Каталог :: Педагогика

Контрольная: Нарушение голоса и речи у детей с ринолалией

                          Министерство образования РФ.                          
                    Московский психолого-социальный институт.                    
                КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по предмету: Логопедия.                
           ТЕМА: Нарушения голоса и речи у детей с ринолалией.           
Выполнил:
Ст. гр. ЛС/С-03
Курысь О.А.
Проверил:
к.п.н. Дмитриева Л.И.
                                 Красноярск 2004                                 
     Содержание
Введение. 2
1. Формы ринолалии и особенности звукопроизношения.............................3
2. Нарушения голоса при ринолалии..............................................8
3. Нарушения речи при ринолалии...............................................10
4. Заключение.................................................................16
Литература....................................................................17
                               

Введение.

Ринолалия (от греч. rhinos — нос, lalia — речь) — наруше­ние тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Ринолалия по своим проявлениям отличается от дислалии наличием измененного назализованного (от лат. пазиз — нос) тембра голоса. При ринолалии артикуляция звуков, фонация существен­но отличаются от нормы. При нормальной фонации во время произнесения всех зву­ков речи, кроме носовых, у человека происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой. Эти полости разделяются нёбно-глоточным смыканием, вызываемым сокращением мышц мягкого нёба, боковых и задних стенок глотки. Одновременно с движением мягкого нёба при фонации происходит утолщение задней стенки глотки (валик Пассавана), которое способствует контакту задней поверхности мяг­кого нёба с задней стенкой глотки. Во время речи мягкое нёбо непрерывно опускается и под­нимается на разную высоту в зависимости от произносимых звуков и темпа речи. Сила нёбно-глоточного смыкания зави­сит от произносимых звуков. Она меньше для гласных, чем для согласных. Самое слабое нёбно-глоточное смыкание на­блюдается при согласном в, самое сильное — при с, обычно в 6—7 раз сильнее, чем при а. При нормальном произнесении назальных звуков м, м', н, н' воздушная струя свободно проникает в пространство носового резонатора. В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточного смыкания выделяются различные формы ринолалии.

1. Формы ринолалии и особенности звукопроизношения.

Открытая ринолалия При открытой форме ринолалии ротовые звуки приобре­тают назальность. Наиболее заметно изменяется тембр глас­ных и и у, при артикуляции которых ротовая полость больше всего сужена. Наименьший назальный оттенок имеет глас­ный а, так как при его произнесении ротовая полость широко раскрыта. Значительно нарушается тембр при произнесении соглас­ных. При произнесении шипящих и фрикативных прибавля­ется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Взрыв­ные п, б, д, т, к и г звучат неясно, так как в ротовой полости не образуется необходимое воздушное давление вследствие неполного перекрытия носовой полости. Ринофонически зву­чат л и р . Воздушная струя в ротовой полости настолько сла­ба, что недостаточна для колебания кончика языка, необходи­мого для образования звука р. Для определения открытой ринолалии существуют раз­ные методы функционального исследования. Самый про­стой — так называемая проба Гутцмана. Ребенка заставля­ют попеременно повторять гласные а и и, при этом то зажимают, то открывают носовые ходы. При открытой фор­ме наблюдается значительная разница в звучании этих глас­ных. С зажатым носом звуки, особенно и, заглушаются и одновременно пальцы логопеда чувствуют сильную вибра­цию на крыльях носа. Можно использовать фонендоскоп. Обследующий вводит одну «оливу» себе в ухо, другую в нос ребенка. При произне­сении гласных, особенно у и и, слышится сильный гул. Функциональная открытая ринолалия обус­ловлена разными причинами. Объясняется она недостаточ­ным подъемом мягкого нёба при фонации у детей с вялой артикуляцией. Одна из функциональных форм — «привычная» открытая ринолалия. Она наблюдается часто после удаления аде­ноидных разращений или, реже, в результате постдифтерий­ного пареза, из-за длительного ограничения подвижного мягкого нёба. Функциональное обследование при открытой форме не выявляет каких-либо изменений твердого или мягкого нёба. Признаком функциональной открытой ринолалии служит более выраженное нарушение произношения гласных звуков. При согласных же нёбно-глоточное смыкание хорошее. Прогноз при функциональной открытой ринолалии обыч­но благоприятный. Она исчезает после фониатрических уп­ражнений, а нарушения звукопроизношения устраняются обычными методами, применяемыми при дислалии. Органическая открытая ринолалия может быть приобретенной или врожденной. Приобретенная открытая ринолалия образуется при пер­форации твердого и мягкого нёба, при Рубцовых изменениях парезах и параличах мягкого нёба. Причиной могут быть повреждения языкоглоточного и блуждающего нервов, ранения, давление опухоли и др. Наиболее частой причиной врожденной открытой ринола­лии является врожденное расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба. Ринолалия, обусловленная врожденными расщелинами губы и нёба, представляет собой серьезную проблему для различных отраслей медицины и логопедии. Она является предметом внимания хирургов-стоматологов, ортодонтов, детских отори­ноларингологов, психоневрологов и логопедов. Расщелины при­надлежат к наиболее частым и тяжелым порокам развития. Частота рождения детей с расщелинами различна среди раз­ных народов, в разных странах и даже в разных областях каж­дой страны. А. А. Лимберг (1964), обобщая сведения из литера­туры, отмечает, что на 600—1000 новорожденных рождается один ребенок с расщелиной губы и нёба. В настоящее время частота рождаемости в разных странах детей с врожденной патологией лица и челюстей колеблется от 1 на 500 новорож­денных до 1 на 2500 с тенденцией к увеличению за последние 15 лет. Расщелина лица — это пороки сложной этиологии, т. е. мультифакторные пороки. В их возникновении играют роль генетические и внешние факторы или их совместное действие в раннем периоде развития эмбриона. Различают биологические факторы (грипп, паротит, коревая краснуха, токсоплазмоз и др.); химические факторы (ядохимикаты, кислоты и др.); эндокринные заболевания матери, психические травмы и профессиональные вред­ности. Имеются сведения о влиянии алкоголя и курения. Критическим периодом для несращения верхней губы и нёба является 7 — 8-я недели эмбриогенеза. Наличие врожденной расщелины губы или нёба является общим признаком для многих нозологических форм наслед­ственных заболеваний. Генетический анализ показывает, что семейный характер расщелин губы и нёба достаточно редок. Однако большое значение имеет медико-генетическое консуль­тирование семей в целях диагностики и профилактики. В настоящее время выделены у родителей микропризнаки рас­щелины губы и нёба: борозда на небе или язычке (цуи!а) мягкого нёба, расщелина язычка нёба, несимметричный кон­чик носа, несимметричное расположение оснований крыльев носа (Н. И. Каспарова, 1981). У детей с врожденными расщелинами имеются серьезные функциональные расстройства (сосания, глотания, внешнего дыхания и др.), которые снижают сопротивляемость к раз­личным заболеваниям. Они нуждаются в систематическом врачебном наблюдении и лечении. По состоянию психического развития дети с расщелинами, составляют весьма разнородную группу: дети с нормальным, психическим развитием; с задержкой умственного развития; с олигофренией (разной степени). У некоторых детей имеют­ся отдельные неврологические микропризнаки: нистагм, лег­кая асимметрия глазных щелей, носо-губных складок, повы­шение сухожильных и перистальных рефлексов. В этих случаях ринолалия осложняется ранним поражением цент­ральной нервной системы. Значительно чаще у детей наблю­даются функциональные нарушения нервной системы, выра­женные психогенные реакции на свой дефект, повышенная возбудимость и др. Характерным для детей с ринолалией является изменение оральной чувствительности в ротовой полости. Значительные отклонения в стереогнозе у детей с расщелинами в сравнении с нормой отмечены М. Эдвардс. Причина заключается в дисфункции сенсомоторных проводящих путей, обусловлен­ных неполноценными условиями вскармливания в грудном возрасте. Патологические особенности строения и деятельности ре­чевого аппарата обусловливают многообразные отклонения в развитии не только звуковой стороны речи, в разной степени страдают различные структурные компоненты речи. Закрытая ринолалия Закрытая ринолалия образуется при пониженном физио­логическом носовом резонансе во время произнесения зву­ков речи. Самый сильный резонанс у носовых м, м', н, н'. При нормальном их произнесении носоглоточный затвор ос­тается открытым и воздух проникает прямо в носовую по­лость. Если для назальных звуков носовой резонанс отсут­ствует, они звучат как ротовые б, б' д, д'. В речи исчезает противопоставление звуков по признаку назальный-неназаль­ный, что влияет на ее разборчивость. Меняется также звуча­ние гласных звуков из-за заглушения отдельных тонов в но­соглоточной и носовой полостях. При этом гласные звуки приобретают в речи неестественный оттенок. Причина закрытой формы — чаще всего органические из­менения в носовом пространстве или функциональные рас­стройства нёбно-глоточного смыкания. Органические изме­нения вызываются болезненными явлениями, в результате которых затрудняется носовое дыхание. М. Зееман различает два вида закрытой ринолалии (ринофонии): переднюю закрытую — при непроходимости носо­вых полостей и заднюю закрытую — при уменьшении носог­лоточной полости. Передняя закрытая ринолалия наблюдается при хрони­ческой гипертрофии слизистой носа, главным образом, задних нижних раковин; при полипах в носовой полости; при искрив­лении перегородки носа и при опухолях носовой полости. Задняя закрытая ринолалия у детей может быть след­ствием аденоидных разрастаний, реже носоглоточных поли­пов, фибромы или иных носоглоточных опухолей. Функциональная закрытая ринолалия наблюдается у де­тей часто, но не всегда правильно распознается. Она возника­ет при хорошей проходимости носовой полости и ненарушен­ном носовом дыхании. Однако тембр назальных и гласных звуков при этом может быть нарушен сильнее, чем при орга­нических формах. Мягкое нёбо при фонации и при произношении назаль­ных звуков сильно поднимается и закрывается доступ звуко­вым волнам к носоглотке. Это явление чаще наблюдается при невротических расстройствах у детей. При органической закрытой ринолалии прежде всего дол­жны быть устранены причины непроходимости носовой по­лости. Как только наступает правильное носовое дыхание, исчезает и дефект. Если же после устранения непроходимос­ти (например, после аденотомии) ринолалия продолжает про­являться, прибегают к таким же упражнениям, как при фун­кциональных нарушениях. Эффективность логопедической работы по устранению ри­нолалии зависит от состояния носоглотки, функции uvula, от возраста ребенка. Важным фактором является и способность ребенка различать назальный тембр голоса от нормального. На начальном этапе занятий рекомендуются дыхательные упражнения, цель которых состоит в дифференциации носо­вого и ротового вдоха и выдоха. Это достигается сначала уп­ражнениями с дутьем, а затем чередованием краткого и дли­тельного носового выдоха. Одновременно осуществляется активизация мышц мягкого нёба и задней стенки глотки. Следующим этапом является работа над дифференциацией ротового и носового выдохов. Это подготавливает возможность постановки и автоматизации назальных звуков: губно-губного смычного м и переднеязычного смычного н. Детей обучают протяжному утрированному произнесению, чтобы ощущалась сильная вибрация на крыльях и основа­нии носа. Таким же образом упражняют гласные перед на­зальными звуками (ам, ом, ум, ан). При произнесении этих звуков и слогов мягкое нёбо пассивно, логопед контролирует движение губ (при м) или языка (при н) в силу носового вы­доха. После этого назальные звуки закрепляются в словах. Их необходимо произносить усиленно и протяжно, с сильным носовым резонансом. Для коррекции дефекта детям школь­ного возраста можно вводить тонкую резиновую трубку в но­совой ход, другой ее конец — в наружный слуховой канал, чтобы ребенок «слышал носом» и сам контролировал голосо­вые вибрации при образовании носовых звуков. Заключитель­ным этапом является работа над звучностью гласных звуков и над противопоставлением звуков по признаку назальность - неназальность (п, б — м; дн). Смешанная ринолалия. Некоторые авторы (М. Зееман, А. Митронович-Моджеевска) выделяют смешанную ринолалию — состояние речи, ха­рактеризующееся пониженным носовым резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального темб­ра (назализованного голоса). Причиной является сочетание непроходимости носа и недостаточность нёбно-глоточного контакта функционального и органического происхождения. Наиболее типичными являются сочетания укороченного мягкого нёба, додслизистого его расщепления и аденоидных разрастаний, которые в таких случаях служат препятствием для утечки воздуха через носовые ходы во время произнесе­ния оральных звуков. Состояние речи может ухудшиться после аденотомии, так как возникает нёбно- глоточная недостаточность и проявля­ются признаки открытой ринолалии. В связи с этим логопе­ду следует тщательно обследовать строение и функцию мяг­кого нёба, установить, какая форма ринолалии (открытая или закрытая) сильнее нарушает тембр речи, совместно с врачом обсудить необходимость устранения носовой непроходимости и предупредить родителей о возможности ухудшения тембра голоса. После операции используются приемы коррекции, разработанные применительно к открытой ринолалии.

2. Нарушения голоса при ринолалии.

Известно, что при врожденных незаращениях нёба голос, помимо избыточной открытой назализации, бывает слабым, монотонным, неполетным, глухим, сдавленным. М. Зееман даже выделил это голосовое расстройство в само­стоятельное и назвал palatophonia. Однако обращает на себя внимание тот факт, что голос де­тей с незаращениями нёба на первом году жизни не отличается от голоса при нормальном строении верхней челюсти. В доре-чевом периоде эти дети кричат, плачут, гулят нормальным детским голосом. Изменение тембра их голоса — открытый носовой оттенок — проявляется впервые при лепете, когда ребенок начинает арти­кулировать свои первые согласные фонемы. В дальнейшем, примерно до семи лет, дети с врожденными незаращениями нёба говорят (как при отсутствии пластической операции, так часто и после нее) голосом с носовым оттенком, иногда из-за особенностей поведения тихим, но по другим качествам явно не отличающимся от нормального. Электро- глоттографическое исследование в этом возрасте подтверждает нормальную двигательную функцию гортани, а миография — нормальную реакцию мускулатуры глотки на раздражитель даже при обширных дефектах нёба. После семи лет голос детей с врожденными незаращениями нёба начинает ухудшаться: падает сила, появляется осиплость, истощаемость, прекращается расширение его диапазона. При миографии обнаруживается несимметричная реакция муску­латуры глотки, визуально наблюдается истончение слизистой оболочки и снижение глоточного рефлекса, а на электроглот-тограмме появляются изменения, свидетельствующие о нерав­номерной работе правой и левой голосовых складок, т. е. на­лицо все признаки расстройства двигательной функции голосо- образующего аппарата, которое окончательно формируется и закрепляется к подростковому возрасту. Можно указать три основные причины патологии голоса при врожденных незаращениях нёба. Это, во-первых, нарушение механизма нёбно-глоточного смы­кания. Известно, что вследствие тесной функциональной связи мягкого нёба и гортани малейшее напряжение и движение мышц нёбной занавески вызывает соответствующее напряжение и двигательную реакцию в гортани. При незаращениях нёба мышцы, поднимающие и растягивающие его, вместо того чтобы быть сннергистами, работают как антагонисты. При этом из-за понижения функциональной нагрузки в них, как и в мыш­цах глотки, идет дистрофический процесс. Патологический ме­ханизм смыкания усиливается врожденной ассимметрией скелета лица и полостей гортани, что хорошо видно на рентгено­граммах и томограммах при врожденных незаращениях нёба. Анатомический дефект нёба и глотки приводится к функцио­нальному расстройству голосового аппарата. Во-вторых, это неправильное образование при ринолалии ряда звонких согласных ларикгеальным способом, когда смы­кание осуществляется на уровне гортани и озвучивается тре­нием воздуха о края голосовых складок. В этом случае гор­тань принимает на себя дополнительную функцию артикуля-тора, что, безусловно, не остается безразличным для голосовых складок. В-третьих, на развитие голоса влияют особенности поведе­ния лиц с ринофонией и ринолалией. Стесняясь своей дефектной речи, подростки и взрослые часто говорят тихим голосом и мак­симально ограничивают речевое общение в микросреде, тем самым снижая возможности развития силы голоса и расшире­ния его диапазона. Особенности речевого дыхания у лиц с незаращениями нёба выражаются в учащении дыхания, преобладании поверхностного ключичного типа дыхания и в укорочении фонационного выдоха, что вызвано утечкой воздушного потока в носовую полость. Объ­ем утечки зависит от формы расщелины и может превышать 30%. По продолжительности выдох бывает равен вдоху и даже ко­роче его. Отсутствуют дифференцированный ротовой и носовой выдох.

3. Нарушения речи при ринолалии.

При ринолалии речь развивается с опозданием (первые слова появляются к двум годам и значительно позже) и имеет качественные особенности. Импрессивная речь развивается относительно нормально, а экспрессивная претерпевает некоторые качественные измене­ния. В первую очередь следует отметить крайнюю невнятность речи больных. Появляющиеся у них слова и фразы малопо­нятны для окружающих, так как формирующиеся звуки свое­образны по артикуляции и звучанию. Вследствие дефектного положения языка в полости рта согласные звуки образуются главным образом за счет изменений положения кончика языка (при незначительном участии корня языка в артикуляции) в при излишней активизации лицевых мышц. Эти изменения положения кончика языка относительно-постоянны и соотносятся с артикуляцией определенных звуков. Произношение некоторых согласных звуков представляет для больных особую трудность. Так, они не могут осуществить необходимой преграды у верхних зубов и альвеол для произне­сения звуков верхней позиции: л, т, д, ч, ш, щ, ж, р; у нижних резцов для произнесения звуков с, з, ц с одновременным ротовым выдохом; поэтому свистящие и шипящие звуки у ринолаликов приобретают своеобразное звучание. Звуки к, г либо от­сутствуют, либо замещаются характерным взрывом, производи­мым при соединении несращенных частиц увули или стенок глотки. Гласные звуки произносятся при оттянутом кзади языке с выдохом воздуха через нос и'характеризуются вялой губной артикуляцией. Таким образом, гласные и согласные звуки формируются с сильным носовым оттенком. Артикуляция их зачастую значи­тельно изменена, и звуки между собой нечетко дифференциро­ваны. Для самого больного такие артикулемы служат кинемой, т, е. двигательной характеристикой определенного звука, и в его речи выполняют смыслоразличительную функцию, что и позволяет использовать, их для речевого общения. Все произносимые больным звуки на слух воспринимаются как дефектные. Общая их характеристика для слушающего — храпящие звуки с носовым оттенком. При этом глухие звуки воспринимаются как близкие к звуку х, звонкие — к г фрикативному; из них губные и губно-зубные — как близкие к звуку м, а переднеязычные — к звуку н. с незначительной модификацией звучания. Иногда артикулемы в речи ринолалика очень близки к нор­ме, а их произношение, несмотря на это, на слух воспринимается кай дефектное (храпящее), так как речевое дыхание нарушено, и, кроме того, возникает излишнее напряжение лицевых мышц, что в свою очередь влияет на артикуляцию и звуко­вой эффект. Таким образом, звукопроизношение при ринолалии пораже­но тотально. Самостоятельное осознание дефекта речи у больных обычно отсутствует или критичность к нему снижена. Прослушивание записи своей речи стимулирует больных к серьезным логопеди­ческим занятиям. Таким образом, в структуре речевой деятельности при рино­лалии дефект фонетико-фонематического строя речи является ведущим звеном нарушения, причем первичным является нару­шение фонетического оформления речи. Этот первичный дефект накладывает некоторый отпечаток на формирование лексико- грамматического строя речи, но глубокие качественные изме­нения его встречаются обычно лишь при сочетании ринолалии с другими речевыми нарушениями. В литературе имеются указания на своеобразие формирова­ния письменной речи при ринолалии. Не останавливаясь отдельно на анализе причин дефектности письма при ринола­лии, можно указать, что предлагаемая методика работы преду­преждает нарушения письма и исключает их в случаях ранней логопедической помощи (до школьного обучения). Неполноценность речи при ринолалии сказывается, на фор­мировании всех психических функций больного и в первую оче­редь— на становлении личности. Своеобразие ее развития обусловливается неблагоприятны­ми для ринолалика условиями жизни в коллективе. Нарушение речи как средства коммуникации затрудняет по­ложение больных в коллективе. Часто их общение с коллекти­вом односторонне, а результат общения травмирует детей. У них развивается замкнутость, застенчивость, раздражитель­ность. Деятельность их находится в более благоприятном состоянии, так как эти больные нередко интеллектуально пол­ноценны (если ринолалия проявляется в чистом виде). Целенаправленная работа по преодолению дефекта речи способствует становлению положительных черт характера, сти­мулирует развитие высших психических функций. Катамнестические сведения, представленные в литературе, и наши наблю­дения показывают, что большинство детей с ринолалией способно к высокой степени компенсации дефекта и реабилита­ции функций. Итак, врожденные расщелины отрицательно влияют на формирование детского организма и развитие высших психических функций. Больные находят своеобразные пути компенсации дефекта, в результате чего формируется неправильная взаимо­связь мышц артикуляционного аппарата. Это является причи­ной первичного расстройства — нарушения фонетического оформления речи — и выступает в структуре дефекта как веду­щее расстройство. Это расстройство влечет за собой ряд вто­ричных нарушений в речи и психическом статусе больного. Тем не менее у этой группы больных имеются большие приспособи­тельные и компенсаторные возможности для реабилитации нарушенных функций. В устной речи отмечаются обедненность и аномальные ус­ловия протекания долингвистического развития детей с ринолалией. В связи с нарушением речедвигательной перифе­рии ребенок лишается интенсивного лепета, артикуляционной «игры», тем самым обедняется этап подготовительной настройки речевого аппарата. Наиболее типичные лепетные звуки п, б, т, д артикулируются ребенком беззвучно или очень тихо в связи с утечкой воздуха через носовые ходы и тем самым не получают слухового подкрепления у детей. Активность лепета постепенно. Страдает не только артикуляция звуков, но и развитие про­содических элементов речи. Отмечается позднее начало речи, значительный временной интервал между появлением первых слогов, слов и фраз уже в ранний период, являющийся сензитивным для формирования не только звукового, но и смыслового ее содержания, т. е. начинается искаженный путь развития речи в целом. В наи­большей степени дефект проявляется в нарушении фонети­ческой ее стороны. В результате периферической недостаточности артикуля­ционного аппарата формируются приспособительные (компен­саторные) изменения уклада органов артикуляции при про­изводстве звуков; высокий подъем корня языка и сдвиг его в заднюю зону ротовой полости; недостаточное участие губ при произнесении лабиализованных гласных, губно-губных и губ­но-зубных согласных; чрезмерное участие корня языка и гор­тани; напряжение мимической мускулатуры. Наиболее существенными проявлениями дефектности фо­нетического оформления устной речи являются нарушения всех оральных звуков речи за счет подключения носового ре­зонатора и изменения аэродинамических условий фонации. Звуки становятся назальными, т. е. изменяется характерный тон согласных. Помимо этого выявляется специфическая окраска некото­рых согласных звуков (чаще задненёбных) за счет подключе­ния глоточного резонатора. Фарингализация, т. е. дополни­тельная артикуляция за счет напряжения стенок глотки, возникает как компенсаторное средство. Встречаются также и явления дополнительной артикуля­ции в полости гортани, что придает речи своеобразный «щелкаюпдий» призвук. Выявляется множество и других более частных дефектов. Например: ü опускание начального согласного («ак, ам» — так, там); ü нейтрализация зубных звуков по способу образования; ü замена взрывных звуков фрикативными; ü свистящий фон при произношении шипящих звуков или наоборот (сш или шс); ü отсутствие вибранта р или замена звуком ы при сильном выдохе; ü наложение дополнительного шума на назализованные звуки (шипение, свист, придыхание, храп, гортанность и т. п.); ü перемещение артикуляции в более задние зоны (влияние высокого положения корня языка и малого участия губ при артикуляции). В некоторых случаях отмечаются явления ги­перкоррекции, т. е. перемещение артикуляции в передние зоны. Например, звук с заменяется звуком ф без изменения способа артикуляции. Характерно понижение разборчивости звуков в стечении согласных в конечной позиции. Взаимосвязь назализации речи и искажений в артикуля­ции отдельных звуков весьма разнообразна. Нельзя установить прямого соответствия между величи­ной небного дефекта и степенью искажения речи. Слитком разнообразны компенсаторные приемы, которыми пользуют­ся дети для производства звуков. Многое зависит также от соотношения резонирующих полостей и от многообразия ин­дивидуальных особенностей конфигурации ротовой и носо­вой полости. Имеются факторы, менее специфические, но так­же влияющие на степень внятности звукопроизношения (возрастные, индивидуально-психологические свойства, соци­ально- психологические и др.)- Речь ребенка с ринолалией в целом мало разборчива. М. Момеску и Э. Алекс показали, что разговорная речь детей с расщелиной нёба содержит только 50% информации по срав­нению с нормой, возможность передачи речевого сообщения ре­бенком уменьшена вдвое. Это является причиной серьезных коммуникативных затруднений. Таким образом, механизм на­рушения при открытой ринолалии определяется следующим: 1) отсутствием нёбно-глоточного затвора и вследствие это­го нарушением противопоставлений звуков по признаку ро­товой-носовой; 2) изменением места и способа артикуляции большинства звуков по причине дефектов твердого и мягкого нёба, вялос­тью кончика языка, губ, отодвиганием языка вглубь ротовой полости, высоким положением корня языка, участием в ар­тикуляции мышц глотки и гортани. Особенности устной речи детей с ринолалией во многих случаях являются причиной отклонения в формировании других речевых процессов. Письменная речь. Особенности произношения детей с ринолалией ведут к искажению и несформированности фоне­матической системы языка. Поэтому звуковые образы, накоп­ленные в их речевом сознании, неполноценны и не расчлене­ны для формирования правильного письма. Вторично обусловленные особенности восприятия речевых звуков являются основным препятствием к овладению пра­вильным письмом. Связь нарушений письма с дефектами артикуляционного аппарата имеет разнообразные проявления. Если к моменту обучения ребенок с ринолалией овладел внятной речью, уме­ет четко произносить большинство звуков родного языка и в его речи остается лишь незначительный назальный оттенок, то развитие звукового анализа, необходимого для обучения грамоте, протекает успешно. Однако, как только возникают у ребенка с ринолалией дополнительные препятствия для нор­мального речевого развития, проявляются специфические на­рушения письма. Позднее начало речи, длительное отсутствие логопедической помощи, без которой ребенок продолжает про­износить малопонятные искаженные слова, отсутствие рече­вой практики, в ряде случаев сниженная психическая актив­ность влияют на всю его речевую деятельность. Дисграфические ошибки, которые наблюдаются в письмен­ных работах детей с расщелинами нёба, разнообразны. Специфическими для ринолалии являются замены п, б, на м, т; д на н и обратные замены нд; т, мб, п, обуслов­ленные отсутствием фонологического противопоставления со­ответствующих звуков в устной речи. Например: придет — «принет», дал — «нал», ландыш — «ланныш», «ладныш», ог­ненные — «огнедные» и т. д. Выявляются пропуски, замены, употребление лишних глас­ных: «в сенем» — в синем, «крельца» — крыльца, «грибими» — грибами, «гулубятня» — голубятня, «пршел» — пришел. Распространены замены и смешения шипящих-свистящих «зелезо» — железо, «закрузились» — закружились. Отмечаются трудности употребления аффрикат. Звук ч на письме заменяется ш, с или ж; щ на ч: «прящутся» — прячут­ся, «щулан» — чулан, «шитала» — читала, «серез» — через. Звук ц заменяется на с: «скворес» — скворец. Характерны смешения звонких и глухих согласных: «изправь» — исправь, «в портвеле» — в портфеле. Нередки ошибки на пропуск одной буквы из стечения: «расвел» —расцвел, «конату» — комнату. Звук л заменяется р, р на л: «проварился» — провалился, «подпрыла» — подплыла. Степень нарушения письма зависит от ряда факторов: глу­бины дефекта артикуляционного аппарата, особенностей лич­ности и компенсаторных возможностей ребенка, характера и сроков логопедического воздействия, влияния речевой среды. Необходимо проводить специальную работу, включающую развитие фонематического восприятия с одновременным воз­действием на произносительную сторону речи. Коррекция нарушений речи у детей с ринолалией осуще­ствляется дифференцированно в зависимости от возраста, со­стояния периферического отдела артикуляционного аппара­та и от особенностей речевого развития в целом. Основным дифференцирующим показателем для опреде­ления детей в логопедические учреждения является развитие речевых процессов. Детям дошкольного возраста с наруше­нием фонетической стороны речи оказывается логопедичес­кая помощь амбулаторно в детской поликлинике или в ста­ционаре (в послеоперационный период). Дети, имеющие недоразвитие других речевых процессов зачисляются в спе­циальные детские сады в группы для детей с фонетике-фоне­матическим или общим речевым недоразвитием. Дети школьного возраста, имеющие выраженные наруше­ния фонематического восприятия, получают помощь на лого­педических пунктах при общеобразовательных школах. Одна­ко они составляют специфическую группу из-за выраженности и стойкости первичного дефекта и тяжести нарушения пись­ма. Поэтому часто коррекционное воздействие в условиях специальных школ оказывается для них более эффективным. Для детей школьного возраста с ринолалией, имеющих об­щее недоразвитие речи, характерна недостаточность в разви­тии лексики и грамматического строя. Обусловленность ее различна: сужение социальных и речевых контактов детей из- за грубого дефекта звуковой речи, позднее ее начало, осложненность основного дефекта проявлениями дизартрии или алалии. Речевые ошибки отражают низкий уровень усвоения язы­ковых закономерностей, нарушение лексической и синтакси­ческой сочетаемости, нарушение норм литературного языка. Они обусловлены прежде всего малым объемом речевой прак­тики. Словарь детей недостаточно точный по употреблению, с ограниченным количеством слов, обозначающих отвлеченные и обобщенные понятия. Этим объясняется стереотипность их речи, замены близких по значению слов. В письменной речи типичными являются случаи непра­вильного употребления предлогов, союзов, частиц, ошибки в падежных окончаниях, т. е. проявления аграмматизма в пись­ме. Распространенными оказываются замены и пропуски пред­логов, слияние предлогов с существительными и местоимени­ями, неправильное членение предложений.

4. Заключение

Устранение патологической назализации голоса при рино­лалии, несмотря на многообразие применяемых приемов, представляют известную трудность. Определяется она в первую очередь тяжестью дефекта и характером хирур­гического вмешательства, которое не всегда достигает хо­рошего анатомического и функционального эффекта. Вос­становление тембра осложняется тем, что при врожденных расщелинах твердого и мягкого нёба страдает механизм голосообразования, так как иннервация мягкого нёба влия­ет на функцию голосовых складок. Коррекционная работа требует воздействия на всю систему голоса и речеобразования. Патофизиологические исследования, выявляющие особенности дыхания, фонации и артикуляции у данного контингента, расширяют представление о структуре дефекта и позволяют выбирать более обоснованные и целенаправ­ленные методы логопедической работы. Особенно важны­ми являются ранние профилактические и комплексные коррекционные мероприятия, которые могут ослабить раз­витие дефекта и способствовать скорейшей социальной ре­абилитации лиц с врожденными аномалиями нёба.

Литература

1. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений. Под редакцией Л.С. Волклвлй, С.Н. Шаховской. 3е изд., переработанное и дополненное. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003. 680с. 2. Хрестоматия по логопедии. Под редакцией Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М., 1997. Ч.I – с. 120-162. 3. Логопедия. Под редакцией Хватцева М.Е. М. 1959. 4. Расстройства речи у детей и подростков. Под редакцией С.С. Ляпидевского. М. 1969. 5. Нарушения письменной речи у младших школьников. Под редакцией Садовниковой. М. 1983.