Каталог :: Педагогика

Реферат: Теоретические основы школьного управления

 Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е.Евсевьева  
                   Факультет коррекционной педагогики                    
                                 реферат                                 
                              по педагогике                              
             Теоретические основы школьного управления             
                                         Выполнила: студентка  302 группы
                                                            Новикова И.О.
                                               Руководитель Белякова Л.Ю.
                               Саранск 2004                               
                                Содержание                                
Введение                                                                       3
1. Совершенствование управления в сфере школьного образования                  5
2. Школьное ученическое самоуправление                                        10
Заключение                                                                    13
Список использованных источников                                              15
                                 Введение                                 
Возросший динамизм социальных процессов в мире, а также изменение в стране
социально-экономических отношений выявили множество субъективных и
объективных проблем, в том числе и в образовании. Ведущим фактором,
обусловливающим их возникновение и определенный застой, является
недостаточное осознание того, что смена названных отношений произошла на
базовом уровне - произошел принципиальный переход в другую систему координат,
который в основе своей имеет: а) иные критерии оценки целесообразности
вариантов действий; б) более короткие пути и иные (чем все еще существующие в
массовой практике) методы и технологии принятия решений на разных уровнях; в)
новые способы финансового обеспечения и другое.
При этом на пути совершенствования управленческой деятельности в практическом
образовании по мнению А.М. Моисеева (1998) следует устранить ряд типичных для
ОУ страны недостатков: низкую целенаправленность управления; низкую
эффективность контроля исполнения решений; устройство действующих механизмов
управления таково что они способны реагировать лишь с запозданием;
неотлаженность горизонтальных связей между подразделениями.
Основные направления реформирования государственной системы образования
(децентрализация управления, демонополизация и др.) в целом обеспечивают
разнообразие образовательных услуг населению. Но при этом темпы
реформирования деятельности на уровне ОУ неодинаковы как в пределах одного
города и района, так и в разных регионах страны.
Факторы же времени и ускорения темпов развития ОУ необходимо учитывать
поскольку их эффективная деятельность ограничена длительностью сенсетивных
(чувствительных) периодов восходящего этапа онтогенеза (индивидуального
развития), когда возможны максимальные темпы развития детей, особенно
дошкольного периода (последний повышает значимость профессиональной
компетентности кадров дошкольного звена в образовании страны).
В настоящее время социально-образовательная сфера во многих ОУ
характеризуется самостоятельным поиском пути и механизмов управления
развитием. Это порождает параллелизм, часто мало эффективное использование
средств и потерю времени - важнейшего ресурса развития детей. Эти издержки,
которые терпит образование в период своего преобразования, связаны с тем, что
образуется временной разрыв между “сломом” старой системы управления и
созданием новой на основе технологических отношений. При этом анализ условий
и проблем на уровне ОУ зачастую базируется на разрозненных сведениях,
полученных как и в практике прошлого, без системного подхода.
В связи с выше изложенным требуется серьезная ревизия отношений между всеми
субъектами ОУ, проведение реструктуризации данной системы для создания
оптимальной модели практического образования (ОУ как элемента государственной
системы образования) на основе применения системообразующего фактора - новых
информационных технологий. При этом следует отметить положение,
сформулированное акад. Р.Ф. Абдеевым (1994): когда управление осуществляется
по результатам предшествовавших шагов, происходит самообучение управлению и
самосовершенствование системы.
Таким образом, решение сложных образовательных проблем (в числе которых и
управление процессами - учебным, оздоровительным и др.) - это комплексная
задача, требующая серьезного изучения и научно обоснованной тактики действий.
При этом обеспечение качественного скачка возможно, и на основе нового
технологического уровня развития, связанного с переустройством
образовательной системы на информационной основе. Применение информационных
технологий становится определяющим условием преобразования воспитательной,
педагогической и валеологической деятельности, а информация превращается в
решающий фактор развития этих аспектов образования.
      1. Совершенствование управления в сфере школьного образования      
Процессы реформирования базового образования поставили ряд новых задач перед
работниками системы управления, востребовав новых специальных знаний и
навыков, децентрализации структуры управления, ее демократизации, а также
информатизации управленческой деятельности. Огромное внимание оказывалось
проблемам стратегического менеджмента, развитию и укреплению возможностей в
области планирования и управления на региональном и местном уровнях при более
четком разделении обязанностей.
В последнее время производится работа по децентрализации управления базовым
образованием и упрощение структуры управления. Серьезной реконструкции
подвергнут центральный уровень управления. Сокращена численность
управленческого аппарата на 30%, произведено устранение дублирования в
проведении контроля за деятельностью школ. В ряде регионов упразднены
районные отделы образования. Полномочия в таких вопросах как финансирование
школ, их материально-техническое обеспечение, комплектование учительскими
кадрами переданы от центральных органов местным.
За центральными органами остались проблемы стратегии содержания образования,
обеспечения учебными планами, программами и учебниками, а также оценивание
деятельности школ. Происходит активизация родительского участия в решении
проблем школьного образования. Во-первых, оно выражается в возможности выбора
школы, оказания влияния на содержание обучения и преподавания,
ответственности за материальное оснащение и финансирование школы. Во-вторых,
оно сказывается на опосредствованном влиянии родительской общественности на
государственную образовательную политику.
Усилились права родителей в управлении школой. Сегодня более 400 школ имеют
Попечительские Советы, в состав которых входят представители местной
общественности, родители, спонсоры и т.п. Данные попечительские советы
полномочны в решениях финансовых вопросов, материально-технического оснащения
школы, организации детского питания, медицинской помощи, а также проблем
оказания дополнительных образовательных услуг. Большую помощь оказывают
Советы детям из малообеспеченных семей.
Все чаще можно видеть родителей, представителей местной общественности на
различных школьных праздниках не только, как гостей, но и как
непосредственных устроителей.
Достижения: демократизация управления образованием; поиск конструктивных
подходов к децентрализации управления, передачи значительной части
управленческих полномочий на низовые звенья; увеличение доли участия
родителей и общественности в управлении школой; изучение порядка
распределения функциональных обязанностей как внутри организационных
образовательных структур, так и на разных уровнях управления с целью
устранения дублирования
Проблемы: отсутствие оптимальной структуры распределения полномочий между
различными уровнями управления; недостаточный профессионализм управленческих
кадров в решении новых задач; сокращение численности управленческого аппарата
производилось без должной оценки и коррекции.
Во многом обозначенные по всем позициям проблемы реализации политики в
области развития сектора образования лежат в плоскости рационального
распределения полномочий между всеми уровнями управления. В связи с этим
рабочей группой на основе проведенного выше анализа государственной политики
в области образования и путей ее реализации, выработан ряд предложений по
реконструкции системы управления образованием. Основные направления
предлагаемых изменений заключаются в следующем:
Расширение прав администрации школы, родительской и ученической
общественности в управлении школой путем создания общественных органов
управления школой (попечительские советы и общественные фонды поддержки).
Сокращение количества районных и городских органов управления путем их
преобразования в межрайонные ресурсные центры образования. Количество
ресурсных центров определяется областным уровнем управления на основании
демографических и географических факторов и финансовых возможностей по
согласованию с центральным органом управления образованием (МОНК).
Усиление властных полномочий областного уровня управления в решении следующих
задач: реализация государственных образовательных стандартов;  установление
регионального компонента учебного плана; проведение текущего оценивания и
инспектирования качества преподавания и обучения; организация и проведение
обязательной аттестации школ области раз в 5 лет; организация переподготовки
и повышения квалификации учителей; мтериально-техническое и финансовое
обеспечение образовательного процесса.
Усилить стратегические функции центрального органа управления образованием
(МОНК) по следующим позициям: формирование стратегических планов реализации
государственной политики в области образования; создание нормативно-правовой
базы функционирования системы школьного образования; формирование
государственных образовательных стандартов (национального базисного учебного
плана, перечня действующих программ и учебников); организация разработки
учебников, учебно-методической литературы и их издания; организация работы
системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей;
создание системы гарантии качества образования через институты
лицензирования, аккредитации и аттестации и инспектирования; обеспечение
системы тестирования выпускников школ.
Ключевые задачи правления школьным образованием можно разбить на три основные
группы и реализовывать их через названный департамент, который можно будет
разделить на четыре подразделения: инспектирование, лицензирование ,
аккредитация и аттестация, развитие человеческих ресурсов; координации
деятельности по разработке государственных образовательных стандартов;
обеспечение реализации принципа доступа к образованию, в том числе через
работу дошкольных и внешкольных учреждений.
Подразделение “Инспектирование, лицензирование аккредитация и аттестация”
будет выполнять следующие обязанности: осуществление лицензирования,
аккредитации и аттестации всех школ. РУО будут иметь право давать
рекомендации МОНК о представлении лицензии образовательному учреждению или ее
отзыве в случае, если учреждение не подтвердит свой статус при аккредитации;
координация работы Национальной системы инспектирования, которая будет
осуществляться через РУО. Политика инспектирования и критерии проведения
инспекции будут разрабатываться в Подразделении; установление критериев для
изменения типа и статуса школы, и гарантии качества образования согласно
стандартам.
Подразделение “Развитие человеческих ресурсов” будет выполнять следующие
обязанности: разработка политика развития штата, с учетом проведения
подготовки и переподготовки учителей и директоров школ, в тесном
взаимодействии с институтом образования.
Подразделение “Государственные образовательные стандарты” будет выполнять
следующие обязанности: координация разработки национальных стандартов
образования и системы тестирования для выпускников школ; развитие
инновационных процессов в образовании, установление международных контактов и
связей по проблемам международным образовательных стандартов; определение
основных принципов разработки базисного учебного плана, выработка
рекомендаций по разработке регионального и школьного компонентов;
установление политики производства учебников и графиков опубликования
учебников и другой учебной литературой для школ.
Подразделение “Доступ к образованию”: внедрение политики Правительства по
вопросу доступа к образованию, обеспечения равных возможностей в получении
базового образования для всех детей школьного возраста; предоставление
возможностей для получения образования специальным группам детей;
взаимодействие с правительственными органами по решению проблем равенства и
доступности образования; развитие партнерских связей с дошкольными,
внешкольными образовательными учреждениями, а также НПО по решению проблем
образования.
Задачами школьных структур управления будут: определение миссии школы по
согласованию с РУО. Разработка и внедрение планов развития школы; подбор и
распределение учителей и другого персонала; проведение самооценки своей
деятельности; обеспечение доступа к образованию для всех учащихся; сбор и
эффективное использование потребительских взносов; обеспечение возможности
для непрерывного образования населения; обеспечение доступа к образованию для
всех учащихся; разработка и отслеживание внедрения новых методов обучения;
проведение текущей и итоговой аттестации; поддержание школьных зданий в
хорошем состоянии, ремонт зданий и отопительных систем.
За последние несколько лет школы доказали, что при необходимой поддержке
могут самостоятельно решать огромное разнообразие задач. Современная мировая
тенденция развития школы свидетельствует о том, что школам необходимо
предоставлять больше автономии, больше полномочий и свобод. В результате
автономизации школы ее руководителям потребуется приобрести больше навыков
планирования, организации и управления своими ресурсами, что в свою очередь
требует повышения внимания к проблемам рационализации административного штат
школы.
Кроме того, школам нужна поддержка местной общественности, и поэтому тесное
взаимодействие школы с родительскими комитетами и Попечительскими советами
являются важным элементом современного школьного управления.
                  2. Школьное ученическое самоуправление                  
Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники
школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику – как через
участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного
заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными
процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного
творчества всех её субъектов.
Научно-методическая база школьного самоуправления разработана, к сожалению,
очень слабо. Из-за этого представления о самоуправлении в педагогической
среде весьма туманны. В сознании многих педагогов самоуправление предстаёт, в
лучшем случае, тимуровским штабом, а в худшем - фигурой дежурного по коридору
с красной повязкой и шваброй. Проясним некоторые моменты.
Закон «Об образовании» определяет два принципа управления образовательным
учреждением: единоначалие и самоуправление. И даёт право на участие в
управлении образовательным учреждением (то есть, право на самоуправление)
педагогам, родителям и учащимся. Далее закон предлагает открытый перечень
форм школьного самоуправления и относит определение компетенции органов
самоуправления к вопросам, которые должны быть отражены в уставе школы.
Органы самоуправления могут обладать представительными и исполнительными
функциями. Представительные функции дают органам самоуправления право
участвовать в принятии решений по вопросам школьной жизни от имени своих
«избирателей» - например, учеников. Такие органы, соответственно, являются
выборными. Если же орган самоуправления не имеет представительных функций, то
выборность перестаёт быть необходимой. Исполнительные органы самоуправления
создаются для организации конкретной работы и могут формироваться из числа
добровольцев.
Таково самое сжатое описание механики школьного самоуправления, и, конечно
же, оно совершенно недостаточно. Но даже из приведенного здесь конспекта
становится ясно, что школьная служба примирения может иметь статус органа
ученического самоуправления с исполнительными функциями.
Сразу хотелось бы разрушить стереотипы, которые нередко возникают в связи с
темой самоуправления и могут помешать дальнейшему восприятию текста.
1. Зачастую ошибочно ставится знак равенства между системой самоуправления и
наиболее активным органом самоуправления, например, школьным правительством.
Из-за этого вариант интеграции в ученическое самоуправление может быть
воспринят как поглощение правительством службы примирения в качестве одного
из «штабов». Нет, служба остаётся службой, и ни чем иным. Вхождение в систему
органов школьного самоуправления не приводит к потере её самостоятельности,
возникновению ситуации подчинения какому-либо другому органу самоуправления.
В системе школьного самоуправления вполне нормальной практикой является
существование независимых, «автономных» органов.
2. Часто на ученическое самоуправление ошибочно проецируют принципы и методы
работы «старой доброй» пионерской организации. В том числе, считают
совершенно естественным, что орган ученического самоуправления имеет над
учениками власть, как в прежние времена совет дружины над пионерами. Нет,
самоуправление – это не пионерская организация. Школьники дают выборным
органам самоуправления право представлять свои интересы в управлении школой,
но не дают права собою командовать. Следовательно, орган самоуправления не
может ученикам ничего приказать.
Таким образом, самоуправление является формой управления школой. Наряду с
властью директора (единоначалие), в школе должна существовать власть
учеников, педагогов и родителей (самоуправление). Границы власти субъектов
школьного управления определяются уставом школы и соответствующими ему
локальными актами. Формы этой власти - конкретные органы самоуправления -
может выбирать само учебное заведение. Органы самоуправления бывают
«совместными», с участием и педагогов, и родителей, и учеников – например,
совет школы, либо «раздельными» – например, ученический совет с участием
выборных представителей обучающихся. Органы школьного самоуправления,
сформированные учениками, принято называть органами ученического
самоуправления.
                                Заключение                                
В России, как и во многих странах, переживающих переходный период, идут
широкомасштабные социально-экономические реформы. Важной составляющих этих
реформ являются реформы в системе образования.
Сложившаяся в этом тысячелетие система школьного образования  переживает
непростой период обновления. Основной задачей на данном этапе является поиск
правильного ответа на вопрос, какой должна быть система школьного образования
сегодня, чтобы наилучшим образом способствовать демократии, формирующемуся
гражданскому обществу, новому качеству национальной культуры и новому
пониманию явления глобализации образования.
Предпринятый анализ позволяет сделать заключение, что политика
образовательных реформ достаточно взвешена. Она направлена на демократизацию
школьного образования, создание условий для свободного выбора и свободного
развития личности, обеспечение разнообразия видов школьного образования, на
разрушение чрезмерного централизма и государственных монополий в отношении
педагогических процессов, учебных программ, учебников, подбора и расстановки
педагогических и руководящих кадров и др.
Процесс внедрения данной образовательной политики реализуется достаточно
успешно. За весьма короткое время национальной системе школьного образования
удалось: создать новую законодательную базу; определить основные подходы и
принципы к современным целям образования и их реализации через:
государственные образовательные стандарты; установить многообразие
образовательных программ на всех уровнях образования предложить
альтернативные формы и новые технологии обучения; добиться многоканальности
финансирования; обеспечить равный доступ к образованию всех слоев населения;
начать процесс децентрализации управления школьным образованием; сохранить
стабильность функционирования системы.
Однако в реализации политики реформ существует ряд проблем, среди которых
можно выделить следующие: несовершенство законодательных актов, регулирующих
систему образования по отдельным позициям, особенно по вопросам доступности и
равенства в образовании, управлении и финансировании; низкое качество
школьного образования; несоответствие профессионального уровня педагогических
кадров требованиям сегодняшнего дня; низкий уровень финансирования сектора
школьного образования; старение материально-технический базы;
нерациональность распределения полномочий между центральным, областными,
районными и школьными органами управления.
В ближайшее время системе школьного образования России придется существенным
образом поработать над разрешением данных проблем.
                     Список использованных источников                     
1.      Додонова Л.П. О необходимости организационно-функционального
обновления модели управления в образовательном учреждении // Новости
Новосибирска. № 27 (132) от 26.10.2003.
2.     Загвоздкин В. Как оценить работу школы, если школа – вальдорфская //
Вопросы образования. 2001. № 7. С. 10-18.
3.      Китов Р. Изучение мнения учащихся и их семей о результатах и условиях
обучения в общеобразовательной школе // Ученическая газета № 39 от 16.09.2003
г.
4.     Моисеев А.М. Проблемы и пути совершенствования внутришкольного
управления. Пособие для руководителей образовательных учреждений. Тамбов:
ТОИПКРО. 2002. 331 с.
5.     Рогаткин Д.В. Службы примирения в системе школьного самоуправления //
Вестник восстановительной юстиции».  2002. № 4. С. 12-33.
6.     Федорова Т.Ф., Гладышева М.М. Вокруг нас – мир // Учебно-методическое
пособие. Тамбов: ТОИПКРО. 2002. 88 с.
7.     Чашников Л.А. Современные модели информационно-аналитического
обеспечения школьного управления // Вопросы психологии. 1993. № 9. С.36-41.