Каталог :: Педагогика

Реферат: Народная игровая культура как педагогическое явление

                                   План                                   
1.     Актуальность проблемы
2.     Проблема изучения народной игровой культуры, как       педагогического
явления.
2.1. Понятия: культура, игра, народная игра, народная игровая
культура.
Явления: педагогическое, потенциал народной игры.
2.2. Самоценность народной игры, как педагогического явления.
3. Доказательство ценности народной игровой культуры, как педагогического
явления.
3.1. Анализ народной игры из источника «Подвижные игры».
3.2. Дополнение к разделу учебника по дошкольному воспитанию
4. Сценарии народных игр, способствующих воспитанию.
5. Список использованной литературы.
                              
Выбирая тему «Народная игровая культура, как педагогическое явление», я
ставила перед собой две цели. Во-первых, попытаться доказать, что народная
игровая культура действительно имеет огромные воспитательный потенциал в
теории и практике дошкольного образования. Во-вторых, разобраться и лучше
понять самой, что именно дает народная игровая культура дошкольникам, какие
качества она воспитывает и как влияет на их общее развитие.
Безусловно, я считаю, что ценность народной игровой культуры состоит именно в
том, что она имеет огромный педагогический потенциал в дошкольной
образовательной практике. Но я хочу понять, как именно народная игра влияет
на развитие ребенка, почему ее не может заменить во всем обычная сюжетно-
ролевая игра, почему дети во все времена играли и играют в «салки», «жмурки»,
«фанты». Чем же так интересна, уникальна именно народная игра? Почему и
взрослые порой не прочь поиграть в нее?
                       Актуальность проблемы                       
Кардинальные социально-экономические и политические изменения, произошедшие в
нашей стране за последние годы, затронули практически все стороны
общественной жизни, в том числе и дошкольную педагогику. Новая концепция
дошкольного воспитания ориентировала педагогов на признание самоценности
дошкольного детства как уникального периода в жизни человека исходя из этого
задача педагога состоит не в подготовке ребенка к школе, а в обеспечении
условий для полноценного проживания этого уникального периода. Забота об
эмоциональном благополучии каждого ребенка, развитие дошкольных форм
деятельности, прежде всего, конечно, игры.
В связи с переходом от единой государственной программы к вариативному
образованию и с появлением множества альтернативных программ для дошкольных
учреждений особую актуальность приобретает вопрос об едином для всех программ
источнике детского развития, к которому можно обращаться снова и снова,
который проверен временем. Я думаю, что таким источником является народная
игровая культура. Ведь испокон веков в народных играх ярко отражался образ
жизни людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве, желание
обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений,
проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и
стремление к победе. А эти человеческие качества актуальны всегда.
Детские народные игры, песенки, потешки, прибаутки, частушки, небылицы,
скороговорки, сговорки, чистоговорки, считалки, загадки являлись средством
умственного, нравственного, эстетического, эмоционального развития детей
особенно дошкольного и младше школьного возраста, представляли собой ядро
детской культуры, универсальную форму общения между детьми, детьми и
взрослыми. На сегодняшний день перед обществом стоит задача создания условий
для бережного отношения и сохранения детского языка, детских традиций,
детской субкультуры.
     Проблема изучения народной игровой культуры, как       педагогического явления.
Хейзинга Йохан (1827-1945)-нидерландский историк, философ, теоретик культуры.
Автор игровой концепции культуры: игра-источник культуры, «культура
первоначально разыгрывается». Игровые инстинкты присущи человеческой природе.
С ними связано восхождение к более высоким формам культуры. В игре рождаются
великие движущие силы культурной жизни: право и  порядок, общение,
предпринимательство, ремесло и искусство, наука и.т.д. Игра- необходимый
способ социальной жизни, то, что поддерживает идеал и определяет духовную
жизнь эпохи. Но играть необходимо по правилам.
Игра старше культуры, ибо понятие культуры, как бы совершенно ни определяли
его, в любом случае предполагает человеческое сообщество, а животные вовсе не
ждали появления человека, чтобы он научил их играть. Животные играют точно
так же как люди. Все основные  черты игры уже присутствуют в игре животных.
Если проанализировать любую человеческую деятельность до самых пределов
нашего познания, она окажется не более чем игрой. Человеческая культура
возникает и развертывается в игре, как игра.
Игра  - содержательная функция со многими гранями смысла. В игре подыгрывает,
участвует
Кто обратит свой взгляд на функцию игры в культуре он находит игру в культуре
как заданную величину, существовавшую величину, существовавшую прежде самой
культуры, сопровождающую и пронизывающую ее самого начала вплоть до той фазы
культуры, в которой живет сам. Он всюду замечает присутствие игры как
определенного качества деятельности, отличного от обыденной жизни.
Важнейшие виды первоначальной деятельности человеческого общества все уже
переплетаются с игрой.
Хейзинга Йохан считал, что культура возникает в форме игры, культура
первоначально разыгрывается.
Подлинная культура не может существовать без определенного игрового
содержания, ибо культура предполагает известное самоограничение и
самообладание, известную способность не видеть в своих собственных
устремлениях нечто предельное и высшее, но рассматривать себя внутри
определенных, добровольно принятых границ. Культура все еще хочет в известном
смысле играться – по обоюдному соглашению относительно определенных правил.
Подлинная культура требует всегда и в любом аспекте, а честная игра есть не
что иное, как выраженный в терминах игры эквивалент порядочности. Нарушитель
правил игры  разрушает и культуру. Для того чтобы игровое содержание культуры
могло быть созидающим или подвигающим культуру, оно должно быть чистым. Оно
не должно состоять в ослепление или отступничестве от норм, предписанных
разумом, человечностью или верой. Оно не должно быть сиянием, которым
маскируется намерение осуществить определенные цели с помощью специально
взращенных игровых форм. Подлинная игра исключает всякую пропаганду. Она
содержит свою цель в самой себе. Ее дух и ее атмосфера – радостное
воодушевление, а не истерическая взвинченность. Сегодня пропаганда, которая
хочет завладеть каждым участником жизни, действует средствами, ведущими к
истеричным реакциям масс., и поэтому, даже когда она принимает игровые формы,
не может рассматриваться как современное выражение духа игры, но только как
его фальсификация.
Я думаю, речь здесь идет, прежде всего о народной игре. Ведь именно народная
игра хранит в себе культуру своего народа.
Русский мыслитель П.А. Флоренский писал, что культура есть среда, растящая и
питающая личность. Она прежде всего средоточение творческих возможностей
человека.
Осваивая мир культуры, дети не всегда пользуются дарованной им взрослыми
«свободой выбора» альтернативного средства или орудия. Нередко они идут по
пути наибольшего сопротивления, существенно раздвигая начальные рамки тех
задач, которые ставят перед ними взрослые. Креативный потенциал ребенка
обнаруживается не в умении производить выбор из готовых альтернатив, какими
бы сложными и неопределенными ни были его условия. Он находит свое выражение
в способности преодолевать «бархатный диктат» выбора, создавать
конструктивную альтернативу самому выбору.
Таким образом, культура – это не склад духовных окаменелостей, а хранилище
человеческих возможностей, замыслов и перспектив, многие из которых до сих
пор не реализованы. Именно поэтому она выступает как система условий
происхождения человеческих способностей – творческих по своей природе.
В таком виде культура не может быть прямо и однозначно «навязана»
осваивающему ее ребенку через своды некоторых форм и предписаний. Процесс ее
освоения, а  стало быть, и детского развития носит творческий характер.
Осмысление проблемности культуры и ее творческое присвоение – единственный
социально, психологически и педагогически оправданный путь человека. Это и
есть путь развивающего образования. Это и канал, в русле которого происходит
размыкание зоны ближайшего развития ребенка в перспективу бесконечного
становления человека субъектом культуры и истории.
Развитие творческого потенциала детей – не специальная задача образовательных
институтов общества. Оно происходит параллельно с формированием у ребенка
целостной системы исторически сложившихся способностей.
Творческая деятельность детей, направленная на присвоение человеческой
культуры, - необходимое условие расширенного воспроизводства творческих
способностей в современном мире. Детство, прежде всего дошкольное, -
единственный период человеческой жизни, когда творчество становится
универсальным и естественным способом бытия человека. Видимо, это часто
давало повод считать ребенка олицетворением общечеловеческого, иногда
божественного, творческого начала, на которое следует равняться взрослому
творцу. По словам английского философа Ф. Бэкона, чтобы войти в науку, мы
должны уподобиться детям. Вторя ему, П.А. Флоренский писал, что секрет
творчества – в сохранении юности, а секрет гениальности – в сохранении
детства на всю жизнь.
Итак, детское развитие – процесс приобщения ребенка процесс приобщения
ребенка к освоению мира культуры, его самоопределения в нем. Присваивая
культуру, ребенок приобретает важнейшие созидательные способности: творческое
воображение, постигающее мышление, ориентация на позицию другого человека,
произвольность поведения, элементы рефлексии.
По Запорожцу специфическое осмысливание человеческой культуры происходит в
детских видах деятельности и доступных для дошкольников формах. Прежде всего
это конечно игра. Многие детские игры исходят из ритуалов взрослых, оттуда и
возникла игра. Общество, руководствуясь воспитательными целями, специально
запроектировало в играх особые комические моменты, связанные с проявлением
внутренней свободы.
Именно игра – фундаментальный источник духовного роста в дошкольном возрасте.
Прежде всего потому, что только она способна вырвать ребенка из оков
повседневного бытия. В этом ее колоссальная развивающая сила. Игра вводит
детей в новый, необыденный мир – мир социальных отношений людей их общих
смыслов.
Седлавшему палочку ребенку важно не «уехать» или «доехать»,  а именно
«ехать». По признанию психологов, мотив игры заключен не в достижении
конкретного результата, а в самом действии.
Таким образом, в игре у дошкольника закладывается ряд важнейших психических
качеств, в первую очередь способность ориентироваться на позиции других
людей, оценивая свои действия и поступки как бы со стороны, глазами эти
людей. Он обнаруживает, что любое действие вплетено в сложную систему
человеческих отношений, так или иначе адресуется другому человеку. Благодаря
этому ребенок начинает более или менее осмысленно ориентироваться в сфере
собственных мотивов и переживаний, управлять своим поведением, то есть у него
постепенно формируется произвольность.
Два основных психических новообразования дошкольного возраста, формирующихся
в игре -  ориентация на позицию другого человека и творческое воображение, -
теснейшим образом связаны друг с другом.  Можно даже сказать, что это две
стороны одного и того же начала в ребенке, начала творческого.
Роль игры в развитии психических процессов у дошкольников изучалась в
сравнительных исследованиях. Т.В. Ендовицкая установила повышение
эффективности сенсорных процессов у ребенка-дошкольника в условиях игры.
Богуславская обнаружила переход детей на более высокий уровень абстракции и
обобщения, осуществляемый в играх. Истомина показала, что в игре создаются
наилучшие условия для формирования процессов произвольного запоминания и
припоминания. Пользуясь выражением С.Л. Рубинштейна, можно сказать, что
психические процессы ребенка не только проявляются, но и формируются в играх.
В игре дошкольник с помощью своих движений и действий с игрушками активно
воссоздает труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между
ними. Тем самым складываются необходимые условия для осознания ребенком новых
областей действительности, а вместе с тем и для развития соответствующих
способностей.
Большое значение для формирования полноценной личности имеют игры, идущие от
исторически сложившихся традиций этноса – народные игры.
     Самоценность народной игры, как педагогического явления.     
Народные игры — наиболее универсальная, естественная, традиционная форма
взаимодействия детей, которая осуществлялась одновременно в трех аспектах:
1. речевого (словесного) общения;
2. ритмического или мелодического выражения;
3. совместных движениях и действиях.
До сих пор популярны среди детей такие народные игры, как «Зелена»,
«Каравай», «Колобок», «Бояре», «Гуси-гуси», «Горелки» и т. д., те немногие
крупицы некогда богатейшей детской культуры, которые являются и источником
положительных эмоций и средством проявления коллективного вдохновения,
единодушие детей, с помощью которого удовлетворяются насущные социальные
потребности каждого нормального ребенка: быть частью группы, членом детского
коллектива, быть принятым компанией сверстников, быть участником игры и т. д.
На определенном этапе развития перед ребенком встает задача научиться
организовываться, договариваться, идти на компромисс, подчиняться
общепринятым требованиям, соблюдать дисциплину и т. д. В такой естественной,
игровой, художественной форме, как народные игры, считалки, сговорки, зачины
и т. д., ребенок усваивал необходимость распределения обязанностей и
соблюдения правил (в противном случае, он выпадал из игры, а эта санкция
достаточно действенна для него), а также получал возможность, умение и навык
совместной деятельности, коллективного взаимодействия в целом.
Научить ребенка соблюдать разумные правила – это краеугольный камень
педагогики, основа, принцип и условие человеческого существования,
пренебрежение которым ведет общество к распаду.
Подвижная игра – естественный спутник жизни  ребенка, источник радостных
эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального,
художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения
сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое,
заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается
эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и
преданности Родине.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и
доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению
кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех
психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой
ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-
дошкольника.
Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-
игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-
лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Чепена», «Олени и пастухи»
и так далее.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а
встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют
персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что
требует от детей активной умственной деятельности.
В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых
заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению
сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.
Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации
ребенок должен проявить более сложную, то есть мгновенную и правильную,
реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благополучному
результату («Палочка-выручалочка», «Пятнашки» и другие.).
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь
ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения,
содействуют формированию воли, то есть они обеспечивают условия, в рамках
которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например,
в игре  «Коршун и наседка » коршун должен ловить лишь одного цыпленка,
стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам
тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности
и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства
коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи, ответственности, смелости,
находчивости (наседка).
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны
и образны, часто сопровождаются неожиданными и веселыми моментами,
заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они
сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют
ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Так, например, зачины, которые, по
определению русского фольклориста Г.А. Виноградова, являются как бы игровой
прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на
объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил. Этому
способствуют ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок,
предшествующих игре.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников
всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым
репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель,
творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей,
побуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых
действий.
Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы
научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они
приучатся сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и
мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей
среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и
приводить его в исполнение, проявлять инициативу, то есть дошкольники
приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами
представляют собой основу начального этапа формирования, гармонически
развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную
чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить,
что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека.
Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и
дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
     Доказательство ценности народной игровой культуры, как педагогического явления.
Чтобы попытаться доказать ценность народной игровой культуры как
педагогического явления, обратимся к конкретному примеру. Например, такая
народная игра как «Лапта». В игре ребенок может, поймав мяч, вернуть в круг
игрока, «засаленного» ранее. Значит, поведение в игре направляется двойной
задачей: самому бегать, увертываясь от меча, и поймать мяч, чтобы помочь
товарищу в которого попали мячом. Действия ребенка могут ограничиться лишь
ловким бегом, но он ставит перед собой другую цель -  помочь товарищу, хотя
это связанно с риском: если попытка поймать мяч окажется неудачной, придется
покинуть круг играющих. Таким образом, в играх с двойной задачей ребенок по
собственной инициативе оказывает помощь товарищу и радуется, когда это
удается. В реальной жизни подобные ситуации складываются не часто, и
поведение детей чаще направляется словесными указаниями педагога.
Товарищескую солидарность такими указаниями воспитать трудно. Другое дело –
народные игры, требующие от участников взаимопомощи, особенно если действуют
и соревнуются команды. Наличие двойной задачи в игре особо выделял Эльконин в
плане морального развития. Таким образом народная игра выступает как средство
нравственного воспитания.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к
социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все
человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого
собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание
взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть
элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Народная игра как одно
из средств нравственного воспитания является наиболее доступной для ребенка
формой освоения морали.
Народные игры, игры с правилами дают возможность каждому участнику сравнивать
свои действия и их результаты с действиями и результатами других. Ценно и то,
что ребенок пытается самостоятельно оценить свои действия и действия других
играющих (в отличие от иных видов деятельности, где это делают взрослые).
Таким образом, игры с правилами благоприятны для развития у дошкольников
способности к взаимооценке и самооценке. То, что ребенок в конкретной
ситуации игры, которая ему интересна, ярко, эмоционально окрашена, видит свои
промахи, несоответствия требованиям и осознает это в сравнении, вызывает у
него желание стать лучше, то есть рождает стремление к самосовершенствованию.
Также и успех в игре поднимает его в собственных глазах и глазах других
детей, побуждает к новым усилиям и достижениям. Таким образом, игры с
правилами – важнейшее средство воспитания и обучения детей дошкольного
возраста.
В зависимости от характера обучающей задачи народные игры делятся на две
большие группы – дидактические и подвижные игры, которые, в свою очередь,
классифицируются с учетом различных оснований. Так, дидактические игры
подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и
другие), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками,
настольно-печатные, словесные).
Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней,
большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с
перебежками и другие), по предметам, которые используются в игре (игры с
мячом, с лентами, с обручами и другие).
Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера –
обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную
дидактическую игру, но облекают ее в занимательной для детей форму.
Ребенка привлекают в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а
возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться
результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями,
умственными операциями, которые определенны обучающей задачей, он не сможет
успешно выполнить игровые действия, добиться результата.
Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них
деятельности – отличительная особенность дидактических игр.
Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем был народ,
подметивший удивительную особенность маленьких детей – восприимчивость к
обучению в игре, с помощью игр и игрушек. За всю историю человечества у
каждого народа сложились свои дидактические игры, были созданы своеобразные
дидактические игрушки, ставшие частью его народной игровой культуры. В
содержании дидактических игр и игрушек отразились особенности национального
характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа. Но можно
проследить и нечто общее, свойственное всем дидактическим играм и игрушкам
независимо от того, в каком уголке земного шара они возникли. В них отчетливо
прослеживается сложившийся в представлениях разных народов взгляд на ребенка
как на существо, которое нуждается для своего полноценного развития в
познании окружающего мира, радостном настроении, эмоционально окрашенном
общении с окружающими близкими ему людьми, в активных действиях, движениях,
позволяющих раскрыться, проявить себя. С полным основанием можно считать
народные дидактические игры воплощением гуманного, уважительного, бережного
отношения к силам, возможностям, тенденциям развития ребенка.
Народные дидактические игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного и
обучающего воздействия с учетом возрастных психофизиологических особенностей
ребенка. Для народных дидактических игр характерно четко выраженное обучающее
эмоционально-познавательное содержание, воплощенное в игровой форме,
образности, динамичности игровых действий. Содержание игры событийно, то есть
отражает какой-либо случай, происшествие, вызывающее определенный
эмоциональный отклик у ребенка и обогащающее его социальный опыт.
Классикой русской народной педагогики стали такие дидактические игры как
«Сорока-белобока», «Гули-гули», «Ладушки», «Прыгунки», «Фанты», «Барыня»,
«Краски» и многие другие. Из поколения в поколение передаются дидактические
игрушки, созданные народом для развития речи, воли, внимания, точности и
координации движений, формирования представлений о цвете, форме, величине,
пространственном расположении. В содержании и конструкции дидактических
игрушек нашло выражение свойственное русской народной педагогике
представление о воспитании у детей самостоятельности как внешней черты
характера. Во многих игрушках заложена возможность самообучения ребенка через
игровые действия, их повторность, поиск правильного решения задачи,
достижение успешного результата. Способ игрового действия часто
подсказывается самой конструкцией народной дидактической игрушки, что
отвечает задаче воспитания самостоятельности в игре.
В русской народной педагогике имеются дидактические игры и игрушки,
предназначенные для детей разных возрастов: от раннего до школьного. Они
входят в жизнь ребенка очень рано – на первом году жизни. Мать, играя с
ребенком  7 – 9 месяцев отроду, привлекает его внимание к окружающим
предметам  учит первым игровым действиям. Так, слушая «Сороку-белобоку»,
малыш перебирает пальчики своей руки, трясет мизинчик, которому не досталось
каши зато, что он «мякинку не принес», «за водицей не ходил, дров не носил,
кашку не варил», поднимает ручки к голове при словах «Шу, шу! На головку
села!». А двух летний малыш, охотно включаясь в игру-перекличку, учится
говорить, участвовать в диалоге, приобретает первые конкретные представления
о нормах поведения. Простые рифмованные тексты, которые вызывают у слушающих
желание их проговаривать, стимулируют несложные игровые действия, создают у
малыша радостное настроение, удовлетворяют потребность в активном познании
окружающего мира.
Для детей постарше русская народная педагогика предназначает дидактические
игры, в которых заложена возможность развития активности, сноровки,
инициативы, смекалки. Здесь находят выражения присущая дошкольникам
потребность в движении, в общении со сверстниками, заключается обильная пища
для работы ума воображения. Выдумка, шутка, юмор, оптимистический характер –
отличительные особенности русских народных игр. Они приучают ребенка
преодолевать трудности, радоваться выигрышу, мужественно переносить неудачу.
В каждой народной игре решается комплекс воспитательно-образовательных задач.
Так, игра «Барыня», в которой много запрещающих правил, ненавязчиво учит
ребенка выдержке, умению подчинять чувства рассудку; развивает память,
гибкость мышления.
С течением времени народные игры подвергаются изменениям, которые вносят сами
дети (обновляют содержание, усложняют правила, используют иной игровой
материал). Варианты игр творят педагоги-практики. Опираясь на идеи,
заложенные в народных играх, ученые создают новые дидактические игры,
предлагают целые системы таких игр.
Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и
обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила свое развитие в
трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу, в
каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры
занимали и занимают особое место.
В советской педагогике система  дидактических игр была создана в 60-е годы в
связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются
известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и
другие. В последнее время поиски ученных идут в направлении создания серии
игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются
гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных
умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет
фиксированных правил, напротив, дети ставятся перед необходимостью выбора
способов решения задач. Авторы чаще называют предлагаемые игры развивающими,
а не традиционно – дидактическими.
Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру
демократичной: им подчиняются все участники игры. Даже внутри одной
дидактической игры правила различаются. Одни направляют поведение и
познавательную деятельность детей, определяют характер и условия выполнения
игровых действий, устанавливают их последовательность, иногда очередность,
регулируют отношения между играющими. Другие правила ограничивают меру
двигательной активности ребенка, пускают ее по иному руслу, усложняя тем
самым решение обучающей задачи. В некоторых играх есть правила, запрещающие
действия и предусматривающие наказание. Запрещающие правила усиливают
контроль ребенка за своим поведением, что повышает произвольность последнего.
В играх для старших дошкольников правила указывают, как выбирать и сменять
водящего, кого считать выигравшим и проигравшим, что влекут за собой проигрыш
и выигрыш.
Подлинная игра основана на самостоятельности и самоорганизации детей. Наличие
готового содержания и фиксированных правил облегчает объединение в игре.
Этому же служат и считалки, с помощью которых дети настраиваются на игру,
выбирают водящего, учатся быть справедливыми.
Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности
детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной
частью занятия, а в группах раннего возраста – основной формой организации
учебного процесса.
     

Сценарий народной игры

Мой вариант сценария

1. «Жмурки»

С помощью считалки выбирают водящего, ему завязывают глаза. Он должен догнать и задеть кого-нибудь из играющих, и тот, кого он задел, становится водящим. Далее игра продолжается тем же образом, но с новым водящим.

С помощью считалки выбирают водящего, ему завязывают глаза. Играющие по очереди дают ему в руки

различные предметы. Водящий должен на ощупь угадать, что это. Тот, чей предмет он угадает, становится водящим.

2. «Молчанка»

Все садятся и хором произносят:

Первенчики, бубенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок,

Молчок!

Тому, кто не выдержит и засмеется, назначают фант и предлагают исполнить танец, спеть песенку и т.д.

Правила игры те же, но игра проводится 3-4 раза. Каждому засмеявшемуся присуждаются балы: первому – 0 баллов, второму – 1 балл, и так далее до последнего участника. В конце игры подводятся итоги, и тот, кто набрал больше всех баллов, дает любое задание тому, у кого меньше всех баллов.

3. «Прятки»

С помощью считалки выбирают водящего. Он закрывает глаза и считает до 10. Остальные играющие в это время должны спрятаться. Далее водящий начинает искать спрятавшихся игроков, и тот кого он найдет первым становится водящим. Далее игра продолжается тем же образом но с новым водящим.

С помощью считалки выбирают водящего, ему завязывают глаза. Он считает до 10, а в это время все разбегаются и прячутся в комнате. Далее водящий пытается кого-нибудь найти, а играющие помогают ему словами «тепло», «холодно». В то время, когда водящий ищет, никто не имеет права передвигаться. Тот, кого водящий найдет первым становится новым водящим. Далее игра продолжается тем же образом но с новым водящим.
Список использованной литературы. 1. В.Т. Кудрявцев «Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка». Москва 1997г. 2. А.В. Запорожец «Избранные психологические труды». Москва 1986г. 3. Е.О. Смирнова «Дошкольная педагогика от Фребеля до «Истоков»». Москва – Киров 2003г. 4. С.А. Козлова, Т.А. Куликова «Дошкольная педагогика». Москва 2000г. 5. Интернет. 6. А.В. Кенеман «Детские подвижные игры народов СССР». Москва 1989г.