Каталог :: Политология

Реферат: Роль силы в ненасильственной борьбе

                         МГТУ  имени  Н.Э.Баумана                         
                                 РЕФЕРАТ                                 
                             ПО  ПОЛИТОЛОГИИ                             
                               НА  ТЕМУ  :                               
            РОЛЬ  СИЛЫ  В  НЕНАСИЛЬСТВЕННОЙ  БОРЬБЕ   “          
                                                             Cтудент :
                                                               Группа :
                                            Преподаватель : Волкова  И.В.
                            МОСКВА  1996 год.                            
                                  - 2 -                                  
                            Теория  ненасилия                            
     Термин   ненасилие  в  последнее  время  становится  всё  более  и  более
популярным.  Он  прочно  вошел  в  обиход  политической  лексики ; без  него
редко  обходятся  в  политологических  дискуссиях  оно  всё  чаще  встречается
в  прессе , в  статьях , вышедших  по  поводу  текущих  социальных  и
политических  событий . Причин  этому  достаточно . Помимо  ужаса  перед
творящимся  на  наших  глазах  и  всё  возрастающим  насилием , помимо
осознания  гибельности  насилия  во  имя  любых  целей , помимо  авторитета
мыслителей , общественных  деятелей , с которыми  связываются  идеи  и
практика  ненасилия , да  и  просто  человеческой  привлекательности
философии  ненасилия , в  быстром  принятии  слова ’’ненасилие’’   и
связанных  с  ним  ассоциаций  кроется  усталость  от  привычных  слов , с
помощью  которых  принято  выражать  возвышенные  этические  идеи .
     Насилие  и  ненасилие  присутствуют  во  всех  культурах , у  всех  народов .
Насилие  на  протяжении  многих  веков  было , можно  сказать , формой
общественного  развития , а  наряду  с  этим  существовали  упования  на
ненасилие , различным  образом  выражаемые , вылившиеся  на  уровне
индивидуального  самоопределения  в  непротивлении , неучастии , пассивности ,
уходе . Как  известно , евангельский  образ  ненасилия  и  состоит  в этом :
‘’Не  противься  злому . Но  кто  ударит   тебя  в  правую  щёку , обрати
левую ’’. Многие  из  современных  приверженцев  теории  и  практики
ненасилия  стремятся  привлечь  такой  новозаветный  материал  для
обосновании  идеи  ненасилия . Но  ведь  и  по  Евангелию , и  по  Деяниям
Апостолов  известно , что  раннехристианская  социально-этическая  доктрина ,
имея  в  качестве  одного  из  краеугольных  камней  заповедь  ненасилия ,
вполне  допускала  из  прагматических  соображений  насилие  в  отношении  ярых
противников  истинной  веры  или  вероотступников . Только  благодаря
реформаторству  Л.В. Толстого  заповедь  ‘’ не  противься  злому’’   приобрела
тот  смысл , который  мы  стараемся  вычитать  в  ней  сегодня :’’ Не
противься  злу  насилием  ‘’,и  это - одна  из  ряда  возможных  интерпретаций
евангельской  заповеди .  
     В  каждой  культуре  существуют  две  альтернативы : одна - ориентация  на
насилие , другая - на  ненасилие . При  этом  в  разных  культурах  указанная
альтернатива  проявляется  по-разному . Чтобы  полнее  понять  идею  ненасилия
, рассмотрим  проявление  этой  идеи  в  культурах Востока , Запада  и  России.
     Традиционным  культурам , определяющим  лицо  Востока , присуще
гармонизирующие  видение  человека  и  космоса , их  нерасчленённость , полное
единение . ‘’Мир  и  я  рождаемся  вместе , и  вся  тьма  вещей  составляет
единое  со  мной ‘’ - говорится  в  даосском  тексте ‘’ Чжуан-цзы ‘’ ( 4 в. до
н.э.).О  той  же  гармонии  говорят  и  конфуцианцы . По  словам  Чан-Цзая ( 9
в. ) , ‘’ небеса - мой  отец , земля - мать  моя  , и  даже  такое  мельчайшее
существо , как  ‘’ я’’ , находит  себе  место  среди  них . Все  люди - мои
братья  и  сёстры  , все  существа - мои друзья ’’ . Апофеозом
ненасильственного  отношения  ко  всему  живому  является  индийский
джайнизм . ‘’ Книга  о  хорошем  поведении ‘’  из  джайнского  канона
наставляет : ‘’ Причинение  вреда  земле  подобно  избиению , ранению  и
убийству  слепого ... Зная  это , человек  не  должен  грешить  против  земли
или  позволять  другим  делать  это ... Человек , который  воздерживается  от
причинения  вреда  даже  ветру , знает  о  страданиях  всех  живых  существ
... Тот , кто  знает , что  плохо  для  него  самого , знает , что  плохо  для
других , и  наоборот ... ‘’
                                   - 3-                                   
     Но  вот , что  парадоксально : ненасильственное  отношение  к  природе  имело
негативные      последствия   для   судеб   народов   Востока   .
Потому   что  
     невыделенность  человека  из  природы  проектировалась  на  общество . Отсюда
-отсутствие понятия индивид , личность .Человек  рассматривается  как ‘’
песчинка’’  в  природе  и  обществе . Его  самоценность  не  признаётся .
Поэтому  в  традиционном  обществе  по  отношению  к  человеку  допускается
насилие  со  стороны  государства . Об  этом  ярко  свидетельствует  кастовая
система , функционирующая  до  сих  пор  в  индийской  культуре . В
традиционной  культуре  Китая  человек  рассматривается  в  качестве  “
песчинки”  , слагающей  окружности  социальной  иерархии , расположенные
вокруг  единого  центра - императорской  власти ,  обладающей  правом  на
любые  формы  насилия  во  имя  сохранения  общественной  системы ,”
освящённой  Небом “ . Короче  говоря , в  восточном  традиционном  обществе
наблюдается , с  одной  стороны , ориентация  на  ненасилие  в  отношении  к
природе , а  с  другой  стороны , - насильственная  ориентация  государства
по  отношению  к  человеку .
     На  Западе  мы  видим  совсем  другую  альтернативу . Начиная  с  античности
, возрастает  отпадение  человека  от  космоса  и  человек  по  отношению  к
природе  выступает  как  “ царь “ , который  вправе  управлять  ею . Но  с
другой  стороны , выделение  человека  из  природы , придание  ему  “
царственного ”  статуса  позволило   Западу , получив  первые  импульсы  в
итальянском  Возрождении  , двигаться  от  идеи  индивида  к  индивидуальности
и , наконец , личности . К  новому   времени  происходит  фактически
окончательный  разрыв  Европы  с  традиционным  обществом  , тогда  же
возникают  политологические  понятия  ”  Запад ”   и 
     ” Восток” . Новая  экономическая  и  политическая  реальность  европейской
истории  коренным  образом  меняет  отношение  к  человеку , ведёт  к
утверждению  его  
     ” естественных ”прав , к  числу  которых  прежде  всего  относится  право  на
жизнь , на  безопасность .
     Сравнительный  анализ  культурных  традиций  Востока  и Запада   помогает
трезво  оценить  отечественную  ситуацию . Не  только  в  силу  нашего
географического  срединного  положения , но  и  вследствие  ряда  исторических
причин  , в  России , по  крайней  мере  в  20  в. , сложилась  ситуация
безальтернативности - ориентация  на  насилие  и  по  отношению  к  природе ,
и  
     к  человеку  в  обществе .
     Где  же  выход ? Наверное , единственная  надежда  для  нашего  мира  это“
узкий  и  прямой  путь  ненасилия ” ( М . Ганди ) . Это  отказ  от  насилия ,
от  стремления  подавить , эксплуатировать , манипулировать  или  подчинить
противостоящую  сторону , признание  её  равноценности  и  достоинства  как
партнёра  диалога . Именно  здесь  кроется  исток  поиска  компромиссов ,
нахождения  баланса  сил  и  обретения  солидарности , мирного  разрешения
конфликтов , трудных  путей  со-беседования  и  со-труднечества , со-гласия  и
со-ревнования , со-страдания  и  со-чувствия , со-единения  и  со-средоточения
. Жизнь  оказывается  важнейшей  этической  ценностью . Отказ  от  идеологии
господства  и  подчинения  отнюдь  не  означает  отказ  от  власти , а  лишь
от  определённых  форм  осуществления  власти - от  авторитарно -
деспотических  и  репрессивно - насильственных  механизмов  её  реализации ,
вообще  недопускающих  ни  самоорганизации , ни  самоуправления , ни  свободы
личности .
     Какие  же  методы  можно  применять  в  борьбе  за  ненасилие ? Казалось  бы , 
     о  применении  силы  не  может  идти  и  речи  ( ведь  борьба  
ненасильственная ) ,
                                  - 4 -                                  
     однако  сила  в  ненасильственной  борьбе  не  только  применительна  , но и
занимает
     в  ней  очень  важное  место .
     Рассмотрим    этот  интересный  вопрос  более  подробно . Он  нашёл  своё
отражение  в  работе  Дж.Шарпа  “ Роль  силы  в  ненасильственной  борьбе “.
     В  этой  работе  много  интересных  мыслей  ,  большинство  из  них ,
достойных нашего   приводится   ниже .
                              Понятие  силы                              
     В  основе  ненасильственной  борьбы  лежит  определённое  понимание  природы
силы  в  обществе  и  политике . Эту  борьбу  невозможно  понять , если  не
принимать  во  внимание  такого  важного  элемента , как  сила .
     Данное  утверждение  находится  в  прямом  противоречии  с  широко
распространенными  представлениями  о  то , что  ненасильственное  действие
теоретически  и  практически  игнорирует  реальность  силы  в  политике , и
что  сторонники  ненасильственных  действий  очень  наивны , ибо  не видят  в
насилии  источник  политического  могущества . Эти  представления  связаны  с
отрицанием  или  игнорированием  силы  в  политике  и  той  роли , какую  она
играет  в  процессе  ненасильственной  борьбы.
     Ненасильственная  борьба  представляет  собой  политическую  технику ,
которую  необходимо  понять  исходя  из  её  собственной  природы , а  не
объяснять  или  оценивать  её  по  ассоциации  или  сходству  с  другими
явлениями . Эта  техника  скорее  использует  социальные , психологические ,
экономические  и  политические  методы  воздействия  на  оппонента ( согласно
учению  ненасилия , субъекта , против  действий  или  политики которого
ведется  борьба , следует  не  называть  врагом , противником , а  оппонентом
.Тем  самым  выражается  принципиальная  готовность  к  взаимопониманию ,
диалогу , сотрудничеству ) . Она  включает  около  200  методов  символического
протеста , социального  несотрудничества , экономических  бойкотов , трудовых
забастовок , политического  несотрудничества  и  мирного  вмешательства   (
которое  может  варьироваться  от  сидячего  протеста  до  создания
параллельного  правительства) . Эти  разнообразные  методы  также  именуются
“ оружием “  ненасильственных  действий.
     Данную  технику  не  следует  путать  с  отличными  от  неё , но  не  менее
важными  проявлениями  религиозных  и  нравственных  убеждений , которые
предполагают  уклонение  от  насилия . Однако  гораздо  чаще  люди  и
движения , осуществлявшие  практику  ненасильственной  борьбы , не  принимали
в  принципе  обязательства  использовать  только  мирные  средства . Они
использовали  насилие  прежде  или  готовы  прибегнуть  к  нему  при
определённых  обстоятельствах  в  будущем . Иными  словами , при  наличных
условиях  эти  люди  были  готовы  следовать  благородной  стратегии
ненасильственной  борьбы  для  достижения  конкретных  целей , хотя  и  не
были  связаны  обязательством  использовать  именно  эти  средства  в  любых
возможных  ситуациях . Основной  причиной  выбора  этой  стратегии  была
надежда  увеличить  свои  шансы  на  успех  в  данном  конфликте .
     Ненасильственная  борьба  является  техникой  противостояния  силы
противнику - оппоненту . Группа , выступающая  в  качестве  оппонента , обычно
обладает  значительной  административной , экономической , политической  и
военной  мощью .
     Эта  группа  обычно  представляет  собой  контролируемый  элитой
государственный  аппарат , который  враждебен  благополучию  и  интересам
широкого  населения . Однако  часто  в  качестве  оппонента  выступает
внегосударственное  образование ,поддерживаемое  государственными
структурами.
                                  - 5 -                                  
     Широкие  круги  населения , которые  испытывают  отрицательное  воздействие
политического  курса  и  действий  группы , которая  рассматривается  в
качестве  оппонента , могут  быть  названы “  притесняемой “  группой .Эта
группа  может  
     заниматься  отдельными  проблемами  или  выступать  против  политики  в
целом , или  даже  может  не  признавать  режима . Но  группа , которая
фактически  участвует  в  ненасильственной  борьбе , меньше  “ притесняемой ”
группы , хотя  количество  людей  и  различных  социальных  институтов ,
вовлечённых  в  эту  борьбу , может  широко  варьироваться .
     Эта  борьба  не  может  быть  понята  или  разумно  организованна  без
внимания  к  возможности  силы . Термин  “ сила ”  используется  здесь  для
обозначения  всей  совокупности  различных  видов  воздействия  и  давления (
включая  санкции ), помогающих  группе  или  обществу  сохранить  себя ,
реализующих  их  политический 
     курс  и  способствующий  ведению  внутренней  и  внешней  борьбы . Сила
может  измеряться  соответствующей  возможностью  контролировать  ситуацию ,
людей  и  институты , или  возможностью  мобилизовывать  людей  и  институты
на  определённое  действие .Такого  рода  сила  может  быть  использована ,
чтобы  дать  возможность  группе  достичь  определённой  цели ; осуществить
или  изменить политический  курс ; побудить  других  людей  вести  себя  так ,
как  того  желают  обладатели  силы ; сопротивляться  или  поддерживать
существующую  систему , политику  и  отношения ; изменить  или  разрушить
существующую  расстановку  сил  или  институтов ; или  совершенствовать
комбинацию  всех  этих  факторов .
     Политическая  сила  может  находиться  в  руках  правительств , государства ,
институтов , оппозиционных  движений  и  других  групп .Она  может  быть
использована  непосредственно , но может  быть  и  резервной  способностью ,
     оказывая  влияние  лишь  фактором  своего  существования . 
     Чтобы  понять  роль  силы  в  ненасильственных  действиях , необходимо
взглянуть  на  её  природу  и  динамику ,  - как  в  группе  оппонентов , так
и  в  группе  ненасильственного  действия .
                         Зависимость  правителей                         
     Часто  упускается  из  виду  тот  факт , что  сила , которой  обладают
отдельные  индивиды  и  группы  на  высших  уровнях  политического
руководства  и  управления  в  любом  правительстве (т.е.  те , кого  мы  для
краткости  называем 
     ” правителями” ), не  является  чем - то  изначально  присущим . Эту  силу
они  получают  извне , из  общества , которым  они  управляют .
     Главы  правительств  и  политических  систем  не  являются  ни  всемогущими ,
ни  обладающими  самовоспроизводящейся  силой . Господство  правителей  и
политической  элиты  зависит  в  конечном  счёте  от  сотрудничества
населения  и  общественных  институтов .
     Политическая  сила  возникает  из  взаимодействия  всех  или  хотя  бы
нескольких  источников , таких  как  :
     1) . Власть. Устойчивость  и  действенность  власти  правителей   и  её
легитимность  в  глазах  подданных.
     2) . Человеческие  ресурсы . Число  людей , поддерживающих , сотрудничающих
или   оказывающих  особое  содействие  , их  число  относительно  всего
населения , а  также  формы  и  устойчивость  их  организаций .
     3) . Знания  и  навыки .Умения , знания  и  возможности  этих  людей , их
способность  удовлетворять  потребности  правителей .
                                  - 6 -                                  
     4) . Скрытые  факторы . Психологические  и  идеологические  факторы , такие
как  привычки , отношение  к  повиновению  и  подчинению , наличие  или
отсутствие  общественного  доверия , идеология , чувство  долга.
     5) . Материальные  ресурсы . Собственность , естественные  и  финансовые
ресурсы,
     экономическая  система , система  связи  и  транспорта .
     6) . Санкции . Характер  и  сила  принуждения  и  наказания , которые
имеются  в  распоряжении  правителей  для  применения  их  как  против
подданных , так  и  в  международных  конфликтах .
     Почти  всегда  существует  проблема , в  какой  степени  некоторые  или  все
эти  источники  силы  имеются  в  наличии ; исключительно  редко ( если  не
сказать  никогда)  складывается  ситуация , когда  все  они  даны  полностью
или  полностью  
     отсутствуют . Увеличение  или  уменьшение  силы  правителей  зависит  от
сочетания  этих  источников .
     Правители  в  большей  мере  зависят  от  повиновения  и  сотрудничества  тех
, кем  управляют . Отвергая  их  право  руководить , подданные  тем  самым
берут  назад  всеобщее  или  групповое  соглашение , которое  только  и
делает  существование  правительства  возможным . Эта  потеря  власти  ведёт
к  
     дезинтеграции  силы  правителей . Когда  потеря  власти  достигает  крайней
степени , это  угрожает  самому  существованию  такого  правительства .
     Ситуация  ограничения  или  отказа  подданных  от  сотрудничества  опасна
для  любого  режима , потому  что  именно  своим  сотрудничеством  подданные
способствуют  функционированию  и  увековечиванию  существующей  системы . Как
экономическая , так  и  политическая  системы  функционируют  благодаря
содействию  многих  людей , организаций  и  малых  групп , а  правители
зависят  от  их  сотрудничества  и  содействия . Чем  более  обширен  и  более
детализирован  контроль  правителей , тем  более  они  нуждаются  в  подобно
содействии.
     Сила  правителей  зависит  от  постоянства  подобного  содействия , не
только  отдельных  членов  общества , должностных  лиц , служащих  и  т.п. ,
но  и  организаций  и  институтов  ( даже  второстепенных )  , которые
образуют  систему  в  целом . Это  могут  быть  министерства , организации ,
отделения , комитеты  и  т.п. Однако  эти  индивиды , группы  и институты
могут  отказаться  от  сотрудничества  и  могут  уклонится  от  оказания
содействия , достаточного 
     для  того , чтобы  сохранить  позиции  правителей  и  дать  им  возможность
реализовывать  свой  политический  курс .
                    Границы  принуждения                                 
     Если  перед  лицом  широко  распространяющегося  несотрудничества  и
неповиновения  правители  не  идут  на  значительные  уступки , то  они
должны  всё  больше  прибегать  к  принуждению . Пытаясь  обеспечить  себе
необходимое  содействие  и  сотрудничество , правители  могут  применять
санкции  ( или наказания ). Очень  часто  подобные  санкции  возможны
благодаря  тому , что  в  то  время  как  одна  часть  населения  отвергает
существующую  власть , другая  часть  остаётся  преданной  и  осуществляет  её
политический  курс .
     Но  это , однако , ещё  не  всё . Правящая  группа  также  в  свою  очередь ,
должна  быть  объединена  чем-то  иным , нежели  только  санкциями  и ,
следовательно , также  является  уязвимой  для  внешних  воздействий . К  тому
же  сама  способность  правителей  применять  санкции  как  у  себя , так  и
за  рубежом  в значительной  мере  зависит  от  помощи  самих  подданных ,
которая  может  быть  ограничена  или  прекращена .  Но  правителям  нужна  не
пассивная  поддержка , а  
                                  - 7 -                                  
     явное  проявление  исполнительности  людей  и  большое  число  помощников .
Однако  все  усилия  добиться  этого  содействия  путём  принуждения  будут
недостаточными , если  власть  правителей  не  будет  ограничена .
     Санкции  необходимы  для  поддержания  политической  власти  правителей -
особенно  в  моменты  кризисов . Однако  эффективность  этих  санкций  зависит
от  
     реакции  подданных , которым  они  угрожают  лил  против  которых  они
применяются . Во  многих  ситуациях  люди  должны , как  порой  поступают  на
войне  солдаты , не  отступить  перед  лицом  опасности . Даже  в  случае
применения  санкций , всегда  существует  возможность  выбора , проявления
своей  
     воли .Чтобы  быть  эффективной  санкция  должна  внушать  страх ; тогда  люди
снова  согласятся  сотрудничать  и  подчиняться . Они  могут  и  не  сделать
этого . 
     В  такой  ситуации  отношения  власти  существенно  видоизменяются , и  это
представляет   серьёзную  угрозу  силе  правителей . 
                       Объединённое  сопротивление                        
     Наличие  каждого  из  источников  силы , кроме  того  связано  или
непосредственно  зависит  от  степени  сотрудничества , покорности ,
повиновения  и  содействия , которых  правители  должны  добиться  от  своих
подданных  и  институтов  общества . Эта  зависимость  при  определённых
обстоятельствах  позволяет  подданным  ограничивать  или  изолировать  эти
источники   силы  путём  
     уменьшения  или  даже  отказа  от  необходимого  сотрудничества  и
повиновения .
     Если  силу  правителей  можно  регулировать  путём  отказа  от  помощи  и
повиновения , тогда  несотрудничество  и  неповиновение  должно  быть  широко
распространены . К  тому  же , необходимо  поддерживать  эти  действия  и
перед  лицом  репрессий , направленных  на  то , чтобы  вынудить  к
покорности . Крупномасштабное  неповиновение  и  несотрудничество  возможны
лишь  в  том  случае , если  только  пропадёт  или  уменьшится  страх  у
подданных  и  если  только  они  будут  готовы  переносить  любые  санкции  во
имя  перемен . Такая акция  станет  политически  значимой . Свобода  действия
правителей  обратно  пропорциональна  количеству  неповинующихся  подданных ,
несотрудничающих  институтов , а  также  степени  зависимости  правителей  от
этих  факторов . Следовательно , проблема  контроля  над  силой  может  быть
решена  путём  изучения  того , как  можно  реализовывать  и  сохранять
уклонение  от  сотрудничества .
     Если  отказ  от  одобрения , сотрудничества  и  повиновения  сохраняется  и
при  угрозе  нападения  со  стороны  правителей , тогда  конец  режима
неизбежен. Так  что  все  правители  находятся  в  зависимости  от
сотрудничества  подданных ; а  мнение  о  том , что  власть  утверждается
только  насилием  и  что  победа  неизбежно  достаётся  стороне , обладающей
большей  способностью  к  насилию , является  ошибочным . На  самом  деле
главным  является  решимость  не  повиноваться  и  способность  к
сопротивлению .
     Такое  понимание  сущности  политической  власти  может  быть  реализовано
двояко : во-первых , непризнание  гражданами  тиранического  правительства
должно  быть  активно  выражено  в  отказе  от  сотрудничества . Во-вторых ,
должна  быть  проведена  групповая  или массовая  акция . Когда  правящее
меньшинство  сплочено , а  управляемому  большинству  не  хватает  независимой
организации , тогда  подданные  обычно  не  способны  на  общую  оппозицию
.Они  будут  бороться  один  на  один . Эффективное  действие , основанное  на
таком  понимании  силы , нуждается  в  общем  сопротивлении  и  открытом
неповиновении.
                                  - 8 -                                  
                      Структурные  основы  общества                      
     Структурная  основа  общества  существенным  образом  предопределяет
возможность  граждан  контролировать  своих  правителей . Эта  структура  
     выражается  в  существовании  разнообразных  общественных  институтов , в
которых  и  сконцентрирована  политическая  сила .
     Формы  и  сущность  этих  органов  политической  силы  меняются  от  общества
к  обществу , и  от  ситуации  к  ситуации .  Одни  способны  включать  такие
социальные  группы  и  институты , как  семья , социальные  классы ,
религиозные  и  национальные  группы , профессиональные  и  экономические
группы , небольшие  поселения  и  деревни , города , провинции и  регионы ,
органы  местной  администрации , организации  добровольцев  и  политические
партии . Но  чаще  всего  
     эти  органы  силы  являются  традиционными , укоренившимися ,официально
признанными  социальными  группами  и  институтами . Иногда  они  могут  быть
организованы  не  столь  формально ,могут  создаваться  или  даже
восстанавливаться  по  мере  осуществления  каких-либо  целей  или  в
противостоянии  правителям.
     Cтатус  этих  образований  в  качестве  органов  силы  будет  определяться
их  способностью  действовать  независимо  и  контролировать  действенную
силу  других , т.е.  правителей  или  других  органов  власти  и  силы . И
поэтому  чрезвычайно  важно  их  количество , степень  их  централизации  или
децентрализации , принятые  в  них  процедуры  выработки  решений , степень
их  внутренней  прочности  и  жизнеобеспеченности .
     Структура  сил  общества , а  также  их взаимосвязь , значительно  определяют
сферу  и  степень  максимальной  эффективности  сил  правителя . Когда  сила
как бы  разлита  в  обществе  между  различными  общественными  институтами ,
власть  правителей  с  большей  вероятностью  будет  подчиняться  контролю  и
ограничениям , так  как  подобные  структуры  дают  возможность  противостоять
правительственному  влиянию . Подобная  ситуация  ассоциируется  с
политической  “свободой ”.Когда же , с другой  стороны , органы  силы
существенно ослаблены , подорваны , или  путём  различных  ограничений
нарушено  их  независимое  существование  и  автономия  действий , тогда  сила
правителей  с  большой  вероятностью  станет  неконтролируемой . Это  ослабит
или  даже  разрушит  способность к общему противостоянию . Такая  ситуация
ассоциируется  с    “тиранией”.
     Потенциальная  способность  общества  контролировать  правителей  во  многом
зависит  от  условий , в  которых  действуют  органы  силы . У  общества , в
котором  существуют  группы  и  институты , обладающие  значительной
социальной  силой  и  способные  к  независимому  действию , больше
возможностей  контролировать  власть  правителей  и  тем  самым  противостоять
тирании , чем  у  общества , в  котором  все подданные  одинаково  бессильны ,
так  как  в  нём  не  существует  структур , с  помощью  которых  народ  может
действовать  сообща  для  достижения  своих  целей .
     Источникам  власти  правителей   угрожает  опасность , как  правило , только
тогда , когда  одновременно  большое  количество  подданных ( или  социальные
группы  или  институты )  уклоняются  от  содействия , сотрудничества  и
повиновения  . Поэтому  способность  этих  структур  отказывать  в  поддержке
источникам  власти  приобретает  первостепенное  значение .
                                  - 9 -                                  
     Таким  образом  возможность  контроля  за  действиями  правителей  со
стороны  негосударственных  институтов  общества  будет  определяться
следующими  факторами : 1) желанием  народа  контролировать  эти  силы ; 2)
количеством  независимых  организаций  и  институтов ; 3) степенью  их
независимости ; 4) характером  источников  силы , контролируемых  этими
институтами ; 5) степенью 
     влияния  на  социальную  силу  и  контроля  за  ней  и  6) способностью
людей  выражать  своё  неодобрение  и  отказываться  от  сотрудничества . Если
все  эти  
     факторы  наличествует  в  достаточной  степени , то общество  может  выбирать
, предоставить  ли  силу  правителям  или  ограничить , а  может  и  совсем
перекрыть  их  доступ  к  силе . 
     Cледовательно , изменение  силы  правителей  непосредственно  или  косвенным
образом  связано  с  готовностью  подданных  одобрять  правителей ,
подчиняться  им , сотрудничать  с  ними  и  выполнять  их  намерения .
                      Ослабление  силы  правителей                       
     Когда люди  отказываются  от  сотрудничества , уклоняются  от  помощи ,
проявляют  стойкость  в  своём  неповиновении  и  открытом  неподчинении , они
лишают  своего  оппонента  элементарной  поддержки  и  сотрудничества , в
которых  нуждается  любое  правительство  и  иерархическая  система . Граждане
могут  неподчиняться  законам , которые  они  отвергают . Рабочие  могут
прекратить  работу , чем  парализуют  экономику . Служащие  могут  отказаться
исполнять  инструкции . Солдаты  и  полиция  могут  действовать  пассивно  при
проведении  репрессий ; они  могут  даже  взбунтоваться . Если  люди  и
институты  делают  это  достаточно  долго  и  интенсивно , правительство  или
иерархическая  система  теряют  силу . Люди , которые  были “ правителями “ ,
становятся  обычными  людьми . Всё  меняется   из-за  того , что  человеческое
содействие , создающие  и  поддерживающее  политическую  силу  режима ,
исчезло . И  поэтому  сила  режима  уничтожается .
     Однако ,чтобы  обладать  эффективной  силой  против  властвующих  правителей
, недостаточно  одного  упрямства  и  коллективной  стойкости . Всеобщее
противостояние  должно  быть  переведено  в  стратегию  действия . Людям
необходимо  знание  техники , основанной  на  этом  понимании  существа  силы
, включая  специфические  методы  этой  техники , динамику  развития ,
необходимые  составляющие  успеха  и  принципов  стратегии  и  тактики .
Реализация  этой  техники  должна  быть  умелой . К  этому  относится  и
умение  настаивать  на  своём , несмотря  на  репрессии . Нам  необходимо
более  полное  знание  техники  ненасильственных  действий - той  техники ,
которая  основана  на  нашем  понимании  природы  силы .
               Система  ненасильственных  средств  борьбы                
     Ненасильственное  действие  представляет  собой  совокупность  средств
борьбы. Оно  включает  в  себя  демонстрацию  сил  и  проведение  “ битв”,
нуждается  в  мудрой  стратегии  и  тактике , в  мужестве  своих  ” солдат ”,
дисциплине  и  способности  к  жертвам . Чтобы  победить , люди ,  стремящиеся
к  этому  ненасильственным  путём  , должны  умело  применять  избранную  ими
тактику  действия , осуществлять  необходимые  условия  настолько  эффективно
, как  только  они  могут . Хотя  бытует  мнение , что  достижение  успеха
ненасильственным  путём  требует  гораздо  больше  времени , чем  насилием ,
это  не  всегда  верно . Временами  ненасильственные  действия  приводят  к
успеху  в  течении  довольно  быстрого  срока .
                                  - 10 -                                  
     Большинство  методов  ненасильственных  действий  можно  рассматривать  как
реализацию  теории  силы , о  которой  говорилось  выше . Чётко  различаются
три  определённых  класса  ненасильственного  оружия  в  ненасильственной
борьбе : ненасильственный  протест  и  убеждение , несотрудничество  и
ненасильственная  интервенция . Эти  виды  оружия  ненасильственной  борьбы
могут  изменить  
     существующие  социальные , экономические  или  политические  отношения  и
одновременно  основательно  изменить  баланс  сил .
     Ненасильственный  протест  и  убеждение  являются  главным  образом
символическими  действиями  в  мирном  противостоянии  или  при  попытке
убеждения , осуществляемого  не  при  помощи  слов , а  посредством
кратковременных  актов  несотрудничества  или  ненасильственной  интервенции .
К  этим  действиям  относятся : демонстрации , пикетирование , расклеивание
плакатов , обучение , траурные  митинги  и  митинги  протеста .
     Самая  незначительная  группа  ненасильственных  методов  включает
несотрудничество  c  оппонентом . Несотрудничество  заключается  в  намеренном  
     неодобрении , уклонении  или  открытом  неповиновении  в  определённых
существующих  отношениях - экономических , социальных  или  политических .
Действия  могут  быть  спонтанными  или  запланированными , законными  или
незаконными .
     Методы  несотрудничества  разделяются  на  три  категории : 1) методы
социального  несотрудничества ( включая  социальные  бойкоты ); 2) методы
экономического   несотрудничества  ( подразделяющиеся  на  экономические
бойкоты  и  забастовки ) ; 3) методы  политического  несотрудничества (
также   известные  как  политические  бойкоты ) . Умение  групп
ненасильственного  действия  владеть  оружием  несотрудничества - социальным ,
экономическим  или  политическим  является  чрезвычайно  важным  в  динамике
ненасильственной  борьбы .
     Методы  ненасильственной  интервенции , применяемые  в  определённых
ситуациях , коренным  образом  изменяют  её . К  ним  относятся  посты ,
сидячие  забастовки , протесты , ненасильственные  заграждения , утверждение
новых  социальных  установок , альтернативные  экономические  структуры ,
розыск  тюремных  заключённых , продолжение  работы  без  сотрудничества ,
создание  параллельного  правительства .
                             Овладение  силой                             
     Ненасильственные  действия  прибегают  к  силе  как  для  противодействия
оппоненту , так  и  для  достижения  своих  целей . Поскольку  с  помощью
ненасилия  оказывается  воздействие  на  источники  силы  оппонента  ,
ненасилие  может  быть  рассмотрено  как  более  прямое  действие , чем
политическое  насилие . Если  ключевые  спорные  вопросы  носят  в  основном
экономический  характер , то  и  сопротивление  должно  носить  экономический
характер . Если  эти  вопросы  являются  в  основном  политическими  и
оппоненты  требуют  политического  сотрудничества  от  населения , то
сопротивление  может  быть  политическим . Вместо  нанесения
непосредственного  удара  по  военным  формированиям  оппонентов , которые
являются  видимым  выражением  их  силы , ненасильственные  санкции  наносят
удар  непосредственно  по  источнику  этой  силы : сотрудничеству  и
повиновению . Например , массовые  забастовки  могут  парализовать  экономику
, а  то  и  дело  вспыхивающие  мятежи  разложить  армию . 
     Технику  ненасильственных  действий   можно  также  рассматривать  как  более
опосредованное , не  прямое  воздействие  на  силу  оппонента , чем  это 
                                  - 11 -                                  
     осуществляет  насилие .  Это  осуществляется  с  целью  подрыва  позиций
оппонентов  и  одновременно  помогает  сопротивляющимся  мобилизовать  свою
возрастающую  силу  и  поддержку , которая  им  оказывается . Например ,
провоцируя  репрессии  своими  ненасильственными  действиями , ненасильственно
сопротивляющиеся  могут  продемонстрировать , что  репрессии  оппонента  не  в
состоянии  запугать  население . Продолжительное  сопротивление  наряду  с  
     поддержанием  ненасильственной  дисциплины  может  вызвать  у  постоянных
сторонников  правителей  отчуждение  от  них  и , таким  образом , ослабить
их . 
     Число  сопротивляющихся  может  расти , и  поддержка  их  также  может
очень значительно  увеличиться . Всё  это  происходит  вследствие  того , что
насилию  оппонента  противостоят  опосредованно .
     На  весь  ход  конфликта  будет  влиять  стратегия  и  тактика , применяемая
группами  ненасильственного  действия . Они  нуждаются  во  внимательном  и
тщательном  планировании  своей  стратегии , используя  лучшее  из  имеющихся
в  распоряжении  стратегических  принципов  и  знание  ненасильственной
борьбы  в  конфликтной  ситуации .
                                Репрессии                                
     Вызов , брошенный  ненасильственными  действиями , может  быть  слабым  и
лишь  незначительно  затронуть  статус-кво . В  чрезвычайных  ситуациях
иногда вызов  может  до  основания  разрушить  эту  ситуацию .
     Трудности , с  которыми  сталкивается  оппонент , противодействуя
ненасильственным  действиям , вызваны  не  только  удивлением  или  незнанием
техники  ненасилия , но  обусловлены  самой  динамикой  и  механизмами  борьбы
, которые  ведут  к  максимальному  росту  влияния  и  силы  ненасильственных
групп  параллельно  с  ослаблением  оппонента .
     Репрессии  -  наиболее  вероятный  ответ  на  протест . Они  могут  быть
использованы  в  виде  цензуры , конфискации  капиталов  и  имущества ,
разрыва  средств  сообщения , экономического  давления , арестов , заключения
в  тюрьму , принудительной  мобилизации , концентрационных  лагерей ,
использования  провокаторов , угрозы  наказания , избиений , пыток , убийств ,
введения  военного  положения , казней  и  актов  мести .Масштаб  и  виды
репрессий  будут  зависеть  от  различных  факторов . Так  как  репрессии  в
случае  ненасильственных  действий  могут  быть  неэффективными  по  отношению
к  целям  оппонента , то  они  могут  быть  более  ограниченными , чем  те ,
которые  применяются  против  восстания , использующего  насилие , а  также
обычной  или  партизанской  войны .
     Вероятность  репрессий  является  сильным  доводом  в  пользу  того , что
ненасильственное  действие  представляет  реальную  угрозу  установленному
порядку , они  косвенно  подтверждают  силу  ненасильственной  техники . При
этом  репрессии  и  даже  жестокости  не  являются  причиной  для  отказа  от
ненасильственных  действий , как  и  военные  действия  противника - для
отказа  от  какого-либо  военного  сопротивления . Ненасильственное  действие
предназначено  для  действия  против  оппонента , который    способен  и
стремится  использовать  ненасильственные  санкции .
                Ненасильственная  дисциплина  в  действии                
     Вопреки  ожидаемому , репрессии  не  будут  неизбежно  вызывать  покорность .
     Чтобы  санкции  были  эффективными , они  должны  воздействовать  на
сознание  подданных , порождая  страх  и  готовность  к  повиновению . Однако
существует  возможность , что  расчёт  и  дисциплина , а  также  отказ  от
лояльности 
                                  - 12 -                                  
     заставит  группу  ненасильственного  действия  сопротивляться  вопреки
опасностям . Группа  в  этой  ситуации  нуждается  в  сохранении
ненасильственной  дисциплины , в  усилении  контроля  над  оппонентом , в
уменьшении  насилия  по  отношении  к  самим  себе ; это  увеличит  её  шансы
на  победу . Чтобы  иметь  максимальные  шансы  на  успех , ненасильственная
группа  должна  придерживаться  избранной  ею  тактики .
     Крупномасштабное , решительное  и  умелое  использование  ненасильственных
действий  вызовет  у  оппонентов  очень  специфические  проблемы , которые
нарушат  или  расстроят  эффективное  использование  ими  своих  сил . Вызывая  
     репрессии  со  стороны  оппонентов , группа  ненасильственного  действия
сможет  разрушить  политическую  устойчивость  оппонентов , уменьшить  их
поддержку  и  ослабить  власть .
     Перед  лицом  репрессий  ненасильственно  сопротивляющиеся , если  у  них
есть  сила , должны  упорствовать  и  отказываться  от  подчинения . Известны
многочисленные  исторические  примеры  стойкости  перед  лицом  превосходящего
насилия  групп , придерживающихся  как  ненасильственных , так  и
насильственных  методов  борьбы . Ненасильственная  дисциплина  также
содействует  процессу  политического  “ джиу-джитсу”, который  основательно
может  изменить  
     соотношение  сил . Несмотря  на  цензуру , жестокости  оппонентов  могут , в
конечном  счёте , стать  известными , а  репрессии  скорее  усилят , нежели
уменьшат  враждебность  и  сопротивление  режиму .Насилие , использующееся  в
этих  репрессиях , может  оттолкнуть  от  правителей  тех , кто  их
поддерживал  и  активизировать  участников  ненасильственного  сопротивления .
     Сохранение  в  ненасильственном  движении  дисциплины  даже  перед  лицом
репрессий  не  является  выражением  моральной  наивности . Напротив , оно
способствует  успеху  и  является  предпосылкой  для  благоприятных  изменений
в  распределении  силы . Ненасильственной  дисциплиной  можно  пренебречь
лишь  в  случае  реального  риска  потерпеть  поражение .
                       Политическое  джиу - джитсу                       
     Продолжая  использовать  ненасилие  в  процессе  борьбы , группа
ненасильственного  действия  может  улучшить  свою  позицию  несколькими
путями.
     Когда  жестокости  по  отношению  к  сторонникам  ненасилия  усилятся ,
антинародный  режим  будет  выглядеть  жалким , а  симпатия  к
ненасильственной  стороне  возрастает . Значительная  часть  населения  может
отшатнуться  от  режима  и  проявит  большее  желание  вступить  в  ряды
сопротивляющихся . Третьи  партии  могут  усилить  поддержку  жертвам
репрессий  и  активизировать  противодействие  по  отношению  к  насилию  и
политике  режима . Хотя  действенность  национального  и  международного
общественного  мнения  различается , последнее  может  ненасильственно
поддержать  сопротивляющихся  и  одновременно  может  привести к
значительному  политическому  и  экономическому  давлению . Сторонники ,
агенты , войска  режима , дезорганизованные  жестокостями  по  отношению  к
сторонникам  ненасилия , могут  начать  сомневаться  в  справедливости  такой
политики . Первоначальное  беспокойство  может  перерасти  во  внутренние
разногласия  и  одновременно  даже  в  несотрудничество  и  непослушание  в
рядах  правителей , что  может  выразиться  в  забастовках  и  мятежах .
Репрессии , направленные  на  участников  ненасильственного  сопротивления ,
могут  иметь  обратное  действие  на  оппонента . Это  и есть  политическое ”
джиу - джитсу”  в  действии .
                                  - 13 -                                  
                            Перестановка  сил                            
     Технические  приёмы  ненасилия  оказываются  действенными  в  значительной
мере  благодаря  тому , что  их  применение  ведёт  к  изменению  в  балансе
сил . Это  результат  действия  нескольких  факторов . Процесс  политического
джиу-джитсу  имеет  очень  значительное  влияние  на  возможный  рост  силы
группы  ненасильственного  действия  и  на  возможность  сокращения  силы
оппонента .
     Группа  ненасильственного  действия  постоянно  стремится  к  росту  своей
силы . Это  помогает  увеличить  поддержку  и  участие  со  стороны  более
широких  слоёв  населения - так  называемой  “ притесняемой ”  группы .
Природа  
     ненасильственных  действий  делает  возможным  для  сопротивляющихся
получить  значительную  помощь  в  третьих  партиях  и  даже  среди
сторонников  оппонента.
     Возможность  приобретения  такой  поддержки  намного  превосходит  ту ,
которая  содержится  в  насильственной  борьбе . Умение  достигать  такой
поддержки  даёт  ненасильственным  группам  способность  прямо  и  косвенно
влиять  и  одновременно  регулировать  силу  оппонента , путём  ослабления
или  разъединения  источников  силы . Пути  достижения  этого  всегда
различны : во  внутрисоциальных  конфликтах они  будут  иными , нежели  в
конфликтах  с  иностранными  оккупационными  режимами , чья  власть  опирается
на  административный  аппарат  и  на  агентов  по  принуждению , находящихся
за  пределами  страны . 
     Ненасильственная  тактика , однако , может  быть  применена  и  в  той  и  в
другой  ситуации .
     Число  сопротивляющихся  групп  может  поэтому  различаться  внутри  отдельно
взятого  конфликта . Порой  количество  населения  и  число  институтов ,
участвующих  в  борьбе , будет  расти  или  стремительно  сокращаться .
Аналогично  этому , число  сторонников  оппонента  и  степень  официальной
поддержки  может  до  крайности  возрасти  или  уменьшится  в  период
конфликта . На  эти изменения , помимо  других  факторов , будут  прямо  или
косвенно  влиять  действия  и  поведение  ненасильственной  группы . Часто
на  соглашение  сил  будут  влиять  третьи  партии , которые  могут  перейти
с  позиции  безразличия  или  нейтралитета  к  поддержек  или  противодействию
какой-либо  из  двух  сторон .
     Ход  ненасильственной  борьбы  порождает  и  отражает  изменения
возможностей  силы  каждой  стороны  и  их  относительную  силу  в  сравнении
друг  с  другом . Сила  каждой  из  этих  групп  может  постепенно , или  же
быстро  и  очень  значительно  измениться  в  ходе  борьбы . Но  это  вовсе
не  означает , что  эти  перемены  имеют  аналогии , параллели  в  конфликтах
, в  которых  обе  стороны  используют  насилие .
     Результаты  всего  этого  комплекса  изменений  будут  определять  и
конечный  исход  борьбы .
                 Четыре  способа  достижения  изменений                  
     Несмотря  на  различия  между  видами  ненасильственных  действий , можно
выделить  четыре  основных  ” механизма ”  изменений , которые  происходят  в
ненасильственных  действиях . Это  -  1) обращение , 2) приспособление , 3)
ненасильственное  принуждение  и  4) разрушение .
     При  обращении , в  результате  действий  ненасильственной  группы , оппонент
принимает  цели  группы  как  приемлемые . Однако  такое  изменение  позиции
оппонента  происходит  достаточно  редко .
                                 - 14 -                                  
     В  случае  приспособления , оппонента  не  обращают  в  свою  веру  и  не
подвергают  ненасильственному  принуждению , однако  элементы  этих  способов
или  каждый  в  отдельности  влияют  на  решение  оппонента  пойти  на
уступки  группе  ненасильственных  действий . В  случае  приспособления
оппонент  удовлетворяет  все  или  некоторые  требования  без  основательного
изменения  своего  мнения  по  спорному  вопросу . Оппонент  делает  это
вследствие  того , что  считает  это  лучшим , что  он  может  сделать . Он
может  стремиться  к  тому , чтобы  снять  внутренние  разногласия , свести  к
минимуму  потери , помочь  избежать  значительных  бедствий  или  сохранить
свою  репутацию . 
     Представляется , что  это  наиболее  распространённый  механизм  изменения
позиции .
     Приспособление  является  сходным  с  ненасильственным  принуждением  и
разрушением  в  том , что  успех  здесь  основывается  на  социальной ,
экономической  или  политической  ситуации , а  также  широких  слоёв
населения , а  не  на  убеждении  и  обращении  оппонента . Базисное
соотношение  сил  изменяется  так  же , как  меняется  полная  картина
конфликта .
     Посредством  ненасильственного  принуждения  можно  достигнуть  целей
“притесняемой”  группы  и  добиться  успеха  вопреки  стремлениям  оппонента .
Ненасильственные  действия  становятся  средством  принуждения , когда
борющиеся  группы  прямо  или  косвенно  достигают  успеха  на  основе
существенного  лишения  оппонента  источников  силы . Ненасильственное
принуждение  может  быть  использовано  тогда , когда  воля  оппонента
блокирована . Это  может  произойти  в  следующих  случаях : 1)  когда
открытое  
     неповиновение  становится  настолько  распространённым  и  массовым , что
уже  не  может  контролироваться  репрессивным  аппаратом ; 2)  когда  система
парализована  или  3)  когда  способность  оппонента  применять  репрессии  и
полицию  решительно  пресечена  благодаря  повсеместным  мятежам  солдат  и
полицейских , широкомасштабному  отказу  от  помощи  со  стороны  бюрократии
или  массовому  отступлению  властей  и  поддержке  населения . Но  при  этом
у  оппонента  сохраняется  некоторая  сила  и  он  продолжает  существовать  в
качестве  органа , который  может  капитулировать  или  подвергнуться
принудительным  изменениям .
     Разрушение - четвёртый  способ - имеет  место , когда  источники  силы
правителей  настолько  разъединены  или  иссякли , что  они  просто  перестают
существовать  как  группа . Даже  чтобы  принять  поражение , не  остаётся
никакого  органа . Сила  оппонента  просто  не  существует .
                       Изменения  источников  силы                       
     Ненасильственное  действие  может  снизить  действенность  каждого  из
источников  силы  следующими  путями :
     !)  Власть . Ненасильственный  вызов  оппонентам  представляет  собой
демонстрацию  того , в  какой  степени  их  власть  уже  уменьшилась . Борьба
может  способствовать  отчуждению  большинства  людей  от  правителей . иногда
возможно  перемещение  доверия  от  оппонента  к  другой  власти , даже  к
параллельному  правительству .
     2) Человеческий  фактор . Широко  распространённые  ненасильственные
действия  могут  также  уменьшить  или  свести  на  нет  людские  ресурсы
путём  уклонения  от  повиновения  и  сотрудничества  основной  массы
подданных , которые  поддерживают  и  приводят  в  действие  систему .
Наглядное  количественное  увеличение  несотрудничающих , непослушных  и
действующих  вызывающе  членов 
                                  - 15 -                                  
     ”  притесняемой ”  группы  создаёт  серьёзные  проблемы  правителям .
     Отлив  людей  воздействует  и  на  другие  необходимые  источники  силы 
     ( навыки , знания  и  материальные  ресурсы ) . Таким  образом  , правители
начинают  нуждаться  в  огромных  силах  в  то  самое  время , когда  их
способность  к  принуждению  уменьшается . Если  сопротивление  растёт
параллельно  с  ослаблением  силы  оппонентов , в  конечном  итоге  режим
может  оказаться  бессильным .
     3) Знания  и  навыки . Некоторые  люди  или  группы  людей  обладают
специальными  навыками  или  знаниями  особой  важности . Это -
специалисты-администраторы , 
     официальные  лица , специалисты , консультанты . Их  отказ  от  поддержки
правителей  непропорционально  ослабляет  власть . Не  только  полный  отказ  
     специалистов , но  даже  недостаточная  или  намеренно  некомпетентная
помощь  может  сыграть  важную  роль .
     4) Скрытые  факторы . Привычка  к  повиновению  или  лояльность  по
отношению  к  властям  угрожает  масштабному  ненасильственному  действию .
     5) Материальные  ресурсы .  Ненасильственное  действие  может  сократить  или
дезорганизовать  снабжение  материальными  ресурсами  оппонентов : контроль
над  экономической  системой   транспортом , средствами  сообщения ,финансами
, сырьём и  т . п .
     6) Санкции . Ненасильственные  действия  могут  отрицательно  влиять  даже
на  способность  оппонента  применять  санкции .  Отказ  иностранных
государств  продавать  оружие  или  забастовки  на  военных  заводах ,
фабриках , на  транспорте  могут  представлять  угрозу  вооружённым  силам
правителей . В  некоторых  
     случаях  число  агентов  репрессий - полицейских  и  войск - может  быть
сокращено  из-за  уменьшения  числа  добровольцев  или  отказа  служить
потенциальных  военнообязанных . Полиция  и  войска  могут  выполнять  приказы
неэффективно  или  могут  отказаться  выполнять  их  вообще , что  становится
фактором  ненасильственного  воздействия  на  правителей  или  их
дезинтеграции  как  жизнеспособной  группы .
                    Изменения  в  сражающихся  группах                    
     Ненасильственные  действия  оказывают  серьёзное  воздействие  на
участвующих  в  них  людей . Например , когда  люди  узнают  и  применяют  на
практике  технику  ненасильственных  действий , у  них  появляется  больше
уважения  к  себе , повышается  их  уверенность  в  себе , в  своей
способности  оказывать  влияние  на  ход  событий , это  ведёт  также  к
уменьшению  чувства  страха  и  покорности , и  к  ещё  большему  осознанию
своей  собственной  силы . В  общем , приобретая  опыт  в  различных
конфликтах , группа , использующая  ненасильственные  действия , стремится
достигнуть  ещё  больше  единства , внутреннего  сотрудничества  и
солидарности . Ненасильственные  действия  способствуют  достижению  этих
результатов .
                            Подведение  итогов                            
     Ужасы  двух  мировых  войн , контрационных  лагерей  нацизма  и  сталинизма
, конфронтация , в  том  числе  и  военная , между  различными  государствами
, расизм , этнонациональные  конфликты , многочисленные  факты  насилия  в
обыденной  жизни , - всё  это  показывает , что  и  в  20 в.  человечество  не
избавилось  от  агрессивности  и  насилия . Уровень  агрессивности  и  насилия
отнюдь  не  уменьшился . Они  приобрели  лишь   новые , нередко
психологически  изощрённые  формы .
                                  - 16 -                                  
     О  20 в.  можно  с  одинаковым  успехом  говорить  и  как  о  веке  насилия
и  агрессивности , и  как  о  веке , превратившем  ненасилие  из  моральной
идеи  в  действенный  принцип  социально- политических  ненасильственных
движений . В  этом , действительно, нельзя  не  видеть  того  важнейшего
сдвига , который  произошёл  в  20 в. и  который  задаёт  новые
обнадёживающие  перспективы  для  грядущего  столетия .
     Какие  же  отдельные  практические  шаги  можно  было  бы  предпринять  для
избавления  человечества  от  насилия  и  агрессии ? В  стратегической  сфере
, на  мой  взгляд , - это  радикальная  демилитаризация  общества  и  пересмотр
принципов  внешней  политики  в  соответствии  с  описанным  выше  подходом .
Полное  ядерное  разоружение  и  уничтожение  вместе  с  ним  всех  иных
средств  массового  поражения : радикальное  и  многократное  сокращение
армии  с  переходом , в  
     конечном  итоге , к  ненасильственной  гражданской  обороне , и , возможно ,
к  небольшим  национальным  гвардиям  для  борьбы  со  стихийными  бедствиями
и  катастрофами ; немедленное  осуществление  права  на  отказ  от  службы  в
армии  по  соображениям  совести  и  обеспечение ” отказников ”
альтернативной  гражданской  службой ; переключение  средств  из  военного
бюджета  на  социальные  программы . Пересмотр  системы  образования  с
включением  в  него  гуманистических , ненасильственных  традиций ,
естественно , отмена  военной  подготовки  в  учебных  институтах  и  школах ,
которая  сейчас  всё  ещё  сохраняется  под  другим  названием .
     В  области  общественного  устройства - это  осуществление  не  только
выборной  представительной  демократии , но  и  демократии  участия  людей ,
когда  сами  граждане  имеют  возможность  влиять  на  принятие  решений  от
которых  они  зависят  , и  непосредственно  участвовать  в  их  принятии .
Отказ  от  
     жёстких , вертикальных , иерархических  структур , которые  в  итоге  ведут
к  диктатуре , коррупции  и  замкнутой  самопроизводящей  бюрократической
структуре .
     Создание  широкой  системы  местных  и  региональных  объединений
гражданских  движений , действующих  на  основе  самоуправления , способных
самостоятельно  решать  жизненные  вопросы . Создание  системы  “ низовых”
гражданских  объединений - неотъемлемая  часть  гражданской  демократии
наряду  с  соблюдением  прав  человека , отменой  смертной  казни и
изменением  уголовного  законодательства  .
     Ненасильственные  действия  способны  противостоять  даже  наиболее
безжалостным  правителям  и  военным  режимам  ,  потому  что  они  задевают
самые  уязвимые  места  всех  иерархических  институтов  и  правительств :
зависимость  от  подданных . Если , несмотря  на  репрессии , источники  силы
могут  быть  ограничены  или  в  достаточной  степени  разъединены ,
политическая  система  и  силы  режима  будут  парализованы  . В  некоторых
случаях  сила  правителей  просто  отомрёт  в  результате  политического
голода .
     Это  понимание  природы  политической  силы  и  межкультурное  истолкование
ненасильственных  санкций , основанных  на  нём , показывает , что
ненасильственная  борьба  не  замыкается  в  культурных  или  национальных
границах . Понимание  этого  исключительно  важно  при  решении  проблем
национального  освобождения , международной  агрессии  и  внутренней
узурпации  во  всех  частях  света .
                                  - 17 -                                  
                    Список  используемой  литературы :                    
     1) Политологический   словарь ;
     2) Холмс Э . Ненасилие  как  моральный  принцип  . Этика  ненасилия . 
     3) Шарп Дж. Роль  силы  в  ненасильственной  борьбе .
     4) Евангелие .
     5) Историко - политический  журнал “ Кентавр “.
                                   -1-                                   
                               Содержание :                               
     стр.
     Теория  ненасилия  ( Введение )
............................................................................2
     Понятие
силы........................................................................................................4
     Зависимость
правителей...................................................................................5
     Границы
принуждения.......................................................................................6
     Объединённое
сопротивление............................................................................7             
     Структурные  основы
общества......................................................................7
     Ослабление  силы
правителей............................................................................9
     Система  ненасильственных  средств
борьбы.................................................9
     Овладение
силой..................................................................................................10
     
Репрессии..............................................................................................................11
     Ненасильственная  дисциплина  в
действии......................................................11
     Политическое  джиу -
джитсу...........................................................................12
     Перестановка
сил................................................................................................12
     Четыре  способа  достижения
изменений........................................................13
     Изменения  источников
силы..............................................................................14
     Изменения  в  сражающихся
группах.................................................................15
     Подведение
итогов................................................................................................15
     Используемая
литература....................................................................................17