Каталог :: Налоги

Курсовая: Транспортный налог

                  Министерство образования Российской Федерации                  
                   Южно-Уральский государственный университет                   
                    Факультет сервиса и легкой промышленности                    
                    Кафедра «Экономика и менеджмент сервиса»                    
                          КУРСОВАЯ РАБОТА                          
                       ТЕМА: «НАЛОГИ»                       
                  По дисциплине «Экономика предприятий сервиса»                  
                              С – 382. 03. 153. КР                              
Руководитель:
«­­­­­­­­­­­­     » ____________2003г.
Выполнила: Бернштейн М.И.
«     » ____________2003г.
Работа защищена с оценкой:
«_______________»
«     » ____________2003г.
     Челябинск
     2004
     СОДЕРЖАНИЕ
     Введение. 4
     1. Транспортный налог. 5
     1. 1. Общие положения. 5
     1. 2.  Налогоплательщики. 6
     1. 3.  Объект налогообложения. 9
     1. 4.  Налоговая база. 11
     1. 5.  Налоговые ставки. 12
     1. 6. Порядок исчисления налога. 14
     1.7. Налоговый период,  порядок и сроки уплаты налога. 17
     1. 8. Налоговый учет. 18
     2. Практическая часть. 21
Заключение. 29
Список использованной литературы.. 30
Приложение. 31
                   Введение                   
Налоги являются одним из главных источников пополнения бюджетов различных
уровней. Важно знать и уметь правильно с ними обращаться, дабы не понести
ответственность перед законом и, в то же время, не получить лишние убытки для
своего предприятия или личного имущества.
     Целью данной работы является ознакомление с налогами и системой
налогообложения РФ, на примере конкретного налога.
     Объектом исследования данной работы является транспортный налог.
Для реализации цели работы необходимо выполнить следующие задачи:
·        изучить транспортный налог и порядок его исчисления, а также объекты
налогообложения, ставки, налоговую базу, порядок и сроки уплаты;
·        на практическом примере ознакомиться с порядком исчисления других
налогов РФ (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на доходы
физических лиц).
Тема данной работы является актуальной на сегодняшний день, так как
транспортный налог является новым для налогообложения. Плательщиками налога
являются как физические, так и юридические лица. Платить его должны владельцы
практически всех транспортных средств, будь то автомобиль, самолет или баржа.
А так как мало кто из организаций обходится без транспорта, то новый налог
коснется почти всех. Кроме того, в некоторых случаях налог придется платить и
тем фирмам, у которых транспортного средства нет и они пользуются им по
доверенности.
Поэтому важно знать: по каким ставкам облагается данный налог, кто является
налогоплательщиком, какова база налогообложения и какие могут
предусматриваться льготы в разных регионах, можно ли уменьшить
налогооблагаемую прибыль на сумму транспортного налога. Все это рассмотрено в
данной курсовой работе.
             1. Транспортный налог             
С 1 января 2003 года появился новый налог – транспортный. Он введен главой 28
«Транспортный налог» Налогового кодекса РФ в соответствии с Федеральным
Законом от 24 июля 2002 года № 110 – ФЗ.
Глава 28 Налогового кодекса РФ, как следует из Закона, должна была вступить в
силу по истечении месяца со дня его официального опубликования. Однако, в
соответствии со статьей 5 Налогового кодекса РФ, федеральные законы, вносящие
в Кодекс изменения в части установления новых законов, вступают в силу не
ранее 1 января года, следующего за годом их принятия. [«Домашний адвокат»,
2003 – № 4. с 12-15.]
         1. 1. Общие положения         
Транспортный налог устанавливается Налоговым Кодексом Российской Федерации и
законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в
соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о
налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта
Российской Федерации.
Транспортный налог является региональным. Поэтому платить его нужно только в
том случае, если органы власти того региона, где зарегистрировано
транспортное средство, приняли соответствующий закон и ввели его в действие с
1 января 2003 года. Вводя налог, законодательные (представительные) органы
субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах,
установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму
отчетности по данному налогу. [«Главбух», 2003 -№ 2. с. 40-46.]
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также
предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования
налогоплательщиком.
     Пример 1. 
На МУП «Троллейбусное депо г. Москвы» зарегистрировано 50 троллейбусов в ГАИ
г. Москвы. Согласно пункту «в» статьи 9 Закона г. Москвы от 23 октября 2002
г. № 48 «О транспортном налоге», этот налог не платят организации, которые
оказывают услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом
общего пользования. Причем только с тех транспортных средств, с помощью
которых эти услуги оказываются. Следовательно, МУП «Троллейбусное депо г.
Москвы» не должно платить транспортный налог по 50 троллейбусам.
        1. 2.  Налогоплательщики        
     Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с
законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства
(хотя бы одно), признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей
358 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено статьей 357 Налогового
кодекса РФ.
Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД
МВД Российской Федерации предусмотрено, что транспортные средства, за
исключением случаев, предусмотренных этими Правилами, регистрируются только
за собственниками транспортных средств – физическими или  юридическими
лицами, указанными:
·               в паспорте транспортного средства, предусмотренном Положением
о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденным
приказом МВД России, ГТК России и Госстандарта России от 30.06.97 г. №
399/388/195;
·               в справке-счете, или заключенном в установленном порядке
договоре, или ином документе, удостоверяющем правом собственности на
транспортное средство.
Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных
дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами
государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других
видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора) предусмотрено, что машины
регистрируются за физическими и юридическими лицами, указанными:
·               в документе, подтверждающем право собственности;
·               в паспорте самоходной машины и других видов техники (п. 2.1
Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных
и иных машин и прицепов к ним, утвержденных Минсельхозпродом России от
16.01.95 г.).
     Транспортные средства, зарегистрированные в других странах и временно
находящиеся на территории Российской Федерации сроком до шести месяцев,
регистрируются на владельцев указанных транспортных средств.
Таким образом, в отношении наземных транспортных средств указанные выше лица
будут являться налогоплательщиками транспортного налога.
Государственной регистрации в отношении водных судов подлежат право
собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения)
прав на него. Таким образом, в отношении судна, зарегистрированного в
Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге,
налогоплательщиком транспортного налога является собственник судна или
лицо, владеющее судном на праве хозяйственного ведения или оперативного
управления (в отношении транспортных средств, находящихся в государственной или
муниципальной собственности). В отношении судна, зарегистрированного в реестре
арендованных судов – фрахтователь судна.
Государственная регистрация гражданских воздушных судов РФ является
документальным подтверждением распространения юрисдикции Российской федерации
на данный экземпляр воздушного судна с вытекающими из этого обязательствами
собственника, эксплуатанта и государства. При этом определено, что воздушные
суда подлежат государственной регистрации на эксплуатанта (лицо,
представляющее документы для занесения воздушного судна в Государственный
реестр гражданских судов Российской Федерации).
Таким образом, в отношении воздушных судов именно эксплуатанты будут
являться налогоплательщиками транспортного  налога.
По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц,
приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и
распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования
настоящего Федерального закона (30 июля 2002 года), налогоплательщиком
является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых
зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган
по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных
транспортных средств.
Во всех остальных случаях налог платит владелец транспортного средства, на
которого оно зарегистрировано.
     Пример 2. 
Иванов А.С. является владельцем автомобиля «ВАЗ-2110», а также автомобиля
«Волга», зарегистрированных в ГИБДД.
В мае 2002 года Иванов А.С. по доверенности передал автомобиль  «ВАЗ-2110» В
распоряжение ООО «Прима» и сообщил об этом в налоговую инспекцию. А в августе
2002 года Иванов А.С. на основании доверенности передал автомобиль «Волга» в
распоряжение Петровой А. М.
Тогда с 1 января 2003 года транспортный налог по автомобилю «ВАЗ-2110»
обязано платить ООО «Прима». А налог по автомобилю «Волга» Иванов А.С. платит
сам, так как этот автомобиль был передан по доверенности Петровой А. М. после
30 июля 2002 года.
Документами, подтверждающими приобретение транспортных средств, могут являться:
договор купли-продажи;
·               справка-счет;
·               документы, выдаваемые органами, осуществляющими
государственную регистрацию (при государственной регистрации транспортных
средств на собственника транспортных средств).
Документами, подтверждающими передачу транспортных средств, могут являться:
·               расписка в получении транспортных средств;
·               документ, выдаваемый перевозчиками при отправке транспортных
средств получателю.
Документами, подтверждающими передачу на основании доверенности прав на
владение и распоряжение транспортным средством, могут являться:
·               доверенность на право, в том числе владения и распоряжения;
·               копия доверенности, заверенная нотариусом.
Документы, подтверждающие факт приобретения транспортных средств, факт
передачи транспортных средств и наличие доверенности, могут быть
предоставлены в налоговый орган лицом, на которое зарегистрированы
транспортные средства, вместе уведомление, предусмотренным ст. 357 Налогового
кодекса РФ. [Методические рекомендации по применению главы 28 «Транспортный
налог» части 2-ой Налогового кодекса РФ // «Все о налогах», 2003 - № 6-7.]
     1. 3.  Объект налогообложения     
     Объектом налогообложения признаются транспортные средства. В главе 28
Налогового кодекса РФ под транспортными средствами понимаются:
автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и
механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы,
яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы,
несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные
средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Исходя из данного определения, транспортные средства можно подразделить на:
·               наземные транспортные средства, к которым
относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные
машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы и мотосани;
·               водные транспортные средства, к которым
относятся теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы,
несамоходные (буксируемые суда) и другие водные транспортные средства;
·               воздушные транспортные средства, к которым
относятся самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства.
Некоторые транспортные средства не подлежат налогообложению. К ним относятся:
1.             весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью
не свыше 5 лошадиных сил;
2.             автомобили легковые, специально оборудованные для
использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя
до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы
социальной защиты населения в установленном законом порядке;
3.             промысловые морские и речные суда;
4.             пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда,
находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного
управления) организаций, основным видом деятельности которых является
осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
5.             тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные
автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы,
машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи,
технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных
товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для
производства сельскохозяйственной продукции;
6.             транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного
ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной
власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней
служба;
7.             транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии
подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным
органом;
     Пример 3.
В декабре 2002 года у ООО «Орион» был угнан легковой автомобиль «ВАЗ-2106».
ООО «Орион» заявило об этом в милицию. Там организации выдали справку о том,
что автомобиль угнан. В данном случае ООО «Орион» с 1 января 2003 года не
должно платить транспортный налог по автомобилю «ВАЗ-2106».
8.             самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.
         1. 4.  Налоговая база         
Согласно статье 359 Налогового кодекса РФ налоговая база для расчета
транспортного налога определяется:
1.       в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность
двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
2.       в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для
которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в
регистровых тоннах;
3.       в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в
подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, - как единица транспортного средства
.
Если организация имеет несколько транспортных средств, относящихся к первой и
ко второй группе, то налог необходимо считать по каждому транспортному
средству.
Если на балансе предприятия числится несколько транспортных средств,
относящихся к третьей группе, то при расчете налога нужно их количество
умножить на ставку, установленную региональным законом для такого транспорта.
                                                     
                         1. 5.  Налоговые ставки                         
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации
соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости
транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну
лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую
тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Налоговые ставки представлены в следующей таблице. (Таблица 1.).
                                                                      Таблица 1.
                  Налоговые ставки транспортного налога                  
     

Наименование объекта налогообложения

Налоговая ставка

(в рублях)

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

5

7

10

15

30

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно

свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно

свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)

2

4

10

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)

10

20

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

5

8

10

13

17

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)5

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно

свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)

5

10

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

10

20

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

20

40

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

25

50

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)25
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости)20
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)200
Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Например, предельная ставка для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил – 5 рублей за каждую лошадиную силу. Это значит, что в регионах аналогичная ставка может колебаться в пределах от 1 рубля (5руб. : 5) до 25 руб. (5 руб. ´ 5). Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств. [«Главбух», 2002 - № 15. с. 66-77.] 1. 6. Порядок исчисления налога Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога, если иное не предусмотрено статьей 362 Налогового кодекса РФ, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. В случае если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженного в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент – 1 кВт = 1,35962 л. с.). [Физические величины: справочник / А.П.Бабичев, Н.А. Бабушкина, А. М. Братковский и др. – М.: Энергоатомиздат, 1991. – 1232 с.] Округление производится с точностью до 2-го знака после запятой. Например, у предприятия находится в собственности транспортное средство – катер, мощность двигателя которого в метрических единицах мощности составляет 155,0 кВт. Для расчета налога переводим мощность в лошадиные силы: 155,0 ´ 1,35962 = 210,74 л.с. [Методические рекомендации по применению главы 28 «Транспортный налог» части 2-ой Налогового кодекса РФ // «Все о налогах», 2003 - № 6-7.] Так как в течение года количество транспортных средств, принадлежащих организации или физическому лицу, может меняться, то в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового периода необходимо использовать специальный понижающий коэффициент. Его рассчитывают следующим образом:

коэффициент =

количество месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на организацию

: 12 месяцев

А затем, чтобы рассчитать сам налог, нужно воспользоваться следующей формулой:

количество лошадиных сил или регистровые тонны или единица транспортного средства

´

ставка налога

´

коэффициент =

сумма налога

В расчет должны входить и те месяцы, в которых транспортное средство было зарегистрировано или снято с регистрации. При этом не важно, когда проходила регистрация: в начале или в конце месяца. А если транспорт зарегистрирован и снят с регистрации в течение одного месяца, то этот месяц считается как один. Пример 4. Предположим, что в апреле 2003 года ООО «Бриг» купило и зарегистрировало в ГАИ Московской области автомобиль «ВАЗ-2106». Мощность автомобиля – 70 лошадиных сил. Допустим, ООО «Бриг» использовало купленный автомобиль весь оставшийся год. Следовательно, в 2003 году «ВАЗ-2106» был зарегистрирован на ООО «Бриг» в течение девяти месяцев (с апреля по декабрь). Понижающий коэффициент рассчитывается так: 9 мес. : 12 мес. = 0,75. Согласно статье 1 Закона Московской области от 16 ноября 2002 г. № 129/2002- ОЗ «О транспортном налоге в Московской области», ставка транспортного налога для легковых автомобилей с мощностью до 100 лошадиных сил установлен в размере 6 руб. с каждой лошадиной силы. Транспортный налог, который необходимо уплатить в 2003 году, рассчитывается следующим образом: 70 л. с. ´ 6 руб. / л. с. ´ 0,75 = 315 руб. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год. Налоговые органы для осуществления администрирования нового налога должны провести организационные мероприятия по созданию базы данных о налогоплательщиках данного налога и транспортных средствах. [«Домашний адвокат», 2003 – № 4. с 12-15.] Все сведения, о регистрации транспортных средств и их владельцах, представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утверждаемым федеральным налоговым органом. 1.7. Налоговый период, порядок и сроки уплаты налога В соответствии со статьей 360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом начисления и уплаты транспортного налога признается календарный год. Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Местом нахождения транспортных средств в целях закона признается: а) для морских, речных и воздушных транспортных средств – место нахождения (жительства) собственника имущества; б) для транспортных средств, не указанных в пункте 2 «а» - место государственной регистрации, а при отсутствии такового – место нахождения (жительства) собственника имущества. Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов Российской Федерации, т.е. не позднее 20 января года, следующего за истекшим налоговым периодом. [«Домашний адвокат», 2003 – № 4. с 12-15.] В отличие от организаций физические лица, в том числе и индивидуальные предприниматели, сами транспортный налог не рассчитывают. За них это должен сделать налоговый орган по месту регистрации транспортного средства. А затем налоговая инспекция сообщает физическому лицу сумму налога. Сделать это она обязана не позднее 1 июня того года, за который уплачивается налог (п. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ). При этом гражданину вручается налоговое уведомление (см. приложение). В нем указываются размер налога, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление передается физическому лицу лично под расписку или другим способом, которым факт и дата получения прибыли будут подтверждены. А если налогоплательщик уклоняется от получения такого уведомления, то налоговая инспекция должна направить его по почте заказным письмом. Это письмо считается полученным через шесть дней с даты отправления. Такой порядок установлен статьей 52 Налогового кодекса РФ. [Смирнова Л. Б.Транспортный налог: порядок расчета и уплаты. // «Главбух», 2003 - № 2. С. 40 – 46.] Излишне внесенные суммы налога зачисляются в счет очередных платежей или возвращаются налогоплательщику в соответствующем порядке, установленном Налогового кодекса РФ. 1. 8. Налоговый учет Организации, переведенные на уплату единого сельскохозяйственного налога , транспортный налог не платят. А те организации, которые перешли с 1 января 2003 года на упрощенную систему налогообложения или на единый налог на вмененный доход, уплачивают его в обычном порядке. Пример 5. ОАО «РОЯЛЬ» находится в Санкт-Петербурге. Там же на него зарегистрирован катер мощностью 90 лошадиных сил. Ставка транспортного налога для катеров мощностью двигателя до 100 лошадиных сил установлена статьей 3 Закона г. Санкт-Петербурга от 4 ноября 2002 г. № 487-53 «О транспортном налоге» в размере 4,50 руб. с каждой лошадиной силы. Следовательно, транспортный налог, который ОАО «РОЯЛЬ» должно заплатить в 2003 году, составит: 90 л. с. ´ 4,50 руб./л. с. = 405 руб. Сумму транспортного налога можно включить в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ он относится к прочим расходам, которые учитываются при налогообложении прибыли. В какой момент это нужно сделать – зависит от учетной политики организации. Если предприятие определяет доходы и расходы для расчета прибыли кассовым методом, то включать суммы налога в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, нужно по мере его уплаты. А если учетной политикой организации утвержден метод начисления, тогда все будет зависеть от положений того региона, в котором зарегистрировано транспортное средство. Например, в соответствии с региональным законом налог уплачивается единовременно – по итогам налогового периода, то есть года. Тогда сумму начисленного налога нужно включить в расходы, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль, в декабре того года, за который уплачивается налог. Но региональные законы могут устанавливать и авансовые платежи по транспортному налогу. Тогда суммы авансов по транспортному налогу можно учесть при расчете налога на прибыль в том периоде, за который были перечислены авансовые платежи. Пример 6. На ЗАО «Парус» зарегистрирован в ГАИ г. Москвы легковой автомобиль Audi 100 с мощностью двигателя 150 лошадиных сил. На этом автомобиле ездит директор ЗАО «Парус». Поэтому бухгалтер ЗАО «Парус» относит сумму начисленного налога на счет 26 «Общехозяйственные расходы». Согласно статье 6 Закона г. Москвы от 23 октября 2002 г. № 48 «О транспортном налоге», ставка транспортного налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя от 100 до 150 лошадиных сил равна 15 руб. с одной лошадиной силы. Следовательно, транспортный налог ЗАО «Парус» за 2003 год составит: 150 л. с. ´ 15 руб. = 2250 руб. Согласно пунктам 2 и 3 статьи 8 Закона г. Москвы № 48, организации должны заплатить транспортный налог и подать налоговую декларацию до 20 января года, следующего за истекшим налоговым периодом. Следовательно, ЗАО «Парус» должно заплатить транспортный налог за 2003 год и подать налоговую декларацию до 20 января 2004 года. ЗАО «Парус» определяет доходы и расходы при расчете налога на прибыль методом начисления. Предположим, что ЗАО «Парус» заплатило транспортный налог за 2003 год 30 декабря 2003 года, а декларацию подало 12 января 2004 года. В бухгалтерском учете ЗАО «Парус» в декабре 2003 года будут сделаны следующие проводки: ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу» – 2250 руб. – начислен транспортный налог; ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу» КРЕДИТ 51 – 2250 руб. уплачен транспортный налог в бюджет. Исчисляя налог на прибыль, ЗАО «Парус» в состав расходов включит 2250 руб. в расходы за декабрь 2003 года. В целом можно сказать, что транспортный налог является простым для налогообложения. Ставки налога фиксированы, объекты – конкретны, а налоговая база определяется четко. Также транспортный налог можно использовать для уменьшения налогооблагаемой прибыли. 2. Практическая часть (Вариант 2) Задача № 1. Налог на добавленную стоимость Организация является плательщиком НДС. Основной вид деятельности – производство и оптовая реализация продукции бытового назначения. Вся продукция облагается НДС по ставке 20 %. Учетная политика организации для целей налогообложения по налогу на добавленную стоимость – по мере поступления от покупателей оплаты за продукцию. Ежемесячные в течение квартала суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж превышают 1 млн. рублей. Операции за октябрь:
№ п/пСодержание операцииСумма, всегов т. ч. НДС (20%)
1Отгружена продукция, выставлен счет-фактура покупателю

370 229,93

61 704,99

2Получен аванс от покупателя в счет предстоящей поставки продукции

307 200,00

51 200,00

3Оплачено поставщику за ранее полученные и оприходованные основные средства

672 000,00

112 000,00

4Оплачено поставщику за ранее полученные и оприходованные материалы

24 000,00

4 000,00

5Оприходованы материалы, получен счет-фактура от поставщика за материалы, оплаченные авансом в предыдущем налоговом периоде

43 200,00

7 200,00

6Отгружена продукция, выставлен счет-фактура покупателю, одновременно поступили средства на расчетный счет

492 000,00

82 000,00

7Отражена реализация (выставлен счет-фактура) покупателю, платившему поставку авансом в предыдущем налоговом периоде

343 200,00

57 200,00

Установить налоговый период для данной организации, сумму НДС, подлежащего начислению, зачету из бюджета, уплате в бюджет, сроки подачи налоговой декларации и уплаты налога за отчетный период. Решение: Налоговым периодом для данной организации является календарный месяц, так как ежемесячные в течение квартала суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж превышают 1 млн. рублей. Срок подачи декларации и уплаты налога для данной организации ограничен до 20-го числа месяца, следующего за отчетным. На 1 октября на счетах организации при реализации товаров в счет авансов в сентябре образовались следующие остатки: Было оплачено поставщику за ранее полученные и оприходованные основные средства 672 000 р., из них НДС составил 112 000 р. Дебет 01 Кредит 60 – 560 000 р. Дебет 19 Кредит 60 – 112 000 р. Оприходованы материалы, оплаченные авансом в предыдущем налоговом периоде на сумму 43 200 р., в том числе НДС – 7 200 р. Дебет 60 Кредит 51 – 43 200 р. Отражена реализация (выставлен счет-фактура) покупателю, платившему поставку авансом в предыдущем налоговом периоде – Дебет 51 Кредит 62 – 343 200 р. (в том числе начислен в бюджет в сентябре НДС = 57 200 р.)
68 Начисленный НДС

К вычету:

- с авансов

57200

51200

- по ОС

112000

82000

- по материалам

4000

7200

180400

133200

Итак, в октябре необходимо начислить в бюджет НДС в сумме 133200 р. К вычету же по приобретенным ценностям полагается 180400 р. Тогда НДС к уплате в бюджет будет равен 133200 р. – 180400 р. = - 47200 р. На основании данных расчетов можно заполнить таблицу:
БазаПроцент НДССумма налога на добавленную стоимость

1) Реализовано товаров

2) Начислено с авансов

492 000

256 000

20

20

82 000

51 200

Всего начислено133200

Налоговые вычеты

1) По приобретенным материалам

2) По приобретенным основным средствам

3) Вычеты с авансов

56 000

560 000

286 000

20

20

20

11 200

112 000

57200

Итого к вычету180400
1) Итого к уплате в бюджет ¾¾¾
2) Итого к возврату из бюджета 47 200