Каталог :: Политология

Реферат: Этногенез марийцев

     1. Численность, структура и территория проживания этноса
Марийцы компактно проживают в Республике Марий Эл, где по данным переписи
СССР 1989 г. их насчитывалось 324 тыс.чел. (43,3% населения республики), они
проживают также в Башкирии (106 тыс.чел.), Татарии (20 тыс.чел.), Удмуртии
(10 тыс.чел.), Нижегородской, Кировской, Свердловской и др.областях.
По переписи населения России 1897 г. численность марийцев составляла 375
тыс., переписям СССР 1926 г. – 428 тыс., 1937 г. – 401 тыс., 1939 г. – 482
тыс., 1959 г. – 504 тыс., 1970 г. – 504 тыс., 1979 г. – 622 тыс.чел. В 1989
г. марийцев в СССР насчитывалось 671 тыс.чел., из них в Российской Федерации
проживало 644 тыс.чел.
Марийцы подразделяются на три этнических группы: горные - правобережья Волги,
луговые - Ветлужско-Вятского междуречья и восточные, живущие главным образом
на территории Башкирии.
     2. Язык и религия
марийский: В марийском языке выделяется три наречия – горное, луговое и
северо-западное. У марийцев два литературных языка – луговосточный и
горномарийский.
Письменность для литературных языков мари создана на основе русского алфавита.
     Традиционные верования: Верующие марийцы преимущественно православные,
массовая христианизация марийцев происходила в 18-19 вв., однако есть немало
приверженцев т.н. «марийской веры», сочетающей христианство и традиционную
религию, традиционная религия имеет значительное распространение у восточных
марийцев.
     Православие: Верующие марийцы преимущественно православные, массовая
христианизация марийцев происходила в 18-19 вв., однако есть немало
приверженцев т.н. «марийской веры», сочетающей христианство и традиционную
религию, традиционная религия имеет значительное распространение у восточных
марийцев.
     3.Социальная организация
У марийцев долгое время сохранялась родовая организация общества.
Традиционным общественным институтом на селе была община, охватывающая обычно
несколько селений. Существовали родственные объединения «урмат», связанные в
частности совместным участием в ритуалах. Семьи были преимущественно малыми,
хотя до начала 20 в. сохранялись большие неразделенные патриархальные семьи
численностью до 40 человек. Брак был патрилокальным, для семейно-брачных
отношений были характерны пережитки сороратных и левиратных отношений.
Духовная культура и традиционные верования
В религиозной жизни марийцев большое место занимали хозяйственные праздники:
ага пайрем – праздник сохи, у кинде пайрем – праздник нового хлеба. Для
языческой религии марийцев было характерно представление о верховном боге –
Кугу Юмо и других богах: Кава Юмо, связываемом с небом и судьбой, Вуд Ава –
«матери воды», Илыш Шочын Ава – «матери жизни» и др. Духом-хранителем дома
считался Кудо водыж, носителем зла был кереметь, которому молились и
приносили жертвы в особых рощах. Руководителями молений были жрецы – карт.
Посредниками между людьми и потусторонними силами также часто выступали
знахари и колдуны. В 70-х годах 19 в. появилась секта кугу сорта («большая
свеча»), которая пыталась реформировать старые верования.
Браки у марийцев нередко заключались между подростками 15-16 лет и девушками
на 10-15 лет старше. При заключении брака родителям невесты платили выкуп, а
за невестой давали приданое, которое считалось ее личной собственностью. Во
время свадьбы во дворе перед столом жениха и невесту ставили березку. Многие
архаические представления марийцев сохранялись в погребальной обрядности –
использование зимней одежды в качестве погребальной, доставление тела на
кладбище в санях даже в летнее время, снабжение умершего веткой шиповника,
чтобы отгонять змей и собаку, сторожащих вход в царство мертвых и др.
     4. История марийского народа
Марийцы (прежнее официальное название—черемисы) являются аборигенами Средней
Волги, относятся к угро-финской языковой группе. Отдаленные предки марийцев
пришли на Среднюю Волгу с востока и с юга. Но с присущими именно ему
этническими особенностями марийский народ сложился в основном на занимаемой
ныне территории. Следовательно, он является здесь автохтонным, коренным
населением. Само название народа — "мари", "мары" восходит к значению
"человек", "мужчина", "муж". Этногенез этого народа ученые относят к концу 1
тысячелетия нашей эры. На основе смешения пришлых с востока и юга племен
сложился антропологический тип, включающий европеоидные и монголоидные черты.
К 10 веку относится первое упоминание марийцев в хазарских источниках в форме
"цармис", в русских летописях 12 века—в форме "черемис" (это слово в основе
своей ничего унизительного, оскорбительного не содержало, было вполне
нейтральным, могло означать "лесной человек").
Территория древних мари (черемис) простиралась по берегам Волги от устья Оки
до устья Казанки, занимала нижнее и среднее Поветлужье, среднее течение Вятки
(до Котельнича). Ко времени сложения древнемарийского этноса относится
практическое прекращение тесных взаимосвязей с родственными финно-языковыми
племенами и установление тесных контактов с вторгшимися на Волгу ранними
тюрками.
Нелегкая судьба выпала на долю марийского народа, она не баловала его. Еще на
стадии выхода из первобытнообщинного состояния. Не успев сформировать свое
государство, древние марийцы подверглись внешним завоеваниям. Их покоряли
хазары, булгары, татаро-монголы. Но и в Хазарском каганате, и в Волжской
Булгарии, и в Золотой Орде, и в Казанском ханстве сохранялся марийский этнос.
Ранее, видимо, довольно многочисленный, занимавший значительную территорию,
он сжимался, теснимый с востока тюрками, с. запада славянами. В прежней
историко-этнографической литературе было распространено представление о
древних марийцах, вплоть до присоединения к России, как о полудиких охотниках
и рыболовах. Новые археологические материалы свидетельствуют о наличии у них
оседлого земледельчески-животноводческого хозяйства, развитых ремесел,
металлообработки в сочетании с древними традиционными занятиями:
собирательством, охотой, рыболовством, пчеловодством.
В середине 16 века произошло присоединение Марийского края к России в
результате продолжительных войн Московского государства с Казанским ханством.
Это сопровождалось жестокостью по отношению к местному населению. Ответом
было естественное возмущение, сопротивление ("черемисские войны" второй
половины XVI века).
В царской России Марийский край развивался, как и все инородческие регионы, с
заметным отставанием. Основным занятием населения было сельскохозяйственное
производство, главными орудиями труда в котором вплоть до 1930-х годов
оставались соха. лукошко, серп, цеп. Промышленность края была представлена
лишь кустарными и полукустарными предприятиями, обрабатывавшими в основном
продукцию леса. Более медленными темпами внедрялись и другие компоненты
цивилизации. Значительная часть населения вела натуральное хозяйство. Даже на
рубеже девятнадцатого и двадцатого веков лишь один из десяти марийцев владел
элементарной грамотой.
До Октябрьской революции марийцы не имели своей государственности и были
разбросаны в составе Казанской, Вятской, Нижегородской, Уфимской и
Екатеринбургской губерний. И сегодня из 670 тысяч марийцев только 324,3
тысячи проживают в республике Марий Эл. Исторически сложилось так, что 51,7
процента мари проживают вне пределов своей республики, в т.ч. 4,1 процента
вне пределов России.
Марийцы- единственный во всей Европе народ, сохранивший в чистоте веру своих
предков, не отрекшийся от своих древних богов.
Начиная с XVI века, марийцы, как и все другие народы, присоединенные к
Русскому государству, подвергались целенаправленной христианизации. С этого
времени традиционная вера народа мари, объявленная презренным язычеством,
жестоко преследовалась властями и церковью. Вырубали священные рощи,
разгоняли моления, наказывали верующих. Принявшим новую веру, предоставлялись
определенные льготы. Многие марийцы, не желая осквернять себя чужой, чуждой
верой, стремясь к сохранению чистоты своей веры, обычаев предков,
национального облика, уходили с традиционных мест обитания в башкирские
степи, на Урал. Сегодня там проживает около 150 тысяч мари, верующая часть
которых в своем подавляющем большинстве не приняла христианство, поклоняется
древнемарийским богам. Все же большинство марийцев в местах их традиционного
проживания было окрещено: кто по доброй воле, кто по принуждению, а кто и
насильственно. При этом далеко не все крещеные отошли от древних религиозных
традиций. Соблюдая в той или иной мере каноны христианства, многие из них
постоянно обращаются к дохристианским религиозным обычаям, молятся в
священных рощах, которые имеются около каждой марийской деревни, проводят
языческие праздники, совершают обряды, дошедшие до наших дней со времен
глубокой старины. Вместе с ними, как правило, молятся и те, кто не принял
христианства и считает себя приверженцем чистой веры - Чимарий.
Древнемарийские боги в существенной мере антропоморфны, в верованиях мари
значительное место занимают культ природы, культ предков.
Приверженность к исконным религиозным верованиям в определенной мере
способствовала утверждению национального самосознания мари. Из народов финно-
угорского сообщества они в большей мере сохранили свой язык, национальные
традиции, культуру. В то же время марийское язычество, являясь национальной
разновидностью религии, несет в себе определенные элементы национального
отчуждения, самоизоляции, которые, однако, не имеют агрессивных, враждебных
тенденций. Напротив, в традиционных марийских языческих обращениях к Великому
Богу наряду с мольбой о счастье и благополучии марийского народа содержится
просьба дать хорошую жизнь русским, татарам и всем другим народам.
В конце 1917 - начале 1918 года в марийском крае установилась Советская
власть. Октябрьская революция всколыхнула национальное самосознание народа. В
марте 1920 года второй съезд национальных меньшинств Вятской губернии, горячо
поддержавший идею создания автономии марийского народа, рекомендовал марийцам
сохранить "белую, как снег, одежду; быстрый, как молния, ум: ясные. как
звезды, глаза; силу Онара в своем теле: пластичный, как воск, язык;
прекрасные, как щебетание птиц, песни; неугомонный, как лист на дереве,
характер: нежную, как крылья бабочки, душу".
4 ноября 1920 года декретом Всероссийского Центрального Исполнительного
Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР была образована Марийская
автономная область. В двадцатых-тридцатых годах в Марийской области произошли
существенные позитивные сдвиги в развитии экономики и культуры, в социальной
сфере и подготовке кадров национальной интеллигенции. Были построены крупные
промышленные предприятия ( в первую очередь по переработке древесины),
железная дорога, соединившая область с сетью путей сообщения страны, открыты
два высших учебных заведения, научно-исследовательский институт истории,
языка и литературы, создан национальный театр, образована широкая сеть школ и
учреждений культуры.
5 декабря 1936 года в соответствии с Конституцией СССР автономная область
была преобразована в Марийскую Автономную Советскую Социалистическую
Республику. Открывались новые возможности для дальнейшего совершенствования
материальной и духовной жизни общества.
Однако огромный урон республике нанесли массовые репрессии 30-х годов, в ходе
которых были уничтожены лучшие кадры. Тысячам активных работников был закрыт
путь к творческой созидательной деятельности. Около 70 тысяч жизней лучших
сынов и дочерей республики были положены на алтарь победы над фашизмом в
Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Вся промышленность, сельское
хозяйство в военное лихолетье жили заботами о фронте. Испытывая огромные
лишения, живя в постоянной тревоге за сына, отца, мужа, дочь, сестру, брата,
получая взамен этой тревожной надежде горькую весть о гибели родных и
близких, голодные, изнуренные непосильным трудом женщины, старики, дети из
последних сил обеспечивали снабжение армии всем необходимым. Раны, нанесенные
войной, кровоточат и сегодня.
Перестроенные после войны на выпуск мирной продукции предприятия республики
стали осваивать новую продукцию. Происходило техническое перевооружение
производства. Строились новые предприятия, реконструировались старые. В
промышленности возрастала доля машиностроения, приборостроения,
металлообработки. На многих предприятиях устанавливались автоматические и
полуавтоматические линии. Развивалась строительная индустрия. Однако в
последующем экономический потенциал республики все в большей мере подчинялся
интересам военно-промышленного комплекса.
В сельскохозяйственном производстве республика активно внедряла передовые
методы земледелия, была одним из инициаторов интенсивного откорма скота,
развития крупных животноводческих комплексов. За последние два десятилетия
вдвое выросла урожайность зерновых, по надоям молока от коровы республика
стабильно занимала одно из первых мест в стране.
22 октября 1990 года Верховный Совет Марийской АССР принял Декларацию о
государственном суверенитете республики. Она имеет Государственный Флаг,
Герб, Гимн. С 1992 года республика официально стала называться "Республика
Марий Эл" (эл - страна). 22 марта 1992 года в числе других субъектов
Российской Федерации Республика Марий Эл подписала Федеративный договор.
     5. Проблемы местного самоуправления
В 2001 году органы государственной власти Республики Марий Эл вмешивались в
деятельность органов местного самоуправления. Из сообщений средств массовой
информации следует, что планируется введение внешнего управления в некоторых
муниципальных образованиях.
Уставы ряда муниципальных образований, находящихся в Республике Марий Эл,
предусматривают избрание Главы муниципального образования не всеобщим
голосованием, а на сессии районных собраний. В Юринском районе была
зарегистрирована группа, выступившая с инициативой о проведении референдума
по вопросу об исключении из Устава района положения, допускающего возможность
выбора главы района из состава депутатов районного собрания. Однако
территориальная комиссия не дала добро на референдум, мотивируя отказ
нарушением законодательства. Центризбирком признал подписные листы не
соответствующими форме.
Администрацией г. Йошкар-Олы подано исковое заявление в Верховный суд
Республики Марий Эл о признании незаконным Закона Республики Марий Эл "О
республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2001 год", согласно которому
из бюджета города Йошкар-Олы было изъято свыше 30 млн. рублей. Верховный суд
отказал в рассмотрении указанного заявления. Верховный суд РФ признал отказ в
рассмотрении иска незаконным и обязал Верховный суд Республики Марий Эл
рассмотреть дело по существу.
     6. Соблюдение прав национальных меньшинств
В республике проживают граждане более 60 национальностей. Доля марийцев в
городском населении около 12%, основная часть их проживает в сельской
местности. Относительно компактные группы татар проживают в Параньгинском и
Мари-Турекском районах, удмуртов - в Мари-Турекском районе, чувашей - в
Звениговском районе. Управлением Министерства юстиции РФ по Республике Марий
Эл зарегистрированы национально - культурные объединения грузин и армян.
Около 10% мари говорят на горно-марийском языке, остальные - на луговом.
Государственными языками республики являются, согласно ст.15 Конституции
Республики Марий Эл, марийский (горный, луговой) и русский языки.
В республиканском законодательстве и в действиях государственных органов
ограничений в правах по национальному признаку не обнаружено.
Нет сведений о нарушениях прав на развитие национальной культуры и культурную
автономию, проявлениях бытового национализма, иных фактах дискриминации по
национальному признаку.
     7. Флаг, герб, карта республики Марий Эл
     
     
     
     8. Список использованной литературы
1. Черемисы. Историко-этнографический очерк. Казань,1889./Смирнов И.Н.
2. Марийцы // Народы России: Энциклопедия. М.,1994. С. 229-231.
3. Народы Европейской части СССР. Т.II / Народы мира: Этнографические очерки.
М., 1964. С. 510-547.
4. Народы Поволжья и Приуралья. Историко-этнографические очерки. М., 1985.
5. Марийцы 9-11 вв. К вопросу о происхождении народа. Йошкар-
Ола,1973./Архипов Г.И.
6. Материальная и духовная культура марийцев. Йошкар-Ола, 1981.
7 . Интернет-сайт: www.hro.org