Каталог :: Политология

Контрольная: Типология политических режимов

                         МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ                         
                         КАЗАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ                         
     

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ПОЛИТОЛОГИИ ТЕМА: «ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ»

ВЫПОЛНИЛ:

СЛУШАТЕЛЬ УЧ. ГРУППЫ №________ ЛЕЙТЕНАНТ МИЛИЦИИ ЛАВРОВ А.В. КАЗАНЬ, 2001 Политология Тема: Типология политических режимов. Содержание: 1. ВВЕДЕНИЕ.........................2 2. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ.................3 3. НЕДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ...............7 3.1. Тоталитаризм..........................8 3.2. Авторитаризм.........................10 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................15 1

ВВЕДЕНИЕ

Я выбрала эту тему потому, что хочу лучше разобраться в процессах, происходящих сегодня в России, так как наша страна находится на стадии перехода от одного политического режима к другому, а именно от "тоталитаризма" к "демократии". В своей работе мне хотелось бы выяснить, что стоит за этими терминами. Начну с определения политического режима. Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране. Режим - управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса1. В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга. Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию: 1) по тому, в чьих руках власть; 2) по тому, как эта власть используется. "Правильные" формы государства: монархия (власть одного чело­века), аристократия (власть в руках немногих "лучших"), полития (власть большинства из средних в имущественном отношении людей). "Неправильные" формы государства - те, при которых стоящие у власти люди действуют в собственных интересах, не заботясь о благе общества. К "неправильным" формам относятся: тирания (власть в руках тирана), олигархия (у власти имущее меньшинство) и демократия (контроль общества (большинства) над властью)). Демократия понималась как форма государства, в котором власть принадлежит всем или большинству свободных граждан, подчиняющихся закону. Такое представление о демократии сохранялось вплоть до конца 1868 года, а со времен Великой французской революции понятие демократии стало применяться не к формам, а к принципам политического устройства государства. __________________________________________________________________ 1Политологический словарь. М., 1991. 2 Выделяют два основных демократических принципа: свобода и равенство. Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов - деление их на тоталитарные, авторитарные и демократические. Типология политических режимов: а) демократический политический режим; б) либеральный политический режим; в) авторитарный политический режим; г) тоталитарный политический режим. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ. Демократия - (от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS -власть) - народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управле­нии и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного уст­ройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, соли­дарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие. С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени под­контрольного народу. Демократический режим - характеризуется высокой степенью по­литической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позво­ляющим ему оказывать влияние на государственное управление общест­вом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу. Характерные черты демократического режима: 1) Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представите­лей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под "соревновательными" понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру. 3 Выборы не будут соревновательными, если одни группы (или инди­видуумы) имеют возможность участвовать, а другие её лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций, а есть специ­альные механизмы честной игры. Выборы бывают нечестными, ес­ли бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже ес­ли эта партия относится терпимо к другим партиям во время вы­боров. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может влиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже назвать честными. 2) Периодическая выборность основных органов государства. Пра­вительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно про­водить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. В Латинской Америке, например, выборы прово­дятся часто, но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, т.к. наиболее распространенный способ смещения президента - военный переворот, а не выборы. Поэтому, необхо­димое условие демократического государства - лица, осуществ­ляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок, смена правительства должна происходить в результате выборов, а не по желанию некоего гене­рала. 3) Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинст­ва. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, от­нюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных прин­ципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честно­сти выборов и смены законно избранного правительства. 4) Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих долж­ностей в государстве. В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится напрямую, плебисцитарную и представительную 4 При прямой демократии все граждане сами непосредственно участ­вуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных ор­ганах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов. Первая демократия в мире в Древних Афинах осуществляла прямую демократию с помощью собраний, в которых участвовало 5-6 тысяч человек. Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан срав­нительно ограничены, например, референдумы. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной про­ект закона ил другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности уча­стия основной массы населения в подготовке таких проектов очень неве­лики. Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия. Её суть - граждане избирают в органы власти своих представителей, кото­рые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действи­ях. Демократические государства различны, но все они имеют общие объединяющие черты: • Народовластие - т.е. признание народа источником власти, суве­реном (от франц. SOUVERFIN - носитель верховной власти в го­сударстве); • Правительство, основано на согласии управляемых; • Правило большинства; • Правило меньшинства; • Гарантии основных прав человека; • Свободные и честные выборы; 5 • Равенство перед законом; • Справедливое судопроизводство; • Конституционное ограничение правительства; • Социальный, экономический, идеологический и политический плюрализм; • Ценности сотрудничества и компромисса. Есть разные формы правления демократических режимов. Доста­точно распространенными формами республиканского правления являются президентская республика и парламентская республика. Отличительным признаком президентской республики является то, что президент в ней одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Пожалуй, самый яркий пример президентской демократии - это США. Исполнительная власть сконцентрирована в руках од­ного правителя, т.е. у президента США, который регулярно через каждые 4 года избирается всем народом. Президент назначает членов кабинета министров, которые подотчетны только ему, а не парламенту. Вот сущ­ность президентского правления. Это отнюдь не означает, что президент-диктатор. Президент не имеет законодательных полномочий. Вся законо­дательная власть принадлежит высшему законодательному органу США - конгрессу (палате представителей и сенату). При исполнении своих пол­номочий президент США в определенной ограничен властью конгресса. Конгресс решает вопросы бюджета, имеет право отменить любые назна­чения президента США (право вето) и, наконец, конгресс вправе начать процесс "импичмента", т.е. досрочного отстранения президента от власти (за измену, за нарушение Конституции и другие преступления). Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламент­ским большинством) и его формальная ответственность перед парламен­том. Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функ­ций: формирует и поддерживает его; издает законы, принимаемые прави­тельством к исполнению; утверждает государственный бюджет и тем са­мым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства; осу­ществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку прави­тельства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. В современном мире есть 3 главных типа парламентских режимов. Первый может быть описан как однопартийное большинство в пар­ламенте, т.е. когда одна политическая партия постоянно настолько сильна, чтобы образовать правительство. Иногда такое правление называют "Вестминистерской моделью", имея ввиду Британский парламент, в котором взятой партии достаточно 50 % голосов, чтобы образовать правитель­ство на весь срок выборов. 6 Второй тип - это парламентская коалиционная система, когда каби­нет министров формируется на основе коалиции (соглашения) различных партий, из которых ни одна не имеет абсолютного большинства в парла­менте. Коалиции могут быть долговременными (бывшая ФРГ) и недолговременными (Италия). Третий тип парламентского режима часто называют консенсуальным. Он был предложен одним из современных политологов Лайбхартом. Он предложил концепцию консенсуального парламентского режима для того, чтобы обозначить режимы, существующие за счет регионального или этнического большинства. Допустим, в Бельгии, где фламандцы составляют менее 15 % бельгийского населения и где при парламентском или пре­зидентском правлении франко-говорящее население превратилось бы в людей второго сорта, была изобретена система заранее спланированных компромиссов, т.е. та ситуация, при которой защищены права обеих лин­гвистических групп. Для разрешения каких-либо спорных вопросов обе стороны создают комиссию из равного количества представителей этих этнических групп и пытаются найти компромисс. Современная демократия - это представительство интересов, а не со­словий. Все граждане в демократическом государстве, как участники по­литической жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство - это государство правовое, в котором на практике осуществ­лено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан. НЕДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ. Недемократические режимы делятся на два типа: •тоталитарный •авторитарный. 3.1.Тоталитаризм. Понятие тоталитаризма происходит от латинских слов " ТО-ТАLITАS "- цельность, полнота и "ТОТАLIS" - весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основан­ный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи. 7 Тоталитарными являются режимы, при которых : 1) есть массовая партия (с жесткой, полувоенной структурой, пре- тендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям - вождям, руководству в целом), эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе; 2) партия организована не демократическим способом - она строится вокруг лидера. Власть идет вниз - от лидера, а не вверх - от масс. 3) доминирует роль идеологии. Тоталитарный режим - это идео- логический режим, где всегда есть своя "Библия". Идеология режима отражается также в том, что политический лидер опре­деляет идеологию. Он в течение суток может изменить свое решение, как это случилось летом 1939 года, когда советские лю­ди неожиданно узнали, что нацистская Германия больше не является врагом социализма. Наоборот, её система объявлялась лучшей, чем ложные демократии буржуазного Запада. Эта не­ожиданная интерпретация поддерживалась в течение двух лет до вероломного нападения нацистской Германии на СССР. 4) тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и экономики, а также на подобном контроле всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д. 5) при тоталитаризме существует террористический полицейский контроль. Полиция существует при разных режимах, однако, при тоталитаризме полицейский контроль террористичен в том смысле, что никто не станет доказывать вину, чтобы убить че­ловека. Все вышеперечисленные характеристики профессор из Хайден- берга Карл Фридрих (совместный труд К.Фридриха и его молодого поль­ского коллеги Збигнева Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автокра­тия", 1956 г.) называет "синдромом". Наличие одной или нескольких из этих характеристик еще недостаточно для того, чтобы система стала тота­литарной. Например, существуют режимы, где полиция осуществляет тер­рор, однако они не тоталитарны, вспомним Чили: в начале правления пре­зидента Пиночета 15 тысяч человек погибло в концлагерях. Но Чили не тоталитарное государство, потому что там отсутствовали другие «синдромы» тоталитаризма: не было массовой партии, не было «священной» идеологии, экономика оставалась свободной и рыночной. 8 Правительство лишь частично контролировало образование и средства массовой информации. В определении Фридриха есть одно слабое место. Может ли тота­литарная система изменяться и эволюционировать? Фридрих и Бжезинский утверждали, что тоталитарный режим не меняется, его лишь можно уничтожить извне. Они уверяли, что все тоталитарные государства поги­бают, как погиб нацистский режим в Германии. В последствие жизнь по­казала, что этот аспект ошибочен. Тоталитарные режимы способны ме­няться, эволюционировать. После смерти Сталина СССР изменился. Прав­ление Брежнева Л.И. заслушивает критики. Однако нельзя сказать, что они одинаковы. Это так называемый пост тоталитаризм. Пост тоталитарный режим - это система, когда тоталитаризм теряет часть своих элементов и как бы размывается и ослабляется ( например, СССР при Хрущеве Н.С.), Итак, тоталитарный режим следует подразделять на чисто тоталитарный и пост тоталитарный. В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал- социализм. Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновид­ности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение част­ной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмот­ря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступными доля него достижения науки и культуры, была обеспечена со­циальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности, к тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массо­вым репрессиям. Фашизм - право- экстремистское политическое движение, воз­никшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны За­падной Европы после первой мировой войны и победы революции в Рос­сии. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение "народной души", обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К концу 30-х годов фашистские ре­жимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашист­ским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся 9 использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих импер­ских амбиций на международной арене. Третья разновидность тоталитаризма - национал- социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Цель: мировое господство арийской расы и социальное предпочтение - германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь - против собственных граждан (классового врага), то в национал- социализме - вовне, против других на­родов. И все же тоталитаризм - исторически обреченный строй. Это об­щество - самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм - закрытое общество, не приспо­собленное к современному качественному обновлению, учету новых тре­бований непрерывно изменяющегося мира. 3.2.Авторитаризм. Одним из наиболее распространенных в истории типов политиче­ской системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и де­мократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ог­раниченный законами характер власти, с демократией - наличие автоном­ных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно эконо­мики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. Авторитарной политической системе присущи следующие черты: 1) Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей вла­сти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.). 2) Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению. 3) опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный ре­жим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обла­дает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему 10 усмотрению использовать силу и принудить граждан к повинове­нию. 4) Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно сущест­вование ограниченного числа партий, профсоюзов и других орга­низаций, но лишь при условии их подконтрольности властям, 5) Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне политические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней полити­кой, хотя она может влиять ни на стратегию экономического раз­вития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления. 6) Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электо­ральной борьбы. Исходя из вышеизложенного, авторитаризм - политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного че­ловека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во вне политических сфе­рах. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме по­литических, прав личности. Слабые стороны авторитаризма: полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или про­извола, ограниченность политического выражения общественных интере­сов. Достоинства авторитарного режима: высокая способность обеспечи­вать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодоле­вать сопротивление политических противников. Авторитарные режимы очень разнообразны. Это монархии, дикта­торские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др. Монархии - уже исчезающая категория авторитарных режимов. Не все монархии авторитарны. В Европе (Великобритания, Норвегия, Дания, Бельгия. Люксембург, Испания) монархии в принципе являются парла­ментскими демократиями. Но когда говорят о монархизме, как о подтипе авторитарных государств, то имеют ввиду монархии в наименее развитых странах, где монархи являются действительными правителями (Иордания, Марокко, Саудовская Аравия). Военное правление: военные берут власть и правят страной. 11 Политическая деятельность либо вообще запрещена, либо ограничена. В современных условиях пост социалистических стран "чистый" авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и неко­торые демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества и способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти. 12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. За последние 20 лет очень много недемократических: тоталитарных и авторитарных режимов распалось или трансформировалось в демокра­тические республики или государства на демократической основе. Общий недостаток недемократических политических систем состоит в том, что они не были подконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотноше­ний с гражданами зависел прежде всего от воли правителей. В прошлые века возможность произвола со стороны авторитарных правителей суще­ственно сдерживалась традициями правления, относительно высокой об­разованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угрозой народных восстаний. В современную эпоху эти факторы либо вообще исчезли, либо их действие сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного про­извола может только демократическая форма правления. Тем народам, ко­торые готовы к индивидуальной свободе и ответственности, ограничению собственного эгоизма, уважению закона и прав человека, демократия дей­ствительно создает наилучшие возможности для индивидуального и обще­ственного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества. Одной из стран, находящихся на пути перехода от одного полити­ческого режима (тоталитарного) к другому (демократическому), является Россия. Наша страна пошла по пути быстрой политической и экономиче­ской реализации западной либеральной модели демократии, по пути так называемой шоковой терапии. Однако, в России не было на тот момент, характерных для Запада многолетних традиций рыночной экономики и индивидуалистической культуры, советское общество глубоко отличалось от западных демократий почти тотальной милитаризацией, суперцентра­лизацией и сверхмонополизацией экономики, её неприспособленностью к какой-либо конкуренции; преобладанием в народном сознании коллекти­вистских ценностей, полиэтническим составом населения, отсутствием массовых демократических движений, способных сформировать альтерна­тивную номенклатуре политическую элиту, и т.д. В результате мы пере­живаем трудные времена, либеральная модель демократизации привела к политической анархии, к подрыву мотивации производительного труда, резкому росту цен и падению уровня жизни населения. Очевидно, что для Pоссии оптимальная модель политического и хозяйственного реформиро­вания может быть найдена лишь на пути тщательного учета собственной специфики и мирового опыта, проведения активной и реалистической государственной политики в целях формирования более динамичного и гуманного общества. 13 По мнению многих русский менталитет предполагает наличие силь­ной руки, жандарма и т.п., но я с этим не согласна, ибо считаю, что те ро­стки свободы, которые у нас уже есть на сегодня, должны сохраняться и приумножаться. 14 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Власть при переходе от тоталитаризма к демократии. Свободная мысль. 1993 - № 8. 2. Клямкин И.М. Какой политический режим возможен сегодня в России. Полит, иссл. 1993-№5. 3. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. 4. Вятр Е. Лекции по политологии Т- 1. Типология политических режимов. 1991. 5. Карл Поппер. Открытое общество и его враги. М., Культурная инициа­тива. 6. Стародубский Б.А. Политические режимы европейских стран. Сверд­ловск., 1989. 15