Каталог :: Менеджмент

Реферат: Структурный анализ Вымпелкома

 Министерство Общего и Профессионального Образования Российской Федерации 
      Новосибирская Государственная Академия Экономики и Управления      
                            Кафедра Управления                            
                               Структурный Анализ                               
     открытого акционерного общества “Вымпелком” - провайдера услуг сотовой связи
                        под торговой маркой “БИ ЛАЙН”                        
     Выполнила: студентка гр. БМ-72                            Полосухина Елена
Владимировна
     Проверил: Россинский Вадим Ильич
                               НОВОСИБИРСК                               
                                   2000                                   
     План:
Приложения...................................................................
.............................................................................
...............................
1. Общая характеристика компании
“Вымпелком”..................................................................
........................................
2. История образования и особенности развития акционерного общества
“Вымпелком”...................................
3. Организационная структура корпорации “Вымпелком” и ее
характеристика...................................................
4. Структура аппарата
управления...................................................................
..................................................................
5. Финансовое и экономическое  положение
фирмы........................................................................
...........................
6. Структура капитала. Акционерный
капитал......................................................................
..........................................
7. Вид хозяйственной деятельности, характер собственности и правовое
положение ОАО “Вымпелком”.....
8. Положение компании на российском и зарубежном
рынках.......................................................................
..........
9. Номенклатура производимой
продукции....................................................................
................................................
10. Важнейшие фирмы-контрагенты по выпускаемой и реализованной
продукции............................................
11. Связи компании “Вымпелком” с
банками......................................................................
...........................................
     

Приложения

Список литературы

1. Общая характеристика компании “Вымпелком”

Открытое Акционерное Общество "Вымпел-Коммуникации" (далее - АО “Вымпелком”, “Вымпелком”) является крупнейшим провайдером услуг сотовой связи в России, предоставляющим эти услуги под торговой маркой "БИ ЛАЙН". АО "Вымпелком" является членом группы компаний, включающей в себя: - Открытое Акционерное Общество "Вымпел-Коммуникации"; - Закрытое Акционерное Общество "Макроком"; - Открытое Акционерное Общество "КБ Импульс"; - Ряд дочерних предприятий, а также совместных предприятий, в которых группа владеет пакетами акций. АО "Вымпелком" является держателем лицензий на предоставление услуг сотовой связи стандарта DAMPS в Московском регионе, а также в восьми областях европейской части России: Самарской, Тверской, Владимирской, Новгородской, Калужской, Рязанской, Ульяновской и Вологодской, а также в республике Карелия, где в общей сложности проживает примерно 28 миллионов человек (19% населения Российской Федерации). 28 апреля 1998 года конкурсная комиссия, образованная Госкомсвязи РФ, подвела итоги рассмотрения предложений операторов сотовой связи относительно создания сетей стандарта DCS-1800 (GSM-1800). В соответствии с решением комиссии, компании группы "Вымпелком" получают лицензии на работу в следующих регионах: Москва и Московская область, Центральный и Центрально-черноземный регион, Поволжский регион, Северо-Кавказский регион, Сибирский регион. Таким образом, АО "Вымпелком" будет владеть операторскими лицензиями на стандарт GSM-1800 в пяти из восьми регионов России, на территории которых проживают 68% населения России. Надо сказать, что в Московском и Центральном регионах компаниям группы "Вымпелком" будет противостоять ЗАО "Росико", за которым стоит известная московская финансовая корпорация АФК "Система", контролирующая, в частности, компанию "Мобильные ТелеСистемы". В конце первого полугодия 1998 года число абонентов обеих сетей (DAMPS, GSM-1800) АО "Вымпелком" составило 135400, число абонентов совместного предприятия (АО "Вымпелком" владеет 50% акций, одним из учредителей является АБ "Инкомбанк") компании только в Самаре возросло до 89001. АО “Вымпелком” является владельцем торговой марки "БИ ЛАЙН", которая стала первой широко признанной торговой маркой в сфере сотовой связи в России. Кроме того, “Вымпелком” это: · крупнейший провайдер услуг сотовой связи в России: по данным компании число абонентов на конец первого полугодия 1998 года составляло 135 400, а рыночная доля АО "Вымпелком" составляла 53% от всего рынка сотовой связи в Москве. · обладатель права на использование частотного спектра полосой 2Х30 Мгц с оценочной технической емкостью, достаточной для обслуживания 1,2 млн. абонентов в городе Москве. · держатель лицензий на предоставление услуг сотовой связи стандарта DAMPS в восьми областях европейской части России, где в общей сложности проживает примерно 28 миллионов человек (19% населения Российской Федерации). · один из победителей конкурса Госкомсвязи на право операторской деятельности в стандарте GSM-1800 в регионах: Москва и Московская область, Центральный и Центрально- черноземный регион, Поволжский регион, Северо- Кавказский регион, Сибирский регион, на территории которых проживают 68% населения России. · имеет крупнейшую дистрибьюторскую сеть для распространения услуг сотовой связи в Москве: три офиса продаж и более 29 независимых дилера; свыше 136 точек реализации. По состоянию на декабрь 1997 года абоненты московской сети стандарта DAMPS могли пользоваться услугами роминга в 44 регионах России и 5 странах СНГ, а также в США и Канаде. Абоненты сети стандарта GSM-1800 имеют возможность пользоваться услугами роминга в странах Европы и прочих регионах, где функционируют системы стандартов GSM-900 или GSM-1800. На конец 1997 года заключено 10 международных роминговых соглашений. · АО “Вымпелком” - первая российская компания, акции которой включены в листинг Нью-Йоркской фондовой биржи в ноябре 1996 года. 2. История образования и особенности развития акционерного общества “Вымпелком” Корпорация “Вымпелком” более четырех лет занимала лидирующие позиции среди организаций, предоставляющих услуги связи. И если внимательно проанализировать все проекты и действия компании, то можно сделать вывод, что вся история “Вымпелкома” - это история вынужденных и практически всегда достаточно рискованных инноваций. Прежде всего стоит сказать, что компания вышла на сотовый рынок с тогда еще совершенно неперспективным американским стандартом. В это время на рынке функционировала лишь одна подобная компания, которая в настоящее время является основным конкурентом “Вымпелкома”, - “Московская Сотовая Связь” (далее - “МСС”). Руководители анализируемой компании признаются, что самые смелые предположения маркетологов были о продаже 6-7 тысяч абонементов на пользование услугами сотовой связи. Но оказалось, что богатых людей, а контракт в 1992 году стоил не менее 5 тысяч долларов, в Москве гораздо больше. Итак, компания “Вымпелком” была образована в сентябре 1992 года как закрытое акционерное общество, а в июле 1993 года было реорганизовано в открытое акционерное общество. Крупнейшими учредителями компании выступили ряд государственных научно-исследовательских институтов, участвовавших во времена бывшего СССР в разработке высоких технологий в области радиоэлектроники для оборонной промышленности. В результате ряд ведущих специалистов этих организаций, включая Генерального директора АО “Вымпелком” Д.Б. Зимина, вошел в состав руководства компании. В рамках конверсии под крышей радиотехнического института имени Минца, где Д. Зимин работал заместителем главного конструктора, был создан кооператив АО КБ “Импульс”. Первой его разработкой стала система для индивидуального приема спутникового телевидения, но денег на этом проекте кооператив не заработал. Также как не разбогател он и на остальных проекта. Неизвестно, чем бы закончилась судьба кооператива, если бы в Россию в поисках деловых партнеров не прибыл американский предприниматель Оги Фабела. Он представлял интересы маленькой семейной фирмы Plexsys, производившей аппаратуру для сотовой телефонии. Через посредников Фабела вышел на ЦНПО “Вымпел” и добился встречи с руководством этой корпорации. На встречи присутствовал и Дмитрий Зимин. Через несколько месяцев, после ответного визита в США, Зимин решает заниматься сотовой телефонией. Именно тогда было решено создать новое предприятие - “Вымпелком”. Тогда в учредители компании набиралось как можно больше структур: ЦНПО “Вымпел”, НИИДАР, РТИ имени Минца и КБ “Импульс”. Основной проблемой вскоре после организации компании стала борьба за право на получение лицензии на эксплуатацию определенных частотных диапазонов. Дело в том, что план развития рынка уже существовал. Министерство связи решило, что будет развивать сотовую телефонию в двух диапазонах: 450 Мгц, где будет использован недорогой стандарт NMT, и 900 Мгц, под который предназначался широко распространенный в Европе стандарт GSM. Надо сказать, что в первые годы становления “Вымпелкома” Зимин предлагал сотрудничество тогдашнему лидеру - МСС. Но руководство компании тогда отказалось от предложения, о чем в последствие жалели. Итак, компания оказалась перед выбором: сменить вид деятельности или искать дырку в эфире. Были проведены исследования частотного диапазона, обнаружен, что свободное место есть на частоте 800 Мгц, где может быть использован американский стандарт AMPS. После нескольких месяцев хождения по кабинетам Зимину все таки удалось получить лицензию на создание в Москве коммерческой сети АМPS, в успех которой никто не верил. Это произошло в январе 1993 года. С самого начала работы “Вымпелком” находилась в пройгрышном положении по сравнению со своими конкурентами, “Московской Сотовой Связью” (МСС) и “Мобильными ТелеСистемами” (МТС), которые имели мощную поддержку, за ними стояли мощные иностранные инвесторы, имели лицензии на более современные европейские стандарты и, самое главное, их развитие изначально поддерживалось Министерством связи. Но несмотря на все это, “Вымпелкому” все таки удалось реализовать все свои конкурентные преимущества. А преимущества их заключались в том, что оборудование для обслуживания в стандарте AMPS было гораздо дешевле, поэтому и сеть развернуть было гораздо проще. Кроме того, свою роль сыграла и подобранная тщательным образом команда, команда энтузиастов, которая работала день и ночь, и готова была на любые жертвы ради процветания компании. Кроме того, команда эта была создана из опытных радиоинженеров, поэтому с точки зрения опытности и инженерных работ компания была вне конкуренции. Специалисты утверждают, что Зимину удалось создать одну из самых лучших в мире сетей стандарта AMPS. Ее отличало грамотное моделирование размещения станций, свободный доступ, высокое качество связи В 1994 году была создана новая сеть емкостью 10000 абонентов с использованием оборудования фирмы Ericsson. Полномасштабная коммерческая эксплуатация новой сети началась в июне 1994 года под торговой маркой БИ ЛАЙН. В сентябре 1994 года сеть AMPS была модифицирована в цифровую сеть DAMPS с использованием технологии TDMA (сотовая сеть БИ ЛАЙН 800).
Помимо московского региона группа компаний "Вымпелком" получила также лицензии на предоставление услуг сотовой связи в четырех других регионах России, непосредственно прилегающих к московскому региону - Тверской, Владимирской, Рязанской и Калужской областях. Всего на этих лицензируемых территориях проживает более 24 млн. чел, или около 16% населения России.
Для создания единой прозрачной для абонента сети, центр которой находится в Москве, АО "Вымпелком" устанавливает базовые станции на прилегающих к Московской области лицензионных территориях. В течение 1997 года к единой сети были подключены Калуга и Тверь.

В Самарской области в декабре 1994 года АО "Вымпелком", "Меркурий-Самара" (местный оператор проводной связи), АО "КБ Импульс" и Инкомбанк образовали совместное предприятие "БИ ЛАЙН Самара". По состоянию на конец третьего квартала 1998 года в этой сети было зарегистрировано уже 10200 абонентов.

В 1995 году по инициативе АО "Вымпелком" была основана "Ассоциация-800", объединяющая российских операторов сотовой связи, работающих в стандарте AMPS/DAMPS. По состоянию на 1 июля 1998 года 22 оператора-члена "Ассоциации-800" получили лицензии на использование торговой марки БИ ЛАЙН.

Уже в середине 1995 года стало ясно, что “Вымпелком” - безусловный лидер рынка” Совершенно неожиданно стандарт AMPS зашагал по России. Были великолепные финансовые результаты.

Для того, чтобы поддерживать состояние компании на прежнем уровне, необходимо было развивать сеть. А для этого требовались деньги, но своих доходов не хватало. Кредиты поставщиков оборудования были солидны по размеру, но связывали “Вымпелком” в вопросе выбора партнера и влияния на цены поставляемого оборудования. Именно тогда родилась идея выхода на Нью-Йоркскую фондовую биржу.

После приведения компании в соответствие с западными требованиями, начался поиск банка-посредника. Крупные структуры типа Merrill Lynch за работу не взялись - им было трудно поверить в успех предприятия. Андеррайтерами согласились выступить “Ренессанс-Капитал” и Donaldson, Lufkin & Jenrette. Они организовали так называемое роуд-шоу - серию встреч руководства компании с потенциальными инвесторами. Возили руководителей компании по всему миру, рассказывали о перспективах.

В сентябре 1996 г. Вымпелком приобрел 88% обыкновенных акций КБ "Импульс". Данная сделка сопровождалась эмиссией 6246600 привилегированных акций, переданных Президенту и Исполнительному директору Вымпелкома или контролируемым им субъектам в связи с поглощением КБ "Импульс".

В ноябре 1996 года АО "Вымпелком" вышло на Нью-йоркскую Фондовую Биржу (NYSE), став первой российской компанией, включенной в листинг этой авторитетной биржи после перерыва более чем 90 лет и разместив на ней свои Американские Депозитарные Акции (ADS) под символом "VIP". Надо сказать, что время выхода на рынок было выбрано крайне удачно. Тогда западным инвесторам уже наскучил свой собственный рынок. Хотелось рисковать и тут появилась новая цель - развивающиеся страны. Телекоммуникационный бизнес считался также очень привлекательным, особенно сотовый. Он был прозрачен для инвестора - тарифы устанавливались самими операторами, спрос на услуги можно было прогнозировать.

К концу 1996 года Зимин мог зафиксировать абсолютный успех своего предприятия. Самая известная торговая марка, технически совершенная сеть, бешеный рост абонентов, признание NYSE. Вполне можно было расслабиться. Однако Зимин говорит о новой угрозе - GSM.

В течение 1995-1997 гг. АО "КБ Импульс" совместно с Министерством связи и Министерством обороны провело исследования по определению возможности использования для сотовой связи частотного диапазона 1800 Мгц.

По результатам этих исследований был выделен диапазон частот в 20 Мгц для создания и тестирования первой в России сети сотовой связи, работающей в стандарте GSM-1800. Министерство связи предоставило АО "КБ Импульс" соответствующую лицензию.

При создании сети БИ ЛАЙН 1800 было использовано оборудование компании Alcatel. В июне 1997 года осуществлен успешный запуск первой в России сети стандарта GSM-1800 - БИ ЛАЙН 1800. К концу 1997 года эта сеть имела техническую емкость в 120 тыс. абонентов, насчитывала 160 базовых станций и обеспечивала покрытие всей территории Москвы. Сеть позволила предоставить абонентам услугу роуминга в европейских странах, где работают сети GSM-900 и GSM-1800.

Параллельно с запуском сети БИ ЛАЙН 1800 была произведена модификация программного обеспечения коммутатора системы DAMPS для работы в новом цифровом стандарте IS-136.

В течение всего 1997 года АО "Вымпелком" активно занималось расширением своей деятельности в регионах РФ. К концу 1997 года компания стала обладателем (непосредственно либо путем долевого участия в совместных предприятиях) еще 4 операторских региональных лицензий стандарта AMPS/DAMPS на предоставление услуг сотовой связи в Вологодской, Ульяновской и Самарской областях, а также в Республике Карелия.

Но на самом деле не все было так хорошо. У стандарта GSM-1800 был один очень серьезный недостаток. Для покрытия равной GSM-900 территории требовалось примерно втрое больше инвестиций, и тратить такие огромные средства на сеть, которую еще не скоро удастся насытить абонентами, было колоссальным риском. Однако Зимин считал, что более совершенная техника и большая пропускная способность сети GSM-1800 достаточны для успешной конкуренции с МТС.

Однако конкуренты ответили на выпад “Вымпелкома” почти мгновенно. Уже в 1996 году МТС получила лицензию на GSM-1800. Позиции “Вымпелкома” значительно ухудшились.

В течении двух лет шло строительство сети. Ни биржевых денег, ни доходов не хватало. Акционеры закладывали свои акции в обеспечение кредитов. влезали в долги. Компания строила сеть.

Но инновация в виде GSM-1800 оправдать себя не успела. К середине 1998 года была построена уже приличная сеть, однако клиенты “не шли”, предпочитая GSM-900. “Вымпелкому” удалось в свою современнейшую сеть собрать немногим более 10 тыс. абонентов. А тут еще и кризис, но об этом речь пойдет далее.

28 апреля 1998 года Госкомсвязи РФ подвел итоги конкурса на право развертывания сетей сотовой связи новейшего стандарта GSM-1800 (DCS-1800) на территории Российской Федерации. АО "Вымпелком" получило лицензии на использование стандарта GSM-1800 в Центральном и Центрально-Черноземном, Поволжском, Северо-Кавказском и Сибирском регионах России. Также Госкомсвязи РФ подтвердил выданную ранее АО "Вымпелком" лицензию на применение данного стандарта в Москве и Московской области.

Таким образом, АО "Вымпелком" владеет операторскими лицензиями на стандарт GSM-1800 в пяти регионах России, охватывающих 52 субъекта Российской Федерации, на территории которых проживают около 100 млн. человек, что составляет примерно 68% от общего населения России.

7 августа 1998 года Компания получила дополнение к ранее выданной лицензии на создание сетей сотовой связи в стандарте GSM-1800 в Московском регионе и в Центральном и Центрально-Черноземном регионе России, что позволяет ей создавать двухдиапазонные сети стандарта GSM-900/1800 на указанных территориях.

Осень 1998 года стала самым драматическим периодом в жизни компании. Дот этого момента “Вымпелком” уверенно сообщал своим акционерам об успехах. По итогам же 1998 года компания только официально потеряла 10 тысяч абонентов и впервые уступила МТС лидерство на рынке. Но убытки появились по причине никакого отношения к связи не имеющей: компания имела неосторожность прокручивать свои средства на рынке ГКО.

Но поведение “Вымпелкома” в условиях кризиса сильно отличалось от того, что предпринимали конкуренты. Те вели себя агрессивно, особенно МТС. А “БиЛайн” и его руководители исходили из того, что с наступлением кризиса клиентская база компании принципиально не изменилась и основной задачей этого этапа было сохранение существующей клиентской базы.

А на рынке сотовой связи началась война стандартов. На первый взгляд сотовые операторы повели безумную политику. Началась компания, общую идею которой можно было бы выразить словами: “Кризис. Самое время покупать сотовые телефоны!” Новые тарифы, новые предложения, несмолкаемая реклама, агитация, шумиха - все это принесло ожидаемые плоды: начался новый ажиотаж.

По состоянию на 30 сентября 1998 года число абонентов обеих сетей "БИ ЛАЙН" достигло 141 600 человек. Для "старожилов" сети был начат льготный обмен телефонов на новые, более современные модели.

В сентябре 1998 года по итогам первого ежегодного конкурса "Брэнд года", проходившего под патронажем правительства Москвы, торговая марка "БИ ЛАЙН" признана лучшей маркой в номинации "Репутация и доверие".

21 октября 1998 года компания успешно запустила в Москве первую очередь сети GSM-900 (в полосе частот 3 Мгц) в соответствии со своей стратегией построения двухдиапазонных сетей GSM-900/1800 как наиболее экономически эффективного пути создания сетей стандарта GSM.

В октябре 1998 года компания ввела в своей сети стандарта GSM в Москве программу предварительной оплаты с использованием телефонных карт в целях расширения потенциального рынка за счет привлечения большего числа абонентов, чувствительных к стоимости услуг связи. С появлением пакета услуг "БИ ПЛЮС" абоненты "БИ ЛАЙН" первыми в столице смогли воспользоваться этой популярной во всем мире формой оплаты услуг сотовой связи с помощью дебетовых карт.

1 декабря 1998 года "Вымпелком" и норвежский телекоммуникационный концерн Telenor подписали беспрецедентное для всего российского рынка сотовой связи инвестиционное соглашение. Telenor за 162 млн. долларов приобрел 25% плюс одну голосующую акцию АО "Вымпелком", став таким образом крупным акционером и стратегическим партнером компании.

В декабре 1998 года "Вымпелком" значительно расширил зону покрытия, число базовых станций в сетях "БИ ЛАЙН" превысило 500. С декабря компания также начала предоставлять своим абонентам сети стандарта GSM услуги национального автоматического роуминга. 22 декабря первое такое соглашение вступило в силу с оператором "Кубань-GSM" Краснодарского края.

"Вымпелком" активно включился в перспективный бизнес по предоставлению услуг персональной спутниковой связи. В январе 1999 года компания заключила стратегическое соглашение с международным консорциумом ICO Global и российским государственным предприятием "Морсвязьспутник". Партнеры учредили компанию "АйКо-Р" (50% акций принадлежит АО "Вымпелком") для оказания услуг спутниковой связи ICO-Global на территории России.

С 25 января 1998 года "Вымпелком" ввел систему оплаты услуг с помощью дебетовых карточек "БИ ПЛЮС" в сети DAMPS. Ввод этой услуги ознаменовал собой переход сети "БИ ЛАЙН" на качественно новый уровень обслуживания абонентов.

В феврале 1999 года по соглашению с Администрацией Президента РФ "Вымпелком" начал обслуживать абонентов на территории загородной резиденции "Русь" Президента РФ в Завидове, где были установлены две базовые станции стандартов DAMPS-800 и GSM-900/1800. Таким образом, компания еще раз подтвердила статус поставщика услуг связи самого высокого качества.

15 марта 1999 года "Вымпелком" объявил о беспрецедентном снижении цен за все время существования российского рынка сотовой связи. Стоимость минимального контракта по тарифному плану "БИ ПЛЮС" была снижена компанией до 99 долларов.

24 марта 1999 года ОАО "Вымпел-Коммуникации" и ОАО "КБ Импульс" вошли в число членов Ассоциации Операторов GSM, которая объединяет компании, оказывающие услуги сотовой связи в стандарте GSM-900 и GSM-1800 на территории России и ряда стран СНГ. Это решение было единогласно принято на заседании Ассоциации.

В марте-апреле 1999 года "Вымпелком" существенно расширил возможности для роуминга, доведя число действующих соглашений до 71 в 42 странах мира, включая Европу, Северную Америку, Юго-Восточную Азию и Африку.

14 мая 1999 года "Вымпелком" объявил о подписании крупного рамочного соглашения с финским телекоммуникационным концерном Nokia на поставку оборудования для сетей GSM в Центральном и Центрально-Черноземном регионе России, который входит в лицензионную зону компании.

5 июля 1999 года "Вымпелком" совершил прорыв в области технологий сотовой связи, первым в России запустив в полномасштабную коммерческую эксплуатацию двухдиапазонную сеть стандарта GSM-900/1800, которая охватывает Москву, Подмосковье, а также дает возможность абонентам пользоваться своим московским номером в режиме роуминга более, чем в 20 субъектах РФ и 49 странах мира.

"На российском рынке сотовой связи возникла принципиально новая ситуация, когда ни один из операторов не имеет монополии на стандарты и технологии, а должен конкурировать за абонентов исключительно качеством своего сервиса, тарифами и услугами, -- заявил, комментируя это событие, генеральный директор АО "Вымпелком" Дмитрий Зимин. - Уверен, что от такой конкуренции в выигрыше останутся прежде всего потребители".

В июле 1999 года общее число стран, где пользователям "БИ ЛАЙН GSM" стала доступна услуга роуминга, достигло 50. Абоненты сети получили возможность использовать свой московский номер практически во всех регионах мира, включая Европу, Северную Америку, Юго-Восточную Азию, Ближний Восток и Африку.

6 сентября 1999 года компания объявила о ведущихся переговорах со своим стратегическим партнером, норвежским концерном Telenor о совместном финансировании региональных телекоммуникационных проектов на лицензионных территориях "Вымпелкома" в объеме до 300 миллионов долларов США в течение предстоящих 5 лет.

15 сентября 1999 года в сети "БИ ЛАЙН GSM" была введена наиболее оптимальная посекундная система округления разговоров, которая позволила всем абонентам компании экономить около 20% от суммы своего ежемесячного платежа. "Впервые в российской практике оператор сотовой связи вводит посекундную тарификацию разговоров, - заявил, комментируя этот шаг, заместитель генерального директора АО "Вымпелком" Николай Прянишников. - Это беспрецедентное решение, которое позволит нашим абонентам платить только за фактическое время разговора".

18 октября 1999 года "Вымпелком" объявил о начале новой эры на рынке сотовой связи - эры массового телефона. Впервые за всю историю существования сотовой связи в России цена мобильного телефона составила 49 долларов. В цену включена стоимость телефона Philips Aeon в коробочке, подключенного по тарифному плану "БИ ПЛЮС ПРИВАТ", карточки "БИ ПЛЮС" номиналом 10 долларов, НДС и налог с продаж.

В соответствии с выданными лицензиями в ноябре "Вымпелком" приступил к первому этапу эксплуатации сетей GSM в четырех укрупненных регионах России: Центральном и Центрально-Черноземном, Поволжском, Сибирском и Северо-Кавказском. Первые фрагменты сети были развернуты в Воронежской, Тверской, Самарской, Ростовской и Новосибирской областях. В ряде регионов партнерами "Вымпелкома" выступили местные операторы сотовой связи: "БИ ЛАЙН Самара", новосибирская "Сотовая компания" и "Ростовская сотовая связь". "Мы заинтересованы в использовании опыта и знаний, накопленных операторами на региональных рынках", - заявил гендиректор АО "Вымпелком" Дмитрий Зимин.

По итогам ноября 1999 года компания зафиксировала абсолютный рекорд - более 50 тыс. новых пользователей. Двое из каждых трех покупателей мобильных телефонов на московском рынке в ноябре отдали предпочтение "БИ ЛАЙН". "Вымпелком" определил стратегию активного роста, и сегодня мы видим первые результаты наших действий в рамках этой стратегии", - заявил заместитель генерального директора компании Николай Прянишников.

7 декабря 1999 года "Вымпелком" объявил о новой стратегии работы с малым и средним бизнесом, предложив клиентам, покупающим более пяти телефонов, уникальный пакет услуг "Коммерсант". Для частных пользователей в декабре компания снизила стоимость звонков с одного мобильного телефона на другой на 50%.

В декабре 1999 года "Вымпелком" был назван победителем в номинации "Лучшая сервисная компания 1999 года по результатам первого ежегодного национального конкурса "Компания года", устроителем которого выступили деловой еженедельник "Компания" и бюро общественных связей Republic.

В рамках конкурса, итоги которого подведены 9 декабря 1999 года, "Вымпелком" был удостоен также специального "Приза симпатий деловой прессы".

Организаторами было опрошено более 150 топ-менеджеров и экспертов из 52 консалтинговых, маркетинговых и инвестиционных компаний и банков.

3. Организационная структура корпорации “Вымпелком” и ее характеристика Организационная структура компании “Вымпелком” представлена Приложении 1. Числа в процентах показывают доли, которыми ОАО "Вымпелком" владеет в соответствующих компаниях. Надо сказать, что данные получены из отчетности компании за 1997 год. Поэтому возможны некоторые изменения в организационной структуре. Например, в оргструктуру необходимо добавить 22 оператора-члена “Ассоциации-800”, которые в 1998 году получили лицензии на использование торговой марки БиЛайн. А в январе 1999 года при участии “Вымпелкома” была учреждена компания “АйКО-Р” (50% акций принадлежит АО “Вымпелком”).

4. Структура аппарата управления

Уровни аппарата управления представлены в Приложении 2. Руководство ОАО “Вымпелком”: 1). Зимин Дмитрий Борисович - Генеральный директор АОВымпелком”. Родился 28 апреля 1933 года. Окончил радиофакультет МАИ в 1957 году, защитил кандидатскую (1963 год) и докторскую (1985 год) диссертации, имеет звание Лауреата государственной премии в области науки и техники, а также премии им. А.С. Попова Академии Наук СССР. Автор более 100 научных трудов и изобретений. Более 30 лет проработал на различных должностях (начальником лаборатории, начальником отдела, заместителем главного конструктора) в Радиотехническом институте им. Академика Минца (РТИ). Дмитрий Зимин - один из разработчиков и создателей радиолокационных комплексов. В 90-х в ходе конверсии возглавил кооператив "КБ "Импульс", образованный при РТИ и специализировавшийся на различной потребительской радиотехнике. В 1992 году стал одним из инициаторов создания компании сотовой связи АО "Вымпелком", руководителем которой остается до настоящего момента. 2). Джо Лундер - Заместитель генерального директора по операциям Родился 28 сентября 1961 года в Норвегии. В 1986 году окончил "Хэнли менеджмент колледж" в Оксфорде. С 1993 года г-н Лундер работал в компании "Теленор Мобайл" (дочернем подразделении концерна Теленор), где занимал должности Менеджера по финансам, Директора по информационным технологиям и абонентскому обслуживанию, Директора по продукции, маркетингу и абонентскому обслуживанию. С сентября 1998 года являлся Директором по операциям компании "Теленор Мобайл". Джо Лундер сыграл ключевую роль в превращении компании "Теленор Мобайл" в одну из наиболее успешных компаний Европы в области сотовых телекоммуникаций. С 1 сентября 1999 года Лундер занимает пост Директора по операциям АО "Вымпелком". 3). Преображенский Владимир Владимирович - Заместитель генерального директора по корпоративному управлению и развитию, И.О. Главного финансового директора. Родился 1 ноября 1961 года. Закончил МАИ в 1984 году по специальности "космические летательные аппараты". С 1988 года в частном бизнесе. В 1994-96 годах, а затем с апреля по октябрь 1998 года работал в Инкомбанке в должности вице-президента и члена правления. Круг обязанностей в разное время включал в себя международные операции, стратегическое планирование, управление банковским холдингом, корпоративные финансы. В 1996-97 годах занимал пост финансового директора группы "Штерн- Цемент". В 1998 году работал гендиректором фармацевтической компании "Время". С июня 1999 года работает заместителем гендиректора АО "Вымпелком". 4). Прянишников Николай Николаевич - Заместитель генерального директора, управляющий операциями в московском регионе. Родился 15 ноября 1972 года. Имеет три высших образования. Закончил МАДИ (в 1994 году), Всероссийский заочный финансово-экономический институт по специальности финансы и кредит (в 1996 году), Высшую коммерческую школу и международный институт менеджмента (в 1998 году) по программе MBA. Кандидат экономических наук. С 1992 года работал в компании "Московская Сотовая Связь" на должностях коммерческого представителя, руководителя сектора, директора отдела маркетинга. В октябре 1996 года назначен генеральным директором ЗАО "МСС-Старт" ("Мобайл Центр"). С апреля 1997 года занимал должность заместителя генерального директора по коммерции ТОО "Московская Сотовая Связь". С июня 1999 года занимает пост заместителя гендиректора АО "Вымпелком". 5). Авдеев Сергей Михайлович - Заместитель генерального директора по сетевому планированию и развитию. Сергей Михайлович Авдеев родился 27 мая 1949 года. Закончил факультет приборостроения МГТУ им. Баумана в 1972 году по специальности радиоэлектронные устройства. Кандидат технических наук, доцент. С 1992 года работал на различных должностях в АО "КБ Импульс" и в АО "Вымпелком", в 1999 году назначен заместителем генерального директора по сетевому планированию и развитию Надо сказать, что корпорация с самого начала уделяла значительное внимание формированию своего имиджа. С этой целью большое значение имеет факт организации мощной сервисной службы, которая состоит, как правило (в различных городах - разная организация), из трех отделов: - отдел абонентского обслуживания: в их обязанности входит общение с клиентами vis-a-vis (разбор возникающих конфликтов, например при изменении тарифных планов и т.д.), а также консультирование клиентов по поводу обращения с телефонным оборудованием; - абонентская служба: с ее созданием стало возможно решение всех проблем по телефону, что значительно сокращает время как клиентов, так и персонала компании на решение тех или иных вопросов; предоставляются любые справки о работе сети и консультирование потенциальных абонентов - VIP-отдел (группа обслуживания приоритетных клиентов, которые в какой-то степени формируют имидж компании): выделено около 500 особо важных абонентов либо стратегических партнеров, производящих оплату по взаиморассчету, или важных для имиджа “БИ ЛАЙН” знаменитостей, которые пользуются определенными льготами; именно с ними здесь ведется работа и производится их обслуживание. Руководство компании считает, что выделение некоторых составных частей корпорации в самостоятельные, финансово независимые компании - нецелесообразно. Компания достаточно интегрирована, следовательно, если одно звено не выживет, то у остальных будут проблемы. А выводить за рамки структуры имеет смысл те группы, которые можно приобрести на открытом рынке и предоставление которых не зависит от финансового благополучия основной компании. Хотя “Вымпелком” уже вывела за свои рамки подразделение, которое занимается монтажом оборудования. Оно стало отделом предприятия, с которым сотрудничает “Вымпелком”.

5. Финансовое и экономическое положение фирмы.

Как было сказано выше, группа компаний “Вымпелком” является ведущим оператором сотовой связи России, которая оказывает услуги в стандартах DAMPS и GSM под торговой маркой “БиЛайн”. Структуру рынка сотовых операторов в Москве за последние два года можно представить следующим образом:
Что касается, непосредственно анализируемой корпорации, то по итогам 1997 г. операционная прибыль составила 305.9 млн. долл. (в 1996 г. - 213.2 млн. долл.), чистая прибыль 61.076 млн. долл. (в 1996 г - 44.896 млн. долл.), чистая прибыль на 1 обыкновенную акцию 3.17 долл. (в 1996 г. - 2.53 долл.). По итогам первого полугодия 1998 г. операционная выручка достигла 195.9 млн. долларов, в то же время ожидаемся чистая прибыль на одну акцию снизилась до 3.14 долларов. Отдельные экономические показатели за первое полугодие 1998 года компании в сравнении с аналогичным периодом прошлого года приведены ниже. Первое полугодие 1997 г. 1998 г. Число абонентов 73681 135400 Операционные доходы, М$ 132,4 188,3 Чистая прибыль, M$ 32,6 30,2 Активы, M$ 483,1 571,5 Долгосрочные обязат., M$ 136,9 158,8 При общей численности работников 1300 человек (на конец 1997 г.) количество абонентов на тот момент времени составляло 110 000 человек, а рыночная капитализация составляла более 800 млн. долларов. В Приложениях к работе будут представлены диаграммы, которые наглядно иллюстрируют достигнутые компанией экономические показатели. Как следует из диаграммы представленной в Приложении 3, четыре последних года характеризовались бурным ростом стоимости активов и значительным увеличением акционерного капитала. В отличие от большинства постсоветских предприятий возрастание стоимости активов происходило не за счет их переоценки, а за счет ввода новых мощностей, необходимых для расширения спектра и удовлетворения спроса на предоставляемые компанией услуги. Динамика роста объема продаж компании и операционной прибыли в анализируемом периоде показана на диаграмме, представленной в Приложении4. Объем продаж в 1997 г. по отношению к 1994 г. вырос в 10.5 раз, операционная прибыль возросла за тот же период в 5 раз. В то же время рентабельность активов (ROA), рассчитанная по операционной прибыли, снизилась до 10% по итогам 1-го полугодия 1998 г. по сравнению с 51% в 1994 г. (оценка показателей за 1998 год получена линейной экстраполяцией полугодовых значений). Необходимо отметить, что наблюдаемое снижение деловой активности в четвертом квартале скорее всего не позволит достичь указанных значений объема продаж по итогам года. Рентабельность продаж, рассчитанная по операционной прибыли, снизилась с 62% в 1994 г. до 30% в 1997 г.– первой половине 1998 г., что является, тем не менее, достаточно высоким показателем. Следующая диаграмма в Приложении 5 иллюстрирует динамику структуры операционных издержек компании. Анализируемый период характеризуется снижением доли стоимости телефонных аппаратов и аксессуаров, перепродаваемых клиентам, и увеличением доли услуг, которые, собственно, и производятся компанией. Естественным следствием роста стоимости активов компании является увеличение доли амортизационных отчислений в издержках. Необходимо отметить значительную долю общехозяйственных расходов, объясняемую компанией как следствие роста деловой активности. Величина чистой прибыли на акцию на протяжении анализируемого периода возрастала, хотя темп ее роста, как видно из диаграммы, представленной в Приложении 6, в 1997 г. замедлился, а по итогам первого полугодия 1998 г. можно прогнозировать снижение данного показателя в расчете на год. Среднемесячная выручка в расчете на одного абонента в 1997 г. снизилась на 14% по сравнению с 1996 г. и составила 277 долл. Как утверждает руководство компании, это соответствует его ожиданиям.

6. Структура капитала. Акционерный капитал.

Источниками капитала компании “Вымпелком” являются: а) акционерный капитал б) товарные кредиты поставщиков оборудования в) лизинг оборудования г) банковские кредиты. Рассмотрим из каких факторов складывается каждый из перечисленных источников капитала компании. Акционерный капитал. В соответствии с балансовым отчетом Компании за 1997 год структура акционерного капитала может быть представлена следующим образом: Вид акции Номинальная Объявлено Эмитировано Балансовая стоимость акций акций стоимость Обыкновенная 5 рублей 90,000,000 19,280,000 86 тыс. долл.* Конвертируемая голосующая привилегированная 5 рублей 10,000,000 6,426,600 0 * дополнительный капитал от размещения акций составил 64 340 тыс. долларов А). Обыкновенные акции. В ноябре 1996 г. компания разместила 2 598 600 обыкновенных акций в форме ADS (американские депозитарные росписки) на Нью- Йоркской фондовой бирже (NYSE), при этом объем привлеченного капитала составил 63 251 тыс. долларов. Распределение обыкновенных акций компании на конец 1997 г. показано в таблице ниже. Распределение обыкновенных акций Компании по данным годового отчета Сота-100 и КБ Импульс-ТВ контролируются Президентом и Исполнительным директором ОАО "Вымпелком" - 42%, Сота-100, КБ Импульс-ТВ, Президент и Исполнительный директор - 44% ,Владельцы ADS - 14% Б). Привилегированные акции. В сентябре 1996 г. Вымпелком приобрел 88% обыкновенных акций КБ "Импульс". Данная сделка сопровождалась эмиссией 6246600 привилегированных акций, переданных "Президенту и Исполнительному директору ”Вымпелкома” или контролируемым им субъектам в связи с поглощением КБ "Импульс" 4. Режим этих привилегированных акций достаточно своеобразен. Как следует из пояснений к консолидированной финансовой отчетности, каждая привилегированная акция дает ее обладателю право на один голос, на получение фиксированного дивиденда в 1 рубль на акцию в год и на получение фиксированного дохода 5 рублей за 1 акцию в случае ликвидации компании. Каждая привилегированная акция может быть конвертирована в одну обыкновенную акцию в любое время после 30.06.2016 путем выплаты владельцем “Вымпелкому” конверсионной премии, равной 100% рыночной стоимости обыкновенной акции на момент конвертации. С санкции Совета директоров Вымпелком имеет право выкупить, а владелец акций обязан продать все или часть своих акций по цене 5 рублей за акцию. Согласно контракту с Вымпелкомом привилегированные акции не могут передаваться третьим лицам до 30.06.2016. Своеобразие данного инструмента с точки зрения стоимости капитала заключается в том, что, не являясь источником средств, он накладывает на Компанию определенные финансовые обязательства. В связи с упомянутыми ограничениями на передачу акций их рыночная стоимость для целей определения средневзвешенной стоимости капитала может быть принята равной нулю. В то же время наличие этих обязательств должно быть учтено при оценке стоимости Компании. Это может быть сделано путем нахождения чистой приведенной стоимости потока платежей по 6,247 млн. рублей ежегодно в течение 20 лет и добавления приведенной ликвидационной стоимости данного актива в 2016 году, номинальная стоимость которого составляет 156,18 млн. рублей. В). Долговые обязательства. Долговые обязательства Компании для целей нашего анализа должны быть разделены на 2 группы: 1) беспроцентные обязательства 2) процентные обязательства. К обязательствам 1-й группы относятся счета к оплате, депозиты клиентов, сумма накопленных обязательств. Стоимость капитала, связанная с этими обязательства либо неявно включена в цену, уплачиваемую за товары/услуги, либо, как в случае с депозитами клиентов, предполагает оказание Компанией соответствующего объема услуг. Таким образом, стоимость данных источников финансирования неявно отражена в результирующем денежном потоке. Ко второй группе обязательств относятся банковские займы и обязательства по финансированию оборудования. Как следует из пояснений к финансовой отчетности, Компания на 31.12.97 имела задолженность по текущему банковскому кредиту в объеме 11 млн. долларов, средневзвешенная ставка таких кредитов в 1997 г. составила 10%. Товарный кредит "Alcatel" 56028 Опционные обязательства перед "Alcatel" 10879 Лизинговые обязательства перед "Ericsson" 76880 Накопленные проценты 3564 Итого 147351 Минус текущая доля (10389) Всего долгосрочный долг 136962 Приведенный в годовом отчете Компании график платежей по данным обязательствам позволяет оценить интегральную рыночную стоимость рассмотренных инструментов путем приравнивания балансовой стоимости долга и величины дисконтированной стоимости запланированных денежных потоков. Эта стоимость составляет около 9% годовых. Оценка средневзвешенной стоимости капитала. В таблице систематизированы данные о структуре капитала Компании на 31.12.97. Балансовая Оценка рыночной Доля общей стоимость, стоимости, рыночной млн. долл. млн. долл. стоимости, % Краткосрочные обязательства* 11.0 11.0 1.1 Долгосрочные обязательства 147.4 147.4 14.7 Итого долг 158.4 158.4 15.8 Акционерный капитал 249.3** 846.2*** 84.2 Общая капитализация 407.7 1004.6 100.0 * – текущая доля долгосрочных обязательств включена в Долгосрочные обязательства. ** – вместе с отсроченными налогами на прибыль и долей третьих сторон в капитале. *** – исходя из цены 33 долл. за 1 ADS в декабре 1997 г. Таким образом, на конец 1997 года рентабельность новых инвестиций, определенная в соответствии с моделью "экономической прибыли" как разность ROIC-WACC, составляла около 20%, что свидетельствовало о наличии значительного "запаса прочности" Компании с точки зрения внешних инвесторов. 7. Вид хозяйственной деятельности, характер собственности и правовое положение ОАО “Вымпелком” Как говорилось выше, компания “Вымпелком” является одним из крупнейших провайдеров сотовой связи России, следовательно, сфера деятельности корпорации - связь. Хотя в 1992 году (год образования корпорации) мало кто, в том числе и ее организаторы, представлял, что такое сотовая связь. Но учредители “Вымпелкома” были уверены, что этот бизнес перспективный. Кроме того, данная отрасль была относительна свободна от конкурентов - на рынке действовала лишь “Московская Сотовая Связь”, которая работала в аналоговом стандарте NMT-450, - морально устаревшем и не подходившем для крупного мегаполиса. Еще один немаловажный фактор, обусловивший выбор сферы деятельности, - профессиональная квалификация учредителей, руководителей и всего персонала. Все они - выходцы из радиотехнического института, много лет проработавшие на заводе радиоэлектроники. Поэтому связь - это их стихия. Эти и многие другие факторы в совокупности позволили занять лидирующие позиции на рынке сотовой связи как в столице России, так и на всей ее территории. Акционерное общество “Вымпелком” было организовано в сентябре 1992 года как ЗАО, а в июле 1993 г. - реорганизовано в открытое акционерное общество. Крупнейшими учредителями компании выступили ряд государственных научно- исследовательских институтов, участвовавших во времена бывшего СССР в разработке высоких технологий в области радиоэлектроники для обороной промышленности. Таким образом, характер собственности компании - полугосударственный, так как небольшой пакет акций принадлежит работникам предприятия, но основная доля находится в руках крупных государственных институтов. Правовое положение компании - открытое акционерное общество (ОАО). Теперь рассмотрим компанию с точки зрения принадлежности по капиталу и контролю. До декабря 1998 года все акции компании “Вымпелком” находились в руках российских научно-технических институтов. 1 декабря 1998 года “Вымпелком” и норвежский телекоммуникационный концерн Telenor подписали беспрецедентное для всего российского рынка сотовой связи инвестиционное соглашение. Telenor за 162 млн. долл. приобрел 25% плюс одну голосующую акцию АО “Вымпелком”, став таким образом крупным акционером и стратегическим партнером компании. Таким образом из национальной компании по форме принадлежности капитала “Вымпелком” превращается в смешанную компанию. 8. Положение компании на российском и зарубежном рынках. О компании “Вымпелком” говорят не только на российском рынке сотовой связи. На иностранных рынках она также пользуется хорошей репутацией. Зарубежные специалисты говорят, что руководству компании удалось создать самую совершенную в мире сеть в стандарте AMPS. И это при том, что подобный рынок существует у нас сравнительно недавно. Сеть отличается грамотным расположением базовых станций, свободный доступ, высокое качество связи. Что бы проанализировать положение компании и места занимаемые ей среди ведущих российских компаний, проанализируем места занимаемые компанией в рейтингах, проводимых журналом “Эксперт” в период с 1997 по 1999 года. В 1997 году “Вымпелком” включен в десятку наиболее динамично развивающихся производственных компаний России, наряду с такими известными предприятиями как “Аэрофлот”, “Газпром”, “ЛУКОЙЛ”, “МГТС”, Пивной Завод “Балтика”. По рейтингу “Репутация” в 1997 году “Вымпелком” занимала 21-22 места среди всех российских компаний. В этом же рейтинге: МСС - 16-18 места, МТС - 37-39 места. Кроме того, компания занимала одну из передовых позиций в номинации “Эмоциональное восприятие компании”. В 1998 году в связи со всеми вышеперечисленными неблагоприятными факторами, позиции АО “Вымпелком” значительно ухудшились. Если в 1997 году компания занимала 21-22 места, то в 1998 году - 68 место. Ее основные конкуренты занимали более высокие позиции: МСС - 14 место, МТС - 38-39 места. В сентябре 1998 года по итогам первого ежегодного конкурса “Брэнд года”, проходившего под патронажем правительства Москвы, торговая марка “БиЛайн” признана лучшей маркой в номинации “Репутация и доверие”. Уже в 1999 году, компания “Вымпелком” обогнала всех своих конкурентов и поднялась с 68 до 21-22 места. В то время как МСС и МТС опустились до 26 и 73 мест соответственно. Кроме того “Вымпелком” вошел в двадцатки лидеров по следующим наминациям: - успех на российском рынке; - умение лидировать в своей отрасли; - наличие распознаваемого имиджа; - умение создавать наилучшие условия для персонала; - умение справиться с последствиями кризиса. Кроме того, считается. что компания “Вымпелком” в своем развитии прошла уникальный путь, завоевав сначала западный рынок, а затем - отечественный. “Вымпелком” является первой российской компанией разместившей свои акции на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE). NYSE является своеобразным элитным клубом компаний, заслуживающих доверия инвесторов. Сейчас в ее списках зарегистрировано около 2700 американских и 300 иностранных компаний. Эти компании отвечают самым строгим требованиям в отношении раскрытия информации о своей производственной и финансовой деятельности. АО "вымпелком" сумел удовлетворить этим требованиям, поскольку его политика всегда предусматривала неукоснительное соблюдение законов и максимальную открытость в отношении партнеров, клиентов и государственных органов. С самого начала коммерческой деятельности АО "вымпелком", наряду с российским бухгалтерским учетом, представляет финансовую отчетность в формате американского бухучета (US GAAP), имеющего международный статус. Наличие такой отчетности за три года, подтвержденной международными аудиторами, является необходимым предварительным условием Комиссии США по ценным бумагам и биржам (US SEC) для того, чтобы заявление фирмы на включение в листинг NYSE было принято к рассмотрению. Фактические котировки ADS Вымпелкома с апреля по июль 1998 г. составляли от 40 до 60 долларов за 1 ADS.

9. Номенклатура производимой продукции

“Вымпелком”, как крупнейший оператор сотовой связи России, оказывает услуги в стандартах GSM и DAMPS под торговой маркой “БиЛайн”. В свою очередь услуги наиболее совершенного стандарта GSM предоставляются в двух диапазонах: GSM- 800 и GSM-1800. Причем последняя не только отличается высоким качеством связи, но и дает возможность пользоваться сотовыми телефонами в европейских странах, в Северной Америке, в Юго-Восточной Азии и Африке. Кроме того, в обоих стандартовых сетях “БиЛайна” введена программа предварительной оплаты, то есть используются телефонные карты. Это так называемый пакет услуг “БИ Плюс”. Еще одна услуга “Вымпелкома” - посекундная система округления разговоров. Более подробно о предоставляемых услугах компании. Во-первых, с прошлого года все региональные представители торговой марки “БиЛайн” ввели принципиально новую систему тарифных планов под названием “Персона”. Новая система “Персона” - это не просто набор тарифных планов. Это именно система, которая сконструирована таким образом, чтобы каждый план соответствовал вполне определенному типу абонента. Главное новшество системы - посекундное округление продолжительности разговоров после первой минуты на большинстве новых тарифных планов. Это означает общее снижение расходов на качественную мобильную связь в среднем на 20%. Другим важным нововведением является возможность для каждого абонента, выбрав план, наиболее полно отвечающий индивидуальным потребностям, оптимизировать свои расходы на сотовую связь. Среди новых тарифных планов есть как традиционные для рынка сотовой связи планы, так и планы абсолютно уникальные. Многоговорящим абонентам предлагаются планы “Большие дела” с поступенчатым снижением стоимости минут в зависимости от объема разговоров. А также план “Элитный” с неограниченным трафиком и полным набором дополнительных услуг по принципу All Included за фиксированную оплату. Для абонентов, говорящих немного или не очень регулярно, есть план без абонентской платы. Кроме того, еще один план “Мобильный отдых” с фантастически низким тарифом (0,11 у.е. по внутреннему курсу) на разговоры во внепиковое время может затронуть абсолютно новые слои потенциальных потребителей. Существуют также планы с посекундным округлением с первой минуты разговора, и планы с существенными скидками на выбираемые абонентом направления звонков. Еще одним новшеством практически от всех, а в первую очередь от “Сотовой компании” города Новосибирска, в 2000 году стал запуск системы карточного сотового телефона “Фора”. Эта завоевывающая все большую популярность в мире и в России система оплаты услуг мобильной связи дает пользователям еще больше свободы в передвижениях, полный контроль над своими расходами и гибкость в использовании своего сотового телефона. “Фора” органично вписывается в новую систему отношений сотовых компаний со своими клиентами, предполагая реальную возможность воспользоваться услугами сотовой связи тем, кто раньше о сотовом телефоне даже и не задумывался, и тем, кто видит в такой системе преимущества перед традиционной контрактной схемой работы. Широкие возможности предлагать новые интересные тарифы в системе “Фора” дают основание предполагать, что карточные сотовые телефоны могут стать основой для городских сотовых сетей будущего. В чем же преимущества карточного сотового телефона “Фора”? Во-первых, никаких счетов за обслуживание, никаких ежемесячных хождений в офис компании или банк. Необходимо просто купить карточку “Фора”, чем и пополнив свой запас эфирного времени. Во-вторых, полная свобода передвижения - обширная зона обслуживания телефонов компании позволяет всегда быть на связи. Таким образом, без абонентской платы, без каких-либо гарантийных взносов абонент получает прямой городской номер, исходящую связь на любые городские телефоны (звонки на телефоны “Фора”, а также на телефоны и таксофоны “БиЛайн” за половину цены), входящую связь с любого телефона, доступ к международным каналам связи, дополнительные услуги и короткие сервисные номера. Кроме того, торговая марка “БиЛайн” предоставляет услугу под названием “голосовой почтовый ящик “БиЛайн”, который, как автоответчик, сохраняет поступающие сообщения, давая возможность абоненту прослушать их, когда у него будет свободное время. Система сообщает пользователю, когда и во сколько было получено данное сообщение. А с помощью клавиатуры телефонного аппарата и подсказок системы абонент может сохранять поступившие сообщения, менять порядок их прослушивания, переходить от одного сообщения к другому. Кроме того, все операции по настройке Голосового почтового ящика и чтению оставленных сообщений защищены персональным паролем, что предохраняет ящик от несанкционированного прослушивания. В настоящее время компания разработала новое поколение тарифных планов, именуемые как “Элитный”, “Платиновый”, “Золотой”, “Серебряный”. Ниже приведены сравнительные характеристики по каждому из планов.

Стоимость,USD

Серебряный

Золотой

Платиновый

Элитный

Ежемесячная абонентская плата

20

30

300

Количество бесплатных включенных минут:

Ежемесячно

от 30 до 60

от 30 до 60

30

1200

Стоимость минуты эфирного времени

в будние дни (8:00-22:00)

0,39

0,39

0,33

0,15

в будние дни (22:00-08:00)

0,19

0,19

0,33

0,15

в выходные круглосуточно

0,19

0,19

0,33

0,15

Стоимость минуты при звонках на сотовые телефоны БиЛайн

в будние дни (8:00-22:00)

0,25

0,25

0,21

0,08

в будние дни (22:00-08:00)

0,12

0,12

0,21

0,08

в выходные круглосуточно

0,12

0,12

0,21

0,08

Кроме того, бесплатно подключаются услуги: голосовая почта, ожидание вызова, автодозвон. Округление производится с точностью до секунды (начиная со второй минуты). Входящие звонки с сотовых телефонов БиЛайн - бесплатно. Бесплатно и звонки менее 9 секунд. Выше были перечислены только некоторые услуги, которые предоставляет как сама компания, так и ее региональные представители. 10. Важнейшие фирмы-контрагенты по выпускаемой и реализованной продукции В данном разделе будут рассмотрены основные партнеры по бизнесу ОАО “Вымпелком”. Прежде всего, надо сказать, что при создании в 1995-1997 гг. сотовой сети БиЛайн-1800 было использовано оборудование компании Alcatel. А в мае 1999 “Вымпелком” подписал контракт с финским телекоммуникационным концерном Nokia на поставку оборудования для сетей GSM в Центральном и Центрально-Черноземном районе России. Одним из первых учредителей и основных инвесторов компании “Вымпелком” в 1992 году явился американец Оги Фабела и его компания FGI, которая помогала не только денежными средствами, но и технологиями и опытом. Несмотря на то, что компания вышла на рынок сотовой связи сравнительно недавно и не имела в 1992-1993 годах какой-либо доверительной репутации, инвестировали в нее многие российские и зарубежные фирмы. Оказывали они и некоторую поддержку. Например, компания Ericsson предложила в 1994 году контракт на поставку довольно значительного количества оборудования на выгодных условиях. В процессе подготовки компании к выходу на Нью-Йоркскую фондовую биржу андеррайтерами (гарантами) “Вымпелкома” согласились выступить “Ренессанс-Капитал” и Donaldson, Lufkin & Jemrette, которые провели серию встреч руководства компании с потенциальными инвесторами. Открытое Акционерное Общество "Вымпел-Коммуникации" 7 сентября 1999 года сделало заявление о том, что оно ведет переговоры со своим стратегическим партнером компанией "Теленор" о совместном финансировании телекоммуникационных проектов на региональных лицензионных территориях "Вымпелкома" в объеме до 300 миллионов долларов США в течение предстоящих 5 лет. "Вымпелком" также сообщил о том, что он получил дополнения к своим лицензиям стандарта GSM-1800, позволяющие осуществлять операторскую деятельность в диапазоне 900 Мгц. Переговоры "Вымпелкома" и "Теленора" активизировались благодаря недавним решением о выдаче дополнений к трем региональным лицензиям "Вымпелкома" на операторскую деятельность в стандарте GSM-1800. При условии получения частотных присвоений и всех предусмотренных разрешений, новые дополнения к лицензиям позволяют создавать и эксплуатировать двухдиапазонные сети связи GSM-900/1800 в Поволжье, на Северном Кавказе и в Сибирском регионе. Таким образом, АО "Вымпелком" имеет пять лицензий стандарта GSM-900/1800, охватывающих территорию, на которой проживает приблизительно 100 миллионов человек (70% населения России). Рассматривается вопрос об осуществлении региональной деятельности АО "Вымпелком" через недавно учрежденное им предприятие. Доля АО "Вымпелком" в этом предприятии, которая сейчас составляет 100%, может быть уменьшена за счет внешних инвестиций, включая возможные инвестиции "Теленора". Новая компания также изучит возможность привлечения заемных средств на подходящих условиях, включая кредиты поставщика. Ожидается, что Советы директоров "Вымпелкома" и "Теленора" до конца 1999 года придут к окончательному решению об осуществлении инвестиций. "Мы чрезвычайно удовлетворены нашим сотрудничеством с "Теленором", - заявил Дмитрий Зимин, Генеральный директор АО "Вымпелком", комментируя планы двух компаний. - Мы рассматриваем планы совместных инвестиций как естественное продолжение наших усилий по развитию телекоммуникационного рынка в России. Мы организуем наши региональные проекты таким образом, чтобы наладить самое широкое сотрудничество с региональным бизнесом, одновременно учитывая интересы наших партнеров и акционеров. Естественно, операционная деятельность в Москве есть и будет основой нашего бизнеса. В этой связи, усиление нашего присутствия в регионах укрепит конкурентоспособность Компании в целом и предоставит нам возможность стать телекоммуникационным оператором национального масштаба". Главный представитель "Теленора" в России г-н Магнус Доксет заявил: "Совместно с нашим партнером АО "Вымпелком" мы продолжаем активную деятельность на российском рынке и готовы рассмотреть возможность значительных дополнительных инвестиций. Получение дополнений к лицензиям стандарта GSM-1800, которые позволяют оказывать услуги также в стандарте GSM- 900, делает инвестиции в региональные проекты более жизнеспособными. Это позволяет сократить капитальные вложения примерно на 40%. Мы рассматриваем возможность создания новой частной российской национальной компании сотовой связи, как ясное проявление намерения правительства страны способствовать привлечению иностранного капитала и продолжать развитие телекоммуникационного рынка в России". "Теленору" принадлежит 25,7% голосующих акций "Вымпелкома", приобретенных в мае 1999 г. за сумму 162 миллионов долларов США. Часть этих средств будет использована АО "Вымпелком" для развития региональных проектов. Основная же часть этих денег будет направлена на развитие сети GSM-900. Надо сказать, что продажной цене можно судить о важности и значении этой сделки для компании: если рыночная цена акций “Вымпелкома” составляла не менее 18 долларов за одну акцию, то Telenor они были проданы примерно за 13,5 долларов за акцию. "Теленор" является оператором услуг проводной, мобильной и спутниковой телефонной связи, а также провайдером сети Интернет. Главное представительство компании находится в Осло, столице Норвегии. "Теленор" осуществляет операторскую деятельность в стандарте GSM на рынках сотовой связи Норвегии, Германии, Ирландии, Греции, Австрии, Венгрии, Черногории, России, Украины и Бангладеш. В настоящий момент абонентская база "Теленора" в Норвегии составляет примерно 1,7 миллионов абонентов, что составляет 75% рынка, который характеризуется одним из наиболее высоких - приблизительно 50% - уровней проникновения услуг сотовой связи. "Теленор" является одним из самых активных в мире операторов в области спутниковой телефонии. Он является совладельцем таких спутниковых организаций, как "ИНТЕРСАТ", "ЮТЕЛСАТ" и "ИНМАРСАТ". Кроме того, "Теленор" является крупнейшим на скандинавском рынке дистрибутором телевизионных программ. Большинство аналитиков считают, что без стратегических иностранных инвесторов сотовый рынок в России нормально развиваться не сможет. Именно норвежская компания Telenor, которая после окончательного слияния со шведской Telia получит название Telaris, может стать основной поддержкой “Вымпелкома”, за счет которой последняя может расширить свое влияние на российском сотовом рынке. Необходимо сказать, что “Вымпелком” активно включился в перспективный бизнес по предоставлению услуг спутниковой связи. В связи с этим в конце 1998 года при его участии (50% акций принадлежит анализируемой компании) создана компания ICO-R. Западный партнер, ICO Global Communication - самая молодая компания из тех, кто предполагает работать на этом рынке (Iridium и Globastar). Еще один учредитель ICO-R - российское государственное предприятие “Морсвязьспутник”. В ряде регионов партнерами “Вымпелкома” выступили местные операторы сотовой связи: “БиЛайн-Самара”, новосибирская “Сотовая компания” и “Ростовская сотовая связь”.

11. Связи компании “Вымпелком” с банками

В связи с произошедшим в августе 1998 года кризисом у компании “Вымпелком” резко увеличилось число банков, с которыми им приходилось работать. Необходимо было следить за их деятельностью, что успешно делало руководство компании. В большей степень “Вымпелком” страдает от банков клиентов, также как и сами клиенты. Последние могут вовремя и по всем правилам произвести платеж, а через банки эти платежи не проходят. В результате до “Вымпелкома” деньги не доходят, хотя клиенты за предоставляемые им услуги сотовой связи рассчитываются. Именно поэтому руководству корпорации приходится ежедневно наблюдать за нормальным функционированием всех банков, с которыми им приходится иметь дело. Так как акции “Вымпелкома” обращаются и на зарубежных фондовых рынках, то компания работает и с иностранными банками. Например, один из постоянных партнеров - Сити-Банк. Однако и здесь существуют проблемы. Иностранные банки не очень заинтересованы в проведении инкассации, и не имеют разветвленной сети своих отделений. В основном иностранные банки в России присутствуют как кредитные, инвестиционные учреждения. То есть в подобных институтах не была создана соответствующая нашему российскому рынку (особенностям отечественного рынка) инфраструктура. Список литературы: 1. Андрусенко О. Попробуй соты на вкус // Босс, 1998, № 11-12. С. 69-73 2. Рейтинги в журналах Эксперт: 1997, № 12 1998 , № 16, С. 22-27 1998, № 47, С. 20-34 1999, № 16. 3. Рыцарева Е. Управа на неуловимый сигнал // Эксперт. 1999, № 35. С. 32 4. Грек А. Война стандартов // Эксперт. 1999, №16, С. 64-66 5. Грек А. Управляемые и мобильные // Эксперт. 1998, № 47, С. 18-23 6. Гурова Т. Линия пчелы // Эксперт. 1999, №27, С. 20-26 7. www.beeline.ru 8. www.rio.ru 9. www.ck.ru 10. www.beelinegsm.ru