Каталог :: Педагогика

Диплом: Исследование роли руководителя в повышении качества результатов деятельности ОУ

Глава 2. Исследование роли руководителя в повышении качества результатов
деятельности ОУ.
     2.1. Организация исследования.
В любой сфере деятельности стремятся достичь максимально возможного качества
этой деятельности. Естественно, что это наблюдается и в сфере образования,
когда происходит переход от единообразной системы образования к
разнообразной. Эта потребность определяется запросами общества и
потребностями экономики в высоком уровне подготовленности молодежи.
Ориентация на высокие конечные результаты деятельности ОУ предъявляет новые
требования к качественному уровню управления.
Руководитель должен уметь  устанавливать цели ОУ и свои собственные,
предвидеть миссию школы, разрабатывать планы, принимать управленческие
решения, мотивировать коллектив на их реализацию, осуществлять руководство
педагогическим коллективом; обладать способностью осуществлять мониторинг
деятельности.
Повышение «качества образования» во многом зависит от того, насколько
руководитель ОУ осознает необходимость обновления образования, улавливает
специфику ситуации и своевременно вносит коррективы в управленческую
деятельность.
Ориентация на качественное образование побуждают руководителей принимать
нестандартные управленческие решения, по иному строить отношения с
участниками образовательного процесса.
Задачи практической части дипломной работы были следующие:
-         провести исследование по данной проблеме на базе ПУ-18 и ПУ-33
города Тюмени;
-         выявить роль руководителя в повышении качества образовательного
процесса;
-         разработать рекомендации руководителям ОУ.
При исследовании были использованы следующие методы:
-         анкетирование;
-         анализ внутришкольных документов;
-         интервьюрование;
-         экспертная оценка.
В качестве объектов были выбраны учащиеся ПУ-18, в количестве 41 человек (из
них 20 учащихся первого курса, 21 учащийся – второго курса) и учащиеся ПУ-33,
в количестве 48 человек (из них 25 учащихся первого курса и 23 учащихся
второго курса).
     2.2. Планирование исследования.
Первый блок характеристик описывает факторы эффективности образовательных
учреждений. Руководителям ПУ-18 и ПУ-33 были предложены нижеперечисленные
факторы, каждый из которых предлагалось оценить (+). Если присутствует в
работе ОУ; (-), если отсутствует.
     
№№ПУ-18ПУ-33
1Изучение социального заказа
2Доступная система приема
3Большой прием учащихся
4Методы обучения, соответствующие запросам обучаемых
5Дополнительные образовательные услуги
6Дифференцированная и индивидуализированная работа с учащимися
7Эффективная взаимосвязь с родителями и учащимися
8Четкая организационная структура
9Творческая управленческая команда
10Делегирование полномочий
11Текучка кадров
12Высокий уровень подготовки педагогов как предметников
13Постоянное повышение квалификации педагогов
14Стремление педагогов к творческой, инновационной деятельности
15Обобщение и распространение передового педагогического опыта
16Педагоги с большим стажем, квалификационным разрядом
17Наличие собственных авторских методик
18Разработка программ развития ОУ
19Высокие результаты экзаменов
20Осуществление мониторинга и оценки деятельности
21Психолого-педагогическая диагностика учащихся
22Благоприятный морально-психологический климат в коллективе
23Престиж ОУ
24Внедрение новых педагогических технологий
То, мы видим, что все эти факторы в разной степени присутствуют в работе руководителя, но их необходимо учитывать для перевода образовательного учреждения из режима функционирования, в режим развития, тем самым, обеспечивая качество образования. К важнейшим показателям, характеризующим качество образования, мы отнесли уровень успеваемости учащихся. Мы взяли средний оценочный балл за I полугодие.
Средний оценочный балл
Рус.яз.ЛитерАлгебраГеом.Истор.Физ.Хим.Ин.яз.Информ.
ПУ-181 курс

ПУ-33

1 курс
Средний оценочный балл
Рус.яз.ЛитерАлгебраГеом.Истор.Физ.Хим.Ин.яз.Информ.
ПУ-182 курс

ПУ-33

2 курс
Из данных графиков видно, что уровень успеваемости учащихся в разных образовательных учреждениях, и на разных курсах, различен. Причину можно искать в качестве преподавания предметов, в уровне овладения учащимися знаний по предмету, организации учебного процесса и многих других факторах. Следующим этапом нашего исследования стал анкетный опрос среди учащихся, классных руководителей и родителей, с целью выявить степень осведомленности между участниками образовательного процесса. Анкеты заполнили учащиеся (в количестве 41 человек), 2 классных руководителя и 39 родителей ПУ-18. И, учащиеся ( в количестве 48 человек), 2 классных руководителя и 43 родителя – ПУ-33. Анкеты, заполненные учащимися, дали нам представление о личностных потребностях, запросах в области образования; самооценки; взаимоотношений в семье и т.п. Анкеты, заполненные родителями, дали нам представление о социальном положении семьи, степени осведомленности учебной жизни ребенка, запросы в области образования и т.п. Анкеты, заполненные классными руководителями, дали нам представление о личностных потребностях и возможностях учащихся, степени осведомленности семейного положения и степени влияния родителей на образовательный процесс. Мы получили следующие результаты по ПУ-18:
Степень осведомленностиУчащиесяРодителиКлассные руководители
По ПУ-33:
Степень осведомленностиУчащиесяРодителиКлассные руководители
Данные исследования показали, что степень осведомленности между участниками образовательного процесса в ПУ-33 – высокая. То есть, родители принимают активное участие в школьной жизни детей, адекватно оценивают личностные качества и возможности детей. классные руководители информированы о семейной ситуации, активно сотрудничают с родителями. Результаты по ПУ-18 менее утешительные и заставляют руководство образовательным учреждением задуматься над степенью информированности между участниками образовательного процесса. Все сказанное в этой части главы было посвящено результатам деятельности ОУ. Немаловажную роль играет личность руководителя: его личностные качества и стиль руководства. Психологи подразделяют всех руководителей по трем уровням: 1. Руководители первичного уровня: такие руководители обладают преимущественно сложившимися знаниями и навыками по специальности, т.е. четкое знание своих функций, обязаностей и полномочий. 2. Руководители среднего уровня проявляют гармоничное сочетание профессиональных и социально-коммуникативных качеств; 3. Руководитель верхнего уровня должен обладать преимущественно коммуникативно-концептуальными навыками. Именно руководитель верхнего уровня должен возглавлять ОУ, т.е. человек, способный грамотно разработать концепцию развития школы, обладдающий высокими коммуникативными навыками. В настоящее время в связи с повышением уровня требовательности к качеству образования, требования к руководителям возросли. Свойства личности, которыми, как нам кажется, должны обладать руководители, условно можно разделить на три группы.
Наименование группыСвойства личностиЗначение в работе
1. Интеллектуально-личностные свойстваПонятийное мышление, умение обобщать, различать, классифицировать. Склонность к продуманному риску.Умение сформулировать проблему, вопросы, выделить главное умение и опыт прогнозирования событий, динамики
2. Эмоционально-волевые свойстваПозитивный настрой к окружающим, контактность и гибкость. Способность привлекать к себе людей.Умение устанавливать, поддерживать и регулировать социальные контакты.
3. Социально- групповые качестваДостижение поставленных задач, мировоззренческая убежденность, ответственностьУмение распорядиться властью и ответственностью, авторская концепция управления, решения проблем.
В процессе данного исследования руководителям ОУ была предоставлена методика, позволяющая проанализировать свои возможности и личные ограничения в управленческой деятельности. Были получены следующие результаты (по десятибалльной системе) руководителя ПУ-18. Сильные стороны управленца: 1. Умение обучать (10 баллов): способность и желание помогать другим развивать и расширять свои возможности. 2. Умение влиять на окружающих, понимание особенностей управленческой деятельности (9) баллов: способность обеспечивать участие и помощь со стороны окружающих или влиять на их решение; понимание мотивации работников, современные представления о роли руководителя. 3. Четкие ценности, умение наладить групповую работу (8 баллов): способность содействовать развитию и повышению эффективности коллектива, понимание своих личных ценностей, соответствующие условиям современной деловой жизни. Личные ограничения: 1. Творческий подход (3 балла): отсутствие способности генерировать достаточно новые идеи и неумение их использовать. 2. Способность управлять собой (5 баллов): неспособность в полной мере использовать свое время, энергию, умения. 3. Способность руководить (6 баллов): не совсем развиты способности добиваться результата от работы подчиненных. Это субъективный взгляд руководителя на свою деятельность, но тем не менее, он говорит о многом. У этого руководителя развиты очень важные качества для управления ОУ. Однако, недостаток творческого начала мешает достижению намеченных целей. Хотя причиной этому может быть и недостаток финансирования и скудная материальная база для внедрения новых идей в образовательный процесс. На наш взгляд более важна экспертная оценка, сделанная педагогическим коллективом. В исследовании принимало участие 13 педагогов. 92% опрошенных считают, что руководитель требователен к людям, 85% отмечают трудолюбие, 62% считают, что руководитель пропагандирует и внедряет достижения педагогической работы и передового опыта, 46% считают, что руководитель не обладает выдержанностью. Сравнительные результаты можно представить в следующей таблице:
СпособностиСубъективное мнениеОбъективное мнение
Умение влиять на окружающих, понимание особенностей управленческой деятельностиРазвитоРазвито
Творческий подход, пропаганда и внедрение достижений педагогической работы и передового опытаНе развитразвит
Способность управлять собойНе развитаНе развита
Умение обучатьРазвитРазвито
Как видно, мнение совпадают, за исключением: учителя считают, что творческий потенциал в руководителе заложен, более того, такой подход им пропагандируется. Возможно такое противоречие возникает из-за разной степени вовлеченности в образовательный процесс. Сейчас рассмотрим результаты исследования, сделанные руководителем ПУ-33. Сильные стороны управления: 1. Умение влиять на окружающих, понимание особенностей управленческой деятельности (10 баллов); 2. Умение обучать (9 баллов); 3. Творческий подход (8 баллов); Личностные ограничения: 1. Способность управлять собой (6 баллов); 2. Способность руководить (5 баллов): не совсем развиты способности добиваться результата о работы подчиненных; 3. Умение наладить групповую работу (4 балла): не способность в формировании эффективно работающей «команды». У этого руководителя развиты очень важные качества для управления ОУ. Однако, неспособность сформировать эффективно работающий коллектив мешает достижению целей исследования. В ходе экспертной оценки принимали участие 13 педагогов: 92% опрошенных считают, что директор требователен к людям, 77% отмечают трудолюбие, 92% отмечают, что директор обладает способностью руководить; 54% считают, что директору не хватает умения наладить групповую работу. Сравнительные результаты можно представить в следующей таблице:
СпособностиСубъективное мнениеОбъективное мнение
Умение влиять на окружающих, понимание особенностей управленческой деятельностиРазвитоРазвито
Способность руководитьНе развиторазвито
Умение наладить групповую работуНе развитоНе развито
Умение обучатьРазвитоРазвито
Как видно, субъективное мнение руководителя совпадает с экспертной оценкой, сделанной педагогическим коллективом, за исключением: учителя считают, что директор обладает способностью руководить, более того, отмечают эффективность руководства. Возможно такое противоречие возникает из-за неумения наладить групповую работу.