Каталог :: Педагогика

Курсовая: Особенности ранней социализации детей в семье

                           Министерство образования РФ                           
                    Череповецкий государственный университет                    
                        Институт педагогики и психологии                        
                               Кафедра: Педагогики                               
     
     
     
                Курсовая работа по социальной педагогике на тему:                
              Особенности ранней социализации детей в семье              
      
     
     
     
     
     
     
     
Выполнила: студентка группы 4СОП-31 Мурашкина С.В.
Принял: Дудинова И. Ю.
     
     
     
     
     
     
     
     
                                 Череповец 2004                                 
                                Содержание                                
     Введение. 3
     1. Характеристика и особенности процесса ранней социализации в семье. 6
     1.1. Сущность понятия «социализация». Этапы социализации. 6
     1.2. Семья как институт социализации. 9
     1.3. Особенности ранней социализации. 13
     2. Анализ  опыта работы центра  ранней социализации детей «Зеленая дверца». 19
     2.1. Предпосылки возникновения центра «Зеленая дверца». 19
     2.2. Цель и принципы работы центра «Зеленая дверца». 20
     2.3. Содержание работы центра «Зеленая дверца». 23
     2.4. Значение работы центра «Зеленая дверца». 26
     Заключение. 29
     Список литературы.. 32
                   Введение                   
Сегодня в России в связи со сменой политической и экономической ориентации
государства, основные агенты социализации находятся в кризисе. Средняя
российская семья не способна качественно выполнять свою социализирующую роль,
наблюдается резкое падение ее воспитательных функций. Ускоренный темп
современной жизни, ее урбанизация наряду с постоянно повышающейся
ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний, неблагоприятными
тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток
нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-
психологическая культура общения приводят к нарушениям отношений между
родителями и детьми. Одностороннее доминирование матери приводит к снижению
роли отца в семье, и он не способен своевременно разрешать личностные
проблемы развития своих детей. Все это отрицательно влияет на воспитание
детей и формирование их личности. Семье принадлежит основная роль в
формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.
Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье
человек получает первый опыт социального взаимодействия. Ранний возраст
является наиболее важным в развитии всех психических процессов.
Ранняя социализация ребенка в семье имеет решающее значение для становления
семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие
детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей
Существует  проблема детско-родительских отношений, которая определяется всем
многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-
родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на
благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие
Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или
подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные
влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные
потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности,
удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации,
способствует появлению у личности образа своего “Я”.
Существует также проблема адаптации в детском саду и в школе.  К сожалению,
столкновение ребенка с «социумом» — нормами и правилами — проходящее в
достаточно резкой форме без учета психической и эмоциональной
подготовленности ребенка и тотальной загруженности новыми обучающими
программами — происходит в тот самый момент, когда закладывается сама
психическая структура ребенка.
Таким образом, изучение особенностей процесса ранней социализации в семье
становится все более актуальным в настоящее время.
     Объект исследования – ранняя социализация детей в семье.
     Предмет исследования – особенности работы центра  ранней социализации
детей «Зеленая дверца».
     Цель  курсовой работы – изучить  особенности ранней социализации детей в семье.
     Задачи курсовой работы:
·        раскрыть сущность процесса социализации;
·        рассмотреть семью как важнейший институт социализации;
·        определить понятие, средства, агенты и результат ранней социализации;
·        изучить и проанализировать работу центра ранней социализации
«Зеленая дверца».
     Методы исследования:  теоретический, сравнительный, изучение и анализ
литературы, цитирование, систематизация и классификация.
Проблему ранней социализации детей в семье занимались психологи, педагоги,
социологи. З.Фрейд считал, что период раннего детства является самым важным и
оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. А.В.Петровский,
Н.Смелзер,  А.В.Мудрик, Г.М.Андреева, Н.В.Андреенкова раскрывают  сущность
процесса социализации, Л.М.Митина,  И.Н.Зарецкая акцентируют свое внимание на
связи социализации с обучением и воспитанием.  Г.И.Соловников, А.В.Мудрик,
Т.Парсокс  В своих работах большое  внимание уделяют семье, Т.Парсокс  пишет,
что семья – это «основной орган социализации». М.В.Фирсов рассматривает
отношения родителей и детей, Е.М.Мастюкова занимается коррекционной работой,
большое значение придает эмоциональной атмосфере в семье. Д.Мид  рассмотрел
стадии процесса обучения детьми взрослых ролей, А.Халлер продолжил его в
концепции «значимого другого», здесь процесс ранней социализации рассмотрен с
точки зрения психологии. Раскрывают сущность процесса ранней социализации
также А.В.Мудрик, И.Н.Зарецкая.  А.Д.Андреева описывает опыт работы центра
ранней социализации «Зеленая дверца».
Несмотря  на актуальность, рассматриваемая тема  в литературе раскрыта не
полностью и поэтому должна стать предметом серьезного изучения.
     1. Характеристика и особенности процесса ранней социализации в семье
     1.1. Сущность понятия «социализация». Этапы социализации.
Изначально, проанализируем сущность процесса социализации, а затем рассмотрим
этапы социализации. Отметим, что сам термин не имеет однозначного толкования
и в настоящее время все чаще определяется как двусторонний процесс. С одной
стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в определенную социальную
среду. С другой – в процессе социализации он воспроизводит систему социальных
связей за счет вхождения в среду. Иными словами, не только обогащается
опытом, но и реализует себя. «В идеале, - отмечает А.В. Мудрик, -
социализированный человек должен быть способен противостоять если не
обществу, то тем или иным жизненным обстоятельствам» [5. с. 33].
Также изучением процесса  социализации  личности на разных этапах развития
общества занимались многие ученые. Среди них З.Фрейд, Ж.Пиаже, Б.Г.Ананьев,
Б.П.Парыгин, С.Л.Рубинштейн, К.А.Альбуханова-Славская, И.С.Кон,
Д.И.Фельдштейн, М.В.Демин, Н.П.Дубинина, А.Ф.Полис. Каждый из них в
соответствии со своей концепцией давал различные определения по­нятия
«социализация».
В психологическом словаре дается следующее опреде­ление: «социализация - это
эволюционный процесс, с ориентацией на итог овладения и воссоздания субъектом
социального опыта, который сам субъект осуществляет в факторах коммуникации,
в индивидуальной деятельности» [16, с. 289].
В социологии существует другая интерпретация данного понятия. Так под
социализацией понимается процесс усвоения индивидом образцов поведения,
социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в
данном обществе. В процессе социализации принимает участие все окружение
индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства
массовой информации и т.д. Для успешной социализации, по Н.Смелзеру,
необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремления
соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению,
происходит по трем различным стадиям:
·        стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;
·        игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
·        стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них
ждет целая группа людей [14, с. 125].
В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как
«воспитание», «обучение», «развитие личности».  Итак, социализация – это
процесс формирования и развития личности, происходящий под воздействием
вос­питательной и обучающей деятельности.
Воспитание и обучение (в узком смысле) - это специально организованная
деятельность с целью передачи социального опыта индивиду (ребенку) и
формирования у него определенных, социально желательных стереотипов
по­ведения, качеств и свойств личности [10, с. 54].
Процессы воспитания и социализации протекают параллельно и в то же время
независимо друг от друга, хотя и направлены на становление личности,
обретение человеком своего места в жизни. Различие между этими процессами
заключается в том, что воспитание, которое осуществляется в семье, в детском
саду, в школе, может прерываться, а вот социализация идет непрерывно [5, с.
33]. Например, разговор взрослых о своих проблемах может достаточно сильно
повлиять на ребенка, но это едва ли можно назвать воспитательным процессом.
Итак, для данной работы наиболее подходящим является следующее определение.
Социализация – это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение,
навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре,
считающиеся в ней необходимыми и желательными. агентами социализации
выступают люди и социальные институты, включенные в этот процесс, - родители,
сверстники, учителя, представители,. церкви, телевидение и другие СМИ. Хотя
все данные факторы могут оказывать на ребенка большое влияние, но семья, как
правило, является наиболее значимой частью мира ребенка. По этой причине она
обычно рассматривается как первичный и наиболее мощный агент социализации,
играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов; в
руководстве социальным поведением; в передаче ценностей, веры и норм,
свойственных данной культуре.
Цель социализации, то есть личностные качества, которые должен приобрести
ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить, - варьируют от
одной культуры к другой, точно так же как и методы, используемые для
социализации ребенка. Например, в американской культуре ценятся такие
качества, как независимость, уверенность в себе, высокий интеллект,
уважительность, популярность, целеустремленность и умение защищать  свои
права. В японской культуре, наоборот, ценится преданность своей группе и
общности, эмоциональная сдержанность, сговорчивость, готовность долго и
упорно работать для достижения отдаленной цели, обходительность и скромность.
Руководствуясь представлениями о значении социальной группы, японские
родители нередко для контроля поведения ребенка пытаются его пристыдить;
например, они могут спросить: «А что подумают другие люди?».
В любом обществе социализация человека имеет  особенности на различных
этапах. Существуют различные периодизации, так А.В. Мудрик предлагает
соотнести этапы социализации с возрастной периодизацией жизни человека. Он
исходит из того, что человек в процессе социализации проходит следующие
этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1 -3 года),
дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший
подростковый (10-12 лет), старший подростковый (12-14 лет), ранний юно­шеский
(15-17 лет), юношеский (18-23 года) возраста, моло­дость (23-30 лет), раннюю
зрелость (30-40 лет), позднюю зре­лость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65
лет), старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет) [11, с. 10].
Социальные психологи Н. В. Андреенкова и Я.И. Гилинский делают акцент на  то,
что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе
трудовой деятельности. Они выделяют три основные стадии: дотрудовую, трудовую
и послетрудовую. Дотрудовая стадия делится на два периода: ранняя
социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления в школу,
и стадия обучения, включающая весь период  времени обучения [2, с. 281].
Итак, к вопросу об этапах социализации существуют  различные подходы. Как
известно, с точки зрения психоанализа З. Фрейда, особое значение для развития
личности имеет период раннего детства [19, c. 351].  Другие школы  социальной
психологии  делают сегодня особый акцент на изучение социализации именно в
период юности. Можно сделать вывод  о том, что периоды детства и юности
оказывают большое влияние на следующие этапы социализации.
     1.2. Семья как институт социализации.
В данном параграфе мы рассмотрим определение понятия «семья», обозначим
основные функции семьи как института социализации и подробнее раскроем
эмоциональную функцию, в заключении дадим краткую характеристику состояния
семейной сферы в России на современном этапе.
Семья - важнейший институт социализации подрастающих по­колений. Она являет
собой персональную среду жизни и развития детей; самый первый институт
социализации ребёнка. “В семье. дети овладевают азбукой человеческого
общения, через которую постигают алгебру взаимоотношений” [15, с. 28].
Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены
которой связаны общностью быта, взаимной моральной  ответственностью и
взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов
поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и
детьми, детей между собой.
Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не
только иной экономической функцией, но и -что для нас еще важнее - коренным
изменением своих эмоцио­нально-психологических функций. Отношения детей и
родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более
эмоционально-психологическими, т. е. определяемыми глубиной их привязанности
друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной
из главных ценностей жизни [11,  с. 91].
Рассмотрим основные функции современной семьи.
Функции семьи – это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей
семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняла основные
функции:
·        воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное
воспроизводство человека в семье);
·        воспитательная функция – социализация молодого поколения,
поддержания культурного воспроизводства общества;
·        хозяйственно-бытовая функция – поддержание физического здоровья
членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
·        экономическая – получение материальных средств одних членов семьи
для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных
членов общества;
·        сфера первичного социального контроля – моральная регламентация
поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также
регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами,
родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений;
·        духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное
взаимообогащение;
·        социально-статусная – предоставление определенного статуса членам
семьи, воспроизводство социальной структуры;
·        досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение
интересов;
·        эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной
поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия
[4,  с. 405-406].
Функции семьи могут менять свое содержание и значимость вместе с изменением
социальных условий. Нарушению реализации функций способствуют разные факторы:
личностные особенности членов семьи, низкий уровень доверия и
взаимопонимания, условия жизни, неполный состав семьи, недостаточный уровень
знаний и навыков в культуре взаимоотношений и воспитании детей и др. В связи
с проблемой аддиктивного поведения особую значимость приобретает
эмоциональная функция, которая реализуется в удовлетворении потребностей
членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке,
психологической защите. С нарушением эмоциональной стабильности могут
развиться и укрепиться такие явления как повышенная тревожность, страх перед
действительностью, потеря чувства безопасности и недоверие к окружающим.
Уже в пренатальном периоде (до рождения) ребенок способен воспринимать
изменения эмоционального состояния матери. Ершова Т. И. и Микиртумов Б. Е.
[9, с. 6] отмечают, что эмоциональные расстройства матери могут оказывать
патогенное влияние на развитие ребенка, степень устойчивости адаптационных
процессов к моменту рождения и последующего взаимодействия с окружающей
средой. Дестабилизации эмоционального состояния способствуют разные факторы:
повышенная тревожность матери во время беременности, продолжительные стрессы,
переживания по поводу нежелательной беременности и др. Необходимой основой
является первая привязанность матери и ребенка. Она играет детерминирующую
роль в развитии ребенка и формировании его взаимоотношений как в семье, так и
в социуме вообще. Педиатры полагают, что первые полтора часа после рождения –
самый критический период для успешного выстраивания отношений привязанности и
доверия между родителями и детьми. Это тот промежуток времени, когда младенцы
находятся в состоянии максимальной восприимчивости, что в значительной мере
определяет глубину и силу привязанности между матерью и ребенком.
Проявление родителями безразличия, отвержения, враждебности, неуважения,
предъявление завышенных требований, систематические наказания – все это может
способствовать формированию у ребенка базовой враждебности по отношению к
родителям, отстраненности от самых близких людей, недоверию. Подобное отношение
к родителям в какие-то моменты может переноситься на отношение к взрослым
вообще. Отсутствие доверительных отношений во многом осложняет процесс
социализации. Если человек в детстве не научился доверять, “ему трудно создать
близкие отношения с людьми. Он рискует попасть в заколдованный круг
изолированности.” [18, с.57-58]. Доверие у ребенка укрепляется тогда,
когда его проблемы находят отклик у окружающих, когда в трудный момент ребенок
обретает поддержку (но не гиперопеку, которая лишает инициативы). Ребенку также
важно быть уверенным в том, что он состоятелен для окружающих (в первую очередь
для близких людей) как “соучастник” (в лучшем смысле этого слова) во многих
важных событиях. Он должен быть уверен в том, что с его потребностями и его
точкой зрения считаются. Так ребенок сможет реализовать свою страсть к
взрослению. Взрослым нельзя стать сразу. Взрослость начинает формироваться в
детстве.
В заключении можно сказать, что  анализ состояния семейной сферы в России
свидетельствует о явном неблагополучии. В условиях социально-экономической
нестабильности растет уровень  тревожности, агрессивности, конфликтности как
среди взрослых, так и среди детей. Отрицательно действует на подрастающие
поколение и переживаемая нами девальвация самого института семьи. Традиционно
в российском менталитете  складывалось бережное отношение к семье,
проявлялось, правда,  не всегда этично, стремление во что бы то ни стало
сохранить семейный союз. Развод и размолвки между родителями – это трагедия
для ребенка. причина тревожности, дискомфорта и чувства отчужденности. Е
Селезнев в статье «Главная педагогия – родительский дом» приводит следующие
данные. Подростки отвечали на анкету  об их будущей семье. На вопрос: «Хотели
бы вы, чтобы ваша семья была похожа на семью ваших родителей?» _ большинство
отвечало категорическим: «Нет». Большинство планировало для своей будущей
семьи большее, чем в родительской, количество любви, уважния, взаимного
внимания и помощи, иные отношения к детям [6, с. 18].
     1.3. Особенности ранней социализации.
Здесь мы определим понятие, средства и агенты ранней социализации; рассмотрим
влияние семьи на ребенка; охарактеризуем процесс принятия роли как один из
важнейших составляющих социализации; выясним результат ранней социализации.
Существуют различные подходы к обозначению социализации детей дошкольного
возраста. Так, например, Н.В. Анддреенкова, Я.И. Гилинский,  Г. М. Андреева
вводят понятие «ранняя социализация», А. В. Мудрик, И. Н. Зарецкая
употребляют термин «первичная социализация». Мы будем употреблять термин
«ранняя социализация».
Ранняя социализация охватывает время от рождения ребенка до поступления его в
школу, то есть те периоды, которые в возрастной психологии  именуются:
младенчество, раннее детство. дошкольное детство [2, с. 281]
Средствами  ранней социализации являются способы вскармливания младенца и
ухода за ним;  формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие
человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры
(колыбельные песни, сказки); стиль и содержание общения, а также методы
поощрения и наказания в семье; последовательное приобщение человека к
многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его
жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической
деятельности.
К агентам ранней социализации относят – родителей, братьев и сестер, бабушек
и дедушек, близких и дальних родственников, приходящих нянь, друзей семьи,
сверстников.  Ранняя социализация  осуществляются в семье, где складываются
первые представления о мире, о добре и зле, где ребенок и осознает себя [12,
с. 19].
У ребенка в данный период происходит накопление элементов системы ценностных
ориентации в сфере обществен­ных отношений, характеризуемое выделением личных
ценностей, их эмоцио­нальным освоением, закреплением в деятельности,
постепенно находящее аде­кватно мотивированное выражение.
С точки зрения Т. Парсонса, семья - основной орган социализации, мать и отец
- главные творцы личности, ребенок - пустой сосуд, который надо на­полнить
культурой [3, с.279].
Таким образом, первичную информацию об окру­жающем мире индивид получает в
семье.
Ученые пришли к интересному выводу, что даже способы ухода за младенцем, даже
характер пеленания (предоставляется свобода движения или нет) влияют на
развитие ребенка. Но это влияние не очень значительно, другое дело –
эмоциональная сфера. Выработанные в раннем детстве механизмы психологической
реакции на те или иные ситуации куда более устойчивы и могут закрепиться на
всю жизнь. Поэтому для будущего развития малыша так важно в этот период, как
удовлетворяется потребность в ласке, тепле, пище, Сне, испытывает ли он
эмоциональный комфорт или ощущает себя одиноким в новом огромном мире, где
добиваться самого необходимого приходиться с предельным напряжением сил. в
крике, истерике. Маленькому ребенку нужна ласка, нужен телесный контакт с
матерью, чтобы понимали и уважали желания.
Родителям свойственно недооценивать важность этого периода для дальнейшего
психосексуального развития ребенка. А именно первые три года жизни особенно
важны для правильного самоопределения в сфере межличностных, семейно-брачных,
и в том числе сексуальных отношений. Родителям следует помнить, что процесс
формирования полового самосознания ребенка проходит после рождения очень
важные фазы, что недоласканность в детстве может стать причиной половых
девиаций [8, с. 75 -76].
Итак, взаимоотношения, складывающиеся между родителями и  детьми, являются
решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный
момент – когда человек наиболее восприимчив к добру и злу, когда он более
доверителен и открыт всему новому, а именно в период младенчества. Вторая
характерная черта – взаимоотношения продолжаются всю жизнь и, следовательно,
оказывают наиболее длительное воздействие. Третья черта – родительско-детские
отношения являются самыми тесными и близкими отношениями, которые только
могут существовать в человеческом обществе.
Главным способом семейной социа­лизации является копирование детьми моделей
поведения взрослых членов се­мьи, а также принятие роли и исполнение роли.
Принятие роли – это попытка принять на себя поведение личности в другой
ситуа­ции или в другой роли. Участники детских игр принимают на себя
различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мамой, ты – папой, ты –
ребенком). Исполнение роли – это дей­ствия, связанные с действительным
ролевым поведением, в то вре­мя как принятие роли только претендует на игру.
Дж. Мид различал три стадии процесса обучения ребенка ис­полнению взрослых
ролей. Первая – подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет), во время
которой ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания
(например, де­вочка наказывает куклу). Вторая стадия, называемая игровой (в
3-4 года), наступает тогда, когда дети начинают понимать по­ведение тех, кого
они изображают, но исполнение роли еще не­устойчиво. В какой-то момент
мальчик изображает из себя строителя и укладывает игрушечные блоки один на
другой, од­нако минутой позже он начинает бомбардировать свои построй­ки,
затем становится милиционером, после чего космонавтом. Тре­тья –
заключительная стадия (в 4-5 лет и далее), в которой ролевое поведение
становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать
роли других актеров. Удач­ным примером или аналогом такого поведения можно
считать игру в футбол, когда в ходе перемещения по полю происходит постоянная
смена амплуа игроков. Для взаимодействия с парт­нерами каждому из игроков
необходимо ставить себя на место партнера и представлять себе, что он сделал
бы в том или ином игровом эпизоде. Команда возникает и действует только
тогда, когда каждый усваивает не только собственную роль, но и ро­ли
партнеров.
В ходе подобного процесса индивид, проходя последователь­но все стадии
вхождения в другие роли, развивает способность ви­деть свое собственное
поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции.
Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других в сознании
личности формируется «обобщенный другой». Он является грубым сравне­нием со
стандартами и ценностями общества. Повторяя принимае­мую роль «обобщенного
другого», индивид формирует свою кон­цепцию «Я». Недостаточная способность
адаптироваться к другой точке зрения, принимать на себя роли других индивидов
может отрицательно сказываться на развитии личности.
Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к тео­рии Дж. Мида
разработал концепцию «значимого другого». «Зна­чимый другой» – это та
личность, одобрения которой данный ин­дивид добивается и чьи указания он
принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов
и фор­мирование их собственного «Я». В качестве «значимых других» мо­гут
выступать родители, замечательные учителя, наставники, не­которые участники
детских игр и, возможно, популярные личности. Индивид стремится принять их
роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через
«зна­чимого другого».
Обучение большинству важнейших ролей начинается обычно в раннем детстве,
одновременно с началом формирования уста­новок, направленных на определение
роли и статуса. Большая часть этого этапа ролевого обучения проходит
бессознательно и безболезненно. Дети играют в игрушки, «разыгрывают»
представ­ления, помогают отцу и матери, читают истории из жизни раз­ных
социальных групп, слушают семейные разговоры и пассив­но участвуют в семейных
инцидентах. Из такого повседневного опыта они выносят представление о
действиях мужчины и жен­щины в различных ситуациях, о том, как муж и жена
должны относиться друг к другу. Маленький ребенок, подражая роли сво­его
отца, играемой им дома, бывает больше осведомлен о том, как должен
действовать и что должен думать мужчина в различных ситуациях семейной жизни,
чем тогда, когда он просто исполня­ет свою собственную роль ребенка. Подражая
действиям отца, он в какой-то степени может понять причины, которые стоят за
тем или иным отцовским действием, и это понимание со временем рас­тет. Его
«притворные», ненастоящие роли таким образом помо­гают ему достойно принять
на себя в будущем роль отца семей­ства. Человеку в более зрелом возрасте
такие ненастоящие роли помогают понять реакцию других людей на его поведение.
Из вышесказанного видно, что результатом ранней социализации должна  быть
готовность к школе. Школьная готовность предполагает готовность к большей,
чем раньше, самостоятельности, к сотрудничеству с чужими взрослыми и
сверстниками без непосредственной поддержки и защиты родителей. Трудно бывает
детям, особенно мальчикам, которые до школы росли в сверхтесном  контакте с
матерью при недостатке, а порой и полном отсутствии общения со сверстниками,
вообще - с людьми, не входящими в круг семьи, Такие дети часто просто не
могут оторваться от матери. остаться без нее. Иногда возникающий при этом
страх настолько глубок и силен, что  для его преодоления усилий родителей и
учителя недостаточно и может потребоваться помощь врача-психотерапевта.
Большинство детей, переживших страх, все же преодолевают его и мало-помалу
привыкают к школе. Лучше предупреждать такую ситуацию заранее обеспечив
ребенку возможность общения со сверстниками, даже если он не посещает детский
сад [6, с. 21-25].
Можно сделать вывод, что ранняя социализация осуществляется в семье, где
ребенок усваивает модели поведения, обучается большинству важнейших ролей.
Результатом ранней социализации является готовность к школе и свободное
общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней
социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, так как в этот
период примерно на  70% формируется человеческая личность.
В главе «Характеристика и особенности ранней социализации детей в семье»  мы
рассмотрели сущность и этапы ранней социализации,  пришли к выводу,  что
периоды детства и юности  оказывают большое влияние на следующие этапы
социализации. Рассмотрели семью как важнейший институт социализации детей,
именно в семье происходит процесс ранней социализации, человек получает первый
опыт социального взаимодействия. Ранний возраст является наиболее важным в
развитии всех психических процессов. Результатом ранней социализации является
школьная готовность. Отработав, принцип решения  задач на уровне детских
проблем, ребенок и в большую жизнь войдет во все оружии [7 с. 11].
     2. Анализ  опыта работы центра  ранней социализации детей «Зеленая дверца».
     2.1. Предпосылки возникновения центра «Зеленая дверца».
Для любого ребенка рано или поздно наступает момент, когда он, отпустив
мамину руку, входит в новый, неизведанный мир, населенный множеством пока еще
чужих для него детей и взрослых — он поступает в ясли, детский сад или школу.
Практика показывает, что ребенок, не владеющий навыками самообслуживания, но
психологически готовый к вступлению в более широкий, чем домашний, круг
социальных отношений, привыкает к детскому саду значительно быстрее и
безболезненнее, чем его сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не
знающий, как подойти или обратиться к чужому для него взрослому или другому
ребенку.
В целом, проблема психологической готовности ребенка раннего возраста к
«выходу» из семьи является ничуть не менее важной, чем проблема готовности к
школьному обучению, о которой сегодня так много говорят. Часто дети не могут
адаптироваться к детскому саду, а затем и к школе.
Первую в нашей стране попытку оказания подобного рода помощи детям и их
родителям и сделал Центр ранней социализации «Зеленая дверца» в Москве. Идея
создания такого учреждения столь необычного профиля принадлежит Франсуазе
Дольто, хорошо известной во Франции как педиатр и детский психоаналитик. Ею
впервые была поставлена задача профилактики и практического преодоления так
называемого «адаптационного синдрома», возникающего у детей, впервые
поступивших в детское дошкольное учреждение и психологически к этому не
готовых. 1977 году она — с группой других психоаналитиков — создала в Париже
модель «Зеленого Дома», которая сегодня распространилась по миру (сейчас
насчитывается более 300 учреждений, работающих по модели «Зеленого Дома»
Франсуазы Дольто в разных странах), доказывая свою актуальность и
эффективность и чаще всего существуя под «проясняющим» подзаголовком как
центр ранней социализации детей [17, с. 25].
     2.2. Цель и принципы работы центра «Зеленая дверца».
Цель  центра «Зеленая дверца» - подготовка  ребенка к детскому саду, то есть
развитие общительности, самостоятельности, а также интеллектуальная, душевная
и психологическая готовность к детскому саду.
Специалисты, работающие в "Зеленой дверце", своей главной задачей считают
попытку найти взаимопонимание, а не проводить консультативную или
диагностическую деятельность - для этого есть поликлиники и психологические
центры. Важно гарантировать детям и взрослым добрый прием, пространство и
уверенность в том, что их услышат безо всяких анкет, ограничений или
преимуществ.
Все основные принципы структуры и деятельности «Зеленого дома» Ф. Дольто
неукоснительно соблюдаются и в московском Центре ранней социализации. Они
обусловлены, с одной стороны, практической задачей оказания психологической
помощи ребенку, вступающему в мир социальных отношений, а с другой —
психоаналитическим подходом к профилактике и преодолению возможных
невротическим симптомов, образующих адаптационный синдром. В чем заключаются
эти принципы?
Во-первых, «Зеленая дверца» — это место, куда ребенок приходит вместе с
близким ему взрослым для того, чтобы поиграть, пообщаться с ним и с другими
детьми в наиболее комфортных условиях: как ни хорошо ребенку дома с мамой, а
полноценного общения все равно не получается, потому что мама постоянно
занята то стиркой, то готовкой, то уборкой, и все ее взаимодействие с
ребенком идет параллельно этим бесконечным домашним делам. Здесь же взрослый
может остановиться, отдохнуть, пообщаться с ребенком, с другими родителями,
увидеть сходство переживаемых ими трудностей и проблем. Здесь можно все,
кроме одного — нельзя уйти, оставив своего малыша под присмотром принимающего
персонала, то есть чужих для ребенка людей. Сцена прощания с родителями здесь
исключается. Первый опыт пребывания в детском учреждении ребенок приобретает
под защитой близкого человека. У некоторых родителей это вызывает недоумение:
трудно избавиться от мысли. что детское учреждение может и не быть камерой
хранения.
Во-вторых, «Зеленая дверца» является прежде всего местом слова. Даже если
ребенок еще не может выразить свои мысли словами, он использует свое тело в
качестве посредника, сообщающего взрослым об испытываемом им напряжении и
угнетенности духа. В роли таких сообщений могут выступать крики, плач,
капризы, психосоматические отклонения: нарушения сна, потеря аппетита,
неврозы, длительные заболевания органов дыхания и кожи, кишечно-желудочные
проблемы. Эти послания трудно расшифровать, и ребенок часто остается один на
один со своими трудностями и страданиями. В этом гостеприимном доме есть
возможность поговорить о переживаемых трудностях, услышать о проблемах других
семей и обменяться опытом: ведь бывают случаи, когда кто-то находит выход из
этого круга тоски, отчаяния и непонимания, расшифровывая послания малыша
своим близким.
В-третьих, «Зеленая дверца» служит местом отдыха и встречи малышей друг с
другом. Уголки для детей в возрасте от первых недель жизни до четырех лет
оборудованы соответствующими игрушками и приспособлениями. Для самых
маленьких здесь есть несколько шезлонгов, которые можно поставить так, чтобы
младенцы могли видеть друг друга и детей постарше. Для годовалых малышей
построен специальный подиум с лесенкой и горкой, мягкими матами и яркими
игрушками, на котором они чувствуют себя защищенными и с высоты которого им
хорошо видно все, что происходит вокруг. Для детей 2—4 лет есть горки,
лесенки, велосипеды, множество развивающих игрушек, конструкторов, кукол,
машинок и пр. Встречи в таком детском клубе помогут малышам наработать свой
первый опыт общения со сверстниками, который очень понадобится им в детском
коллективе.
Не менее важно и то, что ребенок, находясь здесь вместе с близким ему
человеком, учится не бояться новых, незнакомых взрослых, вступать с ними в
контакт, обращаться за помощью или с каким-то вопросом. Неумение общаться со
взрослыми, страх перед ними является одним из самых серьезных препятствий для
адаптации ребенка к детскому учреждению.
В-четвертых, в «Зеленой дверце» ребенок имеет возможность приобрести
необходимый для жизни в обществе опыт соблюдения и уважения установленных
норм поведения. Принимающий персонал сообщает ребенку и его маме, что в
«Зеленой дверце» существуют несложные и немногочисленные, но обязательные для
исполнения правила. В частности, нельзя на велосипеде пересекать красную
линию на полу (за ней находится «пешеходная зона»); играя с водой, необходимо
надеть непромокаемый плащик; нельзя расхаживать с едой по игровой комнате —
перекусить можно в отведенном для этого месте, за столиком. Мама помогает
ребенку соблюдать их. Даже совсем маленькие дети демонстрируют способность
освоить эти правила, хотя делают это совершенно по-разному.
И, наконец, пятая и, возможно, самая главная цель «Зеленой дверцы»: раннее
предупреждение возможных нарушений в развитии ребенка. Здесь, кроме родителя
и ребенка, есть еще и специалисты (психологи, педагоги и педиатры), готовые
всегда прийти на помощь. Они не занимаются ни воспитанием детей, ни
организацией игр и занятий с ними, не читают лекций родителям и не ведут
консультаций в привычном для многих понимании, они именно принимают их в
своем доме. Родители, если у них возникнет такое желание, могут проговорить
здесь свои самые сложные и наболевшие проблемы, их внимательно и с пониманием
выслушают, в мягкой и недирективной форме помогут разобраться и осознать
самую суть трудной ситуации, найти выход из создавшегося положения.
Соблюдению принципа анонимности способствует также и то обстоятельство, что
каждая группа принимающих специалистов работает в Центре только один день в
неделю, поэтому впечатление, которое оставил ребенок в какой-нибудь,
возможно, не очень удачный для себя день, не имеет никакого значения для
другой группы принимающих. Каждый родитель и каждый ребенок знают, что на
следующий день он встретит другого члена команды и сможет выяснить разные
точки зрения.
Существенное отличие Центра от психологических консультаций и медицинских
учреждений состоит в том, что здесь не проводится никакой диагностической или
планомерной коррекционной работы. Даже в том случае, если принимающие
специалисты заметят какие-либо отклонения в развитии и поведении ребенка, они
не выскажут своих наблюдений до тех пор, пока родитель сам не захочет
поговорить об этом. Ведь может случиться и так, что мама, прекрасно зная о
проблеме своего ребенка, приходит с ним в «Зеленую дверцу» именно потому, что
здесь она находит пути и средства помощи своему малышу в особенно трудном для
него деле вступления в мир незнакомых людей и отношений [1, c. 12].
     2.3. Содержание работы центра «Зеленая дверца».
Рассмотрим, что, собственно, представляет собой  центр «Зеленая дверца». Этот
центр создан для детей (с рождения до четырех лет) и родителей.
«Зеленая  Дверца» — это не консультативный центр, это не прием
психоаналитика, это работа с взаимодействием, где принимающий может
предложить вместе с родителем понаблюдать за поведением ребенка, тем самым
либо сняв его тревожность, либо поделившись своими наблюдениями и
размышлениями, работа с коммуникацией — естественной и повседневной, которая
является формо- и сущностно-образующей для отношений родитель-ребенок.
Сотрудник данного центра — это психоаналитик, который слушает и не дает
«прямых» советов, чаще он возвращает вопрос самой маме, тем самым стимулируя
поиск ответа на него у нее самой, которая, найдя его, через неделю или две,
а, может, через месяц — вновь придет, чтобы продолжить когда-то начавшийся с
одним из принимающих разговор. Она может и не прийти. И это будет ее воля.
Она может начать «внутренне» работать, но ее никто не будет подгонять или
стимулировать, потому что время понимания — это, пожалуй, главное, что
ценится в стенах «Зеленой дверцы».
Работа, осуществляемая в центре – это  действительная работа «здесь и
сейчас», это возможность работы одновременно с двумя сторонами — матерью и
ребенком, это обретение навыка очень бережного отношения к любой жизненной
ситуации, к любому взаимодействию родителя и ребенка, это уважение
возможности и желания «внутренне работать» каждого, это невозможность
западания в установку «лечить», это перманентная новизна ситуаций и
необходимость моментальных адекватных реакций, это навык работы со всеми —
взрослыми и детьми наравне. Повторюсь, это не консультация, и не прием
психоаналитика, это применение психоаналитического знания в жизни, в
воспитании, в отношениях родители-дети. Это тонкая работа с проблемой в
момент ее зарождения. И она не всегда удачна. Потому что правил и
отработанных схем нет и быть не может. Но всегда необходимо пробовать,
учиться и размышлять, для чего возможностей предостаточно.
"Так называемая терапевтическая среда возникает за счет специального
оборудования, игрушек, профессиональной подготовки сотрудников (а это -
педагоги, врачи, психологи) и что очень важно, за счет пребывания ребенка
ВМЕСТЕ с тем взрослым, с которым он пришел (мамой, папой, бабушкой или
няней). Это совместное пребывание дает ребенку чувство безопасности для
свободного и полного проявления своей личности. Сотрудники центра даже в
самом маленьком ребенке прежде всего видят именно личность. Франсуаза Дольто
писала: "В конечном счете важно не то, что ребенок есть ребенок, а то, что к
нему обращаются как к индивидууму, который пока что, временно, располагает
лишь детскими средствами выражения себя". В "Зеленой дверце" не говорят о
детях в третьем лице, а обращаются непосредственно к ним, как бы малы они не
были.
Среди  интересных идей можно перечислить  бассейн с водой, столь необходимой
для детей этого возраста — для проекции страхов или тревог, связанных с
пренатальным опытом; так называемая стена сепарации — с прорезанными на
разных уровнях окнами и дверями — для спонтанных игр в «ку-ку»; подиум, где
малыши могут созерцать мир с уровня взрослого, то есть в его более-менее
нормальном масштабе, а не снизу вверх или сверху вниз; игрушки, специально
подобранные для этого возраста в нескольких экземплярах — для того, чтобы
проводить границу своего желания и желания другого, образа себя и объектных
отношений, а также прибегать к первым формам социального поведения; зеркало и
проч.
Среди правил, принципиальным является то, что родители не оставляют своих чад
одних, остальные правила касаются поведения детей на площадке — для того,
чтобы играть с водой (а для этого есть специальный бассейн или низкие
раковины) необходимо надеть фартучек, а кататься на велосипеде или машинах
можно только в отведенном для этого месте, не переезжая красную линию,
разделяющую активную и тихую зоны (обычно две комнаты).
Ребенок может провести здесь столько времени, сколько пожелает он и его
родители. В Центре есть все необходимые бытовые удобства: можно принести с
собой еду и покормить малыша, перепеленать и даже при необходимости подмыть и
умыть его. И, что весьма существенно, все это абсолютно бесплатно.  Все это
свидетельствует о том, что, несмотря на все сложности, переживаемые нашим
обществом сегодня, оно, тем не менее, заинтересовано в здоровье нового
поколения граждан [1, c. 11].
Итак, «Зеленая дверца» предполагает свободное, естественное присутствие детей
(в возрасте до 4-х лет) и их родителей в пространстве, отличающемся от всех
прочих тем, что внутри него есть несколько непреложных правил для детей и
родителей и оно специально было создано и продумано с учетом психических
потребностей детей этого возраста.
И, наконец, "Зеленая дверца" - это просто место отдыха, место встреч. Здесь
могут спокойно общаться и родители, и дети, а этого, порой, так не хватает
маме с маленьким ребенком, запертой в четырех стенах. Сюда может прийти любой
малыш с кем-то из взрослых. Здесь не заводятся карточки, не спрашиваются
фамилии и адреса.
     2.4. Значение работы центра «Зеленая дверца».
Сначала, приведем мнения родителей, посещающих центр ранней социализации. Вот
что говорит по этому поводу Оксана  Самарина: « Понравилось почти все,
особенно моей дочке Саше (1 год). Много игрушек, горки, бассейн. Приятный
персонал и вообще отношение. Атмосфера очень спокойная. Можно играть с кем-
нибудь, можно и самим по себе. Единственное, что не очень понравилось -
теснота. Комнатка немного маловата, а народу приходит прилично. Но все равно
ребятки хорошо проводят время». Мнение Елены Первушеной такое:  «Стоит идти
примерно месяцев с 6-ти, когда ребенок уже ползает и, главное, активно
стремится познавать окружающий мир.
Это — не ясли, не детский сад, не группа, это — место слова, место отдыха,
где матери и отцы, дедушки и бабушки  принимаются вместе с детьми, о которых
они заботятся. Малыши здесь смогут обрести новых друзей» [1, c. 12].
В работе центра ранней социализации есть много плюсов.
В центре имеется специальное оборудование, игрушки, что способствует
умственному и физическому развитию ребенка.
Работают высококвалифицированные  специалисты.
Доброжелательные отношения. Это имеет огромное значение для формирования
ребенка как личности, для установления  контактов с другими детьми и  с
посторонними взрослыми.
Посещение центра доступно всем желающим, ограничение имеется только по
возрасту (принимаются дети до четырех лет).
В центр приходят дети вместе с родителями, благодаря этому дети легче
привыкают к  коллективу, родители отдыхают, занимаются с детьми, обмениваются
опытом с другими родителями, могут проконсультироваться со специалистами.
Родители учатся взаимопониманию с детьми.
В «Зеленой дверце» ребенок имеет возможность приобрести необходимый для жизни
в обществе опыт соблюдения и уважения установленных норм поведения. Например,
два полуторагодовалых брата-близнеца, Толя и Юра, очень быстро усвоили, что
для игры с водой положено надевать плащик. Юра, подходя к фонтанчику, первым
делом тянулся к плащику, в то время как Толя, упорно не желавший надевать
его, предпочел вообще не подходить к воде. Очевидно, что оба они хорошо
поняли и приняли предложенное им правило, но каждый соблюдает его по-своему.
Когда малыш придет в ясли или детский сад , на него обрушится несравненно
большее число правил и ограничений, основанных на многолетнем опыте педагогов
детских учреждений, но смысл которых ребенку не всегда ясен. Приобретя в
максимально щадящих условиях опыт уважительного отношения к принятым в
обществе нормам поведения, ребенок будет защищен от многих стрессовых
ситуаций периода адаптации к детскому саду.
Посещение центра способствует развитию благоприятных отношений между
родителями и детьми.
Анализируя отзывы родителей, мы видим только один минус в организации работы
центра – это небольшое помещение в соотношении с большим количеством людей.
Таких центров нашей стране существует только три, поэтому посетить их может
только небольшая часть детей. Было бы очень хорошо. если бы детские сады хотя
бы некоторые принципы использовали в своей работе (доброжелательное гуманное
отношение, принятие ребенка как личность, индивидуальный подход, знание
психологических особенностей детей).
Можно сделать вывод, что посещение центра «Зеленая дверца» благоприятствует
процессу ранней социализации детей в семье и подготавливает к детскому саду.
                  Заключение                  
В данной работе мы изучили особенности ранней социализации детей в семье.
В первой главе мы раскрыли сущность процесса социализации, установили связь
социализации с обучением и воспитанием, определили цель социализации и
рассмотрели этапы социализации. Выяснили, что к вопросу об этапах
социализации существуют  различные подходы. С точки зрения психоанализа З.
Фрейда, особое значение для развития личности имеет период раннего детства.
Другие школы  социальной психологии  делают сегодня особый акцент на изучение
социализации именно в период юности. Сделали вывод  о том, что периоды
детства и юности  оказывают большое влияние на следующие этапы социализации.
Также рассмотрели понятие «семья» и раскрыли ее функции, проанализировали
современное состояние семьи как института социализации. Рассмотрели
особенности ранней социализации детей в семье, охарактеризовали процесс
принятия роли как один из важнейших составляющих ранней социализации, изучив
при этом работы  Дж. Мида и А.Халлера.
Мы сделали следующие выводы. Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в
жизнь. Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и
моральные ценности. Родители составляют первую общественную среду ребёнка.
Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно.
Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.
Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное
формирование психического мира человека.
От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются
у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети.
Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего
общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро
усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать
ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил
определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в
воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым
глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского
поведения.
Результатом ранней социализации является готовность к школе и свободное
общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней
социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, так как в этот
период примерно на  70% формируется человеческая личность.
Во второй главе мы изучили и проанализировали опыт работы центра ранней
социализации «Зеленая дверца». В этом центре проводится профилактика,
практическое преодоление «адаптационного синдрома» впервые поступивших в
дошкольное учреждение, вся работа в центре ведется не отдельно с ребенком, а
с семьей. Сотрудники центра помогают родителям  разобраться в сложном и
трудном процессе становления и развития личности; указывают пути  и условия
ранней социализации ребенка. Работа центра достигает довольно высоких
результатов. А.Д.Андреева говорит:«Если бы каждый ребенок имел возможность
нарабатывать свой первый социальный опыт в таких комфортных условиях,
скольких болезней, соматических и нервных, он мог бы избежать, сколько сил,
потраченных им и его родителями на лечение, он мог бы направить на развитие
всего заложенного в нем от природы потенциала. А ведь, казалось бы, какая
мелочь — привыкнуть к детскому саду! Все привыкали и, ничего, привыкли. А
сколько при этом потеряли.»
Можно сделать вывод, что в течении уже ряда лет педагоги пытаются определить
пути повышения роли семьи как социального института в процессе социализации
личности ребенка. В современной педагогической литературе осуществляется
поиск наиболее эффективных мер влияния на семью с целью повышения ее роли в
этом вопросе. Все более значительное место отводится целенаправленным мерам
как можно более раннего влияния на семью, оздоровлению внутренних
взаимоотношений, устранению конфликтных ситуаций в ней, решению вопросов
ранней социализации.
                                                     
                            Список литературы                            
1.     Андреева А.Д. Готов ли ребенок к детскому саду // Вестник образования.
– 1998. - №1.
2.     Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных
заведений. М.: Аспект Пресс, 1998. - с.376.
3.     Арон Р. История социологии в Западной Европе и США. - М.: Наука, 1993.
– с. 452.
4.     Баркер Р. Практика социальной работы / Сокр.пер.с англ.-М.: Ин-т
соц.работы, 1994. - с. 658.
5.     Зарецкая И.Н. Цель воспитания – личность, готовая к взаимодействию со
средой // Директор школы. – 2003. - №2.
6.     Каган В.Т. Школьная готовность // Семья и школа. – 1989. - №7.
7.     Крылов Е.П. Школа творческой личности // Дошкольное воспитание. –
1992. - №9-10.
8.     Крючков В.К. Не смейтесь над этой любовью. // Дошкольное воспитание. –
1991. - №6.
9.     Мастюкова Е.М. Профилактика и коррекция нарушений психического
развития детей при семейном алкоголизме. - М.: Просвещение, 1989. - с. 113.
10. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых
социально-экономических условиях // Вопросы психологии. - 1997. - №4.
11. Мудрик А.В. Социальная педагогика, Учебник для студентов педагогических
вузов / Под ред. В.А. Сластенова. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: Изд. центр
«Академия», 2002. - с.200
12. Рахматшаева В.А. Проблемы . но чьи? // Семья и школа. – 1989. - №8.
13. Селезнева Е.В. «Главная педагогия – родительский дом» // Семья и школа. –
1989. - №7.
14. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994. 16. Современный словарь по
психологии. - Минск.: Современное Слово, 1998. - с.276.
15. Соловников Т.И. Социально-психическая реабилитация. – М.: Прогресс. 1991.
- с.50
16. Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского - М.: Про­свещение,
1987. - с.666.
17. Суслова О.В. Психоанализ и воспитание // Вестник психоанализа. – 1999. - №2.
18. Фирсов М.В. Социальная работа в России: Теория, история, общественная
практика. М.: Союз, 1996. – 256.
19. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб произведений / Сост., науч.
ред., вступ. ст. М. Г. Ярошевский. – М.: Посвящение, 1990. – 448 с.