Каталог :: Педагогика

Лекция: Конспект урока по биологии - гликолиз

          Московский Педагогический Государственный Университет.          
               Конспект урока по биологии в 10 «Б» классе                
                                 на тему:                                 
                    Обмен веществ и энергии в клетке.                    
                                            Студентки биолого-химического
                                                               факультета
                                                       IV курса 1 группы 
                                                              2 подгруппы
                                                      Уразовой Екатерины.
                                   Москва 2001                                   
Конспект урока по биологии в 10Б классе по теме:
                    Обмен веществ и энергии в клетке.                    
     Цель: познакомить учащихся с понятием энергетического обмена.
     Задачи:
-         Дать представление об обмене энергии в клетке. Познакомить с
понятиями анаболизм и катаболизм, ассимиляция и диссимиляция, аэробный и
анаэробный гликолиз, цепь переноса  электронов, ферментативное окисление
сахаров.
-         Формировать научное мировоззрение, профориентация.
-         Развитие  воображения, логического мышления, памяти, формирование
межпредметных связей.
     Методы и методические приемы: рассказ с элементами беседы, демонстрация, беседа.
     Оборудование: доска, таблицы, рисунки учебника.
     Литература: Учебники Беляева и Полянского, «Биология» Богданова,
дидактические материалы, школьная тетрадь.
                                   Ход урока.                                   
I.                   Введение.
Мы знаем, что для поддержания жизни организму требуется энергия. Мы запасаем и
тратим энергию – и этот процесс бесконечен, пока есть жизнь. В какой
форме запасается энергия в клетке? – АТФ. А что же является
одним из основных поставщиков энергии в клетке? – Глюкоза, В результате
ее расщепления происходит запасание АТФ.
     Какие виды энергии Вы знаете? 
-         -Механическая
-         -химическая
-         -осмотическая
-         -электрическая
-         -световая
Обмен энергии в клетки можно представить в виде следующей схемы.
              Метаболизм –обмен веществ и энергии в клетке.              
     
     
Низкомолекулярные органические и неорганические вещества
Высокомолекулярные органические вещества

Новообразование

Ассимиляция

Анаболизм

Пластический обмен

Расщепление

Диссимиляция

Катаболизм

Энергетический обмен

Почему система не замкнута? II. Объяснение нового материала. Окисление глюкозы происходит при помощи ферментов и поэтому называется ферментативным окислением глюкозыгликолизом (греч. «гликос» - сладкий, «лизос» - расщепление). Расщепление происходит в 3 этапа. Давайте запишем таблицу этапов энергетического обмена.
ЭтапГде происходитЧто происходитКПД
I этап - подготовительный

В пищеварительном тракте, внутри клетки

Под действием ферментов.

Углеводыàглюкоза + энергия

Липидыàглицерин +жирные кислоты +Е

Белкиàа/к +Е

Нуклеиновые кислотыàнуклеотиды +Е

Энергия не запасается, а выделяется только в тепловой форме
II этап – бескислородный, анаэробный гликолиз

В цитоплазме клеток

Не связано с мембранами.

С6Н12О6à2C3H6O3(молочная кислота)+200кДж (80 кДж запасается в виде 2 моль АТФ)

80

200*100%=

40%

III этап – кислородный – аэробный гликолизВ митохондриях клетки, связан с внутренними мембранами митохондрий

2C3H603+6O2à6CO2 + 6H2O +2600кДж (из них запасается 1440 в виде 36 моль АТФ)

1440

2600*100% =

55%

Итоговая формула II и III этапаС6Н12О6 + 6О2à6CO2 +6H2O + 2800кДж (из них 1520кДж запасается в виде 38 моль АТФ)

1520

2800*100%=

54%

III. Суть третьего этапа. Давайте вспомним строение митохондрий. Сколько мембран? Как называется? Почему м/х называются «силовые станции»? А) в матриксе митохондрий идет цикл трикарбоновых кислот – при помощи ряда ферментов окислению подвергается молочная кислота. При этом СО2 выделяется в окружающую среду. Атом водорода включается в цепь реакций конечный результат которых - синтез АТФ: 1. Атом Н с помощью ферментов-переносчиков поступает во внутреннюю мембрану митохондрий, образующую кристы, где он окисляется до протона. 2. Протон Н+ выносится на наружную поверхность мембраны крист, но для протонов эта мембрана непроницаема, поэтому они накапливаются межмембранном пространстве, образуя протонный резервуар 3. На внутренней мембране накапливаются отрицательно заряженные анионы кислорода О2- ( появившиеся в результате работы фермента-оксидазы) 4. Катионы и анионы по обе стороны мембран образуют разность потенциалов. Когда она достигает 200мВ Н+проходят внутрь и с О2- образуют Н2О. Энергия же идет на образование АТФ. Домашнее задание параграф 11,12, заполнить таблицу. IV. Решение задач.