Каталог :: Педагогика

Курсовая: Роль классного руководителя в формировании национального самосознания и формировании межнациональных отношений

Роль классного руководителя в формировании национального самосознания и
формировании межнациональных отношений.
                                   Содержание                                   
1.     Вступление                                                                                             
3                                                                               
2.     Важнейшая функция воспитания подрастающего поколения страны – возрождение
национального самосознания белорусов.            4
3.     Основные элементы структуры национального самосознания.  6
4.     Формы и методы работы по развитию национального самосознания   11
5.     Работа классного руководителя по формированию иммунитета к фактам
проявления национализма и экстремизма.                          18
6.     Заключение   22
Список использованной литературы  24
Приложение    28
                                Вступление                                
В данной курсовой работе рассматривается роль классного руководителя школы в
формировании у учащихся чувства национального самосознания. Эта задача
представляется необычайно важной в силу ряда исторических обстоятельств.
Самым главным из них является то, что само белорусское государство совсем
недавно обрело свою независимость и в данный момент эта государственность
находится в стадии становления. Процесс этот в условиях постоянно меняющегося
мира проходит отнюдь непросто.
Кроме того, задача, обозначенная в теме курсовой работы, опять же в силу
исторических реалий, встала перед работниками народного образования совсем
недавно и подходы к ее решению постоянно разрабатываются и совершенствуются.
Целью данной работы мы ставили изучение возможностей, которыми обладает
работа классного  руководителя в деле формирования у учащихся национального
самосознания и культуры межнациональных отношений. Соответственно, объектом и
предметом исследования являлись традиционные формы работы классного
руководителя  с учащимися и возможности для использования этих форм в решении
обозначенной выше задачи.
Для достижения поставленной цели нами изучена литература по данной тематике и
опыт работы классных руководителей Полоцкой национальной гимназии. В качестве
практического задания разработан “План учебно-воспитательной работы классного
руководителя» (для 9 – 10 классов)
Выводы, к которым мы пришили в результате работы над данной темой, приведены
в заключении данной работы.
     Важнейшая функция воспитания подрастающего поколения страны – возрождение
                    национального самосознания белорусов                    
С изменением социально-эконо­мических условий менялись и меняются нормы и
пра­вила взаимоотношений человека и общества, взаимоот­ношений между людьми и
каждой личности к самому себе. Рост возможностей человечества, который
особенно стал заметен в наступившем веке, часто просто мешает духовному и
моральному развитию человека. Цивилизация вместе со всеми присущими ей
благами в то же время несет в себе массу негативных проявлений: разрушение
моральных ориентиров, усиление бездуховности, рост преступности и многое
другое.  Особенно велико воздействие негативных сторон экономического
прогресса на подрастающее поколение. Следствием такого влияния часто являются
проявления бездуховности среди подростков, скептицизм, забвение национальных
чувств, иждивенчество. Подростку и в самом деле трудно сориентироваться в
меняющемся мире, трудно ответить на многочисленные  вопросы, которые ставит
перед ним жизнь. Кто как не школа и учитель обязаны указать ему верные
ориентиры в мире, где перемены происходят ежедневно и ежечасно. Задача
педагогов непроста, но все-таки, найти верный подход к решению этой проблемы
возможно.  Ведь как бы ни был изменчив мир - многие нормы и пра­вила
поведения людей, выработанные человечеством, дошли до нашего времени и стали
общепринятыми, интернациональными.
Так, отношение к Родине, к своему народу и его тради­циям, к родной природе,
родному краю, языку, культуре и обычаям своего народа - непреходящая ценность
для любого народа, любой на­ции. Она определяет качества человека и
мобилизуют его на труд во имя народа, укрепления морально-политиче­ского
могущества своего государства, на сохранение на­родного достояния, природы и
окружающей среды.
Пат­риотизм проявляется в гордости за успехи своего народа в области науки,
техники, производства, в культуре, ува­жительном отношении к атрибутам своего
государства, к законам. Патриотизм укрепляет чувство долга и ответ­ственности
перед народом и государством, нетерпимость к нарушителям общественного
порядка, непримиримость к несправедливости в отношениях между народами.
Задачи воспитания у подрастающего поколения патриотизма, любви к родине, её
языку и культуре важны для всех стран. Но  в нашем государстве они  имеют
особое значение. Причины  особой актуальности национального воспитания
подрастающего поколения  кроются в непростой исторической судьбе белорусского
народа, который, как отметил белорусский педагог XIX века Игнат Кулаковский
"падпадаючы пад удары зменлiвага лесу..., пераходзячы з аднаго падняволення у
iншае..., з непазбежнасцю мусiў страчваць уласную сваю народнасць".” (10)
Здесь необходимо заметить, что и  XX век не стал исключением в истории нашей
Родины и  был столь же  щедр на “удары зменлiвага лесу”, в результате которых
процесс утраты народности, национального сознания и исторического наследия
продолжался.
Сегодня белорусы имеют гармоничное стечение исторических обстоятельств для
того, чтобы создать на национальном историческом фундаменте в мощной и
свободной демократической стране цивилизованную жизнь для своих граждан. У
нас есть объективная возможность покончить с  эпохой беспрерывных войн на
нашей территории, победить голод, холод и нищету, которые преследовали наш
народ на протяжении веков.
Кроме того, гуманизация образования и воспитания, которая предусматривает
обращение к личности ребенка, имеет целью научить его жить, развиваться
среди людей. В этой связи формирование гражданственности – интегрального
качества человека, которое характеризует его взаимоотношения с государством –
нужно рассматривать как необходимый этап в развитии полноценной личности. С
другой стороны, проблемы формирования гражданина в условиях новых социальных
и политических реалий становится объективным требованием современного
гражданина. Это объясняется рядом причин, важнейшими из которых являются
задача возрождения нашей республики как самостоятельного государства, что
возможно при активном участии граждан в государственных делах. Кроме того, по
мере создания в республике правового государства, роль формирования
гражданских качеств подростков возрастает.  Поэтому необходимо  воспитать
граждан, считающих своим моральным долгом участвовать в формировании и
выполнении законов. Еще одной причиной является задача построения
гражданского общества в нашей стране, для решения которой необходимо
выработка новой гражданской культуры у подрастающего поколения.
Следовательно, для национальной системы воспитания возрождение национального
самосознания белорусского народа является одной из важнейших задач. Без
чувства гордости за свою Родину нельзя стать настоящим гражданином своего
Отечества.  Надо только понимать, что чувство национального самосознания,
которое способствует выделению своего этноса из числа других, не означает
отчуждения - оно не должно стать фактором противостояния с другими народами.
Более того, осмысление исторического прошлого своего народа должно
способствовать тому, что белорусский народ сможет почувствовать себя равным
среди равных в семье народов мира.
     Основные элементы структуры национального самосознания
Национальное самосознание складывается из осознания человеком своего
этногенеза, то есть из знания происхождения своего народа, для которого
важнейшими качествами характера, всегда были «у першую чаргу ..патрыятызм,
працавiтасць, высокая маральнасць, а таксама паважнасць, добразычлiвасць,
гасцiннасць, памяркоўнасць, талерантнасць, аптымiзм i iншае».    Традиционно
«важнейшай часткай нашай педагогікі было выхаванне на гераічным мінулым.
Гэта, безумоўна, трэба працягваць і далей, тым больш, што цяжкіх перыядаў у
гісторыі нашай Айчыны было дастаткова. Але ўсё ж гэта — экстрэмальнае
становішча. 3 міжнароднай атмасферы канца другога і пачатку трэцяга
тысячагодзя трэба вучыцца жыць у звычайных, спакойных умовах. I пры ....
значэнні выхавання праз героіку, ахвярнасць народа трэба прызнаць, што гэта
ўсё ж такі вопыт абмежаваны».(7)
Гораздо важнее, как нам кажется, привить подрастающему поколению чувство
того, что до нас жили на родной земле сотни поколений соотечественников. Они
исследовали вечные вопросы бытия, находили и проверяли  практикой их решение,
выдвигали новые идеи, приближая тем самым сегодняшний день.  Отсюда  должна
прийти любовь к родному краю, к его истории и культуре. «Нацыянальная
культура ў яе гістарычным аспекце павінна стаць асновай, зместам новай
выхаваўчай сістэмы.. Элементамі нацыянальнай культуры з'яўляюцца родная мова,
традыцыі, абрады, літаратура, фальклор, легенды, міфы, уклад жыцця народа. I
менавіта праз іх уваходзіць дзіця ў навакольны свет.».(8)
К сожалению, современные школьники почти не знают своей национальной
куль­туры в ее истинных, устойчивых формах, часто не могут отличить
настоящее, самобытное от подделки, исконно народное от стилизации, поэтому
изучение народного искусства является ба­зой, отправной точкой, мерилом
искусства настоящего, современного. Народное искусство — это историческая
память. Народная мудрость в сказках, песнях, танцах, различных обрядах
выступает через поэтические образы как реальная жизнь с ее нуждами, печалями,
радостями и обя­зательно в стремлении к искусству. В сказочной поэзии
подростки и старше­классники видят яркие, запоминающиеся образы и картины из
жизни народа, его морально-этические устремле­ния, жизненную мудрость,
объяснение яв­лений природы, часто загадочных, своеоб­разие обычаев,
традиций. Но, пожалуй, са­мое главное — это научение добру, красо­те,
нравственности, идеалам, народной мудрости — то, что воспитывает, форми­рует
добрые чувства, поступки.
Во все времена естественным для любого народа было стремление к красоте,
которое шло от природы, от целесообразности, гармонии в ней (человек — часть
природы): красивый поэтический слог, слившийся с мелодией в песнях; вышивка,
узор — повторение кра­сок и линий природы и т. д. Красоту в про­изведениях
народного творчества человек создавал на радость себе и людям. «В
произведения искусства народы вло­жили свои самые содержательные внутрен­ние
созерцания и представления, искус­ство часто служит ключом, а у некоторых
народов единственным ключом, для пони­мания мудрости» (Гегель Г. В. Ф.
Эстетика. М., 1968. С. 13—14).
Первоклассник, только переступивший порог школы, уже осознает, что у него
есть Родина: семья, деревня, город, страна, в ко­торой он живет. Знакомить с
народным искусством необходимо уже в начальной школе, в противном случае
время будет упущено, в старших классах ученики будут воспринимать его как
экзотику, нежизнен­ное, чужеродное явление.
«Адзін з важнейшых момантаў выхавання — традыцыі. Яны захоўваюць пераемнасць
пакаленняў. Не выпадкова ў «Законе аб адукацыі» ў нашай рэспубліцы
падкрэсліваецца, што адукацыя і выхаванне ў Беларусі павінны ажыццяўляцца на
аснове нацыянальных традыцый».(10)
Говоря о традициях, об их роли в воспитании подрастающего поколения, нельзя
недооценить роль традиционной народной педагогики, этой «своеасаблiвай
фiласофii у галiне выхавання дзяцей, якая склалася у вынiку калектыўнай
творчасцi многiх пакаленняў i забяспечвае перадачу гiстарычнага i сацыяльнага
вопыту».(10)
Белорусская народная педагогика, как известно,  была связана с ремеслом,
обучением детей бытовым, трудовым, агротехническим навыкам и умениям,
медицинским, метеорологическим, ботаническим и математическим знаниям,
передача которых осуществлялась от отца сыну, от матери к дочери, от мастера
к ученику.  Происходило обучение конкретным трудовым операциям, а также
навыкам использования народных погодных примет, наблюдений за развитием
растений, животных, определения сроков сбора грибов, ягод, орехов.
Продолжение традиций народной педагогики  возможно с помощью организации
воспитательной работы на основе народно-обрядового цикла белорусского народа.
Об этом же говорится и в «Канцепцыi выхавання ў нацыянальнай школе Беларусi»,
где также отмечается в этой связи, что это позволит «па-першае, звярнуцца да
тысячагадовай рэгіянальнай традыцыі народа, па-другое, паспрыяе пераемнасці
пакаленняў».(8)
Особенностями такой работы является сам характер традиционных народных
праздников, во время проведения которого все присутствующие не разделяются на
участников и  зрителей, но напротив, все являются участниками действа. Кроме
того, во время подготовки к проведению подобного рода мероприятий  возможно
сочетание  изучения элементов народного творчества: песен, танцев,  так и
новаторства в рамках традиционного канона.
Широкое применение в процессе воспитания национального самосознания
подрастающего поколения может найти клубная работа по изучению истории,
культуры, обрядов белорусов. Так, в последнее время широкое распространение
получили исторические клубы, в которых подростки изучают историю
средневекового рыцарства. Ребят привлекает возможность изготовления своими
силами оружия и доспехов средневекового воинства, участия в  международных
рыцарских  фестивалях, которые часто и повсеместно проводятся в последнее
время. Возможность участвовать в них наравне с участниками из зарубежных
стран дает  ребятам чувство гордости за свою страну, которая выступает на
турнирной арене как равная среди равных. Важно добавить еще, что для клубов
других стран СНГ участие в этих турнирах сохраняет некий элемент маскарада,
потому что в истории средневековья республик СНГ рыцарства не существовало.
Для белорусов же  рыцарские турниры и поединки – часть их истории. Команды
белорусских клубов, таким образом, чувствуют себя такими же европейцами, не
только  наравне с командами Прибалтики, но и среди команд развитых
европейских стран.
Вместе с тем,  в процессе изготовления доспехов, подготовки к турнирам
участники клубов тщательным образом изучают историю нашей родины, что
значительным образом способствует формированию чувства национального
самосознания.
Национальное самосознание невозможно без национального языка и национальной
литературы. «Мова – душа народа», - писал выдающийся белорусский поэт Алесь
Гарун. Так он выразил свою мысль и мысли многих своих предшественников.  Надо
признать, что часто процессы, происходившие в белорусской истории, в
языковой сфере, были разрушительными для  национального самосознания. Так
продолжатель гуманистических традиций Франциска Скорины и Симона Будного
Василь Цяпинский последовательно и неутомимо укорял церковных и светских
феодалов, которые отдали на поруганье культуру белорусского народа: « хоць бы
пiсьмены сваi паважалi» писал он с горечью и возмущением.
Народный писатель Беларуси Иван Мележ отмечал в письме к ученикам
Гудзевической школы: « Кожная мова ствараецца народам. Ствараецца на працягу
многiх гадоу, многiх стагоддзяу. Яе нельга не паважаць, як нельга не паважаць
родны народ». (10)
С сожалением надо отметить, что в настоящее время языковая ситуация не
благоприятствует развитию и успешному функционированию белорусского языка, не
последнюю роль в этом играет засилье русского языка в средствах массовой
информации. Следовательно, изучение, борьба за расширение сферы употребления
языка белорусского народа актуальна и сегодня. Это также важная часть работы
по формированию национального самосознания.
     Формы и методы работы по развитию национального самосознания.
Трудно перечислить все разнообразие форм организации вос­питательной работы в
школах. Передовые учителя, воспитатели постоянно ищут и внедряют в практику
воспитания все новые и новые формы организации воспитательного процесса.  В
педагогической литературе и в практике воспитательной работы наиболее
распространенной является такая класси­фикация форм организации воспитания:
а) фронтальная, или массовая, работа; б) индивидуальная работа; в) групповая,
или кружковая, работа (с постоянным и меняющимся составом учащихся). При
классификации форм организации воспитательной работы следует иметь в виду,
что есть формы обязательные для всех учащихся (дежурство, участие в работе по
самообслуживанию и др.), а есть добровольные (кружковые занятия, спортивные
команды и т. п.).
Имеются попытки классифицировать формы организации воспитательной деятельности в
зависимости от методики воспитательного воздействия, При такой классификации
формы воспитания подразделяются на такие группы: словесные 
(политинформации, собрания, сборы, линейки, лекции, доклады, читательские
конференции, диспуты, встречи, устные газеты, радиожурналы и т. п.); 
практические (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы,
кружки технического творчества, юных натуралистов, а также субботники,
тимуровская работа и т. п.); нагляд­ные (школьные музеи,
ленинские уголки, комнаты и залы, галереи героев войны и труда, малые
третьяковские галереи, выставки художественного творчества, книжные выставки и
витрины новых книг, тематические стенды и др.). (4.с78-79)
Такая классификация  имеет в виду, прежде всего, проведение разовых
воспитательных меро­приятий (политинформаций, бесед, экскурсий, походов и т.
п.). Правда, некоторые из практических и наглядных форм предполагают
проведение длительной воспитательной работы в определен­ном направлении
(например, деятельность красных следопытов,  школьные музеи).
Необходимо также иметь в виду, что классификация в зависимо­сти от характера
воспитательного воздействия носит условный ха­рактер. Ведь в практике
воспитания словесные, практические и наглядные формы тесно переплетаются. К
примеру, проведение политинформаций, читательских конференций связано с
практическими делами. Нередко в ходе политинформаций, конференций
использу­ются и различные средства наглядности (портреты, карты, схемы,
демонстрация диапозитивов, кинофильмов и т. п.). Все дело в том, какие формы
преобладают, являются основными, ведущими.
«Важнейшее требование к воспитательной работе – это применение разнообразных
форм ее организации».
     Из всего вышесказанного следует, что подход к  осуществлению задачи
формирования национального самосознания возможен двоякий:  наполнить новым
содержанием традиционные  формы воспитательной работы и искать новые пути
воспитательного воздействия на подрастающее поколение. 
Одной  из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной
работы является проведение классных часов. Иногда он называется
воспитательным часом, часом воспитания или часом классного руководства. Часто
проведение классных часов заранее вклю­чается в школьное расписание. Они
проводятся обычно раз в неделю в определенные дни. Время на их проведение
строго не регламентируется. Они могут продолжаться 20—30 минут, а иногда и
более часа. Все зависит от их характера и назна­чения, от возраста учащихся.
Здесь преобладает формы  свободного общения учащихся с классным
руководителем. Тематика классных часов намечается в планах классных
руководителей.
Традиционно  они посвящались вопросам идейно-нравственного
воспитания, культуры поведения, обсуждению наиболее актуаль­ных статей из
газет и журналов, обсуждению новых книг, спек­таклей, кинофильмов, проведению
встреч с интересными людьми и т. п.
Эту традиционную форму воспитательной работы с учащимися необходимо наполнить
новым содержанием, способствующим воспитанию у школьников чувства
национального самосознания. Для этого возможно проведение классных часов по
определенной тематике. Так, например, это могут быть тематические беседы,
обсуждения недавно прочитанных книг и просмотренных кинофильмов,  выступления
по определенному вопросу, которые школьники приготовят по предложенной
классным руководителем теме.
В качестве темы такой беседы может быть, например: « Чаму беларусы не
размаўляюць на беларускай мове”; возможно проведение обсуждений книг
Владимира Орлова, Василя Быкова;  для  выступлений учащихся можно предложить
такие, например, темы : «Прысутнасць беларускай культуры ў свеце”, “Выдатныя
польскія і расійскія дзеячы навукі і культуры паходжанем з Беларусі”,
“Матулін ручнік”(с демонстрационными материалами).
К другим формам фронтальной воспитательной работы традиционно относятся:
коллективная подготовка и проведение массовых мероприятий, участие в
общественно полезном труде, подготовка и выпуск стенгазеты, сбор материалов и
оформление школьного музея, читательские конференции и диспуты, встречи с
известными людьми, коллективное посещение театров, кино, музеев, туристко-
краеведческие походы. И здесь существуют неограниченные возможности  для
того, чтобы классному руководителю наполнить эти формы национальным
содержанием.
Так массовые мероприятия могут быть связаны с традиционными календарно-
обрядовыми  праздниками белорусского народа.  Общественно полезный труд может
быть направлен на благоустройство родного города и села и в особенности
памятных мест. Прикоснуться к подвигу в трудное время для Родины можно своим
трудом и поступками. В этой связи можно предусмотреть рейды и походы учащихся
по местам важнейших событий как в годы сра­жений, так и в мирное время,
принять участие в охране исторических памятников, природы, в разбивке парков
и скверов, в озеленении микрорайона школы; объявить конкурсы на лучшую
фотографию "Родная природа"; смотр готовности к продолжению трудовых и ратных
тра­диций "Мы растем достойной сменой", "Родину-мать умей защищать",
"Операция "памяти павших"; провести викторину "Знаешь ли ты свою Родину?".
Все указанные мероприятия позволяют прикоснуться учащимся к родной земле, к
ратному и трудовому подвигу старшего поколения.
Стенгазета, выпущенная на белорусском языке, в русскоязычной школе принесет
определенное воспитательное воздействие. В школьном музее могут быть
представлены материалы по истории родного края. Читательские конференции и
диспуты могут быть посвящены книгам не белорусском языке. Старшеклассникам
можно предложить диспут или конференцию о прошлом и настоящем белорусского
на­рода на темы: "Мы продолжаем эстафету отцовских под­вигов и дел", "Что
значит быть патриотом сегодня?", "О мужестве в бою и в мирное время",
"Сердцем при­коснуться к подвигу".  Известными людьми, которые придут на
встречу с детьми вполне могут быть поэты и барды, пишущие свои стихи на
белорусском  языке, другие деятели белорусской культуры. Можно предусмотреть
проведение совместно с учителями-предметниками и биб­лиотечными работниками
читательских конференций по литературным произведениям, на основании которых
воз­можно раскрыть удивительное чувство патриотизма: "О любви великих людей к
своей Родине", "Чытаем вершы  пра Ра­дзiму", "Стран на свете много, а Родина
одна", "Па­триотизм белорусского народа в поэзии и прозе".  Классный
руководитель, планирующий коллективное посещение театров и кино, музеев и
выставок имеет возможность планировать такие мероприятия с учетом задач
формирования национального самосознания и поэтому он откажется от посещения
того, что не несет ничего для дела воспитания национальной культуры.
«В ходе опытно-экспериментального исследования, проводимого в
общеобразовательной и профессиональной школе по возрождению у учащихся
национально-культурного компонента (языка, традиций, привычек, обрядов,
обычаев своего народа), доказано, что активными формами при этом являются
курсы этнографии, фольклора, истории религии, театра, народных ремесел».
(10.48)
Перспективным элементом работы по формированию у учащихся чувства
национального самосознания является деятельность школьных клубных
объединений. Работа таких клубов  может быть сориентирована  не только на
проведение свободного времени и отдых школьников. В деятельности школьных
клубов, как нам кажется, таятся неисчерпаемые возможности для развития
познавательной активности школьников, что может способствовать активизации
мировоззренческих процессов, и, как следствие, помочь делу формирования
национального самосознания учащихся.  Важно только так организовать работу в
клубах, чтобы она отличалась новизной, внимание к потребностям детей,
искренней заинтересованностью успехами детей, что возможно, если уже на
первом этапе создать в клубах положительное эмоциональное отношение к работе
клуба.  В дальнейшем возможно уже организовывать систематическую  поисковую
деятельность в разносторонних  творческих объединениях. При выполнении этих
задач будут созданы условия для самостоятельной целенаправленной деятельности
в окончательно сформированном клубе.
Деятельность клуба может заключаться в организации экскурсий по музеям,
поездок в другие города и населенные пункты с целью ознакомления с памятными
местами Отечества. Впечатления от этих поездок могут найти отражение в самых
разных формах: отзывах, сочинениях-рассуждениях, фоторепортажах и т.д.
В клубе также могут быть подготовлены и проведены беседы-сообщения
познавательного характера. В качестве тем таких бесед возможно предложить
учащимся – членам клуба -  подготовить всевозможные  сообщения об
исторических местах родного города, о жизни и деятельности известных деятелей
белорусской культуры.
В клубе можно организовать также изучение фольклорно-этнографическое
наследие. В этих целях, как отмечалось выше, возможна разработка сценариев
обрядов и народных праздников таких, например, как «Сёмуха», «Ваджэенне
Куста», «Гуканне вясны», «Дзяды», «Каляды».
В качестве примера таких мероприятий можно показать, как запланировать
этнографический обряд «Дзяды».  В соответствующим образом оформленном
помещении происходит поклонение ушанаванне памяти наших известных предков,
сообщаются сведения из истории возникновения и назначении обряда, исполняются
некоторые элементы ритуала (чтение молитвы по умершим, кутья). Сама атмосфера
этого обряда может создать незабываемый настрой и оказать сильное
эмоциональное воздействие. Для этого, возможно, потребуется произвести
некоторые перестановки мебели в классе – поставить полукругом парты,
например. На каждой парте, перед каждым учеником -  зажженная свечка,
фотоснимки умерших, о которых они собираются рассказать в ходе данного
мероприятия. Здесь же возможно использовать и другие элементы оформления
вместе с принесенными из дома предметами (молельной иконой, венки из цветов,
подсвечники). На видном месте -  древняя икона в старинном окладе, свечи,
портреты наших славных предков, ручники, кутья. Можно позаботиться о
музыкальном оформлении мероприятия и использовать для этого музыку на мотив
«Ave Maria». Участники мероприятия расскажут о близких им людях, ушедших в
небытие, о том, как отмечают это день в их семьях. Прозвучат слова  древней
молитвы об умерших: « Даруй, Божа, грахi ўсім прадзедам, дзядулям і бабулям
нашым – усім продкам, што адыйшлі ў веры і надзеі на ўваскресенне, і ўчыні ім
вечнаю памяць. Амінь” И тогда в душах подростков возможно родится искреннее
пожелание, которое можно произнести тут же : «Дай нам, Божа, з годнасцю
прайсці свой жыццевый шлях, пражыць так, каб памножыць славу свайго роду і
свайго народа”.
Огромный эмоциональный запал может принести школьникам постановка обряда
«Каляды». Материалы, которые будут использованы для его подготовки, дадут не
только сведения об истории возникновения праздника, но и об особенностях его
проведения в разных местах Беларуси в наше время.
Подготовленные таким образом красочные представления, во время которых члены
клуба, одетые в национальные одежды, исполняют обряды, поют народные песни,
танцуют и т.д. можно показать ученикам всей школы.
В патриотическом и интернациональном воспитании хорошо зарекомендовали
заочные путешествия по Бела­руси и другим странам, в процессе подготовки и
проведе­нии которых самое активное участие принимают уче­ники. Они готовят
планшеты, иллюстративный материал, статьи из периодических изданий, выполняют
роль путе­водителей, проводников, экскурсоводов, капитанов даль­него
плавания, начальников команд, выступают перед сверстниками и младшими.
На основе собранных материалов можно изготовить альбомы "Наш город", "Наш
поселок прежде и теперь", "Наша деревня вчера и сегодня", объявить конкурс на
лучшее сочинение, исполнение песен и танцев, на лучший рисунок фотографию или
рассказ.
Деятельность школьных клубных объединений хороша еще и тем, что помогает
классному руководителю избежать одностороннего подхода в деле национального
воспитания. С одной стороны, деятельность клуба находит отражение в
воспитательной работе всей школы: знакомит учеников с национальной культурой,
пропагандирует любовь к родному краю, привлекает учащихся тем, что члены
клуба заняты интересным делом. С другой стороны – добровольное,
необязательное членство в клубе способствует тому, что, формируя
национального самосознание, можно будет  избежать проявлений национального
превосходства и исключительности.
     Работа классного руководителя по воспитанию культуры межнациональных отношений
Национальное самосознание, достоинство, гордость иногда деформируют личность,
вызывают проявление национального эгоиз­ма, неуважительного отношения к людям
другой национальности. Истинный патриот любит свою Родину, не унижая и не
оскорбляя другие народы, независимо от их этнической принадлежности. Нация,
как известно, есть исторически сложившаяся общность людей на базе территории,
экономических связей, культуры, языка, тра­диций и обычаев народов. Поэтому
определять нацию и Родину только по этническому признаку - это и есть
на­ционалистический подход к патриотизму.  Такой подход ущербен не только для
самой личности, но и для обще­ства: в условиях многонациональной страны может
привести не к объединению интересов людей, а к разъединению,
противо­поставлению.  Идеальная ситуация, когда специфическое, националь­ное
развивается в гармонии с интернацио­нальным, на его основе.
Для того чтобы добиться этого, классному руководителю необхо­димо
поддерживать и развивать все, что способствует объединению различных
на­циональностей. Важно научиться влиять на процесс формирования качеств,
опреде­ляющих отношение человека к своей этни­ческой общности. Как установили
исследования, проводившиеся сотрудниками Оренбургского университета,
«культура межнационального общения учащихся проявляется в испытываемых ими
чувствах и эмоциях, в их импульсивных реакциях, наклонностях и переживаниях.
Конечно, любой человек может поддаться различным, в том числе и
отрицательным, эмоциям, но культура межнационального общения учащихся
проявляется в умении управлять своими эмоциями, сдерживать их и стараться не
переносить на других, не заражать ими окружающих». (10.47). Поэтому наряду и
одновременно с патриотическим воспита­нием следует прививать учащимся
общечеловеческие ценности: уважение к человеческому достоинству, стрем­ление
к интернациональным связям и дружбе между на­родами.
Кроме того, появлению или усилению разного рода отклонений могут
способ­ствовать неуважительные или пренебрежи­тельные отношения к
инонациональному языку, культуре, добрым традициям, а также ошибки и
просчеты, допускаемые в кадровой политике. Выпячивание и обо­стрение
национального усугубляют педа­гогические просчеты, если допускается особое
отношение к учащимся той или иной национальности, необъективное толкование
исторических событий и т. д. Такие оши­бочные действия могут стать причиной
не­уважительного отношения к людям иной национальности. Выявление при­чин
такого особого отношения показало, что оно порождается не только
стереоти­пами и предрассудками, бытующими у старших. Предубежденность может
быть вызвана и неблаговидными поступками людей той или иной национальности
или возникающими на разной почве конфлик­тами (в школе, семье, на
производстве). Недостатки одного человека или неуважи­тельное к нему
отношение подчас распро­страняются на всех людей данной нацио­нальности.
Следовательно, классный руководитель должен помочь школьникам обрести
уважение к чести и достоинству каждого на­рода и каждого человека, убе­дить
их, что нет народа лучше или хуже другого. Главное в каж­дом: каков он
человек, а не к какой национальности принадлежит; надо показать ученикам,
убедить их в том, что нет «пло­хих» и «хороших» национально­стей. Есть плохие
и хорошие лю­ди. Достоинства людей — их личные, а не национальные черты,
недо­статки человека относятся к дан­ному человеку, а не к народу. Кичиться
своей принадлежностью к той или иной национальности — признак бескультурья,
невоспи­танности. Благородный человек встанет на защиту обиженного, если даже
придется идти против своих сородичей, соотечественни­ков. Надо искать не
пороки, а цен­ности человека или народа и на них опираться в общении и
дея­тельности.
Таким образом, культура межнациональных отношений начинается с культу­ры
отношений межличностных. Поэтому классному руководителю нужно пред­ложить
ребятам небольшие сочи­нения на такие темы: «Круг мо­его знакомства», «Круг
привязан­ностей», «Зона отчуждения», «Де­ловое общение». Пусть школьники
определят, на каких правилах ба­зируется их общение с людьми, какие ценности
они исповедуют, на что ориентируются.
В плане каждого классного руководителя должно найтись место для
информирования учащихся  о том, что международное сообщество все ближе
подходит к единению человечества в рамках экономической, идеологической и
духовной инте­грации: принято Хельсинское соглашение "О сотрудничестве и
мерах доверия между странами", в котором зафиксированы права и обя­занности в
условиях единения стран и народов.   На основе этого международного документа
проходят конгрессы женщин мира, создан Интерпол по борьбе с мафией,
наркоманией и бандитизмом, соглашение по спасательным работам в период
стихийных бедствий, МАГАТЭ - по контролю над атомной энергией, Гринпис - по
борьбе с нарушениями экологии, ООН - по поддержа­нию мира в горячих точках
планеты и т. д.
Кроме того, и дети, и взрослые нака­пливают опыт межнационального общения в
совместной деятель­ности, в повседневных контактах. Именно это помогает
преодолеть национальное самомнение, само­возвеличивание, чувство
нацио­нальной исключительности.  Поэтому участие школьников в подготовке и
проведении международных праздников и знаменательных дат в жиз­ни разных
народов и стран помогает им осознать свою причастность к мировому сообществу
и понять общече­ловеческие ценности, необходимость сотрудничества и взаимной
помощи.
В прошлые годы создавались клубы интернациональ­ной дружбы (КИД), которые
хорошо помогали педагоги­ческому коллективу школы в интернациональном
воспи­тании учащихся. Они организовывали переписку с ребя­тами других стран
мира, создавали комнаты и музеи, проводили встречи с учащимися разных
национально­стей, с людьми, побывавшими за рубежом по деловым, научным и
культурным связям, с воинами армии и флота. Этот опыт, как нам кажется, можно
использовать и сегодня.
В плане классного руководителя можно предусмот­реть литературные и
музыкальные вечера на интернацио­нальные темы, например: "Все народы, все дол
люди, все мы Родину любим", "Музыка братских народов", "На одной планете, под
одной звездой", "Планета моя по имени Земля". В каждом из названных
мероприятий мо­гут принять участие преподаватели литературы, музыки,
изобразительного искусства, физкультуры и спорта, пред­ставители
общественности и родители.
Культура межнационального общения предполагает знакомство с национальными
семьями, их обычаями и традициями. Поскольку «для «генерирования» у учащихся
интереса к культурам других народов и их представителям необходимо сочетание
привлекательности и элементов неопределенности». (10.47), классный
руководитель может предложить учащимся подготовить   бесе­ды по теме:
«Английская семья», «Японская семья», «Еврейская семья», «Русская семья»,
«Бело­русская семья». Ребята изучат праздники и традиции народов, живущих
ря­дом, историю собственного наро­да, его духовную жизнь и куль­туру.
Исследовательские группы школьников во главе с учителем, изучают проблемы
«Язык твоего народа», «Национальные традиции». Знать как можно больше о
других народах — это основа фор­мирования культуры межнацио­нальных отношений
в любом возрасте.
                                Заключение                                
Подводя итог проведенной работе, мы должны заметить следующее. Задача
формирования у учащихся национального самосознания и формирования культуры
межнациональных отношений в условиях становления нашего государства, в
условиях, когда традиционные моральные ценности подвержены натиску переоценок
важна и актуальна. Решение этой задачи позволит вырастить и воспитать
патриотов, настоящих граждан своей родины, и таким образом обеспечить ее
будущее, потому что отношение к Родине, к своему народу и его тради­циям, к
родной природе, родному краю, языку, культуре и обычаям своего народа -
непреходящая ценность для любого народа, любой на­ции. Кроме того, настоящий
патриот, гордящийся своим отечеством,  не станет добиваться признания, унижая
и другие нации и национальности. И, таким образом, оказывается, что развитое
национальное самосознание – является своего рода гарантией  от проявлений
экстремизма и национализма в межнациональных отношениях.
В решении поставленной задачи могут и должны участвовать все звенья
педагогической системы. Классный руководитель, педагог, на чьи плечи
традиционно падала основная нагрузка по воспитанию учащихся, может и в данном
случае является  важным звеном в деле формирования национального
самосознания, которое складывается из знания истории, культуры, обычаев и
языка своего народа.
С этой целью оказывается возможным наполнить традиционные формы работы
классного руководителя с учащимися национальным содержанием, что будет
способствовать знакомству учащихся с традициями, культурой, языком
белорусского народа. Кроме того, перспективным направлением воспитательной
работы классного руководителя с учащимися является привлечение учащихся к
созданию и работе в клубах, чья деятельность направлена на изучение истории,
культуры, традиций, обычаев и  языка белорусского народа.
Вместе с тем,  классному руководителю необходимо учитывать национальный
состав учащихся. Хорошо, и даже необходимо,  если работа по изучению
белорусской культуры будет вестись параллельно со знакомством с культурой,
традициями и обрядами других народов. Это поможет преодолеть чувство на
циональное самомнение, само­возвеличивание, чувство нацио­нальной
исключительности и позволит почувствовать учащимся место белорусской
культуры, как равной среди равных в ряду других культур народов мира.
     Список использованной литературы
1.     Адзиев А Межнациональные семьи и вопросы воспитания // Советская
педагогика 1991 №12
2.     Анатольева Н. С. Культура асобы i міжнацыянальныя адносіны / /
Адукацыя i выхаванне - 1993 - №11
3.     Асипова Н А Общение школьников в многонациональной среде // Советская
педагогика - 1991 - №12
4.  Болдырев Н.И. Классный руководитель. Изд.2-е.- М.: Просвещение, 1978
5.  В.П.Комаров Приоритетные направления воспитания культуры межнационального
общения м о л о д е ж и.. // Вестник ОГУ – 1999 №3
6.     Гарунов Э Г О формировании национальной и интернациональной позиции
учащихся // Советская педагогика -1989 - №10
7.     Гегель Г. В. Ф. Эстетика. М., 1968.
8.     Канцэпцыя выхавання у нацыянальнай школе Беларусі // Настаўніцкая
газета -1993 - 5 мая
9.     Кочетов А. Кожокорь В. Нет народа лучше другого К проблеме воспитания
у школьников культуры межнациональных отношений // Народное образование -
1991 -№8
10. Латыш М. I. Сення. Заўтра. Вечна. Адраджэнне нацыянальных традыцый у
выхаванні моладзі // Адукацыя i выхаванне - 1992 -№6
11. Лозка А. Беларускі народны каляндар. Мн.: Полымя 1992
12. Любіць Радзіму // Народная асвета - 1993   №10
     Приложение
     Практычнае заданне: “План учебно-воспитательной работы классного
руководителя”(для 9 – 10 классов)
     Асноўныя мэты выхаваўчай работы. 
1.     Садзейнічанне развіццю прыродных задаткаў і творчага патынцыялу асобы
вучня.
2.     Выхаванне павагі да закону, развіцце грамадянскай і сацыяльнай
адказнасці.
3.     Далучэнне вучняў да сістэмы культурных каштоўнасцей, адраджэнне
беларускіх абрадаў і святаў.
- Вераснеўская пара  -- шмат кругом ва ўсіх дабра (верасень, кастрычнік,
лістапад)
Свята “Добры дзень школа” 02.09.2002
Тыдзень ведаў 02.- 07. 09.2002
Свята “Багач” 21.09.2002
Тыдзень міласэрнасці 28.09 – 04.10
Дзень маці – канцэрт віншаванне 13.10
Свята “Пакроў” 14.10
Падрыхтоўка і ўдзел у школьным фестывалі “Спадчына” 01.10 – 30-10
Удзел у школьным фестывалі беларускай нацыянальнай культуры, прысвечанаму
120-годзю з дня нараджэння Янкі Купалы і Якуба Коласа. 14.11-25-11.
Абрад “Дзяды” 22.11.2002
Абрад “Восеньскія вячоркі” 27.11.
     Тэматычныя класныя гадзіны 
Урок ведаў, прысвечаны Якубу Коласу і Янке Купале – песнярам Беларусі.
Наведванне Музея ткацтва.
Гутарка з народнымі майстрамі з Цэнтра нацыянальных культур і рамесел.
Агляд літаратуры “Мая родная мова”.
Сустрэча з кіраўніком літаратурнага аб’яднання “Надзвінне”.
     Інфарматыўныя гадзніны
“Дажынкі” – рэспубліканскае свята ўраджаю.
Гарачыя кропкі планеты.
Сення ў свеце.
     Мікрадаследаванні
Анкетаванне “Ці ведаешь ты гісторыю роднго краю”.
Вялікую радасць на вуліцу, у хату прынеслі Каляды – зімовыя святы.
Абрад “Юр’еў дзень”
Гульня “Каляды” (адбываецца ў мікрараене школы)
Навагодняя вечарына
Тыдзень прававых ведаў
Святочная праграма, прысвечаная Дню аборонца Айчыны.
Удзел у школьным мітынгу, прысвечанаму Дню аборонцы Айчыны.
     Тэматычныя класныя гадзіны 
Наведванне выставы пляценых вырабаў з лазы ў Центры нацыянальных культур і
рамесел.
Гутарка з супрацоўнікамі краязнаўчага музея “Полацк у XIX стагоддзі”
Славутыя сыны Беларусі – Янка Купала і Якуб Колас.
Сустрэча з удзельнікам вайны ў Аўганістане.
     Інфарматыўныя гадзніны
Падзеі раена
Дзень абароны правоў чалавека: нашы правы і абавязкі.
     Мікрадаследаванні
Мае адносіны да рэлігіі
“Праводзіны зімы”
Канцэрт-віншаванне да 8 сакавіка.
Абрад “Масленіца”
Акцыя “Дзень зямлі”
Вахта памяці. Канцэрт-віншаванне ветэранаў Вялікай Айчыннай вайны.
Свята “Гуканне вясны”
Свята”Вялікдзень”
Апошні званок.
     Тематычныя класныя гадзіны 
Нізкі паклон табе, жанчына!
Што мы ведаем пра свята “Саракі”.
Адкуль пайшло свята “Благавешчанне”.
Сустрэча з ветэранамі.
Размова аб светлам дні “Радуніца”
Прагулка “Мой любімый горад”
     Інфарматыўныя гадзніны
Маці – самае дарагое ў свеце.
Свята 9 Мая
     Мікрадаследаванні
Якім ты хацеў бы бачэць свой родны город.
     Список использованной литературы
13. Адзиев А Межнациональные семьи и вопросы воспитания // Советская
педагогика 1991 №12
14. Анатольева Н. С. Культура асобы i міжнацыянальныя адносіны / / Адукацыя i
выхаванне - 1993 - №11
15. Асипова Н А Общение школьников в многонациональной среде // Советская
педагогика - 1991 - №12
16. Болдырев Н.И. Классный руководитель. Изд.2-е.- М.: Просвещение, 1978
17. В.П.Комаров Приоритетные направления воспитания культуры межнационального
общения м о л о д е ж и.. // Вестник ОГУ – 1999 №3
18. Гарунов Э Г О формировании национальной и интернациональной позиции
учащихся // Советская педагогика -1989 - №10
19. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. М., 1968.
20. Канцэпцыя выхавання у нацыянальнай школе Беларусі // Настаўніцкая газета
-1993 - 5 мая
21. Кочетов А. Кожокорь В. Нет народа лучше другого К проблеме воспитания у
школьников культуры межнациональных отношений // Народное образование - 1991
-№8
22. Латыш М. I. Сення. Заўтра. Вечна. Адраджэнне нацыянальных традыцый у
выхаванні моладзі // Адукацыя i выхаванне - 1992 -№6
23. Лозка А. Беларускі народны каляндар. Мн.: Полымя 1992
24. Любіць Радзіму // Народная асвета - 1993   №10