижестоящую прокуратуру; приобщить к материалам ра­нее
поступившей жалобы или заявления; направить в суд для приобщения к материалам
судебного дела; направить по принадлежности на рассмотрение другого органа.
Следует иметь в виду, что закон запрещает пересылку жалоб в орга­ны и
должностным лицам, решения либо действия которых обжалуются. О направлении
заявлений и жалоб в другие органы во всех случаях извещается заявитель. В
необходи­мых случаях органу, которому направлено заявление или жалоба на
рассмотрение, предлагается сообщить в прокуратуру о результатах разрешения.
Поступающие в прокуратуру заявления, жалобы и иные обращения граждан
рассматриваются и разрешаются в порядке и в сроки, установленные федеральным
законодательством. Заявления и жалобы граждан и должностных лиц, поступающие в
прокуратуру, рассматриваются и разрешатся прокурором в срок не позднее
месяца, а не требующие изучения и проверки — 15 дней, если иной
срок не предусмотрен законом. Так, жалобы и заявления военнослужащих членов их
семей, поступающие в Генеральную прокуратуру РФ, прокуратуры субъектов РФ и
приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, разрешаются в
срок до 15 дней, а поступающие в нижестоящие прокуратуры — не позднее 7 дней со
дня их поступления.
Как правило, безотлагательно разрешаются обращения, поступившие от Президента
РФ и его помощников, Председателя Правительства РФ и его заместителей,
руководите­ля Администрации Президента РФ, Секретаря Совета Безопасности РФ,
председателей палат Федерального Собрания РФ и их заместителей, членов
Государственного совета, председателей Конституционного, Верховного и Высшего
Арбитражного судов РФ, Уполномоченного по правам чело­века в РФ,
Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека, руководителей
федеральных министерств и ведомств, высших должностных лиц субъектов РФ, а
так­же обращения, взятые на особый контроль.
Срок разрешения обращений при наличии оснований может быть продлен прокурором
или его заместителем. Об этом уведомляется заявитель с объяснением причины
про­дления срока разрешения обращения.
Решение по заявлению или жалобе принимается только после тщательной проверки
изложенных в них обстоя­тельств и доводов. При необходимости к проверкам,
проводимым по заявлениям и жалобам, могут привлекаться соот­ветствующие
специалисты. Если требования заявителя признаны обоснованными, заявление или
жалоба подлежит удовлетворению. О решении по заявлению или жалобе
письменно сообщается заявителю с указанием принятых мер по восстановлению
нарушенных прав и свобод, а при отказе в удовлетворении — о мотивах отклонения
со ссыл­кой на закон. Во всех случаях отказа в удовлетворении заяв­ления или
жалобы заявителю разъясняется порядок обжало­вания принятого прокурором решения
в вышестоящую прокуратуру, а также право обращения в суд, если таковое
предусмотрено законом. После этого заявление или жалоба считаются 
разрешенными. Например, в 2000 г. органами прокуратуры разрешено 344 774
обращений, из которых признано обоснованными 80 682 (23,4%), в 2001 г. —
соответственно 371 642 и 84 855 (22,8%).[19]
По требованию заявителя ему предоставляются для озна­комления материалы
проверки. Однако он ознакомляется с этими материалами в той мере, в какой это
не затрагивает права и интересы других граждан и не противоречит требо­ваниям
законодательства об охране государственной (воен­ной) и иной охраняемой
законом тайны (коммерческой, вра­чебной).
В отдельных случаях после проверки по жалобе исполни­тель по указанию
прокурора составляет мотивированное заключение об обоснованности доводов
заявителя.
По результатам проверки, проведенной по заявлению или жалобе, прокурор может
принять решение о принесе­нии протеста на незаконный акт либо об обращении в
суд с заявлением о признании акта недействующим, о внесении представления об
устранении нарушений закона, о возбуж­дении производства по делу об
административном правонарушении или уголовного дела.
В соответствии с указаниями Генерального прокурора РФ не подлежат разрешению
в органах прокуратуры обращения, не связанные с вопросами исполнения или
нарушения законов. Что касается обращений по вопросам, подведомственным
судам, то они могут разрешаться органами прокуратуры при необходимости защиты
общественного (неперсонифицированного) интереса либо прав наименее защищенных
лиц.
В органах прокуратуры не реже двух раз в год осуществляется 
комплексный анализ работы по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и
иных обращений граждан с составлением соответствующего акта или справки. При
этом особенно тщательно анализируются причины поступления повторных жалоб,
обоснованных жалоб на незаконные действия прокуроров и следователей, нарушения
уста­навливаемых законом сроков разрешения жалоб. На основе результатов анализа
принимаются меры к устранению име­ющихся ошибок и недостатков в работе,
совершенствова­нию правозащитной деятельности прокуратуры.
     
     
     §2. Приоритетные направления прокурорского надзора за
             соблюдением прав и свобод человека и гражданина             
Защита прав и свобод всех категорий граждан средства­ми прокурорского надзора
уже сама по себе является основ­ным приоритетным направлением в деятельности
прокуро­ров. В связи с этим, чьи бы права и свободы ни были нарушены,
прокурор не может оставаться безучастным. Он обязан принять все
предусмотренные законом меры к вос­становлению нарушенных прав и свобод
граждан.
Однако предметом особой заботы прокурора является со­блюдение прав и
свобод граждан, которые в силу состояния здоровья (физических и психических
недостатков), возраста и по иным причинам не могут сами в полную меру защищать
свои права и свободы. Речь в первую очередь идет о больных, прикованных
к постели, в особенности страдающих опасны­ми заболеваниями, ведущими к
летальному исходу, психи­чески больных, признанных недееспособными или
ограни­ченно дееспособными; инвалидов первой и второй групп; престарелых, в
особенности одиноких, нуждающихся в ухо­де. Сюда же следует отнести детей и
подростков-сирот, поте­рявших родителей или брошенных (оставленных) ими;
жен­щин-одиночек, имеющих малолетних детей.
[20]
В особом внимании со стороны прокурора нуждаются та­кие категории
населения, как беженцы и вынужденные пе­реселенцы, права и законные интересы
которых далеко не всегда соблюдаются. Будучи вынужденными покинуть мес­та
постоянного проживания, часто лишенные средств к существованию, они нередко не
находят понимания и поддержки у местной администрации и среди населения.
Следует также назвать граждан, оказавшихся безработными по неза­висящим от них
причинам, которые нуждаются в социаль­ной защите.
В центре внимания прокурора должны находиться се­мьи и отдельные
граждане, пострадавшие от техногенных и природных катастроф и аварий, а также
от преступных по­сягательств, так как выделяемые государством для оказания им
помощи средства порой расходуются не по назначению.
Для военных прокуроров особо актуальным является со­блюдение прав и
свобод военнослужащих срочной службы, а также военнослужащих, участвующих в
боевых операци­ях, поскольку в силу специфики службы и боевой деятель­ности
реализация многих прав и свобод, принадлежащих им, как и всем гражданам,
приостанавливается, и они, кро­ме того, не в состоянии в полную меру лично
защищать свои интересы.
В поле зрения прокурора должно находиться также со­блюдение прав лиц,
отбывающих наказания, назначаемые судом, а также задержанных и заключенных
под стражу следственными, судебными и иными органами.
В связи с этим предметом особой заботы прокуроров яв­ляется исполнение
законодательства о гражданстве, о льго­тах и пособиях, пенсионного
законодательства, законода­тельства о материнстве и детстве, о
несовершеннолетних, о ветеранах, о занятости населения, о беженцах и
вынужден­ных переселенцах, о труде, об обороне, о борьбе с наркома­нией. При
наличии сведений о нарушении этого законода­тельства прокурорские проверки
следует проводить в первоочередном порядке либо поручать проведение прове­рок
другим органам. Прокурорам необходимо проявлять ак­тивность в получении
сведений о нарушении названного за­конодательства.
Сокращение продолжительности жизни россиян, рост заболеваемости населения, в
том числе и в результате за­грязнения окружающей среды, коммерциализация
медицинских услуг и их недоступность для бедной части населения делает особо
актуальным надзор за исполнением законода­тельства о здравоохранении и об
охране окружающей при­родной среды.
Многочисленные нарушения законодательства об обра­зовании, рост числа
подростков, оставивших общеобразова­тельные учебные заведения, подчеркивает
необходимость активизации прокурорского надзора за исполнением этого
законодательства. Сказанное относится и к надзору за исполнением жилищного
законодательства, включая и законо­дательство о приватизации жилищного фонда.
Нуждаются в защите средствами прокурорского надзора также политические,
экономические и иные права граждан, в том числе и их право на свободу мысли и
слова, передви­жение и выбор места жительства, вероисповедание, личную
неприкосновенность, занятие предпринимательской дея­тельностью, владение
частной собственностью, включая не­движимость, и т.д.
В поле постоянного внимания прокурора должно нахо­диться исполнение
законодательства об обращениях граж­дан. Дело в том, что от того, как
соответствующие руково­дители (владельцы) предприятий, учреждений,
организаций и других органов исполняют возложенные на них обязанности по
рассмотрению и разрешению писем, жалоб, заявлений и иных обращений населения
и работников, во многом зави­сит состояние соблюдения предоставленных им прав
и сво­бод. В связи с этим при наличии оснований прокуроры пла­нируют и
проводят проверки законности рассмотрения и разрешения писем, жалоб и
заявлений.
Работа по надзору за соблюдением прав и свобод челове­ка и гражданина находит
отражение в текущих и перспек­тивных планах работы прокуратуры. Мероприятия
по защи­те их прав и свобод обычно включаются во все разделы планов работы.
Эти мероприятия могут быть сгруппирова­ны в самостоятельные разделы планов.
Организация работы по надзору за соблюдением прав и свобод человека и
граж­данина не отличается заметной спецификой от организации работы по
надзору за исполнением законов.
                  Заключение                  
С 1995 г. в законодательстве о прокуратуре пре­дусмотрен новый вид прокурорского
надзора: надзор за соблюдени­ем прав и свобод человека и гражданина (глава 2 ФЗ
РФ «О прокура­туре Российской Федерации»). Отношение к этому виду надзора в
юридиче­ской литературе неодинаковое. В некоторых учебниках данный вид
прокурорского надзора вообще не рассматривается
[21].
По мнению А.Х. Казариной, наличие «специальной главы, посвященной охране прав и
свобод человека и гражданина, отражает реальные позитивные изменения в
обществе, усиление правоза­щитной функции прокуратуры», вместе с тем «не ведет
к появле­нию новой самостоятельной отрасли надзора. Скорее это подот­расль».
Однако это не помешало цитируемому автору предусмотреть в другом учебнике
самостоятельную главу «Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод
человека и гражданина»[22]. Примерно
такого же мнения придерживается и доктор юридических наук, профессор Ю.Е.
Винокуров[23]. Проф. Д.Н. Бахрах вообще
считает данное направление деятельности прокурорского надзора отраслевым.
Однако, по мнению А.Ф. Козлова, выделение такого направления не оправ­данно. Оно
не может осуществляться самостоятельно, обособ­ленно от других отраслей
прокурорского надзора, ибо как бы растворяется в них. Защита прав и свобод
человека и граж­данина реализуется во всех отраслях прокурорского надзора: и в
общем надзоре, и в надзоре за исполнением законов орга­нами дознания и
предварительного следствия, и в надзоре за законностью рассмотрения судами
уголовных и гражданских дел, и при осуществлении надзора за соблюдением
законности в местах ограничения и лишения свободы.
[24] А.Ф. Козлов относит надзор за соблюдени­ем прав и свобод человека и
гражданина к комплексным направлениям деятельности прокурорского надзора.
Данная точка зрения представляется наиболее убедительной.
Появление данного вида прокурорского надзора предопределено достаточно
распространенной концепцией о приоритете прав и за­конных интересов личности
по отношению к таковым правам и инте­ресам общества и государства, выводимой
из содержания статьи 2 Конституции России 1993 г.
Однако профессор О.А. Галустьян на основании систематического толкования ряда
норм этой же Конституции РФ (статьи 8, 17, 19, 55) отстаивает иную доктрину, а
именно: доктрину обеспечения баланса интересов личности, общества и государства
[25]. Доктрина обеспечения баланса интересов личности, общества и
государства, активно отстаивается и доктором юридических наук, профессором Р.Х.
Якуповым[26].
При осуществлении своих полномочий прокуроры не подме­няют государственные
органы и должностных лиц, осуществляющих контроль за соблюдением прав и
свобод личности, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность
организаций.
Помимо полномочий, осуществляемых в рамках общего надзо­ра, прокурор также
имеет и специально предусмотренные для дан­ного вида надзора правомочия:
рассматривает и проверяет заявле­ния, жалобы и иные сообщения о нарушении
прав и свобод чело­века и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты
их прав и обязанностей; принимает меры по предупреждению и пресе­чению
нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлече­нию к ответственности
лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба (п. 1 ст. 27 ФЗ «О
прокуратуре»).
В зависимости от характера совершенного правонарушения (преступление,
административное правонарушение, деликт), со­пряженного с нарушением прав и
свобод человека и гражданина, прокурор или его заместитель соответственно
возбуждает уголовное дело, производство об административном правонарушении,
исковое производство.
Актами прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод личности являются
протест и представление. Протест на акт, нару­шающий права человека и
гражданина приносится прокурором или его заместителем в орган или
должностному лицу, которые издали акт, либо обращается в суд. Иначе говоря,
речь идет об альтерна­тивном порядке реагирования прокурора. Прокурор и его
замести­тель вправе внести представление об устранении нарушений прав и
свобод личности в тот орган или тому должностному лицу, которые полномочны
устранить допущенные нарушения.
Приказом Генерального прокурора РФ «Об организации проку­рорского надзора за
исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» № 30 от
22 мая 1996 г. в «докумен­тах прокурорского реагирования» предписывается
«излагать право­вую сущность, а также негативные последствия нарушений закона,
причины и условия, которые этому способствовали, ставить вопрос об их
устранении и ответственности виновных лиц. Контролировать фактическое
устранение нарушений законов, принципиально реа­гировать на исполнение
требований прокурора» (п. 12)[27].
Подводя итоги, можно сделать вывод, что защита прав и свобод граждан
прокуратурой как правоохранительным и правоприменительным органом всегда
являлась глобальной задачей всех видов прокурорского надзора и всех
прокурорских структур, функционирующих в стране. В подтверждение сказанного
достаточно сослаться на многочисленные представления, протесты, иски,
внесенные прокуратурой в суд, различные государственные и иные органы в целях
охраны и защиты прав и законных интересов граждан.
Осуществляя надзор, прокуратура занимает особое, свойственное специфике ее
деятельности место, никоим образом не конкурируя с другими
правоохранительными органами и в первую очередь с судами, действующими в
качестве органа правосудия.
В системе прокурорского надзора надзор за соблюдени­ем прав и свобод человека
и гражданина занимает особое место, поскольку его цель: обеспечить
всесторонность, полноту и объективность исследования всех обстоятельств дела,
принятие необходимых мер по раскрытию преступлений и привлечению к уголовной
ответственности лиц, совершивших преступления, соблюдение установленного
законом порядка расследования уголовных дел и законных интересов участников
процесса и других лиц, выявление причин и условий, способствующих совершению
преступлений, и принятие мер по устранению этих причин и условий.
Исходя из этого, предметом данного вида надзора являются: соблюдение прав и
свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и
сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-
розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность
принимаемых этими органами решений (ст. 29 Закона «О прокуратуре РФ»).
Характеризуя это направление деятельности прокурорского надзора, следует особо
подчеркнуть его приоритетность как отражение и важный путь реализации
государственной политики в области защиты прав и свобод человека и гражданина в
Российской Федерации.
     Список использованной литературы и нормативно-правовых актов
1)           Конституция Российской Федерации - М; ИНФРА-М-НОРМА, 2005.
2)           Козлов А.Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Общая
часть: Учеб. пособие.- Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999.- 140 с.
3)           Басков В.И. Курс прокурорского надзора: Учебник. – М.,
Издательство "Зерцало", 2001. — 512 с.
4)           Прокурорский надзор: Учебник / Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ.
ред. Ю.Е. Винокурова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшее образование,
2005. — 460 с.
5)           Прокурорский надзор: Учебник для вузов / Под ред. проф. О.А.
Галустьяна. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. - 399 с.
6)           Ястребов В.Б. Прокурорский надзор. Учебник. М.: Городец-издат,
2001. 400 с.
7)           О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от
17.01.92 № 2202-1. С последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1995.
№ 47. Ст. 4472; 1999. № 7. Ст. 878; № 47. Ст. 5620; 2000. № 2. Ст. 140; 2001.
№ 53 (ч. 1). Ст. 5018; 2002. № 26. Ст. 2523; № 30. Ст. 3029; № 40. Ст. 3853;
2003. № 27 (ч. I). Ст. 2700; 2004. №35. Ст. 3607.
8)           Комментарий к Федеральному Закону "О прокуратуре Российской
Федерации" / Ю.И. Скуратов, А.Я. Сухарев, А.Г. Звягинцев и др. - М.:изд-во
НОРМА,1996.
9)           Об организации прокурорского надзора за исполнением законов,
соблюдением прав и свобод человека и гражданина: Приказ Ген. прокурора РФ. от
22 мая 1996 г. №30 // Сб.осн.приказов и указаний Ген.прокурора РФ.-М.,1999.
10)      Инструкция о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема
граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации (утв.
приказом Генпрокуратуры РФ от 15 января 2003 г. № 3).
11)      Соглашение Генеральной прокуратуры РФ и Уполномоченного по правам
человека в РФ от 24 июля 1998 г. "О формах взаимодействия Генеральной
прокуратуры Российской Федерации и Уполномоченного по правам человека в целях
обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан".
12)      Информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ от 27 января 2003
г. № 8-15-2003 "О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском
процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации".
13)      Указание Генеральной прокуратуры РФ от 17 июня 1996 г. № 31/7 "Об
усилении прокурорского надзора за исполнением Федерального закона "О
ветеранах".
     
[1] Козлов А. Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Общая часть: Учеб. пособие.- Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999.- 140 с. [2] Конституция Российской Федерации - М; ИНФРА-М-НОРМА, 2005. [3] Козлов А. Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Общая часть: Учеб. пособие.- Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999.- 140 с. [4] Прокурорский надзор: Учебник / Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшее образование, 2005. — 460 с. [5] Ястребов В.Б. Прокурорский надзор. Учебник. М.: Городец-издат, 2001. 400 с. [6] О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.92 № 2202-1. С последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 1999. № 7. Ст. 878; № 47. Ст. 5620; 2000. № 2. Ст. 140; 2001. № 53 (ч. 1). Ст. 5018; 2002. № 26. Ст. 2523; № 30. Ст. 3029; № 40. Ст. 3853; 2003. № 27 (ч. I). Ст. 2700; 2004. №35. Ст. 3607. [7] Конституция Российской Федерации - М; ИНФРА-М-НОРМА, 2005. [8] Ястребов В.Б. Прокурорский надзор. Учебник. М.: Городец-издат, 2001. 400 с. [9] Козлов А. Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Общая часть: Учеб. пособие.- Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999.- 140 с. [10] Прокурорский надзор: Учебник / Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшее образование, 2005. — 460 с. [11] Инструкция о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации (утв. приказом Генпрокуратуры РФ от 15 января 2003 г. N 3). [12] Ястребов В.Б. Прокурорский надзор. Учебник. М.: Городец-издат, 2001. 400 с. [13] Козлов А.Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Общая часть: Учеб. пособие.- Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999.- 140 с. [14] Березовская С.Г. Охрана прав граждан советской прокуратурой. М., 1964. С. 229. [15] Козлов А.Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Общая часть: Учеб. пособие.- Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999.- 140 с. [16] Ястребов В.Б. Прокурорский надзор. Учебник. М.: Городец-издат, 2001. 400 с. [17] Прокурорский надзор: Учебник / Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшее образование, 2005. — 460 с. [18] Инструкция о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации (утв. приказом Генпрокуратуры РФ от 15 января 2003 г. N 3). [19] Прокурорский надзор: Учебник / Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшее образование, 2005. — 460 с. [20] Прокурорский надзор: Учебник / Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшее образование, 2005. — 460 с. [21] См.: Басков В.И. Курс прокурорского надзора. Учебник для вузов. - М.: ЗЕРЦАЛО, 2001. [22] См.: Прокурорский надзор в Российской Федерации. Учебник / Под ред. А.А. Чувилева. - М.: Юристь, 2001. -С. 117, 142-158. [23] Прокурорский надзор: Учебник / Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшее образование, 2005. — 460 с. [24] Козлов А. Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Общая часть: Учеб. пособие.- Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999.- 140 с. [25] Прокурорский надзор: Учебник для вузов / Под ред. проф. О.А. Галустьяна. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. - 399 с. [26] См.: Якупов Р.Х. Уголовный процесс. Учебник для вузов. 4-е изд., исправл. и доп. / Науч. ред. В.Н. Галузо. - М.: ТЕИС, 2003. - С. 30, 230-231. [27] См.: Сборник основных приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации. - М.: НОРМА, 1999. - С. 51-58.