Каталог :: Право

Курсовая: Конституционные основы Судебной власти

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ                                                                       4
ГЛАВА I . Судебная власть в системе органов Российского государства      7
ГЛАВА II. Понятие правосудия. Признаки и принципы правосудия         10
ГЛАВА III. Суд как орган судебной власти. Система судов Российской
Федерации                                                                     14
1.Конституционный Суд Российской Федерации                   16
2.Верховный Суд. Суды общей юрисдикции. Военные суды    20
3.Высший Арбитражный Суд Российской Федерации           20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                    23
БИБЛИОГРАФИЯ                                                                  25
ВВЕДЕНИЕ
Проблему рационального устройства государственной власти и ее органов
пытаются разрешать, пожалуй, столько времени, сколько существует государство
как форма организации общества. Люди, размышлявшие над этой проблемой, уже
давно, многие столетия тому назад, заметили, что концентрация государственной
власти в чьих-то одних руках неизбежно ведет к отрицательным последствиям.
Чем больше такая концентрация, тем выше вероятность произвола и
злоупотреблений. Об этом свидетельствуют многовековой опыт человечества.
Самые посвященные властители, в руках которых сосредоточивались неограниченно
все нити власти, рано или поздно становились своенравными тиранами,
признававшими только свой авторитет, попиравшими свободу и не считавшимися с
неотъемлемыми правами человека. Такой опыт и подталкивал к поискам путей
преодоления подобных негативных явлений.
Наиболее широкое признание получила и продолжает сохранять его вплоть до
настоящего времени идея, в соответствии с которой, основные направления
(ветви) государственной власти должны разделятся, и вверяться в “разные
руки”. Это будет мешать узурпаторским намерениям, а вместе с этим
злоупотреблению властью и произволу. Чаще всего сторонники данной идеи
(концепции) придерживаются мнения, что государственная власть в целом
включает три направления (ветви) – законодательную, исполнительную и
судебную. Сферы их организации должны быть четко разграничены, они не должны
быть помехой друг другу. Разделение властей следовало бы каждую из них,
ставило бы в определенные рамки и балансировало.
Термин “судебная власть” употребляется в разных значениях. Так, можно
говорить, что судебная власть – это суд, систем соответствующих учреждений,
тот или иной суд или все суды. Энциклопедический словарь определяет судебную
власть как систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие. В
ряде случаев можно встретить рекомендации “обратиться к судебной власти” для
защиты тех или иных интересов, разрешения спора и т. д. Глава 7 Конституции
Российской Федерации, носящая название “Судебная власть”, содержит статьи,
определяющие не только компетенцию различных судов, но и основы устройства
судебной системы, правовое положение судей, ряд принципов судебной
деятельности.
Судебная власть – вид власти. Государственную власть осуществляют
соответствующие органы. Власть – это не только те или иные учреждения,
должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат, и осуществление
этих функций, их реализация. Смысл слова “власть” истолковывается в основном
значении как “право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и
распоряжений, начальствования”, “право и возможность распоряжаться,
повелевать, управлять кем-либо, чем-либо”, “могущество, господство, сила”.
Анализируя понятие “судебная власть” К.Ф. Гуценко пишет: “Будет ошибкой
сведение судебной власти к суду как государственному органу. властью является
то, что данный орган может и в состоянии сделать. По существу, это
полномочия, функция, но не исполнитель”. В.И. Швецов считает, что, “исходя из
семантики слова, “власть” следует понимать не как орган или систему органов,
ее осуществляющих, а как право, основанную на законе возможность этих органов
выполнять определенные действия и само выполнение этих действий”
Настоящая работа представляет собой описание и анализ действующего
законодательства Российской Федерации, определяющего статус, функции,
сущность, роль, место и принципы организации  судов России. В задачи работы
входит:
- изучение истории формирования  судопроизводства в России;
- описание процесса образования Конституционного Суда : процедуры избрания
членов Суда, их полномочий и обязанностей;
- описание организации деятельности судов;
- определение полномочий судов Российской Федерации.
- определение демократических принципов современного судопроизводства в России;
Основными источниками сведений, необходимых для выполнения данной работы,
являются законодательные акты Российской Федерации - Конституция России 1993
г., Федеральный закон о Конституционном суде Российской Федерации от 21 июля
1994 г., некоторые постановления Конституционного суда РФ, а также статьи и
работы известных ученых – юристов.
ГЛАВА I. Судебная власть в системе
органов Российского государства
     Судебная власть есть предоставленные специальным органам государства -
судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов,
возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем
конституционного, гражданского, уголовного, ад­министративного и арбитражного
судопроизводства с соблюдением про­цессуальных форм, создающих гарантию
законности и справедливости, при­нимаемых судами решений. Судебная власть
призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от
любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве
осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции
суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только
законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или
исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей
гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.
«Судебная власть – возможность и способность, занимающего особое положение в
государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и
социальные процессы».[1]
Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основ­ных
признаков:
Судебная власть - вид государственной власти. Она осу­ществляется
государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют
государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально
влияющих на жизнь людей, судебная власть - одна из трех ветвей
государственной власти, установленная Конституцией и дру­гими законами.
Судебная власть принадлежит только судам - государст­венным органам,
образуемым в установленном законом порядке, формируе­мым из людей, способных
на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять
правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. Судебная власть в
России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном
законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных
заседа­телей. В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека 1948 г.
каждо­му человеку должно быть гарантировано право (на основе полного
равенст­ва) на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением
требова­ний справедливости независимым и беспристрастным судом.
Исключительность судебной власти - следующий ее признак. Судебную власть
вправе осуществлять только суды. Важнейшая функция судебной власти -
осуществление правосудия - по Конституции Российской Федерации при­надлежит
только суду, только суд может признать человека виновным в преступлении и
подвергнуть его уголовному наказанию.
Независимость, самостоятельность, обособлен­ность - характеристики судебной
власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции
Российской Федерации и закону. Независимость судебной власти одновременно
означает за­прет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо
стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений,
обязанность противостоять попыткам такого воздействия. Самостоятельность
судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо
другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или
утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную
ветвь государственной власти. Обособленность судебной власти означает, что
суды образуют систему государст­венных органов, не входящую в какую-либо
другую государственную струк­туру, систему, не подчиненную при выполнении
своих функций кому-либо.
Процессуальный порядок деятельности - важнейший признак судебной власти.
Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно ре­гулирует
правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел.
Процессуальный порядок, ре­гулируя правила судебной процедуры, представляет
собой высокую социаль­ную ценность. Он призван обеспечить законность всей
деятельности органов, осуществляющих судебную власть, законность,
обоснованность и справедли­вость судебных решений, охрану прав лиц, чьи
интересы с той или иной сте­пени затрагивает судебную власть.
Осуществление полномочий путем судопроизводства - признак судебной власти.
Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при
наличии предусмотренных зако­ном оснований и поводов. Эта деятельность
развивается в последо­вательности, установленной процессуальным законом и
протекает в процес­суальных формах.
Подзаконность судебной власти означает, что компетенция су­дов, их полномочия
определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными
законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе
вмешиваться в производство по конкретным делам. Но соз­данные ею законы
должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в том числе и
Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции Российской
Федерации и закону. Особой юридической силой обладает толкование Конституции
Россий­ской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации. Оно
явля­ется официальным и обязательным для всех органов государственной власти
и местного самоуправления, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан
и их объединений.
                      ГЛАВА II. Понятие правосудия.                      
                      Признаки и принципы правосудия                      
Судебная власть и правосудие – понятия родственные, близкие по содержанию, но не
тождественные. Судебная власть призвана осуществлять правосудие. Правосудие 
– вид правоохранительной деятельности по рассмотрению и разрешению судами
уголовных и гражданских дел в строгом соответствии с законом и установленной им
процедурой.
     Признаки правосудия:
- принятие окончательных решений по важнейшим вопросам, касающихся прав и
свобод человека, интересов общества и государства (признание виновным или
невиновным, удовлетворение или отказ в удовлетворении исковых требований);
- общеобязательная сила судебных решений. Вступившее в законную силу решение
суда (приговор, постановление) обязательно для всех государственных органов,
органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц,
юридических и физических лиц на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение судебного решения влечет применение определенных мер
государственного принуждения (вплоть до лишения свободы);
- правосудие осуществляется только судом (судьей);
- правосудие осуществляется в строгом соответствии с установленной законом
процедурой рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел. Закон
определяет все важнейшие вопросы порядка осуществления правосудия: законный
состав суда; лиц, принимающих участие в судебном заседании, их права и
обязанности; стадии судебного разбирательства и т. п.
Правосудие в Российской Федерации строится на принципах, отражающих сущность
и задачи демократического правового государства и закрепленных в Конституции
Российской Федерации (гл. 7) и в Федеральном конституционном законе от 31
декабря 1996 года “О судебной системе Российской Федерации”.
     Характеристика отдельных принципов правосудия:
1) Принцип законности – это принятие только нормативно-правовых актов,
соответствующих нормативно-правовым актам с большей юридической силой и с
соблюдением процедуры, установленной для их принятия, а также неукоснительное и
добросовестное исполнение и соблюдение Конституции РФ, законов и иных
нормативных актов всеми государственными органами, юридическими и физическими
лицами, и т. п.
В сфере правосудия принцип законности означает соблюдение и исполнение
законов и иных нормативных актов в первую очередь судом. Суд вправе не
применять законы и иные нормативные акты, противоречащие Конституции РФ. Суд
также не вправе применять закон или иной правовой акт, противоречащий
международному договору Российской Федерации.
2) Принцип соблюдения прав и свобод личности при осуществлении
правосудия. Правовые гарантии обеспечения прав человека включают в себя: право
на жизнь и исключительный характер смертной казни; при осуществлении правосудия
запрещаются любые действия, причиняющие вред жизни или здоровью человека или
унижающие его достоинство (пытки, истязания и пр.); специальный порядок
производства действий, нарушающих неприкосновенность частной жизни человека
(выемка почтовой корреспонденции, прослушивание телефона и т.п.);
неприкосновенность жилища и особый порядок производства обыска; установление
ответственности виновных лиц за нарушение прав и свобод человека и гражданина.
3) Принцип осуществления правосудия только судом. Правосудие в
Российской Федерации осуществляется только судами (ст. 118, ч.1), учрежденными
в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом “О судебной системе
Российской Федерации “. В Российской Федерации не допускается создание иных (в
том числе чрезвычайных) судов. [2]
4) Принцип независимости судей. Судьи, народные, присяжные и арбитражные
заседатели независимы и принимают решения, руководствуясь лишь законом и своим
правосознанием, без какого-либо влияния на них со стороны кого бы то ни было
(включая органы законодательной, исполнительной властей, а также вышестоящих
судов). Гарантии независимости судей обеспечиваются: неприкосновенностью судей;
созданием органов судейского сообщества; материальным и социальным обеспечением
судей; правом судей на отставку; жесткой регламентацией процедуры осуществления
правосудия и т.д.
5) Принцип законности, компетентности и беспристрастия суда. Данный
принцип призван способствовать правильному и справедливому разрешению
гражданских и уголовных дел. Компетентность суда обеспечивается путем
установления жесткого порядка наделения судей, народных, присяжных и
арбитражных заседателей и полномочия, в том числе определения требований,
которым должны соответствовать кандидаты на указанные должности. Обеспечение
рассмотрения дела надлежащим составом суда.
Гражданские дела в судах общей юрисдикции рассматриваются по первой инстанции
судьей единолично (большинство дел) либо судьей и двумя народными
заседателями.
Рассмотрение дел в кассационной, апелляционной и надзорной инстанциях
проводится всегда в коллегиальном составе суда.
Беспристрастность суда обусловлена тем, что от участия в разбирательстве дела
отстраняются судебные заседатели:
а) имеющие прямую или косвенную заинтересованность в исходе дела (друзья,
родственники и т. п.);
б) участвовавшие в выполнении каких-либо функций по делу (следователи,
адвокаты, эксперты и т. п.).
6) Равенство всех перед законом и судом. Равенство всех перед законом
означает одинаковое применение норм закона ко всем лицам: наделение их
одинаковыми правами, возложение одинаковых обязанностей и единообразное
возложение ответственности. Равенство перед судом предполагает равное наделение
всех лиц, предстающих перед судом в одинаковом статусе (истец, ответчик,
подсудимый, свидетель).
7) Принцип состязательности и равноправия сторон предполагает наделение
сторон равными правами и возможностями по отстаиванию своих прав и законных
интересов при осуществлении правосудия.
8) Право граждан на судебную защиту гарантирует судебную защиту прав и
свобод личности от действия (бездействия) органов государственной власти,
органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных организаций,
которые могут быть обжалованы в суд.
9) Презумпция невиновности. Каждый обвиняемый в совершении преступления
считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном
федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором
суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а следователь, суд не
вправе возлагать на него обязанности по доказыванию. Недоказанная виновность
равняется доказанной невиновности.
10) Принцип открытого разбирательства дел. Разбирательство дел во всех
судах открытое. Это означает предоставление гражданам, не участвующим в
рассмотрении дела, права присутствовать на судебном заседании, что повышает
ответственность всех его участников и в первую очередь суда.
11) Принцип языка судопроизводства. Судопроизводство во всех судах
ведется на русском языке, кроме федеральных судов общей юрисдикции, где
судопроизводство может вестись на родном языке (также может предоставляться
бесплатный переводчик).
12) Привлечение граждан к осуществлению правосудия. Граждане
привлекаются к правосудию как народные заседатели, присяжные заседатели,
арбитражные заседатели, общественные обвинители и защитники, и представители
общественных организаций и трудовых коллективов.
                ГЛАВА III. Суд как орган судебной власти.                
                    Система судов Российской федерации                    
Судебная власть в России принадлежит только судебным органам. Ее осуществляет
только суд.[3]  Понятие “суд” применяется
в различных значениях: и как здание, в котором размещается соответствующее
учреждение, и как состав суда, принявший решение по конкретному делу, и т. д.
Суд, реализующий судебную власть, - только государственный орган. Иные
организации, в названии которых содержится слово “суд” (например, суды чести
в Вооруженных Силах), судебной властью в том смысле, который заложен в
Конституции Российской Федерации и соответствующих законах, не обладают и
судами не являются. Конституция РФ предусматривает следующие виды органов,
которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти:
Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции (ст. 126),
арбитражные суды (ст. 127). Все они относятся к федеральным судам. Но Закон о
судебной системе определил и суды субъектов Российской Федерации, отнеся к
ним конституционные (уставные) суды субъектов Федерации и мировых судей (ч.
4ст.4).
По процессуальной компетенции суды подразделяются на:
·                      суды первой инстанции;
·                      суды второй (кассационной) инстанции;
·                      суды надзорной инстанции.
Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подраз­деление),
выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных
дел (принятие решения по существу дела, про­верка законности и обоснованности
этих решений).
     Судебная система — совокупность всех действующих в Российской Федерации в
соответствии с её Конституцией судов, объединенная единством задач судебной
власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом
федеративного и административно-территориального устройства государства.
Единство судебной системы Российской Федерации обеспечи­вается путем:
·                      установления судебной системы Российской Федерации
Кон­ституцией Российской Федерации и Федеральным конституци­онным законом о
судебной системе РФ;
·                      соблюдения всеми федеральными судами и мировыми
судьями установленных федеральными законами правил судопроиз­водства;
·                      применения всеми судами Конституции Российской
Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов,
общепризнанных принципов и норм международного права и международных
договоров Российской Федерации, а также кон­ституций (уставов) и других
законов субъектов Российской Фе­дерации;
·                      признания обязательности исполнения на всей территории
Рос­сийской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
·                      законодательного закрепления единства статуса судей;
·                      финансирования федеральных судов и мировых судей из
феде­рального бюджета.
В Российской Федерации действуют федеральные суды, кон­ституционные
(уставные) суды и мировые судьи субъектов Россий­ской Федерации, составляющие
судебную систему Российской Фе­дерации.
     Систему федеральных судов составляют:
1) Конституционный Суд Российской Федерации;
2) Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;
3) Арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.
Кроме того, Законом «О судебной системе РФ» предусмотрены суды субъ­ектов
Российской Федерации - конституционные (уставные) суды и мировые судьи.
                1.Конституционный Суд Российской Федерации                
Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом
защиты конституционного строя РФ, осуществляющим судебную власть в форме
конституционного судопроизводства.
Конституционный контроль относится к числу эффективных средств обеспечения
верховенства конституционных предписаний, которое является главным атрибутом
любого демократического государства. Основное назначение конституционного
контроля состоит, прежде всего, в выявлении правовых актов и действий
государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным
предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений.  В
реформирующейся России проблемы конституционного контроля оказались в сфере
повышенного научного внимания. В течение нескольких последних лет по этой теме
переведены книги, отражающие зарубежный опыт, проведены сравнительно-правовые
исследования, вышли работы с анализом отечественного опыта конституционного
контроля и надзора. Такая активность вполне объяснима: этот институт является
важнейшим элементом построения правового государства, и в современной России он
стал наиболее зримым его воплощением.[4]
21 июля 1994 г. после одобрения Федеральным Собранием и подписания
Президентом РФ Закон о конституционном суде стал федеральным конституционным
законом, в котором решены все основные вопросы организации и деятельности
данного суда в целом он состоит из 115 статей, переходных положений и
положений, касающихся вступления закона в силу. Полномочия, порядок
образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией
РФ (ст. 125, 128, и Федеральным Конституционным законом о Конституционном
Суде РФ от 21 июля 1994г.)
В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека
и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на
всей территории Конституционный суд РФ:
1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации,
Государственной Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов
субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов
государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной
власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
в) договоров между органами государственной власти РФ и органами
государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной
власти субъектов РФ;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ;
2) разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти
РФ;
в) между высшими государственными органами субъектов РФ;
3) по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по
запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или
подлежащего применению в конкретном деле;
4) дает толкование Конституции РФ;
5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения
Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого
преступления;
6) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ,
Федеративным договором и федеральными конституционными законами.
Согласно действующему законодательству Конституционный Суд РФ состоит из 19
судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента
РФ. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии
в его составе не менее 3/4 от общего числа судей.
Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи
Конституционного Суда РФ в срок не позднее четырнадцати дней с момента
получения представления Президента РФ. Каждый судья Конституционного Суда РФ
назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием.
Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо,
получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов)
Совета Федерации.  В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда РФ
представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится
Президентом РФ не позднее месяца со дня открытия вакансии. Судья
Конституционного Суда РФ, срок полномочий которого истек, продолжает
исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до
принятия итогового решения по делу, начатому с его участием.  Федеральным
конституционным законом о Конституционном Суде устанавливается, что судьей
Конституционного Суда может быть квалифицированный юрист с безупречной
репутацией в возрасте не моложе 40 лет и со стажем работы по юридической
профессии не менее 15 лет. Судья Конституционного Суда назначается на срок 12
лет. Назначение на эту должность на второй срок не допускается. Предельный
возраст пребывания в должности судьи - 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ
считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его
полномочия прекращаются в последний день месяца, в который истекает срок его
полномочий или в котором ему исполняется семьдесят лет. Судью никто не вправе
сменить, никто не вправе прервать его полномочия иначе как в порядке и по
основаниям, установленным этим Законом. Конституционный федеральный закон
предусматривает полные гарантии независимости судей.
Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и
заседаниях палат Конституционного Суда. Конституционный Суд состоит из двух
палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного
Суда. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок
проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда. пленарных
заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда, в заседаниях палат -
судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Персональный состав палат не
должен оставаться неизменным более чем три года подряд. В состав одной и той же
палаты не могут входить председатель и заместитель председателя
Конституционного Суда. Очередность исполнения судьями, входящими в состав
палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на
заседании палаты. [5]
В заседаниях палат Конституционный Суд разрешает дела, отнесенные к ведению
Конституционного Суда и не подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях. В
их число входят дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации,
Государственной Думы, Правительства РФ;
б) законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам,
относящимся к ведению органов государственной власти РФ и органов
государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти РФ и органами
государственной власти субъектов РФ;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ.
Конституционный Суд в заседаниях палат по жалобам на нарушение
конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет
конституционность закона, примененного или подлежащего применению в
конкретном деле.  Конституционный Суд РФ издает "Вестник Конституционного
Суда РФ", в котором публикуются решения, принимаемые этим Судом, особые
мнения судей, высказанные при вынесении решений по конкретным делам, и иные
материалы.
          2. Верховный Суд. Суды общей юрисдикции. Военные суды          
     Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по
гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей
юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью.
     Система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда РФ, Вер­ховных
судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов авто­номных
округов и автономной области, городских судов Москвы и Санкт-Пе­тербурга,
районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции входят военные
суды, действующие в Вооруженных Силах: военные суды гар­низонов, округов,
флотов. Система судов общей юрисдикции является централизованной -
возглавляется Верховным Судом РФ, который является высшим судебным органом по
граждан­ским, уголовным и административным делам. Организуются суды, входящие в
эту систему, либо в соответствии с административно-территориальным де­лением
государства - так называемые общие суды либо в соответствии с дислокацией
Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований - военные суды, основным
звеном которого являются — суды армий, соединений, флотилий и гарни­зонов;
средним звеном — суды военных округов, флотов, видов Воору­женных Сил и групп
войск; высшим звеном — Военная коллегия Верховного суда РФ.
              3. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации              
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим экономическим
судебным органом и осуществляет надзор за судебной деятельностью арбитражных
судов РФ. Арбитражный Суд осуществляет судебную власть при разрешении споров,
вытекающих из гражданских правоотношений и из правоотношений в сфере
управления. Арбитражный Суд разрешает споры между предприятиями,
учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, а также
гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица и имеющих статус предпринимателя.
Первое упоминание об особых судах для торгового сословия России встречается в
Уставной грамоте Новгородского князя Всеволода Мстиславовича, датированной
1135 годом. Особые таможенные суды, состоявшие "из лучших торговых люден",
были учреждены по Ново-Торговому Уставу в 1667 году.
Дальнейшее развитие торговые суды получили при Петре Первом. В 1699 году в
Москве учреждена бурмистрская палата. В 1719 году создана Коммерц-Коллегия,
ведающая торговыми и вексельными делами. На смену Государевой Боярской Думе и
Расправной Золотой Палате высшей судебной инстанцией стал Сенат. Его IV
Департамент, бывший высшей апелляционной инстанцией по торговым делам,
отчасти можно считать предшественником Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации.
Начало создания коммерческих судов в современном понимании относится к 1808
году, когда был учрежден коммерческий суд в Одессе. Затем такие суды были
образованы в Таганроге (1818 г.), Феодосии (1819г.), Архангельске (1820 г.),
Измаиле (1824 г.).  14 мая 1832 года опубликовано Общее положение об
учреждении коммерческих судов в России, что означало появление системы таких
судов — предшественницы нынешней системы арбитражных судов. Открываются
коммерческие суды в Санкт-Петербурге (1832 г.), Москве (1833 г.),
Новочеркасске (1835 г.), других городах. Устав судопроизводства в
коммерческих судах определял вопросы подсудности, вызова и явки в суд,
отводов, собирания показаний сторон и т.п. Он включал в себя 16 глав, 470
статей и Временные правила о порядке производства дел о несостоятельности из
28 статей. Обращение в коммерческий суд начиналось с подачи прошения
председателю суда, который направлял его в соответствующее отделение. Если
прошение удовлетворяло формальным требованиям закона, то заводилось дело.
Процесс считался начавшимся с момента вручения сторонам повесток. Судебная
реформа 1864 года в России организационно коммерческих судов не коснулась.
Изменения произошли только в судопроизводстве: споры теперь рассматривались
не только на основании Устава торгового судопроизводства, но и в соответствии
с Уставом Гражданского Судопроизводства от 20 ноября 1864 года, введенного в
действие применительно к общим судам и содержащего общие правила сбора и
оценки доказательств. Система арбитражных судов: Высший Арбитражный Суд,
Арбитражные суды округов, Арбитражные суды субъектов.
Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в
кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов
Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях.
Федеральные арбитражные суды округов действуют в составе президиума
федерального арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению
споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по
рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, в
некоторых судах созданы налоговые коллегии.
                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                
Проанализировав основные правовые принципы и основы деятельности судов
Российской Федерации можно придти к выводу, что на современном этапе развития
отечественного судопроизводства суд обладает всеми необходимыми полномочиями
и инструментами для выполнения своих первостепенных задач - защиты
конституционных основ общественного строя и  прав граждан России.
Для России в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна она
не только своим существованием, а действительностью и применимостью в
реальной жизни нашего общества.
Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, и арбитражные суды
представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части об­щей
судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституцион­ного
строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и
правопорядка, защите прав и интересов граждан. В ст. 3 Закона «О судебной
системе РФ» говорится, что единство судебной системы достигается путем
ус­тановления судебной системы конституционным законом, соблюдения всеми
судами установленных правил производства, применения всеми судами
Кон­ституции РФ и других федеральных законов, признания обязательности
ис­полнения вступивших в силу судебных решений на всей территории Россий­ской
Федерации, закрепления единства статуса судей, финансирования органов
судебной власти за счет средств федерального бюджета.
К сожалению, судебная власть все еще остается слабым местом в России.
Закрепленные в Конституции принципы судоустройства и судопроизводства
реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление
со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и
социальные гарантии судьи, как-то несменяемость, неприкосновенность,
независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за
отсутствия технической и материальной базы. Помимо этого большой проблемой
для правосудия в сегодняшнее время стала коррумпированность судей.
Кроме того, проблема эффективности работы судов в России заключается в
обеспечении исполнения решений Суда, которые порой игнорируются. Неисполнение
судебных решений - характерная черта всего российского правопорядка.
Законность же в государстве должны обеспечивать не Суд, а исполнительная
власть, прокуратура, правоохранительные ведомства. Суд - это фактически
высшая и последняя инстанция, и он должен вступать в действие лишь тогда,
когда не срабатывает вся остальная система власти.
Решением этой проблемы видится не искоренение указанных причин в порядке
принуждения, а формирование такого состояния общественного сознания и
правовой культуры, при котором ни у одного органа, должностного лица или
гражданина не возникает и доли желания действовать вопреки решению суда. Это
станет лучшей гарантией выполнения  судебных решений в полном объеме и в
короткие сроки.
В заключение хотелось бы подчеркнуть тот момент, что тема данной работы очень
актуальна в наше время, так как несмотря на значительные перемены в
юридических основах нашего общества, как то, принятие новой Конституции
Российской Федерации: новый Гражданский Кодекс, новый Уголовный Кодекс,
огромное количество принципиально новых нормативно-правовых актов и др.
судебная власть и документы, которые ее регламентируют еще далеки от
совершенства. Необходимо провести большую работу в целях повышения «качества»
работы органов судебной власти, для этого необходимо обеспечить реальную
независимость судей, материально-техническую базу для органов, осуществляющих
правосудие, а самое главное привести в соответствие с сегодняшними
требованиями нормативно-правовую базу, основой которой и послужит Конституция
Российской Федерации, которая хотя и дала основополагающие принципы работы
судебной власти, но не может регламентировать все аспекты работы органов
правосудия. Для этого необходимы еще новые Кодексы и огромное количество
нормативных актов, регламентирующих осуществление правосудия в наше время.
                               БИБЛИОГРАФИЯ                               
           

1. Конституция Российской Федерации. М.,1993.

2. Федеральный конституционный закон о Конституционном суде РФ// СЗ РФ, 1994, № 13, ст. 1447. 3. Федеральный конституционный закон о судебной системе Российской Федерации// Российская газета, 1997, 6 января. 4. Федеральный конституционный закон об Арбитражных судах в Российской Федерации // СЗ РФ, 1995, № 18, ст. 1589. 5. Баглай М.В Конституционное право Российской Федерации: учебник. Юрист, М., 1999. 6. Беленков Р.А Правоохранительные органы, Приор, 2000. 7. Божьев В.П. Правоохранительные органы РФ, Спарк, М 2000. 8. Воронцов С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. М., 1999. 9. Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы РФ. Учебник. М., 2000. 10. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. Юрист, М., 2000. 11. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1994. 12. Кононенко А.И. Мировой суд // Российская юстиция, 1998, № 11, стр. 5. 13. Лазарев Л.В. Конституционно-правовые основы организации деятельности Конституционного суда РФ // Г и П, 1996, № 6. 14. Лебедев В. Правосудие // Российская Юстиция, 1999, № 9, стр.2. 15. Наздратенко Е.Единая судебная система//Российская юстиция,1998, № 11. 16. Насырев И. Е. Экономические споры // Г и П, 1998, № 9. 17. Хабриева Т.Я. Процессуальные вопросы толкования // Г и П,1996, № 10. 18. Чепурнова Л.В. Как сформировать корпус мировых судей // Российская юстиция, 1999, № 4, стр. 2. 19. Чиркин В.Е. Конституционный суд // Независимая газета, 16 июня 1999г. 20. Эбзеев Б.С. Конституция и правовое государство. М., 1997.
[1] Гуценко К.Ф., М.А. Ковалев. Правоохранительные органы. М.: Издательство ЗЕРЦАЛО-М, 2001. - с. 41 [2] Конституция РФ 1993 г. ст. 118, ч. 3 [3] Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года “О судебной системе Российской Федерации” [4] Кононенко А.И. Мировой суд // Российская юстиция, 1998, № 11, с. 5. [5] Лазарев Л.В. Конституционно-правовые основы организации деятельности Конституционного суда РФ // Г и П, 1996, № 6.