Каталог :: Налоги

Контрольная: Налоговая система Украины

     План КОНТРОЛЬНОйЇРаБОТЫ
1. Основные обязанности налогоплательщиков.....................................3
2. Классификация налоговых ставок..............................................5
3. Порядок расчета и уплаты акцизного сбора....................................7
4. Понятие «двойное налогообложение»...........................................8
5. Задача.....................................................................11
6. Литература.................................................................12
1. ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
Обязанности налогоплательщика устанавливаются только совокупностью элементов
закона о налоге. Можно выделить существенные и факультативные элементы закона
о налоге.
Существенными элементами закона о налоге являются те элементы, без которых
налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться
определенными. К ним относятся: налогоплательщик (субъект налога), объект
налога, предмет налога, масштаб налога, метод учета налоговой базы, налоговый
период, единица налогообложения, налоговая ставка и метод налогообложения,
порядок исчисления налога, отчетный период, сроки уплаты налога, способы и
порядок уплаты налога.
Факультативными элементами закона о налоге могут считаться те, отсутствие
которых не влияет на степень определенности налогового обязательства, однако
существенно снижает гарантии надлежащего исполнения этого обязательства. К
ним относятся: порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм
налога, ответственность за налоговые правоотношения, налоговые льготы.
Установить элемент закона о налоге - значит принять (утвердить, узаконить)
что-либо в качестве одного из оснований возникновения налогового
обязательства или способа его исполнения. Определить элемент закона о налоге
- значит описать фактическую сторону элемента, выделить его из прочих сходных
явлений  (предметов, обстоятельств) на основе каких-либо признаков, данных.
     Субъект налогообложения - это лицо, на котором лежит юридическая
обязанность уплатить налог за счет собственных средств.
С понятием "субъект налогообложения" тесно связано понятие "носитель налога"
- лицо, которое несет тяжесть налогообложения в итоге.
Налог уплачивается за счет собственных средств субъекта налогообложения.
Однако, от имени налогоплательщика налог может быть уплачен и иным лицом
(представителем).
     Налогоплательщики обязаны: 
·     уплачивать законно установленные налоги;
·     встать на учет в органах Государственной налоговой службы Украины;
·     вести в установленном порядке бухгалтерский учет и вносить исправления
в отчетность;
·     предоставлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке
налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать;
·     предоставлять налоговым органам и их должностным лицам документы,
необходимые для исчисления и уплаты налогов;
·     выполнять законные требования налогового органа об устранении
выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не
препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при
исполнении ими своих служебных обязанностей;
·     предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в
случаях и порядке, предусмотренном Законом Украины;
·     в течение установленного срока обеспечивать сохранность данных
бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты
налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для
организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные)
налоги;
·     нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и
сборах.
     Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели -
помимо обязанностей, предусмотренных ст.9 Закона Украины от 2 февраля 1994
года, обязаны сообщать в налоговый орган по месту учета:
·      об открытии или закрытии счетов;
·      обо всех случаях участия в украинских и иностранных организациях;
·      обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Украины,
- в 20-дневный срок после включения в ЕГРПО Украины;
·      о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности
(банкротстве), ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со
дня принятия такого решения;
·      об изменении своего места нахождения.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВЫХ СТАВОК
Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах
государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания
налогов, т.е. определяются элементы налога.
К ним относятся:
а) субъект налога или налогоплательщик  - лицо, на которое законом
возложена обязанность уплачивать налог. Однако через механизм цен налоговое
бремя может перекладываться на другое лицо поэтому рассматривают и
б) носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог;
в) объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог
(заработная плата, ценные бумаги, прибыль, недвижимое имущество, товары  и
т.д.);
г) источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог;
д) ставка налога - важный элемент налога, который определяет величину
налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной
площади, единица измерения товара и т.д.).
     Налоговая ставка – это законодательно установленный размер налога на
единицу обложения. Существуют два подхода к установлению налоговых ставок:
универсальный и дифференцированный. При универсальном - устанавливается единая
для всех плательщиков ставка, при дифференцированном – несколько.
Дифференциация ставок может происходить в двух направлениях. Первое – в разрезе
плательщиков, когда для большинства плательщиков выделяется основная ставка, а
также сниженные и повышенные ставки для отдельных плательщиков. Второе – в
разрезе разных характеристик и оценок объекта налогообложения. Цель
установления как единых, так и дифференцированных ставок одна – создание или
одинаковых, или разных условий налогообложения для всех плательщиков.
Различают фиксированные, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные 
налоговые ставки.
1. Фиксированные ставки устанавливаются в абсолютной сумме на
единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или
газа).
2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении
к объекту налога без учета дифференциации его величины (например, действовавший
в СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере 13 %) .
3. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога
повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения
налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и
большую его долю.
4. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается
по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную
сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении
доходов.
В общих чертах видно, что прогрессивные налоги - это те налоги, бремя которых
наиболее сильно  давит на лица с большими доходами, регрессивные налоги
наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающим
незначительными доходами.
3. Порядок расчета и уплаты акцизного сбора
Акцизный сбор – это косвенный налог, который устанавливается на
высокорентабельные и монопольные товары и включается в их цену.
Налогоплательщиками в бюджет являются субъекты предпринимательской
деятельности – производители или импортеры подакцизных товаров.
Объектами налогообложения являются:
1) оборот по реализации произведенных в Украине подакцизных товаров. При этом
оборотом от реализации является продажа, обмен на другие товары, бесплатная
передача. В налогооблагаемый оборот включается реализация товаров для
собственного потребления, промышленной переработки, а также для собственных
работников;
2) обороты по реализации конфискованного и бесхозного или заложенного имущества;
3) таможенная стоимость импортных товаров, приобретенных за иностранную
валюту, в порядке товарообменных операций, полученных без оплаты;
Плательщиками акцизного сбора в бюджет является несколько видов субъектов
предпринимательской деятельности:
1) Предприятия, организации, учреждения как юридические лица, которые
находятся на территории Украины и имеют счета в банках.
2) Международные объединения, включая международные неправительственные
организации, иностранные юридические лица и граждане, которые имеют расчетные
счета в банках Украины.
3) Граждане, которые занимаются предпринимательской деятельностью без
создания юридического лица.
Акцизный сбор исчисляется по ставкам, которые определяются в двух вариантах:
·      в фиксированных ставках (суммах) на единицу реализованных, завезенных,
переданных товаров;
·      в процентах с оборота по реализации (передаче) товаров.
Фиксированные ставки акцизного сбора установлены в евро на единицу
реализованных товаров.
Сроки уплаты акцизного сбора в бюджет зависят от вида подакцизных товаров,
суммы налога, вида деятельности хозяйствующего субъекта.
Отрицательное влияние налога "акцизный сбор" на финансово-хозяйственную
деятельность предприятий имеет место тогда, когда установление косвенных
налогов влечет за собой повышение цен, ограничивает объем производства и
реализации товаров, приводит к накоплению нереализованных товаров.
Взимание акцизного сбора предполагает решение финансовых проблем государства
за счет обеспеченных слоев населения. Оно смягчает регрессивность налогов на
потребление в целом. Перечень товаров, по которым взимается этот налог, в
основном отвечает этой цели. Исключение составляют алкогольные и табачные
изделия. Включение их в объект налогообложения акцизным сбором обусловлено
прежде всего очень высокой рентабельностью этих товаров. При отсутствии
налога их производители получали бы сверхвысокие доходы.
4. Понятие «двойное налогообложение»
В случае ведения международной торговли правительства обеих торгующих сторон
могут по­желать взимать налог с доходов от этой торговли.
Международное двойное налогообложение – это налогообложение одного и того же
объекта (дохода, имущества, сделки и т.д.) в один и тот же период времени
аналогичными видами налогов в двух, или более странах.
Потенциальное двойное налогообложение возникает потому, что одна страна
претендует на право налогообложения на основании факта проживания (или
гражданства) налогоплательщика, а другая — на основании места получения
дохода. Двойное налогообложение может также возникать, когда обе страны
утверждают, что налогоплательщик является их резидентом, либо когда каж­дая
из двух стран утверждает, что доход получен именно в ней.
Статья 18, регулирующая устранение двойного налогообложения, засчитывает
сумму дохода, полученную за границей в общую сумму дохода, который подлежит
налогообложению на Украине, и засчитывается при определении размера налога.
При этом размер засчитанных сумм не может превышать сумму налога, подлежащего
к уплате в Украине. При этом обязательно письменное подтверждение налогового
органа соответствующего иностранного государства о факте уплаты налога и
наличии международных договоров об устранении двойного налогообложения и
предотвращения уклонения от уплаты налога.
Вопрос двойного налогообложения возникает в нескольких случаях:
1.    При налогообложении доходов, получаемых нерезидентами за границей.  В
данной ситуации разрешение противоречия возможно в рамках специальных
международных соглашений, в соответствии с которыми налогообложение
происходит в одном из государств. Либо регулируется в рамках национального
законодательства. Суммы налогов на прибыль или доходы, полученные за
пределами территории, засчитываются при уплате ими налогов с прибыли или
дохода в Украине.
2.    При смешанном порядке уплаты налога. Подобная ситуация возникает при
налогообложении лиц, которые уплачивают налог и подают декларацию о доходах в
разных местах.
3.    При налогообложении распределяемой части прибыли предприятий. Проблема
заключается в том, что прибыль, подлежащая распределению, облагается налогом
два раза: первый – при начислении налога на прибыль (доход) предприятия;
второй – при налогообложении дивидендов. Такой механизм подрывает стимулы к
росту прибыли или ее распределенной части. В данном случае возможно
использование различных ставок для распределенной и нераспределенной прибыли,
полное или частичное освобождение от налогообложения дивидендов или
распределенной прибыли.
5. ЗАДАЧА
Определить сумму НДС, который подлежит уплате в бюджет, или сумму бюджетного
возмещения, при следующих условиях:
1)     отгружено продукции по контракту №1 на сумму 5000 грн. (с НДС) с
оплатой в отчетном квартале;
2)     перечислено поставщику за полученную в отчетном квартале продукцию
1200 грн. (с НДС);
3)     получена предоплата по экспортному контракту – 7000 грн;
4)     отгружено продукции  по бартерному контракту на сумму 200 тыс. грн.
Встречная поставка в отчетном квартале 180 тыс. грн.
Решение:
        НДС         =          НДС          -          НДС        
                             в  бюджет                              
полученный                             уплаченный
НДС        = грн.
полученный
НДС        = грн.
уплаченный
     

НДС = грн.

в бюджет Ответ: сумма бюджетного возмещения составляет 3966,67 грн. 6. ЛИТЕРАТУРА 1. Кучерявенко Н.П. Основы налогового права. – Харьков, Изд. Константа, 1996г. 2. В.М.Федосов, В.Ш.Опарін, В.О. П’ятаченко та ін. “Податкова система України”. Підручник, К.-1994. 3. В.В.Буряковский, Б.Я.Кармазин, С.В.Каламбед “Налоги”, Пороги Днепропетровск-1998. 4. С.Терехін “Фискальная политика Украины : под бременем пережитков плановой экономики» // журнал «Финансовые риски», 1996, №3. 5. В.М.Опарін “Фінансова сістема, теоретичні засади та практичні аспекти її розбудови в Україні”, журнал “Фінанси України” №9, 1998г. 6. Гридчина М.В., Вдовиченко Н.И., Калина А.В. Налоговая система Украины: Учеб. Пособие. – К.: МАУП, 2000. 7. Дернберг Р.Л. Международное налогообложение. — М.: ЮНИТИ Будапешт: COLPI, 1997.