Каталог :: Политология

Реферат: Функции государства

              Московский Государственный Университет сервиса              
                  Кафедра социологии и социальной работы                  
                             Курсовая работа                             
                                 по политологии                                 
                          а тему: "Функции государства"                          
Проверила: Горлова В.И.
                                 Москва 1999                                 
ПЛАН.
1. Введение.
2. Внутренние функции.
а. хозяйственно-организаторская (экономическая).
б. охранительная.
в. социальная.
г. культурно-воспитательная.
д. природоохранительная.
3. Внешние функции.
а. защита от нападения из вне.
б. сотрудничество с другими странами.
в. борьба с международной преступностью.
г. охрана окружающей Среды.
4. Правовые формы выполнения функций.
5. Заключение.
Для того чтобы рассмотреть функции государства, на мой взгляд, надо четко
уяснить - что такое государство и пути его ( государства ) происхождения.
Существует множество теорий происхождения государства: разные варианты
теологической теории выводили государство из божественных начал; органическая
теория по сути отождествляла государство с живым организмом, частями которого
будто бы являются люди и их объединения; теория насилия объясняла
возникновение государства внутренними столкновениями в обществе и внешним
насилием ( войнами ) ; договорная теория исходила из того, что государство
явилось результатом добровольного соглашения между его подданными для защиты
их общих интересов; патриархальная теория представляла государство как
большую разросшуюся семью, во главе с отцом-монархом.
Однако на мой взгляд ни одна из вышеперечисленных теорий не обладает
достаточными доказательствами, чтобы ее можно было принять за основу.
Для того чтобы сложилось правильное и полное представление о государстве, его
сущности, функциях, структуре, необходимо рассматривать их в тесной
взаимосвязи на основе структурно-функционального анализа этих понятий.
В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, а
структура государства, т.е. его внутреннее строение, определяется в первую
очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно
осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть
объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально
обусловленной деятельности.
Государство есть сложная социальная организация, основным назначением которой
является осуществление публичной власти в интересах всего общества.
Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны
общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются
функциями государства. Функции делятся на внутренние внешние.
К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной жизни
государства, непосредственно касающимся каждого члена общества, относятся
следующие виды функций:
1. Охранительная.
2. Экономическая.
3. Социальная.
4. Культурно-воспитательная.
5. Природоохранительная.
К внешним функциям, направленным на обеспечение существования государства в
мировом обществе, относятся:
1.  Защита государства от вооруженных нападений других государств.
2.  Поддержание международных политических отношений (дипломатическая
деятельность), экономических и культурных связей.
3.   Борьба с международной преступностью.
4.   Участие в международной охране окружающей Среды.
Реализация функций осуществляется различными государственными организациями.
Их количество, задачи, компетенция, взаимоотношения и связи между ними
определяются функциями государства.
Существуют два вида государственных организаций. К первому  виду относятся
государственные организации,  которые осуществляют властную, организационно-
регулятивную деятельность.
Второй вид представляют государственные организации, основным назначением
которых является непосредственная, практическая деятельность по выполнению
функций государства. Они создаются органами государства и управляются ими. В
зависимости от того, в какой сфере государственной деятельности
(охранительной, экологической или культурно-воспитательной) действуют
государственные организации, они  подразделяются на три вида.
В охранительной сфере практическое выполнение функций возложено на особые
вооруженные  государственные организации. Они непосредственно охраняют
граждан и государство от внутренних и внешних посягательств. В их число
входят части и подразделения  вооруженных сил, службы безопасности, милиция
(полиция), разведка и некоторые другие вооруженные государственные
организации.
В экономической сфере действуют государственные организации - предприятия и
учреждения, основным назначением которых является производственная либо
обеспечивающая производство деятельность, а также оказание бытовых, кредитно-
расчетных и коммунальных услуг населению. К ним относятся, например,
государственные заводы и фабрики,  сельскохозяйственные предприятия,
предприятия транспорта и связи (железные дороги, почта и др. ), торговых и
бытовых услуг, кредитно-расчетные учреждения и т.д.
Культурно-воспитательные задачи выполняются широкой сетью государственных
организаций, таких, как учебные заведения, библиотеки, музеи, театры и др.
Следует иметь в виду, что охранительные, экономические и культурно-
воспитательные задачи выполняются не только государственными организациями.
Во всех этих сферах наряду с государственными организациями действуют частные
и общественные организации и объединения. В различных современных
государствах степень развития частной инициативы и частной
предпринимательской деятельности неодинакова и зависит от общественного
строя, политических,  экономических и исторических традиций, определяется
национальной психологией и особенностям быта и многими другими факторами.
Частные и общественные организации и предприятия наиболее представлены в
экологической, духовной и социальной сферах. Однако и в охранительной сфере
действуют негосударственные организации, такие, как, например, частная
полиция и охрана, частные детективные организации, объединения и организации
общественности по охране общественного порядка и самозащите и некоторые
другие.
     1. Охранительная функция:
Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении
государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и
интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства
от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в
обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных
противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп,
слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали
возникновение государства.
Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства
граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на
охрану частной собственности.
Общественный порядок охраняется государственными органами, общественными
организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении общественного порядка
принадлежит органам внутренних дел, милиции.
За все виды правонарушений посягающие на общественный порядок установлены
различные виды наказаний. Меры наказаний должны быть соразмерны вине
нарушителя.
Охрана прав и свобод граждан гарантируется Конституцией Российской Федерации
и другими нормативно-правовыми актами. Так, в частности, в статье 17
Конституции Российской Федерации  пункт 1 сказано, что “В Российской
Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина
согласно общеуказаным принципам и нормам международного права и в
соответствии с настоящей Конституцией.” Основные принципы прав и свобод
человека и гражданина изложены в статьях 17 - 64 Конституции Российской
Федерации
В статье 35 пункт 2 сказано, что каждый вправе иметь имущество в
собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и
совместно с другими лицами. Право частной собственности охраняется законом.
Таким образом, любое посягательство на частную собственность граждан, их
имущество, а также и на государственное имущество влечет за собой
административные и уголовные наказания.
     2. Экологическая функция:
Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования
государства от полного невмешательства в экономику (концепция “государства -
ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и
регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства
социалистического типа).
В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились
хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со
стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая
строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.
Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую
и валютно-денежную системы.
     3. Функция социальных услуг, обеспечения и защиты граждан:
Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они
считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-
либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование,
достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту
от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.
Так, в статье 39 Конституции Российской Федерации в частности сказано:
“Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях
предусмотренных законом.”
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и
укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной,
муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность,
способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и
спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (статья
41 пункт 2 )
Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм
социального обеспечения и благотворительность (статья 39 пункт 3).
Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного
уровня граждан.
     4. Культурно - воспитательная функция:
Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин
имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в
настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в
производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во
многих государствах образование является обязательным.
Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу
творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства
без  уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия.
Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому -
непременная составная часть воспитательного процесса.
Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской
Федерации обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.
     5. Природоохранительная функция:
Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость современного мира.
Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные
природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себя
неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы - дело
всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и
возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально
обеспечить защиту окружающей среды.
В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования природных
богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение.
Они затрагивают интересы всех народов и государств.
Чем разумнее использовать богатства, тем больше успехов добьются
промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы выдвигается в число
наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших
общегосударственных задач.
Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все
звенья механизма государства и его органов.
Так, в статье 9 Конституции Российской Федерации говорится: “Земля и другие
природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа
жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей территории.”
Многие нормы, регулирующие природоохранительную деятельность, содержатся  в
основах земельного законодательства, основах законодательства о недрах, а
также в земельных и водных кодексах.
В основе осуществления функции лежат следующие принципы:
1. Природные богатства подлежат охране со стороны государства независимо от
того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет.
2. Использование природных богатств должно быть рациональным, соответствовать
развитию государства.
3. Неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и строгая
ответственность за его нарушение.
Так, в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях предусмотрены
различные меры наказания за правонарушения в области охраны окружающей среды
(статьи 50 - 87).
Проведение этих принципов обеспечивает целенаправленность
природоохранительных функций на решение задач, стоящих перед государством в
области охраны и рационального использования природных ресурсов.
     
     
Внешние функции.
     1. Функция защиты из вне:
Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо
она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной
целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы
Российской Федерации.
Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации “Защита Отечества
является долгом и обязанностью гражданина Российской  Федерации. Гражданин
Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным
законом.”
Согласно этому закону: все мужчины - граждане РФ, независимо от
происхождения, социального и имущественного положения, места жительства,
обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил
Российской Федерации. На действительную военную службу призываются граждане
мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет.
Согласно статье 59 пункт 3 Конституции Российской Федерации: “Гражданин
Российской Федерации в случае, если его убеждениям или верованиям
противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным
законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.”
Также граждане достигшие 17-летнего возраста имеют право учится в военно-
учебных заведениях. В этом случае, они не несут военную повинность в рядах
Вооруженных сил Российской Федерации.
Согласно статье 87 конституции Российской Федерации “Президент Российской
Федерации является Верховным главнокомандующим вооруженными силами Российской
Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной
угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории
Российской Федерации или в ее отдельных местностях военное положение...”
За воинское преступление - преступления против установленного порядка несения
воинской службы, военнослужащие, а также военнообязанные во время прохождения
ими учебных или поверочных сборов, несут ответственность (уголовную). Санкции
за различные виды воинских преступлений предусмотрены в статьях 238 - 269
Уголовного Кодекса РСФСР.
Практическое исполнение функции защиты из вне так же возможно на особые
государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения
суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних посягательств
и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Особые
вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с
конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными
организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности,
управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным организациям
относятся:
1. Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на случай
ведения военных действий.
2. Служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной
безопасности и конституционного строя от внешних посягательств.
3. Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного порядка.
Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие и
безопасность граждан.
     2. Функция сотрудничества с другими странами.
В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях
ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.
В современных условиях развитие государств определяется процессом интеграции
хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс углубляется в
программе совершенствования сотрудничества.
Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На
этой основе создаются различные организации деятельность которых направлена
на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН,
НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)
Как уже было сказано выше, каждое государство связано с другими государствами
различными отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти
отношения необходимо устанавливать, развивать и регулировать.
1.Политические отношения: Государство обязано защищать своих граждан
находящихся на территории других государств и оказывать им покровительство
(статья 61 пункт 2 Конституции Российской Федерации). Для поддержания
международных политических отношений государства обеспечиваются
представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов и др.
2.Экономические отношения: Государство, являясь членом мирового сообщества,
вовлекается в систему мирового хозяйства. Экономическое развитие, природные
ресурсы определяют место государства на мировом рынке. Ни одно государство не
может существовать без экологических связей с другими государствами. Внешняя
торговля, кредиты и займы, инвестиции, совместные проекты - это наиболее
распространенные составляющие внешнеэкономической деятельности государства.
3.Культурные отношения: культура каждого народа, государства является
достоянием всего человечества. Она не может развиваться обособленно, так как
связана с мировой культурой. Государство поддерживает и развивает культурные
связи, что служит взаимному духовному росту и обогащению. Конкретными видами
деятельности государства в этом направлении являются: международные выставки,
фестивали, олимпиады, международный туризм и многое другое.
     3. Борьба с международной преступностью:
В последнее время все более широкие масштабы приобретает  международная
преступность.
Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием -
вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений.
Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой.
Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с
международной преступностью.
Конкретными действиями  государств в этой области является создание
международных организаций по борьбе с преступлениями.
Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Государство планирует свою
деятельность по предупреждению и пресечению этих преступлений, проводит
совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет более
эффективно бороться с международной преступностью.
     4. Участие в охране окружающей Среды:
В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный
вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей
среды становится составной частью программы завершения строительства
материально - технической базы в государстве.
В ряде государств это проявляется в особой мере, в связи со сложными
климатическими условиями.
Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием природы в
различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и больше
выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают
различную помощь и общественные организации. В ряде государств правительство
принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы.
Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные
наказания.
     4. Правовые формы выполнения функций.
     
Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными
методами.
Формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом как
одним из основных средств властвования. Через право государство проводит в
жизнь свои  функции, свои экономические, политические, идеологические задачи.
В одних случаях государство издает юридические нормы, в других - организует
их  исполнение, в третьих - обеспечивает, охраняет их. В зависимости от этого
и различают три основные формы осуществления функций:
1. Правотворческая - государственная деятельность, выражающаяся в разработке
и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы деятельности
людей. Она заключается в издании нормативных актов, т.е. актов, которые
устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые.
2. Правоисполнительная - государственная деятельность, выражающаяся в
принятие мер по исполнению норм права. Она состоит главным образом в издании
властных  индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только на данный,
индивидуальный случай (например, издание разового планового акта по
строительству, назначение гражданина на должность.)
3. Правообеспечительная (правоохранительная) - государственная деятельность,
выражающаяся  главным образом в контроле и надзоре за соблюдением и
исполнением норм , а также в применение принудительных мер к их нарушителям.
В процессе осуществления данной функции решаются юридические дела, связанные
с применением юридических санкций, спорами между отдельными лицами и т.д.
Деятельность государства широка и многообразна. Для того чтобы охватить,
охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной абстракции и
соответствующие ему понятия. Они позволяют увидеть, что с момента
возникновения и до настоящих дней задачи государства не остаются не
измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие, более
сложные.
В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и определенные
трудности, которые необходимо будет решать.
Таким образом, из рассмотренных нами функций, мы видим, что государство
является не только аппаратом подавления, представителем интересов
господствующего класса, но и организацией выражающей интересы всего общества.
     
     
     
     Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Кодекс об административных правонарушениях.
3. Уголовный кодекс РСФСР.
4. “Функции и структура государства” 15.07.1992 г.