Каталог :: Педагогика

Реферат: История становления профориентации

                   ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ.                   
                          Выполнил Субко Евгений                          
Начало профориентации нередко относят к 1908 г. — к момен­ту открытия первого
профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Однако согласно другой точке
зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности.
Возникла проф­ориентация из потребностей развития человеческого общества, а
потому она, как и общество, имеет свою историю и предысторию. Естественно,
что профориентация не могла появиться раньше, чем появились профессии, а
следовательно, и потребность в ориента­ции на эти профессии.
История появления некоторых элементов оценки профпригод­ности человека уходит
в глубину веков. Это относится в основ­ном к диагностике знаний, умений и
способностей, Уже в середине III тысячелетия до н. э. в Древнем Вавилоне
проводили испыта­ния выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря обширным
по тем временам знаниям профессионально подготовленный писец был центральной
фигурой месопотамской цивилизации; он умел измерять поля, делить имущество,
петь, играть на музыкальных инструментах. Во время испытаний проверяли его
умения раз­бираться в тканях, металлах, растениях, а также знания всех
че­тырех арифметических действий.
В древнем Египте искусству жреца обучали только тех, кто выдерживал систему
определенных испытаний. Вначале канди­дат проходил процедуру, которую можно
было бы сейчас назвать собеседованием. При этом выясняли биографические
данные, уро­вень образованности, оценивали внешность, умение вести беседу.
Затем проверяли умения трудиться, слушать, молчать, проводили испытания
огнем, водой, угрозой смерти тех, кто пе был уверен в своих способностях к
учению, кто сомневался в возможности вы­держать все тяготы длительного
периода образования.
Сообщается, что эту суровую систему испытаний и отбора ус­пешно преодолел
знаменитый ученый древности Пифагор. Вер­нувшись после учебы в Грецию, он
основал свою школу, допуск в которую открывал после серии различных
испытаний, похожих па те, которые он выдержал сам. Пифагор подчеркивал
важную роль интеллектуальных способностей, образно утверждая, что «не из
каждого дерева можно выточить Меркурия», и потому прида­вал значение
диагностике в первую очередь именно этих способ­ностей. Пифагор обращал также
внимание на смех и походку молодых людей, утверждая, что манера смеяться
служит самым хорошим показателем характера человека. Он внимательно
от­носился к рекомендациям родителей и учителей, тщательно вел наблюдение за
каждым новичком, после того как последнего приглашали свободно высказываться
и, не стесняясь, смелее оспа­ривать мнение собеседников.
В III тысячелетии до н. э. в Китае существовала широко рас­пространенная
должность и профессия правительственного чинов­ника. Соответственно и здесь
появились первые элементы проф­отбора на эту должность. Церемонии заметно
способствовала атмосфера торжественности и благолепия вокруг молодых людей,
осмелившихся держать государственные экзамены на занятие этой должности.
Экзамены эти в китайском обществе воспринимались почти как празднество. Тему
экзамена нередко давал сам импе­ратор, он же проводил непосредственную
проверку знаний на за­ключительном этапе многоступенчатого конкурсного отбора
пре­тендентов.
Основателем научного изучения индивидуальных различий счи­тается английский
ученый              Ф. Гальтон. С целью изучения этих различий он
воспользовался случаем проведения в Лондоне Меж­дународной выставки
медицинского оборудования и методов ох­раны здоровья (1884 г,). На выставке
посетители могли проверить свои физические способности, некоторые
физиологические возмож­ности организма и психические свойства — всего по 17
показате­лям. В числе показателей были рост, вес, жизненная емкость лег­ких,
становая сила, сила кисти и сила удара, запоминание объек­тов, различение
цветов, острота зрения и др. По полной програм­ме было исследовано 9337
человек.
     В России профориентационная деятельность начала разверты­ваться в первые годы
XX в. Педагогическим музеем учительского дома (Москва) был предпринят ряд
обследований, касающихся выбора профессии учащимися различных типов школ. В
процессе этой работы было решено выяснить, какие профессии привлекают
наибольшее внимание, в чем причины, побуждающие молодых лю­дей идти по тому или
иному трудовому пути. С этой целью музей организовал в школах опрос учащихся.
Им были заданы вопро­сы: 1. Куда, на какое место ты поступишь по окончании
школы? 2. Почему ты поступишь именно на это место? 3. Кем .бы тебе са­мому
больше всего хотелось быть в будущем? 4. Почему именно им? 5. Кто твои
родители? Чем они занимаются? 6. Имя, фамилия, класс, возраст, тип школы.
     Наряду с ответами учеников сведения о них собирались и через учителей.     
                      ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ.                      
Цель    профессиональной    ориентации    учащих­ся следует рассматривать в
общей связи с более широкими целями и  задачами трудовой подготовки
школьников. Цель   трудовой   подготовки   определена   следую­щим образом:
Сформировать у  школьников готовность к общественно полезному,
производительному труду, т. е. выработать совокупность качеств и свойств,
обусловливающих потребность и возможность
успешно, с пользой для общества, с удовлетворением для себя работать в
народном хозяйстве — это чувство общественного долга, трудолюбие, сознательн
и добросовестное отношение к труду, коллективизм, организованность,
дисциплинированность, прочные знания и умения по оснвам наук, техники,
технологии, организации и экономики производства.
Основные задачи центров профориентации связаны с общими целями трудовой
подготовки молодёжи.Эти центры решают следующие задачи:
1.  Информационная работа: ознакомление учащихся с профессиограммами,
информация   о   потребностях   в   кадрах   различих профессий, об условиях
труда, о зарплате, о возможностях повышения квалификации.
2.  Пропаганда профессий, информация о потребности в кадра по которым
ощущается дефицит в наибольшей степени. При этом используются средства
массовой информации, специальные  пропогандистские издания   (плакаты,
буклеты,   информационные   сир вочники и т. п.).
3.  Профессиональная диагностика: для этого один или два раза в год в центре
проводят полный цикл диагностического обследования школьников данной
территории. При этом широко используют анкеты, тесты, технические  средства
диагностики   и  обработку  полученных  данных ЭВМ.
4.  Профессиональная  консультация,  в   процессе   которой   оказывают
помощь молодежи при решении вопроса о выборе профессии.
5.  Разработка методических рекомендаций по внедрению  профессионального
отбора в УПК и на предприятиях.
6.  Организация совместной деятельности  по улучшению условий социальной и
профессиональной адаптации молодежи в различных отраслях хозяйства.
7.  Анализ   результатов      профориентационной      деятельности школ, УПК,
предприятий и учреждений
8.Работа по повышению квалификации педагогов и настав­ников, занимающихся
профориентационной работой.
                  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ.                  
     Профессиональное просвещение в процессе изучения основ наук и трудового
обучения. Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся
является профессиональное просвещение-сообщение школьникам сведений о различных
профессиях, их назначении для народного хозяйства, потребностях в кадрах,
ус­ловиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психо­физиологическим
        качествам личности, способах и путях их полу­чения, оплате труда.        
Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и
общепроизводственные понятия: что такое культура труда, тру-дзвая дисциплина,
принципы планирования, структура предприя­тия, оплата по единому окладу ,
оплата тру­да по конечным результатам труда  в сельском хозяйстве и   т. д.
Задача по ознакомлению учащихся с современными профес­сиями, информированию
их о потребностях народного хозяйства в кадрах поставлена и в Основных
направлениях (реформы обще­образовательной и профессиональной школы.
Работа по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду и
профагитацию.
Чтобы работа по профпросвещению имела положительные ре­зультаты, она должна
проводиться умело и с большим педаго­гическим тактом. Ориентируя учащихся на
профессии, в которых страна испытывает недостаток, нужно избегать всякого
рода нажимов, так как неумелое давление на школьников может при­вести лишь к
окончательной потере у них интереса к рабочим профессиям.
     Главный принцип, которым следует руководствовать­ся в работе по
профпросвещению,связь его с жизнью.
     Урокосновная организационная форма учебно-воспитатель­ного процесса
в школе. Профессиональная ориентациясостав­ная часть этого процесса. 
Поэтому неотъемлемой частью урока должна стать работа по профессиональному
просвещению учащих­ся. При этом задача каждого учителя — увязать познавательные
сведения о профессиях и производствах с темой и содержанием урока.
Профпросвещение на уроках может осуществляться пу­тем беседы, рассказа,
ситуационных производственных задач, ис­пользования литературных источников,
звукозаписи и т.д. Урок трудового обучения служит важнейшим звеном в
про­фессиональном просвещении. Основными методами при этом яв­ляются
практические работы по конструированию, планированию и изготовлению изделий.
Но, для того чтобы практические рабо­ты оказывали действенное влияние на
формирование у учащихся положительного отношения к рабочим профессиям,
необходимо сочетать их со словесными методами: с беседой о профессиях ,о
современном производстве, об условиях труда, технологических про­цессах,
требованиях, предъявляемых профессией к качествам и квалификации человека, и т.
п.
     Профессиональное просвещение во внеурочное время. Большая роль в
профпросвещении учащихся принадлежит внеклассной работе,  различным  внеурочным
мероприятиям. При этом большую роль играют школьные кружки, ученичес­кие
производственные бригады, школьные лесничества и т. д.
Рассмотрим основные формы и методы работы по профпросвещению среди учащихся
во вненеклассной работе.
Значительное место в этой работе занимают беседы, кото­рые проводят классные
руководители, учителя-предметники или представители разных профессий,
наставники. Такие беседы но посвящать ознакомлению с одной какой-то
профессией, с пой родственных профессий, вопросам значимости правильного
выбора их для человека. При этом тематика бесед должна от­вечать возрастным
особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих
учащихся.
Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы мож­но проводить по т а ко
м у плану: .   /. Общие сведения о профессии:
краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется
профессия; краткий исторический очерк и перспек­тивы развития профессии;
основные специальности, связанные с данной профессией; примеры биографий
лучших представите­лей профессии.
     2. Производственное содержание профессии:
место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность;
предмет, средства и продукт (результат) тру­да; содержание и характер
(функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда;
общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные
ка­чества;   связь   (взаимодействие)   с другими  специальностями.
     3.  Условия работы и требования профессии к человеку: 
санитарно-гигиенические условия труда; требования  к возрас­ту  и  здоровью;
элементы  творчества,  характер  трудностей,  сте­пень   ответственности,
специальные  требования   к   физиологичес­ким   и   психологическим
особенностям   человека,   отличительные качества хорошего работника;
специальные условия: влияние про­фессии на образ жизни работника, его быт и
т. д.; экономичес­кие условия: организация труда, система оплаты, отпуск.
     4.   Система подготовки к профессии;
пути получения профессии: бригадно-индивидуальное обучение, учебные
комбинаты, курсы, УПК, СПТУ, техникумы, вузы; связь профессиональной
подготовки с учебной и трудовой деятель­ностью в школе;
                 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ.                 
     Задачи, содержание и формы профессиональной консультации. В широком
смысле слова профконсульта ция — это сис­тема оказания действенной
помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности.
     Подготовительная профконсультация должна подвести учащих­ся к осознанному
и правильному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного
обучения.
     Цель завершающей профконсультации — оказание помощи в выборе профессии в
соответствии с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями
ученика. Эту консульта­цию в VIII и X (XI) классах проводят
специалисты-профконсультанты совместно с учителями школы.
     Уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки школы и
осуществляется в средних профессионально-технических училищах, вузах, на
предприятиях и т. п.
В содержании профконсультационной беседы выделяют аспекты: психолого-
педагогический, медицинский, информационно-ознакомительный, справочно-
информационный.
     психолого-педагогический аспект имеет своей целью оказание помощи
учащимся в осознании себя активными участниками общественно-трудавой
деятельности.
     Медицинский аспект профконсультации определяет физичес­кую пригодность
школьника к избираемой профессии в соответ­ствии с состоянием его здоровья, а
также физиологическими осо­бенностями организма.
     Информационно-ознакомительный аспект беседы направлен на расширение
представлений учащихся о различных видах профес­сиональной деятельности.
     Справочно-информационный аспект беседы связан с конкрет­ными сведениями о
возможности получения специального обра­зования, трудоустройства (об учебном
заведении, его местополо­жении, продолжительности обучения, о требованиях к
учащимся, о возможности трудоустройства, перспективах квалификационно­го и
должностного роста).
                ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР (ПОДБОР) УЧАЩИХСЯ.                
     Цели и задачи профотбора (подбора). Составная часть профориентации —
профессиональный отбор (подбор), т. е. выбор лиц, которые с наибольшей
вероят­ностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с
нею трудовые обязанности.
В процессе профессионального отбора (подбора) определя­ют профессиональную
пригодность человека на основе сущест­вующих у людей физиологических и
интеллектуальных различий.
К. X. Кекчеев, утверждая, что правиль­ное распределение людей по профессиям
является одной из со­ставных частей научной организации труда.
     Под профессиональным отбором (подбором) понимают специ­ально организованный
исследовательский процесс, цель которо­говыявить и определить с
помощью научно обоснованных ме­тодов степень и возможность психофизиологической
и социально-психологической пригодности претендентов на обучение и работу по
сложным ответственным профессиям.
              СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ.              
     Профессиональная адаптация. Профессиональная адаптация — важнейший этая
процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются
недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной
подготовки, осуществляется про­цесс формирования новых установок, потребностей,
интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы
оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием
            эффективности   профориентационной   работы с моло­дежью.            
     Профессиональная адаптацияэто процесс приспособления учащихся к
будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах,
вузах и т. д., а также молодых рабочих, служащих к условиям их
профессионально­го труда, в результате чего происходит закрепление кадров в
хозяйстве.
     Профессиональная адаптация как процесс приспособления к труду начинается с
раннего детского возраста, когда ребенок выращивает растения дома или на
приусадебном участке, ухаживает за животными и птицей в личном хозяйстве или в
школьном живом уголке, помогает родителям по дому.
     Социально-психологическая адаптация заключается в приспо­соблении
молодого работника к правилам поведения, действую­щим в конкретной
социально-профессиональной группе. Сюда вхо­дит ознакомление с целями и
задачами коллектива, его традиция­ми, отношениями между руководителями и
подчиненными, между смежными подразделениями, с критериями оценки действий
ра­ботника и т. д. В процессе приспособления к трудовому коллективу можно
вы­делить три стадии:
ознакомление с новой ситуацией;
стадия приспособления к этой ситуации — работник переори­ентируется, признает
главные элементы новой системы ценностей (например, правила внутреннего
распорядка), но у него сохраня­ются  в  качестве  равноценных  многие
прежние установки;
стадия ассимиляции — полное приспособление к трудовому коллективу, усвоение
его установок.
                  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ.                  
Известно, что процесс воспитания — это организованное влияние на подрастающее
поколение, результатом которого яв­ляется формирование личности советского
человека. Важнейши­ми составными частями коммунистического воспитания являются
идейно-политическое, трудовое, нравственное, физическое и эс­тетическое
воспитание. Профессиональное воспитаниетакже не­отъемлемая и
важнейшая часть коммунистического воспитания. Оно осуществляется в процессе
учебной и внеучебной деятельнос­ти, что обеспечивается педагогической
направленностью учебно-воспитательного процесса, работой учащихся по выбору и
освое­нию избранной профессии. Таким образом, под профессиональным
воспитанием понимают процесс формирования у школьников по­требности в труде и
                       профессиональной деятельности.                       
     Профессиональное воспитание —завершающий этап системы профориентации
школьников. В процессе профессионального становления будущего
квали­фицированного рабочего можно выделить три четко выражен­ных   периода:
1. Период до поступления в профессиональное учебное заведение 
(профессиональная ориентация в школе, участие в деятель­ности трудовых
объединений школьников, мотивированный выбор старшеклассниками той или иной
профессии, профессиональное обучение).
     2. Период обучения в .профессиональном учебном, заведении, (овладение
соответствующими теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками,
предварительная апробация пра-вильности   выбора,   развитие   профессиональных
способностей):
3. Начало трудовой .деятельности (профессиональная адапта­ция в период
прохождения производственной практики; закреп­ление и развитие полученных в
школе, профтехучилище,' тех­никуме, вузе умений И навыков, приобретение опыта
работы по специальности, окончательное утверждение в избранной про­фессии).
Работа по решению задач, стоящих на каждом из этих этапов, и  составляет
сущность  процесса  профессионального воспитания.
     Цель профессионального воспитания в советской системе  образования
формирование личности труженика, отвечающего требованиям современного
производства и социального прогресса, обладающего высокими, нравственньцш .и
про­фессиональными качествами.