Каталог :: Право

Контрольная: Контрольная работа по правоведению

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
                           ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ                           
                      Кафедра бухгалтерского учета и аудита                      
                            КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА                            
                              по дисциплине                              
                              «ПРАВОВЕДЕНИЕ»                              
                                  Москва 2003г.                                  
                               Содержание.                               
     
1.Правовые государства: понятия, критерии

3 стр.

2.

Понятие государственной службы: принципы госслужбы, права и обязанности госслужащих и их классификация

6 стр.

3.

Деление нормативно-правовых актов по их юридической силе в РФ

11 стр.

4.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц

12 стр.

5.

Реализация права: понятие и формы

14 стр.

6.

Конституционные обязанности граждан

17 стр.

7.

Понятие, признаки и виды правонарушений. Юридический состав правонарушений

18 стр.

8.Список литературы

24 стр.

1. Правовые государства: понятия, критерии Теория правового государства занимает достойное место в общецивилизационной гуманитарной мысли вследствие ориентации на утверждение такого государственного союза, в котором взаимоотношения личности и государства строились бы на строгих основах права и исключали бы взаимный произвол. Концепция правового государства призвана определить сферу проявления свободы человека, вмешательство государства в которую признавалось бы не только нецелесообразным, но и противозаконным. Тем не менее, общепризнанного понимания правового государства не существует. Это объясняется различными факторами, в том числе: особенности исторического и культурного развития, демократические, политические и правовые традиции, своеобразие политической и правовой систем, различия в правопонимании и осмыслении права как универсального социального регулятора общественных отношений и связей. Вместе с тем, можно выделить некоторые общие критерии этой модели, поскольку формирование и завершение создания правового государства связываются с максимальным обеспечением прав и свобод человека, взаимной ответственностью государства и гражданина, со строгим соблюдением законов всеми государственными органами, общественными организациями, коллективами и гражданами, с эффективной работой правоохранительных органов. Основой теории правового государства является идея народного суверенитета . Суверенитет народа означает, что только народ является источником той власти, которой располагает государство. Суть ее заключается в том, что государство является результатом общественного договора и суверенную власть следует понимать как выражение общественного интереса. В государстве каждый человек приобретает гражданскую свободу в обмен на свою собственную независимость. Причем суверенная власть находится на службе у права, и государство как политический организм перестает существовать, если суверен не выражает более общей воли. Государственное управление должно быть легитимным. Подобные теоретические посылки нашли свое отражение и в некоторых правовых документах. В Декларации представителей США, собравшихся на общий конгресс (Декларация независимости США) содержится следующее положение: «Мы считаем самоочевидными следующие истины: все люди созданы равными; они наделены их творцом определенными (прирожденными) неотчуждаемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, свободу и на стремление к счастью; для обеспечения этих прав люди создают правительства, берущие на себя справедливую власть с согласия управляемых.». Суверенитет народа составляет также основу и источник государственного суверенитета. Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства. С проблемой суверенитета связан и такой признак правового государства, как господство закона (права), поскольку суверенитет предполагает правовую организацию верховной государственной власти, юридическую процедуру ее осуществления, принципы взаимоотношений личности и власти. Деятельность государства как юридически организованного общественного целого необходимо должна осуществляться лишь в правовых формах и согласно с правом. Это в полной мере относится и к законодательной, и к исполнительной, и к судебной власти. Теоретически господство закона выражается в том, что он является не просто продуктом государственной воли, а представляет собой реализацию правовой идеи, сформированной правосознанием индивидов, с которыми государство состоит в публично-правовых отношениях. Условно генезис права в странах континентальной Европы происходит по следующей схеме: сначала в обществе появляются новые правовые идеи, которые затем получают свое закрепление в юридических нормах, а потом реализуются в конкретных правоотношениях субъектов права. Таким образом, правовое государство принимает форму строгой законности. Одним из важных признаков демократического государства является разделение властей. Идея о создании государственного механизма исключает сосредоточение власти в одних руках. Каждая из властей в государстве (законодательная, исполнительная, судебная) самостоятельна, имеет свою компетенцию и не должна вмешиваться в делах других. Один из вариантов концепции разделения властей предполагает создание так называемой системы сдержек и противовесов, когда каждая из властей имеет множество возможностей контролировать и ограничивать друг друга. Такой государственно - властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной власти – законодательной, что характерно, например, для Англии. Сбалансированность властей основывается на суверенитете народа, что нашло конституционное закрепление в ряде современных государств. По идее, законодательная власть должна принимать законы, исполнительная – организовывать их выполнение, а судебная – решать спор о праве на основании закона, принятого законодательным органом. В настоящее время наблюдается активизация именно исполнительной власти, которая постепенно расширяет свое поле деятельности. Это объективная закономерность, поскольку жизнь современного государства принимает более усложненные формы и часто требует оперативного властного вмешательства, которое является функцией прежде всего правительства. При этом важно то, чтобы деятельность исполнительных органов власти осуществлялась в правовых формах и на основании актов, принятых законодательным органом. В отличие от унитарного государства, в федеративном наряду с «горизонтальным» разделением властей проводится принцип «вертикального» разделения: между федерацией и ее субъектами. Наряду с тремя традиционными ветвями государственной власти следует иметь в виду функционирование учредительной власти; власти общественного мнения (прессы); контрольной власти; материальной власти, ассоциируемой с такими институтами государства, как армия, полиция, тюрьма и т.п. Важным признаком правового государства является реальное обеспечение прав и свобод личности. Права человека – это важнейший фактор в развитии общества в целом. Со временем пришло понимание того, что лучшей гарантией прав человека может быть закон, который охраняет важнейшие интересы личности, облеченные в форму прав. В правовом государстве нет места патерналистским умонастроениям, согласно которым государство «одаривает» граждан некими правами и свободами. Естественные права человека на жизнь, на свободу, на собственность, на стремление к счастью принадлежат ему в силу самого факта рождения и являются самоочевидными истинами. В демократическом правовом государстве они находят свое выражение в конституции. Кроме того, индивид является членом политического союза (государства) и в данном качестве выступает как гражданин. Отношения государства и гражданина должны строиться на твердых основах права и выступать как публичноправовые связи, предполагающие взаимное признание прав и свобод. К числу иных важных признаков правового государства можно отнести: наличие развитого гражданского общества; создание институтов политической демократии; верховенство и правовое действие конституционного закона; установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти; авторитет суда как одного из средств обеспечения правовой государственности; правовая организация системы государственной власти. 2. Понятие государственной службы: принципы госслужбы, права и обязанности госслужащих и их классификация Правовые вопросы организации и основы положения о государственной службе РФ регулируются «Законом об основах государственной службы Российской Федерации» №119-ФЗ от 31.07.1995г. Принципы государственной службы определены ст. 5 указанного выше закона: Статья 5. Государственная служба основана на принципах: 1) верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав; 2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; 3) единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации; 4) разделения законодательной, исполнительной и судебной власти; 5) равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой; 6) обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации; 7) единства основных требований, предъявляемых к государственной службе; 8) профессионализма и компетентности государственных служащих; 9) гласности в осуществлении государственной службы; 10) ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; 11) внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства; 12) стабильности кадров государственных служащих в государственных органах. Классификация государственных служащих определена ст. 6 закона: Статья 6. Классификация государственных должностей государственной службы 1. Государственные должности государственной службы подразделяются на следующие группы: высшие государственные должности государственной службы (5-я группа); главные государственные должности государственной службы (4-я группа); ведущие государственные должности государственной службы (3-я группа); старшие государственные должности государственной службы (2-я группа); младшие государственные должности государственной службы (1-я группа); 2. Государственные должности государственной службы подразделяются по специализациям, предусматривающим наличие у государственного служащего для исполнения обязанностей по государственной должности государственной службы одной специализации соответствующего профессионального образования. Специализация государственных должностей государственной службы устанавливается в зависимости от функциональных особенностей государственных должностей государственной службы и особенностей предмета ведения соответствующих государственных органов. 3. В квалификационные требования к служащим, замещающим госу-дарственные должности государственной службы, включаются требования к: 1) уровню профессионального образования с учетом группы и специализации государственных должностей государственной службы; 2) стажу и опыту работы по специальности; 3) уровню знаний Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов Российской Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей. Права государственных служащих определены ст. 9 закона: Статья 9. Права государственного служащего 1. Государственный служащий имеет право на: 1) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей; 2) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; 3) посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности; 4) принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями; 5) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы; 6) продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации; 7) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений; 8) переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета; 9) пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы; 10) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; 11) объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов; 12) внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции. 2. Государственный служащий вправе обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность государственной службы, дисциплинарной ответственности государственного служащего, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты государственного служащего, увольнения с государственной службы. Обязанности государственных служащих определены ст. 10 закона: Статья 10. Основные обязанности государственного служащего Государственный служащий обязан: 1) обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции Российской Федерации, реализацию федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, в том числе регулирующих сферу его полномочий; 2) добросовестно исполнять должностные обязанности; 3) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан; 4) исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных; 5) в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; 6) соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией; 7) поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей; 8) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан. 3. Деление нормативно-правовых актов по их юридической силе Одной из внешних форм выражения права является закон. Закон – это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни. Законы – первичные, основополагающие нормативные акты. Их высшая юридическая сила состоит в том, что: 1. Все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им; 2. Они не нуждаются в каком-либо утверждении другими органами; 3. Законы никто не вправе отменить кроме органа, их издавшего. 4. Законы принимаются высшими органами государственной власти (парламентами) или непосредственно народом в ходе референдума. Подзаконный нормативный акт – одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законодательных предписаний, или их толкования, или установления первичных норм. Не органы, издающие акты, и даже не характер акта (управленческий, толкования и т.д.) определяют его принадлежность к подзаконным актам. Главное свойство состоит в отражении иерархии нормативных актов, их соподчиненности по юридической силе. Верховенство закона и подзаконность иных актов нашли конституционное закрепление. Подзаконные акты являются незаменимым средством обеспечить исполнение законов. В механизме реализации законодательных норм подзаконным актам наряду с процессуальными законами принадлежит основополагающее значение в качестве юридической основы всей правореализующей деятельности. В зависимости от положения органов, издающих подзаконные акты, их компетенции, а также характера и назначения самих актов, подзаконные акты делятся на несколько видов. Ведущее место среди подзаконных актов принадлежит указам президента, постановлениям правительства. Министры издают приказы и инструкции; местные органы власти и управления принимают решения и распоряжения. Конституционный Суд РФ в ряде своих решений признал возможность регулирования указами Президента РФ тех отношений, которые должны регулироваться законом, но только в тех случаях, когда закон по каким-либо причинам не принимается и есть потребность преодолеть имеющийся в законодательстве пробел. Такой указ действует до принятия соответствующего закона. 4. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц Нормативный правовой акт – это акт, содержащий правовые нормы. Норма права – признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения. По своей структуре каждая норма включает в себя три элемента: диспозицию, гипотезу и санкцию. Диспозиция указывает на суть и содержание самого правила поведения, на те права и обязанности, на страже которых стоит государство. Гипотеза содержит перечень условий, при которых норма действует. Санкция называет поощрительные или карательные меры, наступающие в случае соблюдения или, напротив, нарушения правила, обозначенного в диспозиции нормы. Иногда в статье закона формулируется только часть нормы, а другие ее части следует обнаруживать в других статьях или в ином нормативном акте. Правовые нормы действуют: 1. Во времени; 2. Пространстве; 3. По кругу лиц. Действие по кругу лиц означает, по общему правилу, распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Но из данного правила есть три исключения. Во-первых, главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств и некоторые другие иностранные граждане пользуются правом экстерриториальности (наделены дипломатическим иммунитетом), следовательно, к ним не могут быть применены меры ответственности и меры государственного принуждения за нарушение уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях. Во-вторых, проживающие на территории государства иностранные лица и лица без гражданства, хотя и пользуются широким кругом прав и свобод наряду с гражданами страны, в некоторых правоотношениях не могут выступать носителями прав, они не могут, например, избирать или быть избранными в органы государственной власти, в суды, не могут состоять на службе в ВС и органах внутренних дел. В-третьих, некоторые нормативные акты, например, предусматривающие уголовную ответственность, распространяются на граждан независимо от того, понесли они уже наказание по нормам иностранного законодательства или нет. Адресатами нормативных актов могут быть все граждане или определенные группы населения, все должностные лица или отдельные их категории. 5. Реализация права: понятие и формы Реализация права представляет собой деятельность, соответствующую выраженной в законе воле. Ее можно рассматривать как процесс и как конечный результат. Как конечный результат реализация права означает достижение полного соответствия между требованиями норм совершить или воздержаться от совершения определенных поступков и суммой фактически последовавших действий. Так, например, согласно нормам, регулирующим индивидуальную трудовую деятельность, граждане до начала занятий ею должны: 1. Получить разрешение; 2. Уплатить государственную пошлину за выдачу разрешения; 3. Получить регистрационное удостоверение или приобрести патент. Только эти действия, а не какие-либо их эквиваленты и только в полном объеме будут обозначать реализацию требований закона. Реализацией права достигается тот результат, к которому законодатель стремится и который, по его мнению, должен привести к какой-то полезной цели. Достижение последней выходит за рамки реализации права. Юриста интересуют лишь действия, которых требует закон. Реализация права как процесс может быть охарактеризована с объективной и субъективной стороны. С объективной стороны она представляет собой совершение определенными средствами в известной последовательности, в установленные сроки и в определенном месте предусмотренных нормами права правомерных действий. С субъективной стороны реализация права характеризуется отношением субъекта к реализуемым правовым требованиям, его установками и волей в момент совершения предписываемых действий. Он может быть прямо заинтересованным в реализации права, осуществлять нормы по долгу или из страха неблагоприятных последствий. Но главное в этом процессе – скрупулезное следование образу действий, условиям места и времени их совершения. Реализация не состоится, если одно какое-либо из обязательных условий будет нарушено. По разным основаниям выделяются разные формы реализации правовых норм. По характеру правореализующих действий, обусловленных содержанием правовой нормы, следует выделить четыре формы: соблюдение, исполнение, использование и применение права. Соблюдением реализуются запрещающие нормы. Суть этой формы состоит в пассивном воздержании от совершения действий, находящихся под запретом. Исполнение требует активных действий, связанных с претворением в жизнь обязывающих предписаний. Использование права направлено на осуществление правомочий лица, и, следовательно, по его усмотрению здесь может иметь место как активное, так и пассивное поведение. Особое место занимает применение права как комплексная властная деятельность по реализации правовых норм, сочетающая в себе одновременно разные поведенческие акты. Классификация форм реализации законодательной воли в практическом отношении тесно связана с избранием методов обеспечения нормального процесса реализации правовых норм и достижения требуемых законодателем результатов. Успех или неуспех перевода нормативных требований права в реальное поведение связан с созданием надлежащей материальной базы, научно-техническим и ресурсным обеспечением благоприятного морально-политического климата, организационными мерами и т.п. Большое значение имеет субъективная сторона процесса осуществления права и средства прямого воздействия на волю и сознание людей. Если люди решительно отказываются повиноваться предъявленному требованию, то последнее никогда не будет осуществлено в их поведении. Поэтому государство использует ряд методов для того, чтобы сформировать у граждан, должностных лиц и коллективных субъектов права потребность, желание или необходимость совершить предусмотренные в нормах права действия. История знает два основных средства понуждения воли людей к реализации государственных велений – это обещание награды и угроза физическим принуждением или лишением каких-либо благ. В правовом государстве значительно меняются сфера и объем репрессивно- карательных и принудительных мер, открывается возможность своеобразного «самообеспечения» правовых предписаний. Цель права состоит в удовлетворении жизненных потребностей людей. Поэтому должно устанавливаться принципиальное соответствие государственной воли с волей субъектов реализации права. При таком условии глобальная перспектива состоит в постепенном отпадении необходимости специализированного государственного принуждения. Само содержание права обусловливает добровольное повиновение со стороны подавляющего большинства граждан. Однако «самообеспечение» норм права в обществе нельзя понимать упрощенно, нельзя не видеть также, что в определенные периоды развития ряда государств получили гипертрофированное использование методы командно-волевого, административного нажима, принудительные и даже репрессивные методы. Заинтересованность участников общественных отношений состоит в реализации принадлежащих им прав в сфере действия управомочивающих норм, а более широко – за пределами действия запретов, ограничений и обязывающих велений. Государство не обещает наград за сам факт реализации управомочивающих норм. Тем более не грозит лишениями на случай отказа от реализации предоставленных прав. Содержание управомочивающих норм удовлетворяет волю их адресатов, а сам результат осуществления прав приносит желаемые блага. При осуществлении обязывающих норм затрачиваются человеческие силы. В качестве определенной компенсации государство обещает какие-то блага. Исполнение обязанностей под угрозой возможно, но оно не будет качественным. Какой-то круг людей в обществе исполняет юридические обязанности по внутреннему убеждению, по чувству долга. Правовые запреты реализуются преимущественно под угрозой наступления неблагоприятных последствий в случае их нарушения. Это могут быть лишение свободы, штраф, исправительные работы и др. В целях обеспечения процесса реализации правовых норм широко используются политические (например, средства партийного воздействия) и идеологические (пропаганда, убеждение) методы. Но решающее значение имеет другое. За надлежащее исполнение ими своих юридических обязанностей государство платит заработную плату. Неисполнение обязанностей влечет применение дисциплинарных взысканий, вплоть до увольнения с должности. Нарушение запретов образует состав должностного преступления или проступка и наказывается в соответствии с санкцией закона. 6. Конституционные обязанности граждан Согласно Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12.12.1993г., граждане России имеют следующие обязанности: Статья 57 Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Статья 58 Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Статья 59 1.Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. 2.Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом. 3.Граданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. 7. Понятие, признаки и виды правонарушений. Юридический состав правонарушений Правонарушение – это виновное противоправное и вредоносное поведение деликтоспособных лиц, влекущее юридическую ответственность. Имеются в виду не только физические лица (граждане), но и так называемые юридические лица, к которым относятся разного рода организации. Правонарушение – это поведенческий акт, это активное действие, но в некоторых случаях и бездействие (например, неоказание помощи, неисполнение должностным лицом возложенных на него служебных обязанностей, неисполнение условий договора и т.п.). Событие как юридический факт, к примеру, гибель людей или имущества в результате стихийного бедствия, не является правонарушением, так как не идет речь о поступках людей. Правонарушением нарушаются нормы права. Это деяние, запрещенное нормами права, противоправное. Поведение, не соответствующее иным социальным нормам – нравственным, корпоративным, обычным, - не будет являться правонарушением, если оно одновременно не запрещено правовыми нормами, если оно уходит в юридически безразличное поведение. Правонарушение причиняет вред охраняемым правом общественным отношениям, ущемляет субъективные права участников правоотношения, т.е. это деяние вредное и в силу этого в большей или меньшей степени общественно опасное. Правонарушение – это виновное деяние. Лицо должно сознавать, что оно действует противоправно. Если оно не осознает вредоносности и общественной опасности своих поступков в силу малолетства, невменяемости либо других обстоятельств, то не будет и правонарушения. Правонарушение – это деяние лица, способного нести юридическую ответственность, деликтоспособного лица. Нести ответственность за совершенное преступление может человек, достигший определенного возраста. Деликтоспособность организаций наступает, как правило, с момента учреждения (организации). За совершение правонарушения лицо обязано претерпеть определенные неблагоприятные последствия в основном личного или имущественного характера, т.е. понести юридическую ответственность. Юридически значимые признаки правонарушения обобщаются в понятие «юридический состав правонарушения». По степени общественной опасности правонарушения подразделяют на преступления и проступки. Преступление – это виновное противоправное поведение, нарушающее нормы уголовного права и наносящее ущерб самым существенным общественным отношениям. «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания» (ч. 1 ст. 3 УК РФ). Преступления – наиболее серьезный вид правонарушений, обладающий самой высокой степенью общественной опасности, поэтому их совершение влечет применение мер уголовного наказания. Проступки – это все остальные правонарушения, не признанные преступлениями. Они характеризуются меньшей степенью общественной опасности. Отнесение того или иного деяния к преступлению или к проступку во многом зависит от того, насколько больший вред усмотрел законодатель в том или ином варианте поведения, каков характер этого вреда и насколько острой является потребность в борьбе с такого рода видом противоправного поведения. В зависимости от того, в какой сфере жизни проступки были совершены, от вида нарушенных норм права, от характера нанесенного вреда и применяемых к нарушителю санкций выделяют следующие их виды: Гражданско-правовые проступки – это правонарушения, наносящие вред урегулированным нормами гражданского права имущественным и связанным с ними личным отношениям, а также отношениям, урегулированным определенными нормами трудового, семейного, аграрного права. В отличие от преступлений определения и исчерпывающего перечня гражданских правонарушений в законодательстве не содержится. Административно-правовые проступки – это правонарушения, наносящие вред общественным отношениям в области государственного управления, которые урегулированы нормами административного, финансового, земельного и некоторых других отраслей права. Административные проступки мешают нормальной исполнительной и распорядительной деятельности государственных органов, посягают на общественный порядок, права и законные интересы граждан. Дисциплинарные проступки – это правонарушения, наносящие вред внутреннему порядку деятельности предприятий, учреждений, организаций. В отличие от административных, они совершаются по службе. Они подрывают служебную, воинскую, производственную дисциплину и наносят вред нормальному функционированию соответствующих организаций. Состав правонарушения – это совокупность его обязательных признаков. К элементам состава правонарушения относятся: 1. Объект правонарушения; 2. Объективная сторона правонарушения; 3. Субъект правонарушения; 4. Субъективная сторона правонарушения. Отсутствие одного из элементов означает отсутствие состава правонарушения. Объект правонарушения – это охраняемые правом общественные отношения, которым наносится ущерб. Объект правонарушения – это не те вещи, которые похищаются, не деньги, которые подделываются, не человек, которого оскорбляют или избивают. Объектом правонарушения является соответствующее нарушенное субъективное право – право собственника на владение имуществом, право кредитора или продавца на получение денег, право государства на нормальное осуществление государственного управления, право человека на достоинство и личную неприкосновенность и т.д. Объективная сторона правонарушения. Ее составляют те элементы противоправного поведения, которые характеризуют его как определенный акт внешнего проявления в объективной действительности. Принято различать обязательные и факультативные признаки объективной стороны правонарушения. К обязательным признакам относятся противоправное деяние, вредные последствия противоправного деяния, а также причинная связь между деянием и его вредными последствиями. В уголовном законе различаются две формы общественно опасного деяния: действие, т.е. активное поведение человека, и бездействие – пассивное поведение человека (неоказание врачом помощи больному, оставление в опасности человека при ДТП и т.п.). Противоправное деяние. Деяние – это акт человеческого поведения, выраженный в активном действии или бездействии. Большинство правонарушений совершаются посредством действия, которое может выступать или в форме физического воздействия на людей, животных, предметы материального мира, или в письменной форме, или в устной, или совершаться с помощью жестов. Вредные последствия противоправного деяния. Это тот вред, ущерб, который причиняется противоправным деянием. Вредные последствия могут носить личный, имущественный либо иной характер, они различаются по степени тяжести. Иногда определить вид правонарушения, дать его квалификацию возможно только в зависимости от наступивших последствий. Причинная связь между противоправным деянием и его вредными последствиями. Причинная связь – это такая связь между явлениями, в силу которой одно из них с необходимостью порождает другое. К факультативным признакам объективной стороны обычно относят место, время, способ, обстановку совершения правонарушения. Субъект правонарушения – это лицо (организация), совершившее правонарушение. Особенности субъекта зависят от вида правонарушения. Так, субъектом преступления может быть только совершившее преступление физическое лицо, достигшее к моменту совершения преступления возраста, с которого наступает уголовная ответственность. По общему правилу, уголовной ответственности подлежат лица, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. В отдельных случаях возможно наступление уголовной ответственности с 14-летнего возраста. В соответствии со ст. 19 УК субъектом преступления может быть только человек, т.е. физическое лицо. Это лицо должно быть вменяемым. Вменяемым признается лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния сознавало фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководило им. В законе выделяется два критерия вменяемости: юридический (психологический), медицинский (биологический). Юридический критерий невменяемости характеризуется двумя признаками: интеллектуальным, заключающимся в невозможности осознания характера своих действий; волевым, выражающимся в неспособности к руководству своими действиями. Медицинский критерий невменяемости называет причины возникновения юридического критерия невменяемости. Это: хроническое психическое заболевание; временное психическое расстройство; слабоумие; иное болезненное состояние психики. Субъективная сторона правонарушения раскрывает психическое отношение субъекта к совершенному деянию и его последствиям, направленность воли правонарушителя. К признакам субъективной стороны относятся вина, мотив и цель. Иногда здесь же говорят об особом психическом состоянии лица, совершившего правонарушение, например, состояние опьянения, состояние сильного душевного волнения. Вина – основной признак субъективной стороны правонарушения. Это психическое отношение субъекта к деянию и его последствиям. При отсутствии вины, т.е. без осознания противоправного характера своего поведения и его последствий, не будет и правонарушения. Впрочем, и законодательство, и юридическая практика с древнейших времен и до наших дней знали примеры невиновного привлечения к самым жестким мерам ответственности. При прямом умысле лицо осознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало наступления этих последствий. При косвенном умысле лицо сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия и сознательно допускало наступление этих последствий. Самонадеянность характеризуется тем, что лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение. Неосторожность в виде небрежности выражается в том, что лицо не предвидело возможности наступления вредных последствий своего деяния, хотя по обстоятельствам дела должно было и могло их предвидеть. Мотив – это те внутренние побуждения, которыми руководствовался субъект при совершении правонарушения. Цель – это мысленная модель того результата, который стремится достигнуть субъект при совершении правонарушения. И цель, и мотив могут оказывать влияние на квалификацию правонарушения. 8. Список литературы.

1.

Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1999.

2.

Правоведение: Учебник для неюридических вузов / Под ред. О.Е. Кутафина. – М.: Юристъ, 2002.

3.

Конституция Российской Федерации. - Ростов н/Д: - Изд-во «Феникс», 2002.

4.

Полосин Н.В., Скворцова С.А. Уголовное право России: Учебное пособие: - М.: ИНФРА-М, 2003.

5.

Бердычевский В.С., Акопов Д.Р. Трудовое право: Учебное пособие: - Ростов н/Д: Фенкис, 2002.