Каталог :: Менеджмент

Доклад: Принятие решений

                  Министерство образования Российской Федерации                  
Санкт-Петербургский государственный
Инженерно-экономический университет
                                     Доклад                                     
на тему: «Этапы принятия рациональных решений (их анализ). Экспертные методы
принятия решений»
                                 Санкт-Петербург                                 
2005
           Рациональный порядок принятия управленческих решений           
Прежде чем задача принятия решений примет форму, поддающуюся анализу одним из
научных методов, необходимо рассмотреть большое число факторов и исключить
многие альтернативы. До этого решение можно принять лишь субъективно, либо
путем угадывания. Важно как можно полнее уяснить обстоятельства, в которых
происходит принятие решений. Для этой цели здесь кратко излагается методика
преобразования ситуации принятия решений к такому виду, когда становится
возможным применение одного из разнообразных научных методов:
1.       Формулируется цель.
2.       Составляется возможно более полный список альтернатив. (Здесь
необходимы творческий подход и изобретательность).
3.       Составляется возможно более полный перечень факторов.
4.       Список рассматриваемых факторов используется для уменьшения числа
альтернатив, при этом обращается внимание на причину исключения каждой
альтернативы. На, данном этапе можно увидеть, что многие альтернативы
нереальны. Другие альтернативы могут оказаться в высшей степени
нецелесообразными. Этот процесс может быть крайне субъективным, и в некоторых
случаях он строится на догадках. Однако если нужно принять решение, то
другого выбора нет. В построении этих субъективных догадок и вынесении
суждений о ценности как раз и проявляется искусство лица, принимающего
решение. Следует помнить, что одной из альтернатив может быть альтернатива
вообще не принимать никакого решения в данный момент, пока один, из факторов
(например, время) не исключит эту альтернативу из списка.
5.       Оставшиеся альтернативы используются для сокращения списка факторов,
часть которых теперь уже можно не рассматривать. Другие факторы могут в
одинаковой степени относиться ко всем оставшимся альтернативам, и поэтому их
тоже не нужно больше рассматривать.
Вопрос о том, сколько времени нужно отводить на анализ альтернатив, в
значительной мере является искусством. Кроме того, приходится решать вопрос о
том, стоит ли придерживаться однажды принятого решения или необходим его
пересмотр. Ответы на эти вопросы в свою очередь связаны с принятием
определенных решений, однако в настоящее время они в значительной мере
определяются вкусом, склонностями и личными качествами.
     Рациональное решение - это решение, которое основывается на
базе аналитического процесса, и часто не зависящее от предшествующего опыта.
Рациональные решения основываются на логике и анализе. Это результат
объективного аналитического процесса. Для обеспечения рациональности
необходимо соблюдение ряда условий:
     
  1. Стремление к достижению целей.
  2. Ясное видение путей достижения целей при существующих условиях и ограничивающих факторах.
  3. Наличие адекватной информации.
  4. Должен быть произведен анализ ас оценкой альтернатив.
  5. Должно осуществляться стремление к оптимизации, то есть выбору альтернативы, которая в наибольшей степени соответствует достижению целей.
ЭТАПЫ РАЦИОНАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ Диагностика проблемы. Важнейший шаг на пути решения проблемы – это определение проблемы, диагноз полный и правильный. Существует два определения проблемы. Согласно одному, проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты, так как есть препятствия. О проблеме узнают потому, что не случается то, что должно было случиться. Например, мастер может установить, что производительность на его участке ниже нормы. Это реактивное управление, его необходимость очевидна. Но ограничиваться таким ведением проблем недопустимо. Согласно другому определению, проблему можно рассматривать как потенциальную возможность. Препятствия также существуют, но мы их предвидим. Это, например, активный поиск способов повышения производительности какого-то подразделения, даже когда она и так высока. В этом случае проблему осознают, когда понимают, что кое-что можно сделать для улучшения дел или для извлечения выгоды из представляющейся возможности. Так поступают предприимчивые менеджеры. Полностью определить проблему трудно, поэтому диагностика проблемы сама по себе часто становится процедурой, имеющей несколько шагов с принятием промежуточных решений. Определение проблемы включает: выявление симптомов, формулировку возможных причин или базовых проблем, лежащих в основе симптомов, выявление альтернативных действий, которые может предпринять лицо, принимающее решение, для разрешения проблем. Например, для руководства высшего звена можно выделить следующие подходы к выявлению проблем: Анализ результатов хозяйственной деятельности. Изучают и анализируют отчётные, нормативные документы и статистические данные. Большая роль в этом принадлежит методам обработки статистической информации. Существенным недостатком этого подхода являются трудности определения конкретных проблем, “доли вины” конкретных факторов среди множества других. Эта задача может быть решена только в результате специального исследования; Выявление проблем путём экстренного опроса руководителей и специалистов. Экспертные оценки широко применяются в практике выявления пробоем, поскольку они позволяют получить сравнительно надёжную, а иногда и единственную информацию о проблемах организации. Формулировка ограничений и критериев принятия решения. Когда руководитель диагностирует проблему с целью принятия решения, он должен отдавать себе отчёт в том, что именно можно предпринять. Многие возможные решения проблем организации не будут реалистичными, поскольку либо у руководителя, либо у организации недостаточно ресурсов для организации принятых решений. Кроме того, причиной возникновения проблемы могут быть находящиеся вне организации силы, которые руководитель не властен изменить. Ограничения действий сужают возможности в принятии решений. Перед тем, как переходить к следующему этапу процесса, руководитель должен беспристрастно определить суть ограничений и только потом выявлять альтернативные варианты. Ограничение – то, что ограничивает нашу свободу. Их исследуют, чтобы понять степень свободы. Ограничения варьируют и зависят от ситуации и конкретных руководителей. Некоторые общие ограничения - это недостаток средств, численности работников, имеющих требуемую квалификацию и опыт, неспособность закупить ресурсы по приемлемым ценам или потребность в технологии, ещё не разработанной или чересчур дорогой. Кроме того, руководителю необходимо определить стандарты, по которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора. Эти стандарты- критерии принятия решений. Критерии – обязательные требования, которые мы предъявляем к результатам. Определение альтернатив Определение альтернатив - это формулирование набора альтернативных решений, т.е. вариантов решений проблемы. Желательно выявить все возможные действия, которые могли бы устранить причины проблемы и, тем самым, дать возможность организации достичь своих целей. На практике руководитель редко располагает достаточными знаниями или времен, чтобы сформулировать и оценить каждую возможную альтернативу. Кроме того, рассмотрение большого числа альтернатив трудновообразимо и ведёт к путанице. Поэтому руководитель, как правило, ограничивает число вариантов выбора для серьёзного рассмотрения всего несколькими альтернативами, которые представляются наиболее желательными. Для трудных проблем необходим углублённый анализ, чтобы разработать несколько действительно различающихся альтернатив, включая возможность бездействия. Когда руководство не в состоянии оценить, что произойдёт, если ничего не предпринимать, существует опасность не устоять пред требованием немедленных действий тогда, когда они просто вредны. Опытные менеджеры в таких случаях имитируют “кипучую деятельность”. Оценка альтернатив При оценке решений руководитель определяет достоинства и недостатки каждого из них, и возможные последствия. Практически любая альтернатива сопряжена с отрицательными аспектами, поэтому почти все управленческие решения содержат компромисс. Для сопоставления решений применяют выработанные ранее критерии. Если какая-либо альтернатива не может удовлетворить одному или нескольким установленным критериям, её дальше нельзя рассматривать как возможную альтернативу. Критерии выбора могут быть качественными и количественными. Каждый качественный и количественный показатель варианта решений можно представить в сопоставимых величинах, если придать им определённый вес с помощью весовых коэффициентов или оценивать вес показатели в баллах по определённой шкале. Важным моментом в оценке является определение вероятности осуществления каждого возможного решения в соответствии с намерениями. Если последствия какого-то решения благоприятны, но шанс его реализации невелик, оно может оказаться менее желательным вариантом выбора. Выбор альтернативы Если проблема была правильно определена, а альтернативные решения тщательно взвешены и оценены, сделать выбор, т.е. принять окончательное решение, сравнительно просто. Руководитель просто выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями, поскольку самое лучшее решение не всегда можно выбрать из-за нехватки времени и информации. Может возникнуть ситуация, когда несколько альтернатив имеют одинаковую оценку, то есть невозможно выбрать альтернативу на основе рационального подхода; тогда на помощь приходят опыт, суждения, интуиция. Реализация Для разрешения проблемы или извлечения выгоды из имеющейся возможности решение должно быть реализовано. Уровень эффективности осуществления решения повысится, если оно будет признано теми, кого оно затрагивает. Руководитель должен убеждать в правильности своей точки зрения других людей в организации, доказывать людям, что его выбор несёт благо организации в целом и каждому работнику в отдельности. Некоторые руководители необоснованно считают попытки убеждения напрасной тратой времени, однако подход тика “начальник всегда прав” сегодня в мире образованных людей, как правило, не срабатывает. Обратная связь Обратная связь – это поступление данных о том, что происходило до и после реализации решения - позволяет руководителю скорректировать решение, пока организации ещё не нанесён значительный ущерб. Оценка решения руководством выполняется с помощью функции контроля. Список литературы: 1. Герчикова И. Н. «Менеджмент: Учебник». – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва, «ЮНИТИ», 2002. 2. Дятлов В.А. «Основы менеджмента», Москва.-2001 3. Кабушкин Н. И. «Основы менеджмента». – Минск, «Новое знание», 2002.