Каталог :: Менеджмент

Реферат: Макросфера. Внешняя среда организации

                    Одесская Государственная Академия Холода                    
                             Самостоятельная работа                             
                                По “Менеджменту”                                
                                      Тема:                                      
                    “Макросфера. Внешняя среда организации.”                    
                                                                Выполнил:
                                                              Студент группы 345
                                                          Комаров Виталий
                                     Одесса                                     
                                     1999 г.                                     
План:
Теоретическая часть
Внешняя среда организации
Макросреда фирмы
Инфраструктура региона
Связи фирмы
Микросреда фирмы
Внешнеэкономическая деятельность фирмы
Практическая часть
Анализ влияния факторов внешней среды
Список используемой литературы
                            Внешняя среда организации                            
В управленческой мысли представление о значении внешнего окружения и
необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, появилось в
конце 50-х годов.
Это стало одним из важнейших вкладов системного подхода и необходимость для
руководителя рассматривать свою организацию как целостность, состоящую из
взаимосвязанных частей, в свою очередь имеющую разветвленные связи с внешним
миром.
Помимо системного подхода возникает примерно в тоже время концепция
ситуационного подхода, согласно которому, наиболее подходящий в данной
ситуации метод, определяется конкретными внутренними и внешними факторами,
характеризующими организацию и влияющими на нее соответствующим образом.
Сегодняшние изменения во внешнем мире заставили обратить на внешнюю среду еще
большее внимание, чем прежде. Даже если бы изменения не были столь
значительными, руководителям все равно пришлось бы учитывать среду, поскольку
организация как открытая относительно обособленная система, зависит от
внешнего мира в отношении материальных потоков – поставок ресурсов, энергии,
кадров, конкретного спроса потребителей и информационных потоков –
законодательных актов, решений различных органов, ситуаций на рынке и т.д.
Поскольку от руководства зависит выживание организации, менеджер обязан уметь
выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его
организацию. Он должен предложить подходящие способы реагирования на внешние
воздействия. Т.е. иначе говоря найти методы, способствующие адаптации к
условиям внешней среды. Безусловно что учесть все существующие и оказывающие
влияние на организацию факторы просто невозможно, в связи с этим возникает
проблема определить именно те аспекты, от которых решающим образом зависит
деятельность организации.
К характеристикам внешней среды могут быть отнесены:
1. Взаимосвязанность факторов.
2. Разнообразие факторов.
3. Высокая динамичность изменений факторов.
4. Неопределенность как во времени воздействия, так и по силе воздействия.
Будем считать что существуют внешние факторы непосредственно прямо влияющие
на поведение организации, и факторы, оказывающие косвенное влияние.
К первым факторам относятся поставщики, материалы, капитал, трудовые ресурсы,
законы и государственные органы, потребители, конкуренты.
К второй группе факторов могут быть отнесены технологии, состояние экономики,
социокультурные факторы, политические факторы.
Влияние всех этих факторов, как прямых, так и косвенных носит конкретный в
каждой ситуации характер. Учет их влияния – это собственно искусство
управления.
                                Макросреда фирмы                                
К компонентам внешней среды, оказывающим влияние на эффективность и
устойчивость функционирования фирмы, относятся те, на которые фирма не может
воздействовать, которыми она не управляет. Эти компоненты влияют на фирму
напрямую (налоговая система, политика поставщиков, потребителей и др.), либо
косвенно (политическая, экономическая и другие сферы страны). Факторы
макросреды фирмы оказывают влияние на нее косвенно В таблице 1 приведены
сферы и факторы макросреды фирмы, влияющие на эффективность и стабильность ее
работы.
     

Таблица 1 Сферы и факторы макросреды фирмы

Сфера макросреды

Факторы макросреды

1. Международные

1.1. Количество “горячих точек” в мире, где происходят какие-либо военные конфликты

1.2. Численность военных и других лиц, задействованных в “горячих точках” в данное время

1.3. Количество международных симпозиумов, конференций, выставок, кинофестивалей, конкурсов и других мероприятий высшей категории, проводимых в данный момент в стране и в мире в области образования, культуры, научно-технического прогресса

1.4. Тенденции изменения продолжительности жизни населения в целом в мировом сообществе

2. Политические

2.1. Стабильность демократических преобразований факторы в стране

2.2. Вероятность возврата к прошлой политической системе

2.3. Количество забастовок с численностью участвующих более 100 человек, проводимых в стране в данный день

2.4. Криминальная обстановка в стране

2.5. Количество политических фракций в законодательной власти

3. Экономические факторы

3.1. Удельный вес конкурентоспособной на внешнем рынке промышленной продукции фирм страны

3.2. Удельный вес конкурентоспособной на внутреннем рывке промышленной продукции фирм страны

3.3. Тенденции изменения внешнеэкономических связей

3.4. Дефицит бюджета страны (%).

3.5. Среднегодовые темпы инфляции

3.6. Удельный вес частной собственности в совокупной собственности страны

3.7. Наличие “стратегии перехода страны на рыночные отношения и их развития”, опубликованной в открытой печати

3.8. Наличие федеральных методических документов, регламентирующих процесс принятия и реализации управленческого решения (по функционально-стоимостному анализу, прогнозированию, нормированию, оптимизации, экономическому обоснованию и другим вопросам)

3.9. Удельный вес сырьевых ресурсов в экспорте страны

3.10. Показатели налоговой системы и внешнеэкономической деятельности

3.11. Структура распределения доходов населения

3.12. Уровень развития финансовой системы страны

4. Социально-демографические факторы

4.1. Место страны в мире по продолжительности жизни

4.2. Место страны в мире по жизненному уровню населения

4.3. Продолжительность жизни (мужчин, женщин)

4.4. Смертность детей в возрасте до одного года, % от родившихся и в сравнении с лучшим мировым показателем

4.5. Рождаемость и смертность населения страны

4.6. Структура населения страны по полу, возрасту, составу семьи, занятости, удельному весу одиноких, по образованию, удельному весу служащих, пенсионеров, школьников, студентов, работающих женщин, плотность населения по регионам и др.

4.7. Миграция населения

4.8. Перспективность городов

4.9. Структура населения по доходу и др.

5. Правовые факторы

5.1. Наличие федеральных правовых актов (указов Президента, постановлений правительства, государственных стандартов и т.п.) по стандартизации, метрологии, защите прав потре­бителей, антимонопольной политике, сертификации товаров и услуг, управлению качеством и конкурентоспособностью товаров, охране окружающей природной среды, предпринимательству, ценным бумагам, финансам и т.д.

5.2. Наличие федеральных правовых актов, регулирующих взаимоотношения компонентов экономической системы страны

5.3. Наличие федеральных правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность страны и фирм

5.4. Наличие федеральной программы создания правого государства

5.5. Качество прокурорского надзора за соблюдением федеральных правовых актов

5.6. Преемственность правового обеспечения по вертикали и горизонтали

6. Экологические факторы

6.1. Параметры экосистемы страны

6.2. Количество городов и удельный вес численности их населения, которые не отвечают требованиям по экологичности

6.3. Затраты в бюджете страны (в %) на поддержание экосистемы страны

7. Природно-климатические факторы

7.1. Оценка основных природных ресурсов страны и ее место в мировом сообществе

7.2. Извлечение из недр природных ресурсов интенсивность по отношению к общим запасам и степень извлечения)

7.3. Характеристика климатических факторов страны

7.4. Дефицитность отдельных видов ресурсов по регионам страны

7.5. Степень использования вторичных ресурсов

8. Научно-технические факторы

8.1. Удельный вес изобретений и патентов страны в фонде мирового сообщества

8.2. Удельный вес докторов наук, профессоров в численности работающих страны

8.3. Стоимость основных производственных фондов страны, приходящаяся на одного ученого (фондовооруженностъ труда ученого)

8.4. Уровень автоматизации производства в машиностроении страны

8.5. Экспертная оценка месячной заработной платы ученого, конструктора, преподавателя вуза, в долларах США

8.6. Показатели износа основных производственных фондов в отраслях народного хозяйства страны

8.7. Характеристика системы информации страны

8.8. Уровень компьютеризации страны

9. Культурные факторы

9.1. Средний уровень образования населения страны

9.2. Обеспеченность населения страны объектами культуры (ед/час): театрами, . кинотеатрами, библиотеками, дворцами спорта и комплексами и другими объектами культуры .

9.3. Отношение людей к окружающему миру

9.4. Долговременные тенденции развития в области культурных ценностей

Инфраструктура региона

Инфраструктура региона (прежде всего, города), где территориально расположена фирма, существенно оказывает влияние на эффективность и устойчивость ее функционирования. Вместе с тем, инфраструктура региона, также как и макро­структура, оказывает влияние на работу фирмы косвенно. К отраслям инфраструктуры относятся следующие: – рыночная инфраструктура; – мониторинг окружающей природной среды: – здравоохранение; – наука и образование; – культура, – торговля; – общественное питание, – транспорт и связь; – пригородное сельское хозяйство; – строительство; – жилищно-коммунальное хозяйство; – бытовое обслуживание; – промышленность. Уровень развития, стабильность и эффективность функционирования предприятий и учреждений всех перечисленных отраслей инфраструктуры региона, где расположена фирма, оказывает влияние на устойчивость ее работы, прежде всего, через социально-психологические факторы, то есть через степень удовлетворения физиологических, социальных и духовных потребностей населения, через морально-психологический климат в коллективе, здоровье населения. Очень трудно количественно измерить степень взаимного влияния факторов инфраструктуры региона, где расположена фирма, так как это влияние носит сложный характер. Логическая цепочка здесь следующая. Чем выше уровень развития, стабильность и эффективность работы отраслей инфраструктуры региона, тем выше будет морально-психологический климат в коллективе (нет задержек на транспорте, в магазинах), выше квалификационный уровень работников (высокое качество образования), лучше здоровье работника (хорошо работают все отрасли региона). Чем лучше эти показатели, тем выше отдача фирмы, тем больше будет взносов в местный бюджет. Последний фактор открывает возможность развития региона. Связи фирмы Рассмотренные факторы макросреды и инфраструктуры региона оказывают влияние на устойчивость и эффективность функционирования фирмы косвенно, ими фирма сама не имеет возможность управлять. Конечно, чем больше удельный вес фирмы в объеме производства региона или страны, тем больше фирма будет оказывать влияние на эту форму внешней среды и, наоборот, внешняя среда будет оказывать большее влияние на фирму. Непосредственное прямое влияние на работу фирмы оказывают ее конкуренты, а также предприятия, организации и учреждения, поставляющие фирме ресурсы, информацию, приобретающие у нее товар, оказывающие финансовые и другие прямые услуги. Связи фирмы показаны на рис 1.

Рис1 Связи фирмы с внешней средой На рис 1 показаны прямые или косвенные связи между фирмами внутри региона (1), влияние факторов инфраструктуры региона на устойчивость и эффективность фирмы (2), факторов макросреды на эффективность и качество работы региона (3), факторов макросреды на устойчивость и эффективность работы фирмы (4) и факторов взаимодействия фирм разных регионов по различным вопросам (6). Односторонняя прямая связь между контуром факторов макросреды и инфраструктуры региона (3) означает законодательное и налоговое воздействие федеральных органов управления страны на регион, косвенная двухсторонняя связь между этими контурами означает взаимное влияние по другим факторам (см.таблицу 1).

Микросреда фирмы

К факторам прямого воздействия внешней среды на устойчивость и эффективность функционирования фирмы или к факторам микросреды относятся следующие: – вход системы (поставщики сырья, материалов, информации и других ресурсов); – потребители товара; – конкуренты; – контактные аудитории; – маркетинговые посредники; – законодательства по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности В таблице 2 перечислены факторы микросреды фирмы и показатели, влияющие на эти факторы. Таблица 2 Факторы и показатели микросреды фирмы
Факторы микросредыПоказатели (операции), факторы микросреды
1. Поставщики (вход системы)

1.1. Интегральный показатель качества поступающего сырья (по видам) и материалов

1.2. Интегральный показатель качества (полезного эффекта) комплектующих изделий, оснастки, запасных частей и т.д.)

1.3. Интегральный показатель качества информации, поступающей на фирму

1.4. Интегральный показатель качества нормативно-методической и технико-экономической документации, поступающей на фирму

1.5. Интегральный показатель качества подготовки специалистов, поступающих на фирму

1.6. Прогноз изменения условий поставок

2. Потребители (выход системы)

2.1. Тенденции изменения круга потребностей основных потребителей товаров фирмы

2.2. Прогноз изменения параметров рынка по объему и ассортименту товаров

2.3. Прогноз изменения доходов потребителей

2.4. Прогноз изменения состава и значений признаков сегментации рынка внутри страны и в мире

3. Конкуренты

3.1. Анализ качества, цен и конкурентоспособности товаров конкурентов

3.2. Анализ организационно-технического уровня производства основных конкурентов

3.3. Прогнозирование конкурентоспособности и удельной цены товаров основных конкурентов

3.4. Прогнозирование рыночной стратегии основных конкурентов

4. Контактные аудитории

4.1. Анализ отношения к фирме и ее товару финансовых кругов региона (страны), средств массовой информации, государственных и муниципальных учреждений, гражданской группы содействия, общественных организаций и др.

4.2. Разработка мероприятий по улучшению отношений с контактной аудиторией

5. Маркетинговые посредники

5.1. Анализ структуры и стратегии торговых посредников и уточнение совместно с ними стратегии маркетинга продвижения товаров

5.2. Налаживание контактов с агентствами по оказанию маркетинговых услуг (рекламные агентства, консалтинговые фирмы, фирмы маркетинговых исследований и др)

5.3. Установление связей с кредитно-финансовыми учреждениями

6. Законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности

6.1. Формирование банка данных по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности

6.2. Анализ влияния ставок налогов, таможенных пошлин, квот, лицензий и других показателей на эффективность работы фирмы

6.3. Подготовка предложений по совершенствованию законодательства по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности.

Внешнеэкономическая деятельность фирмы Внешнеэкономические связи включают следующие направления и формы: – внешнюю торговлю; – международное производственное сотрудничество; – инвестиционное сотрудничество; – международное научно-техническое сотрудничество; – экономическое и техническое содействие; – валютно-финансовое сотрудничество. Внешнеэкономическая деятельность фирмы – это деятельность, связанная с перемещением денег, товаров, капиталов, технологий, услуг через государственную границу. Внешнеторговые цели экспорта фирмы: – расширение производства, увеличение прибыли за счет захвата новых рынков; – повышение иди поддержание организационно-техническою уровня производства под “прессом” международной конкуренции; – достижение экономии на .масштабе производства; – увеличение валютных ресурсов фирмы. Цели импортера: – Модернизация и расширение производственного аппарата фирмы; – достижение экономии на замене оборудования, сырья отечественного производства более аффективной зарубежной продукцией; – расширение производства, увеличение прибыли за счет захвата новых внутренних рынков; – расширение ассортимента на национальном потребительском рынке. Анализ экспортно-импортных возможностей фирмы входит в состав маркетинговых, предпроектных исследований. Одним из важнейших направлений внешнеэкономической деятельности является экспорт (импорт) капитала. который осуществляется в двух формах: ссудной и предпринимательской. Ссудная форма вывоза (ввоза) капитала связана с международными кредитами и займами. Международное кредитование осуществляется специализированными предприятиями—банками. Предпринимательская форма вывоза (ввоза) капитала представляет собой международное; инвестирование, т.е. создание за границей совместных предприятий и филиалов фирмы. Цели международного инвестирования: 1. Обход тарифных (таможенных) пошлин и ряда нетарифных протекционистских барьеров. 2. Использование разницы в стоимости ресурсов в разных странах, в т.ч. использование розницы в издержках производства. 3. Повышение конкурентоспособности и более активное, чем в случав внешней торговли, внедрение на рынки; использование эффекта внедрения на рынок не извне (торговля), а изнутри. 4. Вывоз капитала в обход не только таможенных барьеров, но и получение выигрыша по сравнению с национальными фирмами в области налогообложения, что при прочих равных условиях повышает конкурентоспособность предприятия как на внешнем рынке, так и на внутреннем с переводам полученной прибыли в страну базирования. 5. Получение помощи в налаживании выпуска технически сложной продукции. 6. Разовое получение новых технологии в расчете на их постоянный приток. 7. Решение проблемы обучения национальных кадров. 8. Получение финансовой выгоды по сравнению с импортом товаров и иностранными ссудами. Вывоз капитала в предпринимательской форме может быть двух видов: прямые инвестиции и портфельные инвестиции. Прямые инвестиции – это инвестиции, дающие право контроля над объектом вложения (если имеется контрольный пакет акций). Портфельные инвестиции – это инвестиции, которые не обеспечивают контроль за объектом вложения.. Это связано, прежде всего, с торговлей технологиями. Как завладеть той или иной технологией? Путь 1. Купить образцы, развернуть обширные и потому дорогостоящие работы по исследованию этого материала, чтобы ответить на вопрос: "Как же это делают? Путь 2. Купить у владельца права на использование его технологии, т.е. купить не товар, а технологию его производства. Если технология новая, то она запатентована с выдачей патента. Патент – это документ, удостоверяющий право собственности лица на какое-либо изобретение или открытие. Получив патент на изобретение, компания вправе продать его, получив одноразовую прибыль, либо тиражировать его продажу, продавая право на временное использование патента. Кроме того, возможна продажа и ноу-хау. Ноу-хау (в переводе – знаю как) – технические или другие знания и практический опыт технического, коммерческого, финансового и иного характера, представляющие коммерческую тайну, которая не оформляется патентом. Ноу-хау может быть как независимым по отношению к патентам, так и необходимым для их использования. Ноу-хау может включать и не запатентованную информацию, недоступную для мировой общественности. Можно сказать, что ноу-хау – это детальное описание какой-либо технологии, понимаемой широко: не только как описание производственного процесса, но и описание проведения финансовых, коммерческих и др. операций. Для использования патента или ноу-хау необходимо купить разрешение, Готовность иностранного инвестора пойти на продажу лицензий предприятиям, капитал которых полностью или в основном принадлежит принимающей стороне, будет зависеть от уникальности и новизны этой технологии. Чем старше технология, тем больше вероятность, что она будет свободна от контроля капитала. В областях, где технология уникальна и является монопольной для одной или немногих фирм, иностранный капитал будет вкладываться исключительно в форме прямых инвестиций. Более охотно идут на продажу лицензий фирмы, собирающиеся создавать собственную производственную базу в стране-покупателе. Технология, как и любой другой товар, имеет свою цену. Существуют два вида технологических платежей: 1) роялти – периодические платежи за использование лицензии (доля или ставка роялти в %, чаше 3-5%) 2) паушальный платеж – единовременная оплата стоимости лицензии. Купля-продажа капитала – очень сложная операция. Поэтому здесь нужен тонкий экономический расчет с учетом множества внешнеэкономических факторов. При заключении контракта нужно помнить, что расчет может быть наличными и в кредит. Если валюты недостаточно, возможны следующие варианты действий а) бартер или простой товарообмен: б) выкуп продавцом новой технологии у покупателя старой технологии, тогда последний платит только разницу; в) компенсационное соглашение, когда оплата будет производиться продукцией, выпушенной с применением купленной техники; г) компенсация наоборот, когда изготовителю поставляется сырье (например, древесина), а потом на эту сумму он получает продукцию (например, бумагу) Анализ влияния факторов внешней среды В практической части данной работы необходимо провести критический анализ влияния факторов существующей внешней среды на деятельность конкретной организации. Дать оценку позитивного и негативного влияния. В связи с отсутствием реальных и полных данных о работе и взаимодействии с внешней средой какой либо организации, ничего не остается как провести теоретический анализ основанный на собственном понимании такого влияния. В качестве примера, выберем для рассмотрения научно-исследовательское предприятия “Элемент”. Предприятие “Элемент”, как одно из подразделений предприятия “Шторм” специализируется на разработке и производстве изделий по оборонным заказам. Как и многие предприятия ВПК данное предприятие – закрытое, т.е. его связь с внешней средой весьма ограничена. Эти ограничения связаны со спецификой заказов, выполняемых исследований. Но несмотря на все это предприятию необходимо поддерживать информационные, сырьевые, транспортные связи с внешней средой. Поэтому влияние основных факторов внешней среды незначительно, но имеет место. Попытаемся формализовать это влияние и указать его позитивные и негативные стороны. Таблица 3 Анализ влияние факторов внешней среды (в столбце “факторы” указаны номера факторов внешней среды из таблицы 1)
Фак­торыПозитивное влияниеНегативное влияние
1.1Увеличение количества ассигнований. Увеличение количества заказов. Как следствие – привлечение интеллектуальных и технологических ресурсов.
1.3Источник потенциальных и технологических ресурсов.Возможность утечки информации.
2.1Может вызвать уменьшение ассигнований. Может вызвать усиление контроля и вмешательство средств массовой информации в деятельность предприятия.
2.2При увеличении вероятности возврата к коммунистической системе правления и тоталитарному государству – возрастает стабильность предприятия.Возможна смена руководства в угоду правящей коалиции.
2.3Косвенное негативное влияние т.к. возможно нерегулярное поступление энергетических и сырьевых ресурсов.
2.4Возможно расширение рынка сбыта продукции за счет внутреннего рынка (организованная преступность).Возможна смена руководства при условии значительного влияния организованной преступности на правящую коалицию.
3.4 – 3.5Снижение ассигнований
3.7Возможны изменения в структуре поступления энергетических и сырьевых ресурсов.
3.8Данное предприятие очень федерально зависимо. Федеральное вмешательство в деятельность предприятия может осложнить связи внутри предприятия. Увеличение бюрократии.
3.9При преобладании сырьевых ресурсов в экспорте страны – общее экономическое состояние рынка значительно ухудшается, что влечет за собой нестабильность экономической и политической системы, и ухудшает возможности развития и функционирования предприятия.
4.1 – 4.5Все показатели являются критериями социально-экономического благополучия государства.Все показатели являются критериями социально-экономического благополучия государства.
7.1 – 7.2Украина является государством с истощенными природными ресурсами, следовательно возникает потребность в закупке сырьевых ресурсов за рубежом.
7.4Украина зависима от поставок энергоносителей. Любые уменьшения или прекращения этих поставок может поставить под угрозу деятельность предприятия.
8.1Наличие высококвалифицированных кадров удовлетворяет потребности предприятия в интеллектуальных ресурсах.
8.6На Украине работают менее 40% предприятий. Показатели износа достигают 70% и более. Это ведет к недостатку, качественному и количественному, сырьевых ресурсов.
Список используемой литературы 1. Система менеджмента, Фатхудинов Р.А.. 2. Основы Менеджмента, Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Федоури. 1997 г., Москва: “Дело”.