Каталог :: Педагогика

Статья: Социальные факторы воспитания: община, род, семья

                                                       Абдуразакова Д.М. 
                                                        ДГПУ г. Махачкала
            Социальные факторы воспитания: община, род, семья.            
На Кавказе сохранились родовые отношения и связанные с ними мно­говековые
обычаи, традиции, характерологические особенности общинного строя, отличающие
его от каких-бы то ни было других объединений людей.
В исследованиях дагестанских ученных М. Агларова, Ш. Ахмедова, В. Гаджиева,
С. Гаджиевой, Р. Магомедова, Х-Ш. Хашаева и других община рассмотрена,
главным образом, как социально-экономическая и правовая единица. В отличии от
русской общины, дагестанская, сельская община в го­рах это объединение
жителей одного аула. В Дагестане ее называют "джама-ат".
Для нашего исследования важен подход к сельской общине, как соци­альной
группе, самостоятельной, замкнутой общности, воспроизводящей и передающей
свой групповой опыт подрастающим поколениям.
Прежде чем рассмотреть особенности сельской общины Дагестана, в качестве
воспитывающего фактора, дадим краткую справку о социально-экономических и
нравственных функциях общины в жизни аула.
Эти функции несут в себе много "реликтовых" признаков. Прежде все­го, община
решает вопросы самоуправления в жизни населения села и строго определяет
нравственные нормы, чаще всего продиктованные религиозными заповедями ислама
и сложившимися обычаями каждого конкретного села. Эти обычаи определяются
теми основными делами, которыми заняты его жители. В разных формах, как
показывают исследования, самоуправляемая гражданская община существовала в
каждом сельском населенном пункте в горах.
Попытаемся рассмотреть некоторые социально-педагогические функ­ции джамаата,
тухума (рода) и семьи.
Джамаат, состоящий из тухумов, выступал как единое юридическое лицо,
обладающее правами на свою землю, вплоть до отчуждения или пере­дачи в
условное пользование любой ее части. Все вопросы, все внутренние дела
решались на общем собрании общины на сходе. Его сила держалась на внутреннем
единстве людей. Отсюда его главной заботой становилось под­держание мира и
порядка на своей территории. Жизнедеятельность джамаата из поколения в
поколение держалось на его постоянной политике согласия и примирения.
В общине действовали привычные для людей простые правила обще­ния между собой
и взаимоподдержки. Этому содействовала цементирующая роль тухумов, из которых
состояла община. Исключительное значение при­давалось соблюдению таких
этических норм, как добропорядочность, уважи­тельное отношение к старшему,
забота о детях, гостеприимство, проявления милосердия и отзывчивости. Самым
решительным образом пресекались про­тивоправные действия - уклонения от
исполнения духовной обрядности, сквернословия, пьянство, курение, воровство,
обман. Об этом свидетельст­вуют рассказы старожилов из разных аулов
Гунибского района. "У нас в селе воровства, преступности раньше не было, если
такое случалось, то это было позором для всего села. Не только семья
совершившего проступок, все село принимало решение о его наказании" (А.
Назарова, с. Салта). "Если в роду или в семье был человек, совершивший
аморальный поступок, тень ложилась на потомков на десятилетия. В Дагестане
раньше страшно было не то, что те­бя посадят в тюрьму, а то, что от тебя
отвернется все общество. Общественное порицание было высшей мерой наказания
для человека (П. Хабибов, с. Согратль). Существовала народная этика,
нравственные нормы которой нельзя было нарушать. За их соблюдением следили
члены рода, сельской общины.
Тухум - род, древняя форма организации кровнородственных объеди­нений горцев.
По традиции каждый горец принадлежит к тому или иному роду. Образное
выражение понятия "тухум" отразилось в аварской послови­це: "Дерево держится
корнями, а человек тухумом". Существуют разные мнения ученых-исследователей,
историков, этнографов относительно проис­хождения понятия "тухум"- М.М.
Агларов, М.М. Ковалевский, Р.М. Магоме­дов, Х-Ш. Хащаев и др.
Наше внимание к этому объединению объясняется тем, что в основе родовых
отношений заложены семейные отношения со множеством их про­явлений: между
отцом и матерью, коренной семьей и вновь образовавшейся, кровниками и теми
людьми, которые в силу обстоятельств стали членами ро­да. Кроме того, по
дагестанским обычаям, отношение общества к личности опосредовалось тухумом.
Следует заметить, что близкие и дальние родственники должны были происходить
по отцовской линии, что сохранилось до сих пор. Тухум был строго
патрилинейным.
От представителя одного тухума мог образоваться другой при его пе­реселении в
другое место. Род делился на более мелкие подразделения: оча­ги, дома, тесно
связанные между собой сознанием общности происхождения и объединением для
решения общественных дел в единую организацию.
При подобной структуре понятие "Дом" в горах Дагестана включает в себя
множество оттенков, связей человека с другими. Происхождение чело­века от
одного Дома приобрело название "люди одного дома" (название, уко­ренившееся
до сегодняшнего дня).
Таким образом, тухумы являлись живыми клетками общины, через них община
упорядочивала межтухумные отношения, выступала как арбитр, при­миряла стороны
в случае кровной мести. Анализ социальных функций рода дает основание
считать, что процесс воспитания определяется той системой ценностей, которая
в нем сложилась. Гуманистическая направленность нравственного развития детей
заключается в воспитании у них человечности. Ребенка с ранних лет учили, что
он должен, прежде всего, быть, человеком. Народный поэт Дагестана Р. Гамзатов
в книге "Мой Дагестан" приводит об­разцы надписи на могильной плите: Он
мудрецом не слыл, И храбрецом не слыл. Но поклонись ему Он человеком был.
И еще широко распространена пословица: "Человеком родился, чело­веком умру".
Есть у горцев правило: "продай поле и дом, потеряй имущество, но не потеряй в
себе человека". Об ауле, где нет порядка говорят: "Человека там нет"
В жизни рода оберегаются, сохраняются и передаются из поколения в поколение
традиции формирования нравственного облика человека. Его нравственная
ценность определяется местом его в обществе, отношением его к окружающим и
окружающих к нему.
Воспитательная роль тухума имеет множество аспек­тов: род выполняет функцию
морального регулятора, ценностно-ориентационную; функцию защиты членов рода,
заботы о них и подготовки мужского населения к этим обязанностям;
юридического, законодательного объединения; семейную функцию по
воспроизводству поколения.
Мы не выделили социально-экономическую и хозяйственную функции, ибо их роль в
тухуме сопровождающая к вышеназванным. Главной функци­ей, как видно из
специальной литературы и анализа суждений старейшин,
являлась морально-этическая, регулирующая осуществление всех остальных.
Функция морального регулирования действует в общественной жизни, как
естественная норма отношений соседа с соседом, соседи наблюдают за детьми
друг друга, за нравственностью молодых людей, особенно девушек и женщин.
Общественное мнение регулирует систему ценностей, принимае­мых аулом (как
материальных, так и духовных).
Таким образом, принцип регулирования в своих основополагающих характеристиках
реализуется как естественное основание целесообразной жизни.
В горных аулах в формировании ценностных ориентации ребенка важ­ную роль
играет общественное воспитание. Традиция общественного воспи­тания, в
основном осуществляется на годекане - специальная площадь в ауле, на которой
в свободное от работы время собирается все мужское население.
На годекане соблюдается традиционный порядок: существуют почетные места для
аксакалов, для семейных мужчин, для молодых и подростков. До вывода на годекан
детей учат в семьях, как вести себя там, кого и как привет­ствовать, как
выражать соболезнование, как приглашать в гости, проявлять Л внимание
гостям, к старшим, безотказно выполнять любую просьбу послед­них.
Уезжая куда-нибудь человек на годекане прощался, получал наставле­ния,
нравственные наказы, при возращении с ним здоровались.
Таким образом, годекан в понятии горцев - своего рода клуб трибуна,
своеобразная школа на открытом воздухе, школа нравственного воспитания. Сюда
не допускались те, которые не соблюдали адаты. Молодежь здесь имела
возможность видеть и хорошее и плохое, наблюдать за взрослыми, их по- ,
ступками и поведением.
Нахождение в составе тухума, вера в него и в то, что это родные и близкие,
придает каждому горцу надежность, устойчивость, защищенность от любых
посягательств со стороны. Узы тухумного родства являются мощ­ным фактором,
взаимной поддержки и помощи друг к другу. Таким образом, община для своих
членов создает духовную и социальную защиту от жестких воздействий и влияний
микросреды, но не "воздействует" и не "форми­рует". Ей свойственен гуманизм
отношений, она создает условия, необходи­мые для самореализации и
самоопределения личности, для развития природ­ных задатков и способностей
каждого.
Вместе с тем, исследуя устойчивость традиций тухума и общественно­го
воспитания, мы обнаружили ряд противоречий процесса их функциониро­вания: во-
первых, законы и традиции рода не соотносятся с требованиями государственных
структур, во-вторых, самобытность культуры начала растворяться в новых
ориентирах молодежи на ценности массовой культуры: в итоге ослабло значение
родовых решений, так как им противостояли госу­дарственные структуры, где
более молодые и менее авторитетные люди да­вали свои предписания старожилам,
а это расшатывало устои рода и тради­ции народа.
Попадая в сферу государственности, горский ребенок оказывается пе­ред этими
противоречиями. Его опыт жизни в системе родовых отношений затрудняет процесс
адаптации к школьной жизни. Замкнутость среды, осно­ванная на подчинении
тухуму приходит в некоторое противоречие с более широкой средой, основанной
на иных нравственных принципах, диктуемых общепринятыми государственными
положениями. Анализ полученных дан­ных дает основание полагать, что переход
ребенка от отношений, замкнутой среды обитания к отношениям гражданского
порядка, развивающих лично­стные начала в человеке, создает двойную систему
ценностей и человек вы­бирает, когда какой системой пользоваться, т.е. он не
имеет принципиально очерченной позиции. В итоге им легко управлять.
Сложность заключается в том, что гражданские отношения не сущест­вуют вне
государственных, и в условиях Дагестана ребенок должен усвоить ту систему
государственности и соответствующих требований, которые не­обозримы для него,
и часто глубоко чужды в силу того, что он никуда не вы­езжает дальше своего
села; формируя те или иные свойства и качества лич­ности, учитель в
государственной системе школы вольно или невольно раз­рушает родовые
отношения.
А потому психологическое состояние, сопутствующее формированию гражданских
чувств и государственного мышления не имеют ровного, после­довательного
развития, а приобретает скачкообразный противоречивый ха­рактер. Очевидным
является противоречивое взаимодействие социальных ролей, которые выполняет
одна и та же личность. Так учитель и ученик в школе реализуют разные роли, а
за ее пределами оба живут родовыми отношениями. Социальная ситуация развития
на каждом возрастном этапе обост­ряется открытыми противоречиями. К моменту
окончания школы молодой человек осваивает суть ее социальных требований, но
через некоторое время, переезжая на учебу, работу в другие места, осваивая
образ жизни людей дру­гой среды, он теряет корневые истоки собственных
традиций.
Народный поэт Дагестана Р. Гамзатов пишет: "Был случай с Абуталибом в городе.
Принес он часовщику исправить часы. Мастер в это время был занят починкой
часов сидящего рядом же молодого человека.
- Садись, (сказал часовщик Абуталибу).
- Да, у тебя люди, я вижу. Зайду в другой раз.
- Где ты видел людей? - удивился часовщик.
- А этот молодой человек? - Если бы он был человеком, он сразу встал бы, как
только ты вошел, и уступил бы тебе место
Как видно из этого примера, в ситуации нет поучения просто обычный часовщик
говорит притчей, понятной молодому человеку, что он нарушает обычай
уважительного отношения к старшему. Сегодня все больше стано­вится таких
случаев, как с Абуталибом. Все это обращает нас к чрезвычайно важной проблеме
социальной адаптации молодого человека к условиям гра­жданской жизни и
государственной организации. И, если учесть, что под ка­чеством личности
понимается "сплав мотивов и способов поведения" (Л.И. Божович), то
трансформация мотивов, происходящая в социальной жизни, порождает побуждения,
разрушающие сложившиеся способы поведения, и деструктирует личность. В целом
воспитание в семье, в общине - это диалог поколений, в котором происходит
непосредственное взаимодействие конкретных личностей и воспитательная
эф­фективность которого определяется именно тем, что за личность в каждом, с
кем вступают во взаимодействие. Все традиции народов Дагестана, связан­ные с
заботой о детях, непосредственно нацелены на подготовку такой смены старшим
поколениям, которая будет крепить семью, хранить традиции сво­его народа и
его культуру.