Каталог :: Право

Курсовая: Понятие конституции РФ, основные черты конституции

                                     П Л А Н                                     
1.ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА                     2
2.ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ                                        5
3.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ                                  8
4.ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ                                        16
5.ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ                           18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                            20
                                      - 2 -                                      
                    1.ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА                    
Объективные причины  (источники) возникновения и существова­ния
конституционного права коренятся в материальных условиях жиз­ни  общества.
Правовой  же наукой выработано понятие юридических источников права. Под
источником права в юридическом смысле пони­маются те формы, в которых находят
свое выражение правовые нормы. Основными видами источников конституционного
права- являются нор­мативно-правовые акты,  судебные прецеденты и правовые
обычаи,  а также иногда международные и внутригосударственные договоры.
Нор­мативно-правовые акты конституционного права обычно подразделяют­ся на
законы, нормативные акты исполнительной власти, нормативные акты  органов
конституционного контроля (надзора),  парламентские регламенты, акты местного
самоуправления.
Законы принимаются обычно законодательными собраниями, иног­да другими
высшими органами власти - монархами в  абсолютных  мо­нархиях,  узкими
постоянно действующими коллегиальными органами в некоторых странах.
По степени  важности  и  характеру регулируемых общественных отношений законы
подразделяются на основные (конституции),  конс­титуционные, органические и
обычные.
Конституции (основные законы) провозглашают основные права и свободы
человека  и гражданина,  регулируют основы общественного строя,  форму
государства,  устанавливают принципы организации  и деятельности
государственных органов. В отдельных странах они ре-
                                      - 3 -                                      
гулируют не все отмеченные общественные отношения. Конституционные законы
как  источники права имеют различное
значение в разных странах.  В Чехо-Словакии например, было приня­то,  что
конституционные законы дополняют Конституцию. Органичес­кие законы в ряде
стран (обычно романской системы права)  опреде­ляют статус органов
государства на основе бланкетных статей конс­титуций. Например, Конституции
Франции предусматривает урегулиро­вание  органическими законами статуса таких
государственных орга­нов,  как Конституционный совет (ст. 63), Высокая палата
правосу­дия (ст.  67),  Экономический и социальный совет (ст. 71), Высший
совет магистратуры (ст. 65).
Ту же  юридическую  силу,  что  и законы,  имеют в некоторых странах
нормативные акты,  издаваемые в порядке замещения  парла­ментов.
Они зачастую подлежат последующему утверждению парламентом и являются
источниками конституционного права,  если содержат соот­ветствующие нормы.
К нормативно-правовым актам исполнительной власти относятся нормативные акты
глав государств (указы, декреты, приказы и т.п.) и нормативные акты
правительств,  а иногда и ведомств (ордонансы, декреты, постановления и
т.п.). Указанные акты служат источниками конституционного  права  лишь  в той
части,  в какой содержат его нормы. Между ними существует определенная
субординация: норматив­ные акты нижестоящих государственных органов не должны
противоре­чить актам вышестоящих. Нормативные акты глав государств и
прави­тельств имеют наиболее широкую сферу действия.
Практически в  каждой стране существуют конституционноправо­вые обычаи,
однако лишь в отдельных странах они считаются офици-
                                      - 4 -                                      
альными источниками конституционного права.Это правила поведения, нигде в
официальных изданиях не записанные  в  качестве  таковых, однако  в  течение
длительного  времени  применяемые и молчаливо санкционированные государством.
Чаще всего эти правила представ­ляют  собой  определенный способ реализщии
констжуционно-правовых норм. Впрочем, судом они в любом спучае не защищаются.
Широкое распространение  обычай  получил  в  конституционном праве
Великобритании (конституционные соглашения). Многие положе­ния  британской
конституции существуют ныне именно в этой форме: "король должен согласиться с
биллем,  прошедшим через обе  палаты Парламента", "лидер  партии большинства
- Премьер-Министр";  "ми­нистры выходят в отставку,  если перестают
попьзоваться  доверием Палаты общин",  "Палате лордов не принадлежит
инициатива финансо­вых биллей" и др.
Международные договоры  служат  источниками конституционного права в случае
когда регулируют конституционные проблемы  и  пре­дусмотрено их
непосредственное применение.  В современных консти­туциях многих государств
содержатся положения о примате  междуна­родного права перед
внутригосударственным.  Это порождено процес­сом дальнейшей
интернационализации экономики и других сторон  об­щественной жизни.
                                      - 5 -                                      
                              2.ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ                              
Конституция - это Основной закон государства, выражающий во­лю
господствующего класса или всего общества и закрепляющий осно­вы
общественного и государственного строя,  права и свободы чело­века и
гражданина.
Слово (термин) "конституция" происходит означает "установле­ние",
"устройство".  Конституция  как Основной закон государства учреждает
политическую форму существования общества,  систему го­сударственных
органов,  устанавливает  порядок их формирования и способ функционирования,
закрепляет права и свободы  человека  и гражданина.
Конституция в современном ее понимании не была известна ни в древности,  ни в
средневековье.  Правда, в древнем Риме отдельные акты императоров именовались
конституциями.  Но они ничего общего не имели с основными законами
государств,  возникшими в эпоху пе­рехода человечества от феодализма к
капитализму.
Первой конституцией в ее подлинном понимании оказалась конс­титуция США 1787
г.  Вслед за ней появилась  конституция  Франции 1791 г.  в результате победы
Великой французской революции. В Х1Х в. конституции были приняты в
большинстве европейских стран. С их помощью  господствующие классы стремились
"...  придать своей во­ле...  всеобщее выражение в виде государственной воли,
в виде за­кона".  Конституция  как  Основной  закон  государства появляется
только в ту историческую эпоху,  которая характеризуется правовым равенством
граждан или подданных. Собственно она как бы олицетво-
                                      - 6 -                                      
ряет это равенство своим содержанием.  Законодательно оформляя  и закрепляя
общественные отношения,  отвечающие коренным потребнос­тям и интересам
господствующих классов или всего общества,  конс­титуция  выступает  в
качестве мощного рычага внутриполитической стабильности государства,
устойчивого функционирования его власт­ных структур.
Закрепляя наиболее важные обшественные отношения,  принципи­альные положения
и основополагающие устои общества,  политическую форму его существования,
конституция служит правовой  базой  для текущего законодательства.  В этом
законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются  положения
конституции.  Причем, важно  подчеркнуть,  что оно не может и не должно
"развивать" или дополнять конституцию. Соответствуя Основному закону
государства, текущее  законодательство  наполняет его положения конкретным
со­держанием.  При этом конституционные нормы сохраняют свою опреде­ленность
и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства.
В отличие от обычных законов, Основной закон государства ха­рактеризуется
стабильностью и долговечностью. Эти качества консти­туции обусловлены двумя
обстоятельствами.  Во-первых, в силу абс­трактного содержания ее положений
она  не  подвержена  постоянным изменениям.  во-вторых, жесткая процедура по
внесению в нее изме­нений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности  и
долго­вечности.
Таким образом  все  другие  законы  и  правовые  предписания властных
структур государства должны соответствовать конституции - их правовой основе.
Те из них, которые противоречат конституци­онным принципам и нормам, подлежат
отмене.
                                      - 7 -                                      
Конституции можно классифицировать по различным  основаниям. В  зависимости
от  способа объективирования государственной воли господствующего класса или
всего общества конституции подразделя­ются  на писанные,  т.е.  составленные
в виде единого документа и неписанные - состоящие из законов  парламента,
содержащих  нормы конституционного характера,  судебных прецедентов и
правовых обы­чаев.
По способу изменения, внесения поправок и дополнений консти­туции можно
классифицировать на жесткие и обычные. Жесткими явля­ются  конституции,  для
принятия и изменения которых установлена более сложная процедура,  чем для
обычных законов государства.  К обычным конституциям относятся те,  которые
принимаются и изменя­ются в упрощенном порядке,  т.е.  в  порядке,
установленном  для обычных парламентских законов.
В зависимости от соответствия или несоответствия тем  факти­ческим
общественным отношениям,  которые сложились и господствуют в обществе,
конституции подразделяются на фиктивные  и  действи­тельные.  Фиктивные
конституции не выражают общественные отноше­ния, которые функционируют в
стране. Они оторваны от действитель­ности и сугубо формальны.  Действительные
же конституции являются адекватным выражением и воплощением фактических
общественных  от­ношений, которые сложились в обществе. Именно они служат
правовым критерием социальной природы политической власти  и  государства,
способа их организации и деятельности на соответствующей террито­рии,
фактического статуса человека и гражданина.
                                      - 8 -                                      
                          3.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ                          
Основные черты  характеризуют  конституцию как специфическую реальность,
оказывающую мощное воздействие на общественные отно­шения.  Являясь
концентрированным политическим выражением состоя­ния общества, уровня его
развития, конституция регулирует осново­полагающие сферы его
жизнедеятельности. Это и находит свое вопло­щение в ее характерных чертах.
Характерной чертой Конституции РФ 1993 г.  является ее адек­ватный характер
складывающимся в обществе общественным  отношени­ям. Она отражает переходный
характер российского общества, проти­воречивый способ его существования.  В
ней нашли  воплощение  то, что  достигнуто  и отстаивается многонациональным
народом России: многообразие форм собственности, конкуренция, свобода
экономичес­кой деятельности,  политический и идеологический плюрализм,
приз­нание прав и свобод человека и гражданина,  федеративное устройс­тво,
основанное на самоопределении и равноправии народов, самос­тоятельный статус
местною самоуправления и т.д.
К характерной черте Конституции РФ 1993 г. относится наличие в ней
основополагающих положений.  Она содержит нормы, регулирую­щие  наиболее
важные  общественные отношения и служащие правовой основой для текущего
законодательства. Поэтому по своему содержа­нию  они предельно абстрактны,
ибо имеют своей целью закрепление
                                      - 9 -                                      
самого главного в общественных отношениях.
Характерной чертой Конституции России является также ее пря­мое действие.
Это закреплено в статье 15 Основного закона РФ. В соответствии с этим
конституционные нормы не нуждаются в каком ли­бо ином правовом подтверждении.
Это  придает  им  действительную высшую юридическую силу и служит гарантом от
их искажения.
Наконец, для Конституции Российской Федерации характерны не-
зыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это выражается
в том,  что Конституция провозглашает, что "признание, соблюдение и защита
прав и свобод человека и гражданина - обязан­ность государства" (ст.  2).
При этом особо подчеркивается,  что "человек, его права и свободы являются
высшей ценностью". В Конс­титуции закрепляются и гарантируются права и
свободы  человека  и гражданина  в соответствии с общепризнанными принципами
и нормами международного права (статья 17).
Таковы основные черты, свойственные Конституции РФ.               Прежде
всего в отличие от предшествующих конституций Консти-
туция РФ 1993 г. отличается особым, свойственным лишь ей порядком разработки.
Как известно,  в силу сложившихся обстоятельств и политичес­кого
противоборства между Президентом РФ и высшими органами госу­дарственной
власти  (Съезд народных депутатов,  Верховный Совет) осуществлялась
разработка двух  проектов  Конституции  Российской Федерации.  7  мая  1993
г.  за подписью заместителя Председателя Конституционной комиссии Р.И.
Хасбулатова появляется постановле­ние  "Об основных положениях проекта
Конституции Российской Феде­рации", которым утверждался представленный
рабочей группой проект положений проекта Основного Закона России. При этом в
постановле-
                                     - 10 -                                     
нии указывалось,  что подготовка этого проекта  осуществлялась  в
соответствии  с Постановлением восьмого Съезда народных депутатов Российской
Федерации от 12 марта 1993 г.  "О мерах по осушествле­нию конституционной
реформы в Российской Федерации (о постановле­нии седьмого Съезда.  народных
депутатов Российской Федерации  "О стабилизации конституционного строя
Российской Федерации").
В связи с тем,  что хасбулатовский вариант конституции изна­чально
разрабатывался  в  плане  учреждения парламентарной формы правления в России
и низведения статуса президента до номинально­го главы государства, Президент
Российской Федерации своим указом от 20 мая 1993 г. "О созыве
Конституционного совещания и заверше­нии  подготовки проекта Конституции
Российской Федерации" учредил Конституционное совещание,  которое призвано
было выработать аль­тернативный вариант конституции России. Это сделано после
том как 6 мая 1993г.  Президент РФ направил  в  Конституционную  комиссию
свой  проект  Основном Закона государства,  в ответ на который за подписью
ответственного секретаря Конституционной  комиссии  О.Г. Румянцева и эксперта
Конституционной комиссии В.И. Лафитского по­явился документ,  в котором
давалась негативная политико-правовая оценка  президентского варианта
конституции.  В частности,  в нем утверждалось,  что в указанном проекте
"президент не только выво­дится  за рамки системы трех властей -
законодательной,  исполни­тельной и судебной,  - но и ставится над ними, что
присуща, глав­ным образом, для авторитарных и весьма далеких от демократии
форм правления". При этом особо подчеркивалось, что "наличие оснований для
роспуска Парламента определяется Президентом бесконтрольно" и что "при
подобной конструкции Парламент превращается в безвольный и фактически
безвластный орган".
                                     - 11 -                                     
Именно этим объясняется,  почему в Постановлении Конституци­онной комиссии "О
проекте Конституции (Основного закона) Российс­кой Федерации,  направленном
Президентом Российской  Федерации  в Конституционную комиссию 6 мая 1993
года" от 7 мая 1993 г. факти­чески отклонялся президентский вариант
конституции, ибо, как было сказано в нем,  его "отдельные положения...
существенно ограничи­вают экономические,  политические и гражданские права
человека  и гражданина,  нарушают принцип разделения властей". Тем самым была
устранена почва для достижения компромисса между властями по про­екту новой
конституции России.
Конституционное совещание, созванное Президентом, продолжало работу  над
проектом Основного закона государства вне всяких кон­тактов с Конституционной
комиссией и Верховным Советом Российской Федерации. Крайне обострившийся
внутриполитический кризис в стра­не в результате открытого противостояния
властей  вынудил  Прези­дента своим Указом от 21 сентября 1993 г. распустить
Съезд народ­ных депутатов и Верховный Совет РФ.  Съезд народных депутатов
от­казался сложить свои полномочия. В своем Постановлении "О полити­ческом
положении в Российской Федерации в связи с государственным переворотом"  от
24 сентября 1993 г.  он квалифицировал действия Президента как попрание
Конституции,  совершение государственного переворота  и  установление режима
личной власти.  При этом съезд заявил,  что "действия граждан по защите
конституционных  органов власти,  преодолению последствий государственного
переворота рас­цениваются как исполнение общественного и  государственного
дол­га".
После кровавых событий 3 - 4 октября и стабилизации  внутри­политической
обстановки  в  стране работа над проектом Основного
                                     - 12 -                                     
закона вступает в завершающую стадию.  В связи с  этим  Президент своими
распоряжениями от 11 октября 1993 г.  утверждает положения о Государственной
и Общественной палатах Конституционного совеща­ния.
На Государственную палату была возложена обязанность по  вы­работке
предложений по изменениям и дополнениям к проекту Консти­туции Российской
Федерации и рассмотрение рекомендаций по полити­ческим,  социальным и
экономическим вопросам. Общественная палата Конституционного совещания
призвана была обеспечить  участие  об­щественных объединений в
конституционном процессе.  Являясь орга­низационной формой  их
взаимодействия  с  федеральными  органами власти Российской Федерации, в
рамках которой осуществлялись "не­обходимые политические консультации по
широкому  кругу  социаль­но-политических вопросов",  она также вырабатывала
предложения по изменениям и дополнениям к проекту Конституции Российской
Федера­ции  и  рассматривала рекомендации по политическим,  социальным и
экономическим проблемам.
На совместных  заседаниях Государственной и Общественной па­лат,
созывавшихся Президентом РФ, были согласованы окончательные варианты разделов
и глав Конституции Российской Федерации,  уточ­нены редакции соответствующих
конституционных положений.  Как ви­дим,  разработка  Конституции  Российской
Федерации носила весьма специфический характер и осуществлялась не  на
уровне  законода­тельных  органов  государства,  а  по инициативе и при
содействии Президента РФ.
Другой особенностью Конституции Российской Федерации являет­ся порядок ее
принятия.  По ее проекту было проведено всенародное голосование.  Причем
решение о его проведении было оформлено Ука-
                                     - 13 -                                     
зом Президента от 15 октября 1993 г. И это понятно, ибо законода­тельные
органы были распущены,  а новые еще не сформированы. да и создавать их было
преждевременно, ибо не была еще принята Консти­туция,  которая
предусматривала  образование  совершенно  нового представительного и
законодательного органа Российской  Федерации - Федерального Собрания.
В соответствии с Указом Президента от 12 декабря 1993 г. бы­ло  проведено
всенародное голосование по проекту Конституции Рос­сийской Федерации.
Голосование проводилось на основе Положения о всенародном голосовании,
содержащего принципы, порядок проведения референдума,  методику подсчета
голосов и определения результатов всенародного голосования.
К числу особенностей Конституции Российской Федерации следу­ет отнести и то,
что она принималась одновременно с выборами де­путатов Совета Федерации и
Государственной Думы - палат Федераль­ного  Собрания.  Причем,  их избрание
осуществлялось не на основе Конституции, ибо она еще не была принята, а в
соответствии с Ука­зом Президента от 1 октября 1993 г. утвердившего
"Положение о вы­борах депутатов Государственной Думы в 1993 году" и на основе
его же Указа от 11 октября 1993 г. "О выборах в Совет Федерации Феде­рального
Собрания Российской Федерации".
Характерной особенностью  Конституции  Российской  Федерации 1993 г. является
специфика формы правления, которую она закрепля­ет.  Ограничиваясь лишь
указанием на то, что Российская Федерация - есть "демократическое
федеративное правовое государство с  рес­публиканской  формой  правления"
(статья 1) она обходит молчанием вопрос о разнородности Российской
республики.  То, что Российская Федерация  не является парламентарной
республикой - это настолько
                                     - 14 -                                     
очевидно, что не нуждается в каком-либо доказательстве. Но и наз­вать ее
президентской в собственном смысле нельзя,  ибо президент наделен такими
полномочиями,  которые не вписываются в классичес­кую модель президентской
формы правления.  Это прежде всего подт­верждается следующими правовыми
аргументами.
1. В  президентской республике президент является главой ис­полнительной
власти.  В качестве  классического  примера  возьмем Конституцию США. В ней,
в частности, провозглашается, что "испол­нительная власть предоставляется
Президенту  Соединенных  Штатов Америки" (раздел 1 статьи 11).  Как же дело
обстоит в Конституции РФ?  Согласно статьи 110 Российской Конституции,
"исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство
Российской Федерации". Стало быть, Президент РФ выведен Конституцией за
пре­делы  исполнительной власти.  Но вместе с тем он оказывает мощное
воздействие на нее,  ибо "председатель  Правительства  Российской Федерации
назначается Президентом Российской  Федерации с согла­сия Государственной
Думы" (статья 111).  Кроме того, Председатель Правительства определяет
основные направления его деятельности не только руководствуясь Конституцией,
федеральными законами,  но и указами Президента (статья 113).
Особое положение Президента Российской Федерации  в  системе властных
структур государства, которое делает его более могущест­венной фигурой, чем
президента при президентской форме правления, находит свое концентрированное
выражение в п.  3 статьи 80,  сог­ласно которой, президент Российской
Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики
государства".
И наконец,  особенностью Конституции РФ 1993 г.  является ее отношение  к
федеративному устройству России.  Она придает статус
                                     - 15 -                                     
субъектов Российской Федерации  не  только  национально-государс­твенным
образованиям,  но и обычным административно-территориаль­ным единицам
(включая Москву и Санкт-Петербург).  Такое Конститу­ционное  решение проблемы
федеративного устройства России выходит за рамки традиционного понимания
федерализации государства и миро­вой практики. В мировом сообществе федерации
основываются либо на межнациональных отношениях, являясь их государственно
правовым вы­ражением и воплощением (Индия,  Бельгия) либо на отношениях,
ли­шенных национального содержания (США,  ФРГ, Бразилия). Этим пола­гается  и
различие в их функциональном назначении.  В Конституции РФ совмещается сугубо
территориальный  и  национальный  принципы построения федеративной
организации государства.  При этом декла­рируется равноправие политических
образований  и  административ­но-территориальных единиц.
                                     - 16 -                                     
                              4.ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ                              
Роль конституции в обществе реализуется в ее функциях. Можно выделить три ее
функции:  политическую,  правовую и гуманистичес­кую.
Политическая функция Конституции РФ заключается прежде всего в  признании и
закреплении политического многообразия,  многопар­тийности,  идеологического
плюрализма.  Предоставляя политическим силам  равные  возможности  в  борьбе
за государственную власть, конституция только запрещает действия,
направленные на насильст­венное изменение основ конституционного строя,
подрыв безопаснос­ти государства, создание вооруженных формирований,
разжигание со­циальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Конституция не допускает вмешательства общественных  объеди­нений в
деятельность органов государства и тем более создание по­литических
организаций в их структурных  подразделениях.  В  свою очередь и
государственные органы не должны вмешиваться в деятель­ность общественных
формирований.
Следующая функция Конституции РФ - правовая. Она заключается в том, что
Конституция выступает ядром правовой системы общества, учреждает
основополагающие правовые положения,  являющиеся исход­ными и определяющими
для различных  отраслей  права.  Конституция как  бы стягивает действующее
законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный
характер. Обладая высшей юри­дической силой, она обеспечивает упорядочение и
надлежащее право­вое регулирование общественных отношений с помощью системы
взаи-
                                     - 17 -                                     
мосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государс­тва.  А в
основе их реализации лежат такие краеугольные положения конституции как
государственный суверенитет,  права и свободы че­ловека и гражданина,
верховенство  законов,  принцип  разделения властей на законодательную,
исполнительную и судебную и т.д.
Целевое назначение Конституции Российской Федерации  выража-
ется  и  в ее гуманистической функции.  Она состоит в том,  что в Конституции
воплощаются  общечеловеческие  ценности,  закреплены права и свободы,
характерные для цивилизованного общества, объяв­ляются составной частью
правовой системы государства общепризнан­ные принципы и нормы международного
права и международные догово­ры Российской Федерации, провозглашается, что
человек, его судьба являются высшей ценностью.  При этом конституция
возлагает на го­сударство обязанность обеспечения его достойного и
цивилизованно­го существования.
                                     - 18 -                                     
                       5.ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ                       
Юридические свойства - это правовые признаки конституции как основном  закона
государства.  Рассмотрим,  какими свойствами она обладает.
1. Прежде всем следует подчеркнуть, что Конституция Российс­кой Федерации
представляет собой нормативно-правовой акт.  Как  и всякий подобный акт она
обладает его характеристиками. Это прежде всего содержащиеся в ней нормы
права,  которые  носят  общеобяза­тельный характер.  Как и любой иной
нормативно-правовой акт конс­титуция характеризуется неконкретностью
адресата.  Ее нормы дейс­твуют независимо от их исполнения. Причем их
действие обеспечива­ется принудительной силой государства.
2. Конституция  как Основной закон государства базируется на государственной
воле общества.  Именно указанной воле она обязана своим  возникновением  и
существованием.  Об этом свидетельствуют результаты всенародном голосования
по ее  проекту,  состоявшегося 12 декабря 1993 г. Поэтому Конституцию РФ
можно рассматривать как правовую форму выражения и закрепления
общеобязательной воли мно­гонациональном народа Российской Федерации.
3. Конституция РФ 1993 г.  обладает  юридическим  верховенс­твом. Это
означает, что ей присуща высшая юридическая сила по от­ношению ко всем иным
нормативно-правовым актам, включая и законы. Все они должны соответствовать
Конституции.  Верховенство Консти­туции закрепляется в статье 4 Основного
закона РФ.
4.Конституция является базой текущего законодательства, слу­жит источником
его норм.  Текущее законодательство  не  наполняет конституционные нормы
новым содержанием и не развивает их, а лишь
                                     - 19 -                                     
конкретизирует основополагающие положения конституции в соответс­твующей
сфере правовой жизни общества. Оно детализирует конститу­ционные нормы,  но в
рамках их специфического  содержания.  Иначе творя, оно не должно выводить
свои предписания за границы консти­туционных норм. Дух и буква последних
должна пронизывать их смысл и правовую значимость.
Обладая абстрактным содержанием,  Конституция  РФ  связывает реализацию своих
норм с действием соответствующих законов, прини­маемых в обычном порядке.
Например, ст. 6 Конституции РФ связыва­ет приобретение и прекращение
гражданства Российской Федерации со специальным федеральным законом,  ч.  3
ст.  11 увязывает процесс разграничения  предметов  ведения и полномочий
между федеральными органами государственной власти и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации не только с конституционными
поло­жениями,  но и Федеративным и иными  договорами  о  разграничении
предметов ведения и полномочий, ст. 51 предусматривает, что граж­данин РФ
несет военную службу в соответствии с федеральным  зако­ном и т.д.
5. Конституцию характеризует также особый порядок принятия и изменения.
Впервые в истории Российской Федерации ее Конституция была принята в
результате всенародного голосования.  Особый поря­док изменения Российской
Конституции состоит в том,  что для при­нятия закона, вносящею изменение или
дополнение, требуетса не ме­нее  2/3 голосов от общем числа депутатов в
каждой из палат Феде­рального Собрания - Совета Федерации и Государственной
Думы.  Для принятия  же  обычных  законов достаточно простого большинства от
общего числа депутатов парламента.
                                     - 20 -                                     
                        С П И С О К   Л И Т Е Р А Т У Р Ы                        
1.Конституция РФ
2.Коваленко А.И.Основы конституционного права РФ М.1994 3.Верховенство права
М.1992
4.Фридмен Л.Введение в американское право М.1993 5.Конституционное право
зарубежных стран М.1993 6.Политология Словарь-справочник М.1993
7.Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира М.1993 8.Саидов А.Х.
Сравнительное правоведение и юридическая геог­рафия мира М.1994
9.Чиркин В.Е. Элемены сравнительного правоведения М.1994