Каталог :: Педагогика

Реферат: Кружок резьбы по дереву

                               Содержание.                               
1.     Введение - 2.
2.     Виды резьбы по дереву – 4.
3.     Занятия резьбой по дереву и эстетическое воспитание школьников – 6.
4.     Материал и инструменты для выполнения резьбы – 9.
5.     Организация кружка и основные принципы его работы – 12.
6.     Литература – 18.
                               1. Введение.                               
Роль трудовой деятельности в системе внеурочной работы возрастает,
расширяется влияние школы на учащихся, ее ответственность за организацию
режима, отдыха. Развитие внеурочной работы школы тесно связано с расширением
функций школы.
Внеурочная трудовая деятельность способствует лучшей организации самих уроков
труда, на которых слабые ученики часто не усваивают материал а, сильные
работают с недогрузкой.
Учащимся на уроках часто не хватает времени на самообразование, на
разнообразную творческую работу, развивающую их всесторонне, гармонично, тем
более это относится к урокам труда, где занятия идут по единому для всех
плану, программе, распорядку.
В школьных занятиях декоративно-прикладным искусством заложен высокий
воспитательный потенциал. Раскрывая огромную духовную ценность изделий
народных мастеров, такие занятия формируют эстетический вкус школьников,
позволяют вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые
умения и навыки, вести психологическую и педагогическую подготовку к труду, к
выбору профессии.
Основными принципами педагогики является единство обучения и воспитания.
Эстетическое и трудовое воспитание средствами декоративно-прикладного
искусства тесно связано с, образованием и обучением, а эффективность этого
единства во многом зависит от организационно-методического уровня постановки
учебно-воспитательного процесса.
Резьба по дереву была включена в учебно-воспитательный процесс с первых шагов
школы. В “Основных принципах единой трудовой школы” резьба по дереву была
названа в числе “главных приемов труда”, которые “. приближаясь к идеалу”,
должна была преподать ученику новая школа.
Вместе с тем немалое значение имеет соответствие выбранных видов декоративно-
прикладного искусства требованиям школьной гигиены и безопасности труда,
возможности проведения занятий в учебных мастерских и кабинетах. Непременным
условием является также доступность материалов и малое количество
инструментов, применяемых для создания изделий.
                         2.Виды резьбы по дереву.                         
В нашей стране существует много видов резьбы по дереву. Культура резьбы живет
столетия и продолжает совершенствоваться, развиваться. Многочисленные виды
резьбы можно подразделить на следующие основные группы: плосковыемчатая или
углубленная; рельефная; прорезная или ажурная; скульптурная или объемная.
Каждая из групп, в свою очередь делится на различные по рисунку и технике
выполнения разновидности.
Плосковыемчатой называют резьбу, у которой низкие точки рельефа расположены
ниже уровня украшаемой поверхности, а верхние точки находятся на ее уровне.
Для нее характерна неглубокая порезка, чаще всего в виде геометрического или
растительного орнамента. Данный вид резьбы имеет несколько разновидностей:
геометрическая, контурная, завальная.
Геометрическая резьба выполняется в виде двух, трех, и четырех выемок,
образующих на поверхности узор из геометрических фигур – треугольников,
квадратов, окружностей. Она выгодно отличается от других видов резьбы большим
разнообразием приемов художественного оформления деревянной поверхности. В то
же время эта резьба несложна по выполнению, она не требует специальных знаний
теории рисунка, сложного набора инструментов.
Контурная резьба характеризуется небольшими тонкими двухгранными выемками,
проходящими по всему контуру рисунка. Используют главным образом
изобразительные мотивы: листья, цветы, животных, птиц и т.д.
Завальная резьба, также как и контурная, выполняется в виде двухгранных
выемок, но выемки режутся более глубокие, а их кромки закругляются. Завальная
резьба дает небольшую светотень. Как и контурная резьба, она декоративна
только при отделке полированием. Применяют завальную резьбу для украшения
мелких изделий – шкатулок, рамок и т.д.
Рельефную резьбу выполняют путем подрезки плоского орнамента, оставленного на
углубленном фоне, и различных выемок на плоскостях этого орнамента. Рельефная
резьба отличается большой выразительностью и декоративностью. В прошлом ее
широко применяли для украшения изделий из древесины и мебели классических
стилей. Разновидностью рельефной резьбы является домовая резьба, широко
применявшаяся в древнем зодчестве.
Прорезной называется резьба, у которой фон удален. Прорезная резьба
выполнятся как в технике плосковыемчатой резьбы, так и в технике рельефной
резьбы. Прорезная резьба с плоским орнаментом на наличниках окон была широко
распространена в древнем зодчестве 19- начало 20 веков. Такая резьба
характерна для старинной русской мебели. Иногда прорезную резьбу приклеивают
к деревянной основе.
Скульптурная резьба (объемная) характеризуется тем, что в ней орнамент
частично или полностью отделяют от фона, преображая его в скульптуру. В
отличие от одностороннего изображения объектов в плосковыемчатой резьбе, в
объемной резьбе объект изображается всесторонне. Такая резьба широко
применялась в мебели и интерьерах классических стилей. В настоящее время в
технике скульптурной резьбы изготавливают деревянные резные игрушки,
сувениры, предметы бытовой утвари.
    3. Занятия резьбой по дереву и эстетическое воспитание школьников.    
В настоящее время на первый план деятельности школы выдвигается трудовое
воспитание и обучение, в том числе средствами искусства. Оно играет важную
роль в гражданском становлении, нравственном формировании личности, в
выработке осознанного отношения  подростков к учебе, подготовке их к
вступлению в самостоятельную жизнь.
Комплексный подход к постановке всего дела воспитания является на современном
этапе развития школы методологическим принципом организации ее воспитательной
работы, важнейшим условием всестороннего развития личности школьников.
Существенное значение в осуществлении единства эстетического и трудового
воспитания школьников, в их духовном развитии имеют занятия декоративно –
прикладным искусством, основанные на народном творчестве.
Декоративно–прикладное искусство –  это обширная область искусств, которая
служит художественному формированию материальной среды, создаваемой
человеком, способствует внедрению в нее эстетического и идейно–образного
начала. Благодаря соединению техники, технологических приемов обработки
материалов с художественным творчеством и искусством достигается особая
декоративная красота и выразительность предмета.
В школьных занятиях резьбы по дереву заложен высокий потенциал. Раскрывая
огромную духовную ценность изделий народных мастеров, такие занятия формируют
эстетический вкус школьников, позволяют вооружать учащихся техническими
знаниями, вырабатывать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую
и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
Существует немало видов художественной обработки материалов. Однако далеко не
каждый из них может войти составной частью в содержание занятий
общеобразовательных школ в качестве одного из воспитательных средств. Они
должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Виды декоративно-
прикладного искусства, используемые в воспитательной работе
общеобразовательной школы, при высоких эстетических качествах должны быть
доступны школьникам по своим художественным и технологическим
характеристикам, по затрате физических усилий. Однако наряду с доступностью и
посильностью эти занятия должны обладать потенциальным запасом сложности,
чтобы каждое из выполненных заданий велось по дидактическому принципу
обучения на высоком уровне сложности, позволяющем полнее раскрыть духовные и
физические силы школьников.
В школе должны находить место такие виды декоративно-прикладного искусства, в
процессе которых устанавливались бы прочные межпредметные связи и получали
практическое применение и дальнейшее развитие знания, приобретаемые
школьниками на уроках по различным дисциплинам. Занятия резьбы по дереву
должны основываться на знаниях, приобретенных учащимися на уроках
изобразительного искусства, черчения и трудового обучения, физики и химии.
При работе над декоративными композициями учащиеся могут воспользоваться
знаниями из области ботаники, истории, литературы и других учебных дисциплин.
Вместе с тем немалое значение имеет соответствие выбранных видов резьбы по
дереву требованиям школьной гигиены и безопасности труда, возможности
проведения занятий в учебных мастерских и кабинетах. Непременным условием
также является доступность материалов и малое количество инструментов,
применяемых для создания изделий.
Внеклассные занятия резьбой по дереву помогут учащимся старших классов
продолжить углубление знаний в области изобразительной грамоты. Школьники на
практике познают неведомые ранее эстетические и пластические свойства
привычных для них материалов – дерева и метала, ознакомятся с их
декоративными свойствами, откроют много нового и интересного в окружающем
мире.
Учащиеся в увлекательной форме закрепят знания, полученные на уроках
изобразительного искусства и трудового обучения, больше узнают о прикладной
химии, научатся затачивать инструмент, покрывать различные изделия лаками,
получат навыки работы на токарных, сверлильных и фрезерных станках.
Занятия в кружках позволяют учащимся приобщиться к интересному делу, которое
внутренне обогатит их, уведет в мир прекрасного, заполнит творческим трудом
свободное от работы время.
             4. Материал и инструменты для резьбы по дереву.             
Для резьбы по дереву используют различные породы древесины. Выбор той или
иной породы зависит от назначения и формы украшаемого изделия и вида резьбы.
Из лиственных пород деревьев часто для резьбы применяет липу. Древесина липы
легко и чисто режется, мало подвержена растрескиванию и короблению. Из-за
низкой твердости липу не используют для изготовления мебели, поэтому ее
применение ограничено мелкими бытовыми изделиями.
Древесина ольхи также легко режется, мало коробится, хорошо воспринимает
отделку и имитируется под другие породы, например под красное дерево. Все это
делает ее пригодной для всех видов работ.
Прекрасный материал для резьбы – древесина березы. Она тверже липы и ольхи и
режется труднее, но качество резьбы лучше. Древесина березы хорошо
окрашивается и отделывается. Ее недостатки – способность легко поглощать и
отдавать влагу, а также склонность к короблению и растрескиванию, что не
позволяет применять ее в больших изделиях. Из березы можно делать накладные
резные украшения и детали мебели и других изделий.
Для резьбы на мелких изделиях – посуде, сувенирах – используют древесину
тополя и осины.
Дуб издавна применяли для крупных декоративных резных работ и изготовления
мебели с резьбой. Резьба по дубу сложна и трудоемка из-за высокой твердости
древесины и склонности скалываться, но очень выразительна и декоративна.
Древесина бука по твердости близка к дубовой, но дает меньше сколов, так как
она более однородна. Бук хорошо окрашивается водными растворами красителей и
отделывается. Применяют бук в основном для мелких резных работ.
Древесина ореха – наилучший материал для резных работ. Она прекрасно режется
во всех направлениях, редко скалывается и позволяет выполнять самую точную
резьбу. Древесина ореха хорошо отделывается  и особенно полируется. Ее
используют при изготовлении мебели как для резьбы на массиве, так и для
накладной резьбы в сочетании с другими породами. Для высокохудожественных
резных изделий малых форм и становой скульптуры древесина ореха также
считается наилучшим материалом.
Для мелких изделий, украшаемых резьбой, используют и более редкие породы
древесины: яблоню, черешню и т.д.
Из хвойных пород для резьбы применяют древесину сосны, ели, кедра, тиса. Из
сосны издавна вырезали украшения для наличников, икон, карнизов, ворот. Эта
резьба крупная, поэтому неравномерность в плотности слоев ранней и поздней
древесины хвойных пород не затрудняет работу.
Ель режется легче сосны, но у нее больше сучков и она очень твердая, поэтому
она реже применяется для резьбы.
Для резьбы необходимо применять высококачественную древесину, не имеющую
таких пороков, как косослой, свилеватость, сучки, червоточины и гниль.
В качестве режущего инструмента для резьбы по дереву применяют долота или
стамески.
Прямые стамески с широтой полотна от 3 до 30 мм используют в основном для
зачистки фона в рельефной резьбе, иногда их применяют в контурной резьбе.
Полукруглые стамески в зависимости от радиуса кривизны делятся на отлогие (с
большим радиусом кривизны), средние и круглые (с малым радиусом кривизны).
Это основной инструмент при выполнении всех видов резьбы, кроме
геометрической где их применяют лишь для вырезания полукруглых лунок. Размеры
полукруглых стамесок по ширине полотна от 3 до 25 мм.
Стамески-клюкарзы отличаются коротким полотном и длинной, изогнутой около
полотна шейкой. Они могут быть различной формы с шириной полотна от 2 до 15
мм. Употребляют их для горельефной резьбы для резания в труднодоступных
местах.
Стамески-уголки применяют при выборке узких линий-канавок. В поперечном сечении
стамеска образует угол 50о - 70о. Ширина стамесок от 5 до
15 мм.
Стамески косячки, называются также резаками, могут быть двух видов. Длинные
косячки прямых стамесок, заточены под углом 60о – 70о.
Короткие косячки (с длиной полотна 40 – 50 мм.) делают несколько шире с ручками
особой формы. Это основной инструмент для геометрической резьбы.
Качество инструмента зависит от материала, из которого он изготовлен. Для
изготовления инструмента применяют высококачественную инструментальную сталь 
У7А, У8А. Большое значение имеет правильная закалка инструмента при
его изготовлении.
Качественно изготовленная стамеска легко и быстро затачивается и имеет
стойкое лезвие, которое не должно быстро тупиться, загибаться под ударом
киянки.
Большое значение имеет форма и размер ручки стамески. Наиболее удобные формы
ручки в сечении – овальная, овально-граненая. По длине ручки также должны
иметь слегка овальную форму. Конец ручки должен быть завален для удобства
нажима на него ладонью руки. Длина ручек стамески от 105 – 130 мм, средний
диаметр от 22 до 28 мм.
Из вспомогательного инструмента резчик должен иметь разметочный инструмент,
инструмент для сверления, выпиливания и др.
Разметочный инструмент служит для вычерчивания шаблонов, трафаретов, разметки
орнаментов на заготовках, проверки контуров и рельефов в процессе резьбы.
Кроме того, резчику может понадобиться столярный инструмент для подготовки
деталей под резьбу: рубанок, цикля и др.
          5. Организация кружка и основные принципы его работы.          
Кружок – важное звено в системе трудового обучения и воспитания школьников.
Под этим понятием подразумеваются различные формы организации трудовой
деятельности стабильных групп учащихся. Трудовые кружки обеспечивают решение
вопросов воспитания трудолюбия, организованности, умение работать в трудовом
коллективе, подчиняться его режиму, поддерживать длительное время деловые
отношения с товарищами. Широкие возможности в выборе содержания и организации
работы кружка позволяют педагогам решать многие вопросы углубленного изучения
и освоения видов труда. При этом интерес и самостоятельность выбора кружка,
добровольность работы в нем, способствует формированию сознательности в
трудовой деятельности.
Ученик идет в кружок по разным мотивам: сделать какую то вещь, овладеть
определенными умениями, работать вместе с товарищами, показать свои
способности и т.д. Во всех случаях его интерес поддерживается и развивается
успехом в работе, мажорной обстановкой, целесообразным расходом времени и
сил. Из этого следует специфика кружковой работы: здесь не используют
наказания, порицания и другие методы стимулирования деятельности членов
кружка, и, наоборот, доминируют поощрения деловая поддержка, помощь, совет. В
кружковой работе нет таких конкретных критериев, как в учебной, зато очень
большое значение играет оригинальность, самостоятельность работы, в известной
мере ее одухотворенность поиском, пытливость, удовлетворение сделанным.
Распределение учеников по изучаемым видам декоративно-прикладного искусства
должно быть добровольным, так как нередко подростки приходят заниматься не
одни, а с друзьями. Распределять их равномерно по разным группам не
рекомендуется, творческое общение друг с другом при изучении одного и того же
вида художественной обработки материалов помогает им добиваться больших
успехов, активнее идет процесс их трудового и эстетического воспитания.
Занятия различными видами декоративно прикладного искусства исключает
однобокость в творческом развитии учащихся, помогает приобрести широкий круг
разнообразных знаний и навыков. Совершенно не обязательно, чтобы из под рук
кружковцев выходила “чистая” чеканка или резьба. Если кружковцы освоят
несколько видов работ, они могут создавать творческую композицию, где будет
синтезироваться чеканка, инкрустация и резьба. Это значительно расширяет
возможности эстетического воспитания, развития творческих способностей
учащихся. При сосредоточении в одном кружке занятий несколькими видами
декоративно-прикладного искусства упрощается и проблема с материалами.
Эффективность воспитательного воздействия на учащихся средствами декоративно-
прикладного искусства зависит от правильного и своевременного планирования
работы детского творческого коллектива. План работы на полугодие и на месяц
составляется на основе годовой программы. В этом плане должны быть
предусмотрены все основные формы занятий, беседа с показом лучших образцов
народного искусства, практическая работа по составлению эскизов, посещение
музеев, мастерских художников-прикладников, фабрик прикладного искусства.
Намеченный план и программа обсуждаются со школьниками на первом занятии
кружка, где выбираются также органы самоуправления – староста и актив кружка.
В их функции входит помощь руководителю кружка в возникающих организационных
вопросах. На старосту возлагается, в частности, обязанность в составлении
графика дежурств и назначение дежурного на каждое занятие. График дежурств,
способствует приобщению к активной работе по самообслуживанию.
В деятельности кружков должна осуществляться не только преемственность
занятий из года в год, но и, по выражению А.С.Макаренко, “преемственность
поколений”, т.е сохранение традиций и дружбы между старшими (по времени
занятий) и младшими членами кружка.
Чаще всего “записавшиеся” в кружок хотят побыстрее начать работу в
мастерских. Поэтому их (особенно тех, кто не силен в рисунке) то и дело тянет
к каким-то случайным картинкам, которые они стремятся перевести в дерево.
Если на это не обратить внимание и пустить занятие по принципу “делайте, что
хотите”, при выполнении таких работ будут зря затрачиваться их усилия; у
школьников будет развиваться дурной вкус.
Руководитель должен направлять процесс отбора композиций. Лучше, если дети
будут видеть перед собой готовые работы. И не нужно стесняться предлагать
ребятам повторить те или иные образы. Такая методика поможет им понять, что
можно, а что нельзя создавать в том или ином виде декоративно-прикладного
искусства. Вместе с профессиональными навыками они будут развивать
художественный вкус.
Воспитание эстетического вкуса в кружках декоративно-прикладного искусства
должно идти через понимание учащимися художественных и технологических
возможностей обрабатываемых материалов, что накладывает свой отпечаток на
решение образа.
Задача руководителя ориентировать учащихся на глубокое самостоятельное
изучение образов народного декоративно-прикладного искусства и создание на
этой основе собственных изделий.
В работе по образцам на первом этапе обучения неизбежно наблюдается в
определенной степени подражание образцу. Нужно добиваться, чтобы у школьников
было не слепое копирование, а сознательное подражание.
Учащиеся приходят в кружок с настроением поработать. Поэтому, когда
руководитель начинает объяснения, знакомит их с правилами и приемами работы,
т.е проводит вводный инструктаж, их терпения хватает ненадолго. Они
становятся невнимательными, нетерпеливыми, желая поскорее приступить к
работе. От руководителя требуется учитывать это и проводить инструктаж
кратко, целенаправленно, соединяя различные сведения в общую систему. Однако,
хотя знания должны носить в основном практический характер, в начальный
период обучения должен соблюдаться принцип решающей роли теоретического
занятия. На теоретические сведения выделяется в среднем 20% учебного времени.
Теоретические сведения могут быть переданы школьникам в форме тематических
бесед.
При проведении инструктажа и бесед необходимо применять различные варианты
сочетаний слова с демонстрацией наглядных пособий.
Очень много зависит от первого задания, которое руководитель предложит
кружковцам. Оно должно быть понятным, доступным, интересным по декоративным
результатам. Желательно, чтобы первое задание было небольшим по объему и его
можно было бы выполнить за одно два занятия. При объяснении первого задания
учитель акцентирует внимание школьников не только на конечном результате
работы. Не менее важно ясно, четко осветить все этапы, а также цели и задачи,
которые стоят перед школьниками в процессе исполнения первоначальных приемов
художественной обработки материалов. Это способствует развитию
самостоятельности школьников, когда им будет ясна последовательность этапов
исполнения изделия от эскиза до завершающих отделочных операций, они будут
меньше ждать подсказки от руководителя, проявляя самостоятельность в
творческой деятельности.
Выбор обрабатываемого материала зависит от возраста кружковцев. В резьбе по
дереву учебные задания начального периода лучше в липе или осине. Если не
учесть физических свойств материала и предоставить детям возможность работать
с неподходящим материалом, их энтузиазм может очень быстро погаснуть.
Первое задание в кружке может быть общим для всех учащихся. Рисунки для него
руководитель должен подготовить сам.
Отличительная особенность индивидуально-творческой деятельности в кружке
является то, что у каждого ученика свой темп работы, свои сроки реализации
различных этапов выполнения одних и тех же заданий.
Для первых занятий у руководителя должны быть подготовлены инструменты. Через
несколько занятий, когда учащиеся войдут во вкус работы, можно выделить день
для самостоятельного изготовления необходимых инструментов.
С самого начала надо приучать кружковцев к самостоятельной работе. Получив от
учителя рисунок первого задания, ученик должен самостоятельно перевести его
на выбранный материал и приступить к работе. Профессиональные  приемы ученик
будет осваивать, познавая обрабатываемые материалы при выполнении каждого из
заданий, т.е обучение будет идти в творческом процессе. После работы по
образцам начинается творческая работа учащихся.
У школьников разных возрастных групп прослеживаются определенные интересы в
выборе тематики для декоративных работ. В основу творческих композиций
ложатся сюжеты книг, фильмов. Нередко сюжеты для декоративных композиций
подсказывает материал, из которого она будет создаваться. При просмотре
материала происходит активное формирование у школьников зрительного образа,
который они в последствии и воплощают в данном материале.
Одна из особенностей занятий в кружке по резьбе по дереву состоит в том, что
для выполнения задания требуется длительное время. Чтобы учащиеся не потеряли
интереса к работе над одной и той же вещью, конечный результат которой бывает
весьма далек, надо чтобы они, ожидая завтрашнюю перспективу, ощущали радость
и красоту сегодняшней работы. Чтобы дети в процессе работы над длительным
заданием получили эмоциональную опору, рекомендуется подводить итоги за
каждый день работы, давать оценку творческой деятельности детей, отмечать
результативность и значимость их труда.
Эффективный результат дают промежуточные просмотры, выполняемых учащимися
работ. На текущих промежуточных просмотрах учитель фиксирует достигнутое,
ставит новые задачи. Общий промежуточный просмотр можно сделать и тогда,
когда выполняется трудное задание и руководитель видит, что не может помочь
учащимся в индивидуальном порядке, или когда у многих школьников повторяется
одна и та же ошибка. При этом ученики, участвуя в обсуждении, будут
приучаться к самоконтролю. Здесь же можно высказать знаки одобрения в тех
случаях, когда есть первые удачи. Это поднимает эмоциональный настрой
учащихся, будет стимулировать их дальнейшую работу, даст прилив новых сил.
В конце первого года занятий и по завершении двухгодичного цикла
рекомендуется устраивать итоговую выставку. Членами жюри, отбирающими работы
на выставку, являются, как правило, наиболее авторитетные учащиеся.
Председатель жюри- руководитель кружка.
Умелая организация и проведение выставки творческих работ учащихся могут
стать одной из эффективных форм морального поощрения, стимулирования
творческой деятельности детей. Возможно и материальное вознаграждение детей
за успешную трудовую и творческую деятельность в процессе занятий резьбой по
дереву, это не только поощрит  ученика за его успехи, но и создаст
эмоциональный подъем для продолжения занятий не только в школе, но и
самостоятельно, в свободное время.
Наряду с итоговой выставкой творческих работ учащихся можно провести конкурс
на лучшее изделие, выделить и отметить наиболее удавшиеся работы. Это будет
способствовать привлечению к занятиям новых и новых школьников.
                            7.    Литература.                            
1.     Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митланская Т.Б. Художественная резьба по
дереву, кости и рогу. М., 1984.
2.     Атутов П.Ф. Политехнический принцип в обучении школьников. М., 7976.
3.     Гасарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву. М.,
1985.
4.     Лында А.С. Методика трудового обучения. М., 1977.
5.     Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. М., 1978.
6.     Скаткин М.И., Костяшкин Э.Г. Трудовое воспитание и профориентация
школьников. М., 1984.