Каталог :: Политология

Реферат: Политическая социализация личности

Волчков А. ГиМУ 3 - 1.
Доклад на тему «Политическая социализация личности»
Понятие, агенты и типы политической социализации
     Понятие политической социализации личности. Личность — одновременно и
субъект и объект политики. Но одни люди в большей степени проявляют
политическую активность, другие — в меньшей, а третьи вообще стараются
«убежать» от полити­ки. Одни стремятся к утверждению существующего
политиче­ского строя и проявляют конструктивное политическое поведе­ние,
другие, напротив, предпринимают меры, направленные на его ниспровержение и
демонстрируют деструктивную позицию.
Есть и такие, кто легко приспосабливается к любому политиче­скому режиму и
всякой власти. Такое разнообразие видов по­литического поведения во многом
обусловлено характером по­литической социализации личности.
В общем плане социализация (от лат. socialis — обществен­ный) — это
процесс активного воспроизводства личностью со­циального опыта, осуществляемый
в ее деятельности и обще­нии. Политическую социализацию личности можно
определить как процесс активного воспроизводства личностью политического опыта,
определенной системы норм, ценностей и установок поли­тической деятельности и
политических отношений. Можно ска­зать и по-другому: политическая
социализация личности — это процесс, в ходе которого у личности в несколько
этапов фор­мируются определенная картина политического мира, опыт по­литической
деятельности и политического общения.
Политическая социализация имеет две основные функции:
1)       обеспечение достаточно эффективного в рамках данной со­циальной
системы политического взаимодействия с различны­ми политическими
организациями;
2) сохранение динамиче­ского равновесия политической системы, а вместе с тем
и са­мого общества благодаря усвоению новыми членами принятых в нем норм и
ценностных образцов политического поведения.
Стержнем политической социализации является обогащение личности политическим
опытом предыдущих поколений, который выражен в политической культуре. 
Политическая культура — это совокупность общепринятых ценностных ориентации,
убежде­ний и норм политической жизни общества. По мере ее усвое­ния человек все
больше адаптируется к существующей полити­ческой системе, становится в
состоянии активно влиять на нее, т.е. все в большей степени делается субъектом
политической жизни.
Таким образом, политическая социализация личности — это всегда двусторонний
процесс, в котором личность, с одной стороны, испытывает на себе воздействие
различного рода по­литических субъектов, а с другой стороны, по мере
социализа­ции сама становится в состоянии влиять на политическую жизнь
общества.
Процесс политической социализации включает в себя раз­личные уровни, механизмы и
факторы. Самый широкий — международный уровень, охватывающий
международные сообщест­ва и организации. Здесь на личность воздействуют
принятые в международном сообществе ценности, нормы и факторы: не­допущение
распространения ядерного оружия, угрозы между­народных конфликтов,
предотвращение глобальных катастроф, международных финансовых кризисов и т.д.
     Социальный уровень политической социализации охватывает общество в целом
и большие социальные группы: классы, про­фессии, национально-этнические
общности и др. На этом уровне на личность воздействуют такие факторы, как
государ­ство, правительство, политические партии, социально-эконо­мические
кризисы, безработица, уровень преступности в стране и др.
Самый низкий — личностный уровень политической социа­лизации, на котором
личность испытывает воздействие со сто­роны людей, составляющих
непосредственный круг ее общения и оказывающих прямое влияние на ее
политическую психоло­гию, ценности и установки. Среди механизмов политической
социализации здесь можно выделить подражание, внушение, заражение, которые
помогают человеку адаптироваться к поли­тическим условиям и сформировать
политическую идентифи­кацию.
     Агенты политической социализации личности. Агенты, или факторы,
политической социализации личности играют важ­нейшую роль в ее развитии. Они
могут быть разных видов, ка­чества и широты воздействия на личность.
К непосредственным агентам политической социализации относятся политические
институты и организации (государство, политические партии, движения),
политические элиты и лиде­ры, группы интересов. Вся совокупность этих
факторов образу­ет систему, которая с помощью политических механизмов
стремится контролировать и направлять политическое поведе­ние личности.
Агенты политической социализации выступают также спо­собами и средствами
выражения политической активности личности, ее политического самоутверждения.
На разных эта­пах развития личности и в разных странах на первый план
вы­двигаются различные агенты в зависимости от конкретных об­стоятельств
политической жизни, особенностей политического строя общества и т.д.
К числу агентов политической социализации относятся не только собственно
политические, но и неполитические факто­ры: семья, группы сверстников,
церковь, система образования, профессиональные и женские организации,
культурные и спор­тивные объединения и т.д. Известно, например, какую
боль­шую роль могут сыграть группы популярных артистов или спортсменов при
агитации за или против того или иного поли­тического лидера на выборах.
К агентам политической социализации личности относятся и СМИ, которые
оказывают на формирование личности силь­нейшее влияние. Не случайно их
называют четвертой властью. Поэтому в обществе идет постоянная борьба за
владение СМИ и возможность их использовать в целях политической
социали­зации.
Важную роль в политической социализации личности игра­ют и такие
неполитические факторы, как социально-экономи­ческие условия и образ жизни
человека, национальные тради­ции и даже отдельные важные для жизни индивида
обществен­ные факторы. Речь, в частности, идет о таких событиях, как
невыплата заработной платы, безработица, обман населения со стороны
государства или отдельных политических лидеров и тд. В определенных
общественных ситуациях неполитические факто­ры могут оказывать на
политическую социализацию личности более существенное влияние, нежели
собственно политические агенты. Особенно это касается современного открытого
и взаимосвязанного общества, где все политические и неполити­ческие факторы
тесно переплетены. В качестве примера можно привести роль шахтеров,
недовольных своим экономическим положением, в политической жизни современной
России.
Политическая социализация имеет исторический характер. Конкретно-историческое
содержание общественной жизни вы­нуждает каждое новое поколение по-своему
адаптироваться к политической ситуации и реагировать на нее. В стабильном
обществе этот процесс достаточно плавный и безболезненный, а в обществе, где
происходит резкая смена политических норм и ценностей, политических отношений
и форм политической деятельности, часто возникает кризис системы политической
социализации, политическая аномалия, отчуждение личности от политики. Этот
кризис проявляется прежде всего в том, что утрачиваются или не воспринимаются
старые политические идеалы и/или разрушаются старые механизмы их трансляции,
что особенно наглядно обнаруживается при смене одного типа общества другим.
     Типы (модели) политической социализации. Как уже сказано выше,
политическая социализация личности происходит в про­цессе взаимодействия ее с
обществом. Характер такого взаимо­действия обусловлен прежде всего соотношением
экономиче­ских, политических и других интересов человека и общества, гражданина
и государства. Различная комбинация интересов обусловливает конкретные типы или
модели политической со­циализации личности. Под типом политической социализации
имеется в виду совокупность устоявшихся ценностных образ­цов взаимодействия
личности и политических институтов об­щества. На него оказывает влияние
совокупность ряда факто­ров: уровень исторического развития общества,
экономические условия, политическая культура, социальная структура общест­ва,
доминирующие агенты политической социализации и др.
В общем плане тип политической социализации определя­ется теми стандартами
политической жизни общества, которые диктуют личности определенный способ ее
политического по­ведения, соответствующий политической культуре данного
об­щества. В результате обеспечиваются политическая стабиль­ность и
преемственность в развитии общества. С большой сте­пенью вероятности можно
сказать: какой тип политической социализации личности господствует в
обществе, таково и со­стояние самого общества, и наоборот, каково общество,
таков и доминирующий тип политической социализации личности.
В зависимости от принятых в обществе образцов и норм политического поведения
современная политология выделяет четыре основных типа политической
социализации личности.
• Гармонический тип характеризуется не только принятием личностью
существующих политического порядка и власти, но и уважительным отношением к
государству, политической сис­теме в целом. Личность рассматривается как
сознательный и добровольный участник политической жизни, активный субъ­ект
политики. Здесь наблюдается гармония между властью и личностью, предполагается
обоюдоответственное выполнение правил, норм и обязанностей: личности перед
властью и власти перед личностью. Понятно, что этот тип возможен только в
условиях достаточной социальной однородности, гражданского общества и правового
государства. По существу это идеальный тип политической социализации,
обеспечивающий бескон­фликтное развитие политической системы и личности как
субъекта политики.
• Плюралистический тип предполагает толерантность по отношению к
ценностям и убеждениям других людей, нормы политического поведения которых
признаются равноправными. Данный тип политической социализации личности
преобладает в странах политического либерализма, основанного на принци­пах
частной собственности, правах человека и демократическом устройстве общества.
Личность рассматривается здесь как суверен, равноправный и независимый
гражданин. Основное условие функционирования данного типа политической
социализации — защищенность прав и свобод человека и всеобщая ответственность
гражданина перед законом, т.е. право выступает как основание и как реальность
свободы личности. Это являет­ся гарантом, что. плюрализм не превратится в
анархизм и не перерастет в гегемонизм.
• Гегемонистский тип характерен для общества закрытого па. Его
сущностью является установка на резко отрицательные отношение личности к любым
политическим системам и Организациям, кроме той, с которой она себя
идентифицирует. Политическая социализация возможна здесь лишь на ценностях и
нормах своей группы, класса, общности. Девиз полити­ческого поведения человека:
«партия (нация, государство и т.д.) !выше всего».
     Конфликтный тип характеризуется борьбой между разными политическими
группировками общества, в основе >рой лежат различные, но вместе с тем
взаимосвязанные интересы. В этих условиях, чтобы иметь возможность проявить
себя в качестве субъекта политики, личность вынуждена присоединяться к
какой-либо группе, классу, касте, клану и т.д. Другого пути у нее не
существует. Данная модель политической социализации формируется при
недостаточном уровне экономического развития страны, закрытости общества, его
большой социально-экономической и культурной дифференциации. Глав­ой принцип
политического взаимодействия здесь — лозунг «кто не с нами, тот против нас».
Сегодня эта модель политической социализации сохранилась в странах, где еще
сильны социально-политические элементы традиционного общества, деление людей на
кланы и касты, сохраняются агрессивные ре­лигиозные объединения.
Стадии политической социализации личности
В современной политологии утвердилась точка зрения, что политическая
социализация личности — это непрерывный про­цесс ее развития, продолжающийся
в течение всей жизни чело века и в разных социальных группах и общностях.
Можно вы­делить в нем разные стадии, играющие неодинаковую роль в
политическом развитии личности. Однако при объяснении спе­цифики этих стадий
сегодня нет единой точки зрения,
Это обусловлено, на наш взгляд, двумя причинами. Первая связана с тем, 
что концепция политической социализации на­чала формироваться после создания
теории общей социализа­ции личности и на ее основе. Однако и по сей день
существует несколько теорий общей социализации личности, наличие ко­торых и
затрудняет создание концепции политической социа­лизации. Назовем лишь
некоторые из теорий общей социали­зации личности.
I. Теория социализации личности Ч. Кули и Дж. Мида. 
Со­гласно последнему, процесс развития личности включает три ста­дии, связанные
с принятием на себя роли других людей:
1) имитация — дети копируют поведение взрослых, пока не понимая его;
2) игровая стадия — дети осознают свое поведение как ис­полнение
определенных ролей взрослых (клерка, бизнесмена, космонавта и т.д.);
3) стадия коллективных игр — дети учатся осознавать ожидания не только
близкого человека, но и всей группы, оценивают свое поведение по нормам и
стандартам других людей.
II. Теория Э. Эриксона, одного из первых предложившего
теорию социализации личности на протяжении всей жизни че­ловека. Согласно этой
теории личность проходит восемь ста­дий, каждая из которых связана с
преодолением кризисов ин­дивидуального развития.
III. Теория когнитивного развития Ж. Пиаже, 
исследовав­шего процесс развития познания человека, обучение его мыш­лению.
Согласно теории на каждой стадии развития личности возникают новые
познавательные навыки. Таких стадий Ж. Пиаже выделяет четыре: 1) 
сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет) — характеризуется тем, что у
детей формируется способ­ность надолго сохранять в памяти образы предметов
окружающего мира; 2) предоперациональная стадия (от 2 до 7 лет) —
связана с различением детьми символов и значений. В конце ее | дети понимают
разницу между символами предметов и самими S предметами; 3) стадия 
конкретных операций (от 7 до 11 лет) — | ребенок учится совершать
мыслительные операции, переносить 1 в идеальный план те действия, которые он
ранее выполнял I только руками; 4) стадия формальных операций (от 12 до
15 лет) — характеризуется тем, что подростки могут решать абстрактные задачи,
осмысливать нравственные вопросы, строить планы на будущее.
IV. Теория социализации Т. Парсонса. 
Согласно этой теории |в процессе социализации происходит обучение человека
социальным ролям, через которые он и включается в ту или иную социальную
систему. Личность аккумулирует в себе общие ценностные образцы поведения в
процессе ее общения со зна­чимыми для нее. Основной общностью первичной
социализа­ции является семья, хотя на уровне семьи социализация не
за­канчивается. Она представляет собой постоянный процесс при­способления
человека к существующим в обществе ценност­ным образцам поведения.
Вторая причина трудностей в создании единой концепции политической
социализации личности носит социокультурный характер. На политическую
социализацию большое влияние оказывает конкретный социокультурный контекст
развития личности, прежде всего та политическая культура, в рамках ко­торой
происходит политическая социализация. Кроме того, на политическую
социализацию личности влияют разнообразные и разнокачественные факторы:
характер социальной стратифика­ции общества, система образования и
воспитания, национально-этнические особенности, религиозные верования и т.д.
Поэтому и невозможно создать хорошо сбалансированную общую для всех стран
теорию политической социализации личности, по крайней мере говорить сегодня
об этом еще преждевременно.
Достаточно отметить, что концепции современных полито­логов по
рассматриваемому вопросу расходятся уже на подсту­пах к созданию концепции
политической социализации. Так, одни полагают, что в ее основе должна лежать
позиция, со­гласно которой личность подчинена целому и в процессе сво­его
развития сознательно и добровольно усваивает существую­щие ценности и нормы
политической культуры общества. Со­гласно другой точке зрения личность должна
рассматриваться в качестве субъекта власти, поэтому процесс ее социализации
реализуется во взаимодействии с существующей политической системой. Нам
представляется, что правы те, кто рассматрива­ют политическую социализацию
личности как двуединый про­цесс, в котором она одновременно выступает и как
субъект и как объект власти, политической деятельности и политических
отношений. В процессе политической социализации личность одновременно и
приспосабливается к ним, и изменяет их в со­ответствии со своими интересами,
ценностями и установками.
Несмотря на имеющиеся расхождения, политологи соглас­ны в том, что основными
качественными этапами политиче­ской социализации являются первичная и
вторичная стадии. В основе их различия лежат такие основания, как возраст,
нали­чие политического опыта и уровень политической идентифика­ции личности.
     Первичная политическая социализация характерна для дет­ского возраста.
Американские политологи Д. Истон и Дж. Деннис полагают, что она начинается уже
с 3 лет. При этом базо­вые детские впечатления играют важную роль в
рассматривае­мом процессе. Они связаны с началом социальной идентифи­кации
ребенка и удерживаются наиболее прочно. Выделяются четыре фазы политической
социализации личности с 3 до 13 лет.
• Политизация — характеризуется непосредственным вос­приятием
политической жизни, осуществляемым в процессе взаимодействия с родителями и
близкими людьми. Ребенок формирует свое восприятие на основе их суждений и
чувств по вопросам политической жизни.
• Персонализация — ребенок персонифицирует политиче­скую власть.
Политическая система осознается и олицетворяется для ребенка через определенные
политические «лица» и фигуры, принадлежащие к власти, например, президента
стра­ны, полицейского, которых он часто видит на экране телевизо­ра или на
улице. В результате социализации на этой стадии у ребенка складывается
определенное представление о том, как следует вести себя по отношению к
представителям власти.
• Идеализация — тем фигурам, которые наиболее важны и заметны в
политической жизни, приписываются только пози­тивные качества и свойства, т.е.
они идеализируются. Поэтому личность готова к добровольной политической
поддержке представителей власти.
• Институционализация — по мере накопления политиче­ского опыта и
представлений, по мере усложнения образа по­литической картины мира
осуществляется переход от персони­фицированного представления о власти и
политики к надличностному, институциональному уровню. Формируется осозна­ние
политической системы как сложного образования, вклю­чающего государство,
партии, органы правосудия, полицию итд.
Представленная модель политической социализации лично­сти относится к
направлению, которое получило название по­литической поддержки власти и
которое призвано обеспечить стабильность политической системы. В этой модели
политиче­ская социализация ребенка происходит таким образом, что раз­вивающаяся
личность без особых проблем «вписывается» в имеющуюся политическую систему.
Однако более или менее сносно такая модель может функ­ционировать лишь в
стабильной и достаточно однородной социокультурной среде. В действительности
политическая социа­лизация осуществляется не только посредством сознательного
и добровольного принятия и поддержки существующего полити­ческого строя, но и
путем его критики, в конфликтной форме. В таком случае особая роль
принадлежит семье и ближайшему окружению личности в опосредовании отношения
между ре­бенком и официальной властью. Причины такой конфликтной формы
политической социализации могут носить экономиче­ский, социальный, расовый,
этнический, религиозный и другой характер. Семья вообще является самым
первичным условием поли­тической социализации. Именно здесь формируется
основа по­литических установок и взглядов личности. Семейный уклад,
социальный статус семьи, ее нравственные характеристики иг­рают важнейшую
роль в способах и направленности политиче­ской социализации личности.
Помимо семьи в стадии первичной социализации большое влияние на личность
оказывают подростковые референтные группы, т.е. группы, на которые человек
ориентирует свое по­ведение. Прежде всего, это сверстники и ближайшее
окруже­ние, которые пользуются авторитетом у личности и с которых она берет
пример. Если в начальный период развития ребенка первостепенное влияние на
его политическую социализацию оказывает семья, то по мере взросления человека
значение ре­ферентных подростковых групп, как правило, возрастает. Сре­ди
других институтов и групп политической социализации сле­дует назвать
дошкольные учреждения, школу, вуз, группы по интересам и др.
     Вторичная политическая социализация начинается с того времени, когда
заканчивается базовая политическая идентифи­кация личности. К этому периоду у
человека уже складываются основные социально-политические ценности, установки,
пред­ставления и нормы, которые дают ему возможность самостоя­тельно и
конструктивно выполнять свои политические роли. Личность уже вполне способна
выступать сознательным субъ­ектом политики, способна независимо от группового
мнения и давления сформулировать собственную точку зрения и действо­вать в
соответствии со своей политической позицией.
Вторичный этап политической социализации личности про­должается на протяжении
всей сознательной жизни человека, охватывает не только социальную зрелость
индивида, но и вре­мя завершения активного участия в общественно-политической
жизни.
Политическая социализация носит, таким образом, динами­ческий характер в силу
постоянного изменения всей совокуп­ности социокультурных, в том числе и
политических, факторов, которое влечет за собой возникновение новых
политических ценностей и установок личности. Непрерывность и динамич­ность
процесса политической социализации личности — харак­теристики объективные и
необходимые для ее развития. Для того, чтобы жить нормальной политической
жизнью, человек должен постоянно социализироваться. Личность, живущая во всех
отношениях и в полной мере образами, чувствами и цен­ностями прошлой жизни, —
это личность невротика. Хотя это вовсе не означает, что нормальная личность
каждый день должна менять свои ценностные ориентации в политике или вообще
отказываться от своих стержневых политических убеж­дений. Другими словами,
политическая социализация личности на вторичной стадии характеризуется
динамическим равнове­сием. Оно выражается в том, что личность, адаптируясь к
но­вым политическим условиям, вместе с тем активно воздейству­ет на них, не
теряя своей политической самоидентификации.
Специфика политической социализации личности б современной России
Особенности политической социализации в нашем общест­ве сегодня обусловлены,
прежде всего, его переходным состоя­нием и общей нестабильностью. Модель
«политической под­держки», о которой сказано выше, в сегодняшней России явно
неприменима. Страна поражена системным кризисом, охва­тившим все сферы
общественной жизни: экономическую, по­литическую, социальную и духовную.
Экономические реформы буксуют. Динамика социальной стратификации крайне
небла­гоприятная. Неуклонно растет пропасть между богатством и бедностью.
Происходит массовое обнищание населения, доста­точно сказать, что сегодня
1,5% россиян владеют 65% нацио­нального богатства страны. Среднего класса —
основы ста­бильности — у нас нет. Перманентные забастовки, голодовки, марши
протеста, пикеты — неотъемлемая характеристика сего­дняшней социально-
политической жизни.
Все перечисленные изменения в общественном бытии вы­звали крутую ломку в
сознании людей. Произошла утрата ста­рых ценностей и установок, в том числе и
политических, у большинства населения, а новые еще не сформировались.
Си­туация экзистенциального вакуума, связанная с потерей смысла жизни,
никчемности своего существования, стала реальностью для многих членов
общества. В стране растут наркомания, ал­коголизм, преступность и суицид.
Вместе с тем происходит тотальное отчуждение многих россиян от политики.
Нарастает чувство неуверенности, отчаяния и страха перед будущим.
По­литическая психология народа все больше характеризуется пес­симизмом и
негативизмом.
Все это непосредственно воздействует на процессы полити­ческой социализации
личности. В советское время партия ком­мунистов была единственной
«руководящей и направляющей силой общества», охватывающей своим влиянием и
контролем деятельность всей системы политического воспитания и обра­зования —
от университетов марксизма-ленинизма до полити­ческих кружков пенсионеров
ЖЭКа, а также и такие важней­шие институты политической социализации, как
дошкольные учреждения, школы, вузы, производственные коллективы, ар­мия.
Теперь же при наличии огромного числа конкурирующих и часто маловлиятельных
политических партий и организаций политическая социализация осуществляется
стихийно и проти­воречиво. Основным ее типом является конфликтный. При этом
человек все чаще теряет смысл и ценность политической жизни. Он все больше
находится в постоянном противоречии с политической реальностью, которую ему
трудно понять в силу ее неопределенности и неясности. Отсюда и все
нарастающий процесс политической дезидентификации личности.
Выход из сложившейся ситуации зависит от успехов в эко­номике. Пока не начнет
эффективно работать производство, пока не будет вовремя выплачиваться
заработная плата, пока не улучшится благосостояние народа и не сформируется
на этой основе мощный средний класс, до тех пор ни о какой гармонической
модели политической социализации не может быть и речи. Переход к такой модели
требует общности или хотя бы совпадения основных интересов, а этого нельзя
дос­тигнуть, не ликвидировав пропасть между богатством и бедно­стью. До тех
пор, пока в стране не будут положительно решать­ся социально-экономические
проблемы, люди, в том числе на­ходящиеся на начальных этапах политической
социализации, будут совершенно по-разному воспринимать политических ли­деров,
власть, правительство и само государство. Одни будут говорить «это наше
правительство», другие — «это их прави­тельство».
Без единства общества, без гармонизации его интересов не­возможен
бесконфликтный тип политической социализации, ее институтов. В условиях
экономической и политической неоп­ределенности люди даже в одной социальной
среде придержи­ваются порой разной политической ориентации. Кроме того, сами
институты — семья, школа, вуз, армия находятся в со­стоянии глубокого
кризиса.
Каким образом и насколько успешно будет проходить раз­витие России, в
конечном счете зависит от степени политиче­ской социализации каждого
гражданина, от политической воли, ценностей и идеалов «рядовой» личности, от
того, насколько она является субъектом политической деятельности.
Современ­ное переломное время дает шанс каждому проявить себя и тем самым на
деле обнаружить качество и степень своей политиче­ской социализации. Вместе с
тем именно в такие периоды ис­тории политическая социализация происходит
наиболее интен­сивно, ибо снимаются многие старые ограничения и запреты и
создаются условия для более свободного проявления своей по­литической воли.
Правда, следует иметь в виду, что с этим свя­зано и возрастание
ответственности каждого за свои поступки.