Каталог :: Педагогика

Курсовая: Педагогика

Введение

Образование является составной частью культуры человека и общества. Поэтому, чтобы выявить основные черты образования, необхо­димо проанализировать особенности культуры, в рамках которой оно развивается. Сегодня понятие культуры охватывает все стороны деятельности человека и общества. Поэтому различают политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую, художественную, профессиональную и другие вилы культуры. Фундаментальным компонен­том общей культуры является технологическая культура. Под технологической культурой можно понимать уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой. Технологическая культура, являясь одним из типов универсальной культуры, оказывает влияние на все стороны жизни человека и общества. Она формирует технологическое мировоззрение, в основе которого лежит система технологических взглядов на природу, общество и человека. Составной частью ее является технологическое мышление, связанное с обобщенным отражением индивидом научно-технологической среды и мыслительной способностью к преобразовательной деятельности. Составной частью технологической культуры является также технологическая эстетика, которая выражается в дизайнерских знаниях, умениях и способностях осуществлять преобразовательную деятельность по законам красоты. Технологическая культура оказывает свое влияние на задачи и содержание образования подрастающего поколения. В системе общего образования осуществляется и технологическая подготовка учащихся, целью которой является формирование технологической культуры и готовности к преобразовательной деятельности с использованием научных знаний. В осуществлении этой задачи особое место в психологии и педагогики отводят урокам труда. Основная особенность, которой, преобладание практической деятельности, направленная на преобразование предметной реальности. Реализация технологической подготовки в трудовом обучении способствует интеграции репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности учащихся, соединяющая работы рук с работой головы. Трудовая деятельность становиться источником знаний, стимулом познавательных интересов, жизненной потребностью, что способствует формированию активной жизненной позиции, развитию логического мышления, научному пониманию явлений и фактов объективной реальности. В последние десятилетия существенно изменились содержание и область применения понятия «Технология». Оно охватывает в настоящее время как материальный, духовный, так и социальный аспект человеческой деятельности, тесно взаимосвязанные между собой. Мы определяем технологию как область знаний, методов и средств, используемых для оптимального преобразования и применения материи (материалов), энергии и информации по плану и в интересах человека, общества, охраны природы. Технология изучает средства и методы этих преобразований. Изучение ее направлено, в конечном счете, на развитие личности, ее преобразующего мышления. Усвоение содержания предмета «Технология» должно позволить учащимся: 1. сознательно и творчески выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности из многих альтернативных подходов с учетом их последствий для природы, общества и самого человека; 2. мыслить системно, комплексно; 3. самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности; 4. непрерывно овладевать новыми знаниями, применять их в качестве методов и средств преобразовательной деятельности. Творческие способности школьников развиваются в процессе выполнения проектных заданий. Поскольку раздел «Проект» входит в Программу по «Технологии», то каждый учитель этой дисциплины должен знать методику проектной деятельности учащихся, поэтому главная цель данной работы - рассмотреть методику проектной деятельности учащихся в школьном курсе «Технология». Т. к. проект – это самостоятельная творческая завершенная работа, выполняемая под руководством учителя, то к учителям дисциплины «Технология» предъявляются высокие требования. Поэтому задачи данной курсовой работы будут следующие: 1. Раскрыть сущность проектной деятельности учащихся. 2. Разработать собственную методику преподавания раздела «Проект» в школьном курсе «Технология». 3. Узнать требования, предъявляемые к проектам учащихся. 4. Изучить способы активизации проектной деятельности учащихся. 5. Разработать материально-техническое обеспечение проектной деятельности учащихся Использование метода проектов позволяет реализовывать деятельный подход, который способствует применению умений, знаний, полученный при изучении школьных дисциплин на разных этапах обучения и интегрировать их в процессе работы над проектом. Это позволяет не только претворять в жизнь политехнический принцип обучения, но и использовать знания их социальных и культурологических дисциплин. 1. Сущность проектной деятельности учащихся. Программой новой образовательной области "Технология" предусмотрено выполнение учащимися II - XI классов ежегодно не менее одного творческого проекта. Именно творческая про­ектная деятельность школьников будет способствовать техноло­гическому образованию, формированию технологической куль­туры каждого подрастающего человека, что поможет ему по-иному взглянуть на среду обитания, более рационально использо­вать имеющиеся ресурсы Отечества, приумножать природные бо­гатства и человеческий потенциал. Возрождающийся проектный метод обучения, при его уме­лом применении, по- настоящему позволяет выявлять и развивать задатки личности, ее способности. Проектный метод обучения «Технологии» предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества. Проектирование предполагает также изучение не только технологий, но и собственно деятельности людей в производственной и непроизводственной сферах хозяйства. Таким образом, можно говорить об эргономическом содержании новой образовательной области «Технология», которое является естественным развитием политехнизма в современных условиях. Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования. Творческий проект - это учебно-трудовое задание, активизи­рующее деятельность учащихся, в результате которой ими созда­ется продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. Цели проектирования Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий - от зарождения замысла до материальной реализации и использования на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов. Школьники всех возрастных групп должны на уровне своего понимания постигать тактику действия при решения не детерминированных (часто репродуктивных), а вероятностно-статистических (нередко лишь с угадываемыми результатами и гибкими их достижения) задач, формировать расширяющиеся представления о содержании проектов различной сложности. При проектировании приобретается опыт использовании знаний для решения так называемых некорректных задач, когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон решения. Таким образом, предоставляется возможность приобретения опыта творчества, т.е. комбинирования и модернизации известных решений для достижения нового результата, диктуемого изменяющимися внешними условиями. Проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности, т.е. расширения круга конструктивного и целенаправленного общения, актуализированного однотипностью деятельности. Важной целью проектирования по «Технологии» является диагностика, которая позволяет оценивать результаты как динамику развития каждого школьника. Наблюдение за выполнением проектной деятельности позволяет получать данные о формировании жизненного и профессионального самоопределения учащихся. Следует считать, что цели проектирования достигаются, когда эффективность педагогических усилий учителя и воспитательно-образовательного процесса оценивается динамикой роста показателей, которые фиксируются у учебной группы и (или) у каждого учащегося: 1. информационной обеспеченности (представления, знания, тезаурус, понимание); 2. функциональной грамотности (восприятие установок и объяснений, письменных текстов, умение задавать конструктивные вопросы, обращаться с техническими объектами, приемы безопасной работы и др.); 3. технологической умелости (способность выполнять ранее усвоенные трудовые операции, грамотно используя инструменты и станки, достигать заданный уровень качества, понимание свойств материалов, обеспечение личной безопасности, рациональная организация рабочего места и др.); 4. интеллектуальной подготовленности (способность вербализировать трудовые операции, понимание постановки учебных (теоретических и практических) задач, достаточность объема памяти, сравнение предметов по размеру, форме, цвету, материалу и назначению, осознанное восприятие новой информации, умение пользоваться учебной литературой и т.д. для рационального планирования деятельности, в том числе совместной с другими людьми); 5. волевой подготовленности (стремление выполнять поставленные учебные задачи, внимательное отношение к речи учителя и к учебной ситуации, поддержание культуры труда, дружелюбное взаимодействие с другими учащимися, желание выполнить задание (работу) на высоком уровне качества, толерантное отношение к замечаниям, пожеланиям и советам, выбор темпа выполнения задания, успешное преодоление психологических и познавательных барьеров, способность запрашивать и получать помощь и д.р.) Применение метода проектов способствует возникновению такого взаимодействия и отношений школьников между собой, с взрослыми, при которых для достижения цели реализуются творческие усилия личности, не только достигаются запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего мира растущего человека. Воспитательная роль проектирования зависит от отражения этих трудовых отношений в духовной жизни учащихся, в преломлении их в мыслях и чувствах, в широте и глубине волевых усилий личности. Воспитание любви к труду как стержень трудового воспитания в целом возможно только тогда, когда ребенок проникнется красотой отношений между людьми, возникающих в трудовом процессе. Выполнение творческого проекта — одна из сторон воспитания. Оно нацелено на осознание детьми, подростками, юношеством нравственной ценности трудового начала в жизни. Материально-ценностное отношение к труду включает понимание не только общественной, но и личной его значимости как источника саморазвития и условия самореализации личности. При этом важным фактором становится сформированная способность человека испытать радость от процесса и результата труда, игры интеллектуальных, волевых и физических сил. На каждом этапе проектирование должно соединять мысль ребенка с действием и действие — с мыслью, культуру гуманитарную — с культурой технической, труд — с творчеством, художественную деятельность — с проектированием и конструированием, технологию - с оцениванием экономических, экологических и социальных последствий преобразования предметного мира. Задачи проектирования. Задача проектирования - сформировать у учащихся систему интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений и навыков, воплощенных в конечные потребительские предметы и услуги, способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности. В процессе выполнения проектных заданий учащиеся должны приобрести различные умения (которые будут, конечно, иметь разные уровни успешности в зависимости от половозрастных и индивидуальных особенностей). К ним относится осмысленное исполнение следующих умственных и практических действий: 1. понимания постановки задачи, сути учебного задания, характера взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требований к представлению выполненной работы или ее частей; 2. планирования конечного результата и представления его в вербальной форме, т.е. без ограничения фантазии школьники должны дать себе и другим развернутый ответ по схеме: «Я хотел бы...»; 3. планирования действий, т.е. определение их последовательности с ориентировочными оценками затрат времени на этапы, распоряжение бюджетом времени, сил, средств; 4. выполнения обобщенного алгоритма проектирования; 5. внесение коррективов в ранее принятые решения; 6. конструктивного обсуждения результатов и проблем каждого этапа проектирования, формулирования конструктивных вопросов и запросов о помощи (советы, дополнительная информация, оснащение и др.); 7. выражения замыслов, конструктивных решений с помощью технических рисунков, схем, эскизов, чертежей, макетов; 8. самостоятельного поиска и нахождения необходимой информации; 9. составления схемы необходимых расчетов (конструктивных, технологических, экономических), представления их в вербальной форме; 10. оценивания результата по достижению запланированного, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне; 11. оценивания проектов, выполненных другими; 12. понимания критериев оценивания проектов и их защиты, процедуры публичной защиты проектов; 13. конструирования представлений о профессиональной проектной деятельности, индивидуальности проектировщика, проявляющейся в результате, готовом изделии; 14. расшифровывания замысла, идей, решений проектировщика по «посланию» («знаку», «смыслу»), которым является готовое изделие, появившиеся на рынке. Тематика проектов и требования к отбору объектов проектирования. При определении содержания проектного обучения прин­ципиально важным и сложным вопросом является педагогически правильный выбор объектов проектирования. Сложность подбо­ра творческих проектов связана со многими факторами: возрас­тные и индивидуальные особенности школьников, учебно- материальная база для выполнения творческих проектов и др. При подборе проектных заданий необходимо учитывать принципы дидактики, специфичные для трудовой деятельности в школьных мастерских (политехническая, профориентационная и воспитательная направленность, соединение обучения с произ­водственным трудом, формирование творческого отношения к труду, научность и др.) Использование в практике проектного обучения школьни­ков комплексного многопланового подхода к отбору творческих проектов позволяет взять за основу выбора проектов учет органи­зационно-педагогических, технологических, экономических, пси­холого-физиологических, эстетических и эргономических требо­ваний. Характерными признаками творческих проектов являют­ся: творческий характер, наличие проблемных ситуаций, требую­щих своего решения. В то же время творческий проект - это свое­образное учебно-трудовое задание. Процесс выполнения творческого проекта предполагает комплексное отражение изученных вопросов и практических ра­бот на уроках технологии. При подборе проекта необходимо стремиться к тому, чтобы творческий проект содержал в себе те знания и умения, которыми уже овладел учащийся в течении года. В этом случае осуществляется самостоятельный перенос знаний и умений на конкретном объекте (проекте). Одним из наиболее важных требований в отборе проектов является его творческая направленность. При подборе творческих проектов необходимо учитывать индивидуальные особенности школьников, степень их подготовки, возрастные и физиологиче­ские возможности. Важным требованием при отборе творческих проектов яв­ляется их общественно полезная или личностная значимость. Об­щественно полезная ценность объекта проектирования может включать в себя значимость по удовлетворению запросов школь­ника, семьи, общества, школы или просто рынка. Учет возможностей и интересов учителя, материально-технических ресурсов школьных мастерских предполагает подбор проектов с позиции возможностей и интересов учителя технологии и наличие материальной базы. Обеспечение эргономических и безопасных условий труда содержит в себе комплекс требований: выбранный проект должен обеспечивать безопасные условия работы учащихся. Темы проектов выбираются учащимися самостоятель­но или по рекомендации учителя. Рекомендуя темы творческих проектов, следует учитывать возможность реализации межпредметных связей, преемственно­сти в обучении. Проекты выполня­ются как индивидуально, так и в составе группы - временного, творческого коллектива. Проекты рекомендуется выполнять по следующим направлениям: 1. Решение конструкторско-технологических за­дач по разработке и изготовлению учебно-наглядных пособий, инструментов, приспособлений для работы в учебных мастерских, средств малой механизации и автоматизации, бытовых устройств, декоративно-прикладных изделий и т.п. 2. Разработка и модернизация технологии для из­готовления различных видов объектов из древесины, металла, пластмассы, ткани, обработки пищевых про­дуктов, почвы, использования вторичных ресурсов и т.д. 3. Решение задач дизайна производственных, учеб­ных и жилых помещений. 4. Разработка способов и приемов рационального ведения хозяйства, благоустройства усадьбы и жили­ща. 5. Решение задач производственно-коммерческого характера, связанных с реализацией на рынке сбыта материальных и интеллектуальных продуктов дея­тельности учащихся, проведением мероприятий эко­логического характера. Массив тематики проектов является лишь ориентировочным, так как невозможно предугадать, какие именно темы вызовут у конкретных школьников наибольший интерес. Вероятно, выход из положения заключается в постоянном расширении имеющейся тематики и предъявлении ее учащимся. Собственно, она предназначена для формирования для формулирования школьником ассоциированной новой темы, что уже можно рассматривать как творческий акт. Учащиеся должны выбрать для себя объект проектирования, тему проекта, т.е. изделие, которое они действительно хотели бы усовершенствовать, предложить на рынок, ввести в предметный мир, чтобы удовлетворить реальные потребности людей. К выбору темы проекта предъявляются требования, которые должны быть восприняты учащимися почти как инструкция, руководство: 1. объект (изделие) должен быть хорошо знаком, понятен и, главное, интересен; 2. будущее новое изделие должно изготовляться промышленным или кустарным способом с определенной программой выпуска и расчетом на массового или единичного потребителя; 3. необходимо предчувствие, что объект позволит разработчику реализовать себя в творчестве, что он ему по силам; 4. не страшно, если темы будут повторяться в учебной группе; в процессе проектирования учащиеся сами поймут, что двух одинаковых изделий (или услуг) никто предложить на рынок не может. Выбор проектов определяется потребностями различных сфер жизнедеятельности личности и общества (школа, индустрия, досуг, дом), необходимостью их удовлетворения, улучшения и модернизации существующих предметов потребления и услуг. Основными критериями выбора проектов являются: - оригинальность, доступность, надежность; - техническое совершенство; - эстетические достоинства; - безопасность; - соответствие общественным потребностям; - удобства эксплуатации; - технологичность; - материалоемкость; - стоимость и т. д.
Сфера деятельностиПримерные направления творческих проектов
ШколаОформление классных уголков, изготовление инструментов и приспосаблений для школьной мастерской, оборудования для кабинетов, изготовление действующих моделей и макетов
ИндустрияЗаказы предприятий, организаций, фирм.
ДосугИзготовление игрушек, действующих моделей; изготовление инвентарного материала для подвижных и логических игр; изготовление сувениров.
ДомИзготовление кухонной утвари, дизайн кухни; изготовление книжных, туалетных полок, подставок под телефон; дизайн прихожих, учебных и детских уголков; изготовление специальных инструментов и приспосаблений для садово-огородных работ; изготовление рабочих инструментов и приспосаблений для обработки различных материалов; дизайн рабочего уголка.
Перечень примерных тем творческих проектов учащихся: Из материалов и нитей – детская, нарядная и деловая одежда, гобелены, декоративные панно, разнообразные виды вышивки, различные виды плетения. Из различных природных материалов – панно, подделки из соломки, украшения из листьев, коры, ракушек, ракушек, кожи и т.д. Из древесины – шкатулки, разделочные доски, игрушки, столовые приборы. Из металла – украшения с применением различных технологий (чеканка, гравировка, эмаль). Из глины – вазы, кувшины, блюда, игрушки, свистульки и т.д. Психолого-педагогические основы деятельности учащихся при выполнении творческих проектов Значительные изменения, происходящие в современном об­ществе, максимально актуализируют роль и значение человече­ского фактора. В последнее десятилетие в центре внимания пси­холого-педагогической науки находится изучение особенностей и возможностей человека, условий целенаправленного воздействия на развитие его творческого потенциала. Понятие проектной дея­тельности направлено на достижение единой цели образования - личностного развития школьника. Любая деятельность состоит из следующих элементов: по­требность - мотив - цель - задача - действия - операции. К определенной деятельности субъекта побуждает обычно не какой-то один мотив, а совокупность зачастую противоречи­вых мотивов, образующих мотивацию данной деятельности. Потребность есть состояние человека, отражающее его ну­жду в чем-либо или в ком-либо. Всякие действия и поступки чело­века определяются какими-либо потребностями. Мотивация - это и совокупность мотивов деятельности, и процесс преобразования потребности в мотив деятельности, вызывающий деятельность по удовлетворению этой потребности. Характеризуя деятельность учащихся при выполнении творческих проектов, необходимо выяснить вопрос о взаимосвязи учения и труда, то есть целесообразно рассматривать трудовую и учебную деятельность как два этапа одной целостной деятельно­сти. На первом этапе происходит становление деятельности. На втором этапе приобретенные знания, умения и навыки должны выступить средством выполнения деятельности с качественно иным содержанием звеньев этой структуры, и на втором этапе учащиеся получают новые знания. В связи с этим проектную дея­тельность с позиции характера деятельности определим как учеб­но-трудовую. Следует выделить два фактора, отличающие процесс учения от процесса трудовой деятельности. Во-первых, овладение трудовой деятельностью должно быть обеспечено в рамках качественно иной учебной деятельности. Во-вторых, формы организации учебной деятельности и сама она не адекватны формам усваиваемой трудовой деятельности. Отличие структуры проектной деятельности от других лишь в специфике и содержании потребностей и мотивов, вызывающих и направляющих эту деятельность и в соответствующих этим мо­тивам целях, задачах, действиях и операциях. Целенаправленная проектная деятельность имеет прямым и главным результатом изменение самого субъекта. Сравнение моделей учебной и трудовой деятельности, опре­деление содержания структурных компонентов позволили опре­делить приоритетное направление трудовой деятельности в процессе выполнения творческих проектов. Логика построения деятельности учащихся при выполнении проектов должна соответствовать общей структуре проектирова­ния. На этой основе выделили основные этапы проектной дея­тельности: организационно-подготовительный, технологический, заключительный. На организационно-подготовительном этапе перед школь­никами ставится проблема - осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе школьники должны осознать, уяснить зачем и почему им надо выполнить проект, каково его значение в их жизни и жизни общества, какова основная задача предстоящей работы. Перед ними ставится цель - получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер. На этом этапе учащиеся обобщают изученный материал, тем самым включая его в общую систему своих знаний и умений. Завершающим элементом этого этапа является планирова­ние технологии изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия как: подбор инструментов и оборудования, определение последовательности технологических операций, выбор оптималь­ной технологии изготовления изделия. Средствами деятельности выступают их личный опыт, опыт учителей, родителей, а также все рабочие инструменты и приспо­собления, которыми пользуются учащиеся при разработке проек­та. Результатами деятельности учащихся является приобрете­ние новых знаний, умений и готовые графические документы. На протяжении этого этапа школьники производят самоконтроль и самооценку своей деятельности. На технологическом этапе учащийся выполняет технологи­ческие операции, корректирует свою деятельность, производит самоконтроль и самооценку работы. Цель - качественное и пра­вильное выполнение трудовых операций. Предмет деятельности - создаваемый материальный про­дукт, знания, умения и навыки. Средства - инструменты и обору­дование, с которыми работает учащийся. Результат - приобретение знаний, умений и навыков. Закон­ченные технологические операции являются промежуточным ре­зультатом деятельности учащихся на этом этапе. На заключительном этапе происходит окончательный кон­троль, корректирование и испытание проекта. Учащиеся произ­водят экономические расчеты, мини- маркетинговые исследова­ния, анализируют проделанную ими работу, устанавливают дос­тигли ли они своей цели, каков результат их труда. В завершение всего учащиеся защищают свой проект (изделие, реферат) перед одноклассниками. Анализ содержания деятельности учащихся при выполнении проектного задания позволяет сделать вывод о том, что проект­ная деятельность содержит в себе большие возможности для раз­вития творческих способностей. На основе изучения и анализа работ психологов и педагогов установлено, что при соответствующей организации учебного процесса в школе развивается познавательный интерес и творче­ские возможности школьников, расширяется политехнический кругозор учащихся, формируется технологическая культура. Педагогический анализ специфики творческой деятельности требует осмысления более широкого понятия "творчество". Об­щепринятая точка зрения - творчество как вид человеческой дея­тельности - отличается новизной и оригинальностью. В психолого-педагогическом плане является первостепенно важным то, что творчество, процесс творчества переживается как новое субъективно. Важно, чтобы в психолого-педагогическом определении творчества был отражен момент субъективной зна­чимости: творчество есть деятельность, способствующая созда­нию, открытию чего-либо ранее неизвестного для данного субъек­та. Учебно-творческая деятельность ориентирована на решение учебных проблем, творческих задач и заданий. Один из важней­ших ее признаков - появление в результате ее осуществления пси­хических новообразований: знаний, умений, творческих способ­ностей личности. В основу обучения школьников проектированию должны быть положены основные принципы творческой деятельности но­ваторов, рационализаторов и изобретателей, конструкторов и технологов на производстве. Творчество школьников по своим психическим компонентам приближается к творческому процессу взрослых. В общем виде процесс творческой деятельности учащихся можно разделить на те же стадии, что и процесс творческой деятельности взрослых: возникновение идеи или творческой задачи; решение задачи; реализация решения на практике. Существенным моментом творческого характера учебно-трудовой деятельности является обнаружение школьниками тех­нического противоречия, возникновение проблемной ситуации. При этом учащийся осознает замысел технического несоответст­вия, констатирует наличие задачи, проблемы, посредством срав­нения сторон противоречия происходит локализация области по­иска - школьник осознает смысл задачи. Подростковая проектная деятельность - это такая дея­тельность, в основе которой лежит активизация познавательной и практической составляющих, в результате которой школьник про­изводит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной. Большое значение для практики имеют такие сущест­венные психологические закономерности творческого про­цесса, как отбрасывание второстепенных подробностей, членение крупных проблем на ряд простых условий зада­чи. Это дает возможность юному рационализатору скон­центрировать свое внимание на главном объекте деятель­ности, отказаться от привычных представлений, схем, ус­тановить необходимые взаимосвязи между главным и второстепенным. В последние годы вопросы эффективности научно-тех­нического творчества оказались в центре внимания иссле­дователей ввиду острой практической необходимости. Ги­гантский рост роли науки в жизни общества, характерный для последних десятилетий, привел к тому, что интеллек­туально-творческая деятельность оказывает все большее влияние на развитие экономики. В связи с этим встает комплекс спе­цифических задач: разумного отбора кадров, организации творческих коллективов, создания необходимой мотивации рационализаторской деятельности, поиска средств, стиму­лирующих успешное протекание творческого процесса, рационального использования современных возможностей ав­томатизации умственного труда. 2. Методическое, материально-техническое обеспечение проектной деятельности учащихся. 2.1.Планирование учителями процесса проектной деятельности. Для определения оптимальных путей реализации образовательной, развивающей и воспитательной функций учебного процесса в системе уроков и внеурочных занятий по данной теме или разделу учебной программы учителю необходимо правильно организовывать свою деятельность. Для решения учебных задач учителем составляется перспективный план учебного процесса. Цель перспективного планирования наметить рациональную, логическую систему изучения учебного материала всей программы и отдельных ее тем. Планирование начинается с изучения действующей программы. Анализ программы. Программа по школьному курсу «Технология» была подготовлена научным коллективом, руководителями которого является Симоненко В.О. и Хотунцев Ю.А.. Программа была выпущена издательством «Просвещение» в 1996 году. Вариант I (мальчики) По этому варианту занимаются учащиеся, которые углублен­но изучают основы техники. Основная цель этого раздела—формирование знаний, уме­ний и навыков в области социальной этики, воспитание уваже­ния к личности, заботы в первую очередь о родных и близких людях, восстановление и упрочение семейных и национальных традиций. На изучение этого разделка выделено 12 ч в 1-й четверти V класса. Материал раздела органически продолжает раздел «Культура дома» для начальной школы. Конечно, изучение куль­туры человеческих отношений не должно ограничиваться этим разделом программы, а проходить сквозной нитью через другие разделы образовательной области «Технология» в старших классах. Вариант II (девочки) Этот раздел является основным для варианта II программы образовательной области «Технология». Кроме общих задач предмета «Технология» при изучении этого раздела необходимо решать следующие дополнительные задачи: · совершенствование практических умений и навыков учащих­ся в экономном ведении домашнего хозяйства, заготовке и хране­нии продуктов, уходе за жилищем; · ознакомление с различными видами декоративно-прикладно­го искусства, народного творчества и ремесел; · развитие художественной инициативы; · воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно- гигиенических правил в быту и на производстве; · воспитание уважения к народным обычаям и традициям.
ПринципыРеализация
НаучностьСоответствует современному уровню развития науки и техники, раскрывает современные технологические процессы
Учет возрастных и познавательных возможностейПрограмма учитывает возрастные возможности и особенности учащихся и построена по принципу от простого – к сложному, от малого – к большому
Системность и последовательность изложенияЭффективное распределение объема учебного материала по классам. Комплексный подход к изучению всех блоков материала. Учтены межпредметные и внутрипредметные связи
Воспитывающий характер содержанияВ программе заложены основы эстетики, нормы морали, этикета. Предполагается экологическое, экономическое воспитание
Четкость структурыБольшое число разнообразных по содержанию разделов программы. Весь материал разбит на логические блоки
Методические рекомендации к урокам (IV четверть): Урок №1 «Творческая деятельность и творческий проект» Обуч.: познакомить учащихся с видами деятельности, в т.ч. проектной. Раскрыть этапы выполнения проекта Разв.: способствовать формированию познавательного интереса, расширению технического кругозора Восп.: воспитывать целеустремленность, бережное отношение к вещам, уважение к товарищам Начать урок можно с беседы о деятельности человека. Рассмотрев виды деятельности человека необходимо привлечь внимание учащихся непосредственно к творческой деятельности. Целесообразно будет показать натуральные объекты и просмотреть короткометражный фильм «Производство», откуда учащиеся узнают различные виды профессий, жизненный цикл продукции. На обыденном житейском уровне навести учащихся на структуру проектной деятельности, раскрыв ее сущность. На заключительном этапе учащиеся самостоятельно составляют опорную схему проектной деятельности. В конце урока целесообразно обсудить все составленные схемы, прийти к общему решению. На этом этапе необходимо применение плаката «Проектная деятельность», которая поможет обобщить новый материал. В конце урока необходимо выдать домашнее задание. Урок №2 «Объект проектирования. Оценка возможностей для его выполнения» Обуч.: обучить уч-ся комплексно оценивать свои возможности Разв.: способствовать развитию логического мышления, творческого воображения Восп.: воспитывать самостоятельность в принятии решений. Основная часть урока проходит в форме деловой игры. Класс разбивается на 4-5 групп. Каждая группа получает по карточке-указателю для поиска возможной проблемы «Дом», «Школа», «Магазин», «Завод», «Детская площадка» и т.д. Далее каждая группа выдвигает возможные проблемы по своему направлению и предлагает варианты их решения. Затем проводится групповой анализ выдвинутых проблем и способов их разрешения. Оценивается оригинальность идей. Выбирается несколько самых интересных проблем. После этого им следует дать задание: продумать все аспекты, необходимые для разрешения сложившейся проблемы и оформить в виде звездочки-обдумывания. Урок завершается подведением итогов и выдачей домашнего задания. В конце урока необходимо распределить 3-4 доклада по дизайну к следующему уроку («Дизайн - а что это такое?», «Дизайн и интерьер», «На чем стоит дизайн?») . Урок №3 «Пути поиска информации. Моделирование и дизайн» Обуч.: научить учащихся работать с картотекой книг, искать требуемую литературу, ознакомить с понятием «дизайн» Разв.: способствовать развитию творческой инициативы, творческого воображения Восп.: воспитывать любовь к красивому и прекрасному На уроке проводится экскурсия в библиотеку. Библиотекарь должен рассказать учащимся о способах поиска информации (включая Internet), о правилах пользования библиотекой, поиске книг по каталогу, показать книги по проектной деятельности. На этом этапе учащиеся должны сами попытаться найти по каталогу книги для своего проекта. Далее урок проходит в читальном зале, где учащиеся зачитывают доклады по теме «Дизайн», смотрят книги по своему проекту, и решают задачу на моделирование. Она должна быть на развитие творческого воображения, т.е. иметь совершенно не стандартные, оригинальные решения. В конце урока учитель должен показать все придуманные варианты решений и выбрать вместе с учениками самое интересное и не обычное. Урок №4 «Критерии выбора модели проекта» Обуч.: познакомить уч-ся с экологическими, экономическими и эстетическими требованиями Разв.: способствовать развитию логического мышления, творческой инициативы Восп.: воспитывать бережное отношение к окружающей среде, материальным и финансовым ресурсам. В начале урока необходимо обязательно проверить домашнее задание. После чего учащиеся разбиваются на 4 группы, каждой из которых дается задание: разработать требования к изделиям по определенному направлению (экология, экономика, эстетика, эргономика., Направление выбирается по жеребьевке), используя научную литературу, о которой заранее должен позаботится учитель. Далее каждая группа по очереди обучает другие группы, и таким образом все команды знают требования и экологии, и экономики, и эргономики . После этого учитель задает различные вопросы по всем темам. Оценивается быстрота и правильность ответов. В конце урока учитель подводит итоги проделанной работы и выдает домашнее задание. Урок №5 «Планирование технологического процесса. Разработка тех. документации» Обуч.: обучить правилам составления тех. документов на примере технологической карты Разв.: способствовать развитию технического и логического мышления Восп.: воспитывать самостоятельность, аккуратность, точность В начале изложения новой темы необходимо указать на значимость планирования трудового процесса. Далее учитель должен рассказать о видах технических документов, объяснить правила составление технологических карт и возможные ошибки, разобрать вместе с классом одну технологическую карту и одну инструкционную карту. На чтение технологических документов выполняется самостоятельная работа. Во время ее проведения учитель проверяет домашнее задание индивидуально у каждого ученика. После самостоятельной работы учащиеся начинают составлять технологическую карту своего изделия. В это время на партах могут лежать образцы технолог. карт как ориентировочная основа действий. Данную работу учащиеся завершают дома. Урок №6 «Изготовление изделия» Обуч.: обучить уч-ся правильно организовывать свое рабочее место Разв.: развивать практические навыки работы Восп.: воспитывать целеустремленность, любовь к труду Перед началом выполнения практической работы необходимо проверить выполнение домашнего задания, проверить готовность к началу работы, наличие материалов, инструментов, приспособлений, технологической карты (у каждого ученика своя). Так же необходимо вспомнить и повторить правила техники безопасности и санитарно гигиенические правила. Во время выполнения работы учитель наблюдает за учениками, при необходимости учитель оказывает помощь индивидуально каждому ученику, так как у каждого свой проект. Если же в классе несколько учеников выполняет одинаковый проект, то индивидуальная помощь так же необходима, так как ученики могут быть на разных этапах выполнения задания. Учитель контролирует насколько хорошо ученик ориентируется в технологической карте. В конце урока подводятся итоги проделанной работы. Дома ученик заканчивает выполнение своего проекта. Урок №7 «Знакомство с рекламой. Расчет себестоимости изделия» Обуч.: познакомить уч-ся с видами рекламы, дать расчет себестоимости изделия

Разв.: способствовать развитию творческой инициативы

Восп.: на примере расчета себестоимости показать важность экономии ресурсов Начать занятие надо с повторения экономических требований к изделию. После этого учитель объясняет как правильно рассчитать себестоимость проекта. Далее учащиеся ищут возможные пути ее снижения, выполняют расчет себестоимости своего изделия. На следующем этапе урока проводится дискуссия о рекламе, ее необходимости и важности в современной жизни, а также и о том как она работает. Для активизации познавательного интереса необходимо показать примеры рекламных проспектов, вспомнить телевизионную, радио рекламу, провести аналогию. Поскольку урок последний перед защитой, то следует проверить степень выполнения проектного задания. Дать последние консультации (кому это необходимо) по выполнению проекта. Дома учащиеся готовятся к защите и выполняют рекламный проспект. Урок №8 «Защита проекта, подведение итогов» Обуч.: познакомить уч-ся с русскими народными традициями Разв.: развивать коммуникативные умения Восп.: воспитывать целеустремленность, любовь к истории родного края Урок начинается с вступительной речи учителя, в которой он рассказывает о русских народных традициях, обычаях, показывает народные костюмы, иллюстрации в литературе о русской ярмарке. Потом начинается сама игра. Весь класс делится на бояр и ремесленников. Бояре оценивают «товар», ремесленники - предлагают. Предложение товара идет по следующей схеме: 1. На каком основании был сделан выбор 2. Какие материалы, инструменты и другие средства труда необходимы для реализации проекта 3. Обоснование дизайнерского решения 4. Доказывает функциональность и значимость проекта. Бояре вместе с царем (учитель) оценивают проекты и выставляют отметки. Потом роли меняются – ремесленники становятся боярами, бояре – ремесленниками. В конце урока учитель подводит итого всей выполненной работы, высказывает свои замечания и пожелания на будущее. 2.2 Разработка системы дидактических средств обучения. Использование средств наглядности на уроке имеет огромное значение для повышения качества усвоения учащимися информации, развития психики учащегося и расширения педагогических возможностей учителя. Наглядность способствует приобретению осознанных прочных знаний. Она реализует связь теории и практики, содействует развитию абстрактного мышления на основе связи конкретного и абстрактного. Формирует познавательный интерес и активность учащихся. Средства наглядности используются при изложении учебного материала учителем, в ходе самостоятельной деятельности учащихся по приобретению знаний и формированию умений и навыков, при контроле за усвоением материала и при других видах деятельности и учителя, и учащихся. Однако, необоснованное, произвольное и избыточное применение наглядности на уроке может дать и отрицательный эффект. Именно это обстоятельство определяет необходимость разработки научных основ отбора средств наглядности на уроке и оптимизации их сочетания с другими средствами обучения. Первой основой для такой разработки должна классификация средств наглядности. Однако, в общепринятой классификации, приводящей основные виды средств наглядности в систему, отвечающей требованиям, предъявляемым к учителю, работающему с ней, пока нет. Целесообразно из существующих классификаций использовать в дальнейшем классификацию средств наглядности по степени их абстракции, т.е. по соотношению количества реальных компонентов натурального технического объекта, отображенного данным средствам наглядности к количеству символов заменяющих реальные компоненты объекта. Главная классификация позволяет учитывать при отборе средств наглядности уровень развития пространственного мышления учащихся и путем постепенного перехода от применения реальных объектов к условным изображениям формировать их пространственное мышление. Однако не только степенью абстракции характеризуются отдельные виды наглядности. У каждого из них существует ряд других дидактических признаков, определяющих рациональную область использования средств наглядности в учебном процессе. Например, такое свойство натуральных объектов, как их реальность, способствует формированию у учащихся правильного представления о форме, цвете и величине объекта. Применение этого вида наглядности дает возможность перейти от наблюдения конкретных образцов к абстрактному мышлению. В преподавании общетехнических и специальных предметов показ реальных объектов часто единственный путь передачи сведений о них учащимся. Преподаватель предъявляет средства наглядности учащимися на уроке различными способами. Среди них наиболее часто используются такие: 1. демонстрация натуральных и искусственных объектов; 2. зарисовки на доске; 3. вывешивание плакатов; 4. применение технических средств обучения; 5. представление информации на графических дисплеях; 6. выдача раздаточного материала и т.д. Возможность использовать различные средства для предъявления учащимися информации указывает на то, что учителю необходимо знать преимущества каждого из них в учебном процессе. Например, показ диапозитивов занимает меньше времени на изложение материала, чем это необходимо для предъявления этой же информации с помощью зарисовок на доске мелом. Способ показа диапозитивов более гибок, чем демонстрация диафильмов, поскольку позволяет учителю давать материал в любой последовательности, а при необходимости быстро возвращаться к предыдущим кадрам. Следует подчеркнуть, что сами по себе средства наглядности в сочетании со способами предъявления информации на уроке еще не решают задачи повышения качества обучения. Эффективность их использования зависит от соблюдения ряда выработанных педагогической наукой и передовой практикой требований. К ним относятся требования соответствия средств наглядности: 1. целям и задачам обучения; 2. этапам урока, на которых планируется использовать средства наглядности; 3. объему содержания и дидактическим характеристикам, предъявляемой учащимся информации; 4. уровню развития пространственного мышления учащихся, другим методам и средствам обучения используемым на уроке. Установить строгое соответствие, отбираемых учителем средств наглядности, указанным требованиям – трудно. В то же время, можно подобрать различные сочетания средств наглядности на уроке, чтобы предать структуре урока и методам обучения гибкость, сделать средства наглядности, отвечающим конкретным условиям обучения и методическим наклонностям учителя. Эффективность применения выбранного средства во многом определяется методикой и техникой его использования на уроке. Здесь важно и значимо: 1. место расположения на уроке; 2. освещенность средства наглядности в кабинете; 3. его видимость со всех точек кабинета; 4. умелое сочетание учителя слова и демонстрации; 5. степень подготовленности учащихся к восприятию средства наглядности; 6. время демонстрации; 7. педагогическая квалификация учителя. 2.3. Материально-техническая база проектной деятельности. Изучение технологии осуществляется на имеющейся в школах материально- технической базе. Однако, поскольку содержание новой общеобразовательной области шире, чем трудового обучения, возникает необходимость значительно более активного использования кабинетов физики, черчения, компьютерного класса, а также пополнения и обновления учебного оборудования, дидактических средств. В то же время, учитывая, что большая часть учебного материала по технологии изучается в школьных мастерских. В учебной мастерской должна быть создана здоровая и благоприятная среда для занятий. Для этого необходимы наличие и рациональное размещение оборудования, оптимальная организация рабочих мест учителя и учащихся, соблюдение требований безопасного труда, санитарно-гигиенических нормативов. Оснащение школьной мастерской включает типовое и самодельное оборудование, дидактические материалы, образцы изделий, проектов и т.д. На передней стене мастерской (она выбирается так, чтобы свет из окон падал на рабочие места учащихся с левой стороны) обычно устанавливается раздвижная учебная доска, которая с одной стороны разлиновывается в клетку, а с другой имеет металлическое покрытие (магнитная часть). Над ней располагают софит для подсветки и экран. Под доской помещают набор чертежных инструментов и ящики для хранения таблиц. На передней стене также размещают телевизор, стенд с набором инструментов с этикетками; тематические плакаты, демонстрирующие красоту труда и профессии; аптечку с адресом ближайшего медицинского учреждения. Вдоль задней стены обычно располагают секционные шкалы, кинопроектор, тележки с укладками инструментов, стенды творческих работ учащихся, диапроектор для показа диафильмов и диапозитивов. Диафильмы следует хранить в фильмостатах, отводя для каждого из них отдельную ячейку. Диапозитивы, дидактические карточки, транспаранты хранят в ящиках в удобном для пользования порядке. К ящикам прикрепляют этикетки с названиями хранящихся в них средств обучения. Вдоль стены с окнами обычно размещают столы. Оформление мастерской. К экспозиции относится разнообразные наглядные пособия, выставляемые по определенной системе. Зрительное восприятие делает предметы более ощутимыми, понятными, облегчает усвоение сложного материала. Наглядный материал должен привлекать внимание оригинальностью оформления, актуальностью затрагиваемых тем, свежестью информации, доходчивостью показа. Следует отказаться от бездумного украшательства помещения, загромождения его многочисленными стендами, витринами, таблицами и т.п., которые лишь рассеивают внимание учащихся, снижая их работоспособность. Экспозиция может быть размещена не только в мастерской, но и в прилегающем к ней коридоре, холле. В ней можно выделить две части: постоянную и временную. Постоянная экспозиция включает материалы длительного пользования (правила поведения в мастерской, обязанности дежурного, правила безопасного труда и личной гигиены, рекомендации по научной организации труда учащихся). Во временную экспозицию входят материалы, которые необходимы лишь при изучении той или иной темы программы. Это могут быть таблицы, некоторые инструктивные материалы, технологические карты изготовления изделий, стенд с образцами, планшеты с вырезками из периодических изданий об изобретениях, внедрении новой техники и технологии и т.п. Стенды и планшеты необходимо располагать не ниже 0,9 от пола и не выше 2,2м. На стене помещают 5-6 планшетов. Поверхности, на которых размещены наглядные пособия, должны быть без бликов, окрашены в неяркие тона; это нужно, чтобы выделить сам экспонат, а не фон, на котором он размещен. Планшеты размещают на рейках, щитах, плитах из искусственных материалов. В экспозиции должно быть гармоничное соотношение образа и слова. Иллюстрации и текст дополняют друг друга, образа снимает нагрузку с текста, облегчая его восприятие и усвоение. Текст должен быть ясным по смыслу, иметь четкую разбивку на абзацы. Нужно избегать переноса слов, особенно в заголовках и цитатах. Размер шрифта должен быть таким, чтобы текст можно было свободно читать с расстояния не менее 1м. в условиях достаточной освещенности. Основной текст не должен превышать 150-180 знаков. Рабочий стенд дает возможность: 1. углубить и расширить знания учащихся (цифровая, текстовая, иллюстрированная информация); 2. развивать их познавательную и творческую деятельность; 3. осуществлять дифференцированное обучение посредством заданий для самостоятельной работы; 4. совершенствовать навыки и умения (работа по отбору материалов, их анализ, оформление и т.д.); 5. внести в работу элементы научной организации труда. Материалы стендов по окончании изучения темы или раздела снимаются и хранятся на складе мастерской. Любая экспозиция – постоянная или временная – должна отвечать требованиям эстетики, быть легко сменяемой и поддаваться чистке. Лучше, если тексты, схемы, таблицы и другие компоненты экспозиции будут помещаться под стеклом или прозрачной пленкой. Рабочее место учителя складывается из места в мастерской и препараторской (инструментальной). В мастерской оно располагается на возвышении и включает стол, стул, классную доску с комплектом чертежных инструментов, экран для проекций, пульт управления техническими средствами обучения, освещением, силовой электропроводкой, подсветом доски, шторами. В зоне рабочего места учителя размещаются шкафы-секции для хранения учебно-наглядных пособий, дидактического и раздаточного материала, инструментов. В препараторской (инструментальной) устанавливаются стол и стул, шкафы с приспособлениями, инструментами, материалами, литературой и т.д. Правильная организация рабочего места учителя во многом зависит от его инициативы, творческого отношения к работе. Хорошо оснащенное и организованное, оно в значительной степени влияет на эффективность учебно- воспитательного процесса. При организации рабочего места учителя должны быть учтены следующие общие требования: 1. расположение должно обеспечивать хорошую видимость с него всей мастерской; 2. перед ним должна быть свободная зона для размещения учащихся во время инструктажа; 3. оснащение и размещение оборудования, инструментов, приспособлений, технических средств обучения, учебно-наглядных пособий должно осуществляться с учетом максимальных удобств и в работе с минимальным использованием площади; 4. мебель, оборудование, оформление должны соответствовать эстетическим требованиям. Каждое рабочее место в мастерской должно быть хорошо спланировано, нормально освещено всем необходимым для выполнения учебно-трудовых задач с максимальной отдачей. За состояние и эффективное использование мастерской отвечает прежде всего учитель, на которого приказом по школе возложено заведование ею. В его обязанности входят: 1. обеспечение мастерской материалами, заготовками, полуфабрикатами, оборудованием, инструментами; 2. планирование ее работы и перспективы развития; 3. обеспечение наладки и ремонта оборудования, инструментов, приспособлений; 4. осуществление контроля за общим состоянием мастерской; 5. инструктаж учащихся о соблюдении техники безопасности по каждому виду проводимого труда, заполнение соответствующего журнала; 6. ответственность за выполнение учениками правил безопасного труда, производственной санитарии, за охрану их жизни и здоровья во время занятий; 7. учет изготавливаемой учащимися продукции и заработанных средств; 8. развитие их предпринимательской деятельности; 9. ежегодная инвентаризация материальных ценностей и списание негодного оборудования. Санитарно-гигиенические требования к мастерским. 1. Стол со всеми необходимыми инструментами и приспособлениями должны стоять около окна. 2. Свет на стол должен падать на работу с левой стороны или освещен искусственным светом. 3. В процессе работы на столе не должно быть ничего лишнего. 3.5 Планирование организации выполнения проекта с учетом требований дизайна и эргономики, текущий контроль и корректировка деятельности. Основные требования дизайна и эргономики в художественном конструировании изделия Потребность человека в прекрасном родственна его потребно­сти в жизненно необходимом. Поэтому стремление к удовлетворе­нию эстетических запросов всегда было свойственно людям. В настоящее время техническое и художественное конструирова­ние — это единый процесс рационального проектирования изделий. Техническое конструирование создает предмет в его материальной и функциональной основе; художественное — наполняет предмет общественным содержанием, удобством, гармонией, красотой. Дизайн - в переводе с английского означает «остроумный, красивый проект», оригинальное, необычное предложение. Согласно определению, принятому на международном семинаре в Бельгии (1964), дизайн - это творческая деятельность, целью которой является оп­ределение формальных качеств промышленных изделий; эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом - структурные и функциональные взаимосвязи, которые превраща­ют изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Теория дизайна получила наименование «технической эстетики», она охватывает широкий круг проблем, связанных с социаль­ными; экономическими, эргономическими вопросами развития про­изводства и потребления, закономерностями формообразования промышленных изделий, принципами и методами творческой ра­боты художников-конструкторов. Эстетическая выразительность должна достигаться не предна­меренно, а как результат последовательного осуществления кон­структорского замысла. Осуществляя его, конструктор достигает целесообразности предметной формы: упорядоченности, пропор­циональности, гармоничности линий, объемных и цветовых эле­ментов и т. д. Информационная выразительность изделия обеспечивается технологическими и декоративными свойствами материала, из ко­торого оно изготовлено. Характер поверхностей, конфигурация со­пряжении, фактура, цвет, способ крепления — все должно подчер­кивать достоинства изделия. Соответствие формы изделия его содержанию может быть достигнуто подходящей композицией. Композиция является эстетической характеристикой, которая от­ражает организационные связи элементов формы и содержания изделия, диктует расположение основных элементов, частей изде­лия в определенной системе и последовательности. Важнейшим средством объединения элементов в композицию является ритм — равномерное чередование размерных элементов, порядок сочетания линий, объемов, плоскостей. Ритм, как свой­ство композиции, связан с особенностями психологии зрительного восприятия. Определенное впечатление от предмета можно полу­чить при правильном чередовании элементов, объемов, цветовых пятен, как бы направляющих движение взгляда в соответствии с выбранным ритмом. Изделие должно быть не только физически, но и зрительно устойчивым, т. е. уравновешенным. Зрительное равновесие зави­сит от распределения масс композиции относительно ее центра. Равновесие зрительно вызывает чувство покоя, уверенности и устойчивости. Художественная выразительность композиции во многом зави­сит от симметрии и асимметрии. Симметрия с давних времен счи­талась одним из важных условии красоты. С помощью ее органи­зуется форма предмета. Симметрия может быть зеркальной, осе­вой или винтовой. Асимметрия тоже является важным условием достижения зрительной уравновешенности композиции. Если сим­метричная форма воспринимается легко и сразу, то асимметрич­ная — читается постепенно. Восприятие реальной величины предметов возникает только в их сравнении. Чувство масштабности — это реальное восприятие мира, отдельных явлений в их конкретной величине. Все изделия, которыми пользуется человек, должны быть соизмеримы с его размерами; размеры изделий должны отвечать их назначению и быть увязанными с окружающей средой. Одним из важнейших условий красоты изделия является про­порциональность всех его частей. Пропорциональный — значит на­ходящийся в определенном отношении к какой-либо величине. Важным средством композиции является контраст. Используя контраст, можно усилить выразительность изделия. Контраст достигается соблюде­нием масштабности, использованием различных материалов и спо­собов их обработки. Для создания контраста особенно часто используют цвет. Разновидностью контраста является нюанс. Он представляет собой как бы градации отношений однородных качеств предмета: размеров, пропорций, цвета, фактур и т. п. Наиболее часто к ню­ансу прибегают, когда нужно выделить отдельные части (детали) конструкции с целью индивидуализации изделия во избежание монотонности. 3.6. Оценка качества выполненной работы, защита проекта. Сложность изделия. Сама техника выполнения коврика довольно проста, но некоторые элементы требуют высокого уровня мастерства, т.к. очень трудно точно совместить все элементы изделия в рисунок, аккуратно и ровно соединить части в единое целое, четко подобрать красивую цветовую гамму. Поэтому работа очень трудоемкая и требует повышенного внимания при выполнении изделия. Качество выполнения. Изделие выполнено аккуратно, в соответствии с задуманным эскизом, все строчки прямые и за счет этого формируется четкий и ровный рисунок. Реклама – это открытое оповещение фирмой или частным предпринимателем потенциальных покупателей, потребителей товаров и услуг об их качестве, достоинстве, преимуществе, а также о заслугах деятельности самой фирмы или частного предпринимателя. В настоящее время реклама стала одним из методов активизации спроса товаров, которая направлена на наращивание, поддерживание и создание наилучшего образа компании в глазах потребителей. С развитием маркетинга рекламное дело превратилось в прикладную науку, базирующуюся на знании основных закономерностей психологии покупателя. 4. Активизация познавательной и трудовой деятельности учащихся в работе над проектом. Непременным условием эффективности процесса обучения является развитие познавательной активности учащегося и ее поддержание в течение всего периода занятий по технологии. Для активизации деятельности школьников в процессе обучения следует ограничить до оправданных размеров использование репродуктивных методов, с помощью которых им передаются готовые знания в пользу эвристических, исследовательских. Именно эти последние, заключаются главным образом при общении учащихся к выявлению и разрешению определенных проблем, вместе с проверкой полученных решений способствует закреплению знаний и умений, развивает самостоятельность мышления и деятельности, формирует интерес к учебе. Субъектом познавательной деятельности является ученик, и поэтому в центре учения стоит его личность, его сознание, его отношение к познавательному миру и самому процессу познания, а также к соучастникам познавательной деятельности: к школьникам и учителям, организующим и направляющим его учениям. Другой отличительной особенностью познавательной деятельности школьника является характер ее протекания. Так как цель, содержания, и способы познавательной деятельности школьника заложены в программу, в процесс учения, в который включается ученик может протекать по-разному, с различным приложением сил, активности, самостоятельности школьника. В одних случаях этот процесс носит характер подражательный - репродуктивный, в других – поисковый, в иных – творческий. Именно характер протекания процесса деятельности и влияет на конечный ее результат, – на характер приобретенных знаний, умений, навыков. Репродуктивный характер протекания деятельности не производит координальных изменений, перестройки в сознании школьника, в его отношении к познанию. Деятельность в данном случае основана на заучивании того, что он услышит от учителя, либо прочел в книге. Иной характер, деятельность носит в условиях самостоятельного поиска, либо при выполнении творческой деятельности. Здесь приводятся в движение множество процессов: догадка, озарение, додумывание, привнесение прошлого опыта, мысли, взглядов, переживаний. В этих условиях иными становятся знания, умения, прошедшие через мысль, волю, участие самой личности. Результат учения зависит от мотивов познавательной деятельности, от характера ее протекания, который обуславливается личностью обучающегося. Для успешности обучения очень важно, чтобы у ученика была достаточно сильная мотивация к овладению деятельности в виде желания учиться, интересы к профессии. Положительная мотивация деятельности является таким психологическим условием который дает вообще возможным послушное следование ученика рекомендациям и требованиям методики, то есть если у человека не будет желания учиться то никакие ориентирующие материалы не помогут успешно овладеть деятельностью, ибо он просто не будет ими пользоваться. Мотивация – общий психологический настрой на освоение нового, более выгодного объекта приложение своих сил может натолкнуться на конкретные трудности, связанные с тем, что не легко найти место и время для быстрого и добротного, но наименее накладного обучения облюбованному делу. Перед обучением конкретной (трудовой) деятельности необходимо сформировать у обучающихся более полное и детальное представление о ней: каковы основные достоинства деятельности, что она дает человеку в материальном и моральном плане, каково его место в ряду другой деятельности, какой вклад вносят представители этой деятельности в экономику страны, отрасли, региона, предприятия. Главная функция учителя состоит в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы учение для него стало желанным, потребностью без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование. В обучении фигурирует особый вид интереса – познавательный интерес. Его область - познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержания учебных предметов и необходимыми способами или умениями, навыками, при помощи которых ученик получает образование. Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке. Более высоким уровнем является интерес к познанию существующих свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую их внутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами. Еще более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьникам к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в разных условиях. Этот уровень сопряжен с элементарными исследованиями творческой деятельности, с приобретением новых способов учения. Здесь ощутимо движение ученика, который обнаруживает глубокое опосредованное осознание самых важных существенных сторон изучаемого, который способен увидеть диалектику явлений, обнаруживать глубокий интерес к познанию закономерностей. Среди многих форм активизации учащихся рассмотрим такие как: проблемное обучение, коллективные формы работы, дидактические игры. Элементы проблемного обучения (Урок №1), возможно, применять на каждом занятии на всех его этапах. Проблемное обучение называют потому, что весь учебный материал учащиеся усваивают путем самостоятельного решения проблем. Тут имеет место и объяснение учителя, и решения задач, и выполнение упражнений. Уровень проблемности для каждого возраста свои, и во многом достижение того или иного зависит от совместной работы учителя и учеников, имеющая систематический характер. Иными словами, работа в заданном направлении должна представлять целенаправленную программу. Нецелесообразно использовать проблемность в процессе формирования новых умений и навыков, и тем более усовершенствований приобретенных ранее. Если нужно привить умение выполнять сложное действие, то сначала следует продемонстрировать его, а затем разъяснять в процессе упражнений, следя за тем, чтобы правильно выполнялись все его элементы. Возможность применения проблемности в обучении связана с уровнем подготовленности учащихся. Восприятие и решение учебных проблем требует умения сравнивать предметы, явления, анализировать их, обобщать. Степень участия школьников в решении учебных проблем должно быть возрастающим и динамичным. Выделяют четыре уровня проблемного обучения. Первый уровень – учитель формулирует проблему, вводит учащихся в проблему, создает проблемные ситуации, решает их, анализирует полученные результаты. Ученики следят за ходом его мыслей, усваивают учебный материал и приемы умственной деятельности. Как показывает практика, в условиях трудового обучения наиболее эффективно является диалогическое преподавание. Это обусловлено тем, что большинство учеников имеет некоторые начальные сведения из опыта, и в определенной степени могут принимать участие в решении учебных проблем. Второй уровень – учитель создает проблемную ситуацию, вместе с учениками формулирует проблему и при их участии решает ее. Третий уровень – учитель помогает учащимся сформулировать проблему и решить ее. Ученики должны самостоятельно выбрать из предложений гипотезу, обосновать ее, найти метод доказательства гипотезы, сформулировать выводы. Максимальной самостоятельности учащихся можно достигнуть, поставив их в безвыходное положение. Четвертый уровень – творческая активность. Ученики самостоятельно находят проблему и решают ее. Роль учителя при этом сводиться к опосредованному руководству. В трудовом обучении есть все условия для организации индивидуальной работы с учениками. Учитель, осуществляя индивидуальный подход может определить, на каком уровне проблемности способен работать ученик, какие компоненты творческой деятельности им усвоено недостаточно, а потом, исходя из логики учебного материала, подобрать ему соответствующие проблемные задания, которые будут способствовать устранению выявленных недостатков. Так, на уроках конструирования опытный учитель практически каждому ученику формулирует проблемное задание по изготовлению необходимого изделия. Например: Учитель предлагает сконструировать какое-либо изделие, но это задание оказывается непосильно для ученикам, так как он не мог мысленно расчленить процесс изготовления изделия. Для решения этой проблемы учитель конкретизирует задание, тем самым снизил уровень проблемности, задание стало соответствовать возможностям ученика. Во время изготовления изделий следует соединять фронтально-групповую и индивидуальную работу учащихся. Конструирование отдельных изделий и составление технологий их изготовления учитель организовывает групповым методом, а изготавливают их учащиеся индивидуально. В процессе решения конструкторско-технологических учебных проблем они помогают друг другу, критически оценивают выдвинутые суждения, контролируют действия товарищей. Коллективные методы ( Урок №4) поиска решений, которые следовало бы повсеместно внедрять на занятиях по технологии, известны давно и достаточно эффективны. Их применение оправданы тем обстоятельством, что человек всю свою жизнь проводит в общении, в коллективе и умение прорабатывать совместно задачи, требующих решений важно для его будущего. Суть коллективного способа обучения (КСО) можно сформулировать так: каждый обучает всех, все обучают каждого. Не редко учителя считают, что только они сами в силах доступно и верно объяснить сложный материал, но во многих случаях это могут сделать и ученики, естественно, ели им будет обеспечена необходимая помощь учителю. Следовательно, суть КСО можно трактовать и так: учить не только учитель, но и ученики друг друга. Учитель заранее делит класс на группы по 5-6 учеников в каждой и определяет лидеров. Это, как правило, способные ученики, проявившие склонность к предмету и хорошо по нему успевающие. Лидеры – будущие помощники учителя, который вместе с ними заранее подготавливают все необходимое к уроку: карточки с вопросами и заданиями для каждой группы, образцы и модели изделий, трафареты, технологические карты, инструкции по технике безопасности, оборудование и инструменты. Следует отметить, что лидеры знают ответы на вопросы и умеют выполнять задание, поскольку они уже предварительно отвечали учителю, изучали технологическую карту и отработали определенную операцию. Члены каждой группы, получив карточки, приступают к работе, самостоятельно готовятся к устному ответу, делают записи в тетради. Лидер первой группы предлагает задавать вопросы друг другу, а так же продумать вопросы для второй группы, та готовит вопрос для третьей группы. Если у отвечающих возникает затруднение, то дают объяснение задающие вопрос. Лидер решает, кто из группы будет отвечать или задавать вопрос. Применение КСО возможно на обобщающих уроках. В этом случае ученики, давая ответ, проговаривая известные им сведения, у них развивается логика суждений, способность выделять главное, делать выводы. КСО можно применять и на уроках контроля и знаний. Каждый учащиеся сдает готовую работу в начале лидеру группы, который ставит оценку. При этом лидер оценивает соблюдение технологической последовательности при изготовлении изделия, соблюдения техники безопасности при работе, частота и порядок на рабочем месте. Учитель, как правило, согласен с оценкой или задает дополнительный вопрос. Существует несколько способов деления класса на группы. Например: Разделить его на равноценные группы, т.е. в каждой собрать сильных и слабых учеников. Здесь учитель может ставить одну проблему на всех, давать одинаковые сложности, практические задания и будет уверен, что все группы справятся. В другом случае, можно создать разноуровневые группы, т.е. объединить в одних – успевающих, в других – неуспевающих учащихся. В этом случае инициатива слабых и робких учеников не подавляется сильными учениками. Оставшись наедине со своими задачами, они просто вынуждены будут их решать. Для таких групп надо готовить посильные задания, иначе теряется интерес, снижается мотивация. Такой же подход необходим и к сильный ученикам – им надо предлагать задания творческого, исследовательского плана. При этом учителю предстоит большая работа по подготовке разноуровневых заданий к каждому уроку, подготовительная работа с лидерами, подготовка раздаточного материала. Некоторые учителя труда используют объединение учащихся в пары. Напарники работают вместе, объясняют друг другу непонятное и готовятся отвечать и объяснять освоенный материал соседней парте. Применение КСО на уроках трудового обучения помогает учителю добиваться поставленной цели, создает творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся. Свободная форма общения способствует меньшей их утомляемости, повышает работу способность, воспитывает такие качества как взаимоконтроль, самоконтроль, готовят к практической трудовой деятельности. Игровое обучение В зарубежной педагогической практике игра занимает значи­тельное место. Она используется на всех уровнях обучения — от начальной до высшей школы. Привлекательность игрового метода обучения объясняется, в первую очередь, его возможностями в плане обучения учащихся поисковым и исследовательским процедурам, формирования культуры рефлексивного мышления. Другим важным достоин­ством обучающих игр является радикальное сокращение времени накопления опыта, его прочность и «личностная прочувствованность». Дидактические возможности игр 1) Учебные игры предоставляют возможность обучаться на собственном опыте, самостоятельно решать трудные проблемы, а не просто выслушивать рассказ учителя или наблюдать за его действиями. 2) Учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получили бы в действительности. 3) Игры создают потенциально высокую возможность пере­носа знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реаль­ную. 4) Учебные игры безопасны для учащихся (в отличие от реальных ситуаций). 5) Игра обеспечивает глубокое вовлечение в выполнение задания, высокую мотивацию достижения. 6) Игровая модель позволяет «сжимать» время. 7) Игры психологически привлекательны для учащихся. 8) Игровая модель обучения эффективна для закрепления знаний, творческого осмысления изученного материала и при­менения полученных знаний в реальном жизненном контексте, формирования ценностных ориентации. Ограничения учебных игр 1) Полноценное применение игр в учебном процессе требует значительного личностно-профессионального потенциала учите­ля, наличия специальной методической подготовки. 2) Учебные игры требуют больших временных затрат на под­готовку, чем традиционная учебная деятельность. 3) Материалы учебных игр сравнительно менее доступны, чем традиционные учебные материалы, они также могут быть достаточно дорогими. 4) Во время проведения игр возможны значительное оживле­ние, высокая подвижность участников, что не всегда нравится администрации и учителям. 5) В некоторых играх число участников ограничено. Различают следующие виды игр: 1. Ролевые игры 2. Имитационно-моделирующие игры 3. Игры-состязания 4. Игры – направляемые и творческие дискуссии Самые распространенные игры – это ролевые игры и ИМИ Ролевые игры Ролевые игры (игры-драматизации) были самыми первыми среди всех типов учебных игр. Исполнение роли вовлекает в игру не только интеллектуально, но и эмоционально, позволяет полностью увлечься игрой. Поэтому ролевые игры, ролевой компонент, сохраняют ведущее значение и в современных ди­дактических разработках. Дидактическая ориентированность. Этот тип игр целесообразно использовать на этапе освоения и закрепления материала. Различная степень сложности исполняемых ролей позволяет организовывать ролевые игры в группах детей с раз­личным уровнем подготовленности. Педагогическая ценность ролевых игр состоит в том, что они создают условия для познания через прочувствование, эмоциональное «проживание», через активную деятельность. Знания, связанные с чувствами, не только являются наиболее прочными, как это известно из любого учебника психологии, но самыми полными, дающими целостное представление об изучаемом материале и его месте в реальной жизни. Имитационно-моделирующие игры (Урок №8) Дидактическая ориентированность. Этот тип игр наиболее соответствует таким задачам урока, как закрепление материала или обучение учащихся применению на практике уже имеющихся знаний. Педагогическая ценность. В социально-психологи­ческом плане имитационно-моделирующие игры способствуют формированию активной жизненной позиции, учат делать вы­бор, принимать обоснованные решения. Предметная ориентированность. В играх могут моделироваться ситуации, затрагивающие предметные сферы самых разных дисциплин: истории, географии, экономики, обществоведения и т.д. Предметное содержание игры обычно является интегрированным. Имитационно-моделирующие игры могут быть представлены в двух вариантах: индивидуальном и групповом. Индивидуаль­ный вариант является более простым и носит иллюстративный характер (т.е. показывает возможности применения имеющихся знаний на практике). В 80-90 г.г. на зарубежном образователь­ном рынке появилось немало таких игр в компьютерном испол­нении. Групповой вариант характеризуется более глубоким и слож­ным построением учебного процесса, требует умелого распреде­ления ролей и организации сотрудничества внутри группы. Проведение ролевых имитационных игр обычно не нуждается в сложном техническом оснащении. Деловые игры (Урок №2) Это один из интереснейших спо­собов развития нестандартного мышления, особенно в пе­дагогике. И сотрудники учебных заведений, и учащиеся (студенты) с интересом имитируют обстановку, произ­водственные и личностные отношения, ищут выход из зат­руднительных ситуаций. Поиск решения приучает играю­щих брать ответственность на себя, помогает исполнителю «войти в шкуру» руководителя и наоборот. Такие игры смяг­чают микроклимат в коллективе и предупреждают возмож­ные непредвиденные осложнения. Существует достаточно модификаций деловых игр, но в любой из них должны соблюдаться следующие условия: 1) проигрывать рекомендуется реальные события; 2) приводимые факты должны быть интересными, «жи­выми»; 3) ситуации должны быть проблемными; 4) главная цель игры — приобретение умений и навы­ков, выработка стиля поведения. Подготовка к игре должна начинаться с разработки сценария (определение цели, регламента, проблемы, ко­личества участников, распределение ролей). За основу бе­рутся наиболее часто возникающие в коллективе внутрен­ние конфликты, когда почти каждый сотрудник в душе уверен: «Если бы директором был я...», а каждый подрос­ток: «Если бы я был мастером группы (учителем, класс­ным руководителем)...». Вот по этим ситуациям и жела­тельно проводить игры, причем организатор должен нахо­диться «за кадром», не подавляя интерес у участников. Его задача — увидеть себя другими глазами, как бы со сторо­ны. Подведением итогов должна заниматься объективная экспертная комиссия из профессионалов. Мозговой штурм (Урок №4) Мозговой штурм является одним из наиболее простых методов активизации перебора вариантов, быстрого гене­рирования идей для решения проблемы. Упрощенный мозговой штурм применялся не одно сто­летие. Известно, что у мореплавателей-европейцев, попа­давших в сложные условия, применялся метод опроса «как быть» по кругу, начиная с самых младших по возрасту и рангу. В 1936 году появился современный вариант мозгово­го штурма, который сформулировал американский пси­холог Алекс Осборн. Однако еще в течение пяти лет метод оставался невостребованным, пока им не воспользовались в Англии, решая проблему борьбы с фашистскими под­водными лодками. В настоящее время этот метод широко и эффективно применяется в европейских странах при решении всячес­ких несложных (в большинстве нетехнических) проблем. Увы, у нас он используется ограниченно — чаще всего как форма досуга. Такие популярные телепередачи, как «Что? Где? Когда?», «КВН» и многие другие, являются типичным примером применения различных модифика­ций мозгового штурма (брейнсторминга). В основе мозгового штурма лежит разделение процес­сов генерирования идей и их оценки. Метод учитывает психологию не только отдельного человека, но и группы. Дело в том, что в группе люди по-иному реагируют на проблемы, чем человек, рассуждающий в одиночестве; к тому же в группе снимаются определенные ограничения, резко возрастает возбуждение. Это позволяет на гребне психического подъема «выловить» из глубин подкорки тща­тельно спрятанную подсказку к решению задачи. Существуют следующие основные модификации метода: 1) групповой прямой (группа участников ищет все воз­можные решения поставленной задачи); 2) групповой обратный (определяются недостатки в поставленной проблеме); 3) групповой поэтапный (сначала решается постанов­ка задачи, затем варианты решений, затем варианты реа­лизации, варианты внедрения и т.д.); 4) индивидуальный (каждый участник должен за ко­роткое время подать не менее одного оригинального пред­ложения). Не исключено и привнесение в метод добавочных ус­ловий, но общий принцип неизменен. Как же еще можно заинтересовать школьников проектированием? В такой постановке вопроса уже заложено утверждение, что ядром мотивации проектной деятельности признается спектр интересов, который специфичен для каждой возрастной группы. Так, для младших школьников характерны стремление к воспроизведению вызвавших интерес объектов, подражание, ожидание личного успеха. Учащиеся средних классов хотя и тяготеют к выбору знакомых и «нужных» объектов, нацелены на успешный результат, но уже проявляют и попытки добиться оригинальности. Для старшеклассников характерны нацеленность на постижение процесса, желание испытать свои возможности, предвкушение творчества, хотя и им присуще стремление к личному успеху, беспроблемности в выполнении заданий. Учитель может использовать некоторые процедуры формирования интереса к проектным заданиям, процессу проектирования, например следующие: Объяснение сути проектного метода - введение расширительного понятия «проект» на примерах инженерных, дизайнерских, экономических, социальных и других его видов, а также представление его как способа улучшения техническо- экономических, социальных, эргономических и экологических показателей производства товаров, изделий и услуг. Представление вариантов выполненных проектов - знакомство с содержанием и объемом проекта, требованиями к его оформлению; акцентирование внимания на элементах творчества (достижение новизны, генерирование вариантов, формирование банка идей); выявление сильных и слабых сторон представляемых проектов; сообщение критериев оценивания выполненных работ; различение проектов по сложности (выбор объекта, объем разработок, трудоемкость выполнения и др.). Аннотирование перечня возможных тем проектов - представление перечня (не менее 10-12 тем); комментирование возможных результатов; ожидаемые проектные решения (изменение формы, размеров, цвета, выбор другого материала, совмещение функций изделия, уменьшение количества деталей, улучшение технологии изготовления и др.), проведение мысленного эксперимента под девизом: «А я бы сделал так..,» Ознакомление с процедурой выполнения проектов — этапы, работа в классе и дома, консультации групповые и индивидуальные, выполнение проектов малыми группами, материальное воплощение проекта; информационное обеспечение проектирования (учебные занятия, тренинга, книги — учебные и специальные, компьютерная поддержка др.); роль учителя. Ознакомление с процедурой оценивания проектов - публичная защита; оценивание проекта и его защиты; критерии оценивания.

Урок №4

В начале урока учитель делит класс на группы по жеребьевке и раздает им сферы деятельности. Каждой группе дается проблемное задание: используя предложенную литературу самостоятельно найти требования предъявляемые к изделию. Далее каждая группа по очереди обучает другую группу, которая стремиться узнать как можно больше (КСО). После того как все группы получат сведения о всех требованиях, предъявляемых к изделиям, учитель проводит мозговую атаку ( в форме Брейн-ринга). Вопросы носят проблемный характер и задаются только по тем требованиям, которые ребята только что узнали. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Рассмотрев методику проектной деятельности учащихся в школьном курсе «Технология», создается ясное преставление о включении школьников в моделирование творческой деятельности, которая предусматривает выполнение системы последовательных действий, а любая деятельность, в том числе и проектировочная, состоит из следующих элементов: потребности – мотивы – цели – задачи – информация – идеи – планы действий – операции – оценки. В данной работе было предложено примерное планирование учителем процесса проектной деятельности учащихся, а так же методические указания к проведению уроков по «Технологии». В ходе проделанной работы, разработана система дидактических средств обучения, позволяющие освоить предложенный материал. По мимо этого работа содержит разработку проектной деятельности самих учащихся, где ученик, зная о этапах выполнения проекта реализует свою идею. И наконец, в работе рассмотрены некоторые методы активизации познавательной и трудовой деятельности учащихся в работе над проектом. Поскольку программа обучения технологии синтезирует знания из математики, физики, химии, биологии, наглядно реализует межпредметные связи, способствуя осознанию теоретических связей в практической деятельности учащихся по выполнению творческих проектов, то я считаю, что выполнение школьниками творческих заданий является интересным и очень важным для жизни, а также реализуются возможности проявить свои знания, способности и творчество при разработке проекта.