Каталог :: Налоги

Реферат: Подоходный налог с физических лиц

Институт финансов, экономики и права офицеров запаса
                                

Реферат

по дисциплине: Налоги и налогообложение Тема: Подоходный налог с физических лиц Учебная группа: ФЗ-5 Выполнил ст. : Горшков Максим Владимирович Руководитель: Селеверстова Н. А.

Москва-2000

План. · Сущность налогов. · История возникновения и практика применения подоходного налога. · Законодательная база. · Элементы подоходного налога. · Проблемы современной системы подоходного налогообложения физических лиц РФ. · Подоходное налогообложение в США. · Заключение. · Литература.

1. Сущность налогов

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства»,- справедливо подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий – рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства. Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного платежа и составляет сущность налога . Платежи осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта: · Работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход; · Хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства. Под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, необходимых для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Чрезвычайно важны принципы налогообложения. А. Смит в своем классическом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов» считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Подданные государства, отмечал его российский последователь Н. И. Тургенев, должны давать «средства к достижению цели общества или государства» каждый по возможности и соизмеримо своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика». Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения. Перечисленные принципы налогообложения учитывались и при формировании новой налоговой системы России, адекватной рыночным преобразованиям. С 1 января 1992 года был введен в действие Закон РФ от 27 декабря 1991 года №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Впоследствии в Закон вносились изменения и дополнения, корректирующие механизм налогообложения и структуру налогов. 2. История возникновения и практика применения подоходного налога Подоходный налог в России (в современном смысле) был введен 1916 году и распространялся на граждан, чей доход превышал прожиточный минимум — 850 рублей в год. Платежи распределялись на 91 категорию граждан, ставки колебались от минимальной — 6 рублей (с дохода свыше 850 рублей до 900 рублей) до максимальной до 48000 рублей (с дохода свыше 400000 рублей). В период натурализации хозяйства и обесценения денег поступления подоходного налога резко снизились и его практически отменили. При НЭПе взимание подоходного налога возобновилось параллельно с имущественным обложением под общим названием подоходно-имущественный налог (1922 год). В 1943 году был введен новый подоходный налог, его уплачивали граждане СССР, имеющие самостоятельный источник дохода, независимо от места проживания, иностранные граждане и лица без гражданства, получающие доходы на территории СССР. Основное место в системе налогообложения физических лиц в современной России занимает подоходный налог, который в наибольшей доле (86%) взимается в бюджет субъектов федерации (региональный бюджет)[i] . Переход к рыночной экономике создает предпосылки для роста личных доходов граждан. В этих условиях должно применяться прогрессивное налогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков граждан изымать у них в увеличенных размерах денежные средства, необходимые для проведения социальных программ. Делает это государство, главным образом, с помощью подоходного налога с физических лиц. Исторически, объектами подоходного налога выступали доходы плательщиков (физических лиц). Сложились 2 формы построения подоходного налога : шедулярная и глобальная. Шедулярная форма появилась в Великобритании и предполагала разделение дохода на части (шедулы) в зависимости от источника дохода (заработная плата, дивиденды, рента), обложение каждой шедулы происходило отдельно. Глобальная форма предполагала обложение совокупного дохода плательщика независимо от источника дохода (возникла в Пруссии). В настоящее время за рубежом облагается чистый доход плательщика за минусом разрешенных законом вычетов и налоговых льгот, к которым относятся необлагаемый минимум, профессиональные расходы, семейные скидки, скидки на детей и иждивенцев, взносы в фонды и т. п. Список исключений в разных странах различен и зависит от национальных особенностей и традиций. И хотя законодательство многих стран провозглашает равные возможности для всех плательщиков в использовании налоговых скидок, в реальной жизни многие льготы являются лишь привилегией очень состоятельных слоев населения. В развитых странах для этих групп населения из получаемого ими валового дохода исключаются : · взносы в благотворительные фонды; · отчисления на ведение избирательной компании; · членские взносы в деловые клубы и спортивные ассоциации и т. д. В Великобритании, ФРГ, Португалии освобождаются от обложения разовые пособия, премии руководителям, в Бельгии и Нидерландах — натуральные материальные блага (домашняя прислуга, телохранители и пр.) В послевоенные годы в развитых странах наблюдался рост налоговых поступлений (в т. ч. и подоходного налога) в бюджет. Это объясняется следующими фактами : номинальное повышение доходов населения, инфляционные процессы и как следствие этого – индексация заработной платы, а также ужесточение контроля за платежами. В настоящее время в развитых странах 30-40% всех доходов населения изымается с помощью подоходного налога. Этот налог стал массовым и распространяется на большинство членов общества. Ставки подоходного налога построены по сложной прогрессии. В последние годы произошло резкое сокращение максимальных ставок и их количества, наметилась тенденция к более пропорциональному налогообложению. Это очень важно. При подоходном налогообложении очень трудно рассчитать оптимальные ставки налогов. Если ставки высоки, то подрывается стимул к нововведениям, рискованным проектам; в высоких ставках налогов таится опасность снижения трудовой активности людей. Американские эксперты во главе с профессором Лаффером теоретически доказали, что при ставке налога более 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом. Трудно рассчитывать на то, что можно теоретически обосновать идеальную шкалу налогообложения доходов. Она должна быть откорректирована на практике. Немаловажное значение в ее справедливости имеют национальные, психологические и культурные факторы. Американцы, например, считают, что при такой шкале налогообложения, которая существует в Швеции —— 75%, в США никто бы не стал вкладывать капитал в производство. Так, рост производственной активности в США после налоговой реформы 1986 года в значительной степени был связан со снижением предельных ставок налогообложения. Таким образом кривая Лаффера, скорректированная в соответствии с реальностью, приобретает следующий вид :
Кривая Лаффера
Уровень дело- вой активности 25 50 75 100 ставка процента (%) Высшая ставка налога должна находиться в пределах50-70%. 3. Законодательная база В настоящее время порядок налогообложения доходов граждан России регулируется Законом Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц», принятый Верховным Советом Российской Федерации 7 декабря 1991 года и вступивший в силу с 01.01.1992 года с изменениями и дополнениями и инструкцией №35 Государственной Налоговой Службы Российской Федерации (сейчас Министерство по налогам и сборам РФ) по применению Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» (последнее изменение внесено Приказом МНС РФ от 28.04.99 №ГБ- 3-08.107). Закон о подоходном налоге определяет его плательщиков, объект налогообложения, доходы, не подлежащие налогообложению, ставки налога, порядок исчисления и перечисления налога в бюджет, а также меры ответственности за нарушение данного закона. За время действия данного закона в него были внесены изменения и дополнения Федеральными законами (последнее изменение внесено Федеральным законом от 02.01.2000 №19-ФЗ). В них четко определена дата получения дохода физическим лицом в календарном году. Это сделано для того, чтобы начисление дохода без его выплаты (например, в случае задержки заработной платы) не являлось основанием для включения начисленной суммы в совокупный годовой доход и удержания подоходного налога. Существенно изменен порядок предоставления физическим лицам вычетов «на себя» и «на иждивенцев» (ст. 3, пп. 4, 6(б)) . Сумма вычетов поставлена в зависимость от размера совокупного дохода, начисленного нарастающим итогом (табл. 1). Таблица 1

Размер дохода, исчисленный с начала календарного года нарастающим итогом.

Количество вычетов кратных МРОТ на гражданина и на иждивенца.

До 15000 руб. включительно2 МРОТ
От 15000 руб. 01 коп. до 50000 руб.1 МРОТ
Свыше 50000 руб.Вычеты не производятся
Начиная с 1998 года физическим лицам, получающим доходы не по основному месту работы, не предоставляются вычеты на суммы : · удержанных взносов в Пенсионный Фонд; · перечисленным по заявлениям граждан на благотворительные цели и на добровольное противопожарное страхование. Эти вычеты будут предоставлены гражданам только при подаче ими налоговых деклараций в налоговые органы по месту жительства. Также стоит обратить внимание на то, что если по ранее действующему законодательству исчисление налог производилось в полных рублях, а копейки независимо от их количества отбрасывались, то начиная с 1998 года сумма налога определяется в полных рублях. При этом менее 5 копеек отбрасываются , а 50 и более копеек округляются до полного рубля в сторону увеличения. Внесены изменения в порядок перечисления налога. По ранее действующему законодательству вся сумма налога перечислялась в бюджет по месту нахождения организации. В настоящий момент головные организации обязаны перечислять налог за филиалы и другие свои обособленные подразделения, не имеющие счетов в банках, по месту нахождения указанных филиалов, одновременно с перечислением средств на оплату труда. Изменен размер пени. Раньше за каждый день просрочки при несвоевременном перечислении подоходного налога с организации взимались пени в размере 0,5%, теперь ее размер будет составлять одну трехсотую долю от ставки рефинансирования Центробанка России действующей в это время. Так при ставке рефинансирования 60% размер пени составит 0,2% вместо 0,5. Наряду с Федеральным Законом в России действует инструкция Государственной налоговой службы Российской Федерации №35, которая носит вспомогательный, разъяснительный характер по применению «Закона о подоходном налоге с физических лиц». 4. Элементы подоходного налога Подоходный налог имеет статус федерального налога. Он действует и взимается на всей территории России на основании Закона «О подоходном налоге с физических лиц» (см. выше). Плательщиками подоходного налога являются физические лица (граждане Российской Федерации, граждане государств, входивших в состав бывшего СССР, граждане других государств и лица без гражданства), как имеющие так и не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации. К гражданам, которые рассматриваются как имеющие постоянное местожительства в Российской Федерации, относятся граждане находящиеся в Российской Федерации в общей сложности не менее 183 дней в календарном году. Объектом налогообложения является совокупный доход полученный в календарном году, как на территории Российской Федерации, включающей в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, а также экономическую зону и континентальный шельф, так и за пределами Российской Федерации в денежной (в рублях или иностранной валюте) и натуральной форме. Доходы в иностранной валюте для целей налогообложения пересчитываются в рубли по курсу Центробанка России, действовавшему на дату получения дохода. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются в составе совокупного годового дохода по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода. В состав совокупного дохода физических лиц включаются заработная плата, премии, другие вознаграждения, а также стоимость материальных и социальных благ, предоставляемых предприятием (например, суммы единовременных пособий лицам, уходящим на пенсию, оплата коммунально-бытовых услуг, оплата проезда к месту работы и обратно, оплата питания сотрудников и т. п.), их полный перечень приведен в Законе. Облагаемый налогом совокупный налог уменьшается на сумму удержанную в Пенсионный Фонд Российской Федерации. Кроме того в совокупный годовой доход граждан не включаются : · пособия выплачиваемые при рождении ребенка; · пособия инвалидам с детства; · пособия многодетным и одиноким матерям; · выходные пособия выплачиваемые при увольнении; · компенсационные выплаты работникам и т. д. (полный перечень приведен в законе) Также для ослабления тяжести подоходного налога и оказания поддержки некоторым менее защищенным социальным слоям населения в законе предусматривается освобождение от налогообложения отдельных видов доходов этих граждан, к ним относятся Герои Советского Союза и Российской Федерации, лица награжденные орденом Славы трех степеней, инвалиды войн и т. д. (см. Закон). Они имеют право на вычет 5-кратного размера минимальной оплаты труда из совокупного дохода (см. Закон). В России принята единая шкала ставок для всех граждан независимо от источника дохода (табл. 2). Таблица 2 Подоходный налог с облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году, (с учетом последнего изменения) взимается по следующим ставкам:

Размер облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году

Ставка налога

До 50 000 руб. 12 процентов
От 50 001 руб. до 150 000 руб. 6 000 руб. + 20 процентов с суммы, превышающей 50 000 руб
От 150 001 руб. и выше 26 000 руб. + 30 процентов с суммы, превышающей 150 000 руб.
Порядок исчисления подоходного налога не претерпел значительных изменений с 1992 годом. В совокупный доход за год включаются все начисленные и выплаченные доходы того налогооблагаемого периода, за который они выданы, Подоходный налог исчисляется по следующей формуле : Н = [(С-ΣЛ)* К]/100 , где Н – подоходный налог С – совокупный доход Л – законодательно установленные льготы К – ставка подоходного налога в % Подоходный налог подлежащий перечислению в бюджет рассчитывается по следующей формуле : Н = [(С-ΣЛ)* К]/100-Н1 , где Н1 – подоходный налог с физических лиц удержанный в предыдущем периоде 5. Проблемы современной системы подоходного налогообложения физических лиц в РФ. Сейчас уже никто не отрицает тот факт, что чрезмерно высокие налоги - это негативное явление, порождающее спад производства, снижение предпринимательской активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также массовое стремление предпринимателя и населения к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности инфляционных процессов в обществе. Такая ситуация отражает современную действительность России, когда огромный дефицит государственного бюджета требует постоянного роста доходных источников путем увеличения налоговых поступлений. В этом, в частности, заключается одна из основных трудностей установления более или менее оптимальных границ колебания налоговых ставок в нашей стране. Необходимо отметить основные недостатки системы налогообложения населения в России: 1. Чрезмерная тяжесть налогового бремени. 2. Нестабильность, сложность , запутанность и неоднозначность нормативной базы и процедур налогообложения, приводящие к большим затратам на содержание налоговой системы. 3. Однобоко фискальная направленность налогообложения, недостаточное его использование в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности. 4. Значительные возможности уклонения от уплаты налогов, стимулирующие развитие теневой экономики, коррупции и организованной преступности и, разумеется, приводящие к недобору поступлений. Для того, чтобы по возможности устранить эти недостатки надо придерживаться принципов рациональной налоговой политики: Простота. Установление налога и его сбор не должны сопровождаться созданием гигантских бюрократических машин, применением неисчислимых форм отчетности, непосильной работой бухгалтерских служб предприятия и усердным "бумагомаранием" граждан. Фискальная эффективность. Расходы государства и налогоплательщиков, связанные с взиманием налогов должны быть многократно меньше сумм налоговых поступлений, в противном случае на финансирование основных расходов государства мало что останется. Хотя проблема усовершенствования и минимизации расходов по сбору налогов не являестся наиглавнейшей, о ней нельзя забывать, так как совершенствуя эту стадию обращения налоговых средств, повышая е эффективность, можно усовершенствовать в целом весь процесс сбора налогов. Кроме того, необходимо максимизировать общую массу доходов от налогов, а не ставки последних. Это требование совершенно справедливо, так как достижение максимальной эффективности достигается в большинстве случаев путем качественного скачка (совершенствование процесса сбора налогов, устранение возможности к неуплате), а не количественного увеличения (в данном случае ставок налогов). Блокирование тенденции к уклонению от уплаты налогов. При введении того или иного налога и установлении процедур его взимания необходимо обеспечить невозможность уклонения от его уплаты. Универсальность. Ставки налогообложения и нормативы распределения доходов между бюджетами разного уровня должны быть максимально унифицированы, подходить для различных категорий налогоплательщиков. В последнее время одной из актуальнейших проблем налогообложения выявляется наряду с проблемой сбора налогов, проблемы распределения налоговых сборов в особенности между бюджетами различных уровней по вертикали. Здесь можно выделить тяжелейшую проблему задержек платежей, зарплат вследствие намеренных задержек при переводе средств, поэтому даже имея более менее приемлемую тактику сбора налогов, мы сталкиваемся с проблемой распределения. Защищенность доходов не только бюджета, но и налогоплательщиков от инфляции. Действующая система налогообложения учитывает фактор инфляции только в интересах бюджета. Очевидно, что действующая система налогообложения в России не отвечает ни одному из перечисленных критериев. Существует множество точек зрения на проблему, как усовершенствовать систему налогообложения населения. Возможно, имеет смысл установить шкалу налогообложения физических лиц в зависимости не от абсолютных сумм полученных доходов, а от величин, кратных минимальной месячной оплате труда, действующей в Российской Федерации. В условиях повышения предельной ставки подоходного налога особую остроту приобретают проблемы перекрытия каналов ухода высокообеспеченной части населения от уплаты этого налога. Один из наиболее эффективных путей для достижения этого заключается в следующем: необходимо кроме учета доходов установить действенный контроль за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам. Речь идет о том, чтобы законодательно обязать лиц, приобретающих или имеющих в собственности имущество особо крупной стоимости, допустим, не менее 1000- кратного размера минимальной месячной оплаты труда, представлять налоговому органу декларацию с указанием всех источников и размеров доходов, обеспечивающих приобретение имущества и фактической уплаты с этих доходов подоходного налога. Главное здесь - сделать налогообложение физических лиц более социально справедливым. В этих целях также следовало бы рассмотреть вопрос о значительном сокращении количества и уровня многочисленных подоходных налоговых льгот. Думается, что пришло время в принципе изменить систему поддержки отдельных слоев населения, и делать это не через налоговые льготы, а через пенсии и пособия. Перед налогами должны быть равны все - и пенсионер, и предприниматель, и Президент. Вполне правомерна постановка вопроса об отнесении к экономически необоснованной налоговой форме и такого платежа, как подоходный налог с суммы жалованья, выплачиваемого из бюджетных средств работникам бюджетных сфер деятельности. Более того, сфера применения этого налога может значительно расшириться, поскольку проект Налогового кодекса вносит для законодательного оформления положение о налогообложении доходов военнослужащих. Платеж в виде подоходного налога с жалованья работников бюджетных сфер деятельности (за исключением коммерческих доходов) не может быть классифицирован как собственно налог. Работники бюджетных сфер, в том числе и военнослужащие, получая не заработную плату, а жалованье от государства, лишены возможности приращивать его в зависимости от качества и количества вложенного труда. Коммерческая деятельность в данном случае не рассматривается. Здесь налог теряет свое сущностное содержание, т. е. перестает быть производным от величины стоимости, созданной в производстве. Взимание этого налога представляет собой искусственно созданный перераспределительный процесс. Налогооблагаемой базой по подоходному налогу с работников бюджетных сфер является жалованье, выплачиваемое из бюджета. В бюджете эти средства формируются в основном за счет налоговых изъятий. Жалованье по своей экономической сущности не относиться к категории «заработная плата» – объективно порождаемой распределением вновь созданной стоимости и являющейся той отправной основной, при распределении которой возникают финансовые отношения. Только в составе этих финансовых отношений могут складываться налоговые отношения. В противном случае получается, что мы берем налог с сумм, сформированных в бюджете в основном теми же налогами. Вышеназванное несоответствие (в отношении подоходного налога с работников бюджетных сфер) может быть устранено за счет уменьшения жалованья на сумму налоговых изъятий. 6. Подоходное налогообложение в США Налоговая система Соединенных Штатов Америки развивается уже более двухсот лет и способствует развитию рыночных отношений. Она отвечает задачам не только фискальным – обеспечить доходами федеральный бюджет, бюджеты штатов и местные бюджеты. Налоги в США выступают в качестве инструмента регулирования экономики. Формирование и движение бюджетных средств занимают центральное место в реализации экономической политики государства. Основным звеном в финансовой системе США является бюджет федерального правительства. Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет (табл. 3).

Таблица 3

Структура доходов федерального бюджета США в 1992 г.

Виды доходов

Размер дохода,

Млрд. долл.

Удельный вес, %

Подоходный налог с физических лиц

529,545,5
Отчисления в фонды социального страхования429,336,8
Налог на прибыль корпораций101,98,7
Акцизы47,84,1
Налог с наследства и дарения13,31,1
Таможенные пошлины19,31,7
Прочие доходы, включая государственные пошлины23,92,1
Всего доходов1165,0100,0
Самой крупной статьей доходов, как видно из табл. 2, является подоходный налог, уплачиваемый физическими лицами. Налог взимается по прогрессивной шкале. Имеется не облагаемый налогом минимум доходов и три налоговых ставки. Налогом может облагаться либо отдельный человек, либо семья. В последнем случае суммируются все виды доходов членов семьи за год. Исчисление налога производится так. Суммируются все полученные доходы: заработная плата, доход от предпринимательской деятельности, пенсии и пособия, выплачиваемые частными пенсионными и страховыми фондами, государственные пособия свыше определенной суммы, доход от ценных бумаг и т.д. Доход от продажи имущества и ценных бумаг облагается либо специальным налогом, либо в составе личного дохода. Из полученного совокупного валового дохода вычитаются деловые издержки, связанные с его получением. Сюда относят затраты, связанные с предпринимательской деятельностью, расходы на приобретение и содержание капитальных активов – земельный участок, здание, оборудование, текущие производственные расходы. Данные затраты учитываются не только у предпринимателей, но и у людей свободных профессий. Далее можно вычесть расходы на спецодежду, транспортные и некоторые другие расходы, непосредственно связанные с производственной деятельностью. Полностью или частично исключаются еще некоторые виды доходов: 50% доходов от реализации долгосрочных капитальных активов, проценты по облигациям, выпущенным властями штатов или местными органами управления, некоторые виды выплат из государственных и частных фондов социального страхования. После вычетов получается чистый доход плательщика. Далее из величины чистого дохода вычитаются индивидуальные налоговые льготы. Прежде всего это необлагаемый минимум доходов. Кроме необлагаемого минимума чистый доход уменьшается на взносы в благотворительные фонды, налоги, уплаченные властям штата, местные налоги, суммы алиментов, расходы на медицинское обслуживание (в размерах, не превышающих 15% облагаемой суммы), проценты по личным долгам и ипотечному долгу в залог недвижимости. После вычетов образуется необлагаемый доход. Необлагаемый минимум доходов является переменной величиной, имеющей тенденцию к увеличению. В начале 90-х годов он равнялся 3 тыс. долл., а для супругов, заполняющих совместную декларацию, - 5 тыс. долл. Ставки подоходного налога приведены в табл. 4.

Таблица 4

Ставки подоходного налога

Налогооблагаемый доход, долл.

Налоговая ставка, %

Супружеская пара

Одинокий глава семьи

Одинокий человек

Совместные доходы

Раздельные доходы

0 – 29 7500 – 14 8750 – 23 9000 – 17 85015
29 751 – 71 90014 876 – 35 95023 901 – 61 65017 851 – 43 15028
71 901 – 149 25035 951 – 113 30061 651 – 123 79043 151 – 89 56033
Свыше 149 250Свыше 113 300Свыше 123 790Свыше 89 56028
Можно проследить эволюцию ставок подоходного налога в США. До 1986 г. действовала сложная система из 14 ставок от 11 до 50%. По реформе 1986 г. на следующий год было введено 5 ставок: 11%, 15, 28, 35 и 38,5% в зависимости от облагаемого дохода и семейного положения налогоплательщика. Указанная в табл. 3 система введена с 1988 г. Интервалы доходов, в которых действуют налоговые ставки, могут уточняться и изменяться при формировании бюджета. Таким образом, основное направление развития подоходного обложения ведет к упрощению шкалы ставок, снижению максимального уровня налога, увеличению необлагаемого минимума. Но одновременно уменьшается и количество налоговых льгот. 7. Заключение Таким образом, рассмотрев основные вопросы плана данной работы, раскрыв сущность и функции налогов вообще и налогов с физических лиц в частности, показав обобщенную информацию о налогах с населения (их видах, ставках и пр.) в России, обосновав их неотъемлемую роль в налоговой системе любого государства, путем раскрытия их места и роли в налоговой системе Российской Федерации и сопоставления отечественной системы с системами стран с развитой рыночной экономикой, можно сделать следующие выводы. Налоги с населения - неотъемлемая часть функционирования экономики любой страны. Во всех ведущих экономически развитых странах мира один из таких видов налога с населения, как подоходный налог с физических лиц , является основной частью дохода федерального бюджета. В нашей же стране основное налоговое бремя пока ложиться на юридические лица. Этот фактор я считаю одним из важнейших недостатков налоговой системы нашей страны. По моему мнению центр тяжести должен быть перенесен на подоходный налог с физических лиц. Но и сами налоги с населения имеют большой ряд недостатков. Одним из таких недостатков является непрогрессивность налогов. Большинство населения облагается по минимальной ставке. Следствием этого служит сокрытие налогов высокообеспеченной части населения. Необходимо предотвратить утечку капитала по этим каналам. Наша система налогообложения населения слишком громоздка и требует упрощения, посредством отмены множества льгот и скидок. Сейчас в России образуется множество новых видов получения доходов населения, а налоговое законодательство не отражает все их виды. Вполне логично предположить, что дальнейшее совершенствование законодательной базы относительно подоходного налогообложения физических лиц позволит более эффективно развиваться рыночной экономике нашей страны, и задача каждого будущего экономиста состоит в настойчивом овладении теоретической базой налоговедения и четком понимании происходящих социально экономических процессов в России. 8. Литература 1. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. №2118-1 “Об основах налоговой системы в РФ”. 2. Закон РФ от 7 декабря 1991 г. №1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц". 3. Инструкция Госналогслужбы РФ от 29 июня 1995 года №35 «По применению Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц». 4. Указ Президента РФ от 8 мая 1996 г.№685 “Об основных направлениях налоговой реформы в РФ и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины” (с изменениями от 3 апреля 1997 г.) 5. Камаев В. Д. "Экономическая теория", М.:1998. 6. Смит А. “Исследования о природе и причинах богатства народов”, пер. с англ. - М. 1962. 7. Черник Д. Г. "Налоги. " М.:Финансы и статистика, 1995. 8. Черник Д. Г. "Налоговая система России", М.:1999. 9. Юткина Т. Ф. "Налоги и налогообложение", М.:1999.