Каталог :: Педагогика

Реферат: Программа и методические рекомендации по проведению педагогической практики студентов V курса в детском саду для детей с нарушениями речи

     Программа и методические рекомендации по проведению педагогической практики
        студентов V курса в детском саду для детей с нарушениями речи        
                                Оглавление                                
Введение..........................................—.........................-
.............................,^
Задачи педагогической практики ................................................4
Организация работы студентов в период педагогической           ,
практики..........-.......................................-...-.-.........-.-
-........—....................6
Содержание деятельности студентов в период педагогической
практики.............,.........................................—.............
..............................8
Документация по педагогической практике в детском саду для детей с
нарушениями речи
.................................................................. 16
Оценка результатов педагогической практики....................................16
Обязанности студентов в период педагогической практики..................... 17
Обязанности кафедрального руководителя педагогической
практики...................................................................................................... 
18
Обязанности
методиста.............................................................................. 
19
Обязанности
учителя-логопеда................................................................... 
19
Приложение 1 .................................................................20
Приложение 2..................................................................21
Приложение 3 .................................................................22
Приложение 4..................................................................24
Приложение 5.
............................................................................................ 
27
Литература...................................................................
...—...—...................28
Введение
Педагогическая практика в детском саду для детей с нарушениями ре­чи для
студентов отделения логопедии проводится на V курсе в течение 8 недель (9
семестр) с отрывом от занятий. Эта. практика является важным звеном в
подготовке студентов к работе в качестве логопеда с детьми ран­него и
дошкольного возраста. В процессе практики решаются учебно-воспитательные
задачи, студенты работают в качестве логопедов-практикантов.
Особую значимость данный вид практики приобретает в русле совре­менного
подхода к нарушениям психомоторного и речевого развития, в со­ответствии с
которым ранняя диагностика и коррекция отклонений разви­тия детей является
главным условием их эффективного обучения и воспи­тания, а также социальной
адаптации.
Данная программа разработана с учетом единых требований к прове­дению
практики студентов МПГУ и отражает специфику современного со­держания
профессиональной подготовки будущих логопедов.
Логопедическая практика в специальном детском саду позволяет сту­дентам
закрепить, расширить и конкретизировать полученные в процессе обучения
теоретические знания по логопедии и другим дисциплинам, из­учить организацию
и содержание логопедической работы в детском саду, сформировать умения и
навыки профессионально-практической логопеди­ческой работы по преодолению
нарушений речевой деятельности у детей.
Основной целью практики является овладение системой специальных
педагогических знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять
дифференциальную диагностику речевых нарушений, планировать и про­водить
коррекционную логопедическую работу в условиях специального детского сада.
                      Задачи педагогической практики                      
1. Закрепление, углубление теоретических знаний, полученных при изучении
курсов логопедии, психолингвистики, психологии, педагогики и других смежных
дисциплин; развитие навыков синтезирования сведений из различных наук.
2. Овладение умениями практического применения полученных знаний в процессе
логопедической работы.
3. Ознакомление с контингентом детского сада, с комплектованием 
специальных групп и с практической реализацией комплексного подхода к
преодолению речевых нарушений.
4. Совершенствование общепедагогических умений и навыков, приоб­ретенных в
процессе непрерывной 'педагогической практики на младших
курсах.
5. Формирование специальных профессионально-педагогических уме­ний и
необходимых для учителя-логопеда личностных качеств.
6. Стимуляция интереса к научно-исследовательской работе и развитие умений ее
проведения.
7. Воспитание творческого подхода к осуществлению педагогической деятельности.
В процессе педагогической практики в детском саду для детей с нару­шениями речи
у студентов формируются и совершенствуются различные
профессионально-педагогические умения:                          
/.
     - проводить психолого-педагогическое и логопедическое обследование
речевой и познавательной деятельности детей дошкольного возраста,
ана­лизировать его результаты и диагностировать выявленные отклонения в
развитии детей;
- осуществлять перспективное и текущее планирование содержания всех видов
коррекционной работы (перспективный план логопедической работы с группой,
планы отдельных фронтальных, подгрупповых и индиви­дуальных занятий) в
группах разного типа (для детей с недоразвитием ре­чи, фонетико-
фонематическими нарушениями, заиканием);
- определять и реализовать во взаимосвязи коррекционные, разви­вающие и
воспитательные задачи, используя разнообразные приемы пси­холого-
педагогического воздействия с учетом индивидуальных личностных особенностей
детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом раз­витии;
- обоснованно выбирать и применять методы, формы и приемы преодо­ления
нарушений речевой деятельности детей, отклонений в поведении и
развитии других функций;
- осуществлять методически правильный выбор языкового и речевого материала,
наглядных и технических средств обучения дошкольников с речевыми нарушениями;
изготовлять демонстрационный и раздаточный
дидактический материал;
- анализировать ход и результаты коррекционных логопедических за­нятий,
взаимодействия в работе логопеда и психолога, логопеда и воспи­тателя;
- владеть приемами организации совместной работы с воспитателями, музыкальным
руководителем и другими сотрудниками детского сада;
- осуществлять адекватную оценку собственной педагогической дея­тельности и
студентов группы;
- обучать родителей детей с речевыми нарушениями некоторым кор-
рекционным приемам;
- проводить пропаганду логопедических знаний среди воспитателей и родителей;
- изучать и обобщать педагогический опыт логопедов детского сада;
- планировать и осуществлять мероприятия по повышению собственной
педагогической квалификации.
В период педагогической практики в специализированном детском саду студенты
выполняют функции логопеда на протяжении всего его рабочего дня, то есть
планируют и проводят фронтальные, подгрупповые и индиви-. дуальные занятия,
посещают и анализируют занятия логопеда и студентов группы, оказывают
консультативную помощь воспитателям и родителям детей с нарушениями речи,
участвуют в работе методического объедине- " ния логопедов детского сада или
учебного округа. Под руководством мето­диста практики и логопедов студенты
проводят научно-исследовательскую работу, результатом которой может стать
доклад на научной студенческой конференции, дипломная работа по
специальности. В итоге практики сту­денты приобретают личный опыт проведения
логопедической работы в детском саду для детей с нарушениями речи.
      Организация работы студентов в период педагогической практики      
1. Педагогическая практика в детском саду для детей с нарушениями речи
проходит с 1 сентября по 31 октября (8 недель).
2. Для проведения практики студенты распределяются по специальным детским
садам (по 8-12 человек в один детский сад).
3. Руководство и контроль за работой студентов в период педагоги­ческой
практики осуществляет руководитель педагогической практики студентов V курса
отделения логопедии, групповой руководитель (методист по специальности),
логопеды детского сада.
4. Для прохождения практики студенты распределяются по 3-4 челове­ка в группу.
5. Студенты работают в детском саду в соответствии с расписанием рабочего дня
логопеда и индивидуальными планами по 4 часа ежедневно.
6. Педагогическая практика в детском саду включает четыре основных этапа: на
первом этапе проходит установочная конференция, студенты знакомятся со
специальным дошкольным учреждением, проводят обследо­вание детей, на
последующих трех этапах студенты последовательно рабо­тают в группах детей с
фонетико-фонематическими нарушениями, с недо­развитием речи и для заикающихся
детей. Продолжительность каждого этапа - полторы-две недели. При наличии в
детском саду группы для детей раннего возраста с отклонениями в речевом
развитии студенты работают в данной группе в течение недели. Порядок
прохождения практики в специ­альных группах может быть изменен с учетом
конкретных условий до­школьного учреждения.
7. Студенты проводят фронтальные, подгрупповые и индивидуальные
логопедические занятия в соответствующих специальных группах.
8. На каждом из этапов (II-IV) студенты проводят по 8-9 занятий с группой или
подгруппами детей, из них одно - зачетное (всего - три зачет­ных занятия в
основных специализированных группах детского сада).
9. Для проведения индивидуальных занятий за студентами закрепляет­ся по 2-4
дошкольника.
10. Индивидуальные занятия проводятся в соответствии с расписанием логопеда
'"руппы, на работу с каждым ребенком отводится по 10-20 минут в зависимости
от его возрастных и индивидуальных особенностей, а также от состояния речи.
Одно из индивидуальных занятий - зачетное.
11. Студенты посещают занятия логопеда и своих однокурсников, ак­тивно
участвуют в их анализе. За время практики каждому студенту не­обходимо
принять в обсуждении 28-30 занятий.
12. Анализ занятий, консультации логопедов и методиста практики проводятся в
зависимости от расписания занятий и режима дня данной группы детей.
13. Студенты могут участвовать в работе педагогических советов до­школьного
учреждения, заседаниях методобъединения noroneAOJ учебного округа.
14. Студенты, имеющие музыкальное образование и владеющие игрой на
музыкальном инструменте (фортепиано), могут проводить логоритмиче-ские
занятия с детьми (по согласованию с методистом, логопедами, адми­нистрацией
детского сада).
15. Рекомендуется осуществлять творческий подход при организации
педагогической практики студентов.
    Содержание деятельности студентов в период педагогической практики    
     1-11 НЕДЕЛИ
Проведение установочной конференции: ознакомление студентов с за­дачами,
организацией, этапами практики, с нормами поведения в до­школьном учреждении,
отчетной документацией; закрепление за мето­дистами и распределение по
дошкольным учреждениями. После конферен­ции каждый из методистов беседует со
студентами своей группы: ориен­тирует в основном содержании практики,
сообщает о конкретных требова­ниях, предъявляемых к студентам при выполнении
программы практики. . Методист рассказывает о том, как подготовиться к
предстоящей практике:
знакомит студентов с формой ведения дневника педагогической практики
(приложение 1), рекомендует наглядный и дидактический материал для
обследования детей раннего и дошкольного возраста и проведения коррек-ционной
логопедической работы, предлагает список специальной логопе­дической и
методической литературы.
Затем со студентами беседуют заведующая, методист и логопеды спе­циального
дошкольного учреждения, в котором организуется практика. Студенты получают
информацию о структуре специального детского сада и организации работы его
сотрудников по обучению и воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями
речи. Студенты изучают порядок приема детей и комплектования групп,
знакомятся с "Положением о пси­холого-медико-педагогической консультации",
другими нормативными до­кументами, регулирующими работу специального детского
'-ада. Заведую­щая к методист дошкольного учреждения рассказывают студентам о
коор­динации работы врачей, логопедов, психолога, воспитателей, руководителей
по музыкальному и физическому воспитанию детей, знакомят студен­тов с
педагогическим коллективом дошкольного учреждения и детьми в разных группах
детского сада, режимом дня в отдельных возрастных груп­пах, с документацией,
с традициями учреждения.
Далее студенты знакомятся с оформлением и оборудованием кабине­тов методиста,
логопеда, психолога.
Методист кафедры и логопеды обсуждают и планируют содержание работы с
воспитателями и родителями (беседы, консультации, семинары, тренинга и др.),
определяют перечень пособий и дидактического материа­ла, необходимого для
логопедических кабинетов и распределяют индиви­дуальные задания студентам,
устанавливают сроки их выполнения.
На данном этапе основное содержание практики состоит в формирова­нии  у
студентов  умений самостоятельно проводить психолого-педагогическое и
логопедическое обследование детей дошкольного воэ-• раста, анализировать и
оформлять его результаты, а также составлять перспективный план коррекционной
работы. Сначала студенты знакомятся со спецификой обследования детей разных
возрастных групп и с различ­ными речевыми нарушениями, анализируют и
переписывают в дневник соответствующие схемы проводимого логопедом
обследования. Далее сту­денты наблюдают за тем, как осуществляется логопедом
процедура обсле­дования ребенка с нарушением речи (порядок, приемы и формы
обследо­вания, используемый наглядный и дидактический материал, типы
ин­струкции педагога, виды помощи и т.д.). Затем за каждым из студентов
закрепляются дети из разных групп для проведения обследования и инди­видуальных
логопедических занятий (всего по 2-4 ребенка). Студенты са­мостоятельно
осуществляют психолого-педагогическое обследование этих детей,
знакомятся с данными педагогического обследования, проводимого воспитателями.
Результаты обследования студенты обсуждают с логопе­дами и методистом кафедры.
Данные обследования студенты вносят в ре­чевые карты, затем формулируют
подробное заключение о состоянии речи и других функций обследованных детей,
составляют перспективный план коррекционной работы.
     Ill - IV НЕДЕЛИ
В течение данного периода студенты работают в группе для детей с фонетико-
фонематическими нарушениями. Они активно наблюдают за детьми во время
различных занятий, в процессе индивидуальной работы с ними, а также вне
занятий, составляют речевой профиль группы. Студен­ты изучают программу
обучения данного контингента детей, .методиче­ские пособия и рекомендации по
работе с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения, знакомятся с
перспективным планом работы логопеда и воспитателя.
Далее студенты наблюдают и подробно анализируют фронтальные за­нятия
логопеда, фиксируя свои наблюдения в дневнике практики. В ходе анализа
логопед обращает внимание студентов на необходимость выделе­ния основных
задач занятия, подчинения им применяемых форм и приемов работы. Затем
студенты разрабатывают и проводят самостоятельно фрон­тальные занятия.
Логопеды и методист кафедры консультируют студентов в процессе подготовки к
занятиям, постепенно вырабатывая у них умения составлять план и конспект
занятия (приложение 2), точно формулиро­вать тему, цель и задачи, отбирать
программное содержание, намечать этапы занятия в определенной логической
последовательности, методиче­ски грамотно подбирать речевой материал,
наглядные и дидактические по­собия.
В конце данного периода практики каждый из студентов проводит за­четное занятие.
Все студенты посещают открытые занятия и участвуют в их аналитическом
разборе. Наблюдения за ходом занятия и результаты его анализа фиксируются в
дневнике практики. Конспектируется ход за­нятия, отмечаются используемые
методы, формы и приемы, оцениваются речь, деятельность и поведение детей на
занятии, положительные стороны занятия, высказываются пожелания к его
совершенствованию. Анализ проведенного занятия проводится студентами под
руководством логопедов и методиста кафедры по определенному плану (см.
приложение 3). Посте­пенно студенты приобретают умение самостоятельно
анализировать лого­педические занятия, делать правильные и аргументированные
выводы, критически оценивать свои занятия и однокурсников, осуществлять поиск
оптимальных и наиболее эффективных способов и приемов коррекционно-го
логопедического воздействия.
Помимо занятий со всей группой детей студенты проводят индивиду­альные
логопедические занятия с прикрепленными к ним детьми из каж­дой речевой
группы. Осуществляя подготовку к индивидуальному занятию, студент указывает
дату его проведения, тему, задачи, план, лексико-грамматический материал,
необходимое оборудование. После окончания индивидуального занятия студенты
оценивают его результаты.
В ходе практики студенты учатся согласовывать и координировать ра­боту
педагогов, работающих с детьми (логопеда, воспитателей, руководи­телей по
музыкальному и физическому воспитанию) с точки зрения их коррекционной
направленности, оказывая им помощь в решении коррек-ционных задач обучения.
Студенты регулярно взаимодействуют в работе с воспитателями, обсуждая возможные
пути закрепления правильных рече­вых навыков детей в процессе занятий и вне их,
а также участвуют в под­готовке и проведении воспитательных мероприятий.
Методист детского сада и воспитатели групп консультируют студентов по вопросам
содержа­ния и методики проведения занятий познавательного цикла, по
изобрази­тельной деятельности и конструированию, воспитательных мероприятий в
разных возрастных группах.
Студенты включаются в работу педагогического совета детского сада, выступают с
научно-методическими докладами. При подготовке докладов студенты получают
необходимую консультацию методиста кафедры. При­мерная тематика докладов с
учетом работы с группе для детей с ФФН:
"Использование в работе воспитателя системы приемов закрепления на­выков
правильного произношения дошкольников", "Развитие фонематиче­ского слуха у
детей с речевыми нарушениями", "Подготовка к школе детей с фонетико-
фонематическими нарушениями речи" и др.
В процессе педагогической практики студенты работают с родителями детей,
посещающих специальный детский сад. В конце сентября - начале октября они
участвуют в подготовке и проведении родительских собраний, на которых
родителям сообщают результаты обследования детей, расска­зывают о задачах и
содержании основных этапов коррекционного обуче­ния, разъясняют роль
родителей в исправлении речевых дефектов и за­креплении в домашних условиях
правильных речевых навыков, получен­ных на логопедических занятиях, дают
рекомендации по соблюдению об­щего и речевого режима во время пребывания
ребенка дома.
Студенты еженедельно в вечерние часы встречаются с родителями тех детей, с
которыми проводят индивидуальные занятия. Они проводят кон­сультации для
родителей: разъясняют домашние задания, обучают некото­рым коррекционным
приемам.
V - VI НЕДЕЛИ
В процессе данного этапа практики студенты проводят коррекционную работу в
группе детей с общим недоразвитием речи. Изучение детей группы проходит в
форме наблюдений во время занятий логопеда и других пе­дагогов группы, а
также в процессе разнообразной деятельности детей вне занятий и в ходе
режимных моментов. Студенты тщательно изучают про­граммные документы по
обучению и воспитанию детей данной группы, ме­тодические пособия по разделам
программы обучения, анализируют рече­вые карты детей. Логопед проводит
показательные подгрупповые занятия с детьми. Совместно с логопедом и
методистом кафедры студенты анализи­руют занятия, сравнивают их с занятиями,
проводимыми в группе для де­тей с фонетико-фонематическими нарушениями,
выявляют общие и отли­чительные черты. Затем студенты занимаются подготовкой
и проведением самостоятельных подгрупповых занятий. Логопеды и методист
кафедры консультируют студентов при выполнении данной работы по мере
необхо­димости. Как и на предыдущем этапе, в конце данного этапа студенты
проводят зачетные занятия, участие в обсуждении которых принимают все
студенты группы.
Студенты также продолжают оказывать логопедическую помощь детям с
недоразвитием речи на индивидуальных логопедических занятиях.
В ходе практики студенты принимают участие в психолого-медико-педагогическом
консультировании детей со сложными речевыми наруше­ниями, которое
осуществляется психоневрологом, методистом кафедры, психологом и логопедами.
Из числа воспитанников специального детского сада отбираются дети с наиболее
тяжелыми нарушениями речи, представ­ляющими определенные диагностические
трудности. Студенты, проводя­щие с  ними  индивидуальные занятия,
подготавливают  медико-педагогическую  документацию,  составляют  подробную
психолого-педагогическую характеристику на основе проведенного обследования и
динамического наблюдения в процессе занятий и вне их, анализируют
эффективность проведенных логопедических занятий. В процессе обсуж­дения
диагностических трудностей все студенты принимают активное уча­стие: задают
вопросы, формулируют собственные суждения о состоянии речи и других функций
ребенка, анализируют содержание и систему кор-рекционных воздействий,
предлагают рекомендации по дальнейшему обу-, чению.
Внимание студентов обращается на то, что наряду с коррекцией рече­вых дефектов в
группе детей с недоразвитием речи. необходимо осущест-.влять работу по общему
психическому развитию детей. Рекомендуется си­стематически проводить
разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие и
совершенствование мелкой моторики пальцев рук.
Под руководством логопеда и методиста кафедры студенты анализиру­ют более
сложные формы взаимодействия в работе логопеда и психонев­ролога, логопеда и
воспитателей, других педагогов детского сада. Они зна­комятся с тем,
как"происходит подготовка сенсорной базы для развития правильной речи у детей
с ее недоразвитием на занятиях воспитателей, каким образом согласуются
лексико-грамматические темы логопедических занятий с темами занятий
воспитателя, в каком русле и с помощью каких приемов решаются разнообразные
коррекционные задачи (по развитию моторики, восприятия, произвольных форм
внимания, запоминания и др.) на общеобразовательных занятиях и вне их.
Постепенно студенты приоб­ретают навыки сотрудничества с воспитателями и
другими сотрудниками специального детского сада.
В ходе данного этапа практики студенты принимают участие в работе
педагогического совета детского сада. Рекомендуется следующая тематика
докладов: "Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста
с недоразвитием речи", "Развитие тонких движений пальцев рук у детей с
недоразвитием речи", "Обучение некоторым коррекционным приемам родителей
детей с недоразвитием речи " и др.
Работа с родителями детей ведется студентами по разным направлени­ям. Выясняются
условия воспитания ребенка в семье, особенности раз­личных видов его
деятельности и поведения дома, анализируются труд­ности обучения и
устанавливаются причины препятствующие исправле­нию речевых и неречевых
дефектов. В беседах с родителями студенты подробно характеризуют отклонения в
общем психическом и речевом раз­витии ребенка, дают конкретные рекомендации по
их преодолению. Сту­денты приглашают родителей на индивидуальные занятия,
обучают их приемам закрепления навыков, полученных ребенком на
логопедических занятиях.
VII - VIII НЕДЕЛИ
На данном этапе практики студенты работают в группе для заи­кающихся детей.
Как и на предыдущих этапах, работа с данной группой детей начинается с ее
изучения. Методист кафедры и логопеды обращают внимание студентов на
возможные варианты проявления заикания, осо­бенности речевого поведения детей
в различных ситуациях, склады­вающихся в условиях пребывания дошкольников в
детском саду и Дома при общении с их сверстниками и взрослыми. Студенты
изучают речевые карты детей, составляют речевой профиль группы. Логопед
информирует о методике коррекции заикания у дошкольников, уточняет
особенности ее применения в работе с данными детьми. Под руководством
методиста ка­федры и логопедов организуется изучение студентами программ
коррекци-онного обучения заикающихся детей в разных возрастных группах
(средней, старшей, подготовительной). Студенты наблюдают и анализиру­ют
занятия логопеда с заикающимися детьми. Затем они подготавливают и проводят
подгрупповые занятия, обращаясь за консультацией к логопеду и методисту
кафедры. В процессе практики студенты тщательно анализиру­ют различные
аспекты взаимосвязи коррекционной работы логопеда и дру­гих педагогов
детского сада по воспитанию правильной речи у заи­кающихся детей.
В данный период продолжаются индивидуальные занятия с детьми разных групп
специализированного детского сада. Логопед и методист привлекают внимание
студентов к особенностям проведения индивидуаль­ных занятий с детьми,
страдающими заиканием. Подробно анализируется речевой режим, необходимый для
заикающегося ребенка в условиях дет­ского сада и дома. Студенты овладевают
практическими навыками психо­терапевтического воздействия не только на
ребенка, но и на окружающих его людей с целью формирования благоприятной
речевой среды для кор­рекции дефекта ребенка. Логопед демонстрирует, как
следует беседовать с родителями заикающихся детей, обучать их некоторым
коррекционным приемам. Далее студенты самостоятельно продолжают работу с
родителя­ми, применяя разнообразные методы работы с ними. Методист кафедры и
логопеды подчеркивают важность профилактической работы по пред­упреждению
заикания у детей дошкольного возраста и стимулируют сту­дентов к
практическому освоению методов и приемов этой работы.
После проведения нескольких занятий с заикающимися детьми студен­ты
подготавливают и проводят зачетные подгрупповые занятия.
По мере прохождения практики в данной группе студенты (совместно с
психоневрологом, методистом кафедры и логопедами) участвуют в раз­боре детей
со сложными речевыми дефектами (например, исследуются случаи недоразвития
речи, осложненного заиканием) с целью более точ­ной диагностики нарушения и
определения содержания методики коррек-ционно-педагогических воздействий.
Продолжается работа студентов по подготовке и проведению заседаний
педагогического совета детского сада. Примерная тематика докладов сту­дентов
может быть следующей: "Использование различных методик пре­одоления заикания
у детей дошкольного возраста в условиях специального детского сада",
"Состояние общей и мелкой моторики заикающихся до­школьников", "Особенности
проведения логоритмических занятий с деть­ми дошкольного возраста,
страдающими заиканием" и др.
В том случае, если в дошкольном учреждении, в котором студенты проходят
практику, имеется группа для детей раннего возраста с отклоне­ниями в речевом
развитии, в течение последней недели практики студен­ты знакомятся со
спецификой обследования, диагностики нарушений у данного контингента детей и
методикой коррекционной работы с ними.
В конце педагогической практики студенты отчитываются о проведе­нии
индивидуальных логопедических занятий, передают логопедам рече­вые карты
детей, с которыми они занимались (в картах должна быть за­пись о количестве
проведенных занятий, их содержании, сделан анализ результатов коррекционной
работы). Каждый студент представляет мето­дисту кафедры следующую
документацию: дневник практики, три кон­спекта зачетных логопедических
занятий, две-четыре психолого-педагогических характеристики детей (приложение
4), с которыми он ин­дивидуально занимался, отчет по практике (приложение 5).
Наглядные пособия и дидактический материал, подготовленные студентами для
лого­педических кабинетов, демонстрируются на итоговой выставке в
методи­ческом кабинете.
Итоги практики подводятся на педагогической конференции в детском саду
совместно с заведующей детским садом, логопедами, психологом, ме­тодистом,
воспитателями. Методист кафедры и логопеды оценивают рабо­ту студентов,
отмечают особо отличившихся студентов. На конференции , обсуждаются
предложения по совершенствованию теоретической и прак­тической подготовки
студентов, организации педагогической практики.. Итоговая конференция может
быть проведена на факультете (отчеты сту­денческих групп о педагогической
практике в разных дошкольных учреж­дениях, научно-практические доклады,
демонстрация лучших наглядных пособий и дидактического материала).
Таким образом, в процессе педагогической практики в детском саду специального
типа для детей с нарушениями речи студенты практически осваивают все основные
аспекты деятельности логопеда дошкольного уч­реждения. Сформированные в период
практики педагогические умения и навыки студентов составляют важный компонент 
их профессиональной
подготовки.
     Документация по педагогической практике в детском • саду для детей с
                              нарушениями речи                              
. 1. Дневник педагогической практики, в котором отражается:
- индивидуальный план работы студента;
- образцы речевых карт, используемых в специальных группах детского сада;
.  - конспекты занятий, проведенных логопедом и другими студентами группы и
их анализом;
- конспекты собственных тренировочных занятий с записью замечаний и
рекомендаций логопеда, методиста;
- перечень необходимого оборудования логопедического кабинета;
- результаты самостоятельной работы студента;
- список литературы, рекомендованной методистом кафедры и логопе­дами.
2. Конспекты 3 зачетных логопедических занятий с их анализом.
3. 2-4 психолого-педагогические характеристики детей, с которыми студентом
проводились индивидуальные занятия.
     . '3. Отчет по педагогической практике.
4. Наглядные пособия и дидактические материалы для логопедического кабинета.
*   5. Материалы по НИРС (представляются научному руководителю кружка или
проблемной группы).
                Оценка результатов педагогической практики                
При оценке результатов педагогической практики учитываются сле­дующие факторы:
1. Уровень теоретической подготовки студента (овладение знаниями по
специальности и смежным дисциплинам).
2. Степень сформированности профессионально-педагогических умений (овладение
методикой проведения индивидуальных и фронтальных логопе­дических занятий с
детьми дошкольного возраста, страдающими наруше­ниями речи).
3. Уровень профессиональной направленности (общение с детьми, лю­бовь к ним,
забота о дошкольниках, их развитии; направленность на педа­гогическую
деятельность, преодоление трудностей, узнавание нового; от­ветственность за
качественное осуществление коррекционного процесса в специальных группах;
осуществление творческого подхода в работе; сте­пень самостоятельности при
выполнении обязанностей логопеда).
4. Качество анализа и самоанализа различных видов коррекционной
педагогической работы.
5. Качество отчетной документации.
При оценке результатов педагогической практики используются сле­дующие методы:
1. Наблюдение за студентами в процессе конкретной педагогической деятельности
(обследование состояния речи детей, разработка и проведе­ние логопедических
занятий с детьми, участие в его анализе, проведение консультаций для
воспитателей, родителей и т.д.).
§2. Характеристика педагогической деятельности студентов логопедами
детского сада.
^®          3. Изучение отчетной документации студентов (дневников педагоги-'
ческой практики, индивидуальных планов работы, конспектов занятий с детьми,
отчетов, изготовленных наглядных пособий и др.).
  4. Анкетирование студентов по вопросам педагогической практики в детском саду.
5. Анализ результатов научно-исследовательской работы, выполненной в период
педагогической практики.
          Обязанности студентов в период педагогической практики          
1. Студент организует свою деятельность с учетом требований норма­тивных
документов, правил внутреннего распорядка детского сада (ясли-сада)
компенсирующего типа, традиций учреждения.
2f. Студент своевременно выполняет все виды работ, предусмотренные настоящей
программой и отраженные в индивидуальном плане педагоги­ческой практики.
В процессе педагогической практики студент должен проявить себя как специалист,
имеющий необходимые знания (по дисциплинам психолого-педагогического,
медицинского и общепрофессионального цикла) и умеющий применять их в
конкретной педагогической деятельности.
3. В дневнике педагогической практики студент отражает основное со­держание
коррекционно-воспитательного процесса и результаты самостоя­тельной работы в
различных группах специального детского сада.
4. Каждый студент самостоятельяо-,готовит необходимые для практики материалы
и оформляет все виды документации.
5. В период практики студент повышает свой профессиональный уро­вень,
используя различные формы самообразования.
6. На период практики один из студентов группы, работающей в дан­ном
дошкольном учреждении, назначается старостой. В обязанности ста­росты входит
учет посещаемости студентов, общая организация работы, оповещение студентов о
коллективных мероприятиях, консультациях и семинарах, выполнение поручений
руководителей практики.
      Обязанности кафедрального руководителя педагогической практики      
Руководитель педагогической практики студентов V курса отделения логопедии
назначается из числа преподавателей кафедры.
В его обязанности входит:
- обеспечение планирования, организации и учета результатов педаго-"гической
практики студентов отделения логопедии;
- установление связи с базовыми практическими учреждениями;
- организация и проведение установочной конференции по педагоги­ческой практике;
' участие в обсуждении вопросов организации педагогической практи­ки на
заседаниях кафедры и Совете факультета;
- составление кафедрального отчета по итогам проведения педагоги­ческой
практики;
- разработка и внесение предложений по совершенствованию практи­ки. принятие
необходимых мер по устранению недостатков в ее организа­ции и проведении;
| - своевременное оформление финансовых документов.
                          Обязанности методиста                          
Методист по специальности назначается из числа преподавателей ка­федры или
учителей-логопедов практических учреждений. Методист руко­водит группой из 8-
12 студентов.
В обязанности методиста входит:
- установление связи с дошкольным учреждением, проведение ин­структивно-
методической работы с администрацией, логопедами и другими педагогами
дошкольного учреждения;
- организация и проведение установочной и итоговой конференции в учреждении;
- распределение студентов по специальным дошкольным группам, утверждение
индивидуальных планов студентов, контроль за их выполне­нием;
- организация посещения и последующего обсуждения занятий, прово­димых
сначала логопедами, а затем студентами группы;
- составление плана-графика проведения студентами зачетных логопе­дических
занятий;
- консультирование студентов по подготовке занятий с детьми при раз­работке
конспектов;
- посещение и анализ "логопедических занятий и других мероприятий
коррекционно-воспитательного процесса, проводимых студентами;
- проведение методических совещаний со студентами;
- оказание научно-методической помощи логопедам и дошкольному уч­реждению, в
котором проводится практика студентов;
- анализ документации студентов о работе за время практики;
- оценка педагогической деятельности студентов в период практики.
- составление отчета о педагогической практике и предоставление его 
кафедральному руководителю.
                       Обязанности учителя-логопеда                       
В обязанности учителя-логопеда дошкольного учреждения, руководя­щего
педагогической практикой студентов, входит:
. - ознакомление студентов с составом детей специальной дошкольной группы, с
перспективными, календарными и текущими планами коррекци-онной работы,
необходимой документацией и оборудованием логопедиче­ского кабинета;
- проведение показательных занятий для студентов;
- распределение тематики фронтальных и подгрупповых логопедиче­ских занятий,
проводимых студентами в период педагогической практики;
- прикрепление к студентам по 2-4 ребенка для индивидуальной кор-рекционной
работы;
- оказание на всех этапах практики методической помощи студентам;
- посещение и проведение анализа всех занятий, проведенных студен­тами;
- обеспечение контроля за педагогической работой студентов по 
вы­полнению индивидуального плана практики;
- участие в методических совещаниях, проводимых методистом;
- внесение предложений по совершенствованию теоретической и прак­тической
подготовки студентов.
                                                             Приложение 1
  Оформление дневника педагогической практики (примерный образец) Титульный лист
Дневник педагогической практики студента________ группы де­фектологического
факультета МПГУ_________________:____.
Педагогическая практика проводится в детском саду для детей с нару­шениями
речи № ___ __________________учебного округа г.
                                    ""   . г.                                    
                                                                           . по.
     
199_
1 страница Методист кафедры Заведующая детским садом. Воспитатель-методист. Психолог. Логопед группы № __ для детей с фонетико-фоне магическими нару­шениями речи _______________________________ Воспитатели группы. Логопед группы № __ для детей с общим недоразвитием речи Воспитатели группы. Логопед группы __ для заикающихся детей Воспитатели группы . Музыкальный руководитель. Руководитель по физическому воспитанию . Психоневролог. Медицинская сестра . Адрес детского сада . № телефона . 2 страница Индивидуальный план работы на период педагогической практики 3 страница (и далее) Фиксируется ежедневная работа. Записи ведутся в свободной форме. Приложение 2 Оформление конспекта занятия (примерный образец) Титульный лист КОНСПЕКТ логопедического занятия, проведенного студенткой __ группы дефек­тологического факультета МПГУ ___________________ в старшей группе № __ для детей с общим недоразвитием речи детского сада № __ ____,________ учебного округа г. ————————————— _________(пята проведения) ________(время проведения) 1 страница 1. Тема и цель занятия 2. Основные задачи занятия 3. Оборудование занятия (демонстрационный и раздаточный материал, игрушки и др.) 4. Лексико-грамматический материал 5. План занятия 6. Ход занятия (с указанием инструкций логопеда, предполагаемых от­ветов детей, основных методических приемов) 7. Использованная литература Приложение 3 Анализ логопедического занятия (примерная схема протокола) 1. Место данного занятия в системе занятий по теме. Соответствие материала занятия программе, речевым и возрастным особенностям детей данной группы. Объем материала и его доступность для детей. Подготов­ленность данного занятия предыдущим обучением и связь с последующим. 2. Правильность постановки цели и задач занятия. Соответствие цели и задач теме и содержанию занятия. Единство коррекционных, образо­вательных и воспитательных задач. Адекватность выбора речевого мате­риала задачам занятия. 3. Организация занятия: количество детей, поведение; эстетическое оформление занятия, используемое оборудование, качество наглядных по­собий и дидактического материала. 4. Структура занятия: основные этапы, их логическая последователь­ность, четкость перехода от одного этапа к другому, продолжительность занятия и его этапов; соотношение времени, отведенного на фронтальную и индивидуальную работу, соотношение речевых и неречевых заданий (по количеству и отведенному времени), высказываний логопеда и детей. Со­ответствие фактического хода занятия запланированному, отступления от конспекта, их причины. 5. Анализ этапов занятия. Содержание этапов, подготовка детей к предстоящему этапу. Реализация дидактических принципов обучения. Ме­тоды и приемы, используемые на отдельных этапах, их соответствие целям занятия. Разнообразие, взаимосвязь, обоснованность методов и приемов обучения. Особенности применения методических приемов логопедом, знание материала занятия, владение методами и приемами работы на за­нятии, осуществление •;оррекционных приемов обучения, умение исполь­зовать методические пособия. Характеристика применяемых методических приемов (приемы привлечения внимания, приемы активизации познава­тельной деятельности и др.), использование разнообразных форм актив­ности детей (двигательной, зрительной, слуховой) с целью предупрежде­ния утомляемости детей. Обеспечение положительного эмоционального фона в процессе занятия и интереса дошкольников к заданиям. Сочетание индивидуальных и фронтальных форм работы. Использование воспита­тельных моментов занятия, использование специальных методических приемов. Контроль за речью детей, исправление допущенных детьми оши­бок. Адекватность предъявляемых требований с учетом речевых возмож­ностей и личностных особенностей каждого ребенка. Доступность и чет­кость инструкций и вопросов логопеда, использование различных видов вопросов (наводящие, альтернативные и др.). Включение элементов ра­циональной психотерапии на занятии. Подведение итогов занятия, оценка деятельности детей. 6. Особенности речевой и неречевой деятельности, поведения детей на занятии; активность, проявление интереса, степень сформированности структуры деятельности, уровень сосредоточенности на заданиях, устой­чивость внимания в начале занятия и на отдельных'его этапах, возмож­ности переключения внимания от одного к другому заданию, причины от­клонений в деятельности и поведении детей, качество знаний, умений и навыков, полученных или закрепленных детьми на занятии. 7. Характеристика логопеда. Возможности контакта с группой детей, умение владеть вниманием де­тей и организовать их для работы, владение приемами повышения актив­ности, интереса и внимания детей дошкольного возраста, практическое осуществление индивидуального подхода к детям с учетом их личностных особенностей, настойчивость в достижении цели, проявление педагогиче­ского такта. Речь логопеда (доступность, логичность, мелодико-интонационная выразительность и эмоциональность, особенности дикции, силы, голоса, темпа и ритма). Внешний вид логопеда, его поведение в процессе общения с детьми. 8. Результаты занятия. Достижение цели, выполнение намеченного плана, эффективность ис­пользованных методов и приемов. Оценка занятия в соответствии с воз­можностями детей. Характер деятельности детей в процессе занятия (степень самостоятельности, уровень активности, темп работы). 9. Педагогические выводы, пожелания к совершенствованию занятия. Приложение 4 Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного воз­раста с нарушением речи (ориентировочная схема) Психолого-педагогическая, характеристика ребенка группы № детского сада № . учебного округа г. (фамилия, имя). I Общие сведения о ребенке (дата рождения, дата поступления в груп­пу, кем направлен, жалобы родителей, заключения специалистов: отола­ринголога, офтальмолога, психоневролога, педиатра, психолога, логопеда, заключение психолого-медико-педагогической комиссии). II Анамнестические данные (со слов родителей): данные о протекании беременности и родов, вес и рост при рождении, вид вскармливания ре­бенка до года, развитие ребенка в первые годы жизни (сон, аппетит, пси­хомоторное развитие); раннее речевое развитие (время появления и осо­бенности гуления, лепета, первых слов, фразовой речи; характер затруд­нений при переходе к фразовой речи, дальнейшее речевое развитие; ха­рактер звукопроизношения; факторы, препятствовавшие нормальному ре­чевому развитию (тяжелые соматические заболевания, травмы и пр.); в случае заикания, необходимо уточнить, форсировалось ли его речевое раз­витие; указать, в каком возрасте начали читать ребенку книги, отметить частоту и объем чтения, соответствие предлагаемой детской литературы возрастным и речевым возможностям ребенка; выяснить, как происходил процесс разучивания с ребенком стихов и сказок (с какого возраста, в ка­ком объеме); отметить время появления заикания, характер его течения, возможные причины возникновения заикания, его ослабления или усиле­ния; выявить, обращались ли родители за логопедической помощью, про­должительность и результативность занятий . III Характеристика условий воспитания: где воспитывался ребенок до поступления в специальную группу (дома с родителями, матерью, бабуш­кой, в детских яслях, в общеобразовательном детском саду); особенности речевой среды (расстройства речи у членов семьи; темп речи людей, окружающих ребенка; наличие билингвизма; длительное общение с заи­кающимся и др.); социо-культурный статус семьи (характер взаимоотно­шений, возможные конфликты и реакция на них ребенка; тип воспитания ребенка - авторитарный, демократический; гипо- или гиперопека; есть ли единство требований при воспитании ребенка; возможности членов семьи и домашние условия для общего психического и речевого развития ребен­ка); отношение членов семьи к речевому нарушению (безразличное, бо­лезненное, постоянная фиксация на дефектах речи, предъявление высоких требований к речи ребенка и др.). IV Данные о состоянии общего психического, моторного и речевого развития ребенка. 1. Состояние представлений об окружающем, особенности детских ви­дов деятельности: характер сведений о самом себе, понимание родствен­ных связей, степень ориентировки в окружающем мире и точность до­ступных возрасту представлений о нем; уровень владения программным материалом, навыками и умениями по всем разделам обучения в детском саду (трудности при овладении элементарными математическими пред­ставлениями, изобразительной и конструктивной деятельностью, особен­ности игровой и элементов трудовой деятельности и др., особенности по­ведения при выполнении различных видов деятельности). 2. Характеристика высших психических функций: особенности вос­приятия (зрительного и слухового); уровень развития внимания (непроизвольного и произвольного), характеристика основных свойств внимания (объема, устойчивости, переключаемости, распределяемости); особенности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, эле­ментов логического мышления. 3. Уровень развития эмоционально-волевой сферы: особенности прояв­ления эмоций и чувств (преобладающий тип настроения: подавленное или радостное, устойчивое или неустойчивое, легко изменяющееся от незна­чительных причин), волевых качеств (целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность, слабость волевого на­пряжения и др.). 4. Особенности характера и поведения ребенка (контактность: легко вступает со всеми в контакт или смущается в незнакомой обстановке; спокойный или беспокойный, конфликтный в поведении, в процессе обще­ния со сверстниками, взрослыми; добрый, ласковый; аккуратный или не-ряшлизый и др.). 5. Развитие двигательных функций ребенка (состояние общей и мел­кой моторики, характеристика ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания и др.; тип ведущей руки, наличие амбидекстрии; развитие двигательных умений, связанных с самообслуживанием - завязывание и развязывание шнурков, застегивание и расстегивание пуговиц и пр.). 6. Состояние речи ребенка: импрессивная сторона речи (понимание диалога, связной речи, предложений, грамматических категорий и форм); экспрессивная сторона речи (общее звучание речи: внятность, темп, ритм, интонационная выразительность, особенности речевого дыхания и харак­теристика голоса; уровень развития связной речи, объем и типы употреб­ляемых предложений, количественная и качественная характеристика ак­тивного словарного запаса, грамматическое оформление речи, особенности звукопроизношения), степень сформированности фонематического вос­приятия, строение подвижность артикуляционного аппарата; заключение логопеда о состоянии речи и перспективный план логопедической работы. 7. Подробный педагогический анализ результатов коррекционной рабо­ты, выполненной студентом (указать период времени, в течение которого осуществлялась работа с ребенком, количество проведенных индивидуаль­ных занятий и их конкретные результаты; содержание и результаты бесед „ и консультаций с родителями ребенка; рекомендации по проведению даль­нейшего воспитания и обучения ребенка). Характеристика составлена студентом __ труппы дефектологического факультета МПГУ (фамилия, имя, отчество)
Дата.
Подписи.
Приложение 5 Отчет студента-практиканта (примерная схема) ОТЧЕТ о педагогической практике студента __ группы отделения логопедии дефектологического факультета МПГУ (ф.и.о.) _______________ № __ для детей для детей с нарушениями речи . учебного округа г.Москвы .в период с "__" •. по "__" _____________ 199__г.
в детском саду
-199.
I Выделить основные этапы практики (дать краткую характеристику). II Определить объем и раскрыть содержание педагогической работы, выполненной в процессе практики. 1 Количество проведенных фронтальных, подгрупповых и индивиду­альных логопедических занятий в каждой из специальных групп. Указать количество и темы зачетных логопедических занятий. Обозначить типы трудностей при проведении занятий, определить их причины. Использова­ние в работе специальной и дошкольной научно-методической литературы, наглядных пособий и дидактического материала. Отметить характер и сте­пень помощи логопедов и методиста. 2. Оценить степень сформированности своих навыков оценки занятий, указать количество посещенных и проанализированных занятий. 3. Указать количество и дать краткую характеристику психомоторного и речевого развития детей, с которыми проводились индивидуальные лого­педические занятия. Рассказать о результатах индивидуальных занятий. Оценить свои умения, связанные с психолого-педагогическим изучением детей дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями и со­ставлением на его основе подробного заключения. 4. Охарактеризовать свое участие в процессе анализа и обсуждения' сложных речевых расстройств у детей (указать количество детей, психо­лого-медико- педагогическое заключение о состоянии их общего психиче­ского и речевого развития). 5. Привести основные данные о содержании и результатах научно- исследовательской работы, выполненной в период педагогической практи­ки. 6. Рассказать о формах и методах проведенной воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. Назвать темы и количество подготовленных и проведенных воспитательных мероприятий. Раскрыть особенности воспитательной работы с детьми, имеющими разные типы речевых нару­шений, отметить основные ее результаты. 7. Проанализировать содержание и основные результаты работы с вос­питателями и родителями. Указать количество открытых занятий, прове­денных для родителей, бесед (семинаров, консультаций и пр.) для воспи­тателей и родителей. Рассказать о своем участии в работе педагогического совета детского сада, в подготовке и проведении родительских собраний в группах (количество, название группы, темы), оформлении наглядных и методических материалов для родителей. 8. Представить сведения об изготовленных наглядных пособиях и ди­дактическом материале (указать количество, название, цель использова­ния). 9. Перечислить документы, подготовленные к окончанию практики (название, количество, сроки выполнения). 10. Сформулировать выводы и рекомендации по подготовке студентов к практике (содержание и методика преподавания отдельных дисциплин, овладение методикой логопедической и воспитательной работой, связь с педпрактикой предыдущих лет обучения и т.д.), выбору дошкольных уч­реждений для проведения практики, объему и содержанию практики, ра­боте логопедов и методиста. Сделать предложения по совершенствованию организации и содержания процесса педагогической практики студентов. Литература (рекомендуется студентам для самостоятельного изучения в период пе­дагогической практики в детском саду для детей с нарушениями речи) Изучение детей дошкольного возраста с нарушениями речи Астапов В.М., Герасимов Ф.М. Психологическое обследование детей с нарушениями развития.- М., 1993. Белякова Л.И., Кумалья И. Сравнительный анализ состояния двига­тельных и речедвигательных функций у заикающихся дошкольников //Дефектология.- 1985.- № 1.- С.69-74. Гаркуша Ю.Ф. Педагогическое обследование дошкольников.- М., 1992. Венгер А.А., Выготская Г.Л„ Леонгард Э.И. Отбор детей в специаль­ные дошкольные учреждения.- М., 1972. Волков B.C., Волкова Н.В. Подготовка ребенка к школе: Задачи, упражнения, диагностика.- М., 1994. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. - М., 1982. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А.Венгер и В.В.Холмовской.- М., 1978. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях.- 2-е изд., М., 1984. Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения //Дефектология.- 1986.- № 2.-С.64-70. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей,- М., 1989. Маркова А.К., Лидере Е.П-, Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте.- Петрозаводск, 1992. Методика обследования нарушений речи у детей: Сборник научных труд /АПН СССР; Отв.ред.: Т.А.Власова, И.Т.Власенко, Г.В.Чиркина.- М., 1982. Рычкова Н.А. Приемы обследования моторики у заикающихся детей дошкольного возраста //Дефектология.- 1984.- № 3.- С.69-73. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста -М„ 1994. Уманская Н.М. Приемы выявления состояния интеллекта при речевом недоразвитии //Дефектология.- 19777- № 2.- С.64-71. Усанова О.Н. Специальная психология. - М., 1990. Худик В.А. .Психологическая диагностика детского развития: Методы исследования.- Киев, 1992. Дошкольное воспитание и обучение детей с нарушениями речи Примерное положение о психолого-медико-педагогической консульта­ции /Бюллетень Госкомитета СССР по нар.образованию.- 1991 - 11 -С.3-8. О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии: Приказ Минобразования РСФСР и Мин. здра­воохранения РСФСР от 18 июля 1991 г. № 251/125 //Вестник образо­вания: Справочно-информ. изд-е Мин. образования РСФСР.- 1991.- № 11.-С.9-18. Программы для специальных дошкольных учреждений. Обучение и воспитание заикающихся дошкольников.- М., 1983. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе) /Сост.Г.А.Каше, Т.Б.Филичева.- М., 1978. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим не­доразвитием речи 6-го года жизни.- М., 1989. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико- фонематическим недоразвитием (старшая группа детского са­да): Учеб.пособие.- М„ 1993. Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевы­ми нарушениями: Межвуз.сб.науч.тр. /Редкол.: Л.И.Белякова (отв.ред.), Г.С.Гуменная, Е.В.Лаврова. - М., 1991. Заикание: Проблемы теории и практики /Под ред. Л-И-Веляковой,-М„ 1991. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным пара­личом: Доречевой период: Кн. для логопеда.- М., 1989. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекци-онно- развивающим занятиям. М., 1994. Бот О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с об­щим недоразвитием речи //Дефектология.- 1983.- № 1.- С.56-59. Волкова Г.Л. Логопедическая ритмика .- М., 1985. Выготская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре.- М., 1984. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. - М., 1992. Гаркуша Ю.Ф. Занятия по аппликации и конструированию в системе крррекционно- воспитательной работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи //Дефектология.- 1990.- № 3.- С.57-63. Гаркуша Ю.Ф, Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи //Дефектология.-1995.-№ 1. -С.88-94. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа по закреплению речевых навыков и умений у дошкольников с общим недоразвитием речи //Дефектология.- 1988.- № 2.- С.60-66. Гаркуша Ю.Ф. Опыт развития произвольного внимания у детей с мо­торной алалией //Дефектология.- 1983.- № 4.- С.16-22. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связ­ной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию. (Сообщение 1-2). - 1994.- № 2.- С.56; № 4.- С.63-71; Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. 2-е изд., пере-раб. - М., 1985. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- 2-е изд., перераб.- М., 1990. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. - М., 1994. Жукова Н.С. Формирование устной речи. М., 1994. ; Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье.- М., 1980. \ , . Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.- М., 1985. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры в коррекционно-воспитательной работе с детьми, страдающими церебральным параличом //Дефектология.- 1990.- № 4.- С.58-61. Коррекционная работа в дошкольных учреждениях /Моск.деп.обр., СВУО; Сост. Е.Ф.Аврутина, И.А.Ткачева.- Сб. № 4.- М., 1994. Крапухин А.В., Шаховская С.Н., Ишимова О.А. "Учись думать и гово­рить!": Пособие для педагогов и родителей по развитию речемыслительной деятельности детей 4-8 лет. М., 1992. Крылова Н.Л. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитате­ля логопедического детского сада по развитию речи детей //Дефектология.- 1985.- № 2.- С.62-68. Крылова Н.Л. Преемственность в работе логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи //Дефектология.- 1991.- № 1;- С.74-80.