Каталог :: Политология

Реферат: Политическое лидерство

                 СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ                 
                                  СЛУЖБЫ                                  
                          Юридический факультет                          
                               группа 31юсД                               
                           Реферат по предмету:                           
                               Политология                               
                                 на тему:                                 
                        «Политическое лидерство»                         
                                                        Составил студент:
                                                          Цыбульский А.А.
                                                    Принял преподаватель:
                                                        Краснолуцкий Г.П.
                             Санкт-Петербург                             
                                 2000 г.                                 
     План:
1.    Определение лидерства.
2.    Объективная и субъективная стороны лидерства.
3.    Политическое лидерство как властеотношение.
4.    Функции политического лидерства.
5.    Личные качества и роль среды в политическом лидерстве.
6.    Типология лидерства.
                        1. Определение лидерства.                        
В современной науке, при наличии общности исходных позиций, лидерство
характеризуется неоднозначно. Можно выделить следующие основные подходы к его
трактовке:
1. Лидерство – это разновидность власти, спецификой которой является
направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не
большинство, а один человек или группа лиц. Политическое лидерство, пишет Жан
Блондель, - это «власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами, с
тем, чтобы побудить членов нации к действиям».
2.  Лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, связанная с
принятием решений, это руководящая должность. Такая интерпретация лидерства
вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего рассмотрение
общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций
и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением
управленческих функций (ролей), и дает человеку статус лидера. Иными словами,
как отмечает Даунтон, лидерство – это «положение в обществе, которое
характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать
коллективное поведение некоторых или всех его членов».
3. Лидерство – это влияние на других людей (В. Кац, Л. Эдингер и др.) Однако это
не любое влияние, а такое, для которого характерны четыре особенности:
во-первых, необходимо, чтобы влияние было постоянным. К политическим
лидерам нельзя причислять людей, оказавших, хотя и большее, но разовое
воздействие на политический процесс, историю страны. Так, например, Ли Освальд,
официально признанный убийцей американского президента Джона Кеннеди, своим
поступком оказал существенное влияние на последующее политическое развитие
Америки, да и мира в целом. Однако было бы нелепо вследствие этого считать его
политическим лидером.
Во – вторых, руководящее воздействие лидера должно осуществляться на всю
группу (организацию, общество). Известно, что внутри любого крупного
объединения существует несколько, и даже множество центров локального влияния.
Причем постоянному влиянию со стороны членов группы подвергается и сам лидер.
Особенностью политического лидера является широта влияния, распространение его
на все общество или крупные группы.
В – третьих, политического лидера отличает явный приоритет во влиянии. 
Отношения лидера и ведомых характеризует асимметричность, неравенство во
взаимодействии, однозначная направленность воздействия – от лидера к членам
группы.
В – четвертых, влияние лидера опирается не прямое применение силы, а на 
авторитет или хотя бы признание правомерности руководства. Диктатор, силой
удерживающий группу в подчинении, - это не лидер, как не является лидером,
например, террорист, захвативший заложников, или тюремный надзиратель. Следует
отметить, что не все авторы считают несовместимым лидерство и постоянное
насилие. Отдельные ученые, например Ж. Блондель, допускают использование
принуждения.
4. Политическое лидерство – это особого рода предпринимательство,
осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические
предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения
общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие
должности (Дж. Опенгеймер, Н. Фролих и др.). При этом специфика политического
предпринимательства состоит в персонализации «политического товара», его
отожествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании
этого «товара» как общего блага. Такая интерпретация политического лидера
вполне возможна. Однако она применима главным образом лишь к демократическим
организациям: государствам, партиям и т.п.
5. Лидер – это символ общности и образец политического поведения группы. Он
выдвигается снизу, преимущественно стихийно, и принимается последователями.
Политическое лидерство отличается от политического руководства, которое, «в
отличие от лидерства, предполагает достаточно жестокую и формализованную
систему отношений господства – подчинения».
Эта точка зрения до сих пор достаточно широко распространена в российском
обществоведении и связана с его длительной оторванностью от мировой науки и,
в частности, с узким, преимущественно психологически пониманием лидерства как
главенствующего положения личности, возникающего стихийно в ходе
межличностных отношений в малой группе. Применительно к социологии и
политологии с такой трактовкой лидерства нельзя согласится из-за ее
односторонности, неучета объективной, антропологической и социальной основы
этого феномена, недооценки ведущей роли властного статуса в выполнении
функций политического лидерства, связанного с воздействием на большие массы
людей.
             2. Объективная и субъективная стороны лидерства.             
Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Явления, во
многом схожие с лидерством и называемые «протолидерством», встречаются в
среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни, например в стадах
обезьян или оленей, в волчьих стаях и т.д. Здесь всегда выделяется наиболее
сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь – вожак, руководящий
стадом (стаей) в соответствии с его написанными законами, продиктованными
взаимоотношениями со средой и биологически запрограммированными.
Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных
систем. К ним относится, прежде всего, потребность в самоорганизации,
упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее
жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность осуществляется
через вертикальное (управление-подчинение) и горизонтальное (коррелятивные
одноуровневые связи, например разделение труда и кооперация) распределение
функций и ролей и, прежде всего через выделение управленческой функции и
осуществляющих ее структур, которые для своей эффективности требуют, как
правило, иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой
управленческой пирамиды и выступает лидер (протолидер).
Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности, составляющей
систему, и ее взаимоотношений с окружающей средой. В системах с низкой
групповой интеграцией и высокой степени автономии и свободы различных
элементов и уровней организации функции лидера выражены слабо. По мере же
усиления потребности системы и самих людей  в сложно организованных
коллективных действиях и сознания этих потребностей в форме коллективных
целей – спецификация функций лидера и его структурное, институциональное
обособление повышаются.
В малых группах, основанных на непосредственных контактах их членов,
институциализация лидирующих позиций может не происходить. Здесь на первый
план выдвигаются индивидуальные качества личности, ее способность объединить
и повести за собой группу. В крупных же объединениях, эффективность
коллективных действий которых требует четкой функционально-ролевой
дифференциации и специализации, а также оперативности управления и жесткости
подчинения (например, в армии), институциализация и формализация (официальное
закрепление) лидирующих позиций, придание им сравнительно больших властных
полномочий обязательны.
Именно к такому типу объединений относится политика. В ней действуют огромные
массы людей, ставящие перед собой вполне определенные, ясно осознанные цели и
испытывающие непрерывное противодействие со стороны политических оппонентов.
В силу этого институциализация лидирующих позиций проявляется в политике
особенно отчетливо.
Институциализация руководящих функций отражается в понятии формального
лидерства. Оно представляет собой приоритетное влияние определенного лица
на членов организации, закрепленное в ее нормах и правилах и основывающее на
положении в общественной иерархии, месте ролевых структурах, обладании
ресурсами влияния. В противоположность формальному, неформальное лидерство 
характеризует субъективную способность, готовность и умение выполнять роль
лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны членов группы
(общества). Оно основывается на авторитете, приобретенном в результате
обладания определенными личными качествами.
Оба этих аспекта – формальный и неформальный – характеризуют политическое
лидерство.
Из всех определений политического лидерства, рассмотренных выше,
характеристика лидерства как особого рода влияния представляется наиболее
плодотворной, поскольку она, в отличие, например, от властной трактовке
лидерства, охватывает не только властные, но и более «мягкие», опирающиеся
лишь на авторитет и убеждение виды руководящего влияния, предполагающие не
столь жесткое, однонаправленное воздействие, как власть.
Итак, политическое лидерство представляет собой постоянное приоритетное и
легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на
все общество, организацию или группу. В структуре лидерства обычно выделяют
три главных компонента: индивидуальные черты лидера; ресурсы или инструменты,
которыми он располагает; ситуацию, в которой он действует и которая оказывает
на него влияние. Все эти компоненты прямо влияют на эффективность лидерства.
Если властные позиции и роли – объективная основа политического лидерства –
относительно стабильности, с трудом и достаточно редко подвергаются
радикальным изменениям, то личностный, персональный состав лидерства более
текуч и подвижен. Что же предопределяет занятие властных позиций одними
людьми, в то время как другие довольствуются ролью исполнителей воли лидера и
его окружения? Что непосредственно лежит в основе лидерства?
              3. Политическое лидерство как властеотношение.              
Политическое лидерство в системе властных отношений занимает особое место. В
лидерстве наиболее ярко проявляется «видимость» власти, ее наглядность.
Политические лидеры персонифицируют собой власть. Они обладают таким огромным
влиянием, которое несоизмеримо с влиянием, других субъектов политики.
По объективным и субъективным причинам политическая активность людей
неодинакова. М. Вебер писал, что есть «политики по случаю», то есть рядовые
члены общества с минимальным политическим влиянием, которые проявляют себя
лишь в период выборов, референдумов. «Политиками по случаю», считал М. Вебер,
мы являемся и тогда, когда рукоплещем или протестуем на «политическом»
собрании, произносим «политическую» речь. Кроме «политиков по случаю» есть
«политики по совместительству». Это те, кто временно занимается политикой,
принимая участие в работе политической организации. Такими политиками
являются многие парламентарии, работающие от сессии до сессии, партийные
функционеры, активисты общественно-политических организаций. И есть, по
Веберу, политики-профессионалы, которые живут для политики или за счет
политики. Лидеры – это особый тип политиков-профессионалов, живущих для
политики. Политика есть дело их жизни. Политика для них – подлинное
человеческое деяние и сфера полной самоотдачи.
Политическое лидерство есть феномен власти. В лидерстве четко проявляется
способность одного лица, находящегося на вершине властной пирамиды, изменять
желаемым для себя образом социальное поведение других людей, социальных
слоев, общества (если речь идет об общенациональном лидере).
Вместе с тем лидерство – это власть особого рода. В лидерстве властные
отношения отличаются максимальной асимметричностью, максимальным
неравенством, поскольку лидер аккумулирует у себя власть, способную заставить
делать то, что он приказывает, всех членов группы, организации, а в случае с
нацией – всех граждан.
Особенностью лидерства как властеотношения является то, что власть лидера
носит неформальный характер. Это не власть по должности, власть авторитета,
который имеет продолжительное влияние. Авторитет и влияние лидера
складываются стихийно и поддерживаются неофициальными средствами группового
контроля. Формируется социально-психологический процесс лидерства, который
отличается от руководства как юридически регламентированного процесса.
Однако должность и лидерство в политике тесно взаимосвязаны. «Реальное»
лидерство в своей основе неформально, но, имея авторитетно-властные
полномочия, лидер чаще всего со временем занимает и определенную должность.
Должность может стабилизировать положение лидера, может значительно усилить
или ослабить его. «Реальное» лидерство и формальное занятие должности могут
частично перекрывать друг друга, но не совпадают полностью. Некоторые лидеры
не занимают высших должностей, и многие из тех, кто занимают официальные
позиции на вершине должностной иерархии, не являются лидерами. Так, академик
А. Сахаров был безусловным лидером демократической оппозиции в СССР, хотя и
не занимал высокой политической должности, а королева в Великобритании или
президент в ФРГ не являются политическими лидерами, несмотря на высшую
ступеньку во властной иерархии, которую они занимают. Таким образом, хотя
лидерство и формальное должностное положение оказывают влияние друг на друга,
но лидер – это только тот, кто влияет на людей независимо от того, занимает
он должность или нет.
Лидерство как власть характеризуется и тем, что оно осуществляется по
широкому кругу вопросов. Политические лидеры осуществляют свою власть над
экономической и социальной сферой, над внешней политикой и безопасностью. Их
влияние распространяется на культуру и искусство, то есть решение, которое
принимает лидер, может затрагивать любую общественную проблему.
Лидерство также предполагает не просто случайное использование власти,
продолжительное влияние. Поэтому лидерство рельефнее проявляется в условиях
организованных групп. Чем организованнее группа, тем длительнее и феномен
лидерства. Лидерство в толпе ситуационно, носит локальный и временный
характер, и только организация пролонгирует лидерство на достаточно
длительный срок.
Политическое лидерство, отмечал французский политолог Ж. Блондель, есть одна
из самых высоких и самых охватывающих форм власти. Лидеры выполняют ряд
важнейших функций, в которых проявляется специфика их деятельности.
                   4. Функции политического лидерства.                   
Изучая политику как лидерство, американский исследователь Р. Такер выделил
три основные функции, которые выполняет лидер.
     1. Диагностическая функция.
«Постановка диагноза» – период, когда лидер изучает ситуацию, оценивает ее,
определяя наиболее важные проблемы, вычленяя негативные тенденции и
устанавливает, что и как должно быть исправлено. Свои выводы лидер делает на
основе полученной информации от советников, помощников. Но, учитывая оценки
экспертов, лидер, и только он, ставит «диагноз» ситуации.
Диагностическая функция связана с директивой.
     2. Директивная функция.
Она включает в себя определение направления действий: как и что конкретно
надо предпринять в определенный момент, чтобы решить проблему.
     3. Мобилизационная функция.
Но лидерство – это нечто больше, чем анализ и принятие решений. Это и
«мобилизация» на выполнение решений, вовлечение в конкретную деятельность
тех, кто нужен для решения задачи и достижения поставленной цели. Лидерство в
политике выполняет важнейшую мобилизационную функцию. Вокруг лидера
сплачиваются группы, социальные слои, нация в целом. Многие исследователи
политического лидерства считают, что многообразные социальные интересы только
с приходом лидера получают четкое оформление и переносятся в центр
политической жизни. Лидер способствует политической самоидентификации
индивидов, социальных групп, слоев. Действуя на людей в массе, лидеры
способны воодушевлять и повести их за собой на реализацию самых сложных
задач, требующих от граждан и мужества, и жертвенности, и героизма.
Таким образом, лидер – это авторитетный член организации или социальной
группы, влияние которого позволяет ему играть главную роль в принятии решений
в политическом процессе и конкретных ситуациях. «Идеальное» лидерство есть
сочетание трех основных функций: «постановки диагноза», определения
направления действий и мобилизации.
        5. Личные качества и роль среды в политическом лидерстве.        
Что является определяющим в лидерстве – личностные качества или ситуация,
которая востребовала данную личность, сделала ее необходимой? Спор об этом
идет давно. В работе «к вопросу о роли личности в истории» Г.В. Плеханов дал
классический марксистский ответ, что личность лишь видоизменяет физиономию
развития, но тенденции развития остаются неизменными. И заметил по поводу
Наполеона, что нужна была шпага, и ее призвали. Французский философ Ж.-П.
Сартр, размышляя над выводом Плеханова, ответил: не в том ли весь вопрос,
какая шпага призывается, и всякий ли из призванных генералов мог сделаться
императором и залить кровью Европу. Спор продолжается. Это не удивительно,
так как лидерство – является многомерное, и при его изучении применяются
разные подходы. Наиболее интересные исследования как раз связаны с изучением
личностных качеств, необходимых для лидера (концепция черт лидера), и с
анализом взаимосвязи лидера и среды, лидера и его последователей.
Очень многие исследователи подчеркивают значимость психологических качеств
для лидера. Так, М. Вебер считал, что политику по призванию необходимо
обладать такими качествами, как страстью к делу, чувством ответственности и
глазомером – способностью точной оценки ситуации. Если же политик имеет
психологическую склонность уходить от ответственности и к тому же тщеславен,
то он быстро утратит позиции политического лидера.
На рубеже XIX-XX веков повышенный интерес возник к взаимоотношениям лидера и
массы, так как в активную политическую борьбу в тот период включились широкие
слои трудящихся. Французские ученые Т. Тард и Г. Лебон обратили внимание на
особую роль лидера в массовых движениях и на психологические качества
лидеров. Политический лидер должен быть хорошим психологом, инстинктивно
понимать душу толпы, уметь воздействовать на ее инстинкты.  Лебон заметил,
что нередко лидерами толпы оказываются нервно-возбужденные люди, но одаренные
сильной волей.
Русский социолог и представитель народнического движения Н.К. Михайловский в
работе «Герой и толпа» также отмечал необходимую для лидерства способность –
уметь быть гипнотизером, чтобы повести за собой массы куда угодно.
Психологический редукционизм получил классическое развитие в работах
австрийского психоаналитика З. Фрейда. В ХХ веке интерес к психологии
лидерства и изучению важных для лидеров качеств личности сохранился, но
появились и новые аспекты исследования. Г. Лассуэлл обратил исследовательское
внимание на психопатологию в политике и на опасности, которые несет
политическое поведение лиц с отклонениями в психике. Свойства человека как
живой личности и их влияние на политический процесс изучал Э. Формм, немецко-
американский психолог и социолог. В работе «анатомия деструктивности» Э.
Формм исследовал черты характера Гитлера. Некрофилия Гитлера, деструктивные
наклонности, озлобленность и мстительная ненависть оказали определяющее
воздействие и на его политическую деятельность. Многие решения фюрера были
порождением иррациональной деструктивности, считает Формм.
Интерес к психопатологии в политике не случайнен, так как возникновение
оружия массового поражения и огромные силовые ресурсы власти создают
серьезную угрозу цивилизации. «Достаточно одного, почти незаметного нарушения
равновесия в психике нескольких руководящих людей, чтобы утопить мир в крови,
в огне и в радиоактивности», - писал швейцарский психолог К.Юнг.
Изучение черт лидеров позволило обобщить огромный эмпирический материал.
Американский исследователь Р. Стогдилл проанализировал 124 изыскания,
основанных на «теории черт» лидеров и столкнулся с непреодолимыми
трудностями, так как не было ни одной черты, с которой были бы согласны все
авторы. Оспаривались даже такие, на первый взгляд, необходимые качества, как
сила воли и ум.
Несмотря на трудности, с которыми столкнулись сторонники теории «черт
лидера», следует признать, что личностный фактор значит очень много, но он
приобретает весомость лишь в контексте деятельности лидера. Черты лидера
следует рассматривать не изолированно от социальных условий, а в связи с
ними, и не в статике, а в динамике.
Среда для формирования и деятельности лидера имеет огромное значение. Разные
политические режимы создают и разные возможности для реализации тех или иных
целей и политических инициатив лидера. При устойчивом конституционном
правлении авторитарные замашки лидера «гасятся» механизмом сдержек и
противовесов. Развитая правовая культура общества препятствует сомнительным в
правовом отношении инициативам лидера. Таким образом, среда вводит
ограничения для деятельности лидера или создает благоприятные возможности для
развития тех или иных предрасположенностей его характера.
При исходных экономических и политических условиях личность накладывает
отпечаток на всю систему. Понятна разница, например, между венгерским
политическим лидером Я. Кадором и политическим лидером Румынии Н. Чаушеску.
Тоталитарные режимы в Германии, Италии, России возникли в результате первой
мировой войны, революций и контрреволюций, но многое в истории этих стран
определяется личностью диктатора, который находился на вершине власти. Верно
и то, что разные системы создают и разные условия для реализации конкретных
личностных качеств.
Однако абсолютизация влияния среды может вообще свести лидерство лишь к
функции ситуации, к эпифеномену. На самом деле среда создает конкретную
ситуацию, в которой действует лидер. Средства, находящиеся в руках лидера,
также обуславливают процесс его реагирования на проблемы и пути их
реализации. Сам лидер – часть среды и не может отделить себя от нее. Лидер
зависит от того, что среда создает, подсказывает и даже диктует.
В последнее время ученые все больше ориентируют на создание «общей теории
лидерства», которая бы открывала путь к всеобъемлющему анализу лидерства как
социально-властного феномена, но пока политология находится в состоянии,
которое американский политолог Ю. Дженнингс: «Никто не может быть
удовлетворенным и сказать, что тайна лидерства открыта».
                         6. Типология лидерства.                         
В политологии существуют различные классификации политических лидеров.
Многообразие классификаций определяется многомерностью самого лидерства как
властеотношения и возможностью применять разные подходы для выделения типов
лидеров.
Довольно часто используется упрощенная типология, основанная на дихотомии, то
есть на противопоставлении двух типов лидеров: лидеры «львы» и «лисы» (Н.
Макиавелли), «реальные» лидеры – менеджеры (Р. Такер), «лидеры-
преобразователи» и «лидеры-дельцы» (Дж. Мак Грегор Бернс). Дихотомический
подход традиционен, но действительность гораздо сложнее, поэтому применяются
и более сложные типологии лидеров.
Г. Лассуэлл предложил свою классификацию, в основе которой – склонность
лидеров к определенной модели поведения. Лассуэлл выделил лидеров-агитаторов,
организаторов и теоретиков. Лидеры-агитаторы предпочитают воздействовать
силой слова, ораторским искусством, личным образом, примером поведения.
Лидеры-организаторы отдают предпочтение работе с кадрами, их привлекает
использование возможностей организации для усиления своего влияния. Теоретики
воздействуют силой интеллекта. Есть лидеры, у которых четко можно выделить
сферу поведенческого предпочтения, но есть и такие, где сделать это
затруднительно. Так, В.И. Ленин – лидер, у которого и агитаторское, и
организаторское, и теоретическое в лидерстве было выражено одинаково ярко.
Интересной является классификация, предложенная С. Хуком. Критерием
классификации С. Хук сделал степень воздействия лидеров на события и
способность ими управлять. На этом основании он поделил всех лидеров на две
неравные группы. В первую вошли лидеры, способные прекрасно ориентироваться в
ситуации и использовать ее. Это эвентуальные лидеры, лидеры, использующие
события. И вторая, небольшая группа лидеров, способных самостоятельно творить
события, делать историю по-своему, т.е. лидер, делающий событие. Эти лидеры
круто меняют исторический процесс. В первую очередь С. Хук называет в этой
группе В.И.Ленина и Наполеона.
Вариант, предложенный М.Вебером, базируется на идеальных типах господства. На
этой основе выделятся и идеальные типы лидерства: традиционный лидер, лидер
харизматический и лидер рационального типа.
Так старший сын монарха после его смерти сам становится монархом. Лидерство
рационального типа или бюрократическое лидерство легитимируется законом.
Лидер-чиновник выступает не как личность, от которой исходит власть, а как
исполнитель определенной государственной функции, символизирующей собой
рациональное управление. Власть харизматического лидера легитимирована в его
особый дар, способности решать все проблемы.
Харизматический лидер представляет собой интерес для современного
политического анализа. Харизмой в той или иной степени обладают многие
политические лидеры. Но ХХ век показал, что лидеры с харизматическими
качествами может превращаться в фюрера, полубожественного вождя, чей образ
вызывает одновременно страх, любовь и восторг. Подобный лидер требует
беспрекословного подчинение свой воли и полон внутреннего убеждения, что он
один знает способ решения поставленных задач.
Современные харизматические вожди порождаются массовыми движениями протеста.
Они имеют тенденцию к реализации в условиях плебисцитарной демократии. В
массовых обществах, делал вывод М. Вебер, цезаристский элемент неистребим.
Избранные всеобщим голосованием народа политические лидеры
общегосударственного масштаба имеют колоссальное могущество и стоят как бы
над другими ветвями власти, неся ответственность только перед народом.
Необходимость в харазматическом лидере обычно проявляется в период социальных
кризисов, когда традиционные властные институты дают сбой и не в состоянии
адекватно реагировать на изменившиеся условия и принимать нестандартные
решений. К харизматическому лидерству также тяготеют политические системы, в
которых начинается процесс модернизации, а стабильные социальные институты
отсутствуют, нет демократических традиций и развитого правового сознания.
Роль харизматических лидеров усиливает два обстоятельства. Во-первых,
развитие средств массовой информации дает лидеру возможность напрямую
обращаться к миллионам людей и использовать свои качества демагога. Второе –
кризис массовых партий и в целом ослабление партийного влияния на
избирателей.
Плебисцитарные харизматические лидеры не обязательно диктаторы, но они
напрямую избираются народом, опираются на его поддержку, отличаются
твердостью и решительностью в проведении политической линии, что импонирует
массам; они знают, чего хотят и не меняют свою политику под влиянием
ситуации. Для современных плебисцитарных харизматических лидеров характерно
стремление подняться над партийными и социальными интересами и играть роль
объединяющего начала нации.
На пути превращения харизматического лидера в диктатора можно поставить
институциональные и правовые заслоны. Прежде всего, они не должны обладать
абсолютной властью над силовыми структурами и средствами массовой информации.
Тем самым блокируется харизматический прорыв в диктаторы и правит все-таки
закон, а не воля. Там же, где институты демократического контроля слабы, они
быстро ликвидируются харизматическим лидером, возникает плебисцитарный вождь,
попирающий представительную демократию. Административные структура становятся
средством укрепления личной власти, пропагандистско-репрессивный аппарат
начинает работать под полным контролем лидера-диктатора. Харизматическая
власть нестабильна, так как основана не на традиции или законе, а на вере в
харизму лидера, в миссию, которую данный лидер должен выполнить, и
способность к выполнению которой, он вынужден постоянно доказывать.
Только в условиях развитой либеральной демократии с традиционно сильным
уважением к демократической процедуре и закону нет опасности перерастания
харизма лидера в вождизм. Тогда и возникает политический баланс в системе
властных отношений: лидер – политическая элита – группы интереса – народ.
                     Список используемой литературы:                     
1. Политология: Курс лекций. Н.П. Денисюк, Т.Г. Соловьев, Л.В. Старовойтова и
др.
                  2. Политология. Под редакцией А.А. Радугина.                  
3. Введение в политологию. А.А. Федосеев.
4. Введение в политологию. В.П. Пугачев, А.И. Соловьев.