Каталог :: Менеджмент

Реферат: Развитие учения об управлении в трудах В. И. Ленина

                                     Реферат                                     
                        по дисциплине: Основы менеджмента                        
          на тему: Развитие учения об управлении в трудах В. И. Ленина          
                               Ставрополь, 2004 г.                               
                                   Содержание:                                   
                                      стр.                                      
1.      Ленинские принципы и методы хозяйствования — основа управления
общественным производством.................................. 3
     
  1. Роль государственных и общественных организаций в управлении социалистическим обществом.................................... 15
Список использованной литературы........................18 Список сносок..................................19 Ленинские принципы и методы хозяйствования — основа управления общественным производством Управление общественным производством — одна из важных сфер экономической и политической деятельности каждого государства. Исчерпывающую научную характеристику управления производством дали классики марксизма-ленинизма. Они показали, что управление общественным производством объективно необходимо для всякого совместного кооперированного труда. «Всякий непосредственно общественный или совместный труд,— писал К. Маркс,— осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере». Из данного определения видно, что сущность управления состоит в том, чтобы установить строгую согласованность и взаимосвязь между отдельными кооперированными процессами в целях успешного функционирования всего производственного организма и достижения поставленных целей. Совершенно очевидно, что при капитализме, где господствует частная собственность на средства производства, не может быть подлинно народного управления, соответствующего характеру самого общественного производства. Величайшая заслуга В. И. Ленина состоит в том, что он вслед за К. Марксом уже в новых исторических условиях раскрыл сложность и важность задачи управления, которая сразу же встала перед молодой Республикой Советов после завоевания политической власти пролетариатом. Социалистический строй с его общественной собственностью на средства производства создает объективные условия для участия широких масс трудящихся в управлении государством и экономикой. В связи с этим В. И. Ленин настоятельно требовал от Коммунистической партии активного привлечения - всех трудящихся к управлению общественным производством. Он говорил, что нужно поднять к управлению весь рабочий класс, все трудовое крестьянство, чтобы управление было в свою очередь переходом к поголовному обучению всех трудящихся искусству управлять государством. «...Социализм может быть построен только тогда,— указывал Владимир Ильич,— когда в 10 и 100 раз более широкие массы, чем прежде, станут сами строить государство, и строить новую хозяйственную жизнь». В. И. Ленин неоднократно говорил, что научить массы управлению — самая трудная задача, ибо это вопрос организации по-новому наиболее глубоких экономических основ жизни десятков и десятков миллионов людей. Но величие В. И. Ленина в разработке основ социалистического хозяйствования состоит не только я том, что он выдвинул в качестве главной задачу управления, но и в обосновании принципов и методов, на которых оно должно быть основано. Исходя из конкретно-исторических задач социалистического строительства, обобщая опыт первых революционных мероприятий Советской власти и широкого творчества масс, Ленин разработал структуру и органы советского государственного аппарата, выдвинул и обосновал принципы и методы управления общественным производством. Важнейшими из этих принципов являются: демократический централизм и всемерное развитие творческой инициативы и трудовой активности масс; единство политического и хозяйственного руководства и первенство политики над экономикой в решении хозяйственных вопросов; плановое ведение народного хозяйства и сочетание территориального планирования с отраслевым принципом управления; максимальное использование науки и техники в народном хозяйстве, а также научной организации производства и труда; единоначалие и коллегиальность в управлении; правильный подбор, расстановка и воспитание кадров; материальная заинтересованность и моральное стимулирование; хозяйственный расчет и режим экономии; широкая организация народного контроля па основе проверки исполнения, критики и самокритики. Ленинские принципы и методы хозяйствования выступают в процессе управления общественным производством не обособленно, а в единстве и сочетании друг с другом, составляя в целом стройную систему организации государственного и хозяйственного руководства. В процессе социалистического строительства ленинские принципы и методы управления общественным производством развивались и обогащались. Объективной основой этих принципов были закономерности социалистического способа производства, природа государства, политическая и экономическая основа социалистического строя. В. И. Ленин неоднократно подчеркивал, что эффективным воплощением научных принципов управления народным хозяйством может быть только демократический централизм. В первоначальном варианте статьи «Очередные задачи Советской власти» В. И. Ленин следующим образом определил сущность принципа демократического централизма: «Наша задача теперь - провести именно демократический централизм в области хозяйства, обеспечить абсолютную стройность и единение в функционировании таких экономических предприятий, как железные дороги, почта, телеграф и прочее средства транспорта и т. п., а в то же самое время централизм, понятый в действительно демократическом смысле, предполагает в первый раз историей созданную возможность полного и беспрепятственного развития не только местных особенностей, но и местного почина, местной инициативы, разнообразия путей, приемов и средств движения к общей цели». Демократический централизм — это не механическое объединение централизма я демократизма. Социалистический централизм и демократизм неотделимы и взаимно обусловливают друг друга. Поэтому принципиально недопустимо их противопоставление. В ленинском понимании демократический централизм включает в себя две неразрывные стороны: первая сторона — централизованное государственное плановое управление - социалистическим народным хозяйством и вторая сторона — самая широкая, возможная только в социалистическом обществе демократия. В. И. Ленин считал, что демократический централизм в управлении хозяйством обеспечивает абсолютную стройность «единение в функционировании различных сфер общественной жизни, плановое руководство народным хозяйством из единого государственного центра, с одной стороны, и полное и беспрепятственное развитие инициативы местных хозяйственных органов в выборе путей, способов я приемов наилучшего и более эффективного выполнения общегосударственных планов и заданий - с другой. Эти двуединые стороны, органически вытекающие яз самой природы социалистических производственных отношений, составляют одну из глубочайших объективных закономерностей научного управления общественным производством. Централизм в управлении хозяйством означает руководство вышестоящих органов государственного управления нижестоящими, обязательное исполнение директив центральных органов местными органами. Централизованное начало в управлении социалистическим общественным производством осуществляется лишь в тех пределах, которые объективно необходимы в коренных интересах строительства материально-технической базы коммунистического общества. Социалистическое государство призвано сосредоточить в своих руках главные, решающие направления экономического развития. Оно определяет только те магистральные линии в экономическом развитии, которые свойственны самой природе планового социалистического хозяйства. Это предполагает научно обоснованное определение комплекса экономических проблем, который в условиях общественной собственности на средства производства должен быть отнесен к прерогативам государственного централизованного управления народным хозяйством. Сюда относятся главным образом такие внутриэкономические проблемы, как научно обоснованное определение главных направлений развития социалистической экономики; планомерное, пропорциональное развитие всего общественного производства (разработка и обеспечение выполнения наиболее важных показателей перспективных и текущих народнохозяйственных планов со всемерным учетом предложений, идущих снизу; координация и увязка планов, составленных на местах; планомерное распределение между отраслями материального производства, сферами деятельности и экономическими районами материальных, трудовых, финансовых ресурсов и обеспечение их рационального, эффективного использования и т. д.); внедрение научно-технических достижений и передового опыта; проведение единой государственной политики в области технического прогресса, капитальных вложений; размещение производства, оплаты труда, цен, финансов и осуществление единой системы учета и статистики. К внешнеэкономическим проблемам относятся планомерная организация экономического сотрудничества с социалистическими странами, оказание экономической помощи странам, освободившимся от колониализма, и др. Диалектическое взаимодействие и разумное, оптимальное сочетание открытых В. И. Лениным двух прогрессивных сторон в управлении социалистическим производством — централизма и демократизма — задача первостепенной важности. В ленинском принципе демократического централизма органически, в диалектическом единстве сочетаются обе его стороны. Только с точки зрения догматизма, метафизики, демократизм и централизм несовместимы, исключают друг друга. Демократизм и централизм рассматриваются Лениным во взаимосвязи наполненными социалистическим содержанием и выступают как обязательные методы руководства развитием народного хозяйства. Эти две стороны совпадают в главном и решающем — они обе служат коренным интересам строительства коммунистического общества и открывают широкий простор для неустанного совершенствования управления социалистической экономикой. Высоко оценивая роль демократического централизма в управлении общественным производством, В. И. Ленин много раз и настоятельно подчеркивал необходимость всемерного развития творческой инициативы масс. Он говорил, что у нас есть «чудесное средство» — «привлечение трудящийся... к повседневной работе управления государством»[1]. В. И. Ленину принадлежит величайшая заслуга открытия соревнования как новой движущей силы общества. Он указывал, что в народе таятся неисчерпаемые родники способностей и талантов, которые можно вскрыть и привести в движение посредством организации соревнования. «Социализм не только не угашает соревнования, а, напротив, впервые создает возможность применить его действительно широко, действительно в массовом размере, втянуть действительно большинство трудящихся на арену такой работы, где они могут проявить себя, развернуть свои способности, обнаружить таланты, которых в народе - непочатой родник и которые капитализм мял, давил, душил тысячами и миллионами. Наша задача теперь, когда социалистическое правительство у власти, — организовать соревнование»[2]. Высоко оценивая значение соревнования в коммунистическом строительстве, Ленин считал, что его широкая организация должна занять видное место среди задач Советской власти в экономической области, что только посредством развития массового соревнования можно будет создать новые общественные связи, новую дисциплину и организацию труда, вовлечь миллионы людей в управление производством. В. И. Ленин показал великую роль Коммунистической партии как руководителя и организатора трудящихся масс в хозяйственной деятельности. В. И. Ленин всесторонне обосновал коренной принцип управления общественным производством — единство политического и хозяйственного руководства. Великий теоретик научного коммунизма К. Маркс установил, что основой общества, его базисом является экономический строй, который и определяет политику как часть надстройки общества. Однако политика в свою очередь воздействует на экономику: она либо тормозит экономическое развитие, либо, наоборот, способствует ему. Основатель социалистического государства Ленин подчеркивал, что марксистское положение об определяющей роли экономики по отношению к политике сохраняет свое значение и в условиях социалистического способа производства. Принцип первенства политики над экономикой Ленин назвал «азбукой марксизма». Смысл этого принципа был ярко раскрыт Владимиром Ильичем во время дискуссии о профсоюзах в период перехода от политики военного коммунизма к новой экономической политике (1920—1921 гг.). В последующие годы этот принцип был подтвержден всей практикой социалистического хозяйствования. Единство политического и хозяйственного руководства обязательно предполагает, чтобы управление производством было тесно связано с партийно-политической работой в массах. Ведь хозяйственная политика — это дело не только руководителей, а всего народа. «Мы должны заниматься делом... В буржуазном строе,— говорил В. И. Ленин,— делом занимались хозяева, а не государственные органы, а у нас хозяйственное дело — наше общее дело. Это самая для нас интересная политика»[3]. В. И. Ленин дал глубокое теоретическое обоснование закономерностей развития социалистического строя, и в частности объективной необходимости принципа планового ведения народного хозяйства и сочетания территориального планирования с отраслевым принципом управления. «Социализм, — писал он, — немыслим без... планомерной государственной организации, подчиняющей десятки миллионов людей строжайшему соблюдению единой нормы в деле производства и распределения продуктов». Великому Ленину принадлежит заслуга открытия и определения содержания закона планомерного, пропорционального развития народного хозяйства в социалистическом обществе. «Постоянная, сознательно поддерживаемая пропорциональность,— говорил он,— действительно, означала бы планомерность...» [4] Величие Ленина состоит не только в том, что им разработаны теоретические основы планирования, аивпрактическом их применении в первые годы социалистического хозяйствования. По его инициативе в нашей стране была создана единая система плановых органов. Ленинские декреты об организации Госплана, о функциях местных экономических совещаний (ЭКОСО) положили начало научной организации планирования. Особое значение при организации планирования В. И. Ленин придавал научному обоснованию народнохозяйственных планов. Научность планирования он видел в том, чтобы в практике хозяйственного строительства широко использовались объективные экономические законы социализма, осуществлялся глубокий и всесторонний анализ состояния экономики, чтобы в планах учитывались новейшие достижения науки и техники, чтобы в них воплощались самые передовые и прогрессивные направления хозяйственного строительства. Большим вкладом в науку планирования является указание В. И. Ленина о необходимости сочетания текущих и перспективных планов. Он подчеркивал, что «нельзя работать, не имея плана, рассчитанного на длительный период и на серьезный успех»[5]. Придавая большое значение перспективным планам и высоко оценивая первый из них — план ГОЭЛРО, Ленин вместе с тем обращал внимание на необходимость конкретизировать его посредством текущих планов, дополнять, развивать дальше на основе практического опыта. Общеизвестно, что планомерная организация социалистического хозяйства исторически складывалась путем развития общественного разделения труда в двух важнейших направлениях - отраслевом и территориальном. В связи с этим В. И. Ленин писал: «В непосредственной связи с разделением труда вообще стоит... территориальное разделение труда, специализация отдельных районов на производстве одного продукта, иногда одного продукта и даже известной части продукта»[6]. Отрасль народного хозяйства, в частности любая отрасль промышленности, как бы хорошо она ни развивалась, не может существовать обособленно. Любому предприятию независимо от его подчиненности приходится иметь производственные связи с другими предприятиями и организациями для разрешения вопросов энергоснабжения, обеспечения строительными материалами, транспортом, рабочей силой, культурно-бытовыми учреждениями и др. Поэтому при разработке народнохозяйственных планов необходимо обеспечивать взаимоувязанное, комплексное развитие производительных сил по союзным республикам и экономическим районам. Решающее значение в управлении общественным производством В. И. Ленин отводил максимальному использованию науки и техники в народном хозяйстве, а также научной организации труда. «Мы должны,— говорил он,— иметь новую техническую базу для нового экономического строительства» [7]. Сразу же после Великой Октябрьской социалистической революции Ленин поставил на первый план задачу создания в Советской России основ материальной базы социализма и коммунизма, развития техники, и прежде всего тяжелой индустрии, производящей орудия труда. В ряде своих произведений — «Набросок плана научно-технических работ», «Очередные задачи Советской власти» и других — В. И. Ленин наметил пути и перспективы развития науки и техники. Еще в пору обоснования плана ГОЭЛРО В. И. Ленин ясно видел то решающее, главное, что характеризует материально-техническую базу коммунистического общества. Именно в те годы он пришел к выводу: «Этой новой технической базой является электричество. Мы должны будем на этой базе строит все» [8]. В. И. Ленин учил, что создание современной технической базы возможно только на основе систематического и неуклонного технического прогресса. «Нужно,— говорил Владимир Ильич,— всюду больше вводить машин, переходить к применению машинной техники возможно шире». Электрификация страны обеспечивает технический прогресс, ускоряет развитие производительных сил, обеспечивает более высокую, чем при капитализме, производительность труда. Но как бы ни развивалась наука и техника, труд человека, его опыт и навыки к труду всегда останутся основными элементами производственного процесса, ибо люди, трудящиеся, по образному выражению В. И. Ленина, являются первой производительной силой всего человечества. Вот почему строительство коммунизма В. И. Ленин всегда связывал не только с гигантским ростом общественного производства, основанного на первоклассной технике, но и с формированием общественных коммунистических отношений, с всесторонним развитием человека, с дальнейшим повышением идейной зрелости, духовной культуры, сознательности и творческой активности миллионов людей. Выступая в январе 1918 г. на III Всероссийском съезде Советов, Ленин говорил: «Перед победившим пролетариатом открылась земля, ныне ставшая общенародным достоянием, и он сумеет организовать новое производство и потребление на социалистических принципах. Раньше весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого — просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации. Мы это знаем, - и разве во имя этой величайшей исторической задачи не стоит работать, не стоит отдать всех сил?» [9] В. И. Ленин еще тогда высказал твердую уверенность в том, что трудящиеся совершат эту титаническую историческую работу, ибо в них заложены дремлющие великие силы революции, возрождения и обновления. Предсказание Ленина полностью сбылось. Научно-технический прогресс неотделим и от научной организации труда и управления (НОТ) на предприятиях и во всей системе руководства общественным производством. Каждый общественный строй имеет свою, только ему присущую организацию труда, которая складывается объективно, независимо от воли и сознания людей. Она определяется господствующими в данном обществе производственными отношениями и зависит от того, в чьем владении находятся средства производства. Организацию труда В. И. Ленин считал первоочередной задачей рабочего класса, взявшего власть в свои руки. «Во всякой социалистической революции, после того как решена задача завоевания власти пролетариатом... выдвигается необходимо на первый план коренная задача создания высшего, чем капитализм, общественного уклада, именно: повышение производительности труда, а в связи с этим (и для этого) его высшая организация»[10]. Разрабатывая план социалистического строительства, Ленин в работе «Очередные задачи Советской власти» говорил, что следует использовать все положительное в области научной организации труда, накопленное в странах высокоразвитого капитализма, и прежде всего в США. Отмечая, что «знаменитая система Тейлора... представляет из себя последнее слово самой бесшабашной капиталистической эксплуатации», он писал: «...в то же самое время нельзя ни на минуту забывать, что в системе Тейлора заключается громадный прогресс науки, систематически анализирующей процесс производства и открывающей пути к громадному повышению производительности человеческого труда». «...Мы должны ввести систему Тейлора и научное американское повышение производительности труда по всей России, соединив эту систему с сокращением рабочего временя, с использованием новых приемов производства и организации труда без всякого вреда для рабочей силы трудящегося населения» [11]. Важную роль в управлении общественным производством В. И. Ленин отводит единоначалию и коллегиальности, правильному подбору, расстановки и воспитанию кадров. Единоначалие и коллективность — это диалектическое единство и взаимосвязь двух основных форм руководства в социалистическом обществе. Они существенно отличаются друг от друга, но между ними и много общего. И руководители- единоначальники, и коллегиальные органы руководства являются доверенными народа, подотчетны и подконтрольны ему. Их деятельность и линия поведения определяются политикой партии, советскими законами, теми конкретными задачами, которые стоят перед различными участками нашего народного хозяйства. Раскрывая сущность и значение этих двух форм управления, В. И. Ленин показал, что единоначалие с необходимостью вытекает из характера современного производства. «...Всякая крупная машинная индустрия — т. е. именно материальный, производственный источник и фундамент социализма, — указывал он, — требует безусловного и строжайшего единства воли, направляющей совместную работу сотен, тысяч и десятков тысяч людей. И технически, и экономически, и исторически необходимость эта очевидна, всеми думавшими о социализме всегда признавалась как его условие. Но как может быть обеспечено строжайшее единство воли? — Подчинением воли тысяч воле одного» [12]. «Надо научиться соединять вместе бурный, бьющий весенним половодьем, выходящий из всех берегов, митинговый демократизм трудящихся масс с железной дисциплиной во время труда, с беспрекословным повиновением — воле одного лица, советского руководителя, во время труда». Высоко оценивая роль единоначалия в управлении, В. И. Ленин с настоятельной необходимостью требовал, чтобы оно сочеталось с коллегиальностью. В социалистическом обществе управление хозяйством должно опираться не только на опыт руководителей, но и на коллективный опыт трудящихся масс. Ярко и образно необходимость сочетания коллегиальности и единоначалия в управлении общественным производством выражена В. И. Лениным в его формуле «обсуждение — сообща, а ответственность — единолична»[13] . В. И. Ленин не раз указывал на то, что из демократических принципов организации социалистического общества вовсе не следует, чтобы допустим был малейший беспорядок насчет того, кто отвечает в каждом отдельном случае за определенные исполнительные функции, за проведение в жизнь определенных распоряжений, за руководство определенным процессом общего труда в известный промежуток времени. «..Как коллегиальность необходима для обсуждения основных вопросов,— подчеркивал Владимир Ильич,— так необходима и единоличная ответственность и единоличное распорядительство, чтобы не было волокиты, чтобы нельзя было уклониться от ответственности» [14]. В. И. Ленин предостерегал против того, чтобы коллегиальность не препятствовала быстроте и твердости решения хозяйственных вопросов, чтобы коллегиальное управление не превращалось в заседательскую суетню, в помеху практическому делу. Чрезмерное увлечение коллегиальностью, так же как и злоупотребление единоначалием, не сулит ничего хорошего. Если бесконечно заседать, обсуждать, созывать по каждому поводу собрания, совещания, коллегии, а организаторскую работу по осуществлению хозяйственных задач отодвинуть на второй план, то дело от этого не только не выиграет, а, наоборот, проиграет. Хороший принцип может обернуться в этом случае своей противоположностью. Каждый руководитель любого участка социалистического производства должен прежде всего помнить, что он руководит коллективом людей, имеющих такое же, как он, отношение к средствам производства и в одинаковой с ним мере заинтересованных в повышении уровня работы данного участка и всего социалистического производства. Этим определяется, что важные решения могут приниматься после обсуждения их с коллективом, советы которого необходимы руководителю и без которых часто нельзя найти правильный путь. Материальный вклад, который вносится в развитие экономики всеми формами общественного творчества, весьма значителен. Но особенно велика их воспитательная роль, ибо трудящиеся приобретают таким образом знания, опыт, совершенствуют профессиональное мастерство, овладевают навыками организации и управления производством. Большое значение в руководстве народным хозяйством В. И. Ленин отводил принципу правильного подбора, расстановки и воспитания кадров В. И. Ленин советовал изучать работников: «...а) сточки зрения добросовестности, б) с политической позиции, в) знания дела, г) администраторских способностей...»[15]. Ленинский принцип подбора кадров по деловым и политическим качествам означает, что никакие случайные, привходящие обстоятельства не должны играть сколько-нибудь существенной роли при назначении или избрании работников. Изучение людей на практических делах позволяет видеть подлинные качества каждого и на этой основе использовать кадры с наибольшей пользой для общества. Только таким образом можно, в частности, обеспечить разумное сочетание старых и молодых кадров, своевременно выдвигать молодых работников, выросших в политическом и деловом отношении, активно привлекать к руководящей работе женщин. Неотъемлемым качеством руководителя является терпеливое воспитание кадров, постоянная работа с людьми. Ленин говорил, что «политический руководитель отвечает не только за то, как он руководит, но и за то, что делают руководимые им. Этого он иногда не знает, этого он часто не хочет, но ответственность ложится на него»[16]. Ленинский стиль руководства — это способность организовывать коллектив, его труд, это и умение помочь человеку найти свое место в жизни, стать активным борцом за коммунизм. Разрабатывая пути и способы привлечения людей к труду, повышения производительности общественного труда, В. И. Ленин обращал внимание не только на организационные и воспитательные меры, но и на необходимость использования в хозяйственном руководстве экономических рычагов, и прежде всего принципа материальной заинтересованности и морального стимулирования работников в развитии производства. Принцип социализма «кто не работает, тот не ест» вытекает из того, что труд является экономической необходимостью, первым и основным жизненным условием всего общества и каждого отдельного его члена. Только при социализме возможна истинная оценка человеческого труда как единственно законного и допустимого источника добывания материальных средств к жизни. Отсюда то огромное общественное значение, которое придается личному труду каждого человека в нашем обществе, отсюда та поистине гигантская и решающая роль, которую играют личный труд и личные способности в определении места и положения каждого гражданина в социалистическом обществе. Чтобы производство непрерывно развивалось и совершенствовалось, постоянно повышалась производительность общественного труда, необходимо, говорил Владимир Ильич, создавать материальную заинтересованность работников в результатах своего труда. «Без личной заинтересованности ни черта не выйдет. Надо суметь заинтересовать»[17]. Материальная заинтересованность в труде — могучая двигательная сила общественного развития. Этот принцип обусловлен уровнем развития производительных сил и характером социалистических производственных отношений, объективной особенностью которых является распределение по труду. В социалистическом обществе, основой которого является общественная собственность на средства производства, каждый трудящийся заинтересован в результатах своего труда и как член общества, и как отдельный самостоятельный работник. Он заинтересован в росте общественного производства, в увеличении совокупного общественного продукта и национального дохода. А отсюда стремление к повышению производительности труда, от уровня которого зависит величина заработной платы, материальный и культурный уровень жизни. Иначе говоря, экономический закон распределения по труду органически связывает общественные и личные интересы трудящихся. В. И. Ленин неоднократно подчеркивал огромное значение личной материальной заинтересованности работников в развитии социалистического производства. Он говорил, что подготовлять переход десятков миллионов людей к коммунизму и осуществлять этот переход надо не на энтузиазме непосредственно, а при помощи энтузиазма, рожденного великой революцией, на личном интересе, на личной заинтересованности, на хозяйственном расчете. Особое место в методах управления общественным производством В. И. Ленин отводил хозяйственному расчету и режиму экономии. Еще в первые годы Советской власти, когда встал вопрос о том, как вести социалистическое хозяйство, он настоятельно требовал повсеместного внедрения хозяйственного расчета. «Перевод госпредприятий на так называемый хозяйственный расчет,— писал Ленин,— неизбежно и неразрывно связан с новой экономической политикой, и в ближайшем будущем неминуемо этот тип станет преобладающим, если не исключительным»[18]. В. И. Ленин обосновал необходимость хозрасчета как метода социалистического хозяйствования и глубоко раскрыл его сущность. Это бережливость и строжайшая экономия везде, во всем, в малом и большом. «Берегите, храните, как зеницу ока, землю, хлеб, фабрики, орудия, продукты, транспорт — все это отныне будет всецело вашим, общенародным достоянием» [19], — обращаясь к народу, говорил Владимир Ильич. В 1922 г. В. И. Ленин призвал работников Гидроторфа строжайше заботиться о том, чтобы не сделать что-нибудь зря, не замахнуться шире, чем позволяют отпущенные средства. Он упрекал некоторых наших хозяйственников в том, что они не стараются беречь копейку и превращают ее в 2 копейки, a в то же время составляют планы на миллиарды рублей. Сказанное Лениным более 46 лет назад не теряет своего значения и актуальности в наши дни. Хозяйствовать умело, экономно, с выгодой для государства, для блага народа — в этом и заключается сущность хозяйственного. Хозяйственный расчет — это метод планового социалистического хозяйствования. Под этим понимается совокупность средств, приемов и способов руководства деятельностью предприятия, выбор наиболее эффективного решения стоящих перед коллективом задач. В ряду принципов и методов управления общественным производством В. И. Ленин важное место отводил организации народного контроля зa деятельностью государственных и хозяйственных органов, проверке исполнения, критике и самокритике. Народный контроль В. И. Ленин рассматривал как школу управления государством для широких масс трудящихся. Он считал необходимым, чтобы широкие беспартийные массы проверяли все государственные дела и научились сами управлять. Проявляя глубокую заботу о всемерном развитии демократических принципов в работе советского государственного аппарата, Ленин еще в 1918 г. подписал декрет Совнаркома об образовании Центральной контрольной коллегии и местных органов контроля. Этим ленинским декретом был начат новый этап в организации контроля, в деле привлечений к нему широчайших масс народа во имя укрепления государственной власти, успешного строительства социализма в молодой Советской Республике. В. И. Ленин и Коммунистическая партия теоретически разработали и практически осуществили важнейшие принципы контроля и проверки исполнения. Народный контроль всегда рассматривался как залог укрепления диктатуры пролетариата, успешного построения коммунистического общества. В работе «Государство и революция» Ленин писал: «До тех пор, пока наступит «высшая» фаза коммунизма, социалисты требуют строжайшего контроля со стороны общества и со стороны государства над мерой труда и мерой потребления...»[20] В. И. Ленин придавал большое значение в совершенствовании производства экономическим методам управления. В первоначальном варианте статья «Очередные задачи Советской власти» он указывал: «Обычно со словом «управление» связывают именно и прежде всего деятельность преимущественно, или даже чисто, политическую. Между тем самые основы, самая сущность Советской власти, как и самая сущность перехода от капиталистического общества к социалистическому, состоит в том, что политические задачи занимают подчиненное место по отношению к задачам экономическим»[21]. В. И. Ленин говорил, что хозрасчетная самостоятельность предприятий в связи с настоятельнейшею необходимостью повысить производительность труда, добиться безубыточности и прибыльности каждого госпредприятия, в связи с неизбежным ведомственным интересом и преувеличением ведомственного усердия, неминуемо порождает известную противоположность интересов...» [22]. Поэтому существо экономической реформы, проводимой в промышленности и в сельском хозяйстве, состоит в усилении экономических принципов руководства и одновременно в совершенствовании централизованного управления производством, при котором административные принципы управления должны правильно сочетаться с предоставлением широкой инициативы и самостоятельности самим предприятиям в решении производственных вопросов Управление как важный элемент совершенствования общественного производства требует более глубокого философского обобщения, так как переход от административного принуждения к экономической заинтересованности к господству социальных принципов управления — это многогранный процесс, связанный с изменением производительных сил и производственных отношений в обществе. Особое значение Ленин придавал перспективному планированию, которое опираемся на широкое использование достижений науки и техники. В первые же годы Советской власти он указывал, что нужно иметь планы развития народного хозяйства, рассчитанные на длительный срок. Отмечая преимущества социалистической системы хозяйства, Ленин творил о том, что впервые в истории имеется возможность «устанавливать сроки, необходимые для производства коренных социальных изменений, и мы ясно видим теперь, что можно сделать в пять лет и для чего нужны гораздо большие сроки...»[23] . В этом отношении важная роль принадлежит математическим методам расчета оптимальных вариантов, использованию кибернетической и счетной техники. Роль государственных и общественных организаций в управлении социалистическим обществом Управление при социализме осуществляется при помощи многообразной развитой системы организаций. Решающая роль в управлении принадлежит Коммунистической партии, вместе с тем велика роль государства и других общественных организаций. В. И. Ленин разработал цельную и стройную теорию о системе диктатуры пролетариата. Существо этой системы заключается в прочном единстве государственных и общественных организаций, работающих под руководством Коммунистической партии, в четком, слаженном, целенаправленном воздействии органов социалистического государства на все сферы жизни общества. В. И. Ленин обосновал вывод о том, что направляющая «организующая деятельность Коммунистической партии в условиях победы пролетарской революции является объективной закономерностью. В классовом обществе трудящийся народ с необходимостью должен иметь своего общепризнанного политического руководителя, который раскрывает перспективу развития, ведет народ по пути прогресса и процветания. Таким руководителем и является Коммунистическая партия. «...Диктатура пролетариата,— говорил Владимир Ильич,— невозможна иначе, как через Коммунистическую партию»[24]. Разъясняя существо механизма руководства партии обществом, Ленин говорил, что в Советской России система политической организации заключается в следующем. Во главе партии стоит Центральный Комитет. Он руководит партией. Партия опирается на профессиональные союзы. Вместе с тем, продолжал, Ленин «работа партии идет через Советы, которые объединяют трудящиеся массы без различия профессий» [25]. Советы охватывали и охватывают своей деятельностью наряду с рабочими и служащими — членами профсоюзов широчайшие массы крестьянства. Он проводит здесь мысль о том, что через профсоюзы партия соединена с рабочим классом in служащими, через посредство Советов — со всем трудящимся народом. В работе «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» В. И. Ленин дает характеристику механизма диктатуры пролетариата. «Получается,— пишет он,— в общем и целом, формально не коммунистический, гибкий и сравнительно широкий, весьма могучий, пролетарский аппарат, посредством которого партия связана тесно с классом[26] и с массой и посредством которого, при руководстве партии, осуществляется, диктатура класса». Важнейшей чертой руководства Коммунистической партий социальными процессами в стране является то, что партия и пролетарское государство выполняют свои задачи в тесном контакте с различными общественными организациями — профсоюзами, комсомолом, кооперативами и т. д. Все они, по выражению Владимира Ильича, образуют систему «приводов» от Коммунистической партии к широким массам трудящийся[27], делают связи партии и Советского государства с народом многосторонними и многогранными. Эти связи постоянно изменяются, совершенствуются и все более укрепляются по мере того, как развиваются и совершенствуются все общественные отношения в стране. Эта важнейшая черта в деятельности партии вытекает из ленинского принципа сочетания государственных и общественных начал в управлении, который Владимир Ильич положил в основу учения о системе диктатуры пролетариата, в основу своего вывода о руководящей роли партии в системе управления страной. Систему управления нашего общества характеризуют два взаимно проникающих процесса. Социалистическое государство укрепляет связь с народными массами. Трудящиеся через общественные организации активнее вовлекаются в социально- политическую жизнь, в большей мере участвуют в управлении делами страны. При этом общественные организации занимаются всей совокупностью проблем, связанных с построением коммунизма, но каждая из них имеет свою специфику. Специфика государственной формы управления состоит, далее, в том, что государство - не руководит непосредственно общественными организациями, они не подотчетны, не подчинены ему. Но вместе с тем государство дает общие рекомендации о главном направлении деятельности этик звеньев, утверждает уставы или положения о функционировании многих из них. В частности, В. И. Ленин говорил, чтобы государство разработало систему участия профсоюзов в управлении - производством по отдельным пунктам (приемам, методам, способам) в обстоятельную инструкцию[28]. Государство решает вопрос о том, какие функции можно передать от государственных органов общественным институтам, а какие функций должны выполнять сами эти органы. Достоинства советского государственного строя, подчеркивал В. И. Ленин, состоят в том, что он дает возможность соединять выгоды парламентаризм с выгодами непосредственной и прямой демократии. Раскрывая особенности советской системы управления обществом, Владимир Ильич указал на то, что Советы принципиально отличаются от представительных учреждений капиталистических стран. Он говорил, что Советская власть идет от самих трудящихся масс, она дает не парламент, а собрание трудовых представителей, которое издает законы, исполняющиеся непосредственно, проходящие в жизнь. В. И. Ленин предъявлял чрезвычайно большую требовательность к работникам государственного аппарата. Он указывал на то, что следует привлекать к самой строгой ответственности нерадивых работников и бюрократов. В «Наброске правил для служащих» Ленин писал: «...всякая нерадивость... в обслуживании публики... карается конфискацией всего имущества виновного и тюрьмою до 5 лет [29]. В чем же состоят особенности, специфика управления страной со стороны общественных организаций? Общественные организации представляют для народных масс школу самодеятельного управления страной. Члены общественных организаций в отличие от государственных служащих осуществляют управление на общественных началах, бесплатно (исключение составляют те, кто работает в исполнительно- распорядительных учреждениях общественных организаций). Общественные институты в своем большинстве занимаются воспитательной работой. Они используют в первую очередь меры убеждения, опираются, как правило, на морально-этические нормы. При этом, несомненно, разъяснительная работа общественных формирований имеет очень большое предупредительно- профилактическое значение. Конкретные задачи общественных организаций по участию в социально- политической жизни общества определяются уставом или специальным положением. В. И. Ленин отводил профсоюзам роль надежных помощников государства, которые не должны подменять государственную власть. В резолюции IX съезда партии эта мысль Ленина выражена в следующих словах: «...профсоюзы, по мере развития коммунистического сознания и творческой роли масс, должны постепенно превращаться в вспомогательные органы пролетарского государства, а не наоборот» [30]. Профсоюзы, говорил В. И. Ленин, «это не есть организация государственная, это не есть организация принуждения, это есть организация воспитательная, организация вовлечения, обучения, это есть школа, школа управления, школа хозяйничанья, школа коммунизма»[31]. Владимир Ильич отводил профсоюзам большую роль в хозяйственно-экономической деятельности. Список использованной литературы:
  1. Кувакин В.А. Мировоззрение В.И. Ленина. Формирование и основные черты. – М.: Издательство МГУ, 1990. – 207 с.
  2. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. – М.: Канон, 1996. – 496 с. – (История философии в памятниках).
3. В. Е. Ефремов, Л. Ф. Ильичев, Ф. В. Константинов и др. «Владимир Ильич Ленин: биография»— 6-е издание; Москва Политиздат. 1981 г. 4. Ленин и теперь живее всех живых. Рекомендательный указатель мемуарной и биографической литературы о В. И. Ленине, М., 1968 Список сносок:
[1] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 34, стр. 313 [2] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 35, стр. 195-196 [3] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 43, стр. 330 [4] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 3, стр. 620 [5] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 42, стр. 153-154 [6] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 3, стр. 431 [7] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 40, стр. 108 [8] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 40, стр. 108 [9] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 35, стр. 288-289 [10] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 36, стр. 187 [11] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 36, стр. 140, 141 [12] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 36, стр. 200 [13] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 44, стр. 165 [14] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 39, стр. 428-429 [15] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 53, стр. 97 [16] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 42, стр. 218 [17] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 53, стр. 269 [18] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 44, стр. 342-343 [19] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 35, стр. 67 [20] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 33, стр. 97 [21] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 36, стр. 130 [22] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 44, стр. 343 [23] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 45, стр. 385 [24] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 43, стр. 42 [25] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 41, стр. 32 [26] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 41, стр. 31 [27] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 42, стр. 205 [28] См. Ленинский сборник XXXVI, стр. 140 [29] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 35, стр. 42 [30] «Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», ч. I. М., 1953, стр. 491 [31] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 42, стр. 203