Каталог :: Педагогика

Контрольная: Педагогическая практика

                  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                  
               ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.               
                               КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ                               
     

ОТЧЕТ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

СТУДЕНТКИ ГРУППЫ 902

ФАКУЛЬТЕТА ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Сафроновой М. А. Томск-2004г. Задание №1 Основные направления воспитательной работы образовательного учреждения. В соответствии с планом воспитательной работы можно выделить следующие три основных направления: 1. Здоровье 2. Патриотическое воспитание 3. Коллективные Творческие Дела Работа по каждому направлению обоснована поставленными целями и задачами. Каждое направление является неотъемлемой составной частью плана воспитательной работы. 1. Направление «Здоровье» Цели: - сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование у них здорового образа жизни - создание условий для приостановления роста правонарушений, снижение медико-социальных последствий, последствий употребления ПАВ (психотропно активные вещества). Задачи: - повышение знаний педагогического коллектива, родителей о негативных последствий злоупотребления ПАВ - создание атмосферы нетерпения к употреблению ПАВ - формирование у школьников защитных механизмов, способствующих их активному противостоянию алкоголю, табакокурению, ПАВ - мотивация учащихся на здоровый образ жизни. Работа: - по целевой программе «Здоровый ребенок» - окружная целевая программа «Интенсивная профилактика безнадзорности, правонарушений, алкогольных и наркотических заболеваний несовершеннолетних Ленинского и Октябрьских округов» - программа «Полезные привычки» (начальная школа) - программа «Полезные навыки» 5 класс Социальные партнеры: «Центр медицинской профилактики» Центр «Семья» Ленинский РОВД, Ленинский КДН, Ленинский военкомат, Социальная защита, Служба занятости подростков. I Блок Семинары-тренинги педагогического коллектива II Блок Родительский лекторий 1. Здоровая семья – здоровый ребенок (3-5 класс) 2. Гигиена адаптации детей (1 класс) 3. Профилактика стрессовых ситуаций (9-11 класс) 4. Физиологические особенности подросткового периода (8-9 класс) 5. Здоровое питание (6-7 класс) 6. Профилактика ПАВ (8-10 класс) III Блок Работа с учащимися (беседы, тренинги) 1. Личная гигиена (начальная школа) 2. Здоровое питание (5-7 классы) 3. Профилактика ПАВ (7-8 классы) 4. Физиология подростка (8-10 классы) 5. Профилактика венерических заболеваний, ВИЧ-инфекций, СПИДа (9-11 классы) 6. Профилактика туберкулеза (7-8 классы) 7. Насилие над подростками (5-8 классы) 8. Профилактика стрессовых ситуаций IV Блок Открытие групп: 1. Специальная медицинская группа 2. Лечебная физкультура Семинары: «Здоровье сберегающие технологии» «День здоровья» – 1 раз в четверть Акция старшеклассников «День защиты от СПИДа, наркотиков» - 1 декабря V Блок Работа с трудными детьми 1. Совет профилактики (последняя пятница каждого месяца) 2. «Дни профилактики» – 1 раз в месяц 3. Индивидуальные консультации: Социальный педагог – по вторникам Инспектор ОППР – по вторникам 4. Тематические классные часы. VI Блок Профилактика безопасности жизни, пожарной безопасности: 1. Работа кружков ЮИД и ДЮБ 2. Изучение ПДД 3. Практические занятия «Безопасный путь из дома и обратно» VII Блок Профессионально-ориентационная работа 1. Предоставление учащимся информации о занятиях по выбору в кружках, секциях, клубах. 2. Организация встреч профессиональных ориентаторов профтехучилищ 3. Посещение дней «Открытых дверей» 4. Сотрудничество с областным центром профориентаций и поддержки населения 5. Летнее трудоустройство 6. Общешкольное родительское собрание «Куда пойти учиться?» 7. Вечер встречи учащихся 10-11 классов со студентами томских ВУЗов 2. Направление «Патриотическое воспитание» 400-летие Томска 1. «Чистый дом» осенне-весенние месячники по уборке территории школы и парка «Победы» (сентябрь, октябрь, апрель-май) 2. Томск театральный - классные часы - выходы в театр - заседание клуба интересных встреч «Диалог» I четверть 3. Томск – центр науки - классные часы - экскурсии в ВУЗы, ботанический сад - заседание клуба «Диалог» - «Сибирский ботанический сад ТГУ» - «Томские Афины» – вечер встреч выпускников, обучающихся в ВУЗах Томска (10-11 классы) II четверть 4. Томск – литературный - классные часы - экскурсии - «Игра – путешествие» (5-7 классы) III четверть 5. Томск – исторический - классные часы, клуб «Диалог», встреча с ветеранами ВОВ - экскурсии в музеи - «Салют и слава годовщине навеки памятного дня» – литературная композиция, посвященная 59 годовщине ВОВ IV четверть 6. Выставка рисунков - «Томск архитектурный» с 10 ноября - «Лица томичей» с 1 февраля - «Любимый уголок» с 20 апреля 7. Операция «Военная служба» - встреча с юношами 10-11 классов - тема «Военный учет» - встреча с юношами 11-х классов - тема «Военная служба» (17-24 сентября) - родительские собрания с родителями одиннадцатиклассников «Военная служба, отсрочка, альтернативная служба» (март) 8. Участие в городских программах - «Память» - «Люби и знай свой город, край» - «Моя Родина – Сибирь» (в течение года) 3. Направление «Коллективные Творческие Дела» 1. «День знаний», «Золотая осень» (сентябрь) 2. «День учителя» (октябрь) 3. «День матери», «День лицеиста» (ноябрь) 4. «Новогодние праздники», «Томские Афины», «Татьянин день» (декабрь) 5. «День Святого Валентина», «Дороги мужества и славы» (февраль) 6. «А, ну-ка, девочки!», «Мы поздравляем женщин всей планеты» (март) 7. «Счастливый случай», «День юмора и смеха» (апрель) 8. Мероприятия, посвященные Дню Победы, Последний звонок (май) Задание № 2. Анализ плана воспитательной работы Лицея №7. Для анализа плана воспитательной работы необходимо, прежде всего, определить виды воспитания. К ним относятся такие как: правовое, трудовое, нравственное, физическое, художественное, эстетическое и т.д. Правовое воспитание предполагает совокупность следующих последовательных звеньев: 1) общественное правовое сознание; 2) систему норм права; 3) формы и средства правового воспитания; 4) правосознание воспитуемых, которое необходимо обогатить идеями, содержащимися в общественном правосознании. В плане воспитательной работы Лицея № 7, как отдельное направление, «правовое воспитание» отсутствует. Однако на практике, существует профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, которая проводится только в необходимых случаях. Это выражается: 1) в работе с детьми в профилактических целях, которые имеют пропуски и неуспеваемость по ряду предметов без уважительных причин. 2) работа с ребенком уже совершившим правонарушение, с целью пресечения повторного совершения в будущем. Эти мероприятия проходят в форме устной беседы инспектора ОППР совместно с социальным педагогом, с учениками. Трудовое воспитание предполагает сформировать у ребенка: 1) добросовестное отношение к работе 2) движение к труду и его результатам 3) коллективизм, умение работать в группе 4) проявление инициативы, активного, творческого подхода к труду 5) внутренняя потребность работать в полную меру своих умственных и физических сил 6) отношение к труду как к осознанной необходимости и основой жизненной потребности человека. Необходимо отметить значимость трудового обучения. Она состоит в том, что благодаря его практическому, прикладному характеру есть возможность учить школьников эффективно работать, творить, созидать, сочетая умственную деятельность с физической. В плане воспитательной работы Лицея № 7 содержаться следующие мероприятия, направленные трудовое воспитание учеников: 1) «Чистый дом» осенне-весенние месячники по уборке территории школы и парка «Победы» (сентябрь, октябрь, апрель-май) 2) Летнее трудоустройство учеников, в рамках профессионально- ориентационной работы. В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Содержание воспитательной работы по формированию нравственности учащихся. В целом эта работа должна включать в себя формирование следующих составляющих: 1) отношение к политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития ; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов; 2) отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений; 3) отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда; 4) отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы; 5) отношения к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы; План воспитательной работы Лицея № 7 включает в себя большое количество разных мероприятий, реализация которых способствует развитию у ребенка всех вышеперечисленных качеств. В числе их такие как участие в городских программах - «Память» - «Люби и знай свой город, край» - «Моя Родина – Сибирь» (в течение года) Томск – центр науки - классные часы - экскурсии в ВУЗы, ботанический сад - заседание клуба «Диалог» - «Сибирский ботанический сад ТГУ» - «Томские Афины» – вечер встреч выпускников, обучающихся в ВУЗах Томска (10-11 классы) II четверть и многие другие. Физическое воспитание предполагает развитие физических качеств, изучение и совершенствование двигательных умений и навыков, развитие умственной и мыслительной деятельности. Содержание воспитательной работы по формированию физической культуры учащихся включает в себя много различных аспектов, некоторые из них: 1) знание и осознание нравственных ценностей и идеалов в обществе и физкультурно-спортивной деятельности, принципов, норм и правил общечеловеческой морали и норм поведения в сфере физической культуры и спорта; 2) научить учащихся владеть системой научных знаний о физической культуре, развить их умственные силы и способности, диалектическое, логическое, абстрактное, эвристическое мышление, интеллектуальные умения и мыслительные операции 3) подготовка учащихся средствами физической культуры и спорта к трудовой деятельности, выработка у них культуры и дисциплины труда, инициативы и творчества, предприимчивости и деловитости, готовности к сознательному выбору профессии и многие другие. План воспитательной работы Лицея № 7 содержит целый раздел «Здоровье», он включает в себя различные семинары-тренинги как для детей, так и для родителей; индивидуальную и коллективную работу сучащимися. Так же предусматривается специальных медицинских групп, в рамках этого планируется проведение семинарских занятий, акции старшеклассников, работа кружков: - «Здоровье сберегающие технологии» - «День здоровья» – 1 раз в четверть - «День защиты от СПИДа, наркотиков» - 1 декабря и другие (см. план воспитательной работы). Эстетическое воспитание предполагает включение в себя всех сторон духовной жизни. Эстетическое наслаждение доставляется творчеством, искусством. Основную роль в эстетическом воспитании учащихся играет искусство. Общими чертами для эстетической культуры и учащихся являются: свободное время как источник эстетического воспитания, воспитание эмоциональности, привлекательности, вовлечение детей в сферу сопереживания. План воспитательного мероприятия Лицея № 7 в рамках этого вида воспитания включает в себя мероприятия: 400-летие Томска 9. Томск театральный - классные часы - выходы в театр - заседание клуба интересных встреч «Диалог» I четверть 10. Томск – центр науки - классные часы - экскурсии в ВУЗы, ботанический сад - заседание клуба «Диалог» - «Сибирский ботанический сад ТГУ» - «Томские Афины» – вечер встреч выпускников, обучающихся в ВУЗах Томска (10-11 классы) II четверть 11. Томск – литературный - классные часы - экскурсии - «Игра – путешествие» (5-7 классы) III четверть 12. Томск – исторический - классные часы, клуб «Диалог», встреча с ветеранами ВОВ - экскурсии в музеи - «Салют и слава годовщине навеки памятного дня» – литературная композиция, посвященная 59 годовщине ВОВ IV четверть 13. Выставка рисунков - «Томск архитектурный» с 10 ноября - «Лица томичей» с 1 февраля - «Любимый уголок» с 20 апреля 14. Участие в городских программах - «Память» - «Люби и знай свой город, край» - «Моя Родина – Сибирь» (в течение года). План воспитательной работы лицея №7. Школьные традиции. 1. «Золотая осень» 2. «День лицеиста» 3. «Год науки» (тематика определяется в начале года) 4. «Слет хорошистов» 5. «Творческие отчеты кафедр» 6. «Итоговые конференции в конце года». Задание №3 МО классных руководителей (структура, руководители, система работы, посетить заседание и кратко охарактеризовать). Методическое объединение является структурным подразделением школы, способствующим совершенствованию методического обеспечения образовательных программ и росту профессионального мастерства учителей на основании указанных приоритетов. Участники методобъединений осуществляют следующую работу: - проводят проблемный анализ результатов образовательного процесса; - вносят предложения по изменению содержания и структуры учебных курсов и их учебно-методического обеспечения; - проводят первоначальную экспертизу существенных изменений, вносимых преподавателями в учебные программы; - разрабатывают методические рекомендации для учащихся и родителей по эффективной реализации учебных программ; - определяют степень влияния профессиональной деятельности учителей на результаты образовательной деятельности школы; - планируют различные виды деятельности по повышению квалификации педагогов. Цель методических объединений: Координация деятельности педагогических работников школы, повышение их профессионального мастерства посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умений за счет копирования их в своей деятельности, а также нахождение новых оптимальных форм работы с учениками и родительским коллективом. В настоящее время в Лицее работают 14 методических объединений учителей: МО учителей русского языка и литературы МО учителей математики МО учителей технологии, черчению МО учителей географии, естествознанию, экологии МО учителей информатики МО учителей физики МО учителей биологии, химии МО учителей истории, обществознания МО учителей иностранных языков МО учителей физической культуры МО учителей дошкольного образования МО учителей начальных классов МО учителей по коррекционному образованию МО классных руководителей В Лицее работает четыре методических объединения классных руководителей: - начального звена, - среднего звена, - старшего звена, - общешкольное У каждого методического объединения есть план работы. План работы методического объединения разрабатывается на каждый учебный год с учетом плана воспитательной работы. В плане расписаны мероприятия, которые необходимо провести, время заседаний, тема заседаний, вопросы заседаний. Классные руководители, входящие в конкретное методическое объединение, в установленное планом работы время собираются на заседание и решают поставленные вопросы, оговаривают возможные проблемы. Задание № 4. Дополнительные службы (психологические служба, дополнительное образование) Значительные возможности для современного решения воспитания предоставляет система дополнительного образования детей, ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ. Цель дополнительного образования - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Психологическая служба

Ведет систематическую работу по психологическому обеспечению детей, определяя личностное развитие каждого ребенка, уровень мотивации адаптации к учебному процессу, комфортность. Разрабатывается карта индивидуального развития учащегося, начиная с 1-ого класса. Большая роль уделяется работе психологов с родителями в период самоопределения ребенка (5 – 7 класс). В 9 – 11 классах в обязательном порядке проводятся тесты на профориентацию.

Социальный педагог

В начале каждого учебного года социальным педагогом составляется план работы на данный учебный год, который утверждается директором. Заводится картотека на учеников, где указываются анкетные данные учеников, их родителей, состояние здоровья и т. д. В конце года составляется отчет о проделанной работе. В школе работают кружки: 1) Туристско-краеведческий клуб «Россия» (рук-ль Осипенко В.В.) 2) Эколого-биологический (рук-ль Ефимова Е.Г.) 3) Юные Инспектора Движения (рук-ль Волыпец Н.А.) 4) Дружина Юных Пожарных (рук-ль Шараева Т.В.) 5) Клуб интересных встреч «Диалог» (рук-ль Горчакова Г.А.) 6) Клуб бардовской песни «Надежда» (рук-ль Фролов Н.А.) 7) Студия «Диапазон» вокально-инструментальное направление (рук-ль Кривовяз Г.Р.) Танцевальные коллективы: 1) хореографический коллектив «Фантастика» (рук-ль Завьялова А.А.) 2) хореографический ансамбль «Карусель» (рук-ли Родионова А.Ф., Алексеев Ю.М., Херман Е.Ю.) 3) танцевально-спортивный клуб «Эффект» (рук-ль Филатова И.Ю.) Спортивные секции: 1) Лапта 6 кл. (рук-ль Захаров А.М.) 2) Основы Физической Подготовки 11 кл. (рук-ль Захаров А.М.) 3) Основы Физической Подготовки 10-11 кл. (рук-ль Захаров А.М.) 4) Волейбол 7 кл. (рук-ль Параев Е.Н.) 5) Спортивные игры ОФП 8-9 кл. (рук-ль Самсонов Р.Н.) 6) Футбол 5-6 кл. (рук-ль Пелидов В.А.) 7) ОФП 3-6 кл. (рук-ль Пелидов В.А.) Факультативы: 1) Иностранный язык 2) Алгебра, геометрия 3) Химия 4) Экономика 5) Русский язык, литература 6) Информатика 7) Обществознание (правоведение, граждановедение)

Задание № 5. Социометрия класса 9 «Е» Лицея № 7.

ФИТе, кого выбирают
12345678910итого
1Васильева Татьяна

1

1

1

2Дюднева Алина

1

3Петров Вова

1

4Ребиков Павел

2

5Семенова Галина1
6Старожук Александр2
7Сулаев Евгений1
8Тимченко Виктория

1

2

9Филипов Андрей
10Шаманин Виталий11
Количество выборов-21-111-1-16

Количество взаимных выборов

2-22---3--9

Сумма взаимных выборов 9

------------------------------------------------------------- = = 0,6 Общее число возможных выборов в группе 16 Задание № 5. Характеристика класса на основе социометрии и других исследований. 1. Актив класса. Актив класса: Тимченко Виктория, Васильева Татьяна, Рябиков Павел, Старажук Александр. Характеристика выбранного актива класса: В актив класса входят Тимченко Виктория, Васильева Татьяна, Рябиков Павел, Старажук Александр. Девочки общительные, активные, целеустремленные. Содержание деятельности актива: В основном актив действует как единое целое, хотя внутри актива бывают ссоры, связанные с борьбой за лидерство. Девочки не приказывают, не любят подчиняться (не позволяют собой командовать, руководить). В случаях, если следует кого-то убедить, могут быть очень настойчивыми. В любом новом деле сразу берут инициативу в свои руки и всегда справляются с поставленной задачей. Для класса являются авторитетами, очень требовательны и к себе, и к другим. Неофициальный актив: Как такового неофициального актива нет, но есть неофициальные лидеры (дети, не входящие в КСК, но стремящиеся попасть в актив), это – Петров Вова (среди мальчиков) и Марьина Алена (среди девочек). Лидеры: Лидеры класса входят в официальный актив класса, о неофициальных лидерах было сказано ранее. 2. Уровень развития класса как коллектива. Общие сведения о классе: 9 «Е» класс является общеобразовательным, т.е. в этом классе собраны разные дети и для того. Класс был сформирован два года назад. До сих пор состав класса остается неизменным. Состав класса: В 9 «Е» учится 29 человек, из них 19 девочек и 10 мальчиков. Все дети примерно одного возраста, самая маленькая Дюднева Алина, т.к. она пошла в школу с 6 –ти лет. Официальная структура: В 9 «Е» учится 29 человек: Васильева Татьяна, Восколович Наталья, Гоцман Дарья, Дебелова Кристина, Дюднева Алина, Жилкина Юлия, Исмаилова Гульнар, Карсакова Кристина, Карпенко Алексей, Луцкова Ксения, Лубяная Маргарита, Моргунова Настя, Нагулевич Дмитрий, Найденова Ирина, Петров Вова, Пожидаев Антон, Рудзинская Евгения, Рубиков Павел, Садченко Максим, Семенова Галина. Старажук Александр, Сулаев Евгений, Тимченко Виктория, Филипов Андрей, Шамонин Виталий, Морозенко Дарья, Марьина Алена, Кряцкая Марина, Смоленцева Анна. Общий уровень развития учащихся, их интересы, кругозор: Общий уровень развития учащихся 9 «Е» выше среднего. Дети читают, и не потому, что надо, а потому что интересно. Некоторые ходят в спортивные секции, посещают кружки, входят в школьные клубы. Но в основном дети 9 «Е» - это дети танцующие, поющие, рисующие. Большинство детей ходят сразу в несколько кружков или секций, родители многих детей для дополнительного развития своего ребенка нанимают репетиторов. Поэтому дети очень заняты и в течение учебного дня, учитывая помимо всего прочего и необходимость готовить уроки к каждому предмету и на каждый учебный день, у детей практически нет свободного времени. Учащиеся с ослабленным здоровьем: В классе ослабленное здоровье почти у всех детей. На учете у врача стоят почти 85% детей класса. Очень сильно ослаблено здоровье у Дюдневой Алины. У многих детей слабое зрение, наблюдается нарушение осанки и т.д. Неполные семьи: у Сулаева Евгения семья неполная, но, когда учитель заполняет журнал, то Евгений говорит, что семья полная, то есть ребенок не хочет признаваться в том, что вместе с ними не живет папа. У Лубяной Риты родители развелись. 3. Отношения учащихся к общественно-полезному труду. Класс в большинстве случаев эмоционально един. Во время проведения весеннего субботника и уборки территории вокруг школы в целом проявляли участливость, не боялись браться за работу. Однако есть и такие, которые всеми возможными способами пытались уйти от работы, это такие ученики, как: Петров Вова, Шаманин Виталя. 4. Отношение учащихся к учебе. Уровень успеваемости: В классе качественная в целом выше среднего, но есть и неуспеваемость. По итогам четверти: 7 человек закончили на «5», 10 человек закончили на «5» и «4», несколько человек закончили с одной «3». Есть такие, которые периодически получают двойки: Шамонин Виталий, Садченко Максим, Семенова Галина (только из-за лени, потому что способности есть и очень хорошие), Луцкова Ксения (время от времени остается на осень), Карпенко Алексей («2» по математике, очень волновался из-за этого). 5. Отношение учащихся к дисциплине: Как сказал классный руководитель, что если бы он оценивал дисциплинированность в баллах, то в первые год существования класса балл был бы высокий. Но в этом году, что во многом связано с переходным возрастом, когда детям больше всего хочется показать себя, выставиться перед другими, балл был бы не выше «4», даже, скорее всего, где-то между «3» и «4». Из своих наблюдений могу дополнить, что дети ведут себя недисциплинированно на уроках тех учителей, которые предоставляют им свободу. 6.Традиции в классе. По словам классного руководителя, поскольку класс сформирован сравнительно недавно, как таковых устоявшихся традиций нет. Есть только примерные черты этих традиций, которые, может, быть более четко проявятся в будущем. Это, например, устраивание чаепития в конце последней учебной недели перед каникулами, посещение одноклассника, который лежит в больнице, дарить друг другу подарки на 8 марта, 23 февраля, 14 февраля, а так же классному руководителю в день рождения. Все они только начинают становиться традициями. 7. Изучение уровня воспитанности (задание № 3).
Показатели воспитанностиПризнаки проявляются
Ярко проявляются 4 балла

Проявляются

3 балла

Слабо проявляются

2 балла

Не проявляются

1 балл

К обществу

1. Долг и ответственность

+
2.Бережливость+

3. Дисциплини-

рованность

+

К труду

4. Ответственное отношение к учению

+

5. Трудолюбие+

К людям

6. Коллективизм, товарищество

+

7. Доброта, отзывчивость+

К себе

8. Честность

+
9. Простота+
Задание № 6.1 Правовые документы, регламентирующие деятельность классного руководителя (Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Должностные обязанности классного руководителя и т.д.) В своей деятельности классный руководитель руководствуется Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав и свобод человека, Конвенцией о правах ребенка, Уставом школы и пр. В данных нормативно-правовых актах содержатся в том числе нормы, которые закрепляют право каждого ребенка на образование. Например, статья 28 Конвенции о правах ребенка гласит: «Государства - участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности: вводят бесплатное и обязательное начальное образование; поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи; обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств; обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей; принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу». Статья 29 Конвенции содержит перечень основных направлений образования: это всестороннее развитие личности; воспитание уважения к правам человека, к родителям, к национальным ценностям своей страны и к национальным особенностям других людей; подготовка ребенка к сознательной жизни в духе понимания, мира, терпимости; воспитание уважения к окружающей природе. В процессе образования и воспитания Конвенция призывает поддерживать школьную дисциплину гуманистическими методами. То есть методами, основанными на уважении человеческого достоинства ребенка. Конвенция обращается к государствам - участникам (Россия входит в их число) с тем, чтобы деятельность действующих и вновь созданных образовательные учреждений, каждого работника образовательного учреждения соответствовала всему вышеперечисленному, учитывала развитие личности каждого ребенка. Закон РФ «Об образовании» также содержит ряд норм, определяющих основную направленность деятельности педагогического работника. Но, прежде всего, закон закрепляет, что не каждый человек может заниматься педагогической деятельностью, помимо того, что существует образовательный ценз, к педагогической деятельности в образовательных учреждениях не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления (ст.53 Закона «Об образовании»). Закон также требует, чтобы педагогические работники образовательных учреждений проходили периодические бесплатные медицинские обследования. На педагогических работников возлагается ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений. Необходимо отметить, что к педагогическим работникам применяются более строгие основания для увольнения по инициативе администрации: 1) повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения; 2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника; 3) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Увольнение по настоящим основаниям может осуществляться администрацией без согласия профсоюза (ст.56 Закона «Об образовании»). Таким образом, Закон РФ «Об образовании» отграничивает развивающуюся личность ребенка от возможного негативного влияния педагога. Все вышеперечисленное имеет прямое отношение и к классному руководителю, но ни один из рассмотренных мною законов не содержит конкретный перечень должностных обязанностей. Перечень содержится в должностной инструкции классного руководителя, которая утверждается директором образовательного учреждения. Среди должностные обязанностей классного руководителя можно выделить следующие: Классный руководитель выполняет следующие должностные обязанности: 1. Ведет журнал 2. Ведет «Личные дела» учащихся и следит за их состоянием 3. Организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом, организует коллективное творчество 4. Организует дежурство по классу, школе, столовой 5. Соблюдает санитарное состояние прикрепленного кабинета 6. Заботится о внешнем виде воспитанников 7. Организует питание. Ведет разъяснительную работу в классе с родителями о предоставлении бесплатного питания некоторым детям, корректном отношении к ним одноклассников 8. Заботится о финансовом обеспечении классных нужд 9. Осуществляет контроль за посещаемостью, совместно с родителями контролирует учащихся, пропускающих уроки без уважительной причины, с социальным педагогом посещает семьи «трудных детей» 10. Создает обстановку, благоприятствующую учебе. 11. Координирует деятельность учителей, работающих в классе 12. Работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости школьников 13. Создает условия для развития познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (вовлекает в кружки, факультативы, конкурсы, викторины, олимпиады, смотры, организует экскурсии, посещение театров, выставок, поездки и т.д.) 14. Привлекает психолога к организации умственного труда школьников (цикл бесед, индивидуальные рекомендации) 15. Способствует благоприятному микроклимату в классе, формирует межличностные отношения, корректирует и регулирует их 16. Организует творческие дела в классе, привлекая как можно больше учеников 17. Заботиться о здоровье учеников, вовлекает их в физкультурную, спортивную работу 18. Помогает деятельности различных детских общественных организаций 19. Ищет интересные формы и содержание каждого организуемого дела, определяет целесообразность своих встреч с классом (классный час, собрание, беседа, откровенный разговор и т.д.), проводит один тематический классный час в месяц 20. Изучает личность школьников в соответствии с имеющимися методиками, учитывая мнения учителей, работающих в классе и родителей 21. Работает с характеристиками учащихся 22. Помогает школьникам в выборе профессий, вместе с родителями определяет судьбу класса после 9-ого класса, обращая при этом особое внимание на неблагополучные семьи 23. Обеспечивает охрану и защиту прав учащихся, оставшихся без попечения родителей, если такие есть в классе. Активно сотрудничает с социальным педагогом. 24. Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий 25. Выявляет и ведет учет детей из неблагополучных семей 26. Осуществляет наблюдение за поведением «трудных» подростков, детей «группы риска» и состоящих на учете 27. Проводит тематические родительские собрания раз в четверть 28. Изучает условия воспитания в семье 29. Работает с родителями индивидуально 30. Привлекает родителей к организации внеучебной деятельности класса 31. Влияет на общение ребят с родителями Задание № 6.2. Документация по классному руководству (план воспитательной работы классного руководителя, личные дела, журнал, дневник классного руководителя, работа с родителями, протоколы родительских собраний) План воспитательной работы классного руководителя. План воспитательной работы классного руководителя базируется на общешкольном плане, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Он должен включать в себя перечень планируемых мероприятий с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению. Личные дела. Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических и педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности и обученности, индивидуальные особенности и т.д.) Журнал. В нем содержатся сведения об успеваемости на изучаемых предметах, в течение четверти, итоговые оценки по ее окончании, итоговые годовые оценки. Фиксируются темы уроков. Сведения о посещаемости, а так же даты рождения учеников, сведения о составе семьи, месте жительства, месте работы родителей. Сведения о посещении учащимися различных спортивных секций, кружков, факультативов и другие анкетные данные. Дневник классного руководителя. В дневнике ведется планирование, корректировка, постановка воспитательных задач ("перспектив") общих для класса или отдельных групп, учеников класса. Организация, проведение различных видов деятельности в соответствии с поставленными задачами и намеченным планом. В дневнике учитель делает необходимые для себя пометки, которые он реализует в дальнейшей деятельности. Работа с родителями, протоколы родительских собраний. Работа с родительской общественностью по вопросам улучшения процесса обучения и воспитания. Связь с родительским комитетом, попечительским советом и отдельными родителями в качестве спонсоров и т. д. Проведение родительских собраний, протоколирование основных вопросов, поставленных на собрании, подведение итогов. Фиксируются сведения о выполнении или невыполнении задач, поставленных на предыдущем собрании. Задание №7 КТД (теория + разработка и анализ проведения). (Анализ КТД в задании №9) Коллективно творческое дело (КТД) Теория Методику КТД разработал Игорь Петрович Иванов (1923 - 1991). В своей деятельности он разработал и доказал идею организации жизни коллектива на основе коллективной творческой деятельности. Раньше по этой методике работали коммунарские отряды. Методика КТД – деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал «педагогика общей заботы». Ее можно назвать «педагогика социального творчества» или рассматривать как ее сердцевину: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела – это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, рыцарское служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество, мажор и дух свободы. КТД по Иванову – это практическая забота о жизни, о самых разных ее сторонах, а не воспитание тех, кто все исполняет по сценарию педагога. КТД – это дела не для ребят и не только во имя их воспитания, это дела (и цели) самих ребят, вернее, коллектива, членом которого становится и взрослый. КТД – это их общая забота, их жизнь, совместное творчество. С этого и начинается книжка И.П.Иванова: «Коллективные творческие дела – это прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни». КТД могут быть трудовыми, спортивными, познавательными, организаторскими, просто развивающими способности детей. У Иванова выделяются 4 этапа КТД: I. В зависимости от потребностей отряда придумывается КТД по группам. Проводится конкурс между первичными коллективами на лучшие проекты. II. На общем сборе выбирается один вариант или создается сводный проект; выбирается совет дела - из представителей каждого первичного коллектива. III. "Совет дела" разрабатывает избранный вариант в деталях, распределяет поручения между первичными коллективами. Руководит проведением дела. IV. Проведенное дело обсуждается на общем сборе (удачи, недостатки, предложения на будущее). Коллективный анализ любого проведенного дела (этап IV) является непременным этапом методики организации КТД, которое задумали и спланировали сами дети (этап I), подготовили (этап II), осуществили (этап III). Коллективный анализ работы, как показывает опыт сотен детских, взрослых и разновозрастных коллективов, играет столь важную роль в развитии сплоченности и взаимопонимания, самоутверждения и самоопределения участников творческого процесса, что без четвертого этапа, без этой рефлексивной процедуры ни одно дело нельзя назвать ни коллективным, ни творческим. Каждый из этапов организации КТД (этих четырех «сами») оснащен своими методическими приемами. «Финишная» рефлексия (этап IV) – коллективный анализ свершенного – также имеет свое методическое обеспечение. По И.П.Иванову, на общем сборе обсуждаются три основных вопроса: 1. Что было хорошо, что удалось и почему? 2. Что не получилось и почему? 3. Что предлагаем на будущее? Здесь важен не только набор вопросов. Принципиальное значение имеет также их последовательность. В заключении отмечу, что КТД по Иванову – не назидание, не урок, не классный час, не воспитательное мероприятие. Оно поскольку воспитательное, постольку практическое, в той мере развивающее, в какой коллективное и творческое. Педагогические задачи КТД вторичны. Они – следствие доброго отношения к жизни. Самое главное достоинство КТД в том, что оно – это сама жизнь или игра в жизнь. На языке науки можно было бы сказать – в одних случаях это проектирование и преобразование жизни, в других – имитационное моделирование – вхождение в жизнь через ее конструирование и обретение социальных ролей. Здесь «играют» в трудовой десант, рейд, фабрику, почту, сюрпризы, пресс- конференцию, защиту проектов, путешествие, экспедицию, город, суд, театр, газеты, журналы, конкурсы. Здесь то ли играют, то ли живут этим. Здесь все вместе/ Коллективно творческое дело (КТД) Разработка К – активную позицию занимают все члены коллектива, не допускаются выпадающие дети Т – в результате дела должен появиться неповторимый уникальный продукт, то есть точного соответствия со сценарием не должно быть Д – в результате взаимодействия ребенок – педагог, ребенок – ребенок обязательно должен быть осязаемый результат или «сухой остаток» Технология проведения. Этапы. 1. Предварительная работа педагога. Постановка педагогических целей 1.1. Предварительная работа педагога. а). Внутриколлективные отношения в классе скорее всего деловые, нежели личностные. Близкие личностные доверительные отношения наблюдаются только в микрогруппах. Это связано в большей мере с тем, что коллектив класса создан недавно (в школе предусмотрено профильное обучение, классы были расформированы). Что касается эмоционального настроя, то в основном все положительные эмоции детей направлены на ожидание предстоящих праздников, каникул, они с большим оживлением строят планы: говорят о том, как собираются справлять праздники, о фильмах, которые собираются посмотреть, о том, куда поедут и пр. Детей также волнуют итоговые оценки за 3-ю четверть. Стиль руководства классного руководителя либеральный. б). В плане воспитательной работы КТД являются одним из основных направлений. Предусмотрены такие развлекательные КТД, как: «День знаний», «Золотая осень», «День учителя», «День матери», «День лицеиста», «Новогодние праздники», «Томские Афины», «Татьянин день», «День Святого Валентина», «Дороги мужества и славы», «А, ну-ка, девочки!», «Мы поздравляем женщин всей планеты», «Счастливый случай», «День юмора и смеха», Мероприятия, посвященные Дню Победы, Последний звонок. Спортивные КТД предусмотрены направлением «Здоровье». Познавательные КТД предполагаются как направлением «Патриотическое воспитание», так и направлением «Здоровье». Таким образом, можно сделать вывод, что в системе воспитательных мероприятий КТД занимают значительное место и являются основой воспитательной работы. Участником КТД будет классный коллектив. Теоретически, самый лучший вариант, когда инициаторами КТД выступают сами дети, либо инициативная группа. Практически же, КТД является одним из заданий практики, поэтому, предстоит задача направлять действия детей. Проводить КТД нам бы хотелось в школе, но окончательное решение зависит от детей. 1.2. Постановка педагогических целей Цели игры: - воспитать гражданскую ответственность, политическую этику - формирование, развитие патриотизма, любви к Родине - повышение уровня личностных взаимосвязей учащихся - эмоциональная разгрузка, отдых Задачи: - воспитать позитивное отношение к армии - подвести учащихся к пониманию того, что организованная власть в лице вооруженных сил является необходимым условием жизнедеятельности любого общества - способствовать развитию навыков, осмысленных действий в системе политических отношений, политических институтов общества - привить чувство возможности сотрудничества с властью, ответственного отношения к такому сотрудничеству - умения работать в группе, вести групповое обсуждение проблем - повышение уровня личностных взаимосвязей учащихся - помочь учащимся преодолеть барьер в общении мальчики-девочки – научить их уважать армию и свою страну 2. Коллективное планирование. Выборы Совета дела Выбор КТД мы обсудили сначала с преподавателем права. Предложили сводить класс в колонию для несовершеннолетних, либо в музей репрессированных граждан, как нам казалось – это очень поучительно. Сергей Александрович сказал, что как-то мрачновато и предложил нам (трем студенткам, проходящим практику) сводить детей в Педагогический университет, рассказать об университете, проблемах поступления и т.д. Но детям эта идея не очень понравилась (может быть потому, что перед ними пока еще не стоит проблема выбора дальнейшего пути образования). Дети предложили сходить в суд. Действительно, это было бы очень познавательно, интересно, но класс слишком большой, нам отказали. Тогда Наташа сказала: «Может быть, придумать, как поздравить мальчиков?» Все были очень заинтересованы, мы с девочками договорились встретится, и все обговорить подробнее. Образовали Совет дела, в который вошли: Павленко Алена, Кривовяз Наташа, Вильне Яна и Ермаченко Саша. Они должны были обговорить идею с классом подробнее. 3. Подготовка дела С девчонками мы разработали план КТД. Зачитали план всему классу. Затем подкорректировали его, разделили обязанности. Больше всего девочкам понравилось то, что они будут дарить мальчикам свои сердечки. Мальчишкам же понравилась идея военных учений. 4. Проведение дела Название КТД: «Ко дню защитника отечества» Обоснование темы: Прежде всего, мы исходили из интересов детей. Как ранее отмечалось, настрой у детей праздничный, поэтому тема КТД предстоящий праздник сильной половины класса. Возраст: 15 лет Количество: 18 человек Место проведения: кабинет истории и права Время проведения: 1-ый урок План КТД: 1. Вступительное слово 2. Представление команд 3. «Военные учения»: - «Пройди по болоту» - «Зашифрованное послание» - «Вычисли шпиона» - «Заслужи награду» 4. Итоги и поздравления одноклассниц - анализ КТД - поздравления Реализация: Во время проведения КТД план немного изменился. То есть дети отошли от плана. Они полностью взяли инициативу в свои руки. Подведение итогов немного затянулось, пришлось задержать класс на перемене. Дети очень увлеклись, разыгрались, все хотели участвовать, даже девочки, хотя сами предлагали, чтобы в конкурсах соревновались только мальчики. Очень понравилось, что они аплодировали всем участникам, в каждом конкурсе. Здорово. 5. Коллективный педагогический анализ (подробнее ниже) Результаты подготовки: «+» - у детей был интерес, старательно все подготовили «–» - требовалось немного больше контроля с нашей стороны, не все смогли включиться в подготовку КТД Результаты проведения: «+» - всем понравилось, были довольны «–» - дети привыкли к руководству, иногда мы сами хотели вмешаться, не хватило времени 6. Последствие: По-моему, класс стал немного дружнее. Они были довольны тем, что сами все сделали, хотя боялись инициативы. У них появилось много общих тем для разговоров. Обострения негативных отношений между некоторыми учениками класса не произошло, а вот улучшения уже можно наблюдать. План игры "Права несовершеннолетних" Цели игры: – повышение уровня правовой культуры учащихся – формирование мотивов к активному изучению права – профессиональное самоопределение Задачи игры: – помочь учащимся разобраться во всем многообразии отношений, урегулированных нормами права – научить их уважать законы и отстаивать свои права Содержание игры: Каждый ряд класса представляет собой единую команду, которая должна пройти следующие этапы игры: 1. Представление команды 2. Разминка 3. Конкурс капитанов 4. Юридическая консультация 5. Подведение итогов игры 1. Представление команды На данном этапе каждая команда выбирает капитана, придумывает себе название и объясняет смысловое содержание названия. Например: команда "ВЕРА" – обозначает веру в то, что права ребенка будут так же уважаемы, как и права взрослых, или команда "НАДЕЖДА" – означает надежду на то, что права ребенка будут не только декларироваться, но и исполняться. После того как каждая команда представится и будут выставлены оценки, команды переходят ко второму этапу игры. 2. Разминка Задача – ввести учащихся в круг понятий, которые будут использоваться в ходе игры, напомнить и повторить понятия. Команде зачитывается определение. После чего команда должна назвать понятие, к которому оно относится. Если команда не знает ответ, либо дает неправильный ответ, то право ответа переходит к следующей команде. Правильные ответы оцениваются по 1 баллу команде в целом. Каждой команде – по 5 вопросов. Определения для Разминки Для команды 1-ого ряда: – общеобязательное, установленное, санкционированное и охраняемое государством правило поведения людей (норма права); – применение к лицу, совершившему правонарушение, предусмотренных законом мер принуждения (юридическая ответственность); – человек, не достигший 18-летнего возраста (несовершеннолетний); – гарантированные государством возможности человека в экономической, социальной, политической и культурной сферах (права человека); – одна из правовых форм защиты прав и интересов граждан, устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет при отсутствии родительского попечения (попечительство); Для команды 2-ого ряда: – предусмотренное уголовным законом виновно совершенное общественно опасное деяние физического лица (преступление); – главные защитники прав ребенка (родители); – способность лица иметь права и обязанности (правоспособность). – объявление в установленном законом порядке несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным (эмансипация); – правонарушение, посягающее на установленный законом общественный порядок (административный проступок); Для команды 3-его ряда: – способность лица своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и исполнять возложенные на него обязанности (дееспособность); – человек, не достигший 14-летнего возраста (малолетний); – выраженные в конституционных нормах требования государства к поведению любых лиц (обязанности); – мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления (наказание); – одна из форм защиты личных и имущественных прав граждан, устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет (опека); 3. Конкурс капитанов Это задание поможет определить уровень теоретической подготовки учащихся и знание правовых норм по правам несовершеннолетних. Капитан каждой команды должен выбрать номер вопроса (любой с 1-ого по 14-ый) и ответить на него. Каждому всего по три вопроса, отвечают по очереди. При неправильном ответе капитан дает возможность ответить любому участнику своей команды. Правильный ответ оценивается в 1 балл и засчитывается как участнику, давшему правильный ответ, так и команде. Вопросы к Конкурсу капитанов 1. В любом ли возрасте лицо может быть привлечено к уголовной ответственности (УК ст.20, с 16, а по отдельным случаям – с 14 лет). 2. Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у одноклассников? (УК ст.20, 163, да). 3. Можно ли расценивать как шалость заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве в школе учащимся, не желающим писать контрольную работу? (УК ст.20, 207, преступление). 4. С какого возраста учет мнения ребенка в ходе судебного или административного разбирательства обязателен? (СК ст.57, с 10 лет). 5. Откуда может взяться имущество в собственности несовершеннолетнего? (СК ст.60, доходы, дар, наследование, приобретение на средства ребенка). 6. Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей – отец или мать? (СК ст.62, равенство прав родителей). 7. На ком по закону должен лежать основной груз выполнения обязанностей в отношении детей – на отце или на матери? (СК ст.62, равенство прав и обязанностей). 8. У 15-летней Петровой родился ребенок. Кто вправе осуществлять родительские права? (СК ст.62, до 16 лет совместно с опекуном). 9. Освобождаются ли родители от обязанности содержать своего ребенка в случае лишения их родительских прав? (СК ст.72, не освобождаются). 10. Что могут самостоятельно делать со своим имуществом несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет? (ГК ст.26, с письменного согласия родителей продавать, дарить и т.д. Самостоятельно совершать мелкие сделки). 11. С какого возраста ребенок приобретает право на уважение его человеческого достоинства? (Конституция РФ, ст.17, с рождения). 12. Кем, в соответствии с законодательством, осуществляется защита прав и интересов ребенка? (СК ст.56, родителями, органами опеки, прокурором, судом). 13. Можно ли уважать человеческое достоинство ребенка, который делает все наперекор родителям и не уважает их? (Конституция РФ ст.21, обязаны). 14. Какие обязанности государств по отношению к детям сформулированы в Конвенции о правах ребенка? (охранять и защищать права детей). 4. Юридическая консультация Этим этапом проверяются знания нормативных документов, форм и методов защиты прав несовершеннолетних. Каждая команда выполняет роль юридической консультации. По заранее заготовленным ситуациям команда 1-ого ряда консультируется у команды 2-ого, команда второго у 3-его ряда, команда третьего у команды 1-ого ряда. Команда выбирает адвоката, который и должен разъяснить ситуацию, дать ей правовую оценку. Желательно, чтобы ситуация излагалась от первого лица, например: "В Конституции записано, что каждый имеет право на образование. Это значит, что человек сам решает – воспользоваться ему этим правом или нет. “Я учиться не хочу, а родители заставляют, и от этого у меня одни неприятности. Как мне защитить это мое право?”. Правильный ответ оценивается в 1 балл и засчитывается как участнику, давшему правильный ответ, так и команде. 5. Подведение итогов Подсчитываются баллы и объявляется команда победительница, а также лучшие участники команд. План классного часа «Ко дню защитника отечества» Содержание: 5. Вступительное слово 6. Представление команд 7. «Военные учения»: - «Пройди по болоту» - «Зашифрованное послание» - «Вычисли шпиона» - «Заслужи награду» 8. Итоги и поздравления одноклассниц 1. Вступительное слово Скоро у всех мужчин большой праздник – День Защитника Отечества. Поэтому мы обращаемся с добрыми пожеланиями и приветствиями к защитникам нашего отечества и домашнего очага. Поздравляем самую сильную, самую благородную, ловкую и смелую половину нашего класса. Мальчишки, представьте, что все вы хотите стать самоотверженными бойцами Российской Армии, для этого вам предстоит пройти сложные военные учения и доказать свою силу, ловкость и смелость. 2. Представление команд Мальчикам предлагается разделиться на две команды и, назвав свою команду, рассказать о самых положительных сторонах службы в армии. После представления - каждой команде отдельные аплодисменты девчонок. 3. «Военные учения» Состоят из четырех этапов. К первому этапу команды приступают в звании «Рядовых». После прохождения каждого этапа под аплодисменты девчонок команды повышаются в званиях. 1-ый этап они заканчивают «Сержантами», 2-ой – «Лейтенантами», 3-ий - «Полковниками», а четвертый уже «Генералами». 1-ый этап «Пройди по болоту» Мальчикам разъясняется, что все они направляются в разведку. Предстоит сложный путь по болоту, пройти которое можно наступая только на кочки. Кочки (картонки, либо бумажные листы) должны заранее заготовить девочки. Дойдя до пункта назначения (черты), они должны вернуться назад в часть, если только не утонут в болоте. Этап завершается аплодисментами и повышением в звании. 2-ой этап «Зашифрованное послание» Каждая команда получает секретное зашифрованное послание от своего командования, отдельные слова из которых надо составить две пословицы. Пословицы: - Жить – Родине служить - Герой – за Родину горой Этап завершается аплодисментами и повышением в звании. 3-ий этап «Вычисли шпиона» Из каждой команды выбирается по одному участнику. Его усаживают на стул и завязывают глаза. Затем в течении 5-ти секунд ему дают подержать руку настоящего шпиона (шпионом может быть как мальчик так и девочка). После этого все, кто желают, протягивают участнику свою руку, в том числе и шпион. Задача – вычислить шпиона. Этап завершается аплодисментами и повышением в звании. 4-ый этап «Заслужи награду» По одному участнику от команды берут заранее заготовленные палочки с веревкой. По середине веревки висит большая нарисованная медаль. Кто быстрее намотает веревку на палочку и достигнет медали, тот ее и заслужил. Этап завершается аплодисментами и повышением в звании. 4. Итоги и поздравления одноклассниц Команда-победительница определяется количеством отданных за нее «женских сердец». Каждая девочка должна заранее нарисовать свое сердечко, которое она и отдаст понравившейся команде. А поздравления и подарки от одноклассниц получают все мальчики класса. Лучше это сделать в следующей форме: даря подарок мальчику, девочка называет самые его лучшие качества (например, почему именно ему дарит: самый внимательный к девочкам, хорошо учится и т.д.). Задание № 8. Проект плана воспитательной работы классного руководителя. Основные направления на год. Ниже перечисленные данные базируются на основе исследования плана воспитательной работы классного руководителя на год, дневника классного руководителя и их анализа направления воспитательной работы в классе на год: - Организационно-педагогические мероприятия - Воспитание положительного отношения школьников к учению - Политический кругозор учащихся - Воспитание нравственных ценностей у школьников - Подготовка учащихся к труду и выбору профессии - Дисциплина и культура поведения учащихся - Физическая культура и здоровье учащихся - Экологическое воспитание - Свободное время учащихся - Работа с родителями и общественностью По каждому направлению подбираются разнообразные формы и методы работы. Календарный план на четверть.

Учебные недели

Коллективные дела учащихся

Оперативная работа классного руководителя

С 9-15 февраляДень святого ВалентинаКлассный час «Здоровые привычки».
С 16-22 февраляКо дню защитника отечества

Родительское собрание «Военная служба, отсрочка, альтернативная служба»

Классный час «Дороги мужества и славы».

С 23-7 мартаА ну-ка девочкиКлассный час «Мы поздравляем женщин всей планеты».
8-14 марта

Встречи с руководителями спортивных секций, кружков.

Классный час «Безопасность пути из дома и обратно».

15-21 марта«Чистый дом» весенняя уборка территории школы.Классный час-чаепитие «Весенние каникулы».
Задание № 8. Предложения по улучшению организации и содержанию практики. В целом практика организована не плохо. - Хотелось бы предложить, чтобы перед ее началом руководители практики назначали хотя бы общие собрания для потока и давали консультации по каждому пункту - Необходимо, чтобы у ТГПУ и школ была более тесная связь, и не было такого разногласия, когда мы приходим на урок к учителю, а он в демонстративной форме заявляет, что ему не нужны посторонние, а тем более студенты на уроке. - Важно чтобы была согласованность в работе руководителей практики и школьных учителей, ведь бывают ситуации, когда руководитель говорит, что необходимо провести 15 уроков, а учитель, что достаточно 5-ти. - Так же было бы замечательно уменьшить объем работы или увеличить сроки для сдачи отчетной документации, это продиктовано тем, что студенты сдают практику перед сессией и во время, лично для меня, как и большинства студентов, это очень тяжело, хочется, чтобы все выглядело красиво, точно, соответствовало содержанию задания, но это практически, не возможно сделать в таком режиме работы. - И, наконец, хочу сказать, что нам бы очень помогло присутствие руководителя практики один раз в неделю, в самой школе, для консультаций и решения текущих проблем. Задание № 9. Тематическое задание. Педмастерство учителя. 1. Внешний вид педагога. Первая встреча с Лихачевым Сергеем Александровичем оставила очень приятное впечатление о нем как об интеллигентном, воспитанном человеке. Сергей Александрович не высокого роста, открытое лицо, прямой нос, доброе выражение глаз: все это располагает к общению с человеком. Сразу же бросился в глаза внешний вид учителя: клетчатый пиджак коричневого цвета, темные штаны, туфли с закругленными носками, что скорее говорит о романтичном, покладистом характере, даже несколько беззаботном, чем о строгом человеке (каким, может быть, хотел показаться Сергей Александрович). В течении последующих наших встреч с ним, всегда проявлял доброжелательность, улыбчивость, заинтересованность. Внешний всегда опрятный, хотя и несколько беззаботный. 2. Речь, слово педагога как инструмент педагогического воздействия. На уроках Сергей Александрович всегда корректен и точен в построении своих фраз. Предложения строит в четкой логической последовательности, что очень сильно облегчает понимание даже сложной темы. Богатый словарный запас, простота построения предложений, обладание искусством риторики, нормальный темп речи, вежливый тон, четкая дикция: все это позволяет учителю вызывать интерес у аудитории, «держать» внимание класса. - Эмоциональная насыщенность: на уроках эмоционально сдержан, хотя бывают моменты, когда и сам может пошутить, и с удовольствием посмеется над шутками детей. Лично у меня сложилось впечатление, что дети видят в нем одновременно и доброго друга, и строгого преподавателя - голос не громкий, но убедительный, требующий внимания со стороны учеников, ударения в словах правильные, темп речи позволяет ученикам усваивать материал, конспектировать, дикция четкая, слова звучат членораздельно. - при общении с учениками речь в основном звучит в форме монолога, но во время объяснения материала делаются паузы для того, чтобы ученики задавали вопросы, высказывали свое мнение. 3.Двигательная активность педагога. Во время изложения материала не сидит за учительским столом, чаще всего стоит возле доски когда объясняет детям материал, ходит когда дает текст под диктовку. В ходе урока обращается ко всему классу, распределяя свое внимание на него. По рядам не ходит, не стоит за спинами учеников, рассказывая что- либо, всегда поворачивается лицом к классу. Ходит и стоит прямо, не ссутулившись, иногда опирается на стул или учительский стол. Походка ровная. Жесты производятся чаще всего правой рукой. Мимика выразительно проявляется в случае эмоционального рассказа. 4. Проявление эмоционально-волевых чувств педагога. Внешне спокоен, разговоры учеников пресекает критическим замечанием чаще всего в спокойной форме, в крайнем случае, может повысить голос или постучать ручкой по столу. Сдержан, в общении с учениками естественен и уравновешен, в адрес учеников не позволяет едких и колких замечаний. Владеет техникой саморегуляции. 5. Особенность общения с учениками. Стиль общения, на мой взгляд, либерально-демократический. Занятия проходят в форме монолога, но, тем не менее, проявляется демократический стиль, а именно: мягкость, умение прощать, доверие к личности ученика и т. д. Использует такие фразы как: «Давайте, посмотрим на доску», «Давайте откроем текст Конституции» и т. п. В общении с учениками обращается к ним на «ты». Но в большинстве случаев выбор стиля зависит от класса. С одними он может быть либеральный, с другими либерально-демократический, с третьими вообще проявляются элементы авторитарного стиля. Предпочтение отдает интересным, доброжелательным, любознательным ученикам. 6. Результативность общения с учениками. Как я уже отмечала, дети относятся к Сергею Александровичу двояко: с одной стороны для них это человек, которому можно доверять, с другой – он обладает авторитетом требовательного преподавателя. Большинство учеников по результатам наблюдения и опроса признают авторитет педагога и относятся к нему с уважением.