Каталог :: Педагогика

Реферат: Расщелины неба

В статье «Расстройства голоса при ринолалии и их коррекция» ее автор И.И.
Ермакова раскрывает следующие вопросы: постановка голоса, до и после
коррекционная работа с детьми, показывает комплексы упражнений для постановки
голоса детям с аномалиями речедвигательного аппарата.
Главная задача автора предлагаемой статьи – расширить познания студентов
педагогических вузов и дать более детальное представление о расстройстве
голоса и методах  его коррекции.
Коррекция голоса занимает важное ме­сто в комплексе коррекционно-
педагогической работы по исправлению ринофонии и ринолалии. Основные задачи
этих мероприятий — нормализация тембра, развитие природных голосовых данных
детей, восстановление двигательной функции гортани при заболеваниях
голосового ап­парата и воспитание навыков правильного голосоведения. К мерам,
способствующим улучшению голоса детей до плас­тической операции нёба,
относятся постановка физиологичес­кого и фонационного дыхания, профилактика
дистрофии муску­латуры глотки и нёба, коррекция звукопроизношения.
Расстройство голоса при ринофонии и ринолалии многосто­ронне. Ведущим
является изменение тембра голоса — открытая назализация — неприятный носовой
резонанс, придающий к тому же смазанное, глухое звучание всей речи.
Назализация возника­ет из-за отсутствия разграничения носовой и ротовой
полостей. Она значительно изменяет акустические характеристики фонем. Голос
становится монотонным, неполетным и слабым.
Расщелина нёба, как анатомический дефект надставной тру­бы, приводит к
асимметрии в строении резонаторных полостей гортани, глотки, носа, а также
дискоординирует функцию комп­лекса нёбо — гортань, в котором нёбо играет роль
пускового двигательного возбудителя. Доказано, что положение мягкого нёба
вызывает изменение положения голосовых складок. Поэтому нарушение
целостности, анатомическая и функциональная асим­метрия мышц мягкого нёба и
глотки приводят с возрастом к функциональной асимметрии голосовых складок,
что снижает силу голоса, делает его сдавленным, истощимым, немодулиро­ванным.
Анатомический дефект, гортанные звукообразования, двига­тельная дисфункция в
сочетании с неправильным голосоведени­ем провоцирует узелковые и
воспалительные процессы в горта­ни, фонастению, парез внутренних мышц гортани
у 70—80% подростков и взрослых с расщелинами нёба. Эти заболевания ослабляют
и истощают голос, придают ему осиплость и охрип­лость.
Все перечисленные патологические качества голоса усугубля­ются нарушением
фонационного дыхания и особенностями по­ведения людей, страдающих ринолалией
или ринофонией.
В результате звучание голоса и механизм фонации при рас­щелинах нёба
становятся настолько специфичными, что М.Зееман выделил голос при ринолалии в
самостоятельное расстрой­ство и назвал его «дисфония палатина» или
«палатофония».
После операции работа над голосом состоит из дыхательной гимнастики,
удлиняющей выдох и активизирующей внутрен­ние межреберные мышцы и подвижность
диафрагмы, усиление нёбно-глоточного смыкания, выработки навыка правильного
го­лосоведения, расширения диапазона голоса, увеличения его силы, а также
компенсации расстройства двигательной функ­ции гортани, если таковое уже
имеется. Все фонопедические мероприятия тесно переплетаются и проводятся в
комплексе с другими, направленными на исправление фонетической сторо­ны речи.
Непосредственно голосовые упражнения начинаются на I этапе с постановки
гласных фонем. На II этапе они продолжаются в виде вокальных упражнений,
которые дают наилучший эффект в решении основной задачи — развитии
подвижности нёбной за­навески. Применение вокальных упражнений в обучении лиц
с нёбно-глоточной недостаточностью и расщелинами нёба осно­вано на тесной
филогенетической и функциональной связи мяг­кого нёба и гортани. В норме при
пении мышечный тонус нёб­ной занавески резко повышается с возрастанием
мышечного тонуса в гортани и глотке. Мягкое нёбо рефлекторно поднима­ется и
примыкает к задней стенке глотки.
Вокальные упражнения растягивают нёбную занавеску, рас­тормаживают и
одновременно активизируют всю мускулатуру гортаноглотки, заставляют ребенка
шире открывать рот, увели­чивать силу звука. Методика проведения
фонепедических упраж­нений и их последовательность при ринолалии имеют ряд
осо­бенностей.
На II этапе эти упражнения сводятся к пению гласных: вна­чале звуков а 
и э, через 2—3 урока прибавляется о, еще через
неделю и и последним у. При ежедневных
занятиях сроки сокра­щаются.
Начинаются вокальные упражнения с пения терций, что де­тям довольно трудно,
особенно при сниженном слухе. Но ин­тервалы меньше двух тонов, как правило,
недоступны детям с ринолалией, поскольку они не привыкли петь, не слышат
разни­цы в высоте тонов, а новизна материала и ощущений и воспри­ятие
музыкальных тонов еще больше затрудняет слуховые дифференцировки.
К вокальным упражнениям приступают на 3—4-м занятии после повторения гласных,
когда появляется хотя бы незначительная подвижность мягкого нёба. Его
тренируют пением глас­ных в диапазоне терции первой октавы с детьми и
трезвучия с подростками и взрослыми.
При практически неподвижной нёбной занавеске или лишь при подергивании ее края
начинают с пения «а» или «э» на одной ноте. Затем переходят к
пению терций, потом трезвучия. Чтобы определить допустимую нагрузку, первые
попытки осуществляют только под контролем логопеда. При расслаблении нёба
занятия немедленно прекращают. Обычно поют гласные по 2—3 раза под­ряд до 12
раз в день под аккомпанемент фортепиано.
Начинают пение с низкого тона. Последующий переход к более высокому тону
резко активизирует мышцы гортани и глотки, что помогает значительно дольше
удерживать сегмен­ты неба в высокой позиции. Поэтому при снижении слуха
под­росткам и взрослым целесообразно петь интервалы, охватыва­ющие 3,5—4
тона.
Поют трезвучия и терции не менее трех недель. Чтобы удли­нить выдох и
увеличить продолжительность смыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки,
повторяют верхнюю ноту трезву­чия дважды, не прерывая фонации. Для развития
голоса и усиле­ния смыкания поют достаточно громко, но не форсируют голос,
поскольку активность нёба быстро истощается и оно провисает, вследствие чего
звук назализуется. Все вокальные упражнения выполняют стоя.
Чтобы расширить диапазон, увеличить силу голоса, развить интонацию,
упражнения модифицируют: меняют тональность, поют тихо, громко.
Подбор вокальных упражнений должен быть строго диффе­ренцированным для
каждого обучающегося, поскольку в пе­нии участвуют все отделы голосового
аппарата, и очень важ­но, чтобы они работали без всякого напряжения и
насилия, вредно отражающихся на голосе. Детский голос требует максимально
щадяще­го отношения, которое должно проявляться в соблюдении сле­дующих
требований: петь только в соответствующем возрасту диапазоне, при пении не
использовать крайние ноты присуще­го данному возрасту диапазона, петь на
коротких певческих фра­зах, петь негромко, без напряжения. Эти требования
основаны на анатомических и физиологических особенностях детского организма.
Пренебрежение ими ведет к нарушению голосовой функции.
Подбирая вокальные упражнения, следует руководствоваться схемой средних
диапазонов детских голосов. Наиболее легко, без усилий и усталости детские
голоса до периода мутации звучат в следующих диапазонах (по В. Г.
Ермолаеву и Н. Ф. Лебедевой, 1970):
3—4 года — ми1 — соль1 
5—6 лет — ми1 — си1 
7—10 лет — ре1 — ре2 
10—14 лет — ми1 — ре2
При правильном выполнении вокальных упражнений носо­вой оттенок в пении
вначале значительно уменьшается и посте­пенно совсем исчезает. Желательно
петь под аккомпанемент фортепиано, но можно и под магнитофон или с голоса
логопеда.
После активизации нёбно-глоточного смыкания, постановки диафрагмально-
реберного дыхания и владения умением произ­носить гласные без носового
оттенка голоса переходят к упраж­нениям для воспитания навыка правильного
голосоведения, рас­ширения диапазона и увеличения силы голоса, окончательного
снятия носового оттенка. Коррекция звукопроизношения про­водится параллельно
с фонопедическими упражнениями.
С детьми без органических изменений в голосообразующем аппарате эти
тренировки начинаются с произнесения гласных звуков. Упражняются в
произнесении изолированных гласных, а потом их сочетаний, что объясняется
ориентацией занятий на дальнейшие тренировки подвижности нёбной занавески.
Коли­чество гласных в сочетаниях постепенно увеличивается до трех.
Упражняясь в произнесении сочетаний гласных, нет необхо­димости соблюдать
приведенный порядок. Логопед сам отбирает нужные по звуковому составу
сочетания. Постановка гласных проводится в порядке а, э, о, у, и 
с ориентацией на степень подъе­ма и напряженности нёбной занавески.
Ребенок повторяет гласные за логопедом, подражая его мане­ре фонации. Логопед
же произносит гласные «в маску» — в по­зиции резонатора, громко, но не
напрягаясь, без крика. Доволь­но трудно дать при этом ребенку доступную
инструкцию. Важно обратить его внимание на широкое открывание рта,
продвиже­ние кончика языка вперед к нижним резцам, на ощущения рас­крытия
глотки и правильной ненапряженной фонации.
Пере­водить фонацию в грудной регистр детям до 13 лет не стоит, поскольку
подобное голосоведение несвойственно до мутации, нефизиологично и его редко
удается ввести в спонтанную речь.
Для детей со здоровым голосовым аппаратом бывает доста­точно проведения
нескольких занятий по обучению правильной фонации. Как только дети ощутят
кинестетически и смогут диф­ференцировать правильную фонацию на слух, они
будут в состоянии выполнять, опираясь на нее, все последующие упражнения для
расширения диапазона и увеличения силы голоса.
Далее переходят к «мычанию» — протяжному произнесению звука м с
фиксацией внимания на носовом резонансе согласно­го. (Дети иногда склонны после
операции заменять носовые м, н ротовыми б, д).
Выбор фонемы м как исходной при постановке голоса в
фонопедической практике определяется ее физиологической основой, удобной для
правильной фонации. Она отличается незначитель­ной напряженностью, большим
импедансом, выраженным резо­нансом носовой и придаточных полостей, что в итоге
активизиру­ет работу голосового аппарата. При произнесении м 
с сомкнутыми губами, опущенным корнем языка и с небольшой щелью между зубами
легко достигается подача звука «в маску». Первоначально фонему произносят
кратко, но постепенно звучание удлиняют.
После того как ребенок научится произносить без напряже­ния фонему м 
на наиболее удобном и естественном для него тоне голоса, приступают к слитному
произнесению открытых слогов со звуком м при опоре на это
звучание: ма, мо, му, мэ, мы. Упражняются 6—8 раз в день
непосредственно после трехкрат­ного короткого произнесения м.
Повторяя слоги, выделяют согласный звук, произнося его про­тяжно. Гласный же
звучит коротко. Предварительно объясняют и показывают, что нет необходимости
артикулировать фонему а. Достаточно прикрыть губы. Слоги
с другими гласными произно­сят по подобию. Гласные при этом могут звучать
редуцированно.
Учитывая, что длительная задержка на носовых звуках для страдающих ринофонией
нежелательна, переключаются на ана­логичные упражнения со звуком л
, как только будет освоен удоб­ный и естественный тон фонации. Также являясь
сонором, фо­нема л наиболее сходна по фонации с м 
из всех ротовых согласных.
Затем переходят к попарному произнесению слогов. Упраж­нение повторяют
несколько раз в день.
Подобные упражнения выполняют со всеми сонорами и звон­кими фрикативными
согласными звуками, вводя их в следую­щей последовательности: м, я, 
и, л, р, в, з, ж. Если хорошо отра­ботано правильное выполнение
упражнения с м, то тренировки с другими согласными
звуками обычно не вызывают затрудне­ний, а потому долго задерживаться на них не
стоит. Необходимо только уточнить еще раз представление о носовом и ротовом
резонансе, сопоставляя звучание голоса «в маску» в звукосочета­ниях с носовыми
и ротовыми фонемами, не повторяя много­кратно одни и те же сочетания. После
закрепления кинестезии переходят к повторению рав-ноударных слогов и слогов с
перемещением ударения, используя сочетания этих же согласных со всеми гласными.
Например: ма-мо-мэ-му-мы  ма-ма — ма-ма — ма-ма-ма.
Громкое, плавное произнесение слогового ряда показывает владение ребенка своим
голосом, достаточное для перехода к речевым упражнениям. Начинаются они с
произнесения сочета­ний из двух слов и спряжений глаголов «в маску» с опорой на
согласные м, и, ё, л, р, в, з, ж. Например:
     Вон Валя, вон мама, вон Нина, вон яма. Вон Вова, вон Мила, вон номер, вон ель.
Спряжение служит основой для увеличения количества слов во фразе, которое
растет от занятия к занятию. Приводим не­сколько коротких фраз, пригодных для
спряжения с распростра­нением предложения:
     Я мыл(а) Милу.        Я нарезал(а) лимон.       Я съел(а) сметану.
     Я мел(а) пол.            Я вел(а) Вилю.              Я жалею Женю.
     Я ел(а) малину.        Я вылил(а) воду.              Я живу на восьмом этаже.
Распространение фразы проводятся постепенно, например:
     Я поливал(а). Я поливал(а) левкои. Я поливал(а) левкои водой. Я поливал(а)
левкои теплой водой. Я поливал(а) левкои теплой водой из лейки.
При правильном выполнении упражнений голос ребенка зву­чит звонко, громко,
без носового оттенка. Далее остается при­учить выполнять все логопедические
речевые упражнения на правильном голосоведении и ввести этот навык в
спонтанную речь. Подготовкой служат тренировки в повторении нескольких
коротких скороговорок и стихов с опорой на соноры.
Принцип подбора скороговорок и стихов одинаков: фразы, из которых они
построены, должны быть короткими, включать толь­ко правильно произнесенные
фонемы, в них должно быть доста­точное количество соноров и звонких
фрикативных согласных. Скороговорки и стихи ребенок вначале повторяет за
логопедом по одной фразе. Слова произносит слитно, слегка нараспев, ут­рируя
соноры. Примерами пригодных для тренировок скорого­ворок могут служить
следующие:
     На мели мы налима ловили.
     Наловил Валерий два ведра форели.
     Нил поймал линей: один мал, два длинней.
     На крыше у Шуры жил журавль Жура.
     У Маши на кармашке маки и ромашки.
     Дед Данила делил дыню. Дольку — Диме, дольку — Дине.
Дошкольники с нормальным голосовым аппаратом, сохранными кинестезиями и
развитым фонематическим слухом, при достаточно длинном и подвижном мягком
нёбе к этому моменту коррекционно-воспитательной работы спонтанно переходят
на правильное голосоведение в бытовой речи. Им можно присту­пать к вокальным
упражнениям для расширения диапазона и увеличения силы голоса.
Если же ребенок произносит упражнения неправильно — сдав­ленным, тихим
голосом, с носовым оттенком, следует устано­вить причину этого. Ею могут быть
снижение речевых кинесте­зии, расстройство фонематического слуха, тугоухость,
ослабление направленной воздушной струи, ограниченное открывание рта,
значительное укорочение нёбной занавески или недостаточная ее подвижность.
Крайне редко причиной плохого голоса детей младше 7 лет с врожденными
расщелинами нёба бывают заболе­вания голосового аппарата. В любом из этих
случаев логопеду следует провести соответствующую коррегирующую работу, а
затем вернуться к начальным фонопедическим упражнениям.
Увеличения силы голоса и расширения его диапазона легче всего достигнуть
вокальными упражнениями. Каждое занятие III и IV этапов начинают с распевания
терций или трезвучий на гласные звуки или «мычание». При этом меняют
тональность, поют то тише, то громче, начинают петь пиано, переходя
посте­пенно к форте, и наоборот. Затем приступают к пению коротких
музыкальных фраз и песенок. Музыкальные фразы, пригодные для увеличения силы
и расширения диапазона голоса при ринофонии и ринолалии, должны отвечать
следующим требованиям: 1) быть простыми и легко запоминающимися; 2) обладать
лег­ким ритмическим рисунком, не требующим слишком длинного выдоха; 3) по
диапазону не выходить за пределы отработанного трезвучия; 4) мелодия фразы
обязательно должна быть построе­на на интервалах не меньше терции; 5) петь
можно только в речевом диапазоне, т.е. песню следует протранспонировать на
основной тон голоса обучающегося, поскольку такое пение не вызывает
перенапряжения голосовых складок.
Первое время, чтобы выучить мелодию и фразировку песни, научиться брать
дыхание в нужные моменты, ребенок вместе с логопедом поют только мелодию
песни на гласные звуки и лишь потом переходят к пению со словами. При
несоблюдении указан­ного порядка работы появляются следующие характерные
ошиб­ки: обучающиеся нечетко произносят слова, берут дыхание про­извольно
(иногда разбивая слово на слоги), вдыхают через рот, выдыхают через нос,
переходят на ключичное дыхание и т. д., т. е. возвращаются к патологическим
навыкам, свойственным их дефектной речи. Это указывает на то, что переход к
новому виду вокальных упражнений вызывает у детей большие затруднения,
которые усиливаются изменениями слухового восприятия.
Переход к пению со словами требует внимания. Только после усвоения фразировки
и мелодии песни на гласных обучающиеся могут спокойно сосредоточиться на
правильном произнесении слов при пении. Поэтому подбирают песни со словами на
прой­денные звуки. Пение дает возможность отключить внимание от послогового
утрированного произнесения, задать необходимый темп. Начинают петь медленно,
но вскоре приближаются к тем­пу разговорной речи; поют, плавно переключаясь
от звука к зву­ку. Не стоит браться за изучение нескольких песен
одновремен­но. Это рассеивает внимание ребенка.
Так как обучающиеся еще нагружены постановкой и автома­тизацией звуков, то
занимаются они пением ограниченно — в течение одного занятия не более 15
минут — по 3—5 минут в один прием.
Для заключительных вокальных упражнений IV этапа подби­рают песни, во фразах
которых тоны располагаются по звукоря­ду, т. е. интервалы между ними не
превышают одного тона. Та­кое построение мелодии способствует более
длительному удерживанию нёбной занавески в смыкании. Подобные трени­ровки
позволяют преодолеть истощаемость двигательной функ­ции мягкого нёба. Мелодии
песен и музыкальных фраз в этот период уже выходят за пределы речевого
диапазона и у взрослых охватывают октаву. Это помогает сделать речь
мелодичной и ин­тонационной, избежать монотонности.
Продолжение занятий пением после исправления речи и го­лоса предотвращают
рецидивы ринофонии, которые могут воз­никать у детей из-за функциональной
слабости нёбной занавес­ки после воспалительных заболеваний носа, глотки или
гортани. Взрослым, у которых имеется психастенический фон, занятия пением
помогают избегать оживления старых связей в опреде­ленных, неприятных для
обучавшихся ситуаций.
При выявлении у подростков или взрослых фонастении или пареза внутренних мышц
гортани в коррекционно-педагогическую работу включаются фонопедические
упражнения для вос­становления голоса при различных нарушениях голосового
ап­парата.
Последовательность упражнений следующая: 1) дутье в губную гармошку; 2)
«мычание»; 3) произнесение пар слогов; 4) длитель­ное произнесение сочетаний со
звуком м; 5) длительное произ­несение сочетаний гласных
звуков последовательно по одному, два, три, четыре, пять; 6) закрепление
навыков правильного го­лосоведения в словах, начинающихся с прямых ударных
слогов ма, мо, му, мэ, мы, 7) фразовые упражнение; 8) чтение
текстов; 9) вокальные упражнения.
Параллельно с ними в занятия включаются упражнения для активизации
мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани:
1) Исходное положение — руки в замок на затылке. Отклонение головы назад с
сопротивлением рук.
2) Исходное положение — сжатые в кулак кисти подпирают
подбородок. Наклоны головы вперед с сопротивлением рук.
3) Исходное положение — ладони к ушам. Наклоны головы в
стороны с сопротивлением рук.
4) Движения нижней челюсти вниз, в стороны, вперед. Сжимание челюстей.
5) Надувание щек (можно с зажатыми крыльями носа).
6) Доставание кончиком языка мягкого нёба.
7) Поднимание мягкого нёба при зевке.
Этот комплекс рекомендуют для выполнения дома 6 раз в те­чение дня, по 4—5
раз каждое упражнение.
Принимая во внимание ряд органических и функциональных отклонений при
врожденных расщелинах, проводить фонопеди­ческие мероприятия приходится с их
учетом. Наличие носового оттенка не является препятствием для проведения
фонопедии. Наоборот, в дальнейшем избыточная назализация тем легче
устранится, чем полноценнее будет двигательная активность горта­ни и громче
голос, так как усиление основного тона само по себе уменьшает носовой
оттенок.
Проводя вокальные упражнения в послеоперационном пери­оде, придерживаются
очень узкого диапазона — 1—2 тона — во избежание перегрузки нездорового
голосового аппарата.
Бесполезно обучать правильному голосоведению до того, как двигательная
функция гортани будет активизирована и щель не­смыкания голосовых складок
уменьшена.
Приступая к «дутью в гармошку» с целью массажа гортани вдыхаемой и выдыхаемой
воздушной струей, проверяют в состо­янии ли подросток выполнять его. Данное
упражнение можно рекомендовать для систематических занятий только после
выра­ботки стойкой, направленной воздушной струи. Дуют мягко и плавно в одно
отверстие гармошки, плотно прижав губы к инст­рументу. Выполняя упражнение,
обучающийся сидит на стуле, опустив подбородок. Ступни согнутых ног
параллельно стоят на полу. Налаживая дутье в губную гармошку, следует
помнить, что оно требует значительных физических усилий. Но нельзя излишне
напрягаться, излишне глубоко и часто дышать, поднимать пле­чи. Лучше
допустить беззвучное дутье нежели неправильное. Повторяют упражнение часто —
8—10 раз в день, но дуют в один прием понемногу — всего 3—4 раза подряд. При
затруднениях, которые могут возникнуть из-за утечки воздуха в нос, выполня­ют
упражнение с зажатыми крыльями носа. Но такой вариант менее желателен.
В упражнении «мычание» обращает на себя внимание тот факт, что тактильный
контроль за правильной подачей голоса «в мас­ку» для подростков и взрослых с
ринолалией почти обязателен. Поэтому, обучая «мычанию», рекомендуют
прикасаться пальца­ми к переносице или класть ладонь на темя, чтобы ощутить
виб­рацию костей носа или черепа.
После овладения произнесением пар слогов с фонемой м вво­дят
аналогичные упражнения с фонемой л и тренируют попар­ное
произнесение слогов с фонемами м — л или н — л, 
чтобы закрепить дифференцированное ощущение фонации «в маску» при произнесении
носовых и ротовых фонем.
У людей с нормальным строением верхней челюсти после проведения фонепедии
голос спонтанно улучшается и в бытовой речи. Лица с врожденными расщелинами
нёба нуждаются в спе­циальных упражнениях.
Упражнения по закреплению навыка правильного голосове­дения с подростками и
взрослыми проводятся по тем же прин­ципам, что и с детьми на материале
скороговорок, спряжений,стихов. Но количество их должно быть несколько больше.
Для закрепления кинестезии приходится дольше останавливаться на произнесении
слов, словосочетаний и предложений на звуки м, н, л, с 
которых начинается предложенный в данном пособии дидактический материал.
Фонема j, произносимая в сочетании с гласными звуками, не только
активизирует двигательную функцию гортани, но и зна­чительно облегчает
правильное голосоведение. Поэтому целесо­образно спряжение предложений с этим
звуком, таких, напри­мер:
     Я ел(а) ягоды.       Я ехал(а) в Майкоп.
     Я объелась ягод.   Я явилась на прием.
     Я мою каюту.       Я объехал (а) яму.
     Я еду на юг.          Я купаюсь в водоеме.
После появления и стабилизации признаков улучшения дви­гательной функции
гортани — увеличения силы голоса, умень­шения охриплости, расширения
диапазона (что обязательно от­ражается на стробоскопической картине в сторону
ее улучше­ния) — приступают к работе над устранением остаточного носо­вого
оттенка голоса — вокальным упражнениям III и IV этапов. Но постоянно, до
завершения коррекционно-педагогической ра­боты, контролируют манеру
голосоведения, пока новый приоб­ретенный навык не станет бессознательно
привычным.
При значительной нёбно-глоточной недостаточности прихо­дится переводить
фонацию в грудной регистр и отрабатывать ее в упражнениях на мягкой атаке
голоса и придыханием. Этот спо­соб издавна применяется в логопедии для
уменьшения носового оттенка речи.
Вот такие упражнения и методы коррекционной работы И. И. Ермакова
представляет для изучения студентам педагогических учебных заведений.
Описывая все поэтапно, автор статьи пытается облегчить познавательный процесс
студентам. Статья довольно интересная и обучающая, должна помочь многим
студентам разобраться в вопросах ринолалии.