Каталог :: Менеджмент

Реферат: Классическая школа менеджмента

АДМИНИСТРАТИВНАЯ (КЛАССИЧЕСКАЯ) ШКОЛА МЕНЕДЖМЕНТА (А. ФАЙОЛЬ, Л. УРВИК, Д. МУНИ)
                           Сущность и принципы                           
                                                   «теории администрации»
Возникновение административной школы связано главным образом с именем Анри
Файоля (1825—1925). По мнению американских историков менеджмента, Файоль
является наи­более значительной фигурой в науке управления первой поло­вины
XX в.
В течение 30 лет он был руководителем крупной французской горнодобывающей и
металлургической компании «Комамбо», которая в момент его назначения на ноет
генерального управ­ляющего (1888 г.) находилась на грани банкротства, а ко
вре­мени его отставки (1918 г.) стала одним из самых мощных, сла­вящихся своими
административными, техническими и научны­ми кадрами французских концернов.
Обобщая свои многолет­ние наблюдения, Файоль создал «теорию
администрации». Его первая статья, посвященная этой теории, вышла в
1900 г., а книга «Общее и промышленное управление» ~ в 1916 г.
Важную роль в развитии идеи этой школы сыграли Л. Урвик, Д. Муни и др.,
рассматривающие деятельность организаций с точки зрения широкой перспективы и
пытающиеся определить общие характеристики и закономерности организаций в
целом.
В отличие от создателей школы научного управления Тейлора и Гилбрета, которые
начинали свою карьеру простыми рабочи­ми, что, несомненно, повлияло на их
представления об управ­лении организацией, авторы административной школы
имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей выс­шего звена
управления в большом бизнесе: Файоль, как уже отмечалось, руководил большой
французской компанией, Ур­вик был консультантом но вопросам управления в
Англии, Муни работал в компании «Дженерал Моторс». В связи с этим их глав­ной
заботой была эффективность управления в более широком смысле слова —
применительно к работе всей организации.
Целью административной школы было создание универсальных принципов
управления, следуя которым, но убеждениям созда­телей школы, организация,
несомненно, достигнет успеха.
     Принципы управлении — это основные правила, определяющие построение и
функционирование системы управления; важней­шие требовании, соблюдение которых
обеспечивает эффектив­ность управления. По утверждению Фаиоля,
принципы — это маяк, помогающий ориентироваться.
Рассматривая организацию как специфический вид деятель­ности и как столь же
своеобразную административную систему и согласуя свои идеи с принципами
Тейлора относительно сти­мулирования каждого работника, Файоль сформулировал
сле­дующие 14 принципов управления применительно к деятельно­сти высшего
звена управления:
     1. Разделение труда, т.е. специализация, необходимая для эф­фективного
использования рабочей силы, применительно ко всем видам труда, как
управленческого, так и исполнительского.
     2. Власть и ответственность. По мнению Фаиоля, власть и ответственность
связаны между собой, причем последняя явля­ется следствием первой. Он считает,
что власть сочетает офици­альный (основанный на занимаемой должности) пличный
(заклю­чающий в себе сплав умственного развития, опыта, морального уровня,
навыков по роду прежней службы и пр.) факторы.
     3. Дисциплина. Понимая дисциплину как уважение соглаше­нии, рассчитанных
на то, чтобы обеспечить повиновение, при­лежание, энергичность и внешнее
проявление уважения, Фай­оль подчеркивает, что для поддержания дисциплины
необходи­мо наличие хороших руководителей на всех уровнях.
Из всех средств воздействия па подчиненных в целях укреп­ления дисциплины
одним из самых действенных Файоль считал личный пример начальника. По его
убеждению, если начальник подает пример аккуратности, никто нс смеет являться
с опоз­данием. Если он деятелен, мужественен, предан, — ему подра­жают, и
если он умеет вести дело, ему удастся заставить сотруд­ников полюбить работу.
По и плохой пример также заразителен и, исходя из верхов, он дает иногда
самые губительные последствия для всех.
     4. Единоначалие. Единоначалие, но мнению Фаиоля, имеет по сравнению с
коллегиальностью то преимущество, что оно обеспечивает единство точки зрения,
единство действия и единство распорядительства. Поэтому оно имеет тенденцию к
преоблада­нию.
     5. Единство руководства. Виды деятельности, преследующие одну и ту же
цель, должны иметь одного руководителя и руко­водствоваться единым планом.
Двойное руководство может воз­никнуть, по мнению Фаиоля, лишь вследствие
неоправданного смешения функций и несовершенного разграничения их между
подразделениями, что нс только излишне, но и крайне вредно. Ни в одном из
случаев, по его мнению — нс бывает приспособ­ления социального организма к
дуализму распорядительства;
     6. Подчинение частных интересов общим. Интересы служаще­го или группы
служащих нс должны ставиться выше интересов предприятия; интересы государства
должны быть выше интере­сов гражданина или группы граждан... Казалось бы,
подобное правило не нуждается в напоминаниях. Но невежество, често­любие,
эгоизм, леность и всякие людские слабости и страсти толкают людей к
пренебрежению общими интересами в угоду
частных.
     7. Вознаграждение. Методы стимулирования труда должны  быть справедливыми
и доставлять максимально возможное удовлет­ворение сотрудникам и работодателям.
     8. Централизация. Не прибегая к термину «централизация влас­ти», Файоль
говорит о степени концентрации или рассредото­чения власти. Конкретные
обстоятельства будут определять, ка­кой вариант «даст лучший общий результат».
     9. Скалярная цепь, т.е., по определению Фаиоля, «цепь на­чальников» от
самого высшего до самого низшего ранга, от ко-торой не нужно отказываться, но
которую следует сократит!,, если слишком тщательное следование ей  может
нанести вред.
     10. Порядок, т.е. «всему (каждому) свое место, и вес (каж­дый) на своем
(его или ее) месте».
     11. Справедливость. Лояльность и преданность персонала должны
обеспечиваться уважительным и справедливым отношением ад­министрации к
подчиненным.
     12. Стабильность рабочего места для персонала. Файоль счи-тал, что
излишняя текучесть кадров является одновременно и причиной, и следствием
плохого управления, и указывал на связанные с этим опасности и издержки.
     13. Инициатива, т.е., но определению Фаиоля, обдумывание и выполнение
плана. Поскольку это «доставляет большое удов­летворение всякому мыслящему
человеку», Файоль призывает администраторов «поступиться личным тщеславием», с
тем чтобы подчиненные получили возможность проявить личную инициативу.
     14. Корпоративный дух, т.е. принцип «в единении — сила».' Приводя
перечень этих принципов, Файоль указывал, что он нс стремился дать
исчерпывающее их изложение, а попытался
описать лишь те из них, которые ему приходилось чаще всего применять,
поскольку даже незначительная кодификация прин­ципов является необходимой во
всяком деле. •..)
Считая предложенные им принципы универсальными, Фай-оль, тем не менее,
указывал, что их применение должно носить гибкий характер и учитывать
ситуацию, в которой осуществля­ется управление. Ом отмечал, что система
принципов никогда нс может быть завершена, напротив, она всегда остается
от­крытой для дополнений, изменении, преобразовании, основанных па новом
опыте, его анализе, осмыслении, обобщении. Поэто­му число принципов
управления  неограничено.
Отметим, что некоторые приведенные принципы обращены к человеческому фактору.
Файоль показал, что менеджмент, предназначенный главным образом для
интенсификации про­изводственных процессов, основан на знании психологии и
что учет человеческого фактора в управлении крайне важен.
Многие принципы управления до сих пор имеют практичес­кую ценность. Например,
японская компания. «Мицусита электрик» руководствуется следующими семью
принципами управления:
объективность, справедливость, сплоченность, благоустройство, скромность,
гармония, оценка, — которые перекликаются с принципами, разработанными
Файолем.
В дальнейшем многие исследователи занимались изученном и теоретическим
описанием принципов управленческой деятель­ности, однако все они были только
последователями Файоля, развивавшими, дополнявшими и конкретизировавшими его
учение.