Каталог :: Педагогика

Реферат: Обучение и воспитание детей с ФФНР в старшей группе детского сада

                  Обучение и воспитание детей с ФФНР
в старшей группе детского сада
В течение года дети с ФФНР старшей группы осваивают 2 про­граммы:
общеобразовательную и коррекционную. Важно при этом правильное распределение
обязанностей логопеда и воспитателя в организации обучения и воспитания
детей.
                 Программа коррекционного обучения детей с ФФНР   в    старшей
группе детского сада
     (авторы - Т. Б. Филичева, Г. В, Чиркина, 1993)
Программа рассчитана на один учебный год, включает в себя 3 периода.
     Первый период обучения (сентябрь - середина ноября).
Фронтальные логопедические занятия по произношению - 2 ра­за в неделю.
Фронтальные занятия воспитателя по развитию речи - 1 раз в неделю.
Индивидуальные и подгрупповые занятия логопеда - ежеднев­но (в течение всех
периодов обучения).
Работа воспитателя по заданию логопеда - ежедневно (в тече­ние всех периодов
обучения).
     На индивидуальных и подгрупповых занятиях логопед в первом периоде занимается:
1. отработкой правильной артикуляции, закреплением и автома­тизацией навыков
правильного произношения имеющихся в речи детей звуков : [а], [о], [у], [и],
[э], [ы]; доступных согласных: [м], [м'], | н |, [н'], [п], [п'], [т],
[т'], [к], [к'], [ф], [ф'], [в], [в'], [б], [б'], | д |,  |_д` |, [г],
[г']. В речевом потоке детей с ФФНР эти звуки произносятся смазанно из-за
нечеткой артикуляции. Дети учатся восприятию на слух сохранных звуков и таким
образом создается база для появ­ления в речи отсутствующих звуков;
2. постановкой отсутствующих у ребенка звуков (при возможно­сти -
одновременная постановка нескольких звуков, относящихся к разным фонетическим
группам, что быстрее подготовит детей к фронтальным занятиям);
3. выработкой подвижности органов артикуляционного аппарата, используя
зрительный, слуховой, кинестетический анализаторы;
4. различением звуков на слух;
5. дифференциацией поставленных или сохранных звуков в про­изношении.
На фронтальных логопедических занятиях:
1. изучаются гласные звуки: [а], [о], [у], [и], [о], [э], [ы]; согласные
звуки: [п], [п'], [т], [к], [к'], [т'], [j], [л']. Последовательная отработка
звуков обеспечивает поэтапность работы над фонемами и переход от более легких
к более сложным по артикуляции звукам;
2. одновременно проводится работа по формированию фонема­тического восприятия.
Дети утрированно произносят названные выше звуки, угады­вают их по беззвучной
артикуляции, воспринимают на слух и оп­ределяют в ряду других звуков,
удерживают в памяти звуковой ряд из 3-4 гласных звуков. Отработка четкой
артикуляции про­стых согласных звуков сочетается с формированием умения
слы­шать, выделять слоги с изучаемыми звуками среди других сло­гов,
определять наличие звука в слове (начальная позиция звука, конечная позиция
звука). Ведется работа по запоминанию сло­говых рядов и по выделению ударного
слога. Дети учатся отстуки­вать ритм, угадывать количество слогов. После
сформирован­ного умения выделять в слогах гласные и согласные звуки мож­но
переходить к анализу и синтезу обратных слогов. Дети учатся образовывать
слоги, преобразовывать их, изменяя один звук ([уп-оп-от]).
     Второй период обучения (вторая половина ноября - пер­вая половина февраля).
Фронтальные логопедические занятия - 3 раза в неделю.
Фронтальные занятия воспитателя по развитию речи - 1 раз в неделю.
На индивидуальных занятиях ведется постановка отсутствую­щих звуков и их
автоматизация.
На фронтальных логопедических занятиях акцентируется вни­мание:
1. на дифференциации на слух и в произношении звуков по твердо­сти -
мягкости, глухости - звонкости; на занятиях закрепляются и дифференцируются
следующие звуки: [л']-[ы], [с], [с]-[с'], [з]-[з'], [с]-|з|, [с']-[з'], [ц],
[б]-[п], [ш]-[ж], [з]-[ш], [з]-[ж], [с]-[ш];
2. на грамматических категориях: рода, числа, падежа и времени;
3. на синтаксической работе по составлению предложений, их распространению;
4. на развитии связной монологической речи: составлении корот­кого рассказа с
опорой на наглядность;
5. на закреплении навыков звукового анализа и синтеза: опреде­лении позиции
звука в слове (в начале, середине, конце); опреде­лении ударного гласного в
положении после согласного; анализе прямых и открытых слогов, их
преобразовании;
6. на усвоении терминов и понятий слог, слово, предложение, звук, согласные,
гласные, глухие и звонкие, мягкие и твердые звуки.   -
     Третий период обучения (февраль- май).
Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа про­водится с детьми, у
которых есть трудности в дифференциации звуков, усвоении анализа и синтеза,
автоматизации поставленных звуков.
Фронтальные логопедические занятия проводятся 3 раза в не­делю.
Фронтальные занятия воспитателя по развитию речи - 2 раза в неделю.
     Главное в этом периоде:
1. закрепить навык употребления поставленных звуков в само­стоятельной речи
детей;
2. изучить и дифференцировать следующие звуки: [л], [р], [л]-[л'], |р|-[р'],
|л|-[р], |р'|-|л'], [ч], [Щ], [ч]-[щ];
3. закрепить лексико-грамматические конструкции, конструкции
сложносочиненного и сложноподчиненного предложений в само­стоятельной связной
речи детей в процессе рассказывания.
     Дети к концу третьего периода:
1. на базе полностью сформированного произношения и фонемати­ческого слуха
самостоятельно проводят анализ и синтез однослож­ных слов (лук, шум), слогов
и слов со стечением согласных ([сто], стол, стул). В качестве зрительной
опоры используются схемы,
где длинной полоской обозначено слово, короткой - слоги, глас­ные звуки
выделяются красными кружочками, согласные - синими;
2. свободно пользуются лексико-грамматическими конструкция­ми - простыми и
сложными предложениями.
Дети, заканчивая обучение по коррекционной программе груп­пы ФФНР, переходя в
обычную подготовительную группу, пол­ностью готовы к обучению грамоте.
Воспитатель в течение всего времени обучения детей с ФФНР занимается по
рекомендациям логопеда совершенствованием ар­тикуляционной, тонкой и общей
моторики; закреплением произ­ношения поставленных логопедом звуков;
обогащением, уточне­нием и активизацией отработанной лексики в соответствии с
лек­сическими темами программы; закреплением употребления фор­мирующихся
грамматических категорий; формированием связной речи; закреплением
формирующихся навыков звукослогового ана­лиза и синтеза; развитием
фонематического восприятия; развитием внимания, памяти, логического мышления.
      Обучение и воспитание детей с ФФНР  в подготовительной группе детского сада
     Программа обучения и воспитания детей с ФФНР в подготовительной группе
(автор - Г. А. Каше, 1985)
Курс коррекционного обучения рассчитан на 10 месяцев (сен­тябрь - июнь).
При разработке коррекционного обучения учитывались не­сколько задач:
коррекция речевого дефекта, подготовка к овладе­нию грамотой, усвоение
грамоты, предусмотренное программой I класса массовой школы. Программа
рассчитана на детей 7-го года жизни.
В процессе работы по формированию звукопроизношения на том же материале
планируются упражнения по развитию анализа и синтеза звукового состава слова.
Следует иметь в виду, что несформированность фонематических представлений у
детей с ФФНР приводит к тому, что готовность их к звуковому анализу речи
слабее, чем у нормально говорящих, кроме того, есть отста­вание в лексико-
грамматическом развитии.
Последовательность усвоения детьми звуков речи в этой про­грамме разработана
с учетом формирования звуков речи при нор­мальном речевом развитии.
     Закрепление произношения осуществ­ляется:
1. закрепление артикуляционного уклада поставленного звука в слогах, в словах
и предложениях;
2. сравнение на слух поставленного звука с другими звуками речи.
По мере закрепления произношения вводятся упражнения, включающие 2-3 задания
и, следовательно, требующие распреде­ления внимания ребенка. Затем вводятся
упражнения, связанные с развитием словаря и грамматически правильной речи. На
послед­нем этапе обучения включаются специальные упражнения, на­правленные на
развитие выразительности речи.
     Особенности системы обучения грамоте детей с ФФНР  (по Г. А. Каше)
     Обучение грамоте в группе для детей с ФФНР протекает в усло­виях,
отличающихся от условий массовой школы. Отметим их.
1. Обучение грамоте проводится на материале звуков, пра­вильно произносимых
детьми.
2. Определяется соответствие между изучаемыми звуками и формами фонемного
анализа.
3. Выделяется длительный период подготовки детей к обуче­нию грамоте,
содержание которого специфично.
4. Проводится тщательная отработка усваиваемого детьми ма­териала на каждом
этапе обучения.
С учетом особенностей развития речи детей данной категории процесс овладения
чтением и письмом не только растянут во вре­мени, но и предполагает иное
расположение материала и исполь­зование особых методических приемов.
     Первый период- подготовительный (длится 8 недель).  ,
Его цель - воспитать готовность к анализу слов простой сло­говой структуры
типа СГС; СГСГ (С - согласный, Г - гласный).
Основной единицей обучения в этот период является звук, вы­деленный из
состава слова. Упражнения в звуковом анализе и синтезе проводятся на звуках,
имеющихся у ребенка.
     Разработана последовательность овладения детьми разными формами звукового
анализа:
1. умение выделять начальный гласный звук из состава слов;
2. анализ ряда состоящего из 2- 3 гласных звуков;
3. анализ и синтез обратного слога типа ГС;
4. выделение гласного из положения после согласного;
5. умение выделять последний звук (из слов типа СГС) и первый согласный из слов;
6. упражнения в анализе и синтезе прямых слогов типа СГ;
7. использование фишек для моделировании схем по звуковому анализу и синтезу
(красный цвет - гласный звук; черный - твер­дый согласный; синий - мягкий
согласный) после овладения чет­ким произношением звуков и умением определять
слоги в слове;
8. использование разрезной азбуки;
9. чтение обратных слогов;
10. воспитание навыка чтения прямых слогов.
К концу этого периода дети оказываются подготовленными к анализу и чтению
слов типа СГСГ. Дети овладевают такими по­нятиями, как звук, слово, слог,
согласный и гласный, твердый и мяг­кий согласный, предложение.
     Второй период- букварный (ноябрь - февраль).
На начальном этапе букварного периода единицей изучения становится слово.
Дети учатся делить слова на слоги. Используются схемы слов, где длинной
полоской обозначают слово, короткой - слог.
Следующая ступень обучения - овладение звукослоговым ана­лизом и синтезом
слов типа: СГСГ, СГС. В схеме уже обознача­ются все звуки. Подчеркивается
роль гласного звука в образова­нии слога. По мере знакомства с буквами ими
заменяются фишки, обозначающие звуки. Но устные упражнения в анализе слов и
со­ставлении схем всегда предваряют упражнения с буквами.
Знакомство с буквами, обозначающими близкие по артикуляции или акустическим
признакам звуки, по возможности, изучаются поэтапно. Например, когда дети
знакомятся с буквой б, некоторое время в учебный материал не включаются слова
с буквой п. На по­следних этапах букварного периода обучения вводятся слова
более сложного слогового состава. Устный звукослоговой анализ новых слов
предварительно отрабатывается на занятиях по произноше­нию. На занятиях по
грамоте осуществляется чтение слов типа СГССГ (кошка), формируется навык
анализа, осваивается моде­лирование слов. Важную роль для понимания читаемого
и для перехода от слогового к слитному чтению играет работа над уда­рением,
которая проводится в течение всего букварного периода.
     Третий период- заключительный (март - июнь), это время
используется для закрепления всех полученных знаний и навыков.
К сожалению, нет специальных букварей для дошкольников, где бы материал был
расположен в последовательности, данной программой, использование же
издаваемых для массовой школы «Букваря» и «Азбуки» невозможно из-за иной
системы обучения грамоте. К ним можно прибегнуть лишь для ознакомления детей
с речевым материалом в период сформированного чтения.
         Распределение материала по периодам
     В первом периоде обучения фронтальные занятия по
про­изношению проводятся 5 раз в неделю, а фронтальные занятия по грамоте не
проводятся.
     Перечень звуков, изучаемых на занятиях по произношению: [у], |а|,
[и], [у]-[а], [а]-[у]-[и], [п]-[п'], [э], [т], [п]-[т], [к], [к'], [м], [м'],
[л'], [а]-[у]-[и]-[э], [о], [х]-[х'], [к], [х], [i], [л']-[i], [ы], [ы]-[и],
[с].
     Содержание обучения. Дифференциация звуков на слух: 
[у] - от всех гласных, [а] - от всех гласных, [и] - от всех гласных, [э] - от
всех гласных; [п]-[п`], [т]-[д]-[к], [к]-[г]-[х|, [к]-[к'], [м]-[н]-[п],
[м]-[м'], [л']-[л], [л']-[м']-[н'], [о]-[а]-[у]-[э], [х]-[г]-[к], [х]-[х'],
[л']-[i], [ы]-[и], [с]-[с']-[з]-[ш]-[ц]-[щ].
     Подготовка к звукослоговому анализу: выделение начального
гласного; анализ ряда звуков: [а], [у], [и], [у], [и], [а], [у]; анализ сло­га
типа [ап]; выделение начального и конечного согласного; выде­ление гласного из
положения после согласного; анализ прямого слога типа [ма], [ми]; анализ слов
типа бык; деление слов на слоги; построение схем слов.
     Чтение: чтение слогов типа [ап], [ма], [ми]; чтение слов типа сом,
кит; выкладывание слов из слогов разрезной азбуки.
     Перечень букв, с которыми дети познакомятся: а, у, о, ы, и, п, т,
м, к, с. Дети учатся читать эти буквы, читать слоги с этими буквами.
     Письмо: учатся писать печатными буквами.
     В течение второго периода обучения фронтальные заня­тия по
произношению проводятся 3 раза в неделю, занятия по грамоте - 2 раза в неделю.
     Перечень звуков, изучаемых на занятиях: [с], [с'], [с]-[с'], [з],
[з]-[з'], |с|-[с']-[з]-[з'], [б], [б]-[б'], [п]-[п'], [т'], [д'], [д], [д]-[т],
[д|-|д'|-|т|-[т'], [г], [г]-[г'], [г]-[г']-[к]-[к']; [ш], [с]-[ш], [л],
[л]-[л'], [ж], [ж]-[ш], [ж]-[з], [р], |р|-|р'], [р]-[л], [с]-[з]-[ш], [ж],
[р]-[р']-[л], [л'].
     Содержание обучения. Дифференциация звуков на слух: 
[с]-[з]-[ц]-[ш], [с]-[с'], [с]-[с']-[з']-[т']-[щ], |з|-[с]-[ш], [з]-[з'],
[з'|-|с'|-|д'], [б]-[п]-[б'], [т'|-|с'|-|д'|-|т'], [д'|-|т'|-|г'], [д]-[т]-[г],
[г]-[к]-[д], [щ]-[с]-[ж]-[щ], [л]-[р], [л]-[л'], [ж]-[з]-[ш], [р]-[р']-[л].
     Анализ звукового состава слова: слоговой и звукослоговой анализ
слов типа: суп, косы; анализ слов типа: батон, бумага, стул, волк, красный,
страна; выкладывание слов в звукослоговых схемах.
     Перечень букв: н, я, з, х, б, в, д, э, г, ш, е, л, ж, ё, р, й.
     Чтение слогов типа [ма], [ни]; слов типа Нина, Нота, Таня, батон,
плот, котенок, елка, дает, синий; подбор слов к буквенным схемам.
     Орфографические правила: написание ши, жи.
     Письмо слогов и слов.
     В течение третьего периода обучения занятия по
произ­ношению проводятся 1 - 2 раза в неделю; занятия по грамоте -3 раза в
неделю.
     Перечень звуков: [с], [з], [ш], [ж], [л], [л'], [р], [р'], [ч],
[ч]-[т'], [ц], [ц]-|с|, |ч|-[с']-[т']-[ц]-[с], [щ], [щ]-[ч], [щ]-[ч]-[т'],
[ц]-[с]-[с'].
     Содержание обучения. Дифференциация звуков на слух: 
[ч]-[т']-[щ];[ц]-[с]-[т'];[щ]-[ш]-[с'].
     Анализ звукового состава слова: анализ слов разного звукослогового
состава, произнесение которых не расходится с написанием.
     Перечень букв: ь, ч, ю, ц, ф, щ, ь (разделительный), ъ (раздели­тельный).
     Чтение слов типа письмо, хорь, клюв, делают, пью, платье, съел,
подъехал, а также слов разного звукослогового состава; упражне­ние с разрезной
азбукой; чтение текстов (послоговое).
     Правила орфографии: написание ча, чу, ща, щу.
     Письмо слов и предложений.
        Программа обучения и воспитания детей с ФФНР в    подготовительной
группе детского сада (авторы - Т. Б. Филичева, Т. Б. Туманова, 1999)
В сетку часов воспитателя внесены изменения с учетом «Про­граммы обучения и
воспитания в детском саду».
Организация коррекционной работы. Ежедневно в утренние ча­сы проводятся 2
фронтальных занятия (одно - занятие логопеда, другое - занятие воспитателя):
1-е занятие с 9.00 до 9.30; 2-е заня­тие с 9.40 до 10.10.
После 10.10 логопед проводит индивидуальные занятия, ос­тальные дети с
воспитателем идут на прогулку.
Во второй половине дня воспитатель ежедневно (с 15;00 до 15.30) проводит
подгрупповые и индивидуальные занятия по за­данию логопеда, а с 16.30 до
17.00 проходят занятия воспитателя согласно специально разработанной сетке.
     В течение первого периода обучения (сентябрь - 1 -я не­деля
ноября) фронтальные занятия логопеда проводятся 3 раза в неделю, индивидуальные
и подгрупповые - ежедневно.
Фронтальные занятия по развитию речи воспитатель проводит 1 раз в неделю.
Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию ло­гопеда
предусмотрены ежедневно во всех периодах обучения.
     Содержание фронтальных логопедических занятий
1.Произношение: закрепление произношения звуков: [у], [а],
[и], [э], [п], [п'], [т], [к], [к'], [л'], [о], [х], [х'], [й], [ы], [с].
2.Развитие фонематического восприятия:
а) различение на слух всех гласных звуков и согласных [т]-[д]-|к|, [к|-[г]-
[х]-[т], [л'|-|л]-|j|-[р'|-|р], |c|-[з]-[ц]-[т']-[ш]-[щ];
б) дифференциация правильно произносимых звуков: [к]-[х],
[л']-|j|, [ы]-[и].
3.Лексико-грамматическая работа: усвоение двух- и трехслож­ных слов; усвоение
грамматических форм слова: изменение числа существительных, согласование
существительных единственного и множественного числа с глаголами,
употребление личных окон­чаний глаголов единственного и множественного числа,
употребле­ние и изменение притяжательных местоимений; составление про­стых
распространенных предложений по картинке, по демонстра­ции действий, по
вопросам.
4.Работа по развитию связной речи. Объединение нескольких
предложений в небольшие рассказы, заучивание текстов наи­зусть.
5. Подготовка к анализу звукового состава слова:
а) выделение первого ударного гласного звука в слове (Алик, ут­ка, Оля),
б) анализ и синтез ряда гласных ([ау], [ауи]);
в) выделение последнего согласного в слове (мак);
г)_анализ и синтез обратного слога типа [ап];
д) анализ и синтез прямого слога типа [са];
е) выделение гласного из положения после согласного под ударе­нием (кот);
ж) полный звуковой анализ и синтез слова (мак).
Содержание фронтальных занятий воспитателя по развитию лексико-грамматических
категорий и связной речи планируется с учетом понедельных лексических и
грамматических тем (во всех периодах).
     В течение второго периода обучения (2-я половина нояб­ря -
1-я половина февраля) фронтальные логопедические занятия про­водятся 3 раза в
неделю, индивидуальные и подгрупповые - ежедневно.
Фронтальные занятия по развитию речи воспитатель проводит 1 раз в неделю; по
формированию графических навыков и подго­товке к письму - 1 раз в неделю.
     Содержание фронтальных логопедических занятий
1.Произношение: [с], [с'], [з], [з'], [ц], [т'], [б], [б'], |д|, |д`|,
[г], [г'],
[ш],[л], | ж], [р], [р'].
2.Формирование фонематического восприятия:
а) различение на слух звуков: [с]-[с'], [з]-[з'], [з]-[з'], [с]-[с'], [ж],
[ц]-[т]-[с], [б]-[б`|, [п]-[п'], [т`|-[д`|,
[д|-|д'|-|т]-[т'|-|г]-[т'], |г|-[г'], [к]-[к']-[д]-[д'], [ш]-[с]-[ж]-[щ],
[л]-[л']-[р]-[р'], [ж]-[з]-[ш],[р]-[р']-[л]-[л'].
б) дифференциация правильно произносимых звуков: [с]-[с'], [з]-[з'], [с]-[ц],
[б]-[п], |д|-|т|, [г]-[к], [с]-[ш], [з]-[ж], [с|-[ш]-[ж]-|з|, [р|-|л],[р]-
|р'|-|л|-|л'].
3.   Формирование слоговой структуры слов: преодоление затруд­нений в
произношении и усвоении трех- и четырехсложных слов
различной структуры листопад.
4.   Лексико-грамматическая работа:
а) употребление существительных в различных падежах;
б) согласование прилагательных с существительными в роде, числе;
в) сравнение и сопоставление личных окончаний глаголов 1-го и
3-го лица настоящего и прошедшего времени;
г) согласование числительных с существительными;
д) усвоение некоторых способов словообразования;
е) составление предложения по вопросам, по демонстрации дей­ствия, по опорным
словам, распространение предложений.
5.   Развитие связной речи:
а) умение с опорой на вопросы составить рассказ по картине, по серии картин;
б) заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, чистоговорок и
скороговорок.
6.   Анализ и синтез звукового состава слова:
а) деление слов на слоги;
б) построение схем одно-, дву- и трехсложных слов;
в) звукослоговой анализ и построение схем односложных слов типа суп,
двусложных слов типа зубы;
г) звукослоговой анализ односложных слов со стечением соглас­ных в начале
слова типа стол, двусложных слов типа мышка;
д) преобразование слов путем замены или добавления звуков (сто - стол);
7.   Подготовка к обучению грамоте:
а) знакомство с буквами а, у, м, ш;
б) составление схемы из букв.
8. Развитие графических навыков. Содержание соответствует
плану воспитателя.
     В течение третьего периода обучения (2 половина фев­раля -
май) фронтальные занятия логопеда по произношению проводятся 2 раза в неделю,
по развитию речи - 2 раза в неделю, по грамоте - 1 раз в неделю.
Фронтальные занятия по развитию речи воспитатель проводит 1 раз в неделю, по
формированию графических навыков - 1 раз в неделю.
          Содержание фронтальных логопедических занятий
1.Произношение: закрепление произношения звуков [ч], [щ] и
всех ранее пройденных.
2.Развитие фонематического восприятия:
а) различение на слух: [ч]-[т']-[с']-[щ], [щ]-[ч]-[с']-[ш];
б) дифференциация правильно произносимых звуков:
[ч]-[т']-|ч|-[с'],[щ]-[ш],[щ]-[c`].
3.Работа над слоговой структурой слова: употребление в речи слов сложной
слоговой структуры типа электричество, часовщик в связи с закреплением
правильного произношения всех звуков речи.
4.Развитие связной речи:
а) составление рассказа с опорой на вопросы, на картинку, серию картин и т. п.;
б) закрепление навыков фонетически и грамматически правиль­ной, выразительной
речи в диалоге и монологе.
5.   Обучение грамоте:
а) деление слов на слоги и звуки;
б) членение предложений на слова, определение порядка слов в предложении;
в) составление схем слов для слогозвукового анализа;
г) знакомство с буквами р, п, ы, л, н, с, о, к, х, т, и;
д) воспитание навыка слитного осознанного, послогового чтения слов,
предложений, текстов, с четким и правильным произнесением каждого звука;
е) складывание из букв разрезной азбуки слов, простых предло­жений;
развитие умения преобразовывать слова (суп - сук - сок).
      Содержание фронтальных занятий воспитателя
Подготовка к обучению письму:
«печатание» букв и слов;
написание слов - раздельное друг от друга;
постановка точки в конце предложения;
употребление заглавной буквы в собственных именах и в нача­ле предложения.
Логопед, планируя фронтальные занятия, указывает воспита­телю:
какую лексику, согласно календарному плану, надо закрепить, актуализировать;
какой языковой материал нужно использовать на занятиях по развитию речи и в
логопедических играх по закреплению отрабо­танных грамматических категорий;
какой лексический материал можно брать для закрепления и дифференциации
звуков в речи;
какая работа должна планироваться воспитателем по закреп­лению навыков
звукослогового анализа и навыков чтения.
      Работа по развитию графических навыков
В подготовительной группе ФФНР в сетке часов воспитателя выделяется
специальное время для подготовки детей к письму - 1 занятие в неделю во
втором и третьем периоде.
В процессе формирования графических навыков у детей нужно развивать:
произвольное внимание и память, пространственные ориентировки. Решение этих
задач невозможно без определенного уровня развития зрительного восприятия и
умения координиро­вать движения руки.
Воспитатель учит детей:
правильно сидеть, держать карандаш в руках, располагать тетрадь;
ориентироваться на листе бумаги (определять части листа верх, низ, правая и
левая стороны и расположение на нем рисунка -справа, слева, над, под);
со всеми вместе начинать и заканчивать работу, ставить задачу правильно
изобразить фигуру, удерживать задачу в памяти и кон­тролировать процесс ее
решения;
писать карандашом простейшие элементы - вертикальные, го­ризонтальные,
наклонные палочки, палочки с закруглением ввер­ху и внизу, палочки с петлей,
овалы и круги;
воспроизводить по памяти зрительно воспринятые рисунки, фигуры, выкладывая их
из палочек или рисуя цветными каран­дашами;
внимательно слушать речь воспитателя, развивая с помощью слуховых диктантов
умение выкладывать фигуры после их одно­кратного словесного описания;
выполнять графические упражнения, обеспечивая переход от простейших задач к
более сложным: рисовать по точкам, писать прямые палочки, штриховать фигуры
прямыми, вертикальными и горизонтальными линиями, короткими линиями, точками;
писать наклонные линии, обводить и штриховать фигуры косыми ли­ниями, писать
палочки с закруглением внизу и вверху, писать овалы и палочки с петлей.
В каждое занятие воспитатель включает: письмо тех или иных элементов;
зрительный или слуховой диктант; зарисовку каемоч­ки или обводку узоров,
включенных в слуховой или зрительный диктант, с последующей их штриховкой.
     Письмо элементов. За 30 занятий дети усваивают 6 основных ви­дов
элементов: 5 видов палочек (прямая, наклонная, с закруглением внизу, вверху, с
двумя закруглениями). Первые 3 занятия не вклю­чают дополнительных заданий.
После усвоения элемента вводится письмо группы элементов с усложнением.
Элементы группируются так, чтобы из них могла получиться цветная каемочка.
     Зрительные и слуховые диктанты. За время обучения проводится 20
зрительных и 5 слуховых диктантов. Для зрительных диктантов используются
выкладывание фигур из разноцветных палочек, в частности геометрических фигур,
зарисовки по точкам, обводка со штриховкой. На слуховых диктантах выкладывание
фигур также сочетается с зарисовкой, обводкой и штриховкой. Речевая инструкция
должна быть понятной и простой.
     Зарисовка каемочки. Воспитатель предлагает сгруппировать на­писанные
элементы так, чтобы получилась фигура, которую затем заштриховывают или
закрашивают.
Таким образом, раннее выявление детей с ФФНР и проведение с ними
коррекционной работы способствуют преодолению фонетико-фонематического
недоразвития речи, решение этой задачи воз­можно только в условиях
сотрудничества логопеда и воспитателя