Каталог :: Педагогика

Контрольная: Работа с детьми с отклоняющимся поведением

                               контрольная работа                               
                                      тема:                                      
                             Работа с детьми                              
                        с отклоняющимся поведением                        
                                                                      Выполнила:
                                                                       Проверил:
                                      ПЛАН                                      
ВВЕДЕНИЕ
I.     ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.  ПОМОЩЬ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ —
С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
II.     УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА С ДЕВИАНТНЫМИ ДЕТЬМИ
III.     ДИАГНОСТИКА  ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ВЫВОД
ЛИТЕРАТУРА
                                                        

Введение

Отклоняющимся (девиантным) поведением принято на­зывать социальное поведение, не соответствующее устано­вившимся в данном обществе нормам (Невский И.А.). Из­вестный социолог И.С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нор­мы, будь то нормы психического здоровья, права, культу­ры и морали. В соответствии с концепцией адаптивного по­ведения любая девиация приводит к нарушениям адапта­ции (психической, социально-психологической, средовой). Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое). Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то со­циальные, культурные и особенно правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонаруше­ниями, а когда серьезны и наказываются в уголовном по­рядке — преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении. С.А. Беличева классифицирует социальные отклонения в девиантном поведении следующим образом: Социальные отклонения корыстной ориентации: правонарушения, проступки, связан­ные со стремлением получить материальную, денежную, иму­щественную выгоду (хищения, кражи, спекуляция, протекция, мошенничество и др.); агрессивной ориентации: действия, направленные против лично­сти (оскорбление, хулиганство, побои, убийства, изнасилования); социально-пассивного типа: стремление уйти от активного образа жизни, уклониться от гражданских обязанностей, неже­лание решать личные и социальные проблемы (уклонение от работы, учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид). Таким образом, асоциальное поведение, различающееся и содержанием, и целевой направленностью, может прояв­ляться в различных социальных отклонениях: от наруше­ний норм морали до правонарушений и преступлений. Асоциальные проявления выражаются не только во внеш­ней поведенческой стороне, но и в деформации внутренней регуляции поведения: социальных нравственных ориента­ции и представлений. Под отклонениями в поведении детей и подростков пони­маются такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают воспитателей (родителей, учителей, общественность). Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъек­ту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом. Отдельные поступки значимы не сами по себе, а лишь в связи с тем, какие особенности личности, тенденции их развития за ними скрываются. Следовательно, придавая поступкам, поведению ребен­ка, подростка ту или иную направленность, содержание, значимость, мы тем самым оказываем произвольное, целе­направленное влияние на развитие этих процессов или ме­ханизмов, лежащих в основе нравственных и иных личных свойств и качеств ребенка. Или, наоборот, препятствуя тем или иным поступкам, поведению, мы создаем помеху, за­держиваем развитие соответствующих свойств и качеств лич­ности ребенка, подростка (Невский И.А., 1993). Таким образом, отклоняющееся поведение детей и под­ростков, с одной стороны, может рассматриваться как сим­птом, сигнал, признак зарождения и развития (тенденция) соответствующих особенностей личности, с другой сторо­ны, выступать в качестве проводника воспитательного вли­яния на развитие личности, средства ее формирования или целенаправленного воздействия на ее формирование (т.е. воспитательного средства). Рассматривая поведение как феномен, свидетельствующий о том или ином состоянии личности, тенденции ее развития, мы должны помнить, что одни и те же внешне сходные осо­бенности поведения могут свидетельствовать о разных процес­сах, происходящих в психике индивида, и наоборот. Поэтому, квалифицируя ту или иную особенность пове­дения ученика как отклонение, мы должны учитывать ус­ловия, стабильность, частоту его проявления, особенности личности, характер, возраст ученика и многое другое. И только после этого выносить то или иное суждение или тем более определять меру воздействия. Иногда ученик буквально загоняется в прокрустово ложе того или иного суждения о нем, оценки его поведения. Его поведение квалифицируется однозначно, навешивается со­ответствующий ярлык и под этот ярлык подгоняются сис­тема оценочных суждений о нем, характер его взаимоотно­шений с окружающими. Совершается грубейшая педагоги­ческая ошибка, чреватая неприятными последствиями. Или наоборот, угодные или удобные по каким-либо при­чинам особенности поведения ученика (услужливость, не­критичность, внимательность к учителю, готовность посту­пить ожидаемым образом и т.п.) расцениваются учителем как положительные, поощряются им, а ученик преподно­сится классу в качестве социального образца для подража­ния. При этом учитель не только не видит, а буквально культивирует у этого ученика приспособленчество, угодли­вость, конформизм и другие отрицательные особенности. Проявления отклонения в поведении детей и подростков, их нравственном и социальном развитии могут быть самыми различными в зависимости от индивидуальных особенностей и личностных проявлений, конкретных условий и обстоятельств жизни и деятельности. Как правило, их можно свести в следу­ющие группы: ситуативные, временные проявления или реак­ции, вызванные провоцирующими их факторами и обстоя­тельствами, и устойчивые формы отклонений в поведении, развивающиеся по тому или иному типу, обусловленные не­благоприятными условиями жизни и деятельности вообще. Поведенческие реакции вызываются неблагоприятными обстоятельствами или условиями жизни, действующими од­нократно или систематически. В последнем случае измене­ния в поведении, приводящие к той или иной реакции, накапливаются и проявляются постепенно или приводят к резкому срыву. Примером могут служить реакции отказа, протеста, ухода, агрессии. Форм проявлений этих реакций может быть очень много. Они всегда возникают в ответ на ту или иную психологическую ситуацию и с ее устранени­ем исчезают. Но, если ситуации часто повторяются, наслаиваются, реакции закрепляются, возникают устойчивые психологи­ческие образования (комплексы), приводящие к развитию того или иного типа поведения. Так формируется активно-приспособителыюе или пассивно-приспособительное поведение: деструктивно-агрессивное, направленное на революционную перестройку, изменение деятельности группы и своего собственного поведения в ней; деструктивно-компенсаторное, когда перестройка дея­тельности группы и своего поведения сопровождается и зак­репляется крупной уступкой ее требованиям. Особое место занимает компенсаторно-иллюзорная форма поведения, когда неудовлетворение потребности и притязания, устойчивый психологический дискомфорт подростка находят выход в искусственном возбуждении, опьянении, одурманивании себя расторможенностью общения, музыкой, танцами, ни­котином, алкоголем, наркотиками, токсическими и лекар­ственными веществами. По сути дела, речь идет о компенсаторном поведении, которое выражается в крайних формах конформизма или нонконформизма. Можно выделить различные виды девиантного поведе­ния, формой проявления которых являются различные ва­рианты социальной дезадаптации:

Девиантное поведение

Дезадаптивное поведение: Асоциальное поведение: аффективное, агрессивное, депривированное, делинквентное (противо­правное), аутичное, криминогенное (преступное), суицидальное, В основе: аддиктивное нарушения социализации, В основе: социально-педагогическая нарушения психического и запущенность, личностного развития, деформации регуляции психическая депривация, поведения, психологический диском­форт социальная дезаптация, десоциализация I. ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

ПОМОЩЬ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ — С ДЕВИАНТНЫМ

ПОВЕДЕНИЕМ Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими группами причин: а) социаль­но-педагогической запущенностью, когда ребенок, подрос­ток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, уме­ний, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных сте­реотипов поведения; б) глубоким психическим дискомфор­том, вызванным неблагополучием семейных взаимоотно­шений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несло­жившимися взаимоотношениями со сверстниками в кол­лективе класса, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учи­телей, товарищей по классу и т.д.; в) отклонениями в со­стоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризами, акцентуациями характера и други­ми причинами физиологического и психоневрологическо­го свойства; г) отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; незанятостью полезными видами деятельности, отсутстви­ем позитивных и значимых социальных и личных, жизнен­ных целей и планов; д) безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смеще­нием социальных и личных ценностей с позитивных на негативные. Особую роль и значение в этой цепи причин играет социально-педагогическая безнадзорность детей и подрос­тков, развивающаяся на фоне равнодушного, невниматель­ного отношения к ним окружающих. В итоге зарождаются чувства одиночества, заброшенности, своей ненужности, незащищенности. Возникают чувства протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым, стремление к объ­единению, кооперации, самоорганизации на основе еди­номыслия, общности судьбы, интересов и склонностей. Недостаток позитивного социального опыта, неразвитость и несформированность мировоззрения, системы ценностных ориентации, этических норм и эстетических вкусов способ­ствуют выбору подростками негативных, противоправных сфер приложения своей активности, что неизбежно отра­жается на их поведении, на формировании личности, соци­ального облика. Значительную роль в этом процессе играет отсутствие своевременной, необходимой педагогической, психологической, социальной и медицинской помощи де­тям и подросткам. Микросреда, в которой вращается современный подрос­ток, весьма неблагоприятна. Он сталкивается в той или иной мере с различными формами отклоняющегося поведения и по дороге в школу, и во дворе, и в общественных местах, и даже дома (в семье) и в школе. Особенно благоприятную обстановку для появления отклонений в сфере морали и поведения создает городская среда, с ее анонимностью, без­личным характером взаимоотношений между людьми, с большей степенью свободы, с обширным ассортиментом отрицательно влияющих экономических, социальных и культурных факторов. Освобождение от традиционных норм, ценностей, отсутствие твердых образцов поведения и мо­ральных границ, ослабление социального контроля способ­ствуют росту отклоняющегося и саморазрушающего пове­дения в подростковой среде. Наблюдающийся кризис системы ценностей, вымыва­ние общепринятых норм и правил поведения привели к тому, что в обществе чрезвычайно большое значение стало придаваться накоплению богатства как символу успеха. Имен­но в этом направлении ведется формирование, развитие со­ответствующих потребностей, ценностных ориентации у подрастающего поколения (особенно интенсивно через сред­ства массовой информации). Потребительская идеология стала основополагающей в процессе либерализации общества. Престиж в нем зависит уже не столько от личных качеств, сколько от обладания теми или иными предметами и ценностями. При этом сред­ствам и способам достижения такого благополучия не при­дается значения. Таким образом, подросток часто может видеть или слышать, как происходит незаконное и безнаказанное обогащение определенной группы населения за счет другой, некоторые же из них достигают не только матери­ального успеха, но и получают признание окружающих и даже проникают во властные структуры общества, не встречая соответствующего сопротивления. Все это оказывает влия­ние на формирование жизненных и социальных ориентиров и идеалов подростков. Вот почему так важно сегодня в школе создавать среду, свободную от условий, деформирующих сознание подрост­ка, порождающих отклоняющееся поведение. Для развития личности подростка школа может предоставить ему возмож­ность общаться с такими взрослыми, с которыми он мог бы идентифицироваться, перенося на себя их положитель­ные качества, их позитивный социальный опыт. Включая в свой внутренний мир нормы, ценности и установки люби­мых и уважаемых людей как свои собственные, подросток из этих элементов подражания формирует свой идеал — внутреннее представление о том, каким он хотел бы стать. Общение с людьми, обладающими высокими нравствен­ными принципами, разделяющими гуманистические цен­ности и идеалы, поможет изменить отношение подростков к своему поведению. Для того чтобы работа с детьми «группы риска» была успешной, необходимо также выявить факторы, порожда­ющие различные формы отклонений, с целью выработки программы по их дальнейшей нейтрализации или коррек­ции. И.А. Невский, Л.С. Колесова провели экспертный оп­рос работников некоторых школ, в ходе, которого их про­сили высказать свое мнение о внешних факторах риска от­клоняющегося поведения подростков. По мнению опрошенных педагогов, внешними фактора­ми, негативно влияющими на развитие и поведение детей и подростков, которые школа по мере возможности должна корректировать, являются: I. Процессы, происходящие в обществе: отсутствие ясной позитивной государственной идео­логии, направленной на изменение иерархии общественных ценностей; — несовершенство законов и работы правоохранитель­ных органов, безнаказанность преступлений; — безработица (явная и скрытая); — отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически несостоятельных семей с детьми; — разрушение и кризис традиционных институтов соци­ализации подрастающего поколения (детских и юношеских организаций, семьи, школы); — пропаганда насилия и жестокости через средства мас­совой информации; — отсутствие своевременной и квалифицированной дис­пансеризации детей, позволяющей выявлять физические и психические нарушения здоровья детей и подростков, ока­зывать им помощь по итогам диспансеризации; — недоступность для детей бесплатного качественного дополнительного образования (кружков, секций и др.); — доступность табака, алкоголя, наркотиков. П. Состояние семьи, ее атмосфера: неполная семья; — материальное положение семьи (как бедность, так и богатство); — низкий социально-культурный уровень родителей; — отсутствие семейных традиций; — стиль воспитания в семье (отсутствие единых требова­ний к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка); — отрицание самоценности ребенка; — удовлетворение потребностей детей (их недостаток и избыток); — злоупотребление родителями алкоголя, наркотиков и др.; — попустительское отношение родителей к употребле­нию детьми психоактивных веществ. III. Выявление факторов риска, идущих от организации внутришкольной жизни. Анализ мнений учителей показы­вает, что таковыми чаще всего являются: 1. Несовершенство организации управления процессами обучения и воспитания: плохая материальная обеспеченность школы; отсутствие налаженной, систематической связи шко­лы с семьей учеников и рычагов воздействия на родителей, не занимающихся воспитанием ребенка, через обществен­ность; нехватка учителей-предметников; частая отмена уро­ков; неудовлетворительная организация внеклассной рабо­ты; отсутствие детских организаций в школе. 2. Профессиональная несостоятельность части учителей, выражающаяся в незнании детской, возрастной психоло­гии; авторитарный или попустительский стиль взаимоотно­шений в системе «ученик — учитель»; необъективный под­ход к оценке знаний учащихся, навешивание ярлыков; по­давление учителями личности ученика (угрозы, оскорбления и др.). 3. Внедрение новых учебных программ, переоценка цен­ностных ориентиров и, как следствие, непонимание «чему и как учить?». 4. Низкий уровень развития и учебной мотивации детей, поступающих в школу. Перечисленные факторы риска носят внешний, объек­тивный характер. Однако помимо негативных внешних, объективных воздействий на ребенка оказывают влияние внутренние факторы риска, которые педагоги должны раз­личать. К ним относятся: ощущение собственной незначи­мости и ненужности, низкая самооценка, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплина, не­знание или неприятие социальных норм и ценностей, не­умение критически мыслить и принимать адекватные реше­ния в различных ситуациях, неумение выражать свои чув­ства и реакции на себя самого и других людей. Предупреждение отклонений в развитии личности и по­ведении детей и подростков требует их психологической им­мунизации, т.е. обучения психогигиеническим навыкам по­ведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать соци­ально- компетентными людьми. Для решения этих задач необходима выработка школьной политики, направленной на создание социально-педагогических условий, нейтрализу­ющих и корректирующих негативные воздействия обществен­ного кризиса. Она может включать следующие направления: 1) выявление распространенности различных типов и форм отклоняющегося поведения детей и подростков, про­воцирующих их факторов, а также изучение потребностей учащихся и их родителей в образовании и воспитании; 2) анализ результатов изучения мнений учеников, ро­дителей, учителей и разработка на их основе программы по профилактике и коррекции отклонений в развитии личнос­ти и поведении учащихся с учетом выявленной специфики; 3) подготовка педагогических кадров, владеющих мето­дами предупреждения и коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся, психотехническими при­емами, направленными на формирование у детей: способ­ности эффективно общаться, принимать ответственные ре­шения, разрешать конфликты, преодолевать стрессы и раз­вивать позитивную, адекватную «Я- концепцию», вести здоровый образ жизни; 4) создание в школе психолого-педагогических условий, свободных от внешних факторов риска, отчасти может ре­шаться посредством ряда компетентных управленческих ре­шений, развития эффективного взаимодействия с семьей ученика, организацией дополнительного образования и др. Формирование личностной и социальной компетентности подростков, коррекцию их негативных поведенческих про­явлений важно начинать с развития у них позитивного образа «Я», чувства самоуважения, развития способности крити­чески мыслить, умения ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения. Для того чтобы подрос­ток умел делать здоровый выбор, его следует обучить уме­нию владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревож­ностью, конфликтами; научить неагрессивным способам ре­агирования на критику, самозащиты, сопротивления давлению со стороны других людей, умению противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, по­зволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально- позитивными средствами. Работа по профилактике отклонений в развитии личнос­ти и поведении детей и подростков эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе: 1) успешности учебной деятельности (учения); 2) эмоционально положительной, удовлетворяющей уча­щихся системы их взаимоотношений (со сверстниками, учи­телями, родителями); 3) психологической защищенности. Последнее обстоятельство самым непосредственным об­разом связано с гарантированной социальной защищеннос­тью, включающей в себя: 1) знание учащимися своих прав и обязанностей; 2) их неукоснительное соблюдение учителями и други­ми субъектами учебного и воспитательного процессов; 3) психологическое и социальное равенство учащихся, исключающее какую-либо дискриминацию их по любому признаку; 4) соблюдение прав учащихся на индивидуальное свое­образие и самоопределение. Выполнение этих требований позволяет вести учебно-воспитательную работу со всеми группами и типами подро­стков путем дифференциации педагогического подхода и требований к ним в условиях интеграции, не выделяя ка­ких-либо учеников или группы той или иной оценкой, знаком или оценочным суждением (слабые, отстающие, за­пущенные, нуждающиеся в особой помощи и внимании, относящиеся к «группе риска» и др.). В совокупности оказываемая подросткам помощь при со­блюдении названных выше требований и условий позволя­ет обеспечить им равномерное гармоничное развитие лич­ности, ее базисных структур и их проявлений в деятельнос­ти, поведении с учетом индивидуальных темпов и вариантов личного развития. Наиболее успешное и полноценное проведение той рабо­ты предполагает разработку методов выявления подрост­ков, нуждающихся в тех или иных видах общей и специа­лизированной помощи, разработку методов и приемов ока­зания этой помощи, исправления (коррекции) имеющихся в развитии личности, поведении, деятельности школьни­ков различных возрастов, создание для них функционально целесообразной среды (условий развития), обеспечивающей возможность гармоничного индивидуального развития лич­ности как ведущего условия и фактора эффективной про­педевтики отклонений в ее развитии и поведении. II. УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА С ДЕВИАНТНЫМИ ДЕТЬМИ Дети и подростки с отклоняющимся поведением, как правило, оказываются трудными в общении. Чтобы устано­вить с ними контакт для любой последующей работы, пси­хологу требуется приложить довольно много усилий, кото­рые могут оказаться бесплодными. Оказать профессиональ­ную помощь специалисту поможет методика контактного взаимодействия (Филонова Л.Б., 1985). Контактное взаимодействие — это такая модель поведения инициатора контакта, вызывающая и усиливающая у другого человека потребность в контакте, продолжении об­щения, потребность в высказываниях и сообщениях. Автор методики понимает контакт как доверительные отношения, положительно переживаемое психическое состояние, как инструмент исследования и изучения и коррекции. Целью применения методики является сокращение дис­танции между людьми и самораскрытие личности в процес­се общения. Взаимодействие психолога с девиантным подростком раз­ворачивается в шести стадиях: 1. Расположение к общению. 2. Поиск общего интереса. 3. Выяснение предполагаемых положительных для обще­ния и демонстрируемых качеств. 4. Выяснение опасных для общения и демонстрируемых качеств. 5. Адаптивное поведение партнеров. 6. Установление оптимальных отношений. На каждой стадии используется специфическая тактика взаимодействия и решаются конкретные задачи (см.табл.1) . Методику можно использовать в диагностических целях и для налаживания постоянных отношений с девиантными подростками. Таблица 1

Методика контактного взаимодействия с подростками

Стадия

взаимодействия

Содержание и характер контакта

Основная

Тактика

Результат

1 . Расположение

к общению

Использование общепринятых норм и фраз. Сдержанное и доброжелательное обращение. Ровное отношение, отсутствие эмоциональных реакций. Непринужденная беседа на отвлеченные темы. Отсутствие советов, уверений, навязчивости

Одобрение,

согласие,

безусловное

принятие

Принятие

согласия

2. Поиск

общего интереса

Поиск нейтрального интереса. Интерес к интересам подростка. Переход с нейтрального на личностнозначимый интерес. Подчеркивание уникальности личности. От общих суждений о людях к конкретному человеку. От его ценностей к состояниям и качествам

Ровное отношение —

заинтересованность —

подчеркивание уникальности личности

Положительный

эмоциональный

фон, согласие

3. Выяснение

предполагаемых

положительных

качеств

Рассказы о положительных качествах, поиск оригинального. Демонстрация отношения к этим качествам.

Отношение к отрицательным качествам других. Поиск отрицательных качеств у себя

Принятие того, что

Предлагает партнер,

авансирование доверием

Создание

ситуации

безопасности, безусловное принятие личности

4. Выяснение

предполагаемых опасных качеств

Уточнение границ и пределов личности. Выяснение качеств, мешающих общению. Представление, прогнозирование ситуаций общения.

Сомнения, выяснение неясностей. Высказывания о собственных негативных качествах

Принятие позитивного без

обсуждения,

сомнения, возражения

Ситуация

доверия, открытости

5. Адаптивное

поведение

партнеров

Подчеркивание положительных и учет негативных качеств. Советы по качествам. Подчеркивание динамики представлений о человеке. Подчеркивание индивидуальности и ее учет в общении. Обсуждение того, что будет представлять трудности. Желание приспосабливаться к особенностям другого

Открытые высказывания; стимулирование

диалога, советы

Определение объекта

и предмета

изменения и

преобразования

6. Установление

оптимальных

отношений

Общие планы действий. Совместная разработка программы. Нормативы общения, взаимодействия. Распределение ролей. Составление планов по самоизменению

Общие намерения

Согласие на

выполнение

принятого

плана

III. ДИАГНОСТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В практике школьной работы диагностика девиантного поведения чаще всего носит симптоматический характер (по запросам и жалобам). Гораздо реже психологи исследуют причины и условия формирования этих девиаций, исполь­зуя этимологический подход. Расширение области диагнос­тики (объекты, предметы) влечет за собой определенные трудности при создании универсальных методик, способ­ных отвечать сразу на все вопросы: Имеет ли место девиа­ция? Какой тип девиантного поведения диагностируется? Каковы причины, его вызывающие? В каких ситуациях оно проявляется? Носит ли оно ситуативный характер или уже является личностной характеристикой подростка? и др. Набор психодиагностического инструментария по рассмат­риваемой проблеме достаточно разнообразен. Для диагнос­тических целей могут быть использованы и общие методи­ки, и специальные тесты, и их сочетания в виде батареи тестов. Предлагаются и различные модели диагностики. Весьма продуктивной представляется модель, включающая скрининг — направленное выделение «групп риска» и последу­ющую дифференциальную диагностику этих групп с при­влечением специалистов-смежников для уточнения этиоло­гии отклонений (Кузнецова И.В., Сергеев Г.К., 1994). В диагностической работе с подростками и старшеклассни­ками психологическая информация о видах девиантного поведения может быть получена при использовании опрос­ника Р. Кеттела, патохарактерологического опросника А.Е. Личко и проективного теста М. Люшера. Признаки нарушений поведения у подростков Диагностируемые показатели Опросник Р. Кеттела (симптомокомплексы) I+D+C+ Аффективное поведение. Е+ Склонность к агрессии. G— Асоциальное, аморальное пове­дение. J+ Склонность к правонарушениям группового характера. O+Q4+C-F— Склонность к алкоголизации. ПДО А.Е. Личко (акцентуации характера)

Неустойчивая

Истероидная

Эпилептоидная

Гипертимная

Склонность к риску, контакту с асоци­альными личностями, прогулам; склонность к групповым нарушениям, бродяжничеству.

Лабильная

Эпилептоидная

Истероидная

Вероятность демонстративного

суицида.

Отношение к спиртным на­питкам У+2

Склонность к алкоголизации.

Циклоидная

Сенситивная

Психастени­ческая

Вероятность суицидального поведения.

Истероидная Вероятность демонстративного суицида.

Эпилептоидная

Склонность к агрессии.

Тест М. Люшера (сочетание цветов)

Сочетание 1, 2, 3, 4 с 7, 0

Патохарактерологическое раз­витие личности, психопати­ческие черты, ведущие к со­циальной дезадаптации.

5-й цвет на первом месте Дезадаптивное, аффективное поведение.

Сочетания 5, 2 и 2, 5

Черты паранойяльного сти­ля переживаний, поведения, крайнее упрямство.

Сочетания 1, 7

Агрессивное поведение, протестные реакции.

Сочетания 2, 6 и 6, 2

Аффективное, взрывчатое по­ведение.

Сочетания 7, 4

Экстремальное поведение, дезадаптация.

Сочетания 2, 7 и 7, 2

Негативизм, недоверие.

Сочетания 4, 3, 2; 4, 3, 7

или 4, 3, 0

Вспышки поведенческих реак­ций в стрессовых ситуациях
Сочетания 2,0 и 0, 2

Конфликтность.

Сочетания 5, 4Демонстративное, истероидное поведение.

Сочетания 3, 5, 7 ; 3, 7, 5

и 7, 5, 3

Антисоциальные тенденции поведения.

Вывод

Итак, девиантное поведение детей и подростков — явле­ние комплексное и сложное. Оно может иметь внешние и внутренние причины. Девиантное поведение связано с ин­дивидуально-типологическими особенностями личности, которые создают благоприятную либо неблагоприятную ос­нову для воздействия негативных внешних (природных, климатических, экологических и др.), социальных (социокультурные нормы, традиции) и внутренних (ценностные ориентации, установки, потребности и т.д.) факторов. Воз­никая на уровне ситуативных поведенческих реакций при определенном сочетании указанных факторов, девиантное поведение, закрепляясь, приводит к устойчивым формам отклонений в поведении. При этом складывается дезадаптивное поведение детей и подростков, которое осложняет их социализацию в обществе в целом. Работа психолога с девиантными детьми и подростками должна основываться как на симптоматическом подходе (ра­бота с конкретными симптомами отклонений), так и кау­зальном, т.е. профилактическом подходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих). Особое значение в силу возрастной динамики отклоняющегося поведения при­обретает ранняя профилактика отклонений в поведении де­тей и подростков.

Литература

1. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершен­нолетних. Свердловск, 1986. 2. Асеев В. Т. Мотивация поведения и формы поведения личнос­ти. М., 1976. 3. АсмоловА.Г. Психология личности. М., 1990. 4. Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986. 5. Захаров А.И. Отклонения в поведении ребенка. М., 1993. 6. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М., 2001 7. Невский И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении. М., 1993.