Каталог :: Педагогика

Курсовая: Развитие лексических понятий у детей 4-5 лет

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике
как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития –
мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством
человеческого общения, познания действительности, язык служит основным
каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а
также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной
монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного
обучения в школе.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного
языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической,
грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве
является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и
нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем
раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им
пользоваться в дальнейшем.
Обучение дошкольников родному языку, развитие речи пре­доставляют богатые
возможности для решения и других задач нравственного и эстетического
воспитания детей. Это относит­ся не только к развитию монологической речи
(пересказыва­нию, рассказыванию), но и к частным аспектам обучения род­ному
языку — воспитанию звуковой культуры речи, словарной работе, формированию
грамматического строя речи. Так, рабо­та над смысловой стороной слова,
семантическое обогащение словаря детей, их развивающаяся лексика могут и
должны включать введение в речь детей групп слов, обозначающих ка­чества
человека, его эмоциональные состояния, оценки по­ступков человека,
эстетические качества и оценки.
Таким образом, высокий уровень развития речи дошкольника включает:
—владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное
пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении
любого типа высказывание;
—развитую культуру общения, умение вступать в контакт со взрослыми и
сверстниками: выслушивать, отвечать, возражать, спрашивать, объяснять;
—знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости
от ситуации;
—умение читать (элементарное владение грамотой).
Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение
и активизация словаря, формирование граммати­ческого строя речи, обучение
связной речи – решаются на протяже­нии всего дошкольного детства, однако на
каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой
работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть
целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевре­менно.
Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей:
на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями
окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а
также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.
Однако только обучение родному языку на специальных занятиях может дать
устойчивый развивающий эффект.
Система речевой работы способствует последовательному усвоению структурных
элементов языка. Основным в этом усвоении является создание оптимальных
педагогических условий для развития языковых способностей детей. В связи с
этим повышается удельный вес работы над словом как основной единицы языка и
определение круга языковых явлений, с которыми можно знакомить детей
дошкольного возраста. Так, словарная работа включает систематическое
ознакомление детей с многозначными словами, семантическими отношениями между
ними, развитие точности при употреблении синонимов и антонимов. Такой подход
обеспечивает раскрытие перед детьми достаточно сложных явлений языковой
действительности: семантических связей и отношений в области лексики.
Возраст от 4 до 5 лет называется средним дошкольным возрастом. В это время
отмечаются значительные изменения в развитии речи детей.
В средней группе особое внимание в словарной работе уделяется правильному
пониманию слов, их употреблению и дальнейшему расширению активного словаря.
Становление лексической системы родного языка происходит постепенно, так как
не все дети успешно овладевают семантическими единицами и отношениями. На
занятиях, во время игровой деятельности воспитателю необходимо показывать
детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют свои названия.
Для этого необходимо научить детей различать предметы по их существенным
признакам, правильно называть их, видеть особенности предметов, выделять
характерные признаки и качества, а также действия, связанные с движением
человека, животных, игрушек и т. д.
Для развития лексических представлений очень важно закрепление названий
предметов, его качеств и действий в играх, например: «Что за предмет?»,
«Расскажи, что умеет делать предмет?». От закрепления видимых и ярких
признаков предмета (цвета, формы, величины) необходимо переходить к
перечислению свойств и качеств предмета, а также сравнению его с другими
предметами.
Развивая лексический запас, воспитатель знакомит детей с анонимами и
синонимами, формирует понимание и умение употреблять обобщающие понятия,
развивает умение сравнивать предметы, соотносить целое и части.
Развитие лексических представлений у детей направлено на подведение детей к
пониманию значения слов, обогащение его смысловым содержанием.
Продолжается работа по активизации в словаре детей названий предметов, их
качеств, свойств, действий (имена существительные, имена прилагательные,
глаголы). Уточняются обобщенные понятия (игрушки, одежда, мебель, овощи,
посуда). Дети могут назвать действия,  связанные с движением игрушек,
животных, подобрать определения к заданным словам (снег, снежинка, зима
).
Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, величине,
подбирают не только действия к предмету (лейка ., утюг ., молоток . нужны
для того, чтобы .), но и предметы к тому или иному действию (поливать
можно . цветы, грядки на огороде; гладить можно . платье, брюки . одежду).
Параллельно проводится работа по правильному употреблению слов, обозначающих
пространственные отношения.
Дети учатся различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу
(синонимы и антонимы), например: дети, ребята, мальчики и девочки; сладкий
– горький, старый – новый.
Активизация предлогов «в», «на», «за», «под», «около», подводит детей к
правильному употреблению падежных форм.
Огромную роль в лексической работе с детьми имеет правильное употребление
глагольной лексики.
Большую работу воспитатель проводит с детьми по обучению словообразования:
названия животных и их детёнышей, предметов посуды и т. д.
Дети учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их, давать
слова и словосочетания в играх («Кто (что) может быть легким, тяжелым,
добрым, веселым .?», «Как сказать по-другому?», «Почему меня так называют?»,
«Продолжи цепочку слов»).
Дети четырех–пяти лет очень пытливы, они задают много вопросов, им интересны
качества и свойства предметов, они могут установить простейшие связи между
явлениями природы.
Дети умеют не только слушать и понимать приказания и просьбы взрослого, но и
свободно разговаривать друг с другом, рассказывать о том, что они видели или
слышали, спорить рассуждать, делать выводы.
Словарный запас растет, к концу года составляет примерно 3000 слов.
Увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов, так как
дети употребляют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связывать рассказать о
событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки,
рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в
состоянии пересказать знакомый текст.
При развитии лексических представлений от объяснения отдельных слов дети
переходят к составлению словосочетаний, затем предложений, и наконец они
могут выполнить задание на составление рассказов с многочисленными словами,
т.е. переносить усвоенные лексические навыки в связное высказывание.
Продолжается работа по активизации словаря детей названиями предметов, их
качеств, свойств, действий (существительные, прилагательные, глаголы).
Уточняются обобщенные понятия (игрушки, одежда, мебель, овощи, посуда). Дети
могут назвать действия, связанные с движением игрушек, животных, подобрать
определения к заданным словам (снег, снежинка, зима).
Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету,
величине; подбирают не только действия к предмету (лейка, утюг, молоток.
нужны для того, чтобы...), но и предметы к тому или иному действию (поливать
можно... цветы, грядки на огороде; гладить можно... платье, брюки... одежду).
Необходимо развивать у детей желание узнавать, что означает новое слово,
учить замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов и
словосочетаний предложения (игры «Какое что бывает?», «Что умеет делать...
ветер, вьюга, солнце?»). Одновременно можно развивать у детей понимание
многозначного слова, ориентировку в сочетаемости разных слов («идет» можно
сказать про человека, автобус, поезд, часы, мультфильм).
Дети учатся различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу
(синонимы и антонимы). Например: дети, ребята, мальчики и девочки;
сладкий—горький, старый—новый.
При знакомстве с многозначными словами (лапка, ручка) необходимо использовать
наглядность (рисунки, иллюстрации). Например, находить на картинке предметы,
которые называются одним словом «игла» (швейная, медицинская, игла у ежа,
елки, сосны).
Для закрепления ориентировки в разных значениях многозначного слова можно
предлагать доступные детям слова разных частей речи (лежит, льет, бьет;
ножка, нос, молния; сильный, слабый, острый).
Развивая лексические понятия в речевой работе с детьми пятого года жизни
расширяется круг грамматических явлений, подлежащих усвоению (без наглядного
материала).
Продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и
множественного числа существительных (нет... шапки, варежек, брюк);
правильному согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и
падеже; развивается ориентировка на окончание слов при их согласовании в роде
(добрый мальчик, веселая девочка, голубое ведро).
Обучение детей образованию форм глаголов в повелительном наклонении (спой!
спляши! попрыгай!) происходит в играх, когда дети дают поручения зверятам,
игрушкам, друзьям (аналогично с играми, представленными выше).
Упражняются дети и в правильном понимании и употреблении предлогов
пространственного значения (в, под, над, между, около). Детей учат соотносить
названия животных и их детенышей (утенок — утята — не стало утят; зайчонок —
зайчата — много зайчат; лисенок — лисята — нет лисят). Дети, упражняясь в
образовании наименований предметов посуды, осознают, что не все слова
образуются одинаковым способом (сахарница, салфетница, но — масленка и
солонка).
Кроме того, детей надо знакомить с происхождением некоторых слов («Почему
грибы называют... подберезовиком, подосиновиком, лисичкой, мухомором?
...шапку — ушанкой... цветок — подснежником?»).
Очень важно учитывать разный речевой уровень детей пришедших в детский сад из
семьи, поэтому особое значение приобретает индивидуальная работа с каждым
ребёнком, а также игровые формы обучения, как на занятиях, так и в свободное
от них время.
На протяжении всей работы воспитатель детально прорабатывает каждую
лексическую тему, пополняет словарный запас детей, а значит, формирует у них
связную речь.
                            Конспекты занятий                            
                                 Занятие                                  
                            Рассказывание об игрушках                            
     Задачи. Связная речь: учить детей составлять рассказ об игрушках с
описанием их внешнего вида;
     словарь и грамматика: активизировать слова, обозначаю­щие действия и
состояние (глаголы); учить согласовывать прилагательные с существительными в
роде и числе;
     звуковая культура речи: закреплять произношение прой­денных звуков: 
у, а, г, к, в; учить правильно произносить в словах звуки с, с`, 
выделять в речи слова с этими звуками; закреплять представления о значении
терминов «слово», «звук»; учить вслушиваться в звучание слов.
     Материал. Игрушки: кошка, собака, машина, слон, лиса, гусь, лягушка.
                              Ход    занятия                              
Посмотрите, кто к нам приехал в гости, — говорит воспитатель, появляется
машина с игрушками. Дети рассматрива­ют кошку, отвечают на вопрос педагога.
¾   Кто это? (Добивается ответа «Это кошка».) Какая она? (Серая,
пушистая, мягкая...) Что умеет делать кошка? (Ловить мышей, мурлыкать, пить
молоко...) Если мы погладим кошку, что она будет делать? (Мурлыкать, выгибать
спину...) А что делает кошка, когда видит мышку? (Ловит, бежит, тихонько
подкрадывается...) Если я покажу кошке ниточку с бантиком, что она будет
делать? (Играть, подпрыгивать, хватать...) Что еще делает кошка? (Лакает
молоко, мурлыкает, мяукает...)
¾   Послушайте, как я произнесу слово: коошшкаа. Повто­рите его со
мной так же. Теперь Валя скажет слово кошка, а мы послушаем, как будет
звучать слово у Вали ... А Марина повторит нам, что делает кошка. Вспомним
слова, которые вы назвали.
                            Воспитатель берет собаку.                            
¾   Кто это? (Собака.) Послушайте, как звучит это слово: 
сссоообааакааа. Оля, произнеси это слово так, как я. (Обращается с
аналогичной просьбой еще к двум-трем детям.)
¾   Угадайте, как зовут собаку (дети называют различные клички.) Это—
Жучка. Посмотрите, какая она красивая! Уши у нее... длинные, нос... черный,
глаза... блестящие, лапы... толстые, шерсть... мягкая, пушистая.
¾   Ребята, что умеет делать собака? (Лаять, кусаться, бегать, ходить,
сидеть, спать, смотреть, есть, шевелить ушами, вилять хвостом.) (Воспитатель
на игрушке демонстрирует движения - «подсказки»: шевелит ушами собаки,
хвостом и т. п.)
¾   Что делает собака, когда видит кошку? (Хочет поймать, бежит за
ней, лает, ловит.) А когда собаке дают мясо, что она делает? (Подпрыгивает,
служит, радуется, виляет хвостом, ест.)
¾   Вы сказали много слов о том, что делает собака.
Вспомните и назовите эти слова еще раз. Сколько разных слов вы назвали! Кто
хочет рассказать о Жучке, какая она, что она умеет делать?
В случае необходимости воспитатель подсказывает начало фразы «Это... собака.
Ее зовут... Жучка. Жучка любит... грызть косточки. Собака красивая. У нее...
длинные уши, черный нос, толстые лапы. Это собака-мама. У нее есть...
щеночки. Собака любит своих... щенят.
     Физкультминутка. «Сейчас мы с вами поигра­ем, — говорит воспитатель.— Это
игра на внимание. Я вам буду показывать игрушечных животных, а вы должны
изоб­разить, как животные двигаются, «разговаривают». Воспитатель показывает
игрушки (по одной), находящиеся в машине. Дети изображают гусей: ходят по
комнате приседая, произ­носят га-га-га; лягушек: прыгают и произносят 
ква-ква-ква; слонов: идут переваливаясь, подняв головы вверх, громко
произнося у-у-у.
Занятие продолжается. Воспитатель говорит: «А сейчас мы поиграем в игру «Угадай
по голосу». Сначала вспомним, как мычит корова (мууу), как пищит мышка 
(пиии), как гудит машина (биии). Как стучит молоток? звенит
колокольчик? лает собака? гогочут гуси?»
Затем педагог произносит звукосочетания, а дети определя­ют по громкости голоса,
какому животному (или предмету) — большому или маленькому — принадлежит то или
иное звуко­сочетание. Например, он громко говорит ква-ква, и дети
назы­вают лягушку. «Какая лягушка квакает громко, большая или маленькая?
—уточняет воспитатель. (Большая.) Затем то же звукоподражание произносится тихо
(«Это лягушонок»). И т. д.
Воспитатель сажает игрушки рядом с машиной.
¾   Игрушки хотят покататься на машине.  Но машина возьмет только тех
животных, в названиях которых есть звук с. Какой звук должен слышаться
в словах? Давайте прокатим слона. В этом слове слышится звук с. Послушайте:  
сселен. Оля, произнеси это слово, как я. Хорошо произнесла. Иди покатай
слона. Кого мы еще покатаем? В каком еще слове слышится звук с?
Правильно, можно покатать собаку. Павлик, произнеси слово  собака так,
чтобы слышался звук  с. Правильно произнес, покатай собаку.
Если дети называют слово, в котором звука с нет, воспи­татель произносит
его, выделяя каждый звук, например, коо-ошшшкааа, предлагает всем
сказать так же.
Воспитатель сажает в машину гуся. Машина не едет.
¾   Машина не повезет гуся. В этом слове есть звук с`, а не с: гусьсьсь.
¾   Кто еще не катался на машине? (Кошка и лягушка.) Повезет их
машина? Почему? Но кошке и лягушке очень хочется покататься. Что же мы будем
делать? Может быть, покатаем кошку и лягушку на другой машине?..
¾   А теперь скажем всем игрушкам до свидания.
                                 Занятие                                  
                         Рассказывание по набору игрушек                         
     Задачи: Связная речь: побуждать детей к составлению коротких
рассказов по набору игрушек;
     грамматика: учить детей понимать и правильно исполь­зовать в речи
предлоги в, на, под, между; закрепить умение образовывать наименования
детенышей животных;
     звуковая культура речи: закреплять правильное произно­шение звука ж 
в словах и фразах; учить выделять этот звук в словах, четко и ясно произносить
слова и фразы с этим зву­ком; учить правильно пользоваться интонацией
(вопроситель­ная, повествовательная), говорить достаточно громко.
     Материал. Кукла-мальчик; игрушки: 2 елки, ежиха и ежата; картинки: жук,
жираф, ножницы, флажок, собака, ку­бик, лейка, ведро.
                              Ход    занятия                              
                                  Воспитатель:                                  
¾   Посмотрите, кто к нам пришел. Как вы думаете, это мальчик или
девочка? Почему вы думаете, что это мальчик? Догадайтесь, как его зовут. У
этого мальчика редкое имя, его зовут Женя. Женя расскажет вам историю,
которая произош­ла с ним в лесу.
От лица Жени воспитатель рассказывает: «Однажды был сильный ветер и повалил
елку. К поваленной елке прибежа­ла... (показывает игрушку— ежиху). (В том
случае, если дети произносят слово еж, воспитатель обращает их внимание
на неточность: «Я сказала прибежала, а еж — прибежал. Кто
прибежала? — Ежиха».) Она прибежала со своими... детеныша­ми, ежатами. Ежата
решили спрятаться от мамы: один спря­тался между ветками, а другой — под елку.
Ищет мама своих ежат, а найти не может. Ходит и спрашивает: «Где же мои ежата?
Около елки — нет, за елкой — нет». А ежата рады -радешеньки. Сидят и
посмеиваются, что мама их не может найти. А мама нарочно делает вид, что не
видит своих малы­шей. А потом все-таки нашла. Ребята, где мама-ежиха нашла
своих ежат?»
¾   Кто хочет рассказать историю про ежат? — Дети выхо­дят парами к
столу воспитателя и рассказывают (один начи­нает, другой продолжает).
Заслушиваются 2—3 рассказа.
¾   Послушайте, что было дальше. К елке прибежал большой жук
(воспитатель показывает картинку) и стал громко жужжать. Как он жужжал?
(Хоровые ответы детей.)
     Физкультминутка. Воспитатель предлагает: — Давайте все вместе поиграем.
Вы будете маленькими жуками. Маленькие жуки полетели к елке. Как они будут
жужжать? Правильно, не громко, а тихо. А теперь вы большие жуки. Большие жуки
тоже полетели к елке и зажужжали (громко).
Игра повторяется несколько раз.
Занятие продолжается. Воспитатель называет слова. жжжук, жжжужжжит, 
спрашивает, какой звук слышится в этих словах.
Кукла Женя раскладывает картинки на столе, говорит: «Я принес вам очень
интересные картинки. Сейчас ко мне подойдет Денис и найдет среди картинок ту, в
названии кото­рой есть звук ж. Назови, Денис, то, что нарисовано на
кар­тинке. Теперь все назовите. А сейчас Валя произнесет это
во так, чтобы в нем слышался звук ж». Далее просьбу Жени выполняют еще
двое-трое детей.
Женя предлагает: «Послушайте маленькое стихотворение: «Есть иголки у ежа,
клюв и крылья у чижа. Молоко дадим ежу, крошки вкусные — чижу». Понравилось
вам стихотворение? Давайте повторим его все вместе (хоровые и индивидуальные
повторения).
¾   У кого есть иголки? (У ежа.)
¾   У кого есть клюв и крылья? (У чижа.)
¾   Кому дадим молока? (Ежу.)
¾   Кому дадим вкусных крошек? (Чижу.)
Воспитатель: «У ели тоже есть иголки. Посмотрите на ветку ели и послушайте,
что написал о ели и еже Маршак: «Ель на ежика похожа: еж в иголках, елка
тоже». Дети по просьбе воспитателя повторяют стихи медленно и быстро, громко
и шепотом.
                                 Занятие                                  
          Закрепление обобщающих понятий. Подбор слов на заданный звук          
     Задачи. Связная речь: продолжать формирование навы­ков связной
                           речи (описание предметов);                           
     словарь: учить детей подбирать нужные по смыслу слова; закреплять
усвоение обобщающих понятий: «овощи», «одеж­да», «мебель»;
     звуковая культура речи: учить детей четко и правильно произносить звуки 
р, р`, подбирать слова с этими звуками; внятно произносить слова и фразы,
пользуясь соответствую­щей интонацией; продолжать воспитывать умение определять
и называть первый звук в слове, подбирать слова на задан­ный звук.
     Материал. Картинка с изображением тигра; плоско­стные или объемные
игрушки — персонажи сказки «Теремок»; мелкие игрушки — фишки.
                              Ход    занятия                              
                         Воспитатель обращается к детям:                         
¾   Слушайте меня внимательно, задание трудное. Я скажу: в аквариуме
плавали... А вы помогите мне придумать конец, закончить. Кто плавал? (Рыбы.)
В аквариуме плавали рыбы. На огороде растут... Что растет на огороде? А какие
еще овощи вы знаете? (Редис, морковь, репа, картофель, петрушка, огурцы...)
(Воспитатель еще раз повторяет все названия овощей.) Мама надела Вове... что?
(Рубашку.) А какую одежду вы еще знаете? Назовите. (Сарафан, платье, рейтузы,
фартук.) В комнате сто­ит... что? Какая мебель? (Кровать, шкаф, стол...)
Молодцы, много нужных слов вы помогли мне подобрать.
Воспитатель показывает картинку с изображением тигра, спрашивает, как рычит
тигр. Сам протяжно произносит зву­коподражание (ррр), просит детей
повторить так же (ответы хоровые и индивидуальные). Обращает внимание отдельных
детей на то, как правильно произносится звук р (показывает
артикуляцию).
¾   А собака может рычать? Как она рычит? А ворона мо­жет рычать? Что она
может делать? (Каркать.) Как ворона каркает? (Карр-карр-карр.) Ворона
каркает, а утка крякает. Как крякает утка? (Кря-кря-кря.) (Дети
повторяют звукопод­ражания хором и по одному.) А как кукарекает петушок?
Далее воспитатель спрашивает, как фыркает ежик, и, если дети не скажут, отвечает
сам (фрр-фрр), как хрюкает поросе­нок (хрю-хрю), как мурлычет
кошка (мурр-мурр), как чирика­ет воробей (чирик-чирик).
После того как дети произнесут эти звукосочетания, вос­питатель проговаривает их
в случайном порядке, предлагая детям ответить на ряд вопросов. Например,
произносит карр-карр и спрашивает: «Кто это? (Ворона.) Что она делает?
(Кар­кает.)  Фрр-фрр. Кто это?» (Ежик, он фыркает.) И т. д.
Затем воспитатель произносит такой набор звукосочета­ний: кря-кря; хрю-хрю;
ку-ка-ре-ку; мурр-мурр; чик-чирик. Дети называют животных и соответствующие
действия (утка кря­кает, поросенок хрюкает, петух кукарекает, кошка мурлычет,
воробей чирикает).
     Физкультминутка. 
Занятие продолжается.Далее одной подгруппе детей предлагается спрашивать, а
другой отвечать на поставленный вопрос. Воспитатель под­сказывает: «Мальчики
пусть спросят у девочек: Рая моет раму? А девочки пусть ответят так: Рая моет
раму». Затем девочки спрашивают мальчиков: «Миша рисует?». А мальчики
отве­чают: «Миша рисует» (упражнение на отработку навыков интонационной
выразительности речи).
На столе выставляются атрибуты к сказке «Теремок». Вос­питатель говорит:
¾   Посмотрите, какие зверюшки пришли к нам играть. Это не простые
игрушки, они пришли к нам из сказки. Ка­кие это зверюшки и из какой сказки
они пришли к нам? (Из сказки «Теремок»). Правильно, они живут в сказке
«Тере­мок». Мы сейчас с ними поиграем, но взять зверюшку смо­жет только тот,
кто правильно назовет ее, голосом выделит первый звук в слове и даст
описание».
Дети поочередно подходят к столу воспитателя, выбирают игрушку, произнося слово
с выделением первого звука и на­зывая его изолированно (мммышка — 
первый звук м). Расска­зывают о ней. Так называются все персонажи сказки
и оп­ределяются первые звуки в названиях.
Воспитатель просит детей назвать слова, которые начи­наются со звука п 
(вызывает для ответа как можно больше детей), затем слова, начинающиеся со звука 
п`. За каждое правильно названное слово ребенок получает фишку — иг­рушку. В
конце выявляются победители —дети, назвавшие больше всех слов.
     Перспективный план по развитию лексических понятий в средней группе детского
                                    сада.                                    
                             Первый квартал.                             
     Сентябрь.
4-я неделя – «Осень». ( «Названия деревьев», «дикие животные осенью».)
     Октябрь.
1-я неделя - «Огород». («Овощи», «Домашние животные осенью».)
2-я неделя – «Сад», «Фрукты».
3-я неделя – «Лес», «Грибы и лесные ягоды».
4-я неделя – «Игрушки».
     Ноябрь.
1-я неделя – «Одежда».
2-я неделя – «Обувь».
3-я неделя – «Квартира», «Мебель».
4-я неделя – «Кухня», «Посуда».
1.     Обобщить первичные представления детей об осени по существенным
признакам сезона: состоянию погоды и основным осенним погодным явлениям.
Ввести в речь наречия, обозначающие состояния погоды: солнечно, пасмурно,
дождливо, ветрено. Ввести в речь прилагательные хмурый, дождливый.
2.     Учить детей узнавать деревья по листьям, плодам, семенам, характерным
особенностям стволов.
Ввести в словарь существительные – названия деревьев: берёза, рябина, дуб,
клён, ель.
3.     Расширить представление детей об овощах и фруктах (цвет, размер,
запах, вкус).
Ввести в словарь существительные – названия овощей и фруктов: помидор,
огурец, лук, морковь, капуста, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин.
4.     Конкретизировать представления детей о диких животных         осенью,
о подготовке зверей к зимовке (изменение цвета и характера шерсти, утепление
жилища).
Ввести в словарь существительные – названия животных: медведь, лиса, ёж,
заяц, белка; корова, лошадь, кошка, собака.
5.     Закрепить в речи детей существительные с обобщающим значением:
игрушки, обувь, одежда, посуда, мебель.
Ввести в словарь следующие существительные: мяч, машинка, кубики, кукла,
мишка; тапки, туфли, ботинки, кроссовки, сапожки; платье, брюки, рубашка,
кофта, шорты; чайник, кастрюля, чашка, тарелка, ложка; шкаф, стол, стул,
кровать, диван.
6.     Ввести в словарь прилагательные – названия цвета: красный, жёлтый,
зелёный.
Подвести детей к пониманию того, что цвет может передавать настроение.
7.     Создавать ситуации для обогащения словаря в различных видах
деятельности, опираясь на зрительный анализ (связь «образ - слово»).
                             Второй квартал.                             
                             Декабрь.                             
1-я неделя – «Зима».
2-я неделя – «Зимующие птицы».
3-я неделя – «Комнатные растения».
4-я неделя – «новогодний праздник».
     Январь.
2-я неделя – «Домашние птицы».
3-я неделя – «Домашние животные и их детёныши».
4-я неделя – «Дикие животные и их детёныши».
     Февраль.
1-я неделя – «Профессии. Продавец».
2-я неделя – «Профессии.Почтальон».
3-я неделя – «Транспорт».
4-я неделя – «Профессии на транспорте».
1. Обобщить и расширить представления детей о явлениях  неживой   природы зимой.
Ввести в речь существительные: мороз, метель, снегопад, сугроб.
Ввести в речь прилагательные: белый, снежный, пушистый.
Закрепить знание белого цвета.
2. Расширить представления о разнообразии птиц и об их обших признаках.
Ввести в речь существительные – названия зимующих птиц: сорока, ворона,
воробей, снегирь, синица.
Ввести в словарь существительные – названия домашних птиц: петух, курица,
цыплята, гусь, гусыня, гусята, утка, утята.
3. Учить различать и называть комнатные растения по признакам внешнего вида
(листьям, характеру расположения стеблей, размеру).
Ввести в словарь существительные – названия комнатных растений: толстянка,
розан, герань, какус.
4. Уточнить представления об образе жизни диких и домашних животных зимой.
Учить устанавливать простейшие связи между зимними условиями и особенностями
поведения зверей. Ввести в речь детей глаголы, обозначающие способы
передвижения животных: ходят, бегают, прыгают, скачут.
4. Расширить представления детей о новогоднем празднике. Закрепить в речи
существительные: карнавал, хоровод, гирлянда, украшения, Снегурочка.
5. Привлечь  внимание детей к труду взрослых, его общественному значению.
Дать детям представление о профессиях продавца, почтальона, шофера, водителя,
летчика, машиниста.
Ввести в словарь глаголы, обозначающие трудовые действия: продает, разносит,
водит, управляет.
                             Третий квартал.                             
     Март.
1-я неделя -  «Весна».
2-я неделя – «Мамин праздник», «Профессии наших мам».
3-я неделя – «Первые весенние цветы».
4-я неделя – «Цветущие комнатные растения».
     Апрель.
1-я неделя – «Дикие животные весной».
2-я неделя – «Домашние животные весной».
3-я неделя – «Птицы прилетели».
4-я неделя – «Насекомые».
     Май.
1-я неделя – «Рыбки в аквариуме».
2-я неделя – «Наш город», «Моя улица».
3-я неделя – «Правила дорожного движения».
4-я неделя – «Лето», «Цветы на лугу».
1. Уточнить представление о признаках весны (изменение цвета неба, таяние
снега, оттепель, солнечные лучи, проталинки, сосульки. Ввести в речь
существительные: оттепель, проталинка, сосулька. Ввести в речь
прилагательные: синий, голубой, прозрачный.
Закрепить знание синего и голубого цветов, умение различать их.
2. Познакомить детей с первыми весенними цветами: мимозой, подснежниками,
мать-и-мачехой. Ввести названия этих цветов в словарь.
3. Дать детям представление о профессиях мам.
Закрепить в речи глаголы, обозначающие трудовые действия.
4. Познакомить детей с цветущими комнатными растениями. На их примере
уточнить представления о биологических процессах в природе. Ввести в словарь
существительные – названия цветущих комнатных  растений: бегония, фиалка.
5. Расширить представления  о жизни диких животных весной (выход из нор,
появление детёнышей, забота о них, воспитание).
Закрепить в речи названия животных и их детёнышей.
6. Расширить представления о жизни домашних животных весной, о труде людей по
уходу26.09.2004закрепить в речи названия домашних животных и их
детёнышей;глаголы, обозначающие трудовые действия: кормить, поить, чистить,
ухаживать.
7. Расширить представления о птицах, их образе жизни; установить связь между
изменением природных условий и прилётом птиц.
Ввести в речь существительные: стая, гнездо, скворец, грач, ласточка.
8. Дать представление о жизни насекомых. Учить различать их.
Ввести в речь существительные: жук, бабочка, пчела, шмель, муравей, оса,
божья коровка.
9. Расширить представления детей об аквариумных рыбках, научить узнавать
рыбку по характерным признакам.
Ввести в словарь названия рыбок: золотая рыбка, гуппи, меченосец.
10.Закрепить знания детей о правилах дорожного движения.
Ввести в словарь существительные: переход, светофор.
11. Расширить представления детей о родном городе.
Ввести в речь названия родного города и улицы, на которой живет ребенок.
12. Обобщать представления детей о лете и летних явлениях в природе.
Ввести в словарь существительные: гроза, радуга, молния, сонцепек.
13. Расширить представления детей о дикорастущих цветущих растениях.
Ввести в речь существительные: колокольчик, ромашка, мак, василек, лютик.
Закрепить в речи прилагательные, обозначающие цвета: белый,    красный,
жёптый, зелёный, синий, голубой.
                            Рисование красками                            
                                 Занятие                                 
                                 Тема «Морковь»                                 
     Программное содержание: закрепить у детей интерес к рисованию знакомых
овощей; развивать воображение, дополняя рисунок деталями и варьируя их;
познакомить  со способом закрашивания по форме; учить пользоваться двумя –
тремя красками. Упражнять согласование существительных и прилагательных,
обозначающих цвет, форму, размер.
     Методические приемы: рассматривания натуры; беседа, построенная на
сравнении двух предметов (морковь), на установлении связи внешнего вида овощей
со степенью зрелости (морковь крупная оранжевая – спелая, мелкая зеленая –
недозревшая); показ способа закрашивания рисунка округлыми мазками; оценка
готовых рисунков в игровой ситуации («Сорви морковь, какая тебе нравится, и
скажи, чем она тебе нравится»).
     Материал: морковь – оранжевая спелая, зеленая мелкая, с веточками и без
веточек; гуашь трех – четырех цветов, кисти № 10 – 14; бумага разного цвета;
мольберт (для показа воспитателем способа закрашивания); доска для детских
рисунков.
                       Занятие по развитию речи и                        
                        ознакомлению с окружающим                        
     Цель: Учить различать и правильно называть овощи в натуральном виде, на
картинках (формировать способность к обобщению); определять предмет по форме
(на ощупь); соединять вершки и корешки; упражнять детей в согласовании слов в
предложении; помочь запомнить и выразительно читать шотландскую народную
                                    песенку.                                    
     Демонстрационный материал: овощи (капуста, огурец, кабачок, лук, картошка.).
                               Ход занятия                               
Удобно разместив детей, воспитатель демонстрирует им некоторые овощи:
капусту, огурец (соленый, свежий или маринованный), кабачок и др.
                 Воспитатель: «Посмотрите, что у меня в руках?»                 
Дети: «Мешочек»
Воспитатель: «Но мешочек не простой, он наполнен овощами. Достать их можно
если правильно назвать овощ определив его на ощупь.»
Затем, используя «чудесный мешочек», вызывает по одному из желающих. Дети
определяют овощи (сырые) на ощупь. Если ребенок ошибся, овощ возвра­щают в
мешочек. Определяют овощи на ощупь 6-8 детей.
Воспитатель: «Кто что любит из овощей?»
Саша: «Огурец»
Мелиса: «Я морковку»
Олег: «А я люблю помидор»
Воспитатель: «Мелиса, а морковку любишь грызть как кролик или в тертом виде
со сметаной?»
Мелиса: «Как кролик»
Воспитатель: «А кто любит есть свежую капусту? »
Игорь: «Я люблю салат из свежей капусты»
Воспитатель: «Где же выросли все эти овощи?»
Выслу­шивает ответы детей, помогает им высказать мысль, повторить правильно
построенное предложение.
Воспитатель: «Морковка оттого такая красная, что ее солнышко любит. Она ведь
вот так, острым концом вверх растет, не так ли?»
Дети: «Нет»
Воспитатель: «А кабачок такой большой вырос потому, что он в земле, как
картошка, прячется, люди его не видят, пока не выкопают, да?»
Дети: «Нет»
Воспитатель: «Свекла растет на кусте, как помидоры?»
Дети: «Нет»
Выслушав возражения детей.
Воспитатель: «Выходит, я все перепутала. Вы лучше меня знаете, что и как
растет. Дол­жно быть, я и тут что-нибудь не так сделала?»
Воспитатель предлагает вниманию детей его собственный огород, где все
шиворот-навыворот: кабачок и помидор лежат в земле, морковь и свекла растут
ботвой вниз, на кусте картош­ки вызревают картофелины и т. п.
     
Педагог, продвигаясь по картинке слева-направо от объек­та к объекту, узнает
от детей, что на ней не так изображено.
Педагог распределяет детей на две группы, которые ста­новятся друг перед
другом на достаточно большом расстоянии. Воспитатель выбирает девочку из
одной подгруппы, ведет ее по свободному пространству, играя роль веселого
продавца, в корзинке которого лук, петрушка и морковка. Читает первую часть
шотландской народной песенки «Купите лук» (пер. И.Токмаковой).
     Купите лук, зеленый лук,
Петрушку и морковку.
     Купите нашу девочку
     Шалунью и плутовку
Дети из другой подгруппы отказываются от овощей, а покупают шалунью и
плутовку. Девочка остается у тех, кто ее «купил». Педагог выбирает девочку из
другой под­группы, и игра продолжается.
Заканчивая занятие, воспитатель угощает детей овоща­ми, которые красиво
разложены на большом блюде. И поре­заны овощи по-разному: кружочками,
соломкой, треуголь­никами, цветочками и т. п. Дети берут немного овощей в
свои тарелки.
                           Фронтальные занятия                           
                           по развитию речи и                            
                        ознакомлению с окружающим                        
                             «СВАРИМ СУП ИЗ ОВОЩЕЙ»                             
     Цель: Способствовать возникновению более содержательных игр с куклами.
Дать представление о том, как получается овощной суп; активизировать в речи
детей слова — названия овощей и предметов кухонной посуды, а также действий,
связанных с процессом приготовления пищи.
     Демонстрационный материал: игрушечная плита, кастрюля, сковорода
(настоящая посуда, но небольших размеров), набор овощей (натуральные), миска с
водой, нож, ложка.
                               Ход  занятия                               
Дети сидят близко к столу, за которым будет работать педа­гог.
Воспитатель: «Я научу вас варить из овощей вкусный суп, на плите стоит
(показывает)?..»
Дети: «Кастрюля.»
Воспитатель: «Какая»
Дети: «Большая»
Воспитатель: «В этой большой кастрюле — вода. Посмотрите (зачерпывает воду
ложкой и выливает обратно). Скоро вода закипит, по­этому пора чистить
картофель. Ренат, найди и подай мне картофель»
Ренат подает.
Воспитатель: «На суп одной картофелины мало. Ансар, подай мне еще одну
картофелину.»
Ребенок подает.
(Надо следить, чтобы, выполняя задание, ребенок стоял лицом ко всем остальным
детям.)
Воспитатель чистит картофелину. Затем делает попытку отковыр­нуть шкурку с
сырого клубня.
Воспитатель: «Почему у меня один клубень хорошо почистился, а другой без ножа
не чистится?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Правильно, одна картофелина вареная, а другая сырая. Как вы
думаете какой картофель кладут в суп?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Правильно, в суп кладут сырой картофель»
Воспитатель чистит сырую картофелину, дети внимательно наблюдают, как он это
делает. Моет карто­фель в миске.
Воспитатель: «Как теперь выглядит картофель?»
Дети: «Картошка белая, чистая, без кожуры.»
Воспитатель: «Бросить ее в кастрюлю целиком или?..»
Дети: «Надо нарезать.»
Воспитатель показывает, как выглядят картофельные кру­жочки и
картофельная соломка (дети повторяют названия).
Педагог опускает картофель в кастрюлю. Затем дети приносят капусту, морковь.
Наблюдают, как педагог моет и шинкует ово­щи. На сковороде лежит жареный лук,
а рядом свежий репчатый (приготовлены заранее). Воспитатель подходит со
сковородой к детям, они сравнивают лук и делятся своими наблюдениями.
Педагог побуждает детей употреблять слова сырой лук и жа­реный лук.
Воспитатель: «Когда лук жарился, он трещал и сердито шипел: ш-ш-ш-ш. 
Повторите, пожалуйста, как шипел? (Упражнение на звукопроизношение.)»
Воспитатель выкладывает лук в кастрюлю, помешивает суп.
Воспитатель: «Суп из овощей у нас получился настоящий, а плита наша —
игрушечная, не горит. Мы сейчас пригласим повара Сергея Александровича и
попросим сварить суп из овощей, овощной суп, на настоящей плите».
Повар приходит, интересуется тем, что находится в кастрюле, одобряет и
уточняет ответы детей. Обещает к обеду сварить суп. Уходит.
Воспитатель: «Итак, вы умеете различать сырые и вареные овощи. Действительно
умеете?»
Дети: «Да»
Воспитатель: «Сейчас мы это проверим»
Вызванный к столу ребенок закрывает глаза. Воспитатель вилкой берет с подноса
кусочек овоща, показывает всем, затем кладет ребенку в рот. Тот определяет,
что это и какой овощ — вареный или сырой. Упражнение повторяется 7-8 раз.
Воспитатель приглашает детей пройти в игровой уголок и сварить овощной суп
для кукол. Помогает подобрать соответ­ствующую посуду, предметы, которыми
можно заменить ово­щи. Отмечает похвалой детей, которые вежливо просят у
това­рищей игрушки.
                       Занятие по развитию речи и                        
                        ознакомлению с окружающим                        
                                Игра-инсценировка                                
                         «БУДЕМ УЧИТЬСЯ ЗАВАРИВАТЬ ЧАЙ»                         
     Цель: Показать и назвать действия, которые впоследствии дети смогут
перенести в игровую ситуацию (насыпать чай в завароч­ный чайник, залить
кипятком, добавить в чай молоко или слив­ки и т. д.); проверить, как дети
различают и называют предме­ты чайной посуды и их части (ручки, крышка);
рассказать о на­значении некоторых предметов (сахарницы, молочника); учить
детей образовывать по аналогии существительные с суффик­сом   -ник (чайник,
молочник, кофейник).
     Демонстрационный материал: предметы чайного сервиза (чашка с блюдцем,
чайник для заварки, сахарница, молочник)
                               Ход  занятия                               
Дети сидят полукругом.
Воспитатель: «Сегодня мы с вами, будем учиться заваривать чай и накрывать к
чаю стол. Как вы думаете, что в этой коробочке-пачке?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Да. Совершенно верно, это чай.»
Педагог раскрывает пачку, высыпает чай на подносик, по­казывает детям.
Воспитатель: «Посмотрите внимательно. Что можно сказать о чае? Какой он?»
Малыши пробуют помять чай ложечкой, от­мечают, что он твердый, сухой, мелкий.
Воспитатель: «Есть специальный чайник, в котором заваривают чай. Он так и
называется: чайник для за­варки. Повторите, как он называется?»
Дети повторяют.
Воспитатель: «Такой чайник для завар­ки стоит и на моем столе, не правда ли?»
Дети: «Да»
Воспитатель: «Кристина, скажи и покажи, где мы будем заваривать чай?»
Кристина: «В чайнике»
Воспитатель: «Как он называется?»
Кристина: «Чайник для заварки»
Воспитатель: «Чтобы заварить чай, мы сначала ополоснем чайник для заварки
водой. И не просто водой, а очень горячей водой, кипятком. Горячая вода в
большом чай­нике. Подойдите и осторожно прикоснитесь к чайнику. Какой он?»
Дети: «Горячий»
Воспитатель: «Теперь когда наш чайник прогрелся, мы насыпим туда заварку. Как
вы думаете что нужно сделать дальше?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Да, теперь нам нужно залить заварку кипятком. А чтобы чаинки
лучше разварились, разбухли, я накрою чайник для заварки полотенцем. Пока наш
чай заваривается, мы накроем к чаю стол.»
Воспитатель ставит чашку с блюдцем на стол.
Воспитатель: «Раим, что я ставлю на стол?»
Раим: «Чашку с блюдцем»
Воспитатель: «а как называется предмет в который я сейчас насыпаю сахар?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Правильно, сахарница»
Воспитатель: «Послушайте, какие интересные слова я вам сейчас назову. Они похожи
друг на друга: чайчайник, кофе...? (Кофейник.), чай – чайник,
кофе – кофейник, кофе – кофейник, молоко...?» (Молочник.)» И т.д.
Воспитатель: «В молочник мы наливаем молоко и ставим его на стол. Если чай
очень горячий, его можно слегка остудить, добавив в чай молоко из молочника.
Для чего нужен молочник?»
Ответы детей .
Воспитатель: «Сейчас я в одну чашку налью просто чай, а в другой я чай
разбавлю молоком. Сравните чем различается чай в чашках?»
Ответы детей.
Воспитатель: « Действительно, в чашке, где чай с молоком, чай поменял цвет.
Он стал светлее. Вот мы с вами и научились заваривать чай. Приглашаю вас на
чаепитие.»
                      Занятие по ИЗО – деятельности                      
                             Предметная лепка                             
                                     «ОВОЩИ»                                     
     Цель: закрепить у детей интерес к работе с пластилином и умение лепить
круглые и овальные формы; учить передавать элементарное сходство с общей формой
реального предмета. Закрепить в речи детей обобщающее понятие «Овощи».
     Методические приемы: рассматривание и обследование натуры; показ способа
скатывания округлых форм и вдавливания впадин; беседа о форме и величине овощей
и фруктов при сравнении их.
     Материал: пластилин, пластиковые плитки, поднос для готовых работ, овощи
в натуре или их муляжи.
                               Ход занятия                               
             Воспитатель показывает огурец, свеклу и говорит детям.             
Воспитатель: «Мы сегодня будем лепить эти овощи. Кто скажет, какие это овощи?»
Дети: «Свекла и огурец».
Воспитатель: «Посмотрите, чем они отличаются друг от друга».
Дети: «Свекла круглая, а огурец продолговатый, У свеклы есть хвостик, а у
огурца нет».
Убедившись, что дети уловили и отметили различие предметов по форме (форма
одного из них им знакома), педагог переключает внимание на огурец — предмет
новой для детей формы.
Воспитатель: «А как можно сказать про огурец, какой он формы?»
Лена: «Длинненький».
Олег: «И кругленький»
Воспитатель: «Да, длинненький и закругляющийся с обеих сторон. Такая форма
называется овальной»
Воспитатель предлагает всем детям пальчиком в воздухе как бы обвести огурец.
Все дети воспроизводят в воздухе овальную форму.
Воспитатель: «Подумайте, как нужно лепить свеклу и огурец».
Маша: «Свеклу катать, как шарик».
Воспитательница предлагает показать в воздухе движение ладошками. Затем сама
показывает, как оттянуть хвостик
Воспитатель: «А как лепить огурец?»
Марк: «Сначала скатаю шарик, а потом покатаю как колбаску»
Дети показывают последовательность лепки огурца ладошками. Затем приступают к
работе.
                      Занятие по ИЗО – деятельности                      
                            Рисование красками                            
                                    «ЯБЛОКИ»                                    
     Программное содержание: закрепить у детей интерес к рисованию знакомых
фруктов; развивать воображение, дополняя рисунок деталями и варьируя их;
познакомить  со способом закрашивания по форме; учить пользоваться двумя –
тремя красками. Упражнять согласование существительных и прилагательных,
обозначающих цвет, форму, размер.
     Методические приемы: рассматривания натуры; беседа, построенная на
сравнении двух предметов (яблоко), на установлении связи внешнего вида фруктов
со степенью зрелости (яблоко крупное красное – спелое, мелкое зеленое –
недозревшее); показ способа закрашивания рисунка округлыми мазками; оценка
готовых рисунков в игровой ситуации («Сорви яблоко, какое тебе нравится, и
скажи, чем оно тебе нравится»).
     Материал: яблоки – красное спелое, зеленое мелкое, с веточками и без
веточек; гуашь трех – четырех цветов, кисти № 10 – 14; бумага разного цвета;
мольберт (для показа воспитателем способа закрашивания); доска для детских
рисунков.
                               Ход занятия                               
Воспитатель: «Саша, скажи нам, какое сейчас время года?»
Саша: «Осень»
Воспитатель: «Ребята, а что осенью созревает в саду?»
Ответы детей.
Воспитатель: «А как можно назвать одним словом яблоки, груши, сливы?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Правильно, фрукты. Сегодня мы с вами будем рисовать яблоки.
Посмотрите на яблоки которые лежат у меня на подносе. Артем, какой они
формы?»
Артем: «Круглые»
Воспитатель: «А какого они цвета?»
Ответы детей.
Воспитатель: «А чем они еще они отличаются?»
Дети: «Одно маленькое, другое – большое»
Воспитатель: «Правильно. Они отличаются по виличине. А как вы думаете, почему
красное яблоко большое, а зеленое – маленькое?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Да, красное большое яблоко – спелое, а зеленое маленькое –
недозревшее. Руслан повтори»
Руслан повторяет.
Воспитатель: «Яблоки круглые. Мы сначала рисуем кружочки. А потом мы
пририсуем к ним веточки.»
Воспитатель показывает приемы рисования и закрашивания. Дети выполняют.
После окончания работы выставка рисунков и игра «Сорви яблоко, какое тебе
нравится, и скажи, чем оно тебе нравится»
                      Занятие по ИЗО – деятельности                      
                                Аппликация                                
                               «ЯБЛОКИ В ТАРЕЛКЕ».                               
     Цель: учить детей составлять из готовых форм законченную композицию;
познакомить с коричневым цветом; учить правильно держать ножницы и резать по
прямой; закреплять навык наклеивания. Упражнять в согласовании существительных
и прилагательных, обозначающих цвет, форму, размер.
     Методические приемы: рассматривание натуры (яблоки разного цвета в
тарелке); показ приема отрезания веточек; пояснение нескольких вариантов
размещения яблок (кругов) на тарелке; рассматривание готовых работ; объединение
их в панно.
     Изобразительный и демонстрационный материал: плотная бумага, вырезанная в
форме тарелки, 4—5 силуэтов яблок из разного цвета бумаги, полоска коричневой
бумаги, ножницы, клей, кисть, салфетки, клеенка (на каждого ребенка). В
качестве натуры — яблоки на тарелке.
                               Ход занятия                               
Воспитатель показывает тарелку с яблоками.
Воспитатель: «Что лежит у меня на тарелке?»
Ответы детей..
Воспитатель: «Как можно сказать по другому?»
Дети: «Фрукты»
Воспитатель: «Посмотрите, чем яблоки схожи?»
Ответы детей.
Воспитатель: «А чем они различаются?»
Ответы детей.
Воспитатель: «У вас на столе лежат тарелочки и кружочки. Для того чтобы наши
кружочки были похожи на яблоки, давайте с вами вырежем к ним веточки»
Воспитатель показывает прием отрезания веточек.
Воспитатель: «А теперь мы яблоки положим на тарелку. А чтобы наши яблоки не
скатились с тарелки мы их приклеим.»
Дети выполняют работу.
                          Игра для развития речи                          
                          В огороде у козы Лизы                          
     Цели. Формирование словаря.
Классификация растений по месту произрастания.
                              Описание игры.                              
Воспитатель помещает на наборное полотно большую картинку и спраши­вает
детей, кто на ней изображен, где коза находится, что растет у нее в огороде,
что еще может расти в огороде. После этого перед детьми раскла­дываются
маленькие картинки с изображениями овощей. Дети рассматри­вают и называют
нарисованные овощи. Если ребята затрудняются, воспитатель сам четко
произносит названия и предлагает детям повторить их. После этого объясняет,
что все, изображенное на картинках, следует называть словом ОВОЩИ, ОВОЩИ
растут в огороде — на земле или в земле. Далее предлагает детям по очереди
выбирать картинки с изображением овощей, «класть» их в корзинку козы и
составлять предложения по вопросам, ко­торые логопед задает каждому ребенку.
                               —Что у козы?У козы салат.Что несет коза?Коза несет капусту.Что собирает коза?Коза собирает горох.
Завершается игра вопросами логопеда:
—Что собирала коза?Где коза собирала овощи?
     

Игра для развития речи У Белочки в гостях Цели. Расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; употребление предлогов). Знакомство с разными способами словообразова­ния. Раз­витие зрительного внимания. Описание игры. Воспитатель ставит на наборное полотно большую картинку с изображением на­рядной белочки у стола, объясняет детям, что белочка ждет гостей, и предлагает помочь белочке. Перед детьми выклады­ваются картинки с изображениями большой чашки, большого чайника, вазочки, салфетницы. Дети рассматривают и назы­вают предметы, а затем закрепляют картинки на столе и комментируют свои действия: — Я поставлю на стол чайник.Я поставлю чашку рядом с чайником. И т.п. Когда все картинки закреплены на столе, воспитатель просит детей еще раз посмотреть на них и запомнить, что и как стоит. Затем предлагает ребятам закрыть глаза и меняет в это время одну из картинок на картинку из второго комплек­та. Дети открывают глаза, рассматривают картинку и отве­чают на вопрос воспитателя: — Что изменилось? Вместо большой чашки па столе стоит маленькая чашечка. И т.п.

ИГРА-ЛОТО «РОДОВЫЕ ПОНЯТИЯ» Цель: закрепление в активной речи слов-обобщений: посуда, одежда, овощи, фрукты, мебель, игрушки, а также слов — назва­ний предметов, относящихся к данным группам. Ход игры. У детей большие карты (по одной), у ведущего — маленькие карточки. Ведущий поднимает маленькие карточки, а дети должны узнать свою картинку и назвать ее. Выиграет тот, кто первым соберет свои картинки. В конце игры нужно назвать одним словом все свои картинки.

УПРАЖНЕНИЕ «КАКИЕ БЫВАЮТ ИГОЛКИ» Цель: дать детям представление о многозначном слове «игла», упражняться в подборе однокоренных слов, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже. — Какие иглы вы знаете? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские.) Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие.) — Какой иглой мы шьем и вышиваем? (Швейной.) Что шьют швейной иглой? (Одежду). Что делают медицинской иглой? (Укол.) Есть у ежика и елки Очень колкие иголки. В остальном на елку еж Совершенно не похож. — Где живет еж? Для чего ему нужны иголки? (Защищаться.) От кого еж защищается? Вспомните стихотворение Бориса Заходера про ежа: — Что ж ты, еж, такой колючий? — Это я на всякий случай. Знаешь, кто мои соседи? Волки, лисы и медведи. — Ответьте на мои вопросы: можно ли ежа погладить рукой? Почему нельзя вдеть нитку в ежиную иголку? — Закончите предложения: «Ты ежа не трогай лучше, потому что он... (колючий). Лиса потрогала ежа и... (укололась)». — У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат... (короткие и тонкие). Иглы на елке еловые, а на сосне... (сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней? — Придумайте рассказ про девочку, которая пошла в лес за грибами и встретила ежика. ИГРА «РУЧКА—НОЖКА» Цель: познакомить с разными значениями слов «ручка», «ножка». — Отгадайте загадку: одной ручкой всех встречает, другой провожает, всем, кто придет, ручку подает. (Дверная ручка.) — У каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой? — Нарисуй предметы, у которых есть ручка. — Закончи предложения: ручка нужна, чтобы... За ручку можно... — А какие предметы мы называем словом «ножка»? — Нарисуй предметы, у которых есть ножка.

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА В ПРОЦЕССЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ИГРА «ВЫСОКИЙ - НИЗКИЙ» Цель: усвоение антонимичных прилагательных, обозначающих пространственные признаки. Ход игры. Дети идут по кругу. Ведущий говорит: «Сейчас будем проходить ворота. Если я скажу, что ворота высокие, вы будете продолжать идти так же, как сейчас, а если низкие, то нагнетесь. Тот, кто не нагнется вовремя, выходит из игры». Игра продолжается, дети стараются правильно выполнять дей­ствия. Выигрывает тот, кто будет самым внимательным. ИГРА «СКАЖИ НАОБОРОТ» Цель: введение в активную речь антонимичных прилагательных. Ход игры. Дети стоят в кругу. У ведущего мяч. Он бросает мяч любому участнику игры и одновременно произносит любое прилагательное, к которому можно подобрать антоним. Ребенок ловит мяч и говорит ответ — антоним. Если ребенок долго задер­живается с ответом, ему, подсказывают слово другие дети или ведущий. После трех подсказок ребенок выходит из игры. Побеж­дает тот, кто остался в круге последним. Слова для игры: большой, толстый, черный, горячий, пустой, легкий, чистый, больной, веселый.