Каталог :: Педагогика

Реферат: Обобщающий урок по природоведению

     Оглавление
Обобщающий урок: понятие, цель, организация....................................3
Примеры разработок обобщающих уроков...........................................5
1-ый класс: «Домашние животные»................................................5
2-ой класс: «Город и деревня»..................................................6
3-ий класс: «Домашние животные»................................................8
4-ый класс: «Растительный и  животный мир нашей местности»............ 9
Дидактическая игра «Цветочный аукцион» как нетрадиционная форма обобщающего
урока по теме «Комнатные
растения»..................................................................
10
Заключение....................................................................14
Литература....................................................................15
     

Обобщающий урок: понятие, цель, организация

Урок - форма организации обучения, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки в течение определенного времени по установленному расписанию для достижения учебно-воспитательных целей. Каждый урок посвящается изучению определенного вопроса программы и поэтому представляет собой нечто законченное и вместе с тем является продолжением предшествующих уроков и опорой для последующих. В конце изучения темы, как правило, проводятся обобщаю­щие уроки. Они могут проводиться по материалу двух или не­скольких тем, близких по содержанию. Основная дидактическая цель такого типа уроков — систе­матизация знаний, полученных при изучении всей темы, за­крепление ее наиболее важных положений. Таким образом, обобщающие уроки способствуют прочному и сознательному усвоению знаний, а также оказывают существенное влияние на развитие памяти, речи, мышления учащихся. Под обобщением понимают выделение каких-либо свойств, качеств, присущих целой группе предметов, и формулирование такого вывода, который будет верен в отношении любого ,отдельного предмета данной группы. Учащихся нужно научить обобщать материал. Сделать это можно по следующему плану: а) выделять главное, основное содержание в обобщаемом материале; б) выделять основные характеристики предметов, отношения между ними; в) сравнивать предметы между собой, выделять общие, фундаментальные особенности, которые могут лечь в основу обоб­щения; г) формулировать на основе обобщения вывод (общую тен­денцию, закономерность и т. д.). При правильной организации урока эффективным методом обобщения и систематизации знаний может быть беседа, основ­ным условием ее эффективности является уровень или степень подготовки учащихся по теме. Учащихся надо готовить к такой работе: они должны владеть фактическим материалом, навы­ками сравнения, знать свойства предметов, их основные харак­теристики. При недостаточной подготовке учащихся беседа мо­жет превратиться в монолог учителя. Для обобщения и систематизации знаний нужно составить такие вопросы, ответы на которые позволили бы получить обобщение знаний по этой теме. В вопросах должен быть отра­жен определенный фактический материал, который играет важную роль при выделении основных понятий темы. На обобщающем уроке желательно использовать наглядные пособия, которыми учащиеся пользовались в ходе изучения материала. В структуре обобщающего урока можно выделить следующие элементы: а) организация учащихся, в ходе которой выясняется их подготовка к уроку, проверяется наличие необходимых наглядных пособий, сообщаются тема, цели и задачи предстоящего урока; б) проверка знаний, умений и навыков по изученной теме. Как правило, отдельные учащиеся получают задания, выпол­няют их, а класс проверяет, исправляет, дополняет по мере не­обходимости; в) обобщающая беседа по теме; г) заключение учителя, в ходе которого отмечается, какой материал темы и как усвоен учащимися. В некоторых случаях, проводя обобщающий урок, учитель совмещает проверку знаний, умений, навыков и обобщающую беседу вместе. Это можно делать в тех случаях, когда тема невелика по объему материала и понятия ее простые. Для проверки усвоения материала учащимися всего класса, а также степени сформированности умений и навыков в конце обобщающего урока можно провести небольшую самостоятельную работу учащихся, нося­щую контрольный характер и способствующую выявлению уровня сформированных знаний и умений.

Примеры разработок обобщающих уроков

1-ый класс: «Домашние животные»

Цель урока: обобщить и углубить знания учащихся, получен­ные при изучении темы «Домашние животные». Оборудование: все картины, которые использовались на предыдущих уроках, и кинофильм «Наши домашние животные». Ход урока. Урок начинается с беседы по картинам «Утка» и «Куры» по следующим вопросам. - Какая птица изображена на первой картине? - Что вы знаете об утке? - Какие птицы нарисованы на второй картине? - Чем куры отличаются от утки? - Какая голова у курицы? Какой клюв? Какие крылья? Какого цвета перья? Какие у нее ноги? Есть ли на них перепонки, как у утки? Почему их нет? Учитель показывает детям кинофильм «Наши домашние жи­вотные». После просмотра фильма ставит вопросы: - Каких животных называют домашними? - Каких домашних животных вы знаете? - Что нового вы узнали из фильма? По картинам «Кошка», «Собака», «Курица», «Утка», «Гусь» дети отвечают на вопросы: - Какая шерсть у кошки? - Какие у нее лапки? Какие усы? Какие зубы? Какой хвост? Какие глаза? - Что ест кошка? - Какую пользу приносит кошка? - Какой величины бы­вают собаки? - Какая у собаки голова? Какие у нее зубы, уши, лапы, хвост? - Какого цвета шерсть? - Что едят собаки? - Какую пользу они приносят? - Как можно называть всех этих птиц? (До­машние.) Почему их называют домашними? - Чем курица не похо­жа на гуся и утку? - Какую пользу приносят домашние птицы? Итог урока: домашние животные приносят нам большую пользу и поэтому мы должны любить их, заботиться о них и не обижать.

2-ой класс: «Город и деревня»

Цель урока: обобщить знания учащихся, полученные при изучении темы «Город и деревня». Оборудование: стенные картины, изображающие город и село. Ход урока. Данный урок целесообразнее проводить в форме беседы. Вопросы для проведения беседы: - Где мы живем? - Как называется наш город? - Как называется улица, на которой стоит школа? - Какие дома стоят на улице? - Для чего предназначены дома, которые находятся на нашей улице? (жилые, магазины, ателье и т.п.) - Как освещается наша улица? - Какие растения есть на нашей улице? - Чем улица отличается от проспекта? от переулка? от площади? - Какие проспекты есть в нашем городе? - Как называется центральная площадь нашего города? - Чем занимаются люди в городах? - Что город дает деревне? А деревня городу? - Чем город отличается от деревни? - Чем занимаются люди в деревне? Беседа сопровождается повторным рассмотрением картины. В заключение урока – творческое задание: нарисовать ответ на один из вопросов, записанных на доске. На доске записаны следующие вопросы: - Что люди делают в деревне? - Чем занимаются в городе? - Что город дает деревне? - Что дает деревня городу? Итог урока: еще раз акцентировать внимание на том, что город не сможет выжить без села, а село – без города.

3-ий класс: «Домашние животные»

Цель урока: обобщить знания детей о домашних животных, живущих в разных природных условиях. Оборудование: таблицы, картины, чучела, гербарий, которые были использованы в процессе работы над темой; а так же то, что было сделано детьми в этот период: таблицы, рисунки, записи в тетрадях и т.д.; кинофильм (видеофильм, диафильм) «Домашние животные». Домашнее задание к уроку: найти материал о том, как и чем кормят домашних животных. Ход урока. В начале урока проводится беседа по следующим вопросам: - Каких вы знаете домашних животных? - Почему корова, лошадь, свинья, овца, верблюд, олень, кролик называются домашними животными? Задание: напишите на доске и покажите на картинах и чучелах, каких еще домашних животных вы знаете. - Как ухаживают за домашними животными на селе? в городе? - Какие машины помогают в уходе за животными? - Кто из вас сам ухаживал или помогал ухаживать за домашними животными? Как вы это делали? Демонстрация фильма. После фильма – беседа. - Какие породы домашних животных (лошадей, кур, коров и т.д.) вы знаете? - Какую домашнюю рыбу вы знаете и от какой рыбы она выведена? - Почему кролика называют грызуном? - Каких еще грызунов вы знаете? - Как приспособлен северный олень к условиям жизни на севере? - Как приспособляется верблюд к условиям жизни в пустыне? Далее проводится беседа по домашнему заданию. - А чем и как кормят домашних животных? - А что дают нам домашние животные за то, что мы за ними ухаживаем и кормим их? Итог урока: еще раз указать на то, какое значение имеют для нас домашние животные и развитие животноводства. 4-ый класс: «Растительный и животный мир нашей местности» Цели: обобщить, конкрети­зировать, углубить и систематизировать знания о природе; по­казать значение разнообразия природы для развития народ­ного хозяйства; установить взаимосвязь между природой и тру­довой деятельностью человека. Оборудование: глобус, физическая карта СССР, карта полушарий и карта природных зон СССР, гербарии растений своей местности. Ход урока. Урок можно начать со следующего задания классу: опре­делите местоположение своей области на глобусе и карте и от­ветьте, где находится ваша область (край). Затем в ходе бе­седы выясняется, что характерно для природы данной местно­сти, в какой природной зоне она находится, какие в ней пре­обладают растения и животные и т. д. Затем учащимся зада­ется вопрос, требующий обобщенного ответа: какие сезонные изменения в жизни растений и животных характерны для дан­ной местности? В ответе на него должно быть отмечено, что сезонные изменения зависят от расположения природной зоны по отноше­нию к экватору. Далее учащиеся вспоминают названия растений и живот­ных своей местности, уточняют характерные особенности их строения и жизнедеятельности. Выяснение характерных осо­бенностей растений и животных своей местности и сравнение их с другими позволяют установить зависимость между основ­ными факторами неживой и живой природы. Беседа сопро­вождается демонстрацией гербарных образцов растений, таб­лиц, картин, соответствующих диапозитивов. Учащиеся делают вывод о природе своей местности. Далее задаются вопросы: как изменяется труд людей в зависимости от природных условий? от времени года? Итог урока: растительный и животный мир разнообразен; человек использует богатства природы в своей хозяйственной деятельности, но должен бережно относиться к ним и охранять их. Дидактическая игра «Цветочный аукцион» как нетрадиционная форма обобщающего урока по теме «Комнатные растения» В последнее время стало популярно проводить обобщающие уроки в нестандартной форме: викторины, игры, лото и т.п. Это позволяет разнообразить учебный процесс, расширить мотивацию усвоения учащимися знаний, повысить степень усвоения предмета. Ниже приведен обобщающий урок по теме «Комнатные растения» в виде дидактической игры «Цветочный аукцион». Цель игры: обобщить знания о комнатных растениях, закрепить зна­ние их названий, проверить сформированность умения раз­личать комнатные растения по названию и описанию. Вос­питывать любовь к природе, интерес к нашим "зеленым друзьям". Оборудование игры: комнатные растения, подставка для растений, жетоны, призы. Правила игры: участвуют три команды. Участнику, давшему пра­вильный ответ, вручается жетон (образцы жето­нов — комнатный цветок в горшочке). Побеждает та команда, которая наберет больше жетонов, и тот участник, у которого окажется наибольшее количе­ство жетонов. Выбирается жюри, которое следит за ходом игры, вручает жетоны и подводит итоги. Ход игры. 1. "Аукцион —разминка". Команды по очереди называют по 1 комнатному растению. По­беждает та команда, которая назовет последнее растение. (1 жетон дается участнику, назвавшему последнее растение). 2 "Найдите, что опишу". На подставку ставят комнатные растения одного рода, но раз­ных видов: Пеларгония душистая и зональная. Бегония королевская и всегда цветущая Традесканция зебровидная и белоцветковая. Задание командам: найти растение по описанию (подой­ти, показать): Пеларгония, или Герань, — распространенное комнатное расте­ние. Его родина — Южная Африка. Листья пеларгоний покрыты во­лосками, испаряющими эфирное масло. Растение можно отличить по своеобразному запаху. Пеларгония зональная — с махровыми красными цветками. Пе­ларгония душистая — с мелкими розовыми цветками. Родина Бегонии — тропики Азии и Африки. Это растение с одревесневающим стеблем, красивыми листьями. Бегония королевская — с крупными пестроокрашенными. покрытыми редкими волосками листьями. Бегония всегда цветущая — небольшой кустик с сочными стеб­лями, густо покрытыми некрупными листьями и мелкими розовы­ми цветками. Родина Традесканции — Америка. Это красивое растение со све­шивающимся стеблем. Традесканция зебровидная — с полосатыми листьями. Традесканция белоцветковая — с зелеными листьями. 3. Домашнее задание. Дети рассказывают и показывают, как надо ухаживать за комнатными цветами (за каждое выступление 1 жетон). 4. Отгадай, что за растение. На подставку выставляются растения: фикус, хлорофитум, аспа­рагус, бальзамин, колеус, алоэ, камнеломка, зигокактус, плющ. Задание командам: составить рассказы о 3-х растениях. Оставшиеся команды определяют, о каком растении идет речь, на­зывают его и показывают. Примечание: в рассказе не должно упоминаться название рас­тения. По 1 жетону дается участнику, который загадал "загадку" и который ее отгадал. 5. Игра на внимание. На подставке стоят цветы в один ряд: алоэ, фикус, бегония, баль­замин, колеус, пеларгония. Дети рассматривают и запоминают растения, а затем закрыва­ют глаза. В это время педагог меняет местами растения или убира­ет одно из них, заменяет другим растением. После этого дети откры­вают глаза и рассказывают о том, что изменилось. 6. "Узнай растение". На подставке расположены растения: хлорофитум, фикус, опунция, аспарагус, пеларгония, бальзамин, бегония, колеус, плющ, апидистра, камнеломка, зигокактус, традесканция и другие. Задание командам: найти растение по названию или характерному признаку. Игpa по типу соревнования: кто быстрее? Найдите: — бальзамин — растение — очиститель воздуха (хлорофитум) — колеус — традесканцию — растение, которое называют "дружная семейка" (аспидистра) — камнеломку — самое известное лекарственное растение (алоэ) — зигокактус — бегонию — растение с "фальшивыми листочками" (аспарагус) — плющ — "резиновое дерево" (фикус) — растение, выделяющее эфирное масло (пеларгония) — каланхоэ. 7. Домашнее задание. Сообщение о любимом растении, которое живет в доме. 8. Подведение итогов. Участнику игры-аукциона, набравшему наибольшее число жетонов, присваивается звание «Знаток природы» и выдается открытка с подписями жюри «Лучшему знатоку природы». Команда, набравшая наибольшее количество жетонов, награждается медалями «Победитель в игре-аукционе «Комнатные растения».

Заключение

Обобщающие уроки обычно строятся на материале отдельных тем или учебного предмета в целом. Такие уроки имеют большое значение в закреплении и систематизации знаний. На обобщающих уроках следует повторить пройденное, и, опираясь на знания, полученные детьми при изучении темы, расширить детские представления, установить простейшие взаимосвязи и взаимозависимости явлений в живой и неживой природе. Такое повторение и обобщение программного материала делает знания детей более сознанными и прочными, развивает навыки логического мышления. На обобщающих уроках, как и на уроках других типов, следует применять разнообразные методы и приемы работы, но исключительная роль здесь принадлежит беседе, которая должна умело чередоваться с работой по настенным картинам, схемам, учебнику. В то же время в последние годы стали популярны обобщающие уроки, проводимые в виде викторин, дидактических игр, соревнований и т.д. Это необходимо в первую очередь потому, что младшие школьники быстро утомляются, внимание у них рассеивается и они отключаются от работы. По методике проведения обобщающие уроки очень сложны. Успешно они проходят в том случае, если учитель с первого урока изучения раздела или темы начинает готовиться к ним: продумает систему формирования знаний; установит строгую последовательность объяснения основных и дополнительных понятий; выберет методы и приемы, средства работы, способствующие организации такой мыслительной деятельности учащихся, которая ведет к самостоятельным выводам.

Литература

1. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения: Учебник для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1990 2. Методика изучения природы в начальных классах: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1965 3. Горощенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения: Учебник для студентов педагогических училищ. – М.: Просвещение, 1984 4. Верзилин Н. М. Путешествие с домашними растениями. — М.: Детиздат, 1951 5. Горышина Т. К. Растения в городе — Л.: Лениздат, 1991 6. Дрязгунова В А Дидактические игры для ознакомления до­школьников с растениями. — М.: Просвещение, 1981 7. Клинковская Н. Н. Комнатные растения в школе — М.: Просвещение, 1986