Каталог :: Менеджмент

Контрольная: Оценка конкурентоспособности товара

Содержание

Содержание. 1 Введение. 2 1. Оценка конкурентоспособности товара по техническим параметрам. 4 2. Оценка конкурентоспособности товара по экономическим параметрам. 8 Заключение. 10 Литература. 13

Введение

Товарная политика занимает одно из ключевых мест в общей системе маркетинговой деятельности и системе «маркетинг-микс», содержащей помимо товарной ценовую, сбытовую и стимулирующую политику, и изучает меры по повышению конкурентоспособности выпускаемой предприятием продукции, прежде всего ее качественных характеристик, соответствующих запросам конечных потребителей, созданию новых товаров, оптимизации их ассортимента, удлинению жизненного цикла. Фирма, осуществляя товарную политику, преследует цель производить такие товары, которые в наибольшей степени могут удовлетворить потребителя и которые он предпочтет всем другим аналогичным товарам, т.е. товары, которые окажутся приоритетными при выборе потребителем продукции на рынке и будут обладать высокой конкурентоспособностью и высоким качеством. Для обеспечения высокого качества товара и его конкурентоспособности важно не столько выявление брака, как его предупреждение. С этой целью необходимо создание и совершенствование единой системы управления качеством товара. Не может предприятие, поставляющее низкосортную, отсталую продукцию на внутренний рынок, быть конкурентоспособным на внешних рынках. В то же время предприятие, стремящееся удовлетворить потребности своих внутренних заказчиков на уровне самых высоких стандартов, соответствующих современному и перспективному уровню развития мировой науки и техники, заведомо будет конкурентоспособным и на самом требовательном международном рынке. Поэтому базой для оценки конкурентоспособности товара должно являться исследование потребностей покупателя, требований рынка. Именно рынок представляет собой ту сферу общественных отношений, где товары, конкурируя между собой, проходят сравнение и проверку потребителем на соответствие его потребностям и где выявляется отклонение от этих потребностей. Товар – главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия развития рыночных отношений в экономике. Товар – точный индикатор экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью. Конкурентоспособность товара – это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность – сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара. Она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара- конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производительного и (или) личного потребления.

1. Оценка конкурентоспособности товара по техническим параметрам

С техническими параметрами товара связывается первый шаг потребителя к выбору изделия в качестве потенциального “кандидата” на покупку. Этот шаг возможен только тогда, когда такие параметры показывают, что данный товар удовлетворяет соответствующую потребность. Если не все параметры соответствуют требованиям потребителя, то это означает, что данное изделие не конкурентоспособно по отношению к потребителю, который вынужден в данном случае обращаться к другим изделиям. Такую оценку покупателя можно выразить в количественной форме как процентное отношение величины того или иного технического параметра к величине параметра, при которой элемент потребности полностью удовлетворяется. Все эти частные индексы параметров принято называть относительными параметрами качества. Но не следует забывать, что при исследовании группы технических параметров, среди них выделяются наиболее важные по значимости и менее значимые в потребительских предпочтениях. Поэтому принимается значимость всех исследуемых технических параметров за 100% или за 1 и уже, затем параметрам присваивается коэффициент значимости или вес параметров. Созидание весовой базы технических параметров наиболее сложный процесс всего анализа конкурентоспособности. Основным источником для построения весовой базы технических параметров являются рыночные исследования – изучение спроса и опроса потребителей, выставки образцов с демонстрацией в деле и т. п. На практике, чаще всего, оценку весовых параметров дают специалисты (сбытовики; торговые агенты, знакомые с требованиями потребителей; экспертные группы, а также специальные исследовательские фирмы). Если просуммировать индексы параметры ij, умноженные на соответствующий вес j-го параметра a (исследуемой группы параметров), то получится сводный параметрический индекс качества (индекс технических параметров). Так в Таблице 1 приводятся технические параметры на корпусную мебель (стенки) различных крупных предприятий, веса параметров (коэффициенты значимости) и балльная оценка (по 5-балльной шкале) каждого параметра, а также сводный параметрический индекс качества. Таблица 1 – Технические параметры
Название товараНабор технических параметровJ
ДизайнУдобствоМатериалФурнитураДолговечность
Вес параметров20% (0,2)15% (0,15)30% (0,3)10% (0,1)25% (0,25)
ОАО “СМК” “Заречье-6”554444,35

ОАО “Стайлинг”

“Этюд-3”

445454,55
“ВОГ” “Формат-10”344454,05
ООО “ШМП” “Гранит М1”443443,70
Рисунок 1 Исходя из данных Таблицы 1 по техническим параметрам (дизайн, удобство, материал, фурнитура, долговечность) можно отметить следующее: 1. По дизайну. Учитывая современные направления в конкуренции дверей корпусной мебели, которые в основном задают ее стилевые черты, наивысшую оценку имеет ОАО “СМК” – “Заречье-6”. ОАО “Стайлинг” – “Этюд-3” и ООО “ШМП” – “Гранит-М1” поделили второе место. Аутсайдером данной категории стала “ВОГ” – “Формат-10”. 2. По удобству. Глядя на то, как мебель обеспечивает возможность осуществления перекомпоновок, наивысшую оценку имеет также ОАО “СМК” – “Заречье-6”. Остальные модели имеют примерно одинаковый уровень удобства. 3. По материалу. Рассматривая физико-химические свойства материала, применение натурального шпона, позволяющего увеличить срок службы мебели, текстуры материала, создающего благоприятное воздействие на психологическое состояние человека: улучшает общее самочувствие, дает заряд бодрости, можно выделить ОАО “Стайлинг” – “Этюд-3”. От него немного отстали ОАО “СМК” – “Заречье-6”, “ВОГ” – “Формат-10” и последнее место в данной категории имеет и ООО “ШМП” – “Гранит-М1”. 4. По фурнитуре. Учитывая, что покупатели чаще отдают предпочтение золотистому декору и фурнитуре в том же стиле, здесь нельзя четко выделить лидера. Все рассматриваемые изделия имеют сравнительно одинаковый уровень оценки фурнитуры. 5. По долговечности. Обращая внимание на тонкослойные, матовые и полуглянцевые покрытия, обеспечивающие сохранение естественного цвета мебели на более долгий срок, на материал, используемый при изготовлении, и на качество петель и креплений, первое место поделили ОАО “Стайлинг” – “Этюд-3” и “ВОГ” – “Формат-10”. От них отстали и соответственно поделили второе место ОАО “СМК” – “Заречье-6” и ООО “ШМП” – “Гранит-М1”. Учитывая бальные оценки и вес параметров каждой технической характеристики, получаем сводный параметрический индекс качества (индекс технических параметров). Значит, по техническим параметрам более конкурентоспособной является стенка ОАО “Стайлинг” – “Этюд-3” (4,55), от нее незначительно отстала стенка ОАО “СМК” – “Заречье-6” (4,35), “ВОГ” – “Формат-10” заняла третье место (4,05) и на последней позиции находится ООО “ШМП” – “Гранит-М1”.

2. Оценка конкурентоспособности товара по экономическим параметрам

Расходы покупателей, связанные с данным изделием, зависят от экономических показателей (параметров), прямо или косвенно показывающих издержки, которые понесет потребитель в момент покупки товара и в процессе ее использования. Таблица 2 – Экономические параметры
ПараметрыОАО “СМК” “Заречье-6”ОАО “Стайлинг” “Этюд-3”“ВОГ” “Формат-10”ООО “ШМП” “Гранит М1”
Цена приобретения2479 грн.2052 грн.2360 грн.2052 грн.
Цена эксплуатации (цена ремонта)

7%

(174 грн.)

5%

(26 грн.)

11%

(260 грн.)

15%

(308 грн.)

Исходя из данных Таблицы 2 по экономическим параметрам (цена приобретения и цена эксплуатации) можно отметить следующее: 1. По цене приобретения. Хотя всю мебель по цене можно отнести к одной категории и каждая из представленных моделей отлична от другой, тем не менее, довольно условно можно сравнить эти модели. Дороже всего нам обойдется “Заречье-6” от ОАО “СМК” (2479 грн.). “Формат-10” от “ВОГ” можно приобрести за 2360 грн., дешевле обойдется “Этюд-3” от ОАО “Стайлинга” (2052 грн.) и столько же мы заплатим за “Гранит-М1” от ООО “ШМП” (2052 грн.). 2. По цене эксплуатации. Наименьшие затраты по эксплуатации мы понесли, если приобрели “Этюд-3” от ОАО “Стайлинга” (5%). Цена эксплуатации “Заречье-6” от ОАО “СМК” составит 7%, “Формат-10” от “ВОГ” потребует 11%, а самые высокие расходы на эксплуатацию приходятся на “Гранит-М1” от ООО “ШМП” (15%). Таким образом, экспериментально-расчетная оценка показывает разную значимость вероятного спроса по техническим и экономическим параметрам, что, впрочем, подтверждается результатами реального опроса потребителей, так как исследования показывают, что 72% опрошенных интересуются эстетическим видом изделия, его ценой и функциональными возможностями. Все потенциальные потребители желают, чтобы мебель обеспечивала возможность осуществления перекомпоновок, включая разделение крупногабаритных наборов корпусных изделий на отдельные сборочные единицы. 54% покупателей предпочитают золотистый декор, строгие формы мебели классического стиля. В настоящее время предприятия выпускают различные виды наборов корпусной мебели. Путём дифференцирования изменяют ассортимент отдельно компонуемых изделий: шкафов для одежды, белья, книг, посуды, тумб-подставок и полок различного назначения, угловых секций и др. Применяется вариация изделий по видам отдельных материалов, декоративного убранства и фурнитуры. Изделия изготовляют с различными фасадами рельефной формы, разнообразными сочетаниями открытых, остеклённых и глухих проемов – с применением разных компонентов внутреннего устройства, в том числе выдвижных ящиков, кассет и вращающихся витрин-баров.

Заключение

Термин «конкуренция» в экономической литературе имеет различные трактовки. В общем понимании – это тип поведения фирм-соперников на определенном рынке. Конкурентоспособность товара (услуги) – его преимущество по сравнению с каким-то другим товаром при решении потенциальным покупателем своих проблем. В общем виде, конкурентоспособность – это сравнительное преимущество, которое не является имманентным качеством товара, а заменяется во времени под воздействием множества различных факторов. Конкурентоспособность может быть оценена только в сравнении конкурентов. При исследовании конкурентоспособности необходимо: · выбрать базовые товары сравнения, · выбрать критерии сравнения (показатели). Обоснованно сравнивать идентичные товары, то есть те, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, распространяются по аналогичным каналам, ориентированы на одну и ту же целевую группу. Конкурентоспособность любой продукции может быть определена только в результате его сравнения с другим товаром и, следовательно, является относительным показателем. По своей сути она отражает отличие продукции от товара конкурента по степени удовлетворения конкретной общественной потребности. Для того чтобы выяснить конкурентоспособность какого-либо объекта, необходимо не просто сравнить его с другими товарами по степени их соответствия конкретной общественной потребности, но и учесть при этом затраты на маркетинг и затраты потребителя на покупку и использование для удовлетворения своей потребности. Если конкурентоспособность продукции достаточно высока, необходимо обеспечить достаточно массовый ее выпуск и поставку на рынок, чтобы полностью удовлетворить все увеличивающийся спрос. Если этого не обеспечить, потенциальные покупатели будут вынуждены приобретать товары конкурентов и тогда фирма будет нести убытки. Вот почему показатели конкурентоспособности товара необходимо задавать во время проектирования с большим запасом, то есть с учетом выводов прогноза конкуренции. Вместе с тем следует помнить, что разработка товара с очень высокой конкурентоспособностью требует длительного времени и больших расходов, так что нередко выгоднее поступиться некоторыми показателями, чтобы раньше конкурентов выйти на рынок и завоевать внимание покупателей. Подводя итоги, можно сказать, что мебель от ОАО “Стайлинга” – “Этюд-3” является наиболее конкурентоспособной, так как при относительно низкой цене она имеет наименьший процент эксплуатационных расходов и в большей степени отвечает потребительским предпочтениям. На вторую ступень можно поставить мебель от ОАО “СМК” – “Заречье-6”, так как при незначительно большей цене она обладает не высоким процентом эксплуатационных расходов и хорошей степени удовлетворяет потребительским предпочтениям. Мебель от “ВОГ” – “Формат-10” и от ООО “ШМП” – “Гранит-М1” можно поставить на одну ступень, так как первая при более высокой цене имеет меньший процент эксплуатационных расходов и в большей степени удовлетворяет предпочтениям потребителей, и другая, при более низкой цене имеет более высокий процент эксплуатационных расходов и в меньшей степени удовлетворяет потребительским предпочтениям. Тем самым “ВОГ” – “Формат-10” и ООО “ШМП” – “Гранит-М1” можно отнести на третье место по конкурентоспособности.

Литература

1. Багиев Г. Л. и др. Маркетинг: Учебник для ВУЗов / М.: “Экономика”, 2000г. 2. Бодди Д. Основы менеджмента. – СПб.: Питер, 2002. 3. Диксон П. Управление маркетингом: Учебное пособие. – М.: Бином, 2000 4. Соловьев Б. А. Управление маркетингом М.: ИНФРА-М, 2002. 5. Бухалков М. Маркетинг, Москва 2001 6. Экономика предприятия / Под ред. проф. Н.А. Сафронова. – М.: “Юристъ”, 2000 7. Фатхутдинов Р. Конкурентоспособность и подготовка кадров// Общество и экономика. – 1999