Каталог :: Политология

Реферат: Теория идеального государства Платона

                  Министерство образования Республики Беларусь                  
             УО Гродненский государственный политехнический колледж             
                                     Реферат                                     
                                    на тему:                                    
                     “Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество”                     
                                                                 Студент 1 курса
                                                                          КФ МСИ
                                                                     Павлов Иван
                                  Калуга, 2003                                  
                               Содержание:                               
История возникновения АТЭС ................3
Состав и значение ......................3
Развитие АТЭС.........................4
Структура АТЭС ........................5
Заключение.........................6
                Список используемой литературы ................8                
                       История возникновения АТЭС.                       
Региональный рынок Азиатско-тихоокеанского региона в современных условиях –
наиболее динамичный и гибкий в мире, во многом благодаря  бурному
экономическому росту азиатских новых индустриальных стран. Развитие в уровне
развития и международной специализации обуславливает взаимодополняемость
экономик бассейна Тихого океана, что способствует высокой торговой и
инвестиционной  активности. На протяжении всего ХХ века Тихий океан был
ареной полититической и экономической борьбы крупнейших мировых держав. Здесь
разворачивалось 70 – летнее противостояние капиталистической и
социалистической систем (в основном США и СССР), здесь во второй половине
столетия проходил экономический взлёт Японии, новых индустриальных стран,
Китая.
Переплетение противоречий и интересов стран Азиатско-Тихоокеанского региона
обусловило возникновение замысла организации, которая могла бы регулировать
ситуацию в бассейне Тихого океана. Идея эта вынашивалась долго и трудно:
предлагались различные варианты её  осуществления, разнящиеся как по составу
участников, так  и по целям. США ставили во главу угла военно-политические
интересы и предлагали создать азиатско-тихоокеанский вариант НАТО; Япония
разрабатывала идею организации на экономических основах. Тихоокеанское
объедение, Тихоокеанская зона свободной торговли, Сообщество Тихоокеанского
Кольца – вот некоторые предлагавшиеся названия организации. В 1967 году был
образован Экономический совет стран Тихоокеанского бассейна, в 1968 проведена
первая Тихоокеанская  конференция по торговли и развитию, в 1980 году
учреждён Тихоокеанский совет  экономического сотрудничества.
Одна ни одна из этих  организаций не выполняла функции координирующей
региональной экономической структуры. В 1989 году по инициативе Австралии и
при поддержке ведущих экономических держав региона была создана качественно
новая организация, сумевшая путём синтеза разнообразных концепций
сформулировать конкретные задачи и направления работ объединения  -  форум
Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества.
                            Состав и значение.                            
Организация была основана как форум обмена мнениями, но быстро  превратилась
в координатора экономической жизни региона. Среди направлений работы –
проведение консультаций и семинаров по наиболее острым проблемам региона,
управление процессами либерализации, выработка правил ведения бизнеса  в
тихоокеанском бассейне.
При создании в АТЭС вошли 12 государств (США, Канада, Япония, Австралия,
Новая Зеландия, Республика Корея  и 6 стран Восточной Азии – Бруней,
Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины), на сегодняшний день
участниками форума являются уже 21 страна и территория:  в 1991 году
присоединился Гонконг, Китай, и о. Тайвань, в – 1993 году Мексика и Папуа-
Новая Гвинея, в 1994 году  - Чили, в 1998 году – Вьетнам, Россия и Перу.
Столь быстрое расширение привело к объявлению организацией 10-летнего (до
2008 года) моратория на приём новых членов, несмотря на то, что Индия,
Монголия  и несколько других стран Азии, а так же Латинской Америки желание
влиться в её  ряды.
Такое количество государств, среди которых как главные промышленно развитые
страны, так и новые индустриальные страны, само по себе обуславливает
экономическую мощь организации, а учитывая высокие темпы развития большинства
участников форума и их огромный ресурсный потенциал, выводит АТЭС в число
влиятельнейших группировок на международной экономической арене.
АТЭС составляет почти половину мировой экономики. К началу XXI века на страны
форума приходилось 42% населения Земли и около 50% миррового товарооборота, а
их совокупный валовый продукт превышал 24 трлн. Долларов, т.е. 56%
общемирового. К тому же     создание организации усилило экономические связи
между странами. За 1990 – 2000 года доля экспорта стран – членов АТЭС внутри
этой организации возросла с 67,5 до 72,6 от общего объёма экспорта этих
стран, доля импорта – 65,4% до 68,1%.
                              Развитие АТЭС.                              
Первая встреча министров иностранных дел, экономики и торговли стран  АТЭС
состоялась в ноябре  1989 года в Канберре (Австралия). Были выработаны
ключевые принципы организации, важнейшими из которых являются неполитический
характер форума, его консультативный статус и равноправие всех участников;
определены задачи: создание свободной и открытой торговой системы в регионе,
содействие дальнейшему экономическому росту.
В 1993 году в США на острове Блэйк рядом с Сиэтлом состоялась первая
неформальная встреча глав государств и правительств стран АТЭС. На втором
саммите,  состоявшемся в городе Богоре (Индонезия) в ноябре 1994 года, была
принята “Декларация об общей экономической решимости лидеров АТЭС ”, в
которой официально зафиксировали главную долгосрочную цель организации; а
также сроки её осуществления: для развитых стран установление свободного и
открытого торгово-инвестиционного режима должно быть достигнуто к 2010 г.,
для развивающихся – к 2020г.
Если Богорская декларация определила стратегию форума, то Осакская программа
действий, принятая на третьей встрече руководителей стран    АТЭС (Япония,
1995г.), определила тактику организации. В ней были названы 15 областей, в
которых странам – членам АТЭС необходимо произвести преобразования для
достижения “богорских целей”: тарифы и нетарифные ограничения, услуги,
инвестиции, стандарты и соответствия, таможенные процедуры, политика в
области конкуренции, правительственные заказы, выполнение обязательств
Всемирной торговой организации, посредничество в спорах, мобильность деловых
людей, сбор и анализ информации. Участникам форума также было поручено
разработать индивидуальные планы по либерализации торговли и инвестиций.
На манильском саммите было решено, что реальные шаги по процессам
либерализации станут предприниматься в 1997 г. Однако разрешившийся в 1997-
1999гг. финансово-экономический  кризис в странах Юго-Восточной Азии
притормозил исполнение этих планов, и главной темой нескольких последующих
ежегодных встреч было изучение причин и поиск выходов из кризиса.
Главным достижением встречи в Ванкувере было принятие Программы ускоренной
добровольной либерализации, определившей 15 секторов, в которых к 2010г.
Должны быть устранены тарифные и нетарифные ограничения. На шестом саммите
(Малайзия, 1998г.) было решено представить этот вопрос на рассмотрение в ВТО.
Десятилетие своего существования форум встретил в новозеландском городе
Окленде, где были подведены первые итоги работы. Восьмая неформальная встреча
лидеров государств  АТЭС, прошедшая в ноябре 2000 г. в Брунее, была посвящена
обсуждению влияния процесса глобализации, а также её выгод и издержек в свете
экономического развития региона.
В октябре минувшего года в Шанхае (Китай) прошел 9-й неформальный саммит глав
государств и правительств стран АТЭС. Главной темой форума была борьба с
международным терроризмом, что, впрочем, несмотря на неполитический характер
организации, вполне закономерно: большинство стран АТЭС – экспортно-
ориентированные державы, и поэтому сложившаяся после событий 11 сентября 2001
г. в США  неблагоприятная конъюнктура серьёзнейшим образом воздействует на
недавно оправившийся от финансового кризиса регион. Было продолжено
обсуждение глобализационных процессов, эффективного использования людских
ресурсов (что особенно важно в свете того, что в АТЭС входят такие
густонаселённые страны, как Китай и Индонезия).
                             Структура АТЭС.                             
На ежегодных саммитах глав государств и правительств стран АТЭС принимаются
ключевые документы , определяющие дополнительную стратегию развития
организации, утверждается объем работ и финансирование.
Встречи министров иностранных дел, торговли и экономики и заседания на уровне
министров по конкретным областям сотрудничества служат форумами для
обсуждения актуальных проблем.
Главный девиз организации “АТЭС значит дело” – подтверждается круглогодичной
работой её многочисленных подразделений.
Образованный в 1993 году Секретариат (расположенный в Сингапуре) является,
как это определено в его рабочих документах, “основным механизмом поддержки
идущих в АТЭС процессах”. В его ведении находится консультативное и
материально-техническое обеспечение работы организации: он формулирует
проекты и отвечает за их оценку и финансирование, осуществляет координацию
действий, а также выполняет информационные и общественные функции от имени
АТЭС. Непосредственная работа по исполнению Осакской ведётся в
узкоспециализированных рабочих органах: комитетах, подкомитетах, и рабочих
группах. Одна из отличительных черт организации – постоянный диалог между
властными и предпринимательскими кругами стран-членов, так как форум АТЭС
изначально был учреждён для  создания приятной бизнес-атмосферы в регионе.
Этот диалог поддерживается через образованный в 1995 году. Деловой
консультативный совет, в который входит не более трех представителей бизнеса
от каждой страны-члена АТЭС. На ежегодных саммитах глав государств и
правительств  стран  АТЭС участники совета представляют доклад, содержащий
итоги обсуждений по конкретным вопросам регионального делового
сотрудничества.
Председательствуют в  АТЭС посменно разные страны-участники сроком – один
год. Страна председатель ответственна за организацию министерских встреч и
саммитов глав государств и правительств. На сегодняшний день
председательствует Мексика. В 2003 году председательство перейдёт к Таиланду,
в 2004 к Чили, в 2005 к Южной Корее.
                               Заключение.                               
Эффективность деятельности АТЭС – одна из любимых тем дискуссий у политологов
и экономистов всего мира. Многие считают, что вследствие разброса “весовых
категорий” стран в Азиатско-Тихоокеанском регионе   просто невозможно создать
устойчивый интеграционный блок. Однако форум АТЭС никогда и не ставил целью
своей деятельности вторых “Соединенных Штатов Европы”. Работа АТЭС направлена
на создание благоприятной атмосферы для бизнеса как основного фактора
экономического роста  в регионе. Поэтому и действует она на основах
консенсуса и на её саммитах не жёсткие директивы, а рекомендации.
Мишенью для критики  служат и цели Богорской декларации. Снятие таможенных
барьеров – дёйствительно сложная задача, особенно учитывая, что участники
организации – не только постиндустриальные страны.    Несколько лет назад ряд
стран-участников во главе с США постарались свести весь смысл деятельности
АТЭС к скорейшему созданию гигантской зоны свободной торговли. Хорошо, что
попытка эта не имела успеха, иначе форум бы быстро распался, ведь ясно, что
открытие неподготовленных рынков окажется губительным. Образование свободного
рынка все-таки является задачей организации, однако важно, что на первый план
выдвигается не конкуренция, а сотрудничество. Сотрудничество – ключевое слово
во всех официальных документах организации.
Но пока это сотрудничество довольно пассивно и выражается в основном в
проведении встреч на различных уровнях, в подготовке проектов и организации
семинаров. Однако задачи АТЭС таковы, что для их выполнения требуется
огромная подготовительная работа.
     Список используемой литературы:
Еженедельник “География”, № 32/2002.
Международные организации. Справочник.