Каталог :: Менеджмент

Контрольная: Структура государственного управления Люксембурга

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
               ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ               
                        ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАТИКИ                        
                               КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА                               
                    Контрольная работа по учебной дисциплине:                    
             «Система государственного и муниципального управления»             
Тема «Структура государственного управления Люксембурга».
                                                                       Выполнил:
                                                     студент группы ГМУ – 01 – 1
                                                                 Загорский А. Г.
                                                                       Проверил:
                                                                   Толстых И. А.
     

Липецк 2003

ВВЕДЕНИЕ. 1. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЮКСЕМБУРГА. 1.1 краткая характеристика государства, его положение в мире 1.2 система государственного управления 1.3 структура государственного управления 1.4 институциональный анализ государственного управления 1.5 функциональный анализ государственного управления 1.6 организационный анализ государственного управления ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. Введение Темой данной работы является «Структура государственного управления государства Люксембург». Цель работы - раскрыть и проанализировать систему государственного устройства Люксембурга в целом, а так же ее основных политических, экономических и общественных (социальных) институтов, основных, выполняемых ими функций. Объектом нашего исследования является государство Люксембург, во всей совокупности его различных органов, направлений политики и тенденций развития. Предмет же исследования - собственно аппарат управления государства. Причинами нашего выбора данной страны-объекта исследования явились следующие аргументы: ü Люксембург - высокоразвитая индустриальная страна; ü Жизненный уровень населения Люксембурга - самый высокий во всей Европе; ü Несмотря на небольшую территорию и немногочисленное население,государство играет существенную роль в экономическом, геополитическом, стратегическом и военном аспектах системы европейского и мирового сообщества; и др. 1. Структура государственного управления Люксембурга 1.1 Краткая характеристика государства, его положение в мире Люксембург. Официальное название государства - Великое герцогство Люксембург, государство в Западной Европе. Непосредственно граничит с Францией, Бельгией и ФРГ. Площадь 2586 км2 Население 415 тысяч человек (1999). Столица-город Люксембург (83,5 тыс.), является важнейшим трансевропейским транспортным узлом. Крупнейшие города - Дикирш, Эш, Клерво. Официальные языки - французский, немецкий, люксембургский. Большинство верующих (св. 95%) - католики, имеются также протестанты и иуд аисты. Официальный календарь - григорианский. Денежная единица- люксембургский франк. (С 2002г. вводится единая европейская валюта - евро). Имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией (установлены с СССР 26.08.1935г.) 26 августа 1995 г. исполняется 60 лет, всегда носили ровный характер и отличались отсутствием каких-либо неприятных неожиданностей и осложняющих моментов. В своем подходе к развитию двустороннего сотрудничества правительство Великого Герцогства исходит из того, что Россия, вопреки всем выпавшим на ее долю за последние годы потрясениям, остается великим государством; и ее значение как в международной политике, так и в мировом экономическом развитии в ближайшем будущем будет возрастать. О понимании люксембургской стороной наших трудностей свидетельствует, в частности, и такой факт, что недавно она по собственной инициативе предложила свое участие в строительстве жилья для российских военнослужащих, выведенных из стран Балтии на территорию Ленинградского военного округа. Этот проект, к которому проявили интерес несколько люксембургских строительных компаний, координирует организация "Люкс-Девелопмент", курирующая распределение государственной помощи зарубежным странам. Между двумя странами расширяются межправительственные контакты, регулярно проводятся политические консультации, развиваются межпарламентские связи. В ходе визита в Россию вице-премьера, министра иностранных дел и внешней торговли Люксембурга Жана Пооса в июне 1993 г. были подписаны три важных документа: совместное заявление об основах взаимоотношений, договор об избежании двойного налогообложения и соглашение о культурном сотрудничестве (взамен морально устаревшего договора 1969 г.). В последнее время акцент в сфере культурного и научного сотрудничества между Россией и Люксембургом смещается на подготовку наших кадров по таким направлениям деятельности, как медицина, прикладная лингвистика, агротехника и т.п., в связи с их переходом на рыночные рельсы. Российские банки и инвестиционные компании привлекаются к программе стажировок Международного финансового центра Люксембурга. Правительство Великого Герцогства приняло участие в проекте, открытия в Москве Международной банковской и финансовой школы, разработанном Европейским банком реконструкции и развития, обеспечив переподготовку в Люксембурге 20 российских профессоров и преподавателей экономических дисциплин. В ходе пребывания премьер-министра Великого Герцогства Жака Сантера в Санкт- Петербурге по случаю заседания Европейского банка реконструкции и развития состоялась церемония открытия павильона на территории выставочного комплекса "Лэнэкспо": его строительство финансировало люксембургское правительство. Налаживаются прямые связи Люксембурга с регионами России, в частности, с богатой природным газом Тюменской областью. Стажируются в хозяйствах Великого Герцогства фермеры Владимирской области. Люксембург оказывает гуманитарную помощь Тамбову и Тамбовской области. На выбор именно этого региона повлияло местонахождение захоронений люксембуржцев, мобилизованных в немецкую армию после оккупации Люксембурга во время второй мировой войны в немецкую армию и затем оказавшихся в советских лагерях. Хотя товарооборот между Россией и Люксембургом за последние годы сохраняется примерно на одном уровне (в 1994 г. он составил около 25 млн.долл.), торговля является пока слабым местом в двухсторонних отношениях. Это обусловлено скудным перечнем ее статей, что ставит эту область сотрудничества, в прямую зависимость от разного рода коньюнктурных колебаний. Так, развернутая в 1992 г. Комиссией Европейских Сообществ (КЕС) антидемпинговая кампания против российских ферросплавов на рынках стран Европейского Союза болезненно сказалась на двустороннем товарообороте, ибо 80% его объема до недавнего времени составлял экспорт российских ферросплавов. Россия, в свою очередь, закупает в Люксембурге ограниченное количество оборудования для металлургии, изделия металлообрабатывающей промышленности, абразивы. Конечно, возможности торговли с Люксембургом, чья экономика до такой степени ориентирована на внешние рынки, что 86% его валового внутреннего продукта - это поступления от экспорта, далеко не исчерпаны и ее низкий уровень товарообмена объясняется не столько таможенными барьерами ЕС, сколько нашим незнанием торгово-экономического потенциала Великого Герцогства, предоставляемых зарубежным бизнесменам условий. Графство, а затем герцогство Люксембург возникло в 963г. Занимающий И важное военно-стратегическое положение в центре Европы, Люксембург неоднократно подвергался иностранным завоеваниям. Разгром армий Наполеона в 1812г. создал предпосылки для восстановления независимости Люксембурга. В 1814-1815 гг. решениями Венского конгресса Люксембург был превращен в номинально независимое Великое Герцогство в составе Германского союза и в личной унии с Нидерландами. Современные границы страны установлены в 1839г. Лондонским договором (эта дата празднуется как годовщина независимости Люксембурга). Будучи членом Бенилюкса, ) Люксембург подписал Брюссельский пакт 1948, в 1949 вступил в II организацию Североатлантического пакта (НАТО), На территории II Люксембурга размещены некоторые военные склады НАТО. Часть войск II Люксембурга передана в Объединённые силы НАТО в Европе. Послевоенный внешнеполитический курс Люксембурга в основном определяется его участием в системе группировок, созданных западными странами (в НАТО, ЕС - 19571, Евратом - с 1957г., в 1987г. присоединился к соглашению о военном сотрудничестве между Бельгией и Нидерландами). Страна играет большую роль в международном европейском разделении труда. Основные торговые партнеры - страны ЕС (77% -экспорта и 82% - импорта). Люксембург - важный финансовый центр Западной Европы. Здесь сосредоточено 10% активов всего евровалютного рынка. В стране 224 банка. Люксембург выступает за углубление общеевропейского процесса, стремится играть активную роль в выработке внешнеполитических подходов ЕС, выступает за расширение западноевропейской интеграции. 1.2 Система государственного управления По форме правления Люксембург — конституционная монархия (герцогство), причём монархия дуалистическая. Действующая конституция вступила в силу 17 октября 1868 (неоднократно изменялась и дополнялась). Глава государства - Великий герцог Люксембургский (с 12.XI 1964 по 1999гг. - Жан). Согласно конституции, он единолично осуществляет исполнительную власть; определяет порядок организации правительства и его состав, утверждает и обнародует законы, назначает на гражданские и военные должности, командует вооруженными силами, заключает международные договоры и т.д. Высший законодательный орган власти - двухпалатный парламент: 1. Государственный совет (21 советник), назначаемый пожизненно герцогом. 2. Палата депутатов, избирается населением на 5 лет путём всеобщих прямых выборов по системе пропорциональных представительств. Фактически вся исполнительная власть принадлежит правительству, назначаемому великим герцогом в составе председателя (государственного министра) и министров. В административно-территориальном отношении государство делится на округа, которые, в свою очередь, делятся на кантоны, а кантоны - на коммуны. Управление в округах осуществляется комиссарами, в кантонах - бургомистрами. Органами самоуправления в коммунах являются выборные советы. Система общих судов в стране возглавляется Верховным судом правосудия. Он функционирует либо в качестве Апелляционного суда (в составе пяти судей), который рассматривает жалобы на постановления окружных судов, вынесенные по первой инстанции по гражданским, торговым и уголовным делам, либо в качестве Кассационного суда (в составе семи судей), который рассматривает в последней инстанции жалобы по вопросам права на приговоры и решения всех судов. Для рассмотрения дел о наиболее серьезных уголовных преступлениях созывается суд ассизов, состоящий из двух-трех членов Верховного суда и трех-четырех (всего должно быть шесть судей) членов окружных судов. Для признания подсудимого виновным необходимо не менее четырех голосов. Суд ассизов формируется председателем Верховного суда на определенное время. В стране имеется два окружных суда (при рассмотрении уголовных дел они именуются «исправительными трибуналами») в городах Люксембурге и Дикирхе. Они слушают по первой инстанции дела об уголовных преступлениях средней тяжести, все гражданские и торговые дела, за исключением малозначительных, а также рассматривают апелляционные жалобы на постановления, вынесенные мировыми судьями. Низшее звено судебной системы Люксембурга - мировые суды. Мировые судьи единолично рассматривают дела о малозначительных преступлениях, наказуемых не строже чем семью днями ареста (в таком качестве они именуются «полицейскими трибуналами»), споры по гражданскому и торговому праву с небольшими суммами иска, а также выполняют некоторые другие функции (наложение и снятие ареста на имущество, защита интересов недееспособных и т.п.) Особое место в системе судебных учреждений занимает Юридический комитет Государственного совета. Его составляют семь членов этого совета, обязательно имеющие степень доктора права. Комитет является высшим органом административной юстиции в стране и рассматривает жалобы как на решения нижестоящих судов, так и, в предусмотренных законом случаях, непосредственно на решения административных органов (парламентские и муниципальные выборы, налоговое обложение, закрытие «опасных» учреждений и т.д.). Возможность обсуждения в судах вопроса о конституционности законов в силу сложившихся правил практически исключена. Все судьи в Люксембурге назначаются пожизненно Великим герцогом и могут быть смещены со своих должностей только на основании судебного приговора. 1.3. Структура государственного управления 1.4 Институциональный анализ государственного управления Люксембургу, как любой развитой и, с точки зрения политического режима, демократической стране присущи следующие институты государственности (государственного управления): 1. Экономические 2. Политические 3. Социальные Рассмотрим некоторые из них. Политические институты. Среди них, в свою очередь, можно выделить; политические партии, профсоюзы и другие общественные организации. Дадим характеристику наиболее влиятельным из них. Христианско-социальная народная партия, основана в 70-х годах 19 века. Выражает интересы крупных промышленников и землевладельцев. > Демократическая партия, основана в 1947. Объединяет среднее и мелкое предпринимательство. > Социал-демократическая партия Люксембурга основана в январе - марте 1971 правыми социалистами, исключенными из ЛСРП. > Коммунистическая партия Люксембурга., основана в 1921. > Всеобщая конфедерация труда (ВКТ) Люксембурга, основана в 1919. Численность свыше 41 тысячи человек (1998). Входит в Международную конфедерацию свободных профсоюзов (МКСП). > Люксембургский рабочий союз, основан в 1916. Численность около 22 тысяч человек (1972). В составе ВКТ входит в МКСП. > Люксембургский христианский союз рабочих, основан в 1921. Численность 13 тысяч человек (1972). Входит во Всемирную конфедерацию труда. > Национальная федерация трудящихся Л. (НФТЛ), основана в январе 1966. Численность около 22 тысяч человек (1972). Входит в МКСП. > Прогрессивная молодёжь - демократическая молодёжная организация Люксембурга. Из социальных институтов считаем наиболее важным выделить систему образования (просвещения). Система народного образования включает дошкольные учреждения для детей 4-6 лет (в 1998 в них воспитывалось свыше 15 тысяч детей), государственные и частные элементарные обязательные школы с 8-9-летним сроком обучения; средние школы - классические 7-летние лицеи и современные лицеи с 6-летним курсом обучения. В 1997/98 учебном году в элементарных школах обучалось 56 тысяч учащихся; в средних школах - 12,7 тысячи учащихся. Существуют также дополнительные школы с 3-летним курсом обучения на базе 7 классов элементарной школы. Язык обучения в обязательной школ - немецкий, в средней школе - французский, который изучается и в обязательной школе. Профессиональные 2-4-летние школы строятся на базе 7-9 классов элементарной школы или 3 классов дополнительной школы. Учителей элементарной школы готовят педагогические институты на базе лицея. В 1997/98 учебном году в профессиональных учебных заведениях обучалось свыше 11 тысяч учащихся. В городе Люксембурге находится Международный университет сравнительных наук (основан в 1957). В 1969 созданы так называемые Университетские курсы, окончание которых позволяет поступить на 2-й курс зарубежного университета. Национальная библиотека (основана в 1798; 520 тысяч томов, 166 инкунабул), Национальный музей - в городе Люксембурге. 1.5 Функциональный анализ государственного управления Система государственного управления выполняет следующие функции: 1. Экономическую 2. Политическую 3. Социальную 4. Правовую 5. Военную и др. Подробнее рассмотрим одну из них - экономическую. Одна из наиболее успешно выполняемых государством функций - экономическая функция. Экономика Люксембурга быстро приспосабливается к новым мировым и европейским реалиям. Экономический рост за счет интенсивного развития промышленного производства себя исчерпал, и страна делает ставку на развитие и экспорт услуг, в частности кредитно - финансовых. В стране больше 200 банков, почти все - филиалы крупнейших банков мира. ВНП на душу населения в 1990 году оценивался в 947000 люксембургских франков (33145$), тогда как ВНП РФ 3220$ (на 2000г.). По статистике Люксембург одна из 3-х самых богатых стран в Европе, что подтверждает общепринятые показатели уровня жизни. На 1000 человек 503 личных автомобиля, 460 телевизоров. Минимальная зарплата 1454$, Средний люксембуржцев съедает в год 48 кг хлеба, 6 кг мцсла, 68 кг мяса и еще выпивает 53 литра молока, 121 литр пива, 58 литров вина. Сами по себе эти числа - еще не доказательство высокого уровня жизни. Но к ним надо добавить сравнительно небольшую плотность населения, короткие расстояния от дома до работы, отсутствие больших городов со всеми их "удобствами". Более 70% национального валового продукта даёт промышленность, её продукция составляет свыше 90% экспорта. Основные отрасли промышленности - добыча железной руды (5 млн. т в 1972) и чёрная металлургия (4,8 млн. т чугуна и 5,4 млн. т стали). По производству чугуна и стали Люксембург занимает видное место в капиталистическом мире, а выплавке чёрных металлов на душу населения (около 16-17 т стали) - 1-1 место в мире. Характерны высокая степень монополизации промышленности; концерн "Объединённые сталеплавильные заводы Бурбах - Эйх - Дюделанж (АРБЕД), контролируемый бельгийским и французским капиталом, владеет свыше 4/5 производственной мощности металлургической промышленности Л. и экспортная направленность промышленного производства. Металлургия использует как местные железные руды, так и импортные (главным образом) из Франции); уголь и кокс импортируются из ФРГ. Главные металлургические комбинаты полного цикла размещаются близ рудников (Дифферданж, Эш, Дюделанж, Роданж) и в пригородах города Люксембурга. Имеются предприятия машиностроительные, химические (производство фосфорных удобрений из доменного шлака), пищевой, цементной и керамической промышленности. Крупные ТЭЦ и гидроаккумулирующая электростанция (ГАЭС) на реке Ур. Производство электроэнергии 3,7 млрд. кет х ч (1998). Сельское хозяйство даёт менее 10% валового национального продукта, не имеет чёткой специализации. Типичны мелкие крестьянские хозяйства, значительна роль средних хозяйств; 36% хозяйств имеют наделы до 10 га, но они владеют менее чем 10% обрабатываемых земель. Вся сельскохозяйственная площадь 135 тысяч га (\ 998),. Основные культуры: пшеница, ячмень, овёс, картофель, свёкла. В долинах рек - садоводство и виноградарство. Средняя урожайность зерновых свыше 25 ц с 1 га. Стоимость продукции животноводства выше, чем растениеводства. Ежегодная заготовка древесины, главным образом широколиственных пород (200 тысяч м3). Люксембург имеет хорошо развитую транспортную сеть. Длина железных дорог — 370 км, в том числе 250 электрифицирована. Через Люксембург проходят трансъевропейские железнодорожные магистрали. Длина автомобильных дорог с твёрдым покрытием около 4 тысяч км, в автопарке 12,5 тысяч грузовых машин, 156 тысяч легковых (1998). Судоходство по реке Мозель. Люксембург имеет широкие внешние экономические связи. Основные статьи экспорта: стальной прокат, фосфорные удобрения, цемент, лес, электроэнергия. Импорт Люксембурга - уголь и кокс, железная руда, машины и оборудование, нефтепродукты, ткани, зерно. Денежная единица - люксембургский франк, приравненный к бельгийскому франку. 1.6 Организационный анализ государственного управления Как уже указывалось выше. Великое герцогство Люксембург по форме правления является конституционной дуалистической монархией, во главе которой Великий герцог Люксембургский. Но по форме государственного устройства Люксембург - федерация; в регионах существуют органы местного самоуправления: комиссары, бургомистры, выборные советы, которые по мере надобности, координируют свои действия. Таким образом, государственное управление Люксембурга имеет четкую организацию как по вертикали, так и по горизонтали, что обеспечивает слаженную и продуктивную работу всей системы государственного управления в целом, результатом и доказательством чему приведенные в работе факты. Заключение Итак, Великое герцогство Люксембург - демократическое правовое государство со стабильной и развитой экономикой. В стране самый высокий уровень жизни населения в Европе, Люксембург - социальное государство. Государство имеет существенный авторитет и значимость в Европейском Союзе и в НАТО, представляя и защищая, таким образом, свои национальные интересы как в Европе, так и во всем мире. Люксембург занимает крайне жесткую позицию по проблеме международного терроризма. Однако, по нашему мнению, участие страны в современном "афганском конфликте", международной антитеррористической компании, процессе противостояния международного терроризма и стран "антитеррористического лагеря" носит двойственный характер. Люксембург, с одной стороны, относится к последним, но с другой, - в том числе и через банки Люксембурга "террорист №1" Бен Ладен и самая влиятельная и распространенная международная террористическая организация "Братья мусульмане", одним из лидеров которой он является, переводит денежные средства на организацию террористических актов, войну в Афганистане, поддержку боевиков в Чечне и т.д.. Библиографический список 1. Матвеев Г., Люксембург, М., 1960. 2. Килль Ж., Тысячелетний Люксембург, перевод с немецкого, М. 1998. 3. Большая Советская Энциклопедия, тЛ5, М., 1972. 4. Новый Большой Иллюстрированный Энциклопедический словарь, М., 2000.