Каталог :: Педагогика

Реферат: Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием

     СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ РАЗВИТИЕМ
Своевременная систематическая психолого-медико-педагогичес­кая помощь
дошкольникам с нарушениями в развитии, консуль­тативно-методическая поддержка
их родителей, социальная адап­тация ребенка и формирование у него предпосылок
к учебной де­ятельности осуществляются в системе образования, здравоохранения
и социальной защиты. В системе образования педагогическая помощь этим детям
реа­лизуется в разных организационных формах.
Дети с отклонениями в развитии воспитываются в дошкольных образовательных
учреждениях и в учреждениях «Начальная школа - детский сад» трех видов:
1. компенсирующего, предназначенного для обучения детей с теми или иными
отклонениями в развитии;
2. комбинированного, имеющего как группы (классы) для нор­мально
развивающихся детей, так и группы (классы) компенси­рующего вида;
3. общеразвивающего вида в условиях интегрированного (совмест­ного с
нормально развивающимися детьми) обучения при обязатель­ной коррекционной
поддержке ребенка с отклонениями в развитии.
Дошкольники с отклонениями в развитии, воспитывающиеся в домашних условиях,
могут обучаться в группах кратковременного пребывания при учреждениях
компенсирующего и комбинирован­ного вида, при дошкольных отделениях (группах)
специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
     Коррекционная поддержка дошкольников с отклонениями в развитии осуществляется
также:
1. в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в пси­холого-
педагогической и медико-социальной помощи в условиях разновозрастных
воспитательных групп для детей дошкольного возраста в центрах диагностики и
консультирования, психолого-медико-социального сопровождения, психолого-
педагогической реабилитации и коррекции и др.;
2. в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей,
нуждающихся в длительном лечении в условиях групп для детей дошкольного
возраста;
3. в учреждениях дополнительного образования: центры дополни­тельного
образования детей, детские оздоровительные центры раз­личного профиля и др.
Комплектование ДОУ (групп) компенсирующего вида и учреж­дений «Начальная
школа - детский сад» компенсирующего вида, групп кратковременного пребывания
для детей с отклонениями в развитии, дошкольных отделений (групп) специальных
(коррек­ционных) школ, школ-интернатов, детских домов для детей-си­рот и
детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет­ся постоянно
действующими психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК). Вопросы
перевода ребенка в то или иное учреждение (группу), его направления в ДОУ
общеразвивающего вида или учреждение «Начальная школа - детский сад» также
на­ходятся в компетенции ПМПК.
Дошкольники с отклонениями в развитии направляются в об­разовательные
учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-
социальной помощи, ПМПК и другими организациями системы образования,
здравоохранения и социаль­ной защиты по согласованию с родителями (законными
предста­вителями ребенка).
Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа комплектуются
органами здравоохранения.
В учреждения дополнительного образования дошкольники с отклонениями в
развитии принимаются по желанию родителей и по рекомендации специалистов.
Воспитание и обучение дошкольников с отклонениями в раз­витии в дошкольных
учреждениях (группах) компенсирующего вида, в учреждениях «Начальная школа -
детский сад» компенси­рующего вида, в дошкольных отделениях (группах)
специальных (коррекционных) учреждений, в группах кратковременного
пребы­вания осуществляются в соответствии со специальным учебным планом и
программами, в том числе и лицензированными автор­скими. В данных учреждениях
создается предметно развивающая среда, отвечающая особенностям развития
дошкольников с теми или иными отклонениями в развитии. Воспитание и обучение
де­тей осуществляется специально подготовленными учителями-дефектологами,
воспитателями, музыкальными руководителями и инструкторами по физическому
воспитанию.
Таким образом, ребенок с отклонением в развитии может обу­чаться как в условиях
специализированных (компенсирующего или коррекционного вида), так и в условиях
интегрированного (со­вместного с нормально развивающимися детьми) воспитания.       
Интеграция дошкольников с отклонениями в развитии возможна при соблюдении
следующих условий:
1. осуществление ранней (с первых недель жизни) коррекции от­клонений в
развитии и формирование компенсаторных механиз­мов;
2. обеспечение обязательной коррекционной помощи каждому ре­бенку,
воспитывающемуся в условиях общеобразовательного уч­реждения;
3. наличие медико-педагогических обоснований при выборе той или иной модели
интегрированного воспитания.
Интеграция не противопоставляется системе специального об­разования, а
выступает как одна из форм внутри системы. Интег­рация — модель специальной
педагогики; интегрированный в об­щеобразовательную среду ребенок с
отклонением в развитии ос­тается под ее патронатом: он либо воспитывается в
специальной группе при дошкольном учреждении комбинированного вида, либо
обязательно получает коррекционную помощь, воспитыва­ясь в группе вместе с
нормально развивающимися детьми. Мож­но считать, что интеграция сближает две
образовательные системы — общую и специальную, делая проницаемыми границы
межу ними.
     В учреждениях комбинированного вида с учетом уровня развития и индивидуальных
особенностей развития детей интеграции должна осуществляться в различных ее
формах:
1. комбинированная интеграция. Дети с уровнем психофизической и речевого
развития, соответствующим или близким возрастав! норме, самостоятельно себя
обслуживающие, по 1 — 2 человек; воспитываются в массовых группах, получают
систематически коррекционную помощь учителя-дефектолога и педагога-
психо­лога;
2. частичная интеграция. Дети (1 — 2 человека), еще не способные наравне со
здоровыми сверстниками овладевать программными тре­бованиями, пребывают лишь
часть дня (например, его вторую по­ловину) в группе нормально развивающихся
сверстников;
3. временная интеграция, при которой воспитанники специаль­ной группы вне
зависимости от уровня психофизического и ре­чевого развития и навыков
самообслуживания объединяются ее здоровыми детьми не реже 1 — 2 раз в месяц
для проведения раз­личных мероприятий воспитательного характера (эта модель
ин­теграции может и должна реализовываться в образовательных уч­реждениях
компенсирующего вида, в дошкольных отделениях (груп­пах) специальных
(коррекционных) школ, школ-интернатов, детс­ких домов).
Реализация всех этих форм предполагает обязательное руковод­ство процессом
интеграции со стороны учителя-дефектолога и пе­дагога-психолога, которые
помогают в организации воспитания и обучения ребенка с отклонением в развитии
в коллективе здоро­вых сверстников.
Полная интеграция может быть эффективна для детей с откло­нениями в развитии,
которые по уровню психофизического и ре­чевого развития соответствуют
возрастной норме (или близки к ней), самостоятельно себя обслуживают и
психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками обучению. Такие
дети по 1 — 2 человека включаются в обычные группы общеразвивающего детского
сада учреждения «Начальная школа - детский сад», при этом они обязательно
должны получать коррекционную по­мощь либо по месту обучения, либо в группах
кратковременного пребывания дошкольного учреждения (группы) компенсирующе­го
вида или дошкольного отделения (группы) специальной (коррекционной) школы,
школы-интерната, либо в специализиро­ванных центрах, либо в поликлиниках по
месту жительства.
Осуществление разных форм интеграции детей с отклонения­ми в развитии в
коллектив обычных сверстников должно способ­ствовать социализации
дошкольников с особыми нуждами, а для нормально развивающихся детей должно
создать среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет собой
единое со­общество людей.
Целенаправленная работа по интеграции детей с отклонения­ми в развитии
является обязательным компонентом деятельности ДОУ как общеразвивающего и
комбинированного, так и компен­сирующего вида. Если перед специальными
дошкольными учреж­дениями (группами, отделениями) стоит задача осуществления
коррекционного воспитания и обучения дошкольников с отклонени­ями в развитии,
то перед общеразвивающими ДОУ и учреждени­ями «Начальная школа - детский
сад», в которые интегрированы отдельные дети с отклонениями в развитии,
оказываются прин­ципиально иные задачи:
1. педагогическое наблюдение и скрининг-диагностика, направ­ленные на
выявление дошкольников с подозрением на отклоне­ние в развитии;
работа с родителями таких детей с целью убеждения их в необ­ходимости
комплексного медико-психолого-педагогического об­следования ребенка;
2. постановка вопроса об обязательном обеспечении ребенка с отклонением в
развитии индивидуальными коррекционно-разви-вающими занятиями с учителем-
дефектологом, педагогом-психо­логом и другими специалистами (в условиях
учреждения или вне его). Занятия строятся с учетом особенностей развития
ребенка с тем или иным отклонением в развитии;
3. обеспечение индивидуального подхода к воспитанию и обуче­нию ребенка с
отклонением в развитии с учетом особенностей конкретных нарушений, в
соответствии с рекомендациями спе­циалистов: врача, учителя-дефектолога,
педагога-психолога;
4. обеспечение контакта между образовательным учреждением общего типа и
специалистами, оказывающими вне его коррекционную помощь ребенку с
отклонением в развитии;
5. работа с родителями ребенка с отклонением в развитии в целях обеспечения
единого подхода к его воспитанию и обучению, со­блюдения рекомендаций
специалистов, оказания помощи дош­кольнику в овладении программными
требованиями, рассчитан­ными на нормально развивающихся детей;
6. целенаправленное наблюдение за развитием ребенка с откло­нениями в развитии,
за его продвижением — с целью своевремен­ного решения вопроса об изменениях в
процессе его воспитания и обучения. Речь может идти а) о желательности
перевода дошколь­ника в специальное учреждение (группу); б) об
интенсификации коррекционно-развивающих занятий со специалистом, оказании в
ходе этих занятий помощи ребенку в овладении программными требованиями,
рассчитанными на нормально развивающихся до-школьников, о совершенствовании
материально-технической базы интегрированного воспитания; в) об оказании помощи
воспита­телям в организации обучения ребенка с отклонениями в разви­тии в среде
нормально развивающихся детей.
Создание специальных условий осуществляется в целях реше­ния комплекса
коррекционно-развивающих и образовательно-вос­питательных задач в процессе
динамического психолого-педагоги­ческого обучения и воспитания ребенка. При
этом соблюдаются следующие условия:
1. содержание воспитания и обучения направлено на амплифика­цию (обогащение)
развития детей младенческого, раннего и дош­кольного возраста;
2. задачи и содержание коррекционной работы с детьми учитыва­ют структуру,
степень и характер нарушений в развитии;
содержание и характер взаимодействия взрослых с детьми в разные периоды
детства различны;
3. материально-технические и медико-социальные условия, пред­метно
развивающая среда соответствуют образовательным и коррекционным задачам;
4. профессиональная подготовка специалистов направлена на ох­рану и
укрепление здоровья ребенка, его физическое и психичес­кое развитие,
коррекцию имеющихся у него отклонений. Кроме того, она должна постоянно
совершенствоваться и соответство­вать достижениям передовой науки и практики.
          Список использованной литературы
     1.Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика   М., 2002 г.
     2. Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом  М., 1996 г.