Каталог :: Политология

Реферат: Политика как социальное явление

Филиал Московского социально-экономического
                               университета                               
                                     Реферат                                     
                                    по                                    
                               Политологии                               
             Тема: Политика – как социальное явление.             
                                                    Выполнил: студент 3 курса ЗО
спец – финансы и кредит
                                                                группа – ФЗ - 31
                                                                   Земцова Ирина
                                                                    Владимировна
Проверила:
Глазунова В.В.
                                  Пенза 2001 г.                                  
                                  План.                                  
1.     Политика................................................................3
2.     Политика как социальное явление.........................................6
3.     Структура политики.....................................................12
     
     
                               1. Политика.                               
Во всяком обществе на определенном этапе его развития неизбежно возникают
поли­тические отношения, складываются и функционируют полити­ческие
организации, формируются политические идеи и теории. Что же такое политика?
Смысл слова “политика” лучше всего выражает его этимология: греч. politike —
искусство управления государством. Политика есть особого рода деятельность,
регули­рующая отношения членов общества, объединенных в различ­ные социальные
группы и классы, с целью сохранения опреде­ленной общественной структуры и
организации, а также с целью ее дальнейшего развития и совершенствования в
интересах как правящего класса, так и общества в целом. “...Политика есть
участие в делах государства, направление государства, определение форм,
задач, содержания деятельности государ­ства...”.
Американские политологи Т. Маргштадт и П. Шоттен указывают: “Хотя
политическая деятельность может быть представлена на многих уровнях, феномен,
называемый “политика”, обычно наиболее значителен на уровне “нации —
государства”. Политологи —на­ши соотечественники — также в большинстве своем
признают наличие аспектов политических отношений в области национальной
жизни. Но и здесь есть различные подходы. Ряд авторов признают наличие во
взаимоотношениях социально-этнических образований связей политического
характера, они не ведут речи о нациях, народностях, народах как субъектах
политических отношений. Вот один из примеров: “В системе национальных
отношений, — пишет Г.Т. Тавадов, — политические аспекты являются ключевыми,
решающими. Это обусловлено прежде всего значением государства как важного
фактора формирования и развития нации, внутренней связью национальных и
классово-социальных проблем. Поскольку политика - это деятельность в сфере
отношений между большими социальными группами, то, по существу, аспекты
взаимоотношений наций и народностей имеют политический характер"
Не всякое действие, выражающее отношение между класса­ми, есть политика.
Когда, например, рабочий нанимается к капи­талисту на работу и подвергается с
его стороны эксплуатации, это не политические, а экономические отношения.
Когда же трудящиеся ставят вопрос о власти, ее формах, тогда они вступают в
сферу собственно политики. Политика всегда в качестве своей цели преследует
сохранение или создание наиболее выгод­ных условий осуществления власти.
Поэтому одна из главных целей в политике — устройство государственной власти:
госу­дарство призвано охранять и защищать интересы “самого могущественного,
экономически господствующего класса, кото­рый при помощи государства
становится также политически гос­подствующим классом...”.
В политике находят свое наиболее заостренное и полное вы­ражение коренные
экономические интересы господствующего класса, которые сознательно защищаются
всей системой политической организации общества.
В этом смысле политика, по определению В. И. Ленина, есть концентрированное
выражена  экономики. Политика — сфера, порожденная
материально-про­изводственной, экономической основой общества: экономиче­ские
интересы в конечном счете выступают как социальная при­чина политических
действий.
Но политика в свою очередь оказывает огромное обратное влияние на развитие
экономики. Если повседневные изменения в экономике обычно происходят под
непосредственным влия­нием развивающихся производительных сил, то коренные
изме­нения всего экономического строя общества, имея в основе своей те же
сдвиги в производительных силах, совершаются под непо­средственным
воздействием политики, при использовании поли­тической власти для перестройки
экономических отношений. Известно, что в социалистической революции
политический переворот предшествует экономическому. Политика, таким об­разом,
выступает предпосылкой строительства новой экономики.
Сфера политики обладает относительной самостоятельно­стью: логика
политических деяний и идей не есть простой слепок с логики экономических
отношений, что обусловливает возможность и реальность противоречий между
объективной логикой движения экономики и логикой политических действий.
возникающих зачастую и в результате недостаточного учета политикой
закономерностей экономического развития. Если политика адекватно отражает
назревшие потребности экономиче­ского развития, то она становится силой,
способствующей эффективной реализации возможностей, заложенных в
экономической системе общества. Если же политика выступает как
абсолютизированная власть (как это, например, имело место при фашизме),
которая стремится действовать в обход экономической необходимости, то это
приводит на практике к волюнтаризму и авантюризму.
Поскольку политика — это искусство управления, постоль­ку, чтобы быть
искусством в высшем смысле этого слова, она, во-первых, должна опираться на
достижения наук, а во-вторых, соответствовать высшим критериям
нравственности: ведь имен но политическая деятельность является наиболее
ответственной из всех видов социальной деятельности.
     
     
                   2. Политика как социальное явление.                   
В самом общем виде политологию, как правило, тракту­ют как науку о политике.
Что представляет собой полити­ка? В Древней Греции под словом “политика”
понималось все то, что относилось к государственной деятельности. В.И.Ладь
подчеркивал, что “политика” — это наука государствен­ного управления, виды,
настроения, цели государя, образ его действий, нередко скрывающий цели.
Политик — это умный, ловкий (не всегда честный) государственный дея­тель,
умеющий “наклонять дела в свою пользу, кстати мол­вить' и вовремя смолчать”
(Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: 1980, Т. 3. р.
261). В сов­ременном словаре английского языка Вебстера политика
рассматривается как деятельность гражданского правитель­ства, его планы и
меры, особенно по реализации собствен­ных интересов.
Социальная политика – это комплекс социально-экономических мер государства
предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту
населения от безработицы, возрастания роста цен и т. д,
Основными принципами проведения социальной политики являются:
1.     Защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при
повышении цен и проведения индексации;
2.     Обеспечение помощи самым бедным семьям;
3.     Выдача помощи на случай безработицы;
4.     Обеспечение политики социального страхования, установления минимальной
заработной платы для работающих;
5.     Развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за
счет государства;
6.     Проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.
Отвечая на вопрос, что такое политика, Макс Вебер от­мечает: “Говорят о
валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике
профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской
или сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец
даже о политике умной жены, кото­рая стремится управлять своим мужем” (Вебер
М. Избран­ные произведения. М.: 1990. С. 644). И в самом широком смысле
слова, по замечанию М. Вебер а, политика охваты­вает “все виды деятельности
по самостоятельному руковод­ству”. Но за основу рассуждения М. Вебер не берет
такое 'широкое понимание и предлагает говорить “о руководстве или оказании
влияния на руководство политическим союзом, то есть в наши дни —
государством” (Там же. С. 645). ко­торое является “единственным источником
“права” на наси­лие”. И тогда политика, по М. Веберу, “означает стремление к
участию во власти или оказанию влияния на распределе­ние власти, будь то
между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые
оно в себе за­ключает” (Там же. С. 646).
Французский мыслитель Поль Валери, оценивая полити­ку, отмечал, что “политика
— это искусство не давать людям заниматься тем, что для них является
главным”. Не­мецкий исследователь Н. Ноак в книге “Что такое политика?
Введение в науку”, изданной в Мюнхене, полемизируя с П. Валери, подчеркивал,
что политика, напротив, должна быть искусством склонять людей к тому, чтобы
они заботи­лись о том, что для них является главным. Американский политолог,
профессор Стэнфордского университета Д. Хелд в книге “Политическая теория и
современное государство. Очерки о государстве, власти и демократии трактует
поли­тику в наиболее общем виде как борьбу “за организацию человеческих
возможностей”.                        .
В “Философском энциклопедическом словаре” читаем:
“Политика (от греческого “политика” — государственные или общественные дела)
— сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и
другими соци­альными группами, ядром которой является проблема за­воевания,
удержания и использования государственной власти”.
Известно, что большое внимание исследованию политики уделялось в марксизме.
В. И. Ленин, в частности, раскрывая различные грани политики, отмечал, что
политика—это “устройство государственной власти”, “участие в делах
государства, направление государ­ства, определение форм, задач, содержания
деятельности государства”, что она “есть область отношений всех классов и
слоев к государству и правитель­ству, область взаимоотношений между всеми
классами”, что “политика есть концентрированное вы­ражение экономики”.
Как видим, различных подходов и дефиниций политики уже разработано большое
число. Появились попытки систе­матизации подходов к пониманию политики как
социально­го явления. Так, польские исследователи, авторы книги “Ос­новы
политологии”, указывают, что “применительно к совре­менности можно говорить о
двух основных тенденциях в трактовке подобного понимания политики: а)
интерпретация государства (и политики) в классовых категориях (марк­сизм); б)
интерпретация государства (и политики) в кате­гориях деятельности
правительства (американская “наука о политике” и французская “политическая
наука”). Разумеется, такая классификация даже основных тенденций анализа
политики не является исчерпывающей. Например, некоторые авторы, подчеркивая
приоритет общественных и индивидуальных .ин­тересов над государственными,
указывают, что необходимо избегать односторонности. Так, ссылаясь на вывод К.
Маркса о том, что “политическая сущность какого-нибудь вопроса заключается
вообще в его отношении к различным вла­стям политического государства” и на
приведенные выше слова В. Ю. Шпак отмечает: Практика показала, что данный
подход является односторонним, не отражающим глубинную, сущностную основу
политики. Он выражает не всеобщее — общественное, общие интересы народа на
базе учета политических интересов всех субъектов, а только госу­дарственное,
единичное, что на практике приводит к абсо­лютному приоритету
государственного над общественным, ин­дивидуальным”.
На необходимость различения политической и государст­венной власти
неоднократно указывали Ф. М. Бурлацкий, А. А. Галкин и другие авторы. Однако
при наличии ряда по­зитивных моментов в рамках такого подхода возникают и
не­сомненные трудности. Специфика политики как обществен­ного явления
объясняется через политическую власть. А политическая власть, ее специфика?
Она объясняется через политику. “...Политическая власть, — пишут Ф. М.
Бурлац­кий и А. А. Галкин, — как одно из важнейших проявлений власти
характеризуется реальной способностью данного класса, группы, а также
отражающих их интересы индивидов проводить свою волю посредством политики и
правовых норм”. В такой трактов­ке, к сожалению, возникает логический круг.
Представляется, что в подходах (о чем свидетельствуют также и польские
ученые) зарубежных и отечественных по­литологов в большинстве своем совпадает
главное — указа­ние на политику как область, сферу деятельности, отношений по
поводу государственной власти. Именно отношения по поводу государственной
власти выступают “ядром” всей по­литической сферы жизни общества. Эта
трактовка поможет снять противоречия ряда точек зрения. В ее русле политика
может рассматриваться и под углом зрения взаимодействия народа с
правительством, личностей и масс, и как взаимо­действие социальных групп по
поводу власти и т. д.
Кто же выступает в качестве субъекта политики? На пер­вый взгляд, уже все
субъекты социальной жизни являются и субъектами политики. Ряд политологов
придерживаются именно этой точки зрения. В марксистской традиции в качестве
субъектов политики, это явствует уже и из приведенных выше положений,
рассматриваются преимущественно классы, социальные группы, нации. Западная
политическая нау­ка в большей степени акцентирует внимание на индивидах, их
поведении (поддержке, участии и т. д.) в отношении к институтам власти, к
политической системе, хотя и не ис­ключается рассмотрение таких групп, как
правящая элита, группы давления.
Какая из трактовок наиболее близка к истине? Следует, вероятно, подчеркнуть,
что каждая из них содержит в себе определенную долю истины, ибо намечает
контуры тех или иных тенденций и противоречий, реально проявляющихся в
обществе. Встав на позиции, исключающие из субъектов по­литики индивидов,
личностей, мы не получим конкретных форм реализации политических тенденций,
мы не получим политики как общественного явления. Но и представив по­литику
только как выражение индивидуального поведения, мы также не приблизимся к
политике, ибо не ответим на целый ряд возникающих в этом случае вопросов. И
среди них один из принципиальных: когда же возникает, формиру­ется политика.
История все более подтверждает вывод о том, что политика как общественное
явление возникает вме­сте с формированием государства, а оно — с разделением
общества на социальные группы, классы. Таким образом, генетически период
возникновения политики совпадает с об­разованием социальных групп. Именно
наличие, противо­борство, сотрудничество социальных групп и было основой
формирования государства и политики, выступило политико-образующей основой.
Во взаимодействии классов, социаль­ных групп (борьбе, соперничестве,
конкуренции, сотрудниче­стве) в конечном счете определяются и опредмечиваются
реальные объективные тенденции политического развития общества. И потому не
только в филогенезе, но и в онтогенезе социальные группы являются решающими
субъектами политической жизни, политики. Но представление о полити­ке только
как о социально-групповом взаимодействии будет не просто не полным, но и
односторонним, ибо не учитывает­ся очень важная сторона внутренней структуры
самих со­циальных групп, исходной “клеточкой” которых выступает индивид,
личность. В зависимости от целого ряда факторов во внутренне
дифференцированной социальной группе роль отдельных индивидов существенно
различается. И потому политическая воля группы — это определенный вектор,
складывающийся в результате взаимодействия отдельных индивидов. Более того,
роль личности, выражающей интересы господствующих в обществе социальных
групп, возраста многократно. По всей видимости, нельзя рассматривать
соотношение политических ролей личности и социальной группы класса вне
контекста диалектики общечеловеческих и классовых интересов. А это, в свою
очередь, требует учета человеческого фактора в политике, более того, его
возраста­ющей роли.
Анализ даже некоторых, хотя и важных, субъектов по­литических связей
указывает на чрезвычайную сложность политики как общественного явления.
Какова же ее струк­тура?
     
     
                          3. Структура политики                          
Какова же структура политической деятельности? В самом общем виде
просматриваются три ее основных момента. Во-пер­вых, умение ставить ближайшие
(тактические) и перспектив­ные (стратегические) реальные цели и решать
задачи, учитывая соотношение социальных сил, все возможности общества на
конкретном этапе его развития. Во-вторых, выработка эффектив­ных методов,
средств, форм организации социальных сил для достижения поставленных целей.
Наконец, в-третьих, соответ­ствующий подбор и расстановка кадров, способных
решать по­ставленные перед ними задачи.
Осуществление политической деятельности немыслимо без наличия определенной
системы политической власти. Она пред­ставляет собой совокупность
элементов, являющихся официаль­но признанными исполнителями политической
власти. Сюда входят государственный аппарат, политические партии, проф­союзы,
различные общественные организации (церковь, по­скольку в нашем обществе она
отделена от государства, не вхо­дит в политическую организацию). Все это суть
не что иное, как главные составные элементы разветвленного и крепко спаянно­го
системного целого, механизм, с помощью которого осущест­вляется политическая
власть в обществе.
В политологических исследованиях по проблемам анализа структуры политики
определились различные аспекты. Дифференциация подходов к рассмотрению
структуры политики определяется целым рядом факторов. Среди них более
существенными, пожалуй, являются такие, как сложность, многогранность самой
политики как общественного явления, а также специфика контекста того или
иного исследователя? Нетрудно, например, представить структуру политики в
рам­ках “поведенческого” анализа. Разумеется, оценивая те или иные подходы,
точки зрения, недопустимы, по крайней мере, две крайности. С одной стороны,
несостоятельно отвержение позитивного содержания таких подходов, в рамках
которых политика структурируется через призму одного какого-то признака,
качества, свойства. С другой стороны, опрометчиво стремление абсолютизации
какого-либо одного критерия, ибо в таком случае политические реалии будут
учтены в весьма суженном объеме. Таким образом, на наш взгляд, для анализа
структуры политики необходимо и вполне возможно применение различных
критериев. Не претендуя на полный и тем более системный анализ критериев
выделения структурных элементов политики, рассмотрим некоторые из них
разумеется в политологической литературе эти критерии тракторизуются
различными терминами, понятиями. Среди этих критериев можно назвать
следующие: сущностный или субстанциональный, по сферам функционирования, по
субъектам политической жизни, институциональный и другие.
В соответствии с сущностным критерием речь идет о вы­явлении основных
элементов содержания политики как об­щественного явления. Это те самые грани,
стороны, элемен­ты политики, которые выступают как необходимые, без кото­рых
политика не может быть представлена как целостное явление. К таким элементам
можно, например, отнести по­литическую власть, политическую деятельность,
политичес­кие отношения, политические потребности и интересы, поли­тическое
сознание (политическую психологию и политическую идеологию), политическую
культуру, систему политических институтов и механизмов реализации власти,
политический процесс и другие.
Политика, политическая жизнь формируется, функциони­рует во взаимодействии
различных субъектов. Исходя из это­го, нельзя не учитывать и субъектный
критерий выделения элементов структуры политики. В качестве элементов,
уров­ней политики в этом плане можно рассматривать, например, общенародную
политику, социально-групповую, классовую, национальную политику, политику
государства и обществен­ных организаций, движений и объединений. Данная
трактов­ка структуры политики, исходящая из субъектного крите­рия, несомненно
может быть уточнена, дополнена, но она имеет право на существование.
Многие политологи указывают на необходимость учета особенностей методов,
механизмов реализации политики в различных сферах общественной жизни.
Выделение различ­ных уровней, компонентов политики в зависимости от сфер
общественной жизни также представляет важное направление анализа структуры
политики. Среди этих компонентов поли­тики следует назвать такие, как:
— внутренняя и внешняя политика,
— экономическая политика,
— социальная политика,
— политика в области государственного устройства и раз­вития демократии,
— политика в духовно-идеологической сфере.
В работах отечественных и зарубежных политологов ука­зывается на
необходимость анализа места и роли прави­тельства, государственных структур,
политических партии, движений и т. д. Системный анализ политики как
целостного действенного явления невозможен без учета таких ее составляющих,
как государство, политические партии и объе­динения. Естественным и
оправданным становится поэтому институциональный критерий структурного
членения поли­тики. В рамках подобного подхода правомерно выделение таких
элементов политической жизни, как политическая ор­ганизация, политическая
система, государство, политические партии, общественные организации,
объединения, движения.
Уже краткое перечисление некоторых подходов к струк­турному анализу политики
приводит к признанию необходи­мости дальнейшего продолжения анализа структуры
поли­тики, выявления новых критериев и на их основе новых гра­ней, элементов
структуры политики. Внутренне структури­рованы и все виды политической
деятельности, политическо­го сознания, политических институтов и т. д.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что все элементы структуры тесно
взаимосвязаны, образуя целостное явле­ние — политику. Целостность политики
проявляется в самых различных формах. Во-первых, она выражает себя уже во
взаимосвязи различных ее элементов. Например, хороши из­вестно, что
определяющими поведение человека факторами выступают в конечном счете
экономические факторы. Одна­ко там, где проблемы связаны с государственной
властью, экономические интересы действуют через политическое со­знание,
политические интересы, политические мотив”, поро­ждая опосредованно те или
иные формы политической дея­тельности. Политическая сфера жизни, во-вторых,
обладает относительной самостоятельностью, и ей присущи свои спе­цифические
тенденции, закономерности функционирования и развития.
                   Черты характерные для нашей страны.                   
Ныне в нашем обществе  происходит процесс реально­го воздействия политики на
экономическую сферу общества с целью устранения тех сложившихся в этой сфере
механизмов, которые стали тормозом дальнейшего социального развития.
В последнее десятилетие на исторической арене нашей страны,  вновь
обострились нацио­нальные проблемы. Многие теоретические и практически-
политические вопросы были сформулированы самой жизнью. И среди них проблема
субъектов национальной политиче­ской жизни и национально-государственного
строительства.
                        Использованная литература.                        
          1.                 Канке В.А. “Философия”. М.: “Логос”, 1998.          
2.                 Основы политологии: Курс лекций / Под общей ред.  Иванова
С.С – Курск: КГПИ, 1993.
3.                 Спиркин А.Г. Основы философии: Учеб. Пособие для вузов. –
М.: Политиздат, 1988.
4.                 Философия. Под ред. Л.Г. Кононовича, Г.И. Медведева,
Ростов-на-Дону “Феникс” 1996.
5.                 Шаповалов В.Ф. “Основы философии”, М.: “Гранд”, 1998.
6.                 Шпак Ю. В. Предмет и метод политологии. Воронеж. 1991. С.